Научная статья на тему 'CОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ'

CОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
Международные организации / специализированные организации / институциональное сотрудничество / универсальные организации / региональные организации / трудящиеся-мигранты и члены их семьей / трудовая миграция / конвенция / ратификация. / international organizations / specialized organizations / institutional cooperation / universal organizations / regional organizations / minors / labor migrants and their families / labor migration / convention / ratification.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.Ишанходжаев

в статье рассмотренывопросы институционального сотрудничества Республики Узбекистан в области трудовой миграции с международными институтами и специализированными учреждениями ООН. Вносятся предложения по совершенствованию сотрудничества на двухсторонней основе, изменения и дополнения, а также присоединение Республики Узбекистан к универсальным и другим международным соглашениям касательно трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF UZBEKISTAN WITH INTERNATIONAL ORGANIZATION IN THE FIELD OF LABOUR MIGRATION

The article deals with the issues of institutional cooperation of Uzbekistan in the field of labor migration with international institutions and specialized agencies. A number of proposals are made to improve the cooperation of a bilateral agreement by introducing changes and additions as well as the accession of Uzbekistan to universal and other international treaties regarding labor migration.

Текст научной работы на тему «CОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ»

COOPERATION OF UZBEKISTAN WITH INTERNATIONAL ORGANIZATION IN THE FIELD OF LABOUR MIGRATION

S.ISHANXODJAEVAa

University of World Economy and Diplomacy, Tashkent, 100077, Uzbekistan

СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

С.ИШАНХОДЖАЕВа

Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкент, 100077, Узбекистан

МЕХДАТ МИГРАЦИЯСИ СОХДСИДА УЗБЕКИСТОННИНГ ХАЛЦАРО ТАШКИЛОТЛАР БИЛАН ХДМКОРЛИГИ

С.ИШАНХОДЖАЕВа

Жахон иктисодиёти ва дипломатия университети, Тошкент, 100077, Узбекистан

Аннотация: мацолада Узбекистоннинг меунат миграциясига оид ихтисослашган ташкилотлар щмда халцаро институтлар билан уамкорлик масалалари куриб чицилган. Тегишинча халцаро щмкорликни такомиллаштиришга оид амалдаги икки томонлама шартномага узгартириш ва цушимчалар киритиш щмда Узбекистоннинг меунат миграциясига оид универсал ва бошца халцаро шартномаларга цушилишига доир бир цатор таклифлар илгари сурилган.

Калит сузлар: халцаро ташкилотлар, ихтисослашган ташкилотлар, институционал уамкорлик, универсал ташкилотлар, регионал ташкилотлар, минтацавий ташкилотлар, меунаткаш-мигрантлар цамда уларнинг оила аъзолари, меунат миграцияси, конвенция, ратификация.

Аннотация: в статье рассмотренывопросы институционального сотрудничества Республики Узбекистан в области трудовой миграции с международными институтами и специализированными учреждениями ООН. Вносятся предложения по совершенствованию сотрудничества на двухсторонней основе, изменения и дополнения, а также присоединение Республики Узбекистан к универсальным и другим международным соглашениям касательно трудовой миграции.

Ключевые слова: Международные организации, специализированные организации, институциональное сотрудничество, универсальные организации, региональные организации, трудящиеся-мигранты и члены их семьей, трудовая миграция, конвенция, ратификация.

Annotation: The article deals with the issues of institutional cooperation of Uzbekistan in the field of labor migration with international institutions and specialized agencies. A number of proposals are made to improve the cooperation of a bilateral agreement by introducing changes and additions as well as the accession of Uzbekistan to universal and other international treaties regarding labor migration.

Keywords: international organizations, specialized organizations, institutional cooperation, universal organizations, regional organizations, minors, labor migrants and their families, labor migration, convention, ratification.

XXI век характеризуется активизацией межгосударственного сотрудничества, что связано с ростом товарооборота, трансформацией рабочей силы и другими современными аспектами. Эти и другие вопросы представляют определенный интерес для рассмотрения, в том числе и проблем, касательно трудящихся-мигрантов.

Во-первых, это связано с интернационализацией рынка труда.

Во-вторых, оно исходит из экономических показателей и условий жизни в различных странах.

