Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
131
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / DISTANCE EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION / STUDENT'S PERSONALITY / ANXIETY / AGGRESSIVENESS / CONFLICTNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Т. В.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена трансформацией процесса учебной деятельности при переходе на дистанционный формат образования в условиях социальной изоляции. Цель статьи состоит в выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного формата, а также психологических, социально - психологических, педагогических факторов, влияющих на личностные характеристики студентов. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются психолого - педагогический анализ, анкетирование, психодиагностическое тестирование. В результате исследования выявлены психологические и социально - психологические положительные факторы дистанционного формата обучения. Среди них снижение стресса вследствие ощущения безопасности из-за уменьшения шансов заражения коронавирусом; возможности управлять своим временем. К отрицательным факторам дистанционного обучения относятся проблемы с интернет - ресурсами и психолого - педагогические проблемы. Анализ результатов психодиагностических методик показал, что недостаток общения с одногруппниками и преподавателями приводит к повышению агрессивности и конфликтности, снижению коммуникативной толерантности. У студентов обнаружены низкие показатели тревожности, высокие показатели активности и настроения. Полученные результаты дополняют представления о психологических, педагогических, социально - психологических последствиях дистанционного формата вынужденной самоизоляции для студентов. Теоретическая значимость данной работы заключается в расширение научного представления о влиянии дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов при выстраивании перспектив всестороннего педагогического и психологического воздействия на личность студента, определяют вектор воспитательной работы со студентами вуза. Материалы статьи могут быть полезными администрациям вузов, преподавателям, занимающиеся проблемами организацией и проведением дистанционного формата образования и исследователям, занимающихся данной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE DISTANCE EDUCATION EFFECT ON THE STUDENT'S PERSONAL ATTRIBUTES

The relevance of the problem under examination is due to the transformation of the educational process to the distance education format in conditions of social isolation. The purpose of the article is to identify the positive and negative aspects of the distance education, as well as psychological, sociopsychological, and pedagogical factors that affect changes on the student's personal attributes. The leading approaches to the study of this problem are psychological and pedagogical analysis, questionnaires, and psychodiagnostic testing. The research revealed positive psychological and socio-psychological factors of distance education. There are stress reducing due to the decrease of the risks of infection with coronavirus; the ability to manage one’s own time. Negative factors of the remote education include problems with Internet resources and psychological and pedagogical problems. Analysis of the results of psychodiagnostic methods showed that the lack of communication with group mates and teachers leads to increased aggression and conflictness, and a decrease in communicative tolerance. Low levels of anxiety, high levels of activity and mood were also detected. These results complement the understanding of the psychological, pedagogical, and sociopsychological consequences of the distance education in the forced self-isolation for students. The theoretical significance of this work is to expand the scientific understanding of the impact of distance education on the student's personal attributes. Practical significance consists in the possibility of using the results in forming of the prospectives for a comprehensive pedagogical and psychological impact on the student's personality, which determine the vector of educational work with University students. The results of this study can be useful for University administrations, teachers involved in the organization and conduct of the distance education, and researchers involved in this issue.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА»

УДК 37.018.43:004:159.923-057.875

Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента

The study of the distance education effect on the student's personal attributes

Рябова Т.В., ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет,

tatry@rambler. ru

Ryabova T., Kazan State Medical University, tatry@rambler.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.030

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, образовательный процесс, цифровизация высшего образования, личность студента, тревожность, агрессивность, конфликтность.

Keywords: distance education, educational process, digitalization of higher education, student's personality, anxiety, aggressiveness, conflictness.

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена трансформацией процесса учебной деятельности при переходе на дистанционный формат образования в условиях социальной изоляции.

Цель статьи состоит в выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного формата, а также психологических, социально - психологических, педагогических факторов, влияющих на личностные характеристики студентов.

Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются психолого - педагогический анализ, анкетирование, психодиагностическое тестирование.

