Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабас Светлана Георгиевна, Васильева Нина Алексеевна

В статье рассматривается психолого-педагогическая характеристика первоклассника как показатель проблемы преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования. Увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, инклюзия и модернизация образования ставят детей, педагогов и родителей в новые социально-психологические условия, в которых выпускники детских садов могут иметь трудности в прохождении образовательного маршрута. В дошкольных и школьных образовательных организациях имеются различия в оценке специфики психофизического развития ребенка, имеется рассогласованность ведущих линий воспитания и обучения. Авторами показано, что проблема преемственности в настоящее время остается очень актуальной и содержит проблемы организационно-методического характера, проблемы разделения ответственности между ребенком, семьей, обществом и образовательными организациями, а также проблемы сотрудничества всех участников перехода детей с одной ступени образования на другую. По данным исследования более трети будущих первоклассников могут попасть в группу риска по возможной школьной дезадаптации. Более половины детей имеют нарушения зрительно-моторной координации и высокий уровень тревожности. Выявленные показатели относительного неблагополучия психофизического развития детей говорят о необходимости содержательного сотрудничества педагогов детских садов, образовательных учреждений и родителей для создания условий успешности в преемственности различных этапов для адекватной готовности к школе каждого ребенка. Главными направлениями взаимодействия могут быть обучение педагогов-психологов детских садов ранней профилактике школьной дезадаптации, психолого-педагогической просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам школьной готовности и повышение компетентности педагогов детских садов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF A FUTURE FIRST GRADER: KINDERGARTEN AND SCHOOL CONTINUITY PROBLEMS

The article examines the psychological and pedagogical characteristics of a first grader as a continuity problem indicator between preschool and primary school education levels. The increase in the number of children with special educational needs, inclusion, and modernization of education put children, teachers, and parents in new socio-psychological conditions in which kindergarten graduates may have difficulties in passing the educational route. In preschool and school educational organizations, there are differences in the assessment of the child's psychophysical development specifics, there is a mismatch in the leading education and training lines. The authors show that the continuity problem is currently very relevant and contains problems of an organizational and methodological nature, sharing responsibility problems between a child, family, society, and educational organizations, as well as cooperation problems of all participants in the children transition from one education stage to another. According to the research data, more than a third of future first-graders may fall into the risk group for possible school maladjustment. More than half of children have impaired hand-to-eye coordination and a high level of anxiety. The revealed relative disadvantage indicators of the children's psychophysical development indicate the need for meaningful cooperation between kindergarten teachers, educational institutions, and parents to create conditions for success in the continuity of various stages for adequate readiness for school for each child. The main areas of interaction can be the kindergarten teachers-psychologists training in early prevention of school maladjustment, psychological and pedagogical education of parents of future first-graders on school readiness, and increasing the kindergarten teachers competence in working with children with special educational needs.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN421.pdf

DOI: 10.15862/21PSMN421 (https://doi.org/10.15862/21PSMN421)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шабас С.Г., Васильева Н.А. Психолого-педагогическая характеристика будущего первоклассника: проблемы преемственности детского сада и школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/21PSMN421

For citation:

Shabas S.G., Vasilyeva N.A. (2021). Psychological and pedagogical characteristics of a future first grader: kindergarten and school continuity problems. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN421 .pdf (in Russian) DOI: 10.15862/21PSMN421

Шабас Светлана Георгиевна

АНО ВО «Гуманитарный университет», Екатеринбург, Россия Доцент факультета «Социальной психологии» Кандидат психологических наук, почетный работник общего образования РФ

E-mail: shsbassv@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0963-8663 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=873995

Васильева Нина Алексеевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 181», Екатеринбург, Россия Педагог-психолог высшей квалификационной категории Руководитель районного методического объединения педагогов-психологов Ленинского района г. Екатеринбурга, почетный работник общего образования Российской Федерации

E-mail: ninavasi@yandex.ru

Психолого-педагогическая характеристика будущего первоклассника: проблемы преемственности