На сегодняшний день правовое регулирование в отношении трудовой миграции в межгосударственных отношениях стало актуальной проблемой. Трудовая миграция является не только вопросом защиты прав граждан государства за рубежом, но и проблемой принимающей страны. Например, право на равенство, справедливость и на дискриминацию трудящихся-мигрантов, а также экономические, социальные вопросы и вопросы безопасности между странами.

Проблемы трудовой миграции, прежде всего, связаны с вопросами занятости в стране или ее интенсификацией, а также с экономическими показателями.

В 2017 году число мигрантов достигло отметки в 258 миллионов, что на 14 миллионов превышает данные за 2015 год. Женщины составляют 48 % от общего числа мигрантов, около 36,1 миллиона - дети, 4,4 миллиона - международные студенты и 150,3 миллиона - трудовые мигранты. Почти 31% всех мигрантов проживают в Азии, 30% - в Европе, 26% - в Северной и Южной Америке, 10% - в Африке и 3% - в Океании [1].

В-третьих, трудовая миграция является объективным явлением в международных отношениях и представляется процессом, охватывающим все страны мира. Использование положительных аспектов миграции населения и устранение негативных аспектов являются одной из основных проблем, стоящих перед мировым сообществом.

Проблемы трудовой миграции также актуальны, в том числе и для Узбекистана. Трудовые миграционные потоки создают новые проблемы экономического, политического, социального и правового характера. Здесь особенно следует сказать о защите прав трудящихся-мигрантов, что становится все более актуальной проблемой на современном этапе. Миграционные потоки охватывают многие страны мира, которые являются как странами поставщиками, так и транзитными, а также принимающими странами.В целом трудящихся-мигрантов следует отличать по статусу от других категорий граждан. В целом международная миграция состоит из двух основных категорий: эмиграции и иммиграции. Под эмиграцией понимается выезд из страны проживания на территорию другого государства с целью проживания на постоянной основе. Иммиграция - это въезд на территорию иностранного государства с целью проживания на постоянной основе.

Международные мигранты делятся на пять основных категорий:

•иммигранты и не иммигранты, въезжающие в страну на законных основаниях;

•трудовые мигранты по контракту;

•незаконные иммигранты;

•просители убежища [2].

На наш взгляд, международная трудовая миграция означает процесс перехода из одной страны в другую, с целью поиска работы в более благоприятных условиях, чем в стране происхождения. Здесь «трудящийся-мигрант» понимается как «лицо, которое занимается, трудовой деятельностью в социально-экономических интересах в стране, не являющейся страной его происхождения».

Международная трудовая миграция также может основываться на экономических, политических, этнических, культурных, семейных и других факторах. Таким образом, международная трудовая миграция представляется частью более широкой реальности, чем международная миграция, которая напрямую не связана с занятостью населения. Роль и значениямеждународных организаций в регулировании миграционными процессами велика, исходя из целей и задач, принятых в учредительных актах этих организаций.

По мнению учёных Т.Цыганкова и Т.Гордеева, нецелесообразно классифицировать международные организации, достаточно разделить их по основным критериям типологии. Например,

членство субъектов международных отношений и юридический статус организации;

географическое распространение; функциональная направленность; характер деятельности [3].

В этом плане констатация Т.Цыганкова и Т.Гордеева о нецелесообразности классификации международных организаций весьма спорна. Например, О.А. Серова рассматривает классификацию как «... процесс группировки объектов в соответствии с их общими признаками. Результатом этой деятельности становится построение классификационной системы [4].

С точки зрения А.И. Арестова и П.Н. Кобец, в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология, по их мнению - это более сложный вид классификации [5].

На наш взгляд, исходя из сферы сотрудничества Узбекистана с международными организациями, например, в области трудовой миграции, можно классифицировать их на следующие категории:

сотрудничество в рамках универсальной организации ООН; сотрудничество в рамках межрегиональной организации ОБСЕ; сотрудничество в рамках региональной организации СНГ, ЕС; сотрудничество в рамках специализированных учреждений МОТ, МОМ. Правовой основой сотрудничества Республики Узбекистан с международной универсальной организацией является «Устав Организации Объединенных Наций», который был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, по завершении Конференции Организации Объединенных Наций и вступил в силу 24 октября 1945 года. Сотрудничество Узбекистана с Организацией Объединенных Наций как суверенное, независимое государство установлено через шесть месяцев после провозглашения независимости 24 марта 1992 года [6].