В результате исследования выявлены психологические и социально - психологические положительные факторы дистанционного формата обучения. Среди них снижение стресса вследствие ощущения безопасности из-за уменьшения шансов заражения коронавирусом; возможности управлять своим временем. К отрицательным факторам дистанционного обучения относятся проблемы с интернет - ресурсами и психолого - педагогические проблемы.

Анализ результатов психодиагностических методик показал, что недостаток общения с одногруппниками и преподавателями приводит к повышению агрессивности и конфликтности, снижению коммуникативной толерантности. У студентов обнаружены низкие показатели тревожности, высокие показатели активности и настроения.

Полученные результаты дополняют представления о психологических, педагогических, социально -психологических последствиях дистанционного формата вынужденной самоизоляции для студентов. Теоретическая значимость данной работы заключается в расширение научного представления о влиянии дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов при выстраивании перспектив всестороннего педагогического и психологического воздействия на личность студента, определяют вектор воспитательной работы со студентами вуза.

Материалы статьи могут быть полезными администрациям вузов, преподавателям, занимающиеся проблемами организацией и проведением дистанционного формата образования и исследователям, занимающихся данной проблематикой.

Abstract. The relevance of the problem under examination is due to the transformation of the educational process to the distance education format in conditions of social isolation.

The purpose of the article is to identify the positive and negative aspects of the distance education, as well as psychological, sociopsychological, and pedagogical factors that affect changes on the student's personal attributes.

The leading approaches to the study of this problem are psychological and pedagogical analysis, questionnaires, andpsychodiagnostic testing.

The research revealed positive psychological and socio-psychological factors of distance education. There are stress reducing due to the decrease of the risks of infection with coronavirus; the ability to manage one's own time. Negative factors of the remote education include problems with Internet resources and psychological and pedagogical problems.

Analysis of the results of psychodiagnostic methods showed that the lack of communication with group mates and teachers leads to increased aggression and conflictness, and a decrease in communicative tolerance. Low levels of anxiety, high levels of activity and mood were also detected.

These results complement the understanding of the psychological, pedagogical, and sociopsychological consequences of the distance education in the forced self-isolation for students. The theoretical significance of this work is to expand the scientific understanding of the impact of distance education on the student's personal attributes. Practical significance consists in the possibility of using the results in forming of the prospectives for a comprehensive pedagogical and psychological impact on the student's personality, which determine the vector of educational work with University students.

The results of this study can be useful for University administrations, teachers involved in the organization and conduct of the distance education, and researchers involved in this issue.

Введение. Весной 2020 года для сдерживания распространения коронавирусной инфекции в Росси был введен режим социальной изоляции, а система образования была переведена на дистанционный режим.

Адаптация к новым условия жизни в условиях самоизоляции, процесс учебной деятельности в новой повседневной реальности привели к изменениям в личностных характеристиках студентов.

А.Л. Журавлев, Д.А. Китова подчеркивают, что «полисемичность (непредсказуемая многовариантность) выступает ведущим психологическим фоном протекания пандемии коронавируса, что повышает фундаментальную значимость полученных в данный период знаний» [6].

На сегодняшний день появилось значительное количество работ, посвященных проблемам, возникших в период дистанционного формата обучения.

Так, О.И. Башлакова считает, что образовательные организации, преподаватели и студенты не были готовы к кардинальным переменам образовательного процесса, полностью измененного в период пандемии [1].

Не только недостатки, но и достоинства дистанционного обучения выделяют И.В. Бушуев, Ю.Б. Нектаревская, О.Н. Толстокора [3]. Авторами определены перспективы развития дистанционного обучения в высших учебных заведениях с учетом опыта применения соответствующих методик в период пандемии коронавируса в 2020 г. в России.

А.В. Бобылев представляет основные преимущества применения цифровых технологий в высшем образовании, раскрывает сущность учебной самоорганизации, презентует модели образовательного процесса с использованием цифровых ресурсов [2].

Преимуществами обучения в дистанционном формате являются возможность планировать свое время и отсутствие стресса, а недостатками -отсутствие обратной связи, сложности самостоятельного обучения. Такие выводы

делают П.Л. Горелик, Н.В. Петэн, Т.А. Бояльская в своем обзоре [4]. Авторы считают, что среди главных проблем дистанционного обучения на платформе МООБЬБ - массовое копирование заданий, огромное количество работ студентов на проверке.