детского сада и школы

Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогическая характеристика первоклассника как показатель проблемы преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования. Увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, инклюзия и модернизация образования ставят детей, педагогов и родителей в новые социально-психологические условия, в которых выпускники детских садов могут иметь трудности в прохождении образовательного маршрута. В дошкольных и школьных образовательных организациях имеются различия в оценке специфики психофизического развития ребенка, имеется рассогласованность ведущих линий воспитания и обучения. Авторами показано, что проблема преемственности в настоящее время остается очень актуальной и содержит проблемы организационно-методического характера, проблемы разделения ответственности между ребенком, семьей, обществом и образовательными организациями, а также проблемы сотрудничества всех участников перехода детей с одной ступени образования на другую. По данным исследования более трети будущих первоклассников могут попасть в группу риска по возможной школьной дезадаптации. Более половины детей имеют нарушения зрительно-моторной координации и высокий уровень тревожности. Выявленные показатели относительного неблагополучия психофизического развития детей говорят о необходимости содержательного сотрудничества педагогов детских

https:// mir-nauki. com

садов, образовательных учреждений и родителей для создания условий успешности в преемственности различных этапов для адекватной готовности к школе каждого ребенка. Главными направлениями взаимодействия могут быть обучение педагогов-психологов детских садов ранней профилактике школьной дезадаптации, психолого-педагогической просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам школьной готовности и повышение компетентности педагогов детских садов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: психолого-педагогическая характеристика; будущий первоклассник; преемственность детский сад-школа

Современная идея непрерывного образования, дето-центрированный подход цивилизационного общества усилили внимание к проблеме преемственности между ступенями образования, что выражается во внедрении новых нормативных стандартов и законов. Дошкольное образование как первая ступень общего образования и появление федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающих предъявление единых требований к системе дошкольного образования создает условия преемственности с начальным общим образованием. Успешно начинать обучение в школе способны дети, которые обладают определенным уровнем функциональной готовности или школьной зрелости, при котором будущий первоклассник может принимать участие в школьном обучении. Результат социальной адаптации к окружающему миру во многом зависит также от взаимодействия и эффективности педагогических воздействий на каждом этапе возрастного развития, сотрудничества с семьей. Дошкольные организации, используя разнообразные методы и технологии обучения воспитанников могут качественно подготовить ребенка к последующей учебной деятельности. Рост научных исследований успешности перехода к новым уровням обучения показывает актуальность комплекса усилий системы образования. Однако, последняя тенденция увеличения количества детей с трудностями обучения и школьной дезадаптацией в начале школьного обучения, наличие большого количества детей с особыми образовательными потребностями и поспешный переход многих детских садов на инновационные формы и методы работы выявили современную проблему различий в оценке психолого-педагогической характеристики будущего первоклассника в детском саду и школе и противоречия ведущих линий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Успешная адаптация будущих первоклассников к школе во многом зависит от обеспечения преемственности в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Современные дети обладают системно-смысловым типом сознания и, соответственно, другие социальные, интеллектуальные и духовные потребности, удовлетворять которые современной системе образования достаточно трудно. В последнее время у первоклассников наблюдается значительное увеличение адаптационного периода к школьному обучению. Многие дети в среднем более полугода не могут полностью включиться в учебную деятельность, не слышат и не выполняют инструкцию учителя, имеют трудности в коммуникации со сверстниками, сложно осваивают чтение и письмо, не понимают смысл прочитанного. Для развития личности детей и обучения с учетом их особенностей необходимо, чтобы и воспитатели, и учителя владели единым педагогическим инструментарием —

Введение

Преемственность дошкольной и начальной школьной ступени образования в современных условиях

универсальными стратегиями социального и персонального развития личности. Необходимо выбрать универсальную модель образования, обеспечивающую преемственность и адаптацию детей (одаренных, с ОВЗ, группы риска, в норме и т. д.) дошкольного возраста к школьному обучению [1].

Концепция содержания непрерывного образования предусматривает преемственность на этапах дошкольного-начального школьного образования как взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы и методов ее осуществления. Основным принципом преемственности является целостность и последовательность педагогического процесса. Готовность дошкольника к обучению включает наличие предпосылок учебной деятельности и соответствующий уровень социально-психологического развития1.