Если говорить о сотрудничестве Узбекистана с ООН по вопросам трудовой миграции, то здесь можно выделить в качестве главного документа - Устав организации, гдеустановлены нормы о: «.решимости, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности; в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».

Одной из главных задач для достижения этих целей является международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (пункт 3 статья 1). Также, в статье 55 говорится, что: «Организация Объединённых Наций» содействует, а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем также международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В статье 56 определяется, что все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения вышеуказанных целей [7].

В «Всеобщей декларации о правах человека» во втором пункте 13 статьи устанавливает, что: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» [8].

Принятие «Международного пакта о гражданских и политических правах» и «Международного пакта об экономических, политических и культурных правах» 16 декабря 1966 года, эти нормы приобрели императивное значение. Например, если рассматривать некоторые нормы «Международного пакта о гражданских и политических правах», то согласно второму пункту статьи 12 «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную», четвёртый пункт данной статьи определяет, что: «Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну».

Далее статья 13 Пакта определяет, что: «Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью лицом или лицами, специально

назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами» [9].

Если рассматривать некоторые аспекты «Международного пакта об экономических, политических и культурных правах», то в первом пункте 6 статье сказано, что: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права». Статья 7 устанавливает норму, где сказано, что: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда» [10].

Рассмотренные документы имеют косвенное отношение к регулированию прав трудящихся-мигрантов, но они не определяют их правовой статус и не являются предметом международно-правового регулирования в области трудовой миграции.

Для международно-правового регулирования трудовой миграции со стороны ООН была принята «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 18 декабря 1990 года. В данный момент Республика Узбекистан не является участником этой конвенции. Учитывая уязвимое положение, в котором оказываются трудящиеся-мигранты в связи с их нахождением в государстве работы по найму [11], в том числе и нашим гражданам, Узбекистану в этом плане есть крайняя необходимость рассмотрения вопроса о присоединении к вышеуказанной Конвенции ООН.

Конвенция устанавливает ряд норм, в котором трудящиеся-мигранты пользуются равными правами с гражданами государства работы по контракту. Например, в статье 43 говорится о доступе:

а) к учебным заведениям и услугам в соответствии с условиями приема и другими правилами, действующими в отношении соответствующих заведений и услуг;

б) к службам профессиональной ориентации и трудоустройства;

с) в заведения и учреждения профессиональной подготовки и переподготовки;

д) обеспечения жильем, в том числе жильем, предоставляемым по программам социального обеспечения, и защиты от эксплуатации через арендную плату за жилье;

е) к социальному и медицинскому обслуживанию при условии соблюдения требований, предъявляемых в отношении участия в соответствующих программах;

ф) в кооперативы и самоуправляемые предприятия, что не предполагает изменения их статуса мигрантов, и при условии соблюдения норм и правил соответствующих кооперативов и предприятий;

ж) к культурной жизни и участия в ней.

Исходя из статьи 22 Конституции Республики Узбекистан, в котором регламентируется гарантия правовой защиты и покровительства своим гражданам, как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами, для эффективной защиты прав своих граждан, которые осуществляют или будут осуществлять трудовую миграцию. В связи с этим на основании выше приведённой Конвенции необходимо путём имплементации усовершенствовать национальное законодательство, которое в свою очередь будет способствовать улучшению деятельности национальных институтов в области трудовой миграции.

Узбекистан, являясь членом ОБСЕ (СБСЕ) осуществляет сотрудничество на разных уровнях и охватывает широкий спектр вопросов и проблем, в том в области трудовой миграции, где международно-правовой основой регулированию являются:

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года;

Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года;

Парижская Хартия для новой Европы 1990 года;

Будапештский документ: на пути к подлинному партнерству в новую эпоху 1994 года;

Лиссабонский документ 1996 года. Декларация Лиссабонской встречи на высшем уровне. Лиссабонская декларация о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века" (принят в г. Лиссабоне 1996 года) и др.

Если рассматривать юридическую природу договоров в рамках ОБСЕ, следует отметить, что они носят больше политический характер, но в тоже время имеют правовое основание.

