Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
права человека / миграция / конвенция / защита / трудящийся / мигрант.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулиева М.Э.

Развал Советского Союза и образование новых государств на постсоветском пространстве способствовали формированию новых институтов в данном регионе, в том числе института трудовой миграции. Неравномерность и нестабильность экономического развития в этих государствах стало причиной возникновения большого числа свободной рабочей силы, которая в поисках «лучшей жизни» начала перемещаться из одного государства в другое. На фоне все больше возрастающих миграционных процессов, стал актуальным вопрос регулирования трудовой миграции как на государственном, так и на региональном уровне. Изменения в сфере трудовых взаимоотношений в самих государствах – донорах рабочей силы и принимающих государствах отражались на общем состоянии экономики государств. Эти и многие другие факторы послужили основой для создания правовой базы не только на региональном, но и международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-311 -315 ГУЛИЕВА Мехрибан Эльбрус кызы,

NIION: 2018-0076-8/21-134 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -08-333 доцент Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mehriban-guliyeva@rambler.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Развал Советского Союза и образование новых государств на постсоветском пространстве способствовали формированию новых институтов в данном регионе, в том числе института трудовой миграции. Неравномерность и нестабильность экономического развития в этих государствах стало причиной возникновения большого числа свободной рабочей силы, которая в поисках «лучшей жизни» начала перемещаться из одного государства в другое. На фоне все больше возрастающих миграционных процессов, стал актуальным вопрос регулирования трудовой миграции как на государственном, так и на региональном уровне. Изменения в сфере трудовых взаимоотношений в самих государствах - донорах рабочей силы и принимающих государствах отражались на общем состоянии экономики государств. Эти и многие другие факторы послужили основой для создания правовой базы не только на региональном, но и международном уровне.

Ключевые слова: права человека, миграция, конвенция, защита, трудящийся, мигрант.

GULIEVA Mehriban Elbrus,

Assistant Professor of Financial University under the Government of Russian Federation, PhD

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF LABOUR MIGRATION

ON THE POSTSOVIET AREA

Annotation. The collapse of the Soviet Union and the formation of new states in the post-Soviet area contributed to the formation of new institutions in this region, including the institution of labor migration. The unevenness and instability of economic development in these states have caused the emergence of a large number of free labor force, which in search of a «better life» began to move from one state to another. Against the background of more and more increasing migration processes, the issue of regulating labor migration at both the state and regional levels has become relevant. Changes in the sphere of labor relations in the states - labor donors and host states - reflected on the general situation of the economy of the states. These and many other factors served as the basis for the creation of a legal framework not only at the regional but also at the international level.

Key words: human rights, migration, convention, protection, worker, migrant.

Права человека - это категория, которая относятся к числу самых актуальных вопросов современности. В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека различались. На протяжении веков им давалось самое различное политико-правовое, религиозное, этическое и, даже, философское толкование и обоснование.

Права человека являются институтом, связывающим индивида с его государством. В этом институте кооперируются права женщин и детей, права в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системе, а также социальные и трудовые права. На фоне все более ожесточающихся экономических условий актуальной становится защита последних.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Кризис экономики и безработица, возникшие в результате событий, произошедших в конце 20-го начале 21-го века, привели к возникновению на территории стран постсоветского пространства особой категории населения - трудовых мигрантов. Как известно, трудовая миграция - это вид миграции, представляющий собой совокупность территориального перемещения людей, связанного с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешние по отношению к месту жительства условия: социокультурные и жилищно-бытовые. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы [5].

Миграция является важной характеристикой современной реальности, оказывающей разнообразное влияние на состояние и перспективы развития как международной экономической системы в целом, так и отдельных регионов и стран. Благодаря перечислениям трудовых мигрантов из-за рубежа уменьшается уровень бедности в государствах их исхода, развиваются торговля, строительство, сельское хозяйство и предоставление различных видов услуг, сокращается безработица, активизируется предпринимательская деятельность, создаются новые рабочие места, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

Однако, несмотря на это, существует также ряд негативных аспектов, таких как нарушения прав трудовых мигрантов в стране пребывания, истощение квалифицированных трудовых ресурсов в государствах-донорах этой самой рабочей силы, трудности при трудоустройстве, как на территории принимающей страны, так и по возвращению на родину, возрастают социальные проблемы, связанные с пенсионным обеспечением, распадом семей, ухудшается состояние здоровья трудовых мигрантов.