В современных условиях преемственность рассматривается с использованием концепции учебно-игровой деятельности, а также с позиций комплексного подхода, сочетая на всех этапах обучения цели, содержание, формы и методы работы с ребенком. К основным составляющим преемственности относятся:

1. Целевая направленность — сочетание целей и задач на каждой ступени образования.

2. Содержательная направленность — обеспечение «сквозных» линий в содержании образования.

3. Технологическая направленность — внедрение инновационных форм, методов воспитания и обучения детей [2].

Движение ребенка по его образовательной траектории при переходе на новую образовательную ступень формирует у него новую социальную позицию, требует новых навыков коммуникации, адаптации к непривычному образовательному содержанию, режиму дня и новым правилам жизни. Успешный переход от дошкольной к начальной школьной ступени напрямую зависит от раннего образовательного опыта детей, от их состояния и переживаний по поводу имеющихся изменений в их жизни, от ожиданий и активности родителей, от качества сотрудничества образовательных организаций с семьей и уровня подготовки педагогов. Высокий уровень достижений в умственном, социальном, личностном и волевом развитии в дошкольном возрасте не связан напрямую с последующим благополучием ребенка в обучении, развитие школьных навыков не гарантирует успешность их применения, а связи психологической готовности с адаптацией неоднозначны [3].

Переориентация начального образования от традиционного обучения к развитию личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности вызвана социальными изменениями. Системно-деятельностный подход и развивающее обучение способствуют формированию потребности в саморазвитии, способности самостоятельно приобретать и обновлять знания. В дошкольной системе образования для решения проблем успешной преемственности также необходима переориентация на личностное и интеллектуально-творческое развитие детей и создание условий для процессов саморазвития каждого воспитанника. Трудности практической реализации проблемы развития личности ребенка в системе дошкольного образования во много связаны с профессиональной компетентностью взрослых, особенно с уровнем психологической подготовки воспитателей (педагогов) [4].

1 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003. — URL: http://ds168bm.edu22.info/images/documents/koncepciya_sode rjaniya_neprerivnogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

https:// mir-nauki. com

В предшкольном образовании существуют требования к профессиональной деятельности педагога по выявлению и профилактике трудностей в обучении и дезадаптивных реакций будущих первоклассников. В дошкольных образовательных учреждениях необходим проводить профилактику недостаточной сформированности познавательных процессов, коммуникативных умений, практических умений и навыков. Особую значимость приобретает работа с выпускниками детских садов по профилактике недостаточной личностной готовности к школьному обучению, что позволит резко снизить дезадаптационные реакции у будущих первоклассников в условиях современного образования [5].

При поступлении в школу у ребенка устанавливается новая система социальных отношений, складываются новые формы деятельности, появляются новые цели и задачи, в личности ребенка происходят значительные изменения. Психологическая готовность к школе — это сложное структурно-системное образование, основой которого является социально-психологическая готовность, как способность к партнерскому диалогу, коммуникативная компетентность. Позитивное освоение социального пространства позволяет ребенку обучаться в ситуации успеха в активном общении со взрослым [6].

К концу дошкольного возраста большинство детей могут быть готовы к принятию новой социальной роли школьника с психологической и личностной готовностью к систематическому школьному обучению. Поэтому подготовка ребенка к школе должна быть главной задачей обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Сложность переходного этапа связана с изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, что ставит перед ребенком новые требования организации жизнедеятельности и поведения. Переход в школу является достаточно сильным эмоциональным стрессом, с частым возникновением проблем со здоровьем и психологическим состоянием. Возрастание нагрузки на нервную систему, истощение психических ресурсов организма ребенка может приводить к проявлениям общей дезадаптации. Проявлениями дезадаптации могут быть изменения в состоянии здоровья, быстрая утомляемость и пониженное настроение. В психологическом состоянии у таких детей могут проявляться изменения на когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом и личностном уровнях [7].