Опрос, проведенный среди более 35 тысячи студентов из более 400 вузов России показал, что основные проблемы дистанционного формата обучения: недостаток общения с одногруппниками, проблемы с техникой, сложность обучения в домашней обстановке, при этом ощущение стресса и беспокойства за будущее стали испытывать 66% опрошенных [5].

Ряд работ посвящен проблеме влияния дистанционного формата на различные сферы личности студентов. Так, И.Г. Скотникова, П.И. Егорова, Ю.Л. Огаркова, Л.С. Жиганов исследовали психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии соу1<1-19. У половины респондентов авторы выявили высокие показатели тревожности, низкие показатели «гибкости» саморегуляции, и независимые факторы: эмоциональный интеллект, бдительность, самочувствие и настроение, рефлексию и контроль [12].

Е.Е. Руслякова, А.А. Голубь, Ю.П. Киселева Ю.П. исследовали особенности нервно -психического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции [10]. Было выделено пять факторов, определяющие уровни нервно -психического напряжения адаптивность, вариативность действий, осознанная регуляция активности, целеобразование, потребность действовать.

Стили саморегуляции поведения

студенческой молодежи и виды существующих у них страхов в ситуации вынужденной самоизоляции представлены в исследовании В.В. Котлярова, Л.В. Киреевой [7].

Н.В. Сидяче ва, Л.Э. Зотова делают вывод, что большинство студентов отметили преимущество очной формы обучения и очного взаимодействия с преподавателями и одногруппниками [11].

В период резкого перехода на дистанционное обучение основной акцент делался на решение проблемы организации учебного процесса и на обучение, при этом вопросы воспитания личности студента отошли на второй план.

Система оценки в медицинском образовании включает в себя не только оценку знаний и навыков (профессиональных, коммуникативных), но и аффективную сферу (коммуникации, взаимодействие). Большое количество работ посвящены проблемам обучения в дистанционном формате, при это изменениям в личностных характеристиках студентов уделено недостаточное внимание.

Цель статьи состоит в выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения, а также психологических, социально - психологических, педагогических факторов, влияющих на изменение личностных характеристик студентов; проведение сравнительного анализа различных показателей личностных характеристик в коммуникативной и эмоциональной сферах до и после ситуации дистанционного формата обучения.

Материалы и методы исследования. Исследование опиралось на анализ педагогических, психологических источников, периодических профессиональных изданий, общенаучные идеи системного и деятельностного подходов.

Опытно-экспериментальная работа

осуществлялась в Казанском Государственном Медицинском университете (КГМУ). В исследовании приняли участие 101 студент вторых и третьих курсов факультета социальной работы и высшего сестринского образования, медико-профилактического факультетов.

Экспериментальная часть заключалась в проведении анкетирования студентов (оригинальная анкета составлена автором статьи). Также использовалась психодиагностические методики:

- тест определения личностной и реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера, в модификации Ю.Л. Ханина;

- тест «Коммуникативная толерантность» В.В. Бойко;

- тест Томаса - Килмана;

- тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН);

- тест выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик (авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).

На первом этапе проводилось изучение научной литературы по проблеме исследования. На втором этапе (сентябрь, октябрь 2020 года) осуществлялось анкетирование, беседы, психодиагностическое тестирование. На третьем этапе выполнялась статистическая обработка данных, проводились анализ и интерпретация полученных результатов исследования, уточнялись выводы.

Результаты. При анализе ответов студентов на оригинальную авторскую анкету были определены следующие психологические и социально-психологические положительные факторы дистанционного формата обучения.

Психологические факторы:

- снижение стресса вследствие ощущения безопасности: уменьшение шансов заражения коронавирусом отметили 74% опрошенных;

- снижение стресса (59%): отсутствие общения с неприятными людьми, страха перед устными ответами, опозданиями на лекции, лучшая видимость слайдов по сравнению с аудиторными занятиями, меньше устаёшь от учёбы. Отметим, что по результатам сессии количество задолженностей резко сократилось по сравнению с предыдущими годами.