Во время осуществления ими трудовой деятельности в иностранном государстве нередки случаи эксплуатации мигрантов, нарушения условий и порядка оплаты их труда, им затруднен доступ к получению качественных медицинских услуг. Иностранные граждане зачастую подвергаются произволу со стороны представителей силовых ведомств, сталкиваются с расовой нетерпимостью со стороны радикально настроенных представителей коренного населения государства трудоустройства и пр. [6]

Факты нарушения трудового законодательства и социально-трудовых прав мигрантов всё ещё значительно распространены. Наиболее часто встречающимися нарушениями трудовых прав являются несвоевременная выплата заработной платы, предоставление трудового отпуска меньшей продолжительности, чем это установлено законом, незаконное увольнение с работы, нарушение правил охраны труда и техники безопасности, право на повышение квалификации, на материальное обеспечение в случае нетрудоспособности и др. В серьезную социальную проблему превратилось состояние условий и охраны труда трудящихся - мигрантов.

Все это говорит о том, насколько сегодня актуальна тема защиты социальных и трудовых прав иностранных работников и как важно организациям, должностным лицам и самим трудящимся-мигрантам соблюдать требования законодательства о труде. В этих целях важную роль играет универсализация социально-трудового права со странами-партнерами по миграционным процес-

сам, а также достижение консенсуса посредством международного диалога. Об этом свидетельствует пристальное внимание к данной теме со стороны авторитетных международных структур и лидеров СНГ. Важна согласованность работы международной и национальной систем контроля и надзора за соблюдением трудового и миграционного законодательства [2].

Особую значимость приобретает компетентность при формировании эффективной стратегии правовой и экономической гармонизации, которая может быть особенно продуктивной в сфере социально-трудовых отношений при условии взвешенных подходов и тщательного научного анализа [1]. Здесь необходимо провести:

1. анализ нормативной правовой базы данных государств и практики ее реализации с точки зрения обеспечения защиты социальных и трудовых прав мигрантов, выявления устаревших и не действующих норм;

2. анализ международной нормативной правовой базы по обеспечению социальных и трудовых прав мигрантов;

3. изучение международного опыта защиты прав мигрантов;

4. выявление и оценка проблем, с которыми сталкиваются мигранты в части нарушения их социальных и трудовых прав;

5. проведение исследования - на основе анкетирования трудовых мигрантов и глубинного интервью с работниками государственных структур, неправительственных организаций, частных агентств занятости, занимающихся вопросами трудоустройства мигрантов за рубежом;

6. подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы данных государств, а также деятельности различных акторов миграционных процессов по защите социальных и трудовых прав мигрантов и введению единых международных стандартов в этой сфере;

7. страны Содружества Независимых Государств (СНГ), с точки зрения миграционных процессов в настоящее время представляют собой единую миграционную систему, сложившуюся после распада СССР. В этой миграционной системе страны по-прежнему связаны общей инфраструктурой, коммуникациями, экономическими, финансовыми, социально-культурными и гуманитарными связями, что позволяет проводить согласованную миграционную политику, которая подкрепляется также формированием единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭс.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Ситуация с регулированием миграционной политики, изменилась с введением ограничительных мер, связанных с пандемией короновируса. Замедление экономических процессов, безработица и отсутствие возможности свободно передвигаться негативно отразились на положении трудовых мигрантов. И это при наличии внутренних проблем государств, с которыми сталкиваются рядовые трудящиеся.

Положения, регулирующие условия труда и равенство обращения касательно трудящихся-мигрантов, закреплены, как известно, в ряде нормативно - правовых актов, принятых в рамках ООН. Среди них: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Они охватывают такие вопросы, как уровень вознаграждения, рабочее время, оплачиваемый отпуск, минимальный возраст для занятости, меры безопасности и гигиены труда, вопросы социального обеспечения, а также средства и пособия по социальной защите, предусматриваемые в связи с занятостью, гарантия занятости и т.д. [4]

В 1990 г. ООН приняла всеобъемлющий акт, регулирующий большинство аспектов международной миграции: Международную конвенцию о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Принятая в 1990 году ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей определяет термин «трудящийся-мигрант» следующим образом: «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» [3].