Популяционное исследование функционального развития детей 6-7 лет, проведенного в 2019 году в 5 регионах России ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО» г. Москва и составленный «портрет» выпускника детского сада выявил риски школьной дезадаптации. У большинства детей (77-86 %) возможна успешная адаптация к школе и освоение базовых школьных навыков. Речевое развитие как значимая когнитивная функция достаточно сформировано только у 65 % дошкольников, оптимальный уровень физического развития — у 61 % детей. Существует большой разброс индивидуальных вариантов развития детей, связанный с биологическими, социокультурными, экономическими факторами, с факторами риска в раннем развитии и состоянии здоровья. Многокомпонентные и многофакторные изменения современного детства включают новые социокультурные условия развития современных дошкольников: сверхраннее обучение, использование гаджетов, ограничение контактов со сверстниками, исчезновение сюжетно-ролевой игры. Различные экспериментальные исследования детей указывают на разнонаправленные векторы развития: опережение темпов развития, задержку когнитивного и речевого развития, увеличение количества «школьно незрелых детей» [8].

Для выявления рисков дезадаптации и школьных трудностей необходимо проводить психолого-педагогическую диагностику за год до начала обучения в школе. Раннее

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

прогнозирование факторов риска в развитии ребенка старшего дошкольного возраста позволяет выстроить более адекватную систему дошкольного воспитания, охватывающую все стороны развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Так, например, «Методика комплексной диагностики развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации к школе» позволяет проводить индивидуальную комплексную оценку развития каждого ребенка, прогнозировать риски дезадаптации, проводить мониторинг развития детей с учетом влияния экзогенных и эндогенных факторов

[9].

Психологическая готовность ребенка к учебной деятельности является необходимым и достаточным уровнем психического развития ребенка для освоение учебной программы в коллективе сверстников. Формирование психологической готовности старших дошкольников к учебной деятельности необходимо осуществлять с помощью игровых технологий, т. к. игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Первичный анализ результатов диагностики проблем развития показывает, что у большинства детей наблюдаются проблемы развития во всех компонентах психологической готовности — интеллектуальном, личностном, волевом [10].

Для определения психологической готовности будущих школьников к обучению необходимо выявлять специфику развития определенных психологических характеристик для снижения уровня дезадаптации ребенка в новых жизненных условиях. Познавательная активность, познавательная мотивация, развитие самосознание и произвольность в поведении являются основой для адекватного овладения учебными навыками. Особую значимость имеют показатели формирования психомоторных функций, в частности, зрительно-моторная координация [11].

В предшкольный период особой проблемой является взаимодействие «родитель-ребенок», связанная с родительскими предоставления о готовности ребенка к школе и изменениями социального статуса дошкольника. Характер детско-родительских отношений на данном этапе является важнейшим условием становления личности будущего школьника. У многих родителей наблюдается недооценка важности подготовки ребенка к переходу в школу, ориентация на внешние атрибуты обучения (учителя, тетради, оценки). Удовлетворенность отношениями с ребенком, родительская стратегия сотрудничества с ним, эмоциональная близость и последовательность в требованиях, ориентация на развитие волевых и коммуникативных навыков способствуют высокому уровню готовности к школьному обучению [12].

Методы и выборка

метод экспертных оценок педагогов-психологов образовательных учреждений Ленинского района г. Екатеринбурга на базе районного методического объединения;

наблюдение, опрос, беседы, анализ результатов консультирования родителей будущих первоклассников образовательных учреждений Ленинского района г. Екатеринбурга;

диагностика будущих первоклассников, всего 696 детей, из них 345 девочек и 351 мальчиков, зачисленных в МАОУ СОШ № 181 Ленинского района г. Екатеринбурга за 2017-2020 уч. гг. (проводилась индивидуально в присутствии родителей):

- определение готовности к школе Ясюковой Л.А. «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения» [13];

- оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации Л. Бендер «Визуально-моторный Гештальт-тест»;

- исследование уровня тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени) проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

- оценка эмоционального благополучия методом цветовых ассоциаций психодиагностика цветопредпочтением восьмицветовой тест Люшера.

