Человеческий организм - чрезвычайно сложен, поэтому полностью воспроизвести картину воздействия на него интенсивного использования электронных устройств в рамках дистанционного обучения затруднительно. Требуются полномасштабные и долговременные исследования по различным областям медицины. Приведенные выше примеры свидетельствуют, что воздействие это носит, в основном, негативный характер для физического состояния обучающегося. С учетом масштабов и одномоментности внедрения онлайн-обучения (фактически вся молодежь страны оказалась в новых для себя условиях учебы) выявлен-
Библиографический список
ные тенденции заставляют тревожиться за здоровье подрастающего поколения. Причем и в других странах воздействие на организм молодых людей и девушек имеет похожие последствия, значит, проблема выходит за рамки национальных границ и приобретает планетарный характер. Решения необходимо принимать быстро, но продуманно: меры по принудительному массовому внедрению, как и полному запрету дистанционной формы обучения, носят одинаково деструктивный характер. Отказ от принятия каких-либо решений чреват проблемами для всего подрастающего поколения, а значит, и для будущего всего человечества.
1. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ 2016; Ч. 2: 19 - 28.
2. Вахитов Д.Р Сингулярность. Москва: РУСАЙНС, 2019.
3. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Миннигалиева В.З., Яхина Л.Т. К вопросу о публикациях в периодических научных изданиях. Сибирский педагогический журнал: Научное периодическое издание. Новосибирск: Издательство НГПУ 2020; № 3: 112 - 120.
4. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Лапытов РА., Саитова РГ. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Какой вред наносит человеку компьютер. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
References
1. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalem v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016; Ch. 2: 19 - 28.
2. Vahitov D.R. Singulyarnost'. Moskva: RUSAJNS, 2019.
3. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Minnigalieva V.Z., Yahina L.T. K voprosu o publikaciyah v periodicheskih nauchnyh izdaniyah. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal: Nauchnoe periodicheskoeizdanie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU. 2020; № 3: 112 - 120.
4. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Lapytov R.A., Saitova R.G. Osobennosti reagirovaniya sistemy obrazovaniya na proishodyaschie v mire izmeneniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 227 - 230.
5. Kakoj vred nanosit cheloveku komp'yuter. Available at: www.cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/
Статья поступила в редакцию 05.08.21
УДК 378
Dereva R. M., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Karachay-Circassian State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: dereva2020@mail.ru
Bostanov M.S., senior lecturer, Karachay-Circassian State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia)
DESIGN METHOD FOR FORMATION IN THE TEACHING OF ART GRAPHICS AT A UNIVERSITY. The article discusses the impact of the integration of science, technology, art on a person's worldview, and in this regard, the ongoing changes in the socio-cultural sphere and in the field of his activities, affecting, inter alia, changes in education and art. Also, the article pays attention to the traditional materials and techniques of artistic graphics, on which education at the university is based. The main issue in the article is the question of the possible introduction of the project method of shaping integrated with computer graphics programs as an innovative technology in relation to the tasks of the fine arts, in particular, in teaching the discipline Art Graphics at a university. According to the authors of the article, this innovative implementation will contribute to the development of creativity and aesthetic education of the student's personality. The method of graphic solution for obtaining the necessary compositions has been determined.
Key words: integration of science, art, project method, artistic graphics, modern art, computer graphics.
Р.М. Дерева, канд. искусствоведения, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: dereva2020@mail.ru
М.С. Бостанов, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
ПРОЕКТИВОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ В ВУЗЕ
В статье рассматривается вопрос влияния интеграции науки, техники, искусства на мировоззрение человека и происходящие в связи с этим перемены в социокультурной сфере и в сфере его деятельности, влияющие, в том числе, на перемены в образовании, искусстве. Также в статье отводится внимание традиционным материалам и техникам художественной графики, на которых базируется обучение в вузе. Главным в статье является вопрос возможного внедрения проективографического метода формообразования, интегрированного с компьютерными графическими программами в качестве инновационной технологии применительно к задачам изобразительного искусства. В частности, применительно к дисциплине «Художественная графика» в вузе. По мнению авторов статьи, данное инновационное внедрение будет способствовать развитию креативности и эстетическому воспитанию личности обучающегося. Определен способ графического решения для получения необходимых композиций.
