Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право / защита / закон / мигрант / трудовая занятость / законодательство / работник / трудовой договор / law / protection / law / migrant / employment / legislation / worker / employment contract

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье рассмотрены правовые аспекты защиты прав мигрантов в период их трудовой занятости. Основными направлениями такого рода правовой защиты является законодательная база Российской Федерации, которая предусматривает несколько видов защиты, которые определены в статьях Трудового кодекса РФ. Говорится о важности адаптации, интеграции трудящихся-мигрантов в правовом поле Российской Федерации. Представлено разъяснение порядка рассмотрения жалоб о нарушении трудовых прав мигрантов и затрагиваются проблемные вопросы совершенствования отечественного законодательства в этой сфере общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF LABOR RIGHTS OF MIGRANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL REGULATION

The article deals with the legal aspects of protecting the rights of migrants during their employment. The main areas of this kind of legal protection is the legislative framework of the Russian Federation, which provides for several types of protection, which are defined in the articles of the Labor Code of the Russian Federation. The importance of adaptation, integration of migrant workers into the legal field of the Russian Federation is discussed. An explanation of the procedure for considering complaints about violations of labor rights of migrants is presented and problematic issues of improving domestic legislation in this area of public relations are discussed.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11010 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: G.Maуstrenko@yandex.ru

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация. В статье рассмотрены правовые аспекты защиты прав мигрантов в период их трудовой занятости. Основными направлениями такого рода правовой защиты является законодательная база Российской Федерации, которая предусматривает несколько видов защиты, которые определены в статьях Трудового кодекса РФ. Говорится о важности адаптации, интеграции трудящихся-мигрантов в правовом поле Российской Федерации. Представлено разъяснение порядка рассмотрения жалоб о нарушении трудовых прав мигрантов и затрагиваются проблемные вопросы совершенствования отечественного законодательства в этой сфере общественных отношений.

Ключевые слова: право, защита, закон, мигрант, трудовая занятость, законодательство, работник, трудовой договор.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

PROTECTION OF LABOR RIGHTS OF MIGRANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL REGULATION

Annotation. The article deals with the legal aspects of protecting the rights of migrants during their employment. The main areas of this kind of legal protection is the legislative framework of the Russian Federation, which provides for several types of protection, which are defined in the articles of the Labor Code of the Russian Federation. The importance of adaptation, integration of migrant workers into the legal field of the Russian Federation is discussed. An explanation of the procedure for considering complaints about violations of labor rights of migrants is presented and problematic issues of improving domestic legislation in this area of public relations are discussed.

Key words: law, protection, law, migrant, employment, legislation, worker, employment contract.

Рассматривая вопрос защиты трудовых прав мигрантов в период трудовой занятости, нельзя не отметить, что судебная защита трудовых прав - один из фундаментальных принципов правового регулирования трудовых отношений с участием мигрантов. Защиту трудовых прав можно рассматривать в трех направлениях: национальном, региональном (напр., европейском) и международном (глобальном).

Рассматривая данное положение по обеспечению трудовых прав мигрантов на платформе судебной защиты в положениях российского законодательства, ст. 352 ТК РФ определяет следующие виды защиты трудовых прав:

- самозащита работниками трудовых прав;

- защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

- судебная защита.

Раскрывая проблему самозащиты трудовых прав, необходимо отметить, что работник вправе отказаться от работы, которая не предусмотрена его трудовым договором, либо если она угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [1].

Анализируя вопросы защиты трудовых прав профсоюзами, следует подчеркнуть, что в целях контроля за соблюдением трудовых прав граждан могут создаваться технические и правовые инспекции труда профсоюзов. Всероссийские профессиональные союзы и их объединения утверждают положения, которые, в свою очередь, определяют полномочия вышеназванных инспекций труда. Мы знаем, что не во всех организациях есть профсоюзы, поэтому защита трудовых прав таким способом не является эффективным, и трудовое законодательство в отношении защиты прав со стороны профсоюзов по своей природе

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

декларативно. Однако, рассматривая защиту трудовых прав из числа мигрантов, наблюдается проблема, что данная категория граждан не состоит членами профсоюзных организаций. На основании данного анализа усматривается, что защита трудовых прав мигрантов со стороны профсоюзов может не проводиться, или данный вопрос будет проведен поверхностно.

