делая послабления в случаях более или менее предумышленной небрежности в выполнении санитарных предписаний».
Еще одной чрезвычайно сложной задачей профессор И.П. Скворцов считал изменение менталитета: «Нужно сказать еще, что проведение в жизнь каких- либо санитарных мер, затрагивающих укоренившиеся личные взгляды на свои права и свободу, требует не только громадного терпения, большой сноровки в поведении надзирателей, но и великой последовательности в преследовании намеченной цели; колебания везде дурно отзываются на деле, лишая доверия к его состоятельности и пользе».
Таким образом, профессор Ири-нарх Полихрониевич Скворцов на базе накопленного собственного научно-педагогического и практического опыта доказал необходимость проведения обобщения и анализа санитарного зако-
нодательства Российской империи конца XIX - начала XX века.
Профессор И.П. Скворцов показал необходимость отделения медицинского права и, в частности, санитарного законодательства в отдельное направление юридической науки и практики. Обосновал необходимость создания многоуровневого санитарного законодательства, которое должно быть общим полем деятельности по сохранению общественного здоровья для санитарных врачей, полицейских подразделений, судебных органов и общественных деятелей и организаций.
Деятельность профессора
И.П. Скворцова, его предложения и наработки должны быть учтены отечественными учеными и практиками при проведении кодификации и систематизации медицинского законодательства и при формировании стратегии развития национальной правовой системы.
Пристатейный библиографический список:
1. Бардов В.Г. Гринзовський A.M. Видатний вчений професор Кшвського ушверситету св. Володимира I.П.Скворцов та його внесок в розвиток ппени // Вюник сошально1 ппени та оргашзаци охорони здоров'я Украши. 2000. №4.
2. Деларю Е.М. И.П. Скворцов как основоположник учения в гигиене о воздействии космических явлений на внешнюю среду земли и влияния их на здоровье человека // Гигиена и санитария. 1967. №10.
3. Каневский J1.0. Русский гигиенист и общественный деятель 1.П. Скворцов. Советское здравоохранение. 1952. №6.
4. Коцур Н. Становления i розвиток в1тчиз-няно1 гшешчно! науки в ушверситетах дру-го1 половини XIX ст. Переяславський л1то-
пис: зб. наук, статей. Вип. 1. Переяслав-Хмельницький, 2011.
5. Скворцов И.П. О соотношениях государственной и местной компетенции в деле охраны народного здоровья. Спб.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1908.
6. Скворцов И.П. Обоснование санитарного права, как отдельной юридической дисциплины. Спб.: Тип. М-вавн. Дел. 1902.
7. Скворцов Ир. Общепонятная гигиена: Основы здравоохранения обществ и личного с указ. на устройство и жизненные отправления человеческого тела, происхождение и общее течение болезней и подачу первой помощи в случаях, угрожающих жизни. Спб.: К. Риккер. 1881.
М.Ф. Раянов
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ
Возрастающее в условиях глобализации влияние международных норм на трудовое законодательство касается и правового регулирования, осуществляемого на уровне субъектов Российской Федерации. В статье анализируется соответствие международным нормам законодательства Республики Башкортостан в сфере труда и занятости, формулируются предложения по его развитию в соответствии с требованиями норм международного права.
Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, социальные права человека, достойный труд, занятость, международно-правовые стандарты.
M.F. Rayanov
LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN IN THE SPHERE OF LABOUR AND EMPLOYMENT IN INTERNATIONAL
LEGAL ASPECT
In the conditions of globalisation the impact of international norms on the labour law also touches the legal regulation, which is realised on the level of the constituent entities of the Russian Federation. In the article the author analyses the conformity of the legislation of the Republic of Bashkortostan in the sphere of labour and employment with the international standards, and formulates proposals for its development in accordance with the norms of international law.
Key words: rule-of-law state, social state, social rights, decent work, employment, international legal standards.
