Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com
2021, №5, Том 9 / 2021, No 5, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-5-2021.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN521.pdf
DOI: 10.15862/22P SMN521 (https://doi.org/10.15862/22PSMN521)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Прошкова, З. В. Влияние обучения в детском саду на образовательную успешность младшеклассников в оценках родителей / З. В. Прошкова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN521 .pdf DOI: 10.15862/22PSMN521
For citation:
Proshkova Z.V. Kindergartens education influence on primary school students' educational success in the parent's assessments. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(5): 22PSMN521. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/22PSMN521
Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»,
Санкт-Петербург, Россия Социологический институт Российской академии наук
Старший научный сотрудник Кандидат социологических наук E-mail: [email protected]
Влияние обучения в детском саду на образовательную успешность младшеклассников в оценках родителей
Аннотация. В статье рассмотрено влияние образования, полученного в детском саду, на успешность школьников начальных классов в оценках родителей учащихся. Актуальность предпринятого исследования объясняется необходимостью осмыслить фактор семьи в образовательном процессе на ранних этапах развития личности. Обсуждаются следующие вопросы: семейные представления об образовательной успешности младшеклассников, связь выбора школы и посещения детского сада, вовлеченность родителей в дошкольное и начальное школьное образование детей.
В эмпирической части исследования проведены 40 неформализованных интервью с информантами, чьи дети учились в государственных и частных детских садах. Автором представлен сравнительный анализ родительских оценок эффективности дошкольного образования. При изучении интервью использовались отечественные компьютерные программы обработки неструктурированных текстов.
Установлено, что большинство родителей считают, что обучение в детском саду положительно повлияло на школьную успешность ребенка в начальных классах. Родители, отдавшие детей в частный детский сад, наиболее высоко оценивают пользу полученного образования. Основным критерием успешности учебы младшеклассников семьи считают успеваемость ребенка. Другими показателями успеха опрошенные родители назвали дружбу с одноклассниками, уважение к первому учителю, работу в школьных кружках, участие в интеллектуальных олимпиадах, хороший настрой ребенка на посещение уроков. Не удалось обнаружить связь между выбором школы и типом дошкольного образования. На выбор школы влияет стиль родительской вовлеченности в обучение ребенка на ранних этапах образовательной социализации: наставнический или либеральный. Выяснилось, что семьи, чьи дети посещали государственный детский сад, склонны к наставническому типу поведения, в
отличие от более либерального отношения к обучению детей родителей, выбравших частный детский сад.
Перспектива исследования — расширение эмпирической базы проекта и включение в выборку информантов, оставивших своих детей на домашнем дошкольном обучении.
Ключевые слова: дошкольное образование; государственный и частный детский сад; выбор школы; образовательная успешность в школе; младшеклассники; успеваемость; семья; родительские оценки; неформализованное интервью; компьютерные программы анализа текстов
Образовательная успешность детей в младших классах зависит от многих внешних и внутренних факторов. По мнению специалистов, основную роль играет сформированность интеллектуальных, коммуникативных и психологических навыков [1]. Главными агентами образовательной социализации ребенка в дошкольном возрасте считаются семья и дошкольные образовательные учреждения [2]. Эффективное взаимодействие родителей и педагогов детского сада создает мотивацию к учебе и обеспечивает качественную подготовку к школе. Актуально изучить отношение родителей к умениям и знаниям, получаемым ребенком в системе дошкольного образования [3]. Такой подход прояснит роль семьи как субъекта образовательного процесса на раннем этапе развития личности [4].
Цель предпринятого исследования — проанализировать мнения родителей учащихся о том, влияет ли и как именно влияет полученное дошкольное образование на успешность учебы детей в младших классах. Среди вопросов научного проекта критерии успешности обучения в представлении семей, связь полученного дошкольного образования и выбора школы, тип вовлеченности родителей в дошкольное и начальное школьное образование детей.
Влияет ли посещение детского сада на образовательные успехи ребенка в начальной школе? По мнению зарубежных ученых, да, потому что базовые навыки формируются в возрасте от 5 до 9 лет [5]. Отечественные психологи неоднократно проводили исследования готовности детей к школе, хотя делали это по преимуществу на небольших выборках — до ста дошкольников [6]. В одной из недавних российских разработок изучались познавательные навыки 7778 первоклассников из четырех городов страны [7]. Репрезентивной, несмотря на число обследуемых школьников, выборку нельзя было назвать, так как в ней отсутствовали дети из сел и деревень. Кроме того, почти все участвовавшие в проекте первоклассники посещали до школы дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).