- высвобождение временных ресурсов и возможность самому строить расписание (89% опрощенных): между парами можно сделать личные дела, можешь сам управлять временем, есть время на саморазвитие.

Социально - психологические факторы:

- занятия в комфортных домашних условиях (63%): расслабленное состояние, комфортные одежда, положение тела, свежий воздух;

- экономическая выгода (47%): отсутствие трат на транспорт, обед в столовой.

К отрицательным фактора дистанционного обучения относятся социально-психологические и психолого-педагогические факторы.

Социально-психологические факторы:

- проблемы с IT ресурсами: перебои с интернетом, c платформой ZOOM, отключение электричества и др. (93%);

Психолого-педагогические факторы:

- отсутствие «живой коммуникации» с преподавателями, одногруппниками (94% опрошенных);

- отсутствие «личного контакта», общения с преподавателем, нет обратной связи, некому задать вопросы; замена обучения на самообучение; «скучно, однообразно, необходимость слушать нудную речь с текстом, который уже есть в презентации» (90% опрошенных);

сложности при освоении материала: информация усваивается частично, мало возможностей подробно изучить какие-либо моменты за 40 минут; большой объем информации на самостоятельное изучение; слишком много заданий, ограниченное время занятий из-за чего приходиться торопиться во время выступлений (84%);

- сложности концентрации внимания: не всегда бывает концентрация на учебе в домашней обстановке; родные, родственники могут мешать занятиям (51%);

- вред для здоровья: нагрузка на зрение, нет занятий по физической культуре (32%).

При анализе данных, полученных после проведения психодиагностических тестов и опросников обнаружены следующие результаты.

При выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик (авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) обнаружено, что студенты склонны проявлять неуступчивость и напористость в большей степени, чем до 2020 года. У них повысился уровень негативной агрессивности, что свидетельствует по повышении нетерпимости к мнению других. Повышение показателя

«конфликтность» свидетельствует о том, что студенты стали чаще проявлять бескомпромиссность, вспыльчивость,

обидчивость.

Результаты, полученные после определения тревожности, сравнивались с данными, полученными нами в 2019 году [9]. Отметим, что тогда опрашивались студенты, имеющие задолженности по различным дисциплинам. По результатам летней сессии 2020 года количество студентов, имеющих задолженности, снизилось в разы. Данные, полученные в сентябре 2020 года показывают, что показатели личностной и реактивной тревожности близки к нижним границам нормы и снизились по сравнению с 2019 годом (достоверные различия по показателю «реактивная тревожность» (1= 3,2 при р<0,005)).

Результаты измерения показателей психического состояния до 2020 года были следующими: отличное самочувствие (5, 2 балла), низкая активность (3,8) и настроение в границах нормы (4,8) [8]. В сентябре 2020 года измерения самочувствия, проводимые в аудиторном формате были аналогичные (5,1 балл), активность и настроение повысились (достоверные различия по показателю «настроение» (1= 2,5 при р<0,005)).

60 50 40 30 20 10 0

Личностная тревожность

Реактивная тревожность

Коммуникативная толерантность

т

Конфликтность

Идо 2020 0 после 2020

Рисунок 1. - Показатели теста определения тревожности и коммуникативной толерантности

Коммуникативная толерантность,

показывающая степень переносимости личностью неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию, в 2020 году у студентов стала ниже показателя до 2020 года. Студенты стали менее склонными воспринимать другого таким, каков он есть, демонстрируют большую нетерпимость к

ценностям и интеллектуальному своеобразию другого человека.

Анализ результатов, полученных по тесту Томаса - Килманна показал, что у студентов стали чаще, по сравнению с данными до 2019 года, проявляться стили «соперничество» и «избегание». До периода дистанционного обучения они чаще сотрудничали и шли на компромисс.