Ключевые слова: интеграция науки, искусства, проективографический метод, художественная графика, современное искусство, компьютерная графика.
Интеграция науки, техники, искусства и проникновение ее продуктов во все сферы жизнедеятельности человека не только способствуют реализации человеком тех или иных желаемых замыслов, но и воздействуют на его мировоззрение, мироощущение, мировидение, миропонимание [1]. В своей статье «Категориальный язык современной науки» С.П. Позднева говорит о том, что каждая эпоха характеризуется своим специфическим стилем мышления, своим пониманием реальной действительности, своим преобладающим на данный период развитием науки, методов, форм и средств познания, а также о том, что среди доминирующих направлений, характеризующих современное познание, ученые называют вероятностный, информационный и синергетический стили мышления [2]. Например, отражающие в эпоху Максвелла (XIX в.) вещественно-энергетические понятия «масса», «сила», «энергия» предшествовали понятиям современной науки, отражающей структурно-функциональные, реляционные аспекты действительности, - «самоорганизация», «бифуркация», «хаос», «порядок» и др.
Динамичное развитие науки - ее новейшие достижения и разработки, в том числе в сфере компьютерных технологий, воздействуют на судьбы поколений и структуру общества.
Наука, являясь феноменом культуры, стимулятором ее развития, в то же время сама зависит от состояния культуры и состояния общества, это мотивация и актуализация свершающихся перестроек - интеллектуального, духовного преобразования человека в соответствии со временем [2].
По этому поводу Борев Ю.Б. отметил, что французский мыслитель Тэн (XIX в.) пояснил преобразования в искусстве тем, что общественные настроения и нравы способствуют созданию «духовной температуры», обусловливающей формирование художественного сознания, подобно физической температуре, определяющей развитие флоры и фауны. Французский философ Гюйо (XIX в.) считал искусство функцией общественного организма [3, с. 229]. Субъект художественного сознания века, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древне-
греческое искусство почти в целом обусловило характер грека и его отношение к миру Искусство Возрождения раскрепостило человека от догм средневековья и т.д. [3, с. 257].
Парадигма современного образования при глобализации культуры представляет собой отражение состояния общества, экономики, техники, технологий. Квинтэссенция этого явления кроется в поиске новых путей совершенствования образовательной системы, в том числе и адаптации педагогов и обучающихся к изменяющимся условиям всех сфер жизнедеятельности человека. В век техногенной цивилизации это является необходимым условием.
Таким образом, возможное внедрение различных инновационных средств в образовательную программу обучения приблизит обучающихся к решению некоторых современных задач в определенной сфере их деятельности.
Новизна исследования определяется тем, что впервые рассматривается вопрос внедрения в образовательную систему вуза проективографического метода формообразования. Внедрение проективографического метода с использованием компьютерной графики как одного из средств выразительности в процесс обучения художественной графике в вузе способствует подготовке специалиста (педагога), умеющего адаптироваться к меняющимся жизненным условиям, проявлять высокий уровень креативности при решении поставленных задач в сфере его деятельности.
Тема нововведений в образовании не нова, если рассматривать идеи Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Н.А Корфа, П.П Редкина, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, то понятно, что, разрабатывая вопросы обучения и воспитания, они обращали свое внимание на нововведенческие аспекты. В частности, они изучали в своих исследованиях передовой педагогический опыт [4, с. 10].
Методы исследования включают: теоретические методы - теоретический анализ педагогических трудов, посвященных нововведениям при обучении студентов изобразительному искусству, обобщение и интерпретация результатов анализа; эмпирические методы исследования - педагогическое наблюдение за выполнением учебно-творческих замыслов обучающимися, экспертная оценка результатов работы.