Таким образом, на наш взгляд, для более эффективного регулирования проблем трудовой миграции Узбекистану необходимо совершенствовать сотрудничество с такими международными организациями как МОТ и МОМ, в установленном порядке рассмотреть вопрос о присоедении Узбекистана к Конвенциям МОТ, например, Конвенция 97 о работниках, мигрантах, пересмотренная в 1949 году, Конвенция 143 о злоупотреблениях в области миграции и об

обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения). Хотелосьбы отметить, что в этом направлении со стороны правительства Узбекистана ведутся целенаправленные конструктивные работы. Например, было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №407 от 31 мая 2018 года «О дополнительных мерах по реализации в 2018-2020 годах, ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенций международной организации труда». В соответствии с данным Постановлением был предусмотрен ряд комплексных мероприятий, например, для ответственных министерств и ведомств внесены вопросы для изучения о возможности имплементации в национальное законодательство к мот. Присоединение к вышеупомянутым документам создаст базу для развития национального законодательства и послужит развитию конструктивного диалога между национальными институтами Узбекистана и институтами МОТ в области трудовой миграции.

Партнерство МОМ с Узбекистаном началось в 2003 году, когда организация начала оказывать прямую помощь жертвам торговли людьми и уязвимым мигрантам из Узбекистана и других стран Центральной Азии. По словам Субрегионального МОМ Координатора по Центральной Азии и главы миссии ДежанКезеровича, с 2015 года сотрудничество между Узбекистаном и МОМ неуклонно растет, и на сегодняшний день достигнуты два совместных плана работы, и в начале этого года у нас была двухлетняя «Дорожная карта сотрудничества» на 2018-2019 годы, утвержденная правительством Узбекистана» [15].

В 2018 году 27 ноября в Женеве проходила 109-я сессия, где Республика Узбекистан была принята в члены МОМ. На сегодняшний день, Узбекистан является 173 членом МОМ. По нашему мнению, для развития сотрудничества с МОМ со стороны Узбекистана надо разработать следующее:

Во-первых, создаваемым со стороны МОМ, в городах Ташкент и Термез двух представительств в качестве субрегиональные офисы для реализации проектов МОМ в сфере трудовой миграции в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Афганистане, нужно параллельно открыть научно-практические центры по изучению миграционных процессов. В научно-практических центрах по изучению миграционных процессов широко будут вовлечены специалисты в области миграции из Узбекистана.

Во-вторых, Узбекистану нужно привлекать материально-технические ресурсы МОМ для подготовки и переподготовки специалистов в госструктуры Узбекистана в области миграции.

В-третьих, с помощью МОМ нужно создавать условия для возвращения и интеграции мигрантов по программе адаптации.

Также, осуществляются различные проекты МОМ. Например, со стороны регионального представительства МОМ в Казахстане в городе Алматы 13-15 июня 2018 года, а также в городе Астана 17-18 сентября 2018 года был организован семинар, по программе подготовки инструкторов (ППИ) на тему «Международного миграционного права (ММП) и оказания помощи в добровольном возвращении и реинтеграции (ПДВР)» для лекторов из учебных заведений и национальных центров повышения квалификации в странах Центральной Азии с целью укрепления их потенциала и навыков в области ММП и ПДВР, а также оказания содействия в разработке учебных программ и учебных пособий по ММП и ПДВР, которые, в свою очередь, будут использоваться для обучения будущих и нынешних госслужащих в своих соответствующих странах[16].

В рамках сотрудничества Узбекистана и региональной организацией СНГ были подписаны ряд документов в области трудовой миграции.

1. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 года, которое вступило в силу с 18.09.1995 года.

2. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998 года, утверждено Постановлением Президента Республики Узбекистан от 05.08.2010 года №1II1-1385 «Об утверждении международных договоров». Республика Узбекистан присоединилась к соглашению 27.04.2018 года.

Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования Миграции рабочей силы государств-участников СНГ от 15.12.2000 года.

4. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств от 04.10.2007

года.

5. Декларация о согласованной миграционной политике государств-участников СНГ от 05.10.2007 года.

6. Программа сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009-2011годы от 10.10.2008 года.

7. Решения Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ «О группе для выработки предложений по согласованию миграционной политики государств-участников СНГ» от 10.04.2009 года.