Негативная агрессивность Позитивная агрессивность Приспособление Избегание, уход

Компромисс шшшшш^д

Сотрудничество Соперничество

0 12 3 4

Н после 2020 ЕЗдо 2020

Рисунок 2. - Показатели теста Томаса - Килмана и теста склонности субъекта к агрессивности

Таким образом, недостаток общения с одногруппниками и преподавателями приводит к повышению агрессивности и конфликтности, снижению коммуникативной толерантности. Вместе с тем в целом опрошенные студенты демонстрируют снижение тревожности, повышение активности и настроения. Полученные нами данные о повышении агрессивности студентов совпадают с выводами, представленными в работе Е.Е. Руслякова, А.А. Голубь, Ю.П. Киселева о том, что «чем выше агрессивность в обычном ее представлении как стремление к разрушению и совершению негативных поступков, тем выше общий уровень саморегуляции, который понимается как осознанный контроль над своим поведением» [10].

Заключение. Полученные результаты дополняют представления о психологических, педагогических, социально - психологических последствиях дистанционного формата вынужденной самоизоляции для студентов.

Изменения личностных характеристик после дистанционного формата обучения выступают в виде сложного интегрального явления, проявляются на социально-психологическом, индивидуально-психологическом, педагогическом уровнях, как система отношений личности к

различным сторонам изменившейся

действительности, отражающаяся в различных сферах личности.

Теоретическая значимость данной работы заключается в расширение научного представления о влиянии дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов при выстраивании перспектив всестороннего педагогического и психологического воздействия на личность студента, определяют вектор воспитательной работы со студентами вуза.

В качестве рекомендаций по внедрению результатов исследования можно предложить следующие действия:

- организация индивидуальных консультаций студентов с психологом для снижения уровней агрессивности и конфликтности;

- организация методических курсов для преподавателей по формированию у них толерантного отношения к студентам, демонстрирующим негативные эмоции и деструктивные стратегии поведения;

- проведение групповых тренингов для студентов по обучению самоуправлению и саморегуляции поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Башлакова О.И. О некоторых проблемах дистанционного обучения в России в период пандемии / О.И. Башлакова // Юридическое образование и наука. - 2020. - № 7. - С. 15-19.

2. Бобылев А.В. Развитие учебной самоорганизации студентов в условиях цифровизации высшего образования / А.В. Бобылев // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 4(141). - С. 80-85.

3. Бушуев И.В., Нектаревская Ю.Б., Толстокора О.Н. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в современной российской высшей школе / И.В. Бушуев, Ю.Б. Нектаревская, О.Н. Толстокора // Вестник Южно-российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института).

9

Серия: Социально-экономические науки. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 14-21.

4. Горелик П.Л., Петэн Н.В., Бояльская Т.А. Системы «Moodle» и социальная сеть «ВКонтакте» как платформы для дистанционного образования / П.Л. Горелик, Н.В. Петэн, Т.А. Бояльская // Вестник Академии энциклопедических изданий. - 2020. - № 3(40). - С. 5-13.

5. Губернаторов Е. Студенты назвали основные проблемы онлайн обучения [Электронный ресурс] / Е. Губернаторов // Общество: РБК: ежедн. интернет-издание 19 августа 2020 года. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d16 7de1a41

6. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Отношение жителей России к информации о пандемии коронавируса (на примере пользователей поисковых систем интернета) / А.Л. Журавлев, Д.А. Китова // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41. - № 4. - С. 519.

7. Котлярова В.В., Киреева Л.В. Виды страхов и саморегуляция поведения студенческой молодежи в ситуации вынужденной самоизоляции / В.В. Котлярова, Л.В. Киреева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 7(75). - С. 70-76.

8. Петрова Р.Г., Рябова Т.В. Восприятие инновационных образовательных технологий

Referen

1. Bashlakova O.I. On some problems of distance learning in Russia during a pandemic / O.I. Bashlakova // Legal Education and Science. - 2020. - № 7. - P. 15-19.

2. Bobylev A.V. Development of educational self-organization of students in the context of digitalization of higher education / A.V. Bobylev // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 4(141). - S. 80-85.