Теоретическая база исследования: сущность инновации, структуру инновационных процессов, их классификацию достаточно основательно отобразили в своих трудах такие ученые, как В.А. Сластенин, Л.С. Подымова [5], А.И. Приго-жин [6], В.А. Яковлев [4], А.В. Кирьякова [7]. О творчестве, креативности писали Е.П. Ильин [8], В.В. Мороз [9], Я.А. Пономарев [10]. Использование проектной графики в изобразительных дисциплинах с использованием компьютерных технологий освещено в трудах В.Н. Памаюнова [11], К.П. Кречетникова [12]. Эстетику цифрового искусства исследовали Ю.Б. Борев, С.В. Ерохин [13], Б. Мандельброт [14], Н.Б. Маньковская, В.В. Бычков [15].
Практическая значимость исследования заключается в том, что в дополнение к имеющимся средствам выразительности изобразительного искусства прибавится еще и компьютерная графика, что значительно повысит креативность обучающихся в условиях техногенной культуры.
Инноватику, как правило, связывают с творчеством, а высшим проявлением творчества, по мнению ученых, считается креативность, предполагающая обширный спектр качеств, которые необходимы для творчества [3, с. 82]. Так, Кларк М. считает, что смысл педагогической технологии состоит в использовании в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, являющихся частью технологии нашего времени [16].
Внедрение инновационной технологии представляется как интеграция разнообразных предметных областей. В данном случае проективографический метод формообразования в приложении к компьютерной графике входит в сферу преподавания изобразительного искусства, в частности художественной графики.
Обучение художественной графике в вузах (отделение ИЗО) базируется на академической основе, которая предполагает реалистический подход к выполнению учебных заданий. Обычно используются традиционные материалы и техники, к которым относятся уголь, сангина, пастель, тушь-перо, смешанная техника и другие. Студенты должны овладеть этими средствами выразительности, а проективографический метод, интегрированный с компьютерной графикой с его возможностями поиска новых форм, всевозможных композиций, может стать дополнительным средством выразительности в графике.
Вступая в своего рода «игровую» комбинаторику вследствие заданных операций с имеющимися в арсенале компьютерной графической программы, например, в двумерной программе (Photoshop, Paint и другие), проигрываются неожиданные, парадоксальные сложноцелостные композиции различного характера - фантастические, беспредметные, иногда фигуративные. В результате порождаются картины с особым строем внутреннего пространства и особым (современным!) ритмом времени, присущие мировидению художника. Данные картины не лишены интеллектуально-философичного характера, в них угадываются сложные и тонкие разветвления ассоциативных тем и поэтических метафор.
Зарождаются абстрактные геометрические картины со строго построенным орнаментальным ритмом формы, фантастические образы космического и земного органического характера. Отдельные картины своей органикой визуально напоминают реалистические фотографии подводного мира или космического мироздания, визуально наделенные признаками растительности или дышащих подвижных существ. Временами изображения получаются с такими сочетаниями
форм и цветовой градацией, что порождают эмоциональный отклик у зрителя, т.е. получаются композиции беспредметного характера - сгущение и наплыв преобразованных модулированных форм и цветосветовых акцентов. Они наделяют звучание пространства неповторимой интонацией, задающей внутренний настрой созерцания, являющегося главным, на наш взгляд, аргументом для эстетического статуса композиции [1].
Компьютерная программа выдает множество вариантов предполагаемых виртуальных картин, имеющих эстетическую ценность, которые часто могут подвергаться корректировке из-за недостаточного соответствия задуманному свето-цветовому или композиционному решению. В этом случае обучающиеся должны научиться изменениям композиций, которые можно производить способом обрезки изображения, изменения цвета и света, внесения некоторых дополнительных деталей или видоизменения их для композиционного и цветового дополнения и т.д. Таким образом, из многочисленных вариантов виртуальных картин можно получить необходимый, соответствующий требованиям гармонизированный и эстетически приемлемый вариант картины.