8. План совместных работ по созданию единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию государств-участников СНГ от 22.05.2009 года.

Если рассматривать «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 года» как норма международного права для участников имеет обязательную силу, но следует отметить по практическому значению, соглашение является нормой общего характера. Например, в статье 2 соглашения посвящено терминам. Например, в нём даётся определения термину «члена семьи», но в самом тексте договора не указывается их правовой статус, также права и обязательства членов семьи. Далее, в терминологии определения трудовых мигрантов на наш взгляд надо пересмотреть. Здесь отсутствуют такие термины как, приграничный трудящийся, сезонный трудящийся, государство-транзит, охрана труда, цикл миграции, которые в свою очередь были приведены в другом документе «Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств» от 14 ноября 2008 года. Отметим, на сегодняшний день Узбекистан в данном договоре не участвует. Далее, в статье 4 Соглашения сказано, что, каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык. Хотелось бы отметить, для эффективного осуществления на практике выше приведённой нормы, на наш взгляд нужно дополнить 4 статью договора, стороны участники будут способствовать гармонизации национальных законодательств, в соответствии с нормами соглашения.

Если рассматривать региональное сотрудничество в области трудовой миграции между Узбекистаном и ЕС нужно отметить, что, договор, регулирующий вопросы трудовой миграции стороны ещё не заключили, хотя для этого есть весомые предпосылки. Так по данным пограничной службы Польши в 2016 году на территории Европейского союза официально проживали 13 700 граждан Узбекистана, из них: на территории Чехии - 2272 граждан, в Польше -2000, Швеции - 1900, Латвии - 1500 и Италии - 1300 [17].

Договорная база для дальнейшего развития сотрудничества между Узбекистаном и ЕС, в том числе в области трудовой миграции может служить заключенное во Флоренции, 21 июня 1996 года «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Республикой Узбекистан, с одной стороны, и Европейскими сообществами, и их государствами-членами, с другой стороны».

В статье 72 Соглашения установлена норма о нелегальной иммиграции, в ней:

1. Государства-члены и Республика Узбекистан соглашаются сотрудничать в целях предотвращения незаконной иммиграции. Для этого: Республика Узбекистан соглашается принимать назад всех своих граждан, которые незаконно находятся на территории государств-членов, по требованию последних и без последующих формальностей, а равно каждое государство-член соглашается принимать назад всех своих граждан, как они определяются для целей Сообщества, по требованию Республики Узбекистан и без последующих формальностей.

Государства-члены и Республика Узбекистан обеспечат также своим гражданам выдачу специальных документов для этих целей.

2) Республика Узбекистан соглашается заключить двусторонние соглашения с государствами-членами по их просьбе, которые будут регулировать специальные обязательства по реадмиссии, включая обязательство по реадмиссии граждан других стран и лиц без гражданства, прибывших на территорию государства-члена с территории Республики Узбекистан или на территорию Республики Узбекистан с территории этого государства-члена.

3. Совет сотрудничества исследует, какие иные совместные усилия могут быть сделаны по предупреждению и контролю незаконной иммиграции.

Исходя из вышеизложенного, для совершенствования сотрудничества Республики Узбекистан с международными организациями в области трудовой миграции предлагаем следующее:

Во-первых, учитывая уязвимое положение, в котором оказываются трудящиеся-мигранты в связи с их нахождением в государстве работы по найму, в том числе и нашим гражданам, Узбекистану есть крайняя необходимость рассмотрения вопроса о присоединении к Конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 18 декабря 1990 года. Также, присоединение к данной конвенции, поспособствовало бы принятию ряда законов в области миграции. Например, закон «О регулировании миграции», закон «О трудовой миграции».

Во-вторых, для эффективной правовой защиты в области трудовой миграции необходимо, в установленном порядке, рассмотреть вопрос со стороны Узбекистана о присоеденние конвенции МОТ, например, (Конвенция 97 о работниках-мигрантах (пересмотренная в 1949 году, Конвенция 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения). Присоединение к данным конвенциям создаст базу для развития национального законодательства в области трудовой миграции, также послужит развитию диалога между национальными институтами Узбекистана и институтами МОТ.