Реализация принципов правового и социального государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации, защита социально-экономических прав человека и гражданина невозможны без эффективного правового регулирования и достойной социальной политики на уровне субъектов Российской Федерации. Особое значение в этой связи, на наш взгляд, следует придать реализации субъектами РФ имеющихся полномочий в правовом регулировании и исполнении в области трудовых отношений, а также содействия занятости населения, развития людских ресурсов региона, социальной защиты.
Общепризнанные принципы и нормы, касающиеся как регулирования трудовых отношений, так и политики занятости, развития людских ресурсов, социальной политики, устанавливаются международным правом и международными договорами Российской Федерации. Нельзя не отметить, что современный этап правового регулирования указанных отношений характеризируется универсализацией и глобализацией, рас-
ширением влияния на национальное трудовое законодательство норм международного права. Известно, что указанные нормы вырабатывается на различных уровнях международного сотрудничества, отражаются в актах ООН и других международных организаций и концентрируются в актах специализированной Международной организации труда (МОТ).
Ясно, что развитие российского законодательства в сфере труда и занятости неотделимо от общемировых тенденций. Под воздействием глобализацион-ных процессов сегодня можно прогнозировать дальнейшее усиление влияния международных трудовых норм на законодательство Российской Федерации.
Нам хотелось бы особо подчеркнуть, что указанные тенденции затрагивают и российские регионы. Более того, применительно к федеративным государствам, сегодня именно международные трудовые нормы будут оказывать значительное влияние на региональное законодательство в сфере труда, а также на коллективные договоры и соглашения. В
ш
связи с этим, по нашему мнению, вопрос о соответствии не только российского законодательства в целом, но и законодательства и политики на уровне регионов международно-правовым стандартам, приобретает ярко выраженную актуальность.
Известно, что трудовым кодексом Российской Федерации к сфере законотворчества субъектов РФ отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не отнесенным к исключительным полномочиям Российской Федерации, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. Субъекты федерации имеют право принимать нормативные правовые акты, регулирующие права и гарантии работников, улучшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целом на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов особое внимание уделяет проблемам в области социального партнерства, оплаты труда и дополнительных гарантий работников бюджетной сферы, а также в области охраны труда (в том числе и регулирование деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда).
В части правового регулирования субъектами Российской Федерации общественных отношений в сфере занятости, следует отметить, что помимо делегированных им полномочий Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета (ст.7.1 Закона о занятости), предусмотрен широкий круг собственных полномочий субъекта Российской Федерации, осуществляемых за счет средств собственного бюджета (ст.7.1-1 Закона о занятости).
Сюда входит принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; обобщение практи-
ки применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в субъектах РФ; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения; проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта РФ. К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены также некоторые вопросы осуществления надзора и контроля, а также оказание целого ряда государственных услуг в сфере занятости. Указанные вопросы находятся также в поле правового регулирования международными нормами.
Таким образом, существует серьезный перечень полномочий субъектов Российской Федерации в сфере труда и занятости, при реализации которых встает вопрос о соблюдении требований международно-правовых стандартов в этой области.
Оценивая состояние дел в этой области, следует сказать, что российское законодательство о труде, а также трудовое законодательство Республики Башкортостан, в целом, соответствуют международно-правовым нормам, приняты и действуют в русле ратифицированных Россией международных актов о труде. В Республике Башкортостан действует трехсторонняя программа (с участием Правительства Башкортостана, Федерации профсоюзов и объединения работодателей республики) «Достойный труд в Республике Башкортостан», разработанная на основе принципов концепции Достойного труда МОТ.
В то же время, в последние годы появился ряд исследований, в которых авторы указывают на имеющиеся коллизии и несоответствия российского законодательства международно-правовым
нормам1. В духе этих высказанных замечаний хотелось бы и нам рассмотреть некоторые вопросы соответствия правового регулирования труда и занятости, осуществляемого в Республике Башкортостан, нормам международного права.
В частности, в вышеуказанных исследованиях отмечается прямое противоречие норм российского трудового права об ограничениях инспекции труда (ограничение проверок Федеральным законом ФЗ №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") нормам Конвенции №81 (принята в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле»)". Ограничения проверок (плановая проверка может проводится