В компьютерном искусстве располагаются несколько способов для получения необходимых графических решений:
1) задать в обусловленной программе параметры будущего рисунка, при этом студент заранее не будет знать результата;
2) использовать способ программирования, где математически задается необходимое изображение, и когда заранее предполагается представить результат;
3) применить инструменты, имеющиеся в графических программах, которые выполняют функции палитры, карандаша, бумаги, холста и т.д., при этом будет осуществляться традиционный визуальный контроль в процессе работы.
Авторы статьи предлагают третий способ поиска композиций с помощью компьютерной графики, где существенное значение имеет привычный для художника визуальный контроль над изображением.
Одновременно (параллельно) изучаемые дисциплины в вузе - академический рисунок, рисунок, академическая живопись, композиция, цветоведение, декоративные рисунок и живопись, черчение и другие - основываются на понимании гармонизирующих позиций. Одним из важных средств гармоничной организации форм на основе проективографического метода является симметрия.
Таким образом, высокие технологии (в частности компьютерные) используемые во всех областях человеческой деятельности, во-первых, органично вписываются в процесс обучения студентов изобразительному искусству; во-вторых, увеличивают продуктивность при решении абстрактных картин.
Предлагаемый в данном исследовании метод проективографического формообразования в виду сопричастности к новым прогрессивным технологиям (проективография, компьютерные графические программы) сам по себе является продуктом креативности и развивает креативное мышление у студентов.
Креативное мышление отличается от других видов мышления степенью оригинальности, нестандартности, новизны решения задач. Такой тип мышления ценился во все времена, но в настоящее время, когда любые происходящие процессы (в любой деятельности человека) проходят стремительно, креативное мышление особенно востребовано.
В педагогике важная роль отводится и эстетическому воспитанию обучающихся. Как правило, это распространяется на все образовательные уровни. Одной из интереснейших дисциплин является художественная графика, в рамках которой предполагаются и занятия изобразительным творчеством с помощью компьютерных графических программ по проективографическому методу. В процессе освоения данной дисциплины осваиваются и общекультурные ценности, этические, духовно-нравственные нормы.
Культура художника, его развитое эстетическое чувство способны находить решение актуальных задач, определяемых сформировавшимися и явными потребностями, предугадывать будущие изменения как материальных, так и духовных потребностей человека [17, с. 16].
Предлагаемый авторами статьи проективографический метод формообразования, предназначенный для решения дизайнерских и изобразительных замыслов, базируется на использовании имеющихся фильтров, эффектов в компьютерных графических программах. Метод с использованием этих программ отличается тем, что создаются объекты, картины привычным для художника способом при визуальном контроле над изображением. Его можно использовать на художественно-графических факультетах в качестве средства выразительности, включая его в программу кружковых работ, факультативов, дисциплин по выбору, например, художественная графика, и т.д.
Суть метода состоит в чтении проективографических эпюр, в арсенале которых содержится огромное количество многогранных геометрических структур, на основе которых можно проектировать объекты различной сложности и создавать картины абстрактного содержания. Из одного отдельного компонента геометрической фигуры - из выделенного шаблона, составляющего многогранник, отдельной многоугольной фигуры (плоскостной и объемной) и т.д. можно извлечь множество вариантов искомых объектов и картин виртуального мира [3]. Силе выразительности и эффекту метаморфоз способствует радикальное видоизменение колористического слоя, фактурности, пространственности и, соответственно, - образного звучания [1].