В-третьих, если рассматривать правовую природу договоров в рамках ОБСЕ, следует отметить, что они носят политический характер и квалифицируются как норма (мягкая), то есть декларативная. На наш взгляд нужно внести предложения полномочных органов Узбекистана об усилении механизма защиты прав человека путём совершенствования деятельности отдельных институтов ОБСЕ, например, на базе БДИПЧ нужно создать научный центр, на который будет возложен аспект изучения широкого спектра вопросов в области прав человека, а также подготовка ряда предложений стран участников ОБСЕ для совершенствования механизмов защиты в области прав человека.

В четвёртых, для эффективного развития сотрудничества Узбекистана с МОМ нужно принять следующие меры:

В одновременно создаваемых в центрах адаптации по миграции со стороны МОМ, в городах Ташкент и Термез, нужно открыть научно-практические подразделения по изучению миграционных процессов, в которые будут широко вовлечены специалисты в области миграции из Узбекистана.

Узбекистану нужно широко привлекать материально-технические ресурсы МОМ с целью подготовки и переподготовки специалистов госструктур Узбекистана в области миграции.

с помощью МОМ нужно создавать условия для возвращения и интеграции мигрантов по программе адаптации.

На основании исследования зарубежного опыта предлагаем, использовать линию технической поддержки МОМ, также государственных и других финансовых источников для формирования Фонда «Юридическая защита прав мигрантов из Узбекистана» на сумму 100 тысяч долларов США, которому будет возложена юридическая консультация, юридическая помощь, оплата за рубежом на услуги адвокатов и судебных издержек трудовых мигрантов из Узбекистана.

В рамках СНГ, необходимо инициировать принятие Конвенции «О миграции населения» в котором, будут определены основные направления миграционной политики СНГ, можно было бы включить определения всех категорий миграции, создать конвенционный комитет, который будет уполномоченным по технической поддержке и подготовке ряда предложений в совершенствовании национальных законодательств стран участников.

Учитывая усиления нерегулируемой миграции на территорию ЕС, также усиление миграционной политики стран участниц ЕС. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан нужно на регулярной основе изучать рынки труда ЕС, в частности, в тех областях, где наиболее необходимы квалифицированные работники в странах ЕС. Также, создать базу данных работодателей и вакантных мест в странах ЕС для осуществления организованного трудоустройства граждан Узбекистана. Агентству внешних трудовых отношений крайне необходимо наладить контакты с работодателями ЕС, чтобы они имели возможность открывать свои представительские офисы в Узбекистане, что, в свою очередь, послужит веским доказательством для определения легальности бизнеса и добросовестности работодателей. Необходимо активно инициировать предложения со стороны Агентства внешней трудовой миграции об открытии в городах Узбекистана центров подготовки, переподготовки и обучения востребованным профессиям и специальностям для стран ЕС. На регулярной основе полномочными органами по труду ЕС проводить консультации по подготовке выездной адаптации

граждан Узбекистана. В наиболее востребованных странах ЕС на трудовых мигрантов из Узбекистана, целесообразно было бы открыть представительства Агентства по трудовой миграции РУЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеизложенного, в заключение предлагаем следующее:

Во-первых, для совершенствования сотрудничества ООН и Узбекистана по вопросам регулирования трудовой миграции, нужно в первую очередь пересмотреть вопрос о присоединении к Конвенции «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 18 декабря 1990 года. Необходимо отметить, что сама конвенция было принята в прошлом веке и подлежит совершенствованию. Например, на наш взгляд, нужно включить в конвенцию такие термины как фрилансер, экспорт и импорт услуги трудовой миграции, аутсорсинг. Присоединение к данной конвенции даст мощный импульс для развития национального законодательства в сфере трудовой миграции и будет способствовать разработке и принятию закона «О трудовой миграции», а крое этого совершенствованию национальных механизмов, регулирующих трудовую миграцию. Далее будет установлен диалог со стороны полномочных органов Узбекистана с конвенционным комитетом. Присоединение к конвенции поднимет престиж страны на мировом уровне как страны, уважающей и соблюдающей права человека в области трудовой миграции - это один из факторов, влияющий на выделение кредитования на долгосрочной основе со стороны международных институтов, таких как МВФ, ЕБРР, АБРР.