Федеральная служба по труду и занятости, федеральная инспекция труда, Генеральная прокуратура РФ, а также суды Рф осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства [5; 6; 8; 9]. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) подчиняется Министерству труда и социальной защиты РФ, ее территориальные управления находятся в субъектах Федерации. Роструд осуществляет надзорные функции и рассматривает жалобы работников, в т.ч. и мигрантов, считающих, что их права нарушены. Данной организацией проводятся плановые и внезапные проверки, рассматриваются обращения о трудовых спорах, осуществляется информирование и консультирование работодателей и работников в сфере трудового законодательства.

Жалобу на нарушение трудовых прав может подать любой работник в независимости от гражданства без ограничения срока давности. Жалоба будет рассматриваться при наличии неоспоримых трудовых отношений, например, при наличии трудового договора. Только в этом случае Роструд имеет право проводить какие-либо проверки.

Если работник выполняет работу на основании устного соглашения или без договора, то наличие трудовых отношений в данном случае оспоримо, и ведомство не уполномочено рассматривать данные споры, возникающие, исходя из таких ситуаций. Ввиду того, что гражданско-правовые договоры не попадают под сферу действия трудового законодательства, случаи, связанные с вышеназванными договорами Рострудом не рассматриваются. Так же не рассматриваются споры, которые уже разрешены в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральная прокуратура РФ также осуществляет надзорные функции в области трудовых прав [2]. Заявления и жалобы в отношении нарушения прав и свобод гражданина рассматриваются и проверяются органами прокуратуры, по итогам рассмотрения возбуждаются дела административного, гражданского или уголовного характера. В связи с тем, что как показывает практика, работодатели часто нарушают действующее законодательство о труде и об охране труда, пользуясь бесправным положением мигрантов, прокуратура в 2008 г. завила о намерении усилить надзор в сфере соблюдения прав иностранных работников. Извечно нерешенным вопросом остается

проблема безнаказанности насилия в отношении мигрантов со стороны полиции, коррумпированности силовых структур.

На сегодняшний день по собственной инициативе в прокуратуру обращается лишь небольшое число мигрантов, что объясняется двумя причинами: незнание своих прав и страх, что обращение не повлияет на ситуацию и только ухудшит положение. Часто мигранты вынуждены молчать, из-за страха потерять работу.

Генеральный прокурор РФ уполномочен проводить государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы, регулирующие трудовые отношения.

Говоря о государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства со стороны судов РФ, необходимо отметить, что на практике суды в большинстве случаев занимают сторону работника и должным образом разрешают трудовые споры. В случае, если права работника нарушены, в соответствии с законодательством он имеет право на обращение в суд в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о своем нарушенном праве.

Так же надзором за соблюдением прав и свобод человека в РФ занимаются уполномоченный по правам человека в России и его представители, которые рассматривают жалобы лиц, права которых нарушены.

Следует подчеркнуть, что полная реализация права на труд возможна лишь при наличии защиты права со стороны судебной системы в национальном законодательстве. Именно оно гарантирует защиту трудовых прав работников-мигрантов за счет предоставляемого национального режима, поэтому приоритетное значение имеет защита прав иностранных работников в судебных инстанциях страны пребывания.

Необходимо отметить, что законодательством многих стран предусмотрена процедура рассмотрения трудовых споров с помощью специализированных судов или административных органов, что является достаточно эффективным, за счет того, что споры рассматриваются судьями, специализирующимися в сфере трудовых отношений.

Второй уровень защиты трудовых прав -региональный (к примеру, европейский) уровень, который характеризуется двумя институтами: судом первой инстанции и Европейским Судом.

Суд первой инстанции рассматривает все виды трудовых споров, Европейский Суд уполномочен рассматривать споры между международными организациями и ее работниками. Таким образом, специфика и уникальность судебной системы Европейского Союза состоит во взаимосвязанном сотрудничестве национальных судебных органов, суда первой инстанции и Суда ЕС.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

Важно отметить тот факт, что Европейский Суд вправе толковать основополагающие документы ЕС [10, с. 213].

