Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ И США ПО ПОНЯТИЯМ «ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК»'

ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ И США ПО ПОНЯТИЯМ «ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
закон / право / иностранный работник / мигрант / международный договор / государство / трудящийся.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко А.Г., Майстренко Г.А.

В статье анализируются нормативно-правовые акты РФ, США российского и нормы международного права по вопросам понятия «иностранный работник». Авторы приходят к выводу о том, что термин «иностранный работник» в разных государствах рассматривается по разному, а, к примеру, в США такое понятие используется только в отдельных субъектах федерации, на большинстве территории страны такой термин не применяется. На сегодняшний день в России большинство международных соглашений по вопросам привлечения иностранных трудовых мигрантов ратифицировано и применяются в правовом поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ И США ПО ПОНЯТИЯМ «ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК»»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-11-218-221 МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

NIION: 2021-0079-11/22-221 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-025-2022-11-221 доцент кафедры гражданского

и предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, доцент кафедры гражданско-правовых дисципли Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Москва, Россия, e-mail: annamajstrenko@yandex.ru

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ И США ПО ПОНЯТИЯМ «ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК»

Аннотация. В статье анализируются нормативно-правовые акты РФ, США российского и нормы международного права по вопросам понятия «иностранный работник». Авторы приходят к выводу о том, что термин «иностранный работник» в разных государствах рассматривается по разному, а, к примеру, в США такое понятие используется только в отдельных субъектах федерации, на большинстве территории страны такой термин не применяется. На сегодняшний день в России большинство международных соглашений по вопросам привлечения иностранных трудовых мигрантов ратифицировано и применяются в правовом поле.

Ключевые слова: закон, право, иностранный работник, мигрант, международный договор, государство, трудящийся.

MAISTRENKO Anna Grigorievna,

PhD in Law,

associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law, All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Gubkin University, Moscow, Russia

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law,

Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics, Moscow, Russia

LEGAL PROVISIONS OF RUSSIA AND THE USA ON THE CONCEPTS OF "FORIAN WORKER"

Annotation. The article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation, the United States of Russia and the norms of international law on the concept of "foreign worker". The authors come to the conclusion that the term "foreign worker" is considered differently in different states, and, for example, in the United States such a concept is used only in certain subjects of the federation, in most of the country this term is not used. To date, in Russia, most international agreements on the issues of attracting foreign labor migrants have been ratified and are being applied in the legal field.

Key words: law, law, foreign worker, migrant, international legal act, state, worker.

Рассматривая вопросы привлечение к трудовой деятельности мигрантов, мы проведем анализ внутреннего и международного законодательства, уделив внимание накопленному опыту РФ и США.

В настоящее время на территории практически многих стран, трудовую деятельность осуществляет огромное количество иностранных граждан. В этих целях необходима четкая регламентация их правового статуса с целью упорядоченного и единообразного регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами. В этих целях прежде чем переходить к особенностям правового положения иностранных граждан, осуществляющим трудовую деятельность на территории иностранных государств, представляется необходимым рассмотреть понятие «иностранный работник», использующееся как в национальном законодательстве России и США, так и на международном уровне.

Рассматривая понятие «иностранный работник» в международно-правовых актах, участницей которых является Российская Федерация, которое закреплено в международно-правовых актах Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и Международной Организации Труда (далее - МОТ), а также в актах региональных организаций, мы изучим в статье рассматриваемые правовые акты. В соответствии Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей [1] под трудящимся мигрантом понимается «лицо, которое планирует заниматься, занимается или занималось деятельностью, которая оплачивалась в государстве, гражданство которого он или она не имеет». Данное определение содержит две важные характеристики. Первая заключается в том, что такое лицо не обязательно должно осуществлять трудовую деятельность в настоящий момент времени или в прошлом, чтобы подпадать под сферу регулирования данной Конвенции, а также лишь намереваться приступить к работе. Второй особенностью данной Конвенции является то, что она относит к трудящимся-мигрантам также и тех лиц, которые осуществляют свою трудовую деятельность не в установленном законом порядке, т.е. нелегальных мигрантов. Данный акт не содержит каких-либо оговорок о том, что лица должны осуществлять трудовую деятельность законно. Вероятнее всего, именно данная особенность сдерживала государства от ее ратификации, т.к. с момента подписания до момента вступления в силу прошло 13 лет. Однако также следует подчеркнуть, что незначительное количество ратификаций обусловлено не только нежеланием государств отвечать за соблюдение и гарантирование прав трудящимся-мигрантам, а также стремление защитить национальные трудовые

ресурсы [8, с. 118]. Среди Конвенций, разработанных МОТ также можно встретить понятие «трудящийся-мигрант». Например, согласно Конвенции МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения термин «работник-мигрант» означает «лицо, которое мигрирует или мигрировало из одного государства в другое, с целью осуществления любой трудовой деятельности, кроме как не по найму, и подразумевает под собой любое лицо, въехавшее в страну на законных основаниях в качестве работника-мигранта». Необходимо отметить, что в отличие от предыдущей Конвенции ООН для распространения на трудящегося-мигранта прав и гарантий относительно равенства возможностей и обращения при осуществлении ими трудовой деятельности требуется, чтобы такое лицо въехало в страну на законных основаниях. Аналогичное определение «трудящегося-мигранта» можно встретить также в Конвенции № 97 МОТ о трудящихся - мигрантах [2].

На европейском континенте к концу 70-х годов XX века иммиграция становится постоянным и неотъемлемым фактором социально-экономического и политического развития крупнейших стран [10, с. 45]. Что вызвало необходимость регламентации задействования иностранной рабочей силы в экономике государств не только на национальном уровне, но и в документах европейских интеграционных организаций. Данный термин нашёл своё закрепление в Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся -мигрантов, которая определяет трудящегося-мигранта как «гражданина одного Договаривающегося Государства, имеющего разрешение проживать на территории другого Договаривающегося Государства для осуществления трудовой деятельности, подлежащей оплате» [3]. Основным моментом в данной Конвенции является то, что согласно данной статье и иным нормам, содержащим понятие «трудовой контракт», главный акцент ставится на исключении возможности осуществления трудовой деятельности на основании гражданско-правового договора.

Однако данные правовые акты не являются обязательными до ратификации РФ, следовательно, могут приниматься во внимание лишь в качества ориентира для формирования законодательства нашей страны. Акты Содружества Независимых Государств, напротив, имеют обязательную силу для РФ. Так Соглашение СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся - мигрантов определяет трудящегося-мигранта как «лицо, постоянно проживающее на территории Стороны, из которой он выезжает, законно занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью в

Стороне трудоустройства» [4].Примечательно, что одним из определяющих критериев трудящегося-мигранта является принцип постоянного проживания на территории государства выезда, а не принцип отсутствия гражданства государства, в котором это лицо занимается трудовой деятельностью.

Нельзя не сказать о том, что РФ также заключила целый ряд двусторонних договоров о сотрудничестве в области трудовой миграции, в которых также, как и в других международно-правовых актах используется понятие «трудовой мигрант». Преимущественно такие договоры заключались со странами бывшего СССР, однако другие государства также стали участниками таких двусторонних соглашений. Более подробно данные соглашения будут рассмотрены в следующей главе.

Однако стоит отметить, что в национальном законодательстве вместо понятия «трудящегося - мигранта», которое является общеупотребительным на международном уровне, используется понятие «иностранный работник». П. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает применение правил международного договора РФ в случае, если такой договор устанавливает иные правила, чем правила предусмотренные законом [5]. Из этого вытекает необходимость изучить понятие «иностранный работник», выявить круг лиц, подпадающих под настоящую категорию и провести сравнительную характеристику с понятием «трудящийся мигрант», которое нашло свое закрепление на международном уровне.

Основным правовым актом, регулирующим отношения с иностранными гражданами, включая и трудовые, является Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [6]. Согласно ч. 1 ст. 2 данного закона иностранным работником являет-ся«иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность» [6], которая подразумевает под собой работу на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Из понятия «иностранный работник» исключаются иностранные граждане, временно и постоянно проживающие на территории РФ. Такие категории иностранных работников практически уравниваются в своем правовом статусе с гражданами РФ за некоторыми законодательными ограничениями, связанными с осуществлением ими трудовой деятельности.

Касательно закрепления понятия иностранного работника в праве США, следует отметить, что законодательство данного государства не содержит какого-либо единого нормативно-правового акта, регулирующего труд иностранных

граждан. На уровне федерального законодательства закрепление данного понятия не нашло своего отражения ни в одном нормативно-правом акте. Следует отметить, что регламентация данной сферы общественных отношений относится к компетенции штатов, которые самостоятельно принимают нормативно-правовые акты в данной области. Например, в параграфе 9998.1 Кодекса «О коммерческой и профессиональной деятельности» [7], принятом в штате Калифорния, употребляется понятие «иностранный работник» (foreignworker), нежели чем понятие «трудящийся мигрант» (migrantworker). Согласно данному нормативно-правовому акту иностранным работником является лицо, не являющееся гражданином США и имеющим право, предоставленное ему федеральным правительством, осуществлять трудовую деятельность. Однако, данный штат является лишь одним из пятидесяти штатов, где данное определение было нормативно закреплено. Остальные штаты не сочли нужным давать регламентацию данного понятия.

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что международные и региональные организации имеют разные подходы к определению круга лиц, подпадающих под категорию «трудящийся-мигрант». К аналогичному выводу также пришел И.Л. Трунов, говоря о том, что «в определении понятий «трудящийся-мигрант», «иностранный работник» отсутствует единообразие» [9, с. 49]. Однако, даже несмотря на то, что на международном уровне общеупотребительным является понятие «трудящийся мигрант», ни законодательство РФ, ни законодательство США не восприняли данной терминологии. Использование понятие «иностранного работника» является неким отклонением от принятого на международном уровне подхода. Однако, нельзя не отметить также и общие черты, присущие обеим понятиям, рассмотренным выше. Во-первых, схожей чертой является перемещение лица из одного государства в другое. Во-вторых, цель такого перемещения - трудоустройство в иностранном государстве. И в-третьих, трудовая деятельность должна осуществляться на законных основаниях (за исключением Конвенции ООН 1990 г. [1]). В связи с этим, можно констатировать, что использование отличающихся друг от друга терминов не лишает иностранных работников защиты, которые международно-правовые нормы предоставляют данной категории лиц. Факт того что оба государства избрали иной подход в определении иностранных работников не умаляет действие ратифицированных международно-правовых актов, которые регулируют трудовую деятельность иностранцев на территории РФ и США.

Список литературы:

[1] Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 18.12.1990 г. (принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 45/158) // Советский журнал международного права. 1991. № 3-4. - С. 136-172.

[2] Конвенция МОТ № 97 «О трудящихся - мигрантах» (Заключена в г. Женеве 01.07.1949) // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919 - 1956. Т. I.-Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 965-981.

[3] Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS № 93) (заключена в г. Страсбурге 24.11.1977) [Электронный ресурс]. Гарант. - URL: https://base.garant.ru/2541036/(дата обращения: 12.10.2022).

[4] Соглашение «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» от 15.04.1994 // Бюллетень международных договоров. 1997. № 2.

[5] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2021. № 9. - Ст. 851.

[6] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 12.10.2022).

[7] California Business and Professional Code (Enacted by Stats. 1937, Ch. 399.)

[8] Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр пресс», 2006. - С. 118-119.

[9] Права иностранных работников в России / под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2016. - С. 49.

[10] Рыжов В.Б. Европейский союз: динамика развития и накопившиеся проблемы [Электронный ресурс] // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2018. № 2. - С. 42-50. - URL: https://e-notabene.ru/wl/article_25693.html (дата обращения: 12.10.2022).

[1] Konvenciya OON o zashchite prav vsekh trudyashchihsya-migrantov i chlenov ih semej 18.12.1990 g. (prinyata General'noj Assambleej OON rezolyuciej 45/158) // Sovetskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1991. № 3-4. - S. 136-172.

[2] Konvenciya MOT № 97 «O trudyashchihsya - migrantah» (Zaklyuchena v g. Zheneve 01.07.1949) // Konvencii i rekomendacii, prinyatye MOT. 1919 - 1956. T. I. - Zheneva: Mezhdunarodnoe byuro truda, 1991. - S. 965-981.

[3] Evropejskaya konvenciya o pravovom statuse trudyashchihsya-migrantov (ETS № 93) (zaklyuchena v g. Strasburge 24.11.1977) [Elektronnyj resurs]. Garant. - URL: https://base.garant.ru/2541036/ (data obrash-cheniya: 12.10.2022).

[4] Soglashenie «O sotrudnichestve v oblasti trudovoj migracii i social'nojzashchity trudyashchihsya-mi-grantov» ot 15.04.1994 //Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 1997. № 2.

[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.03.2021. № 9. - St. 851.

[6] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/ (data obrashcheniya: 12.10.2022).

[7] California Business and Professional Code (Enacted by Stats. 1937, Ch. 399.)

[8] Lushnikova M.V., Lushnikov A.M. Ocherki teorii trudovogo prava. - SPb.: Izdatel'stvo R. Aslanova «YUridicheskij centrpress», 2006. - S. 118-119.

[9] Prava inostrannyh rabotnikov v Rossii / pod red. I.L. Trunova. - M.: Eksmo, 2016. - S. 49.

[10] Ryzhov V.B. Evropejskij soyuz: dinamika razvitiya i nakopivshiesya problemy [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2018. № 2. - S. 42-50. - URL: https://e-notabene.ru/wl/article_25693.html (data obrashcheniya: 12.10.2022).

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшж.

Spisok literatury:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.