В проекте по методике iPIPS (internationalPerformanceIn-dicatorsinPrimarySchool) изучались умения учащихся считать и читать. Особенность инструмента в том, что когнитивные навыки детей проверяются во время работы и игры с первоклассниками [8]. Для родителей и педагогов разработаны специальные анкеты и путеводители интервью. Таким набором исследовательских приемов достигается комплексное представление об участии в интеллектуальном развитии ребенка в дошкольном и раннем школьном возрасте наиболее важных субъектов образовательного процесса.
Ученые обнаружили, что детей по критерию готовности к школе можно разделить на четыре группы — от наиболее подготовленных детей до слабых первоклассников. Выяснилось, что важнейшими факторами интеллектуальной состоятельности в начальной школе являлись социально-экономический статус семьи учащегося, высшее образование у матери ребенка, более 100 книг в домашней библиотеке и гендерная принадлежность школьников. Среди российских отличников в начальной школе лишь один профиль из четырех — мужской, причем обязательным условием высокой успеваемости ребенка является совместное с семьей проживание бабушки. Связь между уровнем интеллектуальной подготовленности
https:// mir-nauki. com
первоклассников к школе и посещением детского сада найти не удалось. Возможно, потому что в каждой из четырех групп детей 90 % учащихся ходили в дошкольное образовательное учреждение. Авторы проекта не сообщают, был ли это государственный детский сад или частное заведение.
Второстепенными факторами, влияющими на развитие когнитивных навыков в раннем возрасте и образовательную успешность в начальных классах являются место проживания ребенка, тип школы, наличие братьев и сестер, размер класса, обучающие занятия вне школы, пользование интернетом, разнообразие досуга [9].
В рамках проекта об образовательном пути человека были проведены 86 интервью с родителями учащихся дошкольного и школьного возраста [10]. Использовалась методика неформализованного опроса. Информанты опрашивались по плану, разработанному заранее, но имели возможность высказываться свободно, по собственным критериям и релевантностям [11]. Задавались вопросы о выборе детского сада и школы, успешности ребенка в школе, ценностях образования и образованности в семье, разработке образовательного маршрута для детей и его реализации, инвестициях разного типа — денег, времени, усилий — в образование ребенка, семейных планах на образовательное и профессиональное будущее детей. Участники интервью отвечали на вопросы исследователя и одновременно подробно останавливались на тех темах, которые были им наиболее интересны.
Опрос стал лонгитюдом, так как мы неоднократно по прошествии нескольких лет обращались к тем же информантам [12]. Это позволило отследить целостный образовательный путь учащегося, сравнить семейные планы с результатами учебной деятельности ребенка. Так, благодаря начатому в 2005 году интервью с семьей дошкольника, в настоящее время уже известно, в каких школах он учился, какой университет выбрал для продолжения академической карьеры.
Для исследования родительских мнений о влиянии посещения детского сада на успешность обучения ребенка в школе были отобраны 40 биографических интервью с семьями учащихся. В подмассив включили 12 интервью с родителями детей, посещавших негосударственный детский сад. В остальных 28 интервью речь идет о детях, ходивших в государственное образовательное учреждение.
Выборка не претендует на репрезентативность, поскольку число детей, посещающих частное дошкольное образовательное учреждение, не более 2,4 % в 2020 году в России1. Зато появилась возможность сравнить разнообразные семейные стратегии ранней образовательной социализации ребенка, проанализировать отношение современных родителей к детским садам.
Изучение интервью проводилось традиционным способом: записи беседы расшифровывались, транскрибировались, редактировались. Полученные тексты внимательно прочитывались несколькими исследователями. Выделялись тематические лейтмотивы, велся поиск ответов на поставленные в проекте вопросы. Полученные из разных интервью текстовые отрывки, объединенные общей проблематикой, сопоставлялись. В некоторых случаях ответы легко поддавались компьютерной обработке. Такими были сведения о собственном образовании родителей. Другие ответы, например, о способах подготовки детей к начальной
1 Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) (по состоянию на 01.12.2020). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 19.09.2021).
Страница 3 из 8
Интервьюирование родителей учащихся младших классов
22PSMN521
https:// mir-nauki. com
школе, содержали большой объем неструктурированной информации. Поэтому такие тексты сравнивались сразу по нескольким критериям.