Защита трудовых прав граждан в Европе базируется на двух основных документах - Европейской социальной хартии, подписанной в Турине в 1961 г. и пересмотренной в Страсбурге в 1996 г., и Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме в 1950 г. Хартия предусматривает подачу только коллективных жалоб.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод занимает центральное место в системе защиты трудовых прав с иностранным элементом. В данном документе определяются пределы компетенции Европейского Суда по правам человека, предусматривается судебная защита и санкции за ее нарушение.

Европейский Суд по правам человека рассматривает два вида возможных дел:

- споры между государствами («межгосударственные дела», ст. 33 Конвенции);

- споры, основанные на индивидуальных жалобах, ответчиком по которым является государство («индивидуальные жалобы», ст. 34 Конвенции) [3].

Деятельность Европейского Суда по правам человека оказывает большое влияние на национальное законодательство. Участвуя в международных договорах, государство имплементирует их нормы, принимает соответствующие меры на своей территории.

Сочетание международно-правовых и внутригосударственных средств защиты трудовых прав позволяет говорить о комплексном регулировании трудовых правоотношений.

Важно подчеркнуть, что гражданин может обратиться в Суд по правам человека только, если исчерпаны все возможности национального законодательства для защиты своих трудовых прав. Это имеет отношение и к России.

Следующий уровень судебной защиты трудовых прав - международный [7]. Следует отметить, что национально-правовая система защиты прав дополняется международно-правовым механизмом, который предоставляет гражданам больше возможностей для защиты прав, которые были нарушены.

Международно-правовая защита трудовых прав на универсальном уровне осуществляется Международной организацией труда (МОТ).

Обязательства по соблюдению международных стандартов труда часто нарушается мировым сообществом, поэтому Уставом МОТ предусмотрена специальная процедура рассмотрения жалоб на нарушения государствами этих стандартов.

Любое государство, являющееся членом Международной организации труда, международ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

ные организации, национальные организации трудящихся и предпринимателей могут предоставить жалобы на государство, которое, будучи обязанным, соблюдать ратифицированные им Конвенции, не выполняют по ним свои обязательства. Административный Совет МОТ формирует комиссии и комитеты, которые уполномочены рассматривать такого рода жалобы. Отметим, что механизма подачи представления в индивидуальном порядке не существует, т.к. существенно снижается эффективность защиты трудовых прав граждан.

Особенно хотелось бы обратить внимание на Конвенцию МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», которая касается защиты трудовых прав работников [4], в частности на положения Конвенции о процессуальной стороне инспектирования. Так, число инспекторов труда должно быть достаточным для обеспечения эффективного осуществления функций инспекционной службы, оно устанавливается с учетом важности задач, которые должны выполнять инспекторы, Конвенция также указывает на периодичность инспектирования, а именно: предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений. Конвенция также устанавливает круг ограничений, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством, например, запрет на участие прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под контролем, запрет на разглашение коммерческих тайн, с которыми инспекторы могли ознакомиться в ходе осуществления своей работы.

Подводя итог рассмотрению вопроса гарантий прав лиц из числа мигрантов при осуществлении ими трудовой деятельности, следует отметить, что, к сожалению, российским законодательством не предусмотрен специальный судебный орган, который специализируется на трудовых спорах. В Гражданско-процессуальном кодексе РФ обозначена лишь упрощенная процедура рассмотрения трудовых споров.

Несмотря на сложную законодательную ситуацию, предпринимаются меры по обеспечению трудовых прав иностранных работников, которые находят свое выражение в работе с диаспорами, в посещениях изоляторов, где находятся мигранты, определенные Законом на депортацию из России, в проведении научных конференций и «круглых столов», посвященных проблемам прав мигрантов.