Изображения, полученные в результате трансформации, генерации многогранных структур компьютерным способом представляют собой фрактальные
картины. Фрактал - сложная математическая структура с имеющимся свойством самоподобия. Определение понятию «фрактал» дал Б. Мандельброд, на латинском языке, означающем ломать, т.е. создавать фрагменты неправильной формы [14, с. 6]. Понятия «хаос» и «фракталы» появились относительно недавно, в конце ХХ века. Заинтересованность в них проявляется не только в научной сфере - математике, физике, биологии и т.д., но и в гуманитарных науках. Некоторые приверженцы фрактального искусства предлагают включить обучение фракталам в образовательные системы - школа, вуз [18; 19]. Это предполагает использование информационных технологий и создание фрактальных картин способом программирования. Однако не все обучающиеся изобразительному искусству умеют программировать, и не все программисты владеют основами изобразительной грамоты.
Таким образом, метод проективографического формообразования с использованием компьютерной графики, позволяющий получать варианты разно-
Библиографический список
образных фрактальных (абстрактных) изображений, способствует развитию креативности мышления и эстетическому воспитанию обучающихся.
Анализ современного развития науки, культуры и образовательной системы позволил сделать следующие выводы: образовательная система (в частности вузовская) не препятствует нововведениям; предлагаемый метод проективогра-фического формообразования в приложении к образовательным программам способствует развитию креативно мыслящей личности, а также ее эстетическому воспитанию; одновременно с академизмом студенту необходимы новые формы творческой реализации, умение пользоваться современными технологиями.
Перспективы исследования вопроса представляются в разработке приемов адаптации проективографии с использованием компьютерной программы к традиционно существующим средствам выразительности в изобразительном искусстве в процессе обучения художественной графике, а также в создании на этой основе качественно новых учебных заданий и проектов, способствующих этой адаптации.
1. Дерева РМ. Дизайнерские композиции для ковров и гобеленов на основе преобразования многогранников. Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019; Т. 12, Выпуск 10: 272 - 276.
2. Позднева С.П. Категориальный язык современной науки. Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2006; Т. 6. Выпуск 1-2: 49 - 54.
3. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. Смоленск: Русич, 1997; Т. 1.
4. Яковлев В.А. Инноеатика в подготовке учителя черчения. Карачаевск: 1999.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. Москва: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
6. Пригожин А.И. Новвоведения: стимулы и препятствия. Москва: Политиздат, 1989.
7. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Аксиология и инноватика университетского образования: монография. Москва: Дом педагогики, 2010.
8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии. Санкт-Петербург: Питер: 2009.
9. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011.
10. Пономарев Я.А. Психология творчества. Москва: Издательство «Наука», 197.
11. Гамаюнов В.Н. Картины абстрактного мира. Москва: Манускрипт, 1995.
12. Кречетников К.Г Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: монография. Москва: Госкоорцентр, 2002.
13. Ерохин С.В. Особенности использования средств художественной выразительности и художественных приемов в цифровом изобразительном искусстве. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2009; № 3: 76 - 84.
14. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. Москва: Институт компьютерных исследований, 2002.
15. Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. Москва: ВГИК. 2011.
16. Инновационные педагогические технологии. Available at: https://unecon.ru/sites/default/files/innovacpedagogicheskie_tehnologii.pdf
17. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. Москва: Искусство, 1974.
18. Хрусталев А.М. Подходы к обучению студентов школьников и студентов фрактальным множествам. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-obucheniyu-shkolnikov-i-studentov-fraktalnym-mnozhestvam
19. Секованов В.С., Дорохова Ж.В., Кудряшова Ю.В., Катержина С.Ф. Использование в обучении фрактальных методов и информационных технологий как средство эстетического воспитания студентов вузов. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-v-obuchenii-fraktalnyh-metodov-i-informatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya-studentov-vuza
References
1. Dereva R.M. Dizajnerskie kompozicii dlya kovrov i gobelenov na osnove preobrazovaniya mnogogrannikov. Manuskript. Tambov: Gramota, 2019; T. 12, Vypusk 10: 272 - 276.