Результаты и их обсуждение

На основе психолого-педагогических характеристик будущих первоклассников на базе районного методического объединения педагогов-психологов образовательных учреждений Ленинского района г. Екатеринбурга изучается проблема преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования. В последние годы в результате модернизации системы образования, процессов инклюзии и внедрения инновационных технологий в воспитательный и образовательный процесс по данным экспертных оценок педагогов-психологов возникают новые проблемы преемственности детский сад-школа:

Организационно-методические проблемы перехода дошкольников в школу:

1. Различия в целях и задачах психолого-педагогического сопровождения на разных этапах обучения.

2. Отсутствие единства в понимании процессов и результатов преемственности в дошкольном и школьном обучении.

3. Слабое методическое обеспечение диагностики специфики развития детей при переходе с одного этапа на другой.

4. Недостаточная подготовка воспитателей и учителей для решения проблем поступления ребенка в школу.

5. Различия в возможности организации учебно-воспитательного процесса (игровые и обучающие методы).

6. Затруднения в организации регулярной и действенной связи между педагогами детского сада и школы в условиях непрерывного образования.

7. Слабое распространение позитивных психолого-педагогических практик по успешному переходу от дошкольного к школьному этапу обучения.

В связи с резким ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями особую значимость приобретает проблема разделения ответственности за успешность/неуспешность перехода к школьному обучению между ребенком, семьей, обществом и образовательными организациями.

Учитывая необходимость комплексной поддержки многих детей, для успешности освоения программы дошкольного и начального школьного обучения необходимо решать проблему сотрудничества всех участников перехода — детей, семей, образовательных, медицинских, социальных и общественных организаций.

Основой успешного психофизического развития ребенка как будущего первоклассника является принятие дошкольного детства как уникального возрастного периода, в котором приоритетом в воспитании и обучении является семья ребенка. Однако неоднозначно трактуемая законодательная база создает проблему несовпадения целей и задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников у родителей, педагогов, специалистов и администрации дошкольных образовательных учреждений [14].

Для создания условий успешной адаптации будущих первоклассников к школе в МАОУ СОШ № 181 Ленинского района г. Екатеринбурга психологической службой образовательной организации регулярно с февраля по август проводится психологическое сопровождение детей на дошкольном этапе и в период адаптации к началу обучения. Данная работа позволяет определить индивидуальные особенности детей, ознакомить педагогов и родителей с желаемой педагогической тактикой развития или коррекции выявленных нарушений, что позволяет облегчить детям процесс адаптации в первом классе, сократить контингент риска.

Психологической службой ОО проводится исследование школьной готовности, зрительно-моторной координации, уровня тревожности и эмоционального благополучия. В основу психолого-педагогического сопровождения положены «Принципы системной организации психологической Службы ОУ» и «Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса». Приоритетные направления психологического сопровождения связаны с критическими периодами в жизни учащихся, поэтому одним из акцентов сопровождения является переход от дошкольного детства к систематическому обучению в школе и адаптация первоклассников к школьной среде.

Все получаемые педагогами-психологами данные представляются по каждому классу и в виде сводной таблицы распределения показателей относительного благополучия/ неблагополучия в процентном отношении, где особо выделяются показатели неблагополучия (табл. 1).

Таблица 1

Распределение показателей относительного неблагополучия будущих первоклассников (%)

Компоненты школьной готовности Учебный год

2017-2018 2018-2019 2019-2020

Школьная готовность в целом 13 11 8

Зрительно-моторная координация 56 48 52

Тревожность 73 78 77

Эмоциональное благополучие 24 27 26

Составлено авторами

По результатам диагностических обследований детей группы риска выявляются зоны наибольшего напряжения, выдаются индивидуальные консультации педагогам и родителям каждого первоклассника, составляется план коррекционной работы, даются рекомендации по устранению нарушений.