3. Bushuev I.V., Nektarevskaya Yu.B., Tolstokora O.N. Problems and prospects for the development of distance learning in modern Russian higher education / I.V. Bushuev, Yu.B. Nektarevskaya, O.N. Tolstokora // Bulletin of the South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Series: Socioeconomic sciences. - 2020. - T. 13. - № 4. - S. 14-21.

4. Gorelik P.L., Petin N.V., Boyalskaya T.A. Systems "Moodle" and the social network "VKontakte" as platforms for distance education / P.L. Gorelik, N.V. Petain, T.A. Boyalskaya // Bulletin of the Academy of encyclopedic publications. - 2020. - № 3(40). - S. 5-13.

5. Governors E. Students named the main problems of online learning [Electronic resource] / E. Governors // Society: RBC: ezhedn online edition August 19, 2020. -Access mode: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/ 5f3bbdae9a7947d167de 1a41

6. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. The attitude of the inhabitants of Russia to information about the coronavirus pandemic (on the example of users of Internet search engines) / A.L. Zhuravlev, D.A. Kitova // Psychological journal. - 2020. - T. 41. - № 4. - S. 5-19.

7. Kotlyarova V.V., Kireeva L.V. Types of fears and self-regulation of student youth behavior in a situation of

студентами младших курсов на примере медицинского вуза / Р.Г. Петрова, Т.В. Рябова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 1. - С. 164-168.

9. Петрова Р.Г., Рябова Т.В. Низкая успеваемость студентов младших курсов: мера социальной ответственности университета / Р.Г. Петрова, Т.В. Рябова // Управление устойчивым развитием. - 2019. - № 1. - С. 62-67.

10. Руслякова Е.Е., Голубь А.А., Киселева Ю.П. Особенности нервно - психического напряжения у современных студентов в условиях вынужденной самоизоляции / Е.Е. Руслякова, А.А. Голубь, Ю.П. Киселева // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - Т. 8. - № 3. - С. 69-82.

11. Сидячева Н.В., Зотова Л.Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты [Электронный ресурс] / Н.В. Сидячева, Л.Э. Зотова // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. -С. 218-225. - Режим доступа: Ьйр://1ор-technologies.ru/ru/article/view?id=38060

12. Скотникова И.Г., Егорова П.И., Огаркова Ю.Л., Жиганов Л.С. Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии covid-19 / И.Г. Скотникова, П.И. Егорова, Ю.Л. Огаркова, Л.С. Жиганов // Социальная и экономическая психология. -2020. - Т. 5. - № 2(18). - С. 245-268.

forced self-isolation / V.V. Kotlyarova, L.V. Kireeva // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2020. - № 7(75). - S. 70-76.

8. Petrova R.G., Ryabova T.V. Perception of innovative educational technologies by junior students on the example of a medical university / R.G. Petrova, T.V. Ryabova // Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - № 1. - S. 164-168.

9. Petrova R.G., Ryabova T.V. Low academic performance of junior students: a measure of university social responsibility / R.G. Petrova, T.V. Ryabova // Sustainable Development Management. - 2019. - № 1. - P. 62-67.

10. Ruslyakova E.E., Golub A.A., Kiseleva Yu.P. Peculiarities of neuropsychic tension among modern students in conditions of forced self-isolation / E.E. Ruslyakova, A.A. Dove, Yu.P. Kiseleva // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - T. 8. - № 3. -S. 69-82.

11. Sidyacheva N.V., Zotova L.E. The situation of forced self-isolation during a pandemic: psychological and academic aspects [Electronic resource] / N.V. Sidyacheva, L.E. Zotova // Modern high technologies. - 2020. - № 5. - S. 218-225. - Access mode: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38060

12. Skotnikova I.G., Egorova P.I., Ogarkova Yu.L., Zhiganov L.S. Psychological features of experiencing uncertainty during the covid-19 epidemic / I.G. Skotnikov, P.I. Egorova, Yu.L. Ogarkova, L.S. Zhiganov // Social and Economic Psychology. - 2020. - T. 5. - № 2(18). - S. 245268.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.