Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВАНА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВАНА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
закон / трудовой иммигрант / государство / правовой акт / трудовой договор / права граждан.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Г.А., Майстренко А.Г.

В статье рассматривается правовая база стран Европейского Союза и Содружества Независимых Государств, по правовой регламентации трудовых отношений с иностранными гражданами. Авторы проводят анализ правовой базы отдельных европейских государств, государств постсоветского пространства, Китая и Вьетнама. В большинстве правовых актах рассматриваются вопросы применения национального режима иностранных работников, оформления трудовых отношений, а также вопросы возмещения работнику ущерба вследствие получения увечья во время исполнения трудовых обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВАНА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ»

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Москва, Россия, e-mail: annamajstrenko@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВАНА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается правовая база стран Европейского Союза и Содружества Независимых Государств, по правовой регламентации трудовых отношений с иностранными гражданами. Авторы проводят анализ правовой базы отдельных европейских государств, государств постсоветского пространства, Китая и Вьетнама. В большинстве правовых актах рассматриваются вопросы применения национального режима иностранных работников, оформления трудовых отношений, а также вопросы возмещения работнику ущерба вследствие получения увечья во время исполнения трудовых обязанностей.

Ключевые слова: закон, трудовой иммигрант, государство, правовой акт, трудовой договор, права граждан.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher

of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics,

Moscow, Russia

MAISTRENKO Anna Grigorievna,

PhD in Law,

associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law,

All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Gubkin

University, Moscow, Russia

IMPACT OF INTERNATIONAL LAW ON THE LEGAL REGULATION OF THE LABOR OF FOREIGN CITIZENS IN RUSSIA

Annotation. The article discusses the legal framework of the countries of the European Union and the Commonwealth of Independent States, on the legal regulation of labor relations with foreign citizens. The authors analyze the legal framework of individual European states, the states of the post-Soviet

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-11-29-33 NIION: 2021-0079-11/22-186 MOSURED: 77/27-025-2022-11-186

space, China and Vietnam. Most legal acts deal with the application of the national regime for foreign workers, registration of labor relations, as well as issues of compensation for damage to an employee due to injury during the performance of labor duties.

Key words: law, labor immigrant, state, legal act, employment contract, rights of citizens.

Социальная защита населения государством является одним из самых существенных требований разумной политики, направленной на создание равновесного состояния всех слоев общества [6, с. 41]. Одним из ключевых аспектов такого рода государственной политики является обеспечение трудовых прав граждан, в т.ч. иностранных.

В современное время в странах Европейского Союза и Содружестве Независимых Государств возрастающая глобализация неизбежно влечет за собой увеличение трудовой миграции, что создает необходимость ее регламентации не только на национальном, но также и на международном уровне [7; 8; 9; 10]. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации является составной частью ее правовой системы. В ст.15 ч. 4. Конституции определяется: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то принимаются правила международного договора». В ст. 4. ч. 2 предусматривается, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации [5].

Переходя к рассмотрению региональных соглашений, вопросами регулирования которых является правовая регламентация трудовых отношений с иностранными гражданами, необходимо прежде всего рассмотреть акты, принятые в рамках таких организаций, как Совет Европы, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и Евразийском экономическом союзе. Раскрывая данную проблему, предлагается остановится на исследовании отечественной правовой базы по изучению основного отечественного правового акта, регулирующим отношения с иностранными гражданами, включая и трудовые, является Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [6]. Согласно ч.1 ст. 2 данного Закона, иностранным работником является «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность» [6], которая подразумевает под собой работу на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Анализируя документы, которые были приняты в рамках Совета Европы, мы рассмотрим ряд правовых документов. Первым документом, который затрагивал вопросы регулирования труда иностранцев, являлась Евро-

пейская социальная хартия [3]. Она была принята в 1961 г. и пересмотрена в 1996 г., включая не только право трудящихся мигрантов и их семей на защиту, которое содержалось в первоначальной версии документа, но конкретизировала данные положения и предусматривала право на социальное обеспечение. РФ ратифицировала данный документ, однако статья, касающаяся права трудящихся на защиту, была признана лишь частично обязательной. Другим актом, разработанным в рамках данной организации, стала Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов [2]. Данная Конвенция является главным документом в области правового регулирования труда мигрантов для европейских государств. Во многом ее положения схожи с положениями Конвенции МОТ о трудящихся мигрантах, однако принципиально новым положением стало установление национального режима для трудящихся мигрантов в отношении всего, что касается условий их жизни и работы. Данная Конвенция не была ратифицирована РФ, однако практически все положения данного документа были восприняты региональными актами СНГ, в котором, помимо других, состоит и РФ.