Консультирование родителей, педагогов, углубленная диагностика детей с особыми образовательными потребностями и группы риска по школьной дезадаптации позволили выявить наиболее вероятные причины такого психофизического состояния детей:

• социально-педагогическая запущенность;

• замкнутость, необщительность;

• нейродинамическая ригидность с замедленной врабатываемостью;

• элементы аутизма в поведении;

• ограниченность визуальной или кинестетической репрезентативной системы;

• неразвитость речевой памяти;

• слабое речевое развитие, небольшой словарный запас, связанный с низким уровнем общей культуры и социально-педагогической запущенностью;

• высокий уровень личностной тревожности;

• сочетание общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью;

• страх, негативное, пассивно отношение к школе;

• нарушение детско-родительских отношений;

• инфантилизм родителей, делегирование ответственности за обучение ребенка системе образования;

• наличие хронических заболеваний, повышенная чувствительность, утомляемость;

• нарушения в психосоциальном развитии — страх неудачи, выученная беспомощность, особенно характерная для детей, которых отдают в школу «незрелыми»;

• трудности в установлении коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно отметить, что адаптационный период у данной категории детей не ограничивается одной или двумя учебными четвертями — в группе риска он может затягиваться на полгода и более. Это характерно для будущих первоклассников, имеющих слабый уровень психофизиологической зрелости (независимо от возраста), речевые и моторные нарушения, обусловленные своевременно не выявленными возможными неврологическими причинами. Стандартные школьные требования для них зачастую чрезмерны и ведут к повышенной истощаемости, следствием которой становится эмоциональная нестабильность, а также неустойчивая мотивация к учению и нарушение адаптации.

Как показывает практика, многие из приведенных нарушений психофизического и социально-психологического развития воспитанников при своевременной психолого-педагогической диагностике в сотрудничестве с семьей могут быть достаточно успешно скорректированы в детском саду.

С 2019-2020 учебного года в Ленинском районе г. Екатеринбурга для решений проблем преемственности создается система взаимодействия педагогов-психологов районного методического объединения дошкольных образовательных учреждений и районного методического объединения педагогов-психологов образовательных учреждений.

Главными направлениями сотрудничества в рамках преемственности определены следующие:

I. Обучение педагогов-психологов ДОО ранней диагностике и профилактике школьной дезадаптации будущих первоклассников.

II. Сотрудничество ДОО и ОО с родителями старших дошкольников по формированию адекватных представлений о школьной готовности и возрастных особенностях детей при поступлению в школу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Повышение компетентности педагогов детских садов в вопросах работы со старшими дошкольниками. имеющими индивидуальные и личностные особенности с рисками трудностей школьного обучения.

Заключение

Таким образом, актуальность проблемы преемственности детский сад школа во многом обусловлена в настоящий момент значительным (более трети) количеством будущих первоклассников из группы риска по возможной школьной дезадаптации. Преодоление трудностей в обучении у многих детей может быть нивелировано своевременной соответствующей психолого-педагогической поддержкой, осуществляемой педагогами и специалистами детского сада в сотрудничестве с родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горлова, Н. Об успешной адаптации к школьному обучению // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 8. — С. 4-10. — URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2018/07/gorlova_dv_07_2018.pdf (дата обращения: 19.07.2021).

2. Башаева, С. А. О проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования и путях ее решения / С.А. Башаева, А.Ш. Мукаева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68-2. — С. 18-21. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44379890 (дата обращения: 11.07.2021).

3. Нисская, А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций. — DOI https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10037 // Современное дошкольное образование. — 2019. — № 1(91). — С. 18-32. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-perehoda-k-obucheniyu-v-shkole-obzor-mezhdunarodnyh-praktik-podgotovki-detei-organizatsii-preemstvennosti-obrazovatelnogo (дата обращения: 10.07.2021).

4. Новиков, П.В. Пути оптимизации готовности дошкольников к обучению в школе // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 1(138). — С. 192-199. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42964483 (дата обращения: 13.07.2021).

5. Чердынцева, Е.В. Профилактика дезаптационных реакций у будущих первоклассников / Е.В. Чердынцева, О.В. Якубенко. — DOI https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-30-153-156 // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2021. — № 1(30). — С. 153-156. — URL: https://omsk.edu/volume/2021-1-30/vestnik_1(30)2021_153-156.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

6. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: постановка и решение проблемы / Н.В. Литвиненко, Т.И. Прокопенко // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60-2. — С. 438-443. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36511058 (дата обращения: 11.07.2021).

7. Балакирева, Н.А. Проблема дезадаптации выпускников детского сада при переходе в школу / Н.А. Балакирева, Т.В. Зеленкова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. — 2019. — № 1. — С. 51-56. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38226164 (дата обращения: 01.07.2021).

8. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А С. Верба [и др.] // Новые исследования. — 2020. — № 1(61). — С. 19-36. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42898079 (дата обращения: 01.07.2021).

9. Безруких, М.М. Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации к школе. Сообщение / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А С. Верба // Новые исследования. — 2021. — № 1(65). — С. 78-100. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kompleksnaya-diagnostika-razvitiya-deteylet-i-otsenka-riskov-dezadaptatsii-k-shkole-soobschenie-i (дата обращения: 11.07.2021).

10. Безруких, М.М. Комплексная диагностика развития детей и оценка рисков дезадаптации к школе. Сообщение I / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А С. Верба // Новые исследования. — 2021. — № 1(65). — С. 78-100. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45481272 (дата обращения: 05.07.2021).

11. Лисов, А.В. К вопросу о компонентах психологической готовности первоклассников к школе / А.В. Лисов, Л.В. Николаев // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. — 2021. — № 02(55). — URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-komponentakh-psikhologicheskoj-gotovnosti-pervoklassnikov-k-shkole.html (дата обращения: 12.05.2021).

12. Тютюнникова, Т.Н. Представления родителей о психологической готовности ребенка к школе: особенности и взаимосвязь с уровнем готовности дошкольников к обучению // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. — 2020. — № 10(51). — URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/predstavleniya-roditelej-o-psikhologicheskoj-gotovnosti-rebenka-k-shkole-osobennosti-i-vzaimosvyaz-s-urovnem-gotovnosti-doshkolnikov-k-obucheniyu.html (дата обращения: 13.07.2021).

13. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика в обучении и развитии школьников. — СПб.: Речь 2003. — 384 с. — URL: https://www.studmed.ru/yasyukova-lyudmila-apollonovna-psihologicheskaya-profilaktika-problem-v-obuchenii-i-razvitii-shkolnikov_ebe67116383.html (дата обращения 13.07.2021).

14. Шабас, С.Г. К проблеме эффективности работы педагога-психолога в детском саду. — DOI https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10053 // Современное дошкольное образование. — 2019. — № 5(95). — С. 22-33. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-effektivnosti-raboty-pedagoga-psihologa-s-roditelyami-v-detskom-sadu (дата обращения: 11.06.2021).

Shabas Svetlana Georgievna

Liberal Arts University, Yekaterinburg, Russia E-mail: shsbassv@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0963-8663 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=873995

Vasilyeva Nina Alexeyevna

Municipal Autonomous Educational Institution Secondary Comprehensive School № 181, Yekaterinburg, Russia

E-mail: ninavasi@yandex.ru

Psychological and pedagogical characteristics of a future first grader: kindergarten and school continuity problems

Abstract. The article examines the psychological and pedagogical characteristics of a first grader as a continuity problem indicator between preschool and primary school education levels. The increase in the number of children with special educational needs, inclusion, and modernization of education put children, teachers, and parents in new socio-psychological conditions in which kindergarten graduates may have difficulties in passing the educational route. In preschool and school educational organizations, there are differences in the assessment of the child's psychophysical development specifics, there is a mismatch in the leading education and training lines. The authors show that the continuity problem is currently very relevant and contains problems of an organizational and methodological nature, sharing responsibility problems between a child, family, society, and educational organizations, as well as cooperation problems of all participants in the children transition from one education stage to another. According to the research data, more than a third of future first-graders may fall into the risk group for possible school maladjustment. More than half of children have impaired hand-to-eye coordination and a high level of anxiety. The revealed relative disadvantage indicators of the children's psychophysical development indicate the need for meaningful cooperation between kindergarten teachers, educational institutions, and parents to create conditions for success in the continuity of various stages for adequate readiness for school for each child. The main areas of interaction can be the kindergarten teachers-psychologists training in early prevention of school maladjustment, psychological and pedagogical education of parents of future first-graders on school readiness, and increasing the kindergarten teachers competence in working with children with special educational needs.

Keywords: psychological and pedagogical characteristics; a future first grader; kindergarten-school continuity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.