Поскольку в Российской Федерации отсутствуют эффективные каналы правовой защиты, иностранные работники в случае нарушения своих прав очень редко обращаются в официальные структуры. Для эффективной государственной защиты трудовых прав мигрантов от наруше-

ний необходимо наличие развитых механизмов правовой защиты. К сожалению, в сравнении с европейским уровнем в Российской Федерации этому пока недостаточно уделяется внимания. Формально существует целый ряд институтов, имеющий своей задачей обеспечивать соблюдение прав иностранных граждан в трудовой сфере - это и Федеральная служба по труду и занятости, суды, прокуратура, уполномоченные по правам человека. Однако в реальности механизм защиты прав работает неэффективно. Мигранты крайне редко обращаются в официальные структуры, в основном, по трем причинам: незнание своих прав, предусмотренных законом, уверенность в невозможности улучшить ситуацию, страх потерять работу.

Анализируя ситуацию на сегодняшний день, представляется эффективным, чтобы полномочия Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) распространялись на рассмотрение любых обращений по фактам нарушения закона, даже при отсутствии трудового договора. Видится целесообразным готовить сотрудников данного ведомства в нужном направлении и предусмотреть необходимые ресурсы для рассмотрения такого рода дел.

Российскому законодателю целесообразно создать доступную и эффективную систему рассмотрений жалоб на нарушения трудовых прав работников-мигрантов, в особенности со стороны государственных органов, что крайне сложно в условиях сегодняшней коррумпированности чиновничьего аппарата. Необходимо создание четкого механизма проверки нарушений и санкций за противоправные деяния. Наличие трудового договора и определенного миграционного статуса не должно влиять на правовую защиту иностранных работников и работников без гражданства.

Список литературы:

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 12.10.2020).

[2] Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 12.10.2020).

[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» ст. 33 и ст. 34) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 3.

[4] Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947) // Бюллетень международных договоров. - 2002. -№ 2.

[5] Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 641 с.

[6] Воронина Н.А. Правовые механизмы защиты прав мигрантов в Российской Федерации // Труды ИГП РАН. - 2016. - № 3. - С. 171-194.

[7] Киселева Е.В. Международно-правовая защита прав мигрантов: документы и механизмы // Миграционное право. - 2011. - № 1. - С. 28-31.

[8] Минакова К.В. Правовые механизмы защиты прав мигрантов органами публичной власти Российской Федерации // Baikal Research Journal. - 2018. - № 4. - Т. 9. - С. 21.

[9] Решетин В.М. Обеспечение и защита прав человека в области миграции: государственно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2005. - 29 с.

[10] Рыжов В.Б. Болонский процесс и иммиграционное законодательство в государствах Европейского союза // Образование и право. -2018. - № 2. - С. 210-215.

Spisok literatury:

[1] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii [Elek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.con-sultant.ru (data obrashcheniya: 12.10.2020).

[2] Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 g. № 2202-1 «O prokurature Rossijskoj Federacii» [Elek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.con-sultant.ru (data obrashcheniya: 12.10.2020).

[3] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 13.05.2004) (vmeste s «Protokolom [№ 1]» st. 33 i st. 34) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovo-rov. - 2001. - № 3.

[4] Konvenciya № 81 Mezhdunarodnoj organ-izacii truda «Ob inspekcii truda v promyshlennosti i torgovle» (prinyata v g. Zheneve 11.07.1947) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. - 2002. -№ 2.

[5] Avak'yan S.A. Rossiya: grazhdanstvo, inos-trancy, vneshnyaya migraciya. - SPb.: Yurid. centr Press, 2003. - 641 s.

[6] Voronina N.A. Pravovye mekhanizmy zash-chity prav migrantov v Rossijskoj Federacii // Trudy IGP RAN. - 2016. - № 3. - S. 171-194.

[7] Kiseleva E.V. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita prav migrantov: dokumenty i mekhanizmy // Migracionnoe pravo. - 2011. - № 1. - S. 28-31.

[8] Minakova K.V. Pravovye mekhanizmy zash-chity prav migrantov organami publichnoj vlasti Rossijskoj Federacii // Baikal Research Journal. -2018. - № 4. - T. 9. - S. 21.

[9] Reshetin V.M. Obespechenie i zashchita prav cheloveka v oblasti migracii: gosudarstven-no-pravovoj aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk.

- Volgograd, 2005. - 29 s.

[10] Ryzhov V.B. Bolonskij process i immigra-cionnoe zakonodatel'stvo v gosudarstvah Evrope-jskogo soyuza // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 2.

- S. 210-215.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.