2. Pozdneva S.P. Kategorial'nyj yazyk sovremennoj nauki. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2006; T. 6. Vypusk 1-2: 49 - 54.
3. Borev Yu.B. 'Estetika: v 2 t. Smolensk: Rusich, 1997; T. 1.
4. Yakovlev V.A. Innovatika v podgotovke uchitelya chercheniya. Karachaevsk: 1999.
5. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: Innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: IChP «Izdatel'stvo Magistr», 1997.
6. Prigozhin A.I. Novvovedeniya: stimuly iprepyatstviya. Moskva: Politizdat, 1989.
7. Kir'yakova A.V., Ol'hovaya T.A. Aksiologiya i innovatika universitetskogo obrazovaniya: monografiya. Moskva: Dom pedagogiki, 2010.
8. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Masterapsihologii. Sankt-Peterburg: Piter: 2009.
9. Moroz V.V. Razvitie kreativnostistudentov: monografiya. Orenburg: OGU, 2011.
10. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 197.
11. Gamayunov V.N. Kartiny abstraktnogo mira. Moskva: Manuskript, 1995.
12. Krechetnikov K.G. Proektirovanie kreativnojobrazovatel'noj sredy na osnove informacionnyh tehnologij v vuze: monografiya. Moskva: Goskoorcentr, 2002.
13. Erohin S.V. Osobennosti ispol'zovaniya sredstv hudozhestvennoj vyrazitel'nosti i hudozhestvennyh priemov v cifrovom izobrazitel'nom iskusstve. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2009; № 3: 76 - 84.
14. Mandel'brot B. Fraktal'naya geometriya prirody. Moskva: Institut komp'yuternyh issledovanij, 2002.
15. Man'kovskaya N.B., Bychkov V.V. Sovremennoe iskusstvo kak fenomen tehnogennojcivilizacii. Moskva: VGIK. 2011.
16. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Available at: https://unecon.ru/sites/default/files/innovacpedagogicheskie_tehnologii.pdf
17. Rozenblyum E.A. Hudozhnik v dizajne. Moskva: Iskusstvo, 1974.
18. Hrustalev A.M. Podhody k obucheniyu studentov shkol'nikov i studentov fraktal'nym mnozhestvam. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-obucheniyu-shkolnikov-i-studentov-fraktalnym-mnozhestvam
19. Sekovanov V.S., Dorohova Zh.V., Kudryashova Yu.V., Katerzhina S.F. Ispol'zovanie v obuchenii fraktal'nyh metodov i informacionnyh tehnologij kak sredstvo 'esteticheskogo vospitaniya studentov vuzov. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-v-obuchenii-fraktalnyh-metodov-i-informatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya-studentov-vuza
Статья поступила в редакцию 18.08.21
УДК 304.4
Dobrykh A.V., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Khabarovsk State Institute of Culture
(Khabarovsk, Russia), E-mail: avd.avch2010@yandex.ru
Tovbin L.M., Vice-Rector for Academic Affairs of the Religious Organization -Spiritual Educational Organization of Higher Education of the Khabarovsk
Diocese of the Russian Orthodox Church "Khabarovsk Theological Seminary" (Khabarovsk, Russia)
THE STUDY OF THE SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS: THE IMPACT OF REQUIREMENTS OF "THE SOCIAL ORDER" ON PROBLEMS AND RESEARCH RELATED TO THEIR POTENTIAL INTERPRETATIONS. The article analyzes the research of Anna Zharkova, which is very relevant in modern conditions, devoted to problems of socio-cultural development of students. The article is not aimed at criticizing any of the statements contained in the studies of A.A. Zharkova. Moreover, it is important to note that the research of this author is deep, complex and multidimensional. Within their framework, many features of both the socio-cultural life of modern students and the problems and prospects of socio-cultural work with them are competently and deeply considered. A.A. Zharkova's research significantly expands the knowledge and ideas about modern student youth, as well as about what forms and directions of work in the field