Еще одним документом, который затрагивал вопросы регулирования труда иностранных граждан, является Хартия Европейского Союза об основных правах, которая также, как и Европейская социальная хартия закрепляет национальный режим в обеспечении условий труда для иностранных граждан в случае осуществления ими трудовой деятельности на территории государств-членов при наличии необходимого разрешения.

В рамках еще одного регионального объединения - СНГ - было принято Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, которое содержит нормы, гарантирующие социальные гарантии на территории осуществления трудовой деятельности, а также в ней закрепляется право иностранных работников переводить денежные средства в страну постоянного проживания. В 2010 г. также вступила в силу Конвенция «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ» [4]. Конвенция определяет понятие и виды трудящихся-мигрантов, допустимые ограничения в сфере внешней трудовой миграции, основополагающие права и свободы трудящихся-мигрантов и членов их семей, меры государств-участников по обеспечению и гарантированию прав трудящихся-мигрантов.

Также для законодательства РФ большое значение имеет Договор о Евразийском экономическом союзе, который упраздняет необходимость получения разрешительных документов граждан стран-участников для осуществления трудовой деятельности на территории одного из государств-членов ЕАЭС [1]. Также привлечение иностранных работников государств- участников происходит без учета ограничений по защите национального рынка труда. В настоящее время в рамках данной организации проводится разработка инициативы о предоставлении трудящимся ЕАЭС права на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства при оформлении длительных трудовых отношений на срок более одного года.

Исследуя многочисленные двусторонние международные договоры РФ с различными странами, среди которых присутствуют республики Средней Азии, Китайская Народная Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Словацкая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам и другие страны. В большинстве соглашений рассматриваются вопросы применения национального режима иностранных работников, оформления трудовых отношений, а также вопросы возмещения работнику ущерба вследствие получения увечья во время исполнения трудовых обязанностей. Основным критерием для определения круга лиц, являющимися трудящимися-мигрантами, является принцип гражданства, т.е. данные соглашения распространяются только на граждан соответствующих государств, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства, с которым заключено такое соглашение. Так, Соглашения с Республикой Армения, Республикой Таджикистан, Китайской Народной Республикой, а также Соглашение с Киргизской Республикой, Соглашение со Словацкой Республикой используют принцип гражданства трудящихся-мигрантов. Также стоит отметить, что лишь некоторые соглашения также используют принцип постоянного проживания наряду с принципом гражданства, например, Соглашения с Республикой Молдова , а также Соглашение с Республикой Узбекистан.

В отношении оснований возникновения трудовых отношений данные соглашения также не содержат однообразного регулирования. Соглашения с Республиками Армения, Молдова и Узбекистан признают в качестве трудящихся-мигрантов только лиц, работающих по трудовым договорам. Соглашения с Киргизией и Словакией также относят к данной категории лиц, работающим по договорам подряда. Соглашение между РФ и Республика Таджикистан предусматривает, что трудящийся-мигрант - это лицо, работающее по трудовому договору, гражданско-правовому договору, а также лицо, работающее по догово-

рам, заключенным между государством осуществления трудовой деятельности и юридическими лицами государства гражданства, с которыми работники состоят в трудовых отношениях. Что касается сроков, в течение которых иностранным гражданам позволено осуществлять трудовую деятельность, то большинство Соглашений не содержит каких-либо ограничений по времени (например, Соглашения с Арменией, Узбекистаном, Молдовой). По Соглашениям с другими государствами срок составляет от одного года до двух лет. Наличие данных соглашений является позитивной практикой для России, т.к. ввиду того, что РФ не ратифицировала практически ни одну конвенцию о трудящихся-мигрантах, такие соглашения являются гарантией соблюдения трудовых прав иностранных граждан на территории РФ, а также, что не менее важно, трудовых прав российских работников за рубежом.

Из проведенного анализа можно заметить, что РФ является государством, которое не ратифицировало все международные источники трудового права, причин для которых существует огромное множество -начиная от членства в различных международных или региональных организациях, заканчивая согласием с принимаемыми такими организациями документами. Однако на сегодняшний момент РФ, будучи социальным государством, является не только одним из главных реципиентов иностранных работников, а также и экспортером рабочей силы, в связи с чем ратификация Конвенций МОТ и принятие их во внимание при разработке национального законодательства является необходимым шагом для соблюдения прав граждан РФ за рубежом, а также обеспечения прав иностранных работников на территории РФ. Нельзя не сказать о том, что за последние десять лет РФ было ратифицировано 17 Конвенций МОТ, что является позитивной тенденцией для нашего государства и положительно скажется на регулировании труда как российских, так и иностранных граждан на территории нашего государства.