Во-вторых, если говорить о сотрудничестве Узбекистана с ОБСЕ по вопросам трудовой миграции, то на наш взгляд, нужно активно привлекать технические и материальные ресурсы по поддержке программы возвращения и интеграции трудовых мигрантов Узбекистана путём выделения им различных грантов со стороны ОБСЕ для занятия предпринимательством.

В-третьих, для развития сотрудничества с СНГ, по вопросам трудовой миграции, в первую очередь, нужно кардинально пересмотреть действующие договора о трудовой миграции, а кроме этого необходимо принять новый договор «О безопасной и упорядоченной миграции», который свою очередь приведёт к унификации национального законодательства в области трудовой миграции.

В-четвёртых, сотрудничество Узбекистана по вопросам трудовой миграции с ЕС, требует: создать двухстороннюю договорную базу в области трудовой миграции, нужно усилить диалог с полномочными органами миграции для эффективного регулирования рынка труда,

нужно налаживать контакты с транснациональными корпорациями ЕС, для эффективного осуществления трудовой миграции.

В-пятых, нужно активно развивать сотрудничество с МОМ со стороны Узбекистана для эффективного регулирования трудовой миграции. Для этого нужно активно участвовать во всех мероприятиях МОМ, связных с трудовой миграцией населения, с целью подготовки и повышения квалификации персонала государственных учреждений Узбекистана, напрямую занимающихся вопросами трудовой миграции.

В- шестых, на наш взгляд, для более эффективного регулирования проблем трудовой миграции Узбекистану необходимо совершенствовать сотрудничество с такими международными организациями как МОТ, в установленном порядке рассмотреть вопрос о присоединении Узбекистана к Конвенциям МОТ, например, Конвенция 97 о работниках, мигрантах, пересмотренная в 1949 году, Конвенция 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения). Присоединение к вышеупомянутым документам создаст базу для развития национального законодательства и послужит развитию конструктивного диалога между национальными институтами Узбекистана и институтами МОТ в области трудовой миграции.

References:

1. <http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/migration/index.html>

2. Mirovoy opit migratsionnoy politiki: retrospektiva i noveyshiye tendensii /Pod red. G.Vitkovskoy; Byuro MOM v Rossii. - M.: Gendalf, 2004. - S.351.

3. Mijnarodni organizatsiï: Navch.posibnik /Za red. Kozaka Yu.G., Kovalevskogo V.V., Kutayni Z. - K.: Sentr navchalno ï literaturi, 2006. - S.21.

4. Serova O. A. K voprosu o klassifikatsii yuridicheskix lits // Notarius. - 2010. - № 2.

5. Arestov A. I., Kobets P. N. Profilakticheskiy potensial administrativno-pravovix sredstv i ix rol v preduprejdenii prestupnosti // Administrativnoye i munitsipalnoye pravo. 2011. № 6.

6. <http://uza.uz/ru/politics/uzbekistan-oon-mir-i-sotrudnichestvo> (data obrasheniya 15.11.2018 god).

7. <http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html> (data obrasheniya 15.11.2018 god).

8. <http://www.un.org/ru/sections/universal-declaration/foundation-international-human-rights-law/index.html>(data obra^yeniya 15.11.2018god).

9. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (data obrasheniya 15.11.2018god).

10. <http: //www .un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml>(data obrasheniya 15.11.2018god).

11. <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml>(data obrasheniya 15.11.2018god).

12. https://mfa.uz/ru/cooperation/international/73 / <https://mfa.uz/ru/cooperation/international/73/>(data obra^yeniya 03.12.2018)

13. <http://www.osce.org/publications/odihr/2005/05/13555_54_ru.pdf>(data obrasheniya 28.11.2018god).

14. Mestnikov V.A. Problemi statusa i deyatelnosti Organizatsii po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Yevrope OBSE). Avtoref. diss. na soiskaniye uchenoy stepeni k-ta yurid. nauk. - Moskva, 2005.

15. https://www.iom.int/news/iom-director-general-welcomes-uzbekistan-173rd-member-state (???? <https://www.iom.int/news/iom-director-general-welcomes-uzbekistan-173rd-member-state(????> obra^yeniya 03.12.2018).

16. <http://www.iom.kz/images/inform/11052018members_of_wg_rus.pdf>(data obrasheniya 03.12.2018).

17. <https://regnum.ru/news/2403552.html>(data obrasheniya 03.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.