Данная конвенция устанавливает несколько категорий трудящихся - мигрантов. К ним относятся:

• приграничный трудящийся, сохраняющий свое обычное местожительство в соседнем государстве, в которое он обычно возвращается каждый день или по крайней мере один раз в неделю;

• сезонный трудящийся, работа которого по своему характеру зависит от сезонных условий и выполняется только в течение определенного времени года;

• моряк (включая также рыбаков), нанятый для работы на судне, зарегистрированном в государстве, гражданином которого он не является;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

• трудящийся, занятый на стационарной прибрежной установке, нанятый на работу на прибрежной установке, находящейся под юрисдикцией государства, гражданином которого он не является;

• трудящийся, работа которого связана с переездами, обычно проживает в одном государстве, вследствие характера своей работы вынужден переезжать в другое государство или государства на короткие периоды;

• трудящийся на проекте означает трудящегося-мигранта, допущенного в государство работы по найму на определенный срок для работы исключительно по конкретному проекту, осуществляемому в этом государстве его или ее нанимателя;

• трудящийся целевого найма - это мигрант, который:

1. послан его или ее нанимателем на ограниченный и определенный период времени в государство работы по найму для выполнения конкретных функций или обязанностей;

2. в течение ограниченного и определенного периода времени выполняет работу, требующую профессиональных, коммерческих, технических или иных специальных навыков;

3. по просьбе его или ее нанимателя в государстве работы по найму, выполняет в течение ограниченного и определенного периода времени работу, носящую временный или краткосрочный характер; и должен покинуть государство работы по найму либо по истечении разрешенного периода пребывания, либо раньше, если он более не выполняет этих конкретных функций или обязанностей или не занимается этой работой;

• трудящийся, работающий не по найму, занимается вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма, и обеспечивает за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любой иной трудящийся-мигрант, признаваемый трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с применимым законодательством государства работы по найму или двусторонними или многосторонними соглашениями.

К специальным конвенциям, непосредственно затрагивающим вопросы международной трудовой миграции и обеспечения прав трудящихся-мигрантов, можно отнести следующие конвенции МОТ:

• Конвенция № 97 о трудящихся мигрантах 1949 г.;

• Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящим-

ся-мигрантам равенства возможностей обращения 1975г.

Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г. основное внимание уделяет вопросам приема на работу мигрантов и условий их труда. Указанная Конвенция обязывает государства предоставить без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане. В то же время государствам предоставлено право ограничивать доступ мигрантам к определенным видам работ, когда это необходимо в государственных интересах.

Принятие Конвенции № 143 о трудящихся мигрантах было обусловлено резким ростом масштабов безработицы и нерегламентированной миграции. Этот акт представляет собой первую многостороннюю попытку рассмотреть вопрос о положении нелегальных мигрантов, а также предусматривает санкции в отношении торговцев нелегальной рабочей силой. Конвенция № 143 закрепила понятие «трудящийся-мигрант», в соответствии с которым указанный статус имеют лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако в международном миграционном праве, как и в национальном законодательстве большинства стран мира, до сих пор не сложился единый подход к понятию трудящегося-мигранта.

Указанные Конвенции МОТ охватывают вопросы, касающиеся всего процесса миграции, включая эмиграцию, иммиграцию, транзит. Положения Конвенций применяются к лицам, которые мигрируют из одной страны в другую с целью трудоустройства в качестве наемных работников. За исключением статьи 8 Конвенции № 97 и, в некоторой степени, Раздела II Конвенции № 143, в этих актах не проводится различие между постоянными и временными мигрантами. Следует отметить, что обе названные конвенции предусматривают исключение из сферы своего применения некоторых категорий работников: моряков, трудящихся приграничных районов, въехавших на короткий срок лиц свободных профессий и артистов. Конвенция №143 также исключает из сферы охвата своих общих положений Раздела II стажеров и учеников, а также работников, временно нанятых для выполнения конкретных видов работ или заданий.