Рассматривая отечественное трудовое законодательство в отношении трудовых иммигрантов и правовое обеспечение их трудовых прав на основе международных правовых актов можно сделать вывод, что Россия будучи социальным государством, является не только одним из главных реципиентов иностранных работников, а также и экспортером рабочей силы, в связи с чем ратификация Конвенций МОТ и принятие их во внимание при разработке национального законодательства является необходимым шагом для соблюдения прав граждан Российской Федерации за рубежом, а также обеспечения прав иностранных работников на территории нашей страны.

Список литературы:

[1] Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (посл. ред.) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855 (дата обращения: 12.10.2022).

[2] Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS № 93) (заключена в г. Страсбурге 24.11.1977) [Электронный ресурс]. Гарант. - URL: https://base.garant.ru/2541036/(дата обращения: 12.10.2022).

[3] Европейская социальная хартия (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. - C. 17-67.

[4] Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ (заключена в г. Кишиневе 14.11.2008) [Электронный ресурс]. Гарант. - URL: https://base.garant. ru/2567688/ (дата обращения: 12.10.2022).

[5] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2021. № 9. Ст. 851.

[5] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 12.10.2022).

[6] Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018. № 1 (9). - С. 40-55.

[7] Смирнова Е.С. Проблемы трудовой миграции в контексте инвестиционного сотрудничества стран СНГ // Вестник Федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». 2010. № 4. - С. 67-79.

[8] Созонтова А.В. Европейское трудовое право: понятие, основополагающие источники и их значение для трудового права России: Дис.... канд. юр. н. - Пермь, 2006. - 193 с.

[9] Шапиро И.В. Конституционно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ в соотношении с нормами международного права // Развитие и применение международного права и международного частного права. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. 2017. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2017. - С. 216-220.

[10] Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. - 287 с.

Spisok literatury:

[1] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (podpisan vg. Astane 29.05.2014) (posl. red.) [Ele-ktronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855 (data obrashcheniya: 12.10.2022).

[2] Evropejskaya konvenciya o pravovom statuse trudyashchihsya-migrantov (ETS № 93) (zaklyuchena v g. Strasburge 24.11.1977) [Elektronnyj resurs]. Garant. - URL: https://base.garant.ru/2541036/ (data obrashcheniya: 12.10.2022).

[3] Evropejskaya social'naya hartiya (prinyata v g. Strasburge 03.05.1996) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2010. № 4. - C. 17-67.

[4] Konvenciya o pravovom statuse trudyashchihsya-migrantov i chlenov ih semej gosudarstv-uchast-nikov SNG (zaklyuchena v g. Kishineve 14.11.2008) [Elektronnyj resurs]. Garant. - URL: https://base.garant. ru/2567688/ (data obrashcheniya: 12.10.2022).

[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.03.2021. № 9. St. 851.

[5] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/ (data obrashcheniya: 12.10.2022).

[6] Ryzhov V.B. Pravovye aspekty formirovaniya social'noj politiki Evropejskogo soyuza: istoriya i sovre-mennost' // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Mezhdunarodnoe pravo. 2018. № 1 (9). - S. 40-55.

[7] Smirnova E.S. Problemy trudovoj migracii v kontekste investicionnogo sotrudnichestva stran SNG // Vestnik Federal'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Gosudarstvennaya registracionnaya palata pri Minister-stve yusticii Rossijskoj Federacii». 2010. № 4. - S. 67-79.

[8] Sozontova A.V. Evropejskoe trudovoe pravo: ponyatie, osnovopolagayushchie istochniki i ih znachenie dlya trudovogo prava Rossii: Dis. ... kand. yur. n. - Perm', 2006. - 193 s.

[9] Shapiro I.V. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie trudovoj migracii v RF v sootnoshenii s normami mezhdunarodnogo prava // Razvitie i primenenie mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnogo chastnogo prava. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sbornik statej. 2017. - Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2017. - S. 216-220.

[10] Shesteryakova I.V. Mezhdunarodnye trudovye normy i trudovoe pravo Rossii: ih sootnoshenie i kollizii. - Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2011. - 287 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.