Поддержку оказала отечественная компьютерная программа Дискант (диалоговая система классификации и анализа текстов), разработанная для изучения ответов на открытые вопросы анкеты [13]. Впоследствии Дискант адаптировали к изучению интервью, биографий и некоторых других сложных текстовых массивов. Для анализа первичных материалов использовались поля смешанного типа в компьютерной базе данных. На полях можно было слева ввести текст ответа, а справа цифровой код, позволяющий уточнить значение ответа.
Например, в поле «Вовлеченность родителей в учебу детей» введен следующий отрывок интервью: «Мы погрузились в обучение первого ребенка с головой, по-моему, перебрали даже. Всё делали по методикам раннего развития, бабушек и дедушек не слушали. С двух лет занимались с сыном кубиками Зайцева, а в четыре года отдали его в частный сад, где заведующей была моя лучшая подруга. И хотя я знала, что к школе его подготовят от и до, но все время контролировала процесс. Выполняла с ним домашние задания, забегала немного вперед по программе. Водила в Эрмитаж на занятия с «Культурным котом», очень часто по театрам. Результат прекрасный, сын отличник в третьем классе. Учительница на него не нарадуется, говорит, что таких мальчиков на свете не бывает. Я каждый день помогаю с домашним заданием, трачу несколько часов в день/1 (степень вовлеченности семьи в учебу ребенка — высокая), 1 (степень контроля ребенка — высокая), 1 (оценка родителем результата дошкольного обучения — максимальная)». По трем критериям для изучения текста ответ матери третьеклассника набрал наивысшие баллы. Таким образом, в результате применения компьютерного анализа удалось получить качественно-количественную оценку отобранных интервью.
Тексты интервью с семьями учащихся были очень интересными и содержали разнообразную информацию. В статье будут проанализированы несколько тематических блоков в соответствии с поставленными исследовательскими вопросами. Большинство информантов — 36 из 40 — считают основным показателем успешности учебы ребенка в школе успеваемость: «Мои родители интересовались только моими оценками в школе, и я тоже спрашиваю дочь о них. Внимательно изучаю электронный дневник, потому что не все отметки попадают в бумажный. Подсчитываю средний балл за четверть» (интервью № 10). Три информанта из сорока волнуются только за успеваемость детей. Остальные оценивают успешность учебы в школе комплексно.
Другими критериями успешности родители называют позитивное общение с одноклассниками, появление школьных друзей, хорошие отношения с учителем, участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах, посещение школьных кружков, особенно спортивных. Девять информантов сказали, что успешный ученик — тот, кто с удовольствием или без сильного раздражения идет на уроки каждый день: «Мой первый ребенок хорошо учился, но так страдал, когда шел в школу, что вгонял нас в уныние. Вторая дочь хорошистка, четверок больше, чем пятерок, зато она легко встает по утрам, никогда не опаздывает и идет учиться в веселом настроении. Она приходит пораньше, за полчаса до звонка, чтобы успеть поиграть с одноклассниками. Для меня такое настроение дочери даже важнее, чем ее оценки. Значит, в школе с ней всё в порядке» (интервью 23).
Мнения о влиянии посещения детского сада на школьную успешность разделились на несколько групп. Как и предполагалось, позиция родителей сильно коррелировала с типом
Посещение детского сада и успешность обучения в начальных классах в восприятии родителей
https:// mir-nauki. com
дошкольного образовательного учреждения, в котором учился младшеклассник. Среди семей, выбравших негосударственный детский сад, только один человек из двенадцати отрицал положительные эффекты полученного образования: «Мы рассчитывали, что садик нам поможет, но, видно, отдали слишком поздно, за год до школы. До этого ребенок сидел дома и смотрел мультфильмы. Отучился в началке на тройки, сейчас в седьмом классе, тоже учится с двойки на тройку» (интервью 6). Как видим, в этом случае информант склоняется к выводу, что обучение в детском оказалось бесполезным из-за позднего включения в систему дошкольного образования.
Другие родители, отдавшие детей в негосударственный детский сад, оценивают влияние полученного образовательного ресурса высоко и очень высоко, что согласуется с выводами других исследований [14]. Информанты перечисляют преимущества обучения в частном ДОУ, объясняют причины выбора такого типа учреждения. Среди значимых мотивов названы доступность устройства в негосударственный детский сад, территориальная близость сада, хорошее материальное положение семьи, необходимость в индивидуальном подходе к ребенку. Но на первом месте причины, связанные с качеством образования: «Нам не понравились обычные садики, куда ходили два старших ребенка, поэтому третьего отправили в коммерческий сад. О нем были хорошие отзывы в сети и от наших знакомых. Он гарантировал отличную учебу ребенка в школе, а со старшими нам пришлось много помучиться: и с математикой, и с русским языком. Про английский я вообще молчу. И я не ошиблась, ребенка прекрасно подготовили к школе, и руку поставили, и считать научили. Так что он не отличник, конечно, мальчик ведь, не девочка, но почти отличник, всего две четверки за четвертый класс» (интервью 17). Качество образования — основной запрос родителей к частным ДОУ [15].
При разработке исследования выдвигалась гипотеза, что в подмассиве интервью с родителями, чьи дети ходили в государственный детский сад, будет преобладать отрицательный ответ на вопрос, помогло ли полученное образование учебе ребенка в начальной школе. Это предположение оказалось ошибочным. Ни один из 24-х информантов не считал детский сад незначимым фактором в жизни ребенка. Отличие от мнений родителей, выбравших негосударственное ДОУ, заключалось в том, что оценки интервьюируемых были ниже: «Я сам ходил в этот детский сад, так что с несколькими воспитателями знаком с детства. Меня хорошо подготовили к школе и дочку тоже. У нее три пятерки во втором классе за год, остальные четверки. Но я не перфекционист» (интервью 38).
С выбором школы в большей степени коррелирует не тип дошкольного образовательного учреждения, которое посещал ребенок, а степень вовлеченности родителей в дошкольное и начальное школьное обучение детей. Для анализа вовлеченности использовалась классификация, предложенная российскими психологами. Они выделяют три стиля родительского участия в образовании детей: родители-наставники, либералы и невидимки [16]. Причем семьи могут менять способ образовательной социализации, учитывая возраст ребенка. В массиве интервью «родители-наставники» преобладали в семьях, отдавших ребенка в государственное образовательное учреждение (22 информанта из 28): «Сын ходил в бесплатный детский сад. Хороший, с бассейном, с логопедическими группами. Мы занимались с ребенком по заданиям логопеда. Водили к психологу в 6 лет, чтобы научился читать. В итоге он читает быстрее и лучше всех в классе. В первом классе, словно уже в третьем. Писать научился уже в школе. Уроки проверяем, всё объясняем. По выходным водим в театры и на экскурсии» (интервью 8). Родители, выбравшие негосударственный детский сад, в большинстве придерживаются более либерального стиля в обучении ребенка и рассчитывают на сильное образование, полученное в частном ДОУ (9 информантов из 12). Родителей-«невидимок» в выборке не было.
Выбор школы зависел от нескольких факторов, среди которых посещение детского сада главным не являлось. Большее влияние оказывали территориальная близость школ, репутация первого учителя, профиль школы, отзывы о школе знакомых и в интернете, тип родительской вовлеченности в дошкольное образование детей, социально-экономическое положение семьи, число детей в семье, возможность привлечь бабушку к помощи с учебой ребенка в школе.
Заключение
В результате проведенного исследования установлено, что родители школьников высоко оценивают влияние обучения в детском саду на успешность учебы детей в начальной школе. Особенно позитивно к полученному дошкольному образованию относятся семьи, отдавшие ребенка в негосударственный детский сад. Основным показателем образовательной успешности в младших классах родители считают успеваемость, важными дополнительными критериями — дружеские отношения с одноклассниками, признание учительского авторитета, включенность во внеурочные школьные занятия, результативное участие в интеллектуальных олимпиадах, хорошее отношение ребенка к школе, выражающееся в готовности охотно идти на уроки.
На выбор школы тип дошкольного образовательного учреждения, согласно данным интервьюирования родителей учащихся, не влияет. Решающую роль играет стиль родительского участия в дошкольном и раннем школьном обучении детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. — 2012. — № 1(30). — С. 135-145. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21075390 (дата обращения: 17.12.2020).
2. Лебеденко О.А. Взаимодействие с родителями как условие психологической готовности ребенка к школе/ Воспитание и обучение детей младшего возраста. — М.: МГУ, 2019. — С. 338-339. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39348688 (дата обращения: 29.09.2021).
3. Тютюнникова Т.Н. Представления родителей о психологической готовности ребенка к школе: особенности и взаимосвязь с уровнем готовности дошкольников к обучению // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. — 2020. — № 10(51). — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44236906 (дата обращения: 23.11.2020).
4. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 4. — С. 83-91. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9227852 (дата обращения: 27.10.2020).
5. Alexander K.L., Entwisle D.R., Dauber S.L. First-Grade Classroom Behavior: Its Short- and Long-Term Consequences for School Performance // Child Development. 1993. Vol. 64. No 3. P. 801-814.
https:// mir-nauki. com
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Гани В.А., Гани С.В. Развитие учебной мотивации первоклассников при различных стилях педагогического руководства // Вопросы образования. — 2009.
— № 1. — C. 188-198. — URL:
https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208181968/9_Gani.pdf (дата обращения: 11.06.2021).
Карданова Е.Ю., Иванова А.Е., Сергоманов П.А., Канонир Т.Н., Антипкина И.В., Кайкы Д.Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу // Вопросы образования. — 2018. — № 1. — С. 8-37. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34913949 (дата обращения: 09.03.2020).
Иванова А.Е., Карданова Е.Ю. Изучение возможности проведения межстранового сравнительного исследования навыка чтения у учащихся на входе в школу // Вопросы образования. — 2020. — № 4. — С. 8-36. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44445593 (дата обращения: 18.06.2021).
Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). Вып. 7-й / Отв. ред. П.М. Козырева. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2017. — 148 с. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29999841 (дата обращения: 14.07.2021).
Прошкова З.В. В колледж после 9 класса: мотивы личного и семейного выбора/ Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир / Под ред. Н.М. Космачевой. — СПб: Изд-во ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2018.
— С. 110-117. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390234 (дата обращения: 03.09.2021).
Рыбкина В.В., Турковская Н.В. О психологических методах исследования/ Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Пенза: Наука и Просвещение. — 2017. — С. 185-187. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29049368 (дата обращения: 02.04.2021).
Sylva K., Taggart B., Siraj I. The four curricular subscales extension to the Early Childhood Environment Rating Scale (Ecers-R). 4th. ed. with planning notes. New York: Teachers College Press. 2010.
Каневский Е.А., Саганенко Г.И. и др. Диалоговая система классификации и анализа текстов // Социология 4М. — 1997. — № 9. — С. 198-215. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18085484 (дата обращения: 18.08.2021).
Рогозина Т.В., Щур Т.А. Опыт частных школ для развития перспективных практик // Вопросы образования. — 2014. — № 2. — С. 132-151. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21946491 (дата обращения: 05.04.2021).
Воищева Ю.С. Требования и запросы родителей детей, посещающих элитное дошкольное образовательное учреждение: опыт диагностического исследования / Образование и социализация личности в современном обществе. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. С. 118-121. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36721002 (дата обращения: 14.07.2021).
Баскаева О.В. Представления родителей как фактор семейной среды // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5. — № 24. — С. 9. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17912734 (дата обращения: 20.09.2021).
Proshkova Zoya Vyacheslavovna
Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russia
Sociological Institute Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]
Kindergartens education influence on primary school students' educational success in the parent's assessments
Abstract. The article examines the influence of kindergarten education on primary school students' success in the students' parents' assessments. The research relevance is explained by the need to comprehend the family factor in the educational process at the early stages of personality development. The following issues are discussed: family ideas about primary school student educational success, the relationship between school choice and kindergarten attendance, parental involvement in kindergarten, and primary school education of children.
In the study's empirical part, 40 informal interviews were conducted with informants whose children studied in public and private kindergartens. The author presents a parental assessments comparative analysis of kindergarten education effectiveness. When studying the interviews, Russian computer programs for processing unstructured texts were used.
It was found that the majority of parents believe that kindergarten education has a positive impact on the child's school success in primary grades. Parents who have sent their children to a private kindergarten rate the education benefits they receive most highly. The main criteria for the primary school student's success in the family are the child's academic performance. Among other indicators of success, the interviewed parents named friendship with classmates, respect for the first teacher, work in study clubs, participation in an intellectual academic competition, and a child's good mood for attending classes. No connection was found between school choice and the preschool education type. The school choice is influenced by the parental involvement style in the child's education in the early educational socialization stages: mentoring or liberal. It turned out that families whose children attended a public kindergarten tended to be mentoring behavior, as opposed to a more liberal attitude towards the children education of parents who chose a private kindergarten.
The prospect of the study is to expand the empirical base of the project and include in the sample informants who choose to homeschool their children.
Keywords: preschool education; public and private kindergarten; school choice; educational success at school; elementary school students; academic performance; family; parental assessments; informal interview; text analysis computer programs