К международным актам, косвенно регулирующим миграционные процессы, или общим, можно отнести следующие:

• Конвенция № 81 об инспекции труда 1947 г.;

• Конвенция № 110 о плантациях 1958 г.;

• Конвенция № 122 о политике в области занятости 1964 г.;

• Конвенция № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве 1969 г.;

• Конвенция № 131 об установлении минимальной заработной платы 1970 г.;

• Конвенция № 149 о сестринском персонале 1977 г.;

• Конвенция № 168 о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г.;

• Конвенция № 181 о частных агентствах занятости 1997 г.;

•Конвенция № 184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве 2001 г.

Конвенция № 181 о частных агентствах занятости 1997 г. содержит важные положения, направленные на предотвращение случаев противоправного обращения с трудящимися-мигрантами в отношении вербовки и приема на работу через частные агентства занятости.

В соответствии с Конвенцией № 168 о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г., проживающие на законном основании трудящиеся-мигранты должны пользоваться правами на равное обращение и недискриминационное отношение, в частности, без различий по признаку расы, цвета кожи, пола, гражданства или этнического происхождения в контексте содействия обеспечения полной, продуктивной и свободно выбираемой занятости.

Следует отдельно отметить, что нормы перечисленных нормативных актов, регулирующие правовой статус трудящихся-мигрантов, распространяют свое юридическое действие как на временных, так и на постоянных мигрантов; как на легальных, так и на нелегальных мигрантов.

Принцип свободного перемещения рабочей силы непосредственно закреплен в Уставе СНГ. Он является основой формирования полноценной политики в сфере привлечения и использования трудоспособных лиц из государств, входящих в Содружество. Кроме того, в Уставе СНГ в качестве одного из основных направлений сотрудничества в экономической и социальной областях (ст. 19) зафиксировано «формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы».

Среди специальных многосторонних соглашений по вопросам миграции на пространстве СНГ необходимо, в частности, выделить:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

• Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев и Протокол к ней 1967 г.;

• Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г.;

• Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся- мигрантов 1994 г.;

• Соглашение о порядке выезда граждан государств - участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и выезда из них 1997 г.;

• Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.;

• Соглашении о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) 2003 г. и многие другие.

Немаловажную роль играет также Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., которая декларирует право законно находящихся на территории стран СНГ мигрантов и иностранцев на свободу мысли, совести и вероисповедания, равенство перед судом, личную неприкосновенность, свободу мирных собраний, свободу ассоциаций, право на социальное обеспечение, на свободное передвижение и свободу выбора места жительства и другие права [2]. Пандемия короновируса и введение ограничений негативно отразилось на рынке труда и миграционных процессах всего региона. Влияние этих факторов пока остается негативным и на неопределенный период, что может привести к появлению новых тенденций и институтов, в том числе и в указанных сферах.

Список литературы:

[1] Жотабаев Н.Р. Трудовая миграция и защита прав трудящихся-мигрантов. Труд и социальные отношения. М., 2009, №5, с. 27-31.

[2] Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 4 ноября 1995 года.

[3] Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов от 18 декабря 1990 года.

[4] Права человека. Сборник международных договоров. Издание Организации Объединенных Наций, 2019. № 88. XIV.1.

[5] Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие, М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007.

[6] Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие. М., 2005. С. 255.

Spisok literatury:

[1] Zhotabaev N.R. Trudovaya migraciya i zash-chita prav trudyashchihsya-migrantov. Trud i social'nye otnosheniya. M., 2009, №5, s. 27-31.

[2] Konvenciya SNG o pravah i osnovnyh svo-bodah cheloveka ot 4 noyabrya 1995 goda.

[3] Mezhdunarodnaya konvenciya OON o zash-chite prav vsekh trudyashchihsya-migrantov ot 18 dekabrya 1990 goda.

[4] Prava cheloveka. Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov. Izdanie Organizacii Ob»edinennyh Nacij, 2019. № 88. XIV.1.

[5] Yudina T.N. Migraciya: slovar' osnovnyh ter-minov: Ucheb. posobie, M.: Izdatel'stvo RGSU; Akademicheskij Proekt, 2007.

[6] Yudina T.N. Sociologiya migracij: Uchebnoe posobie. M., 2005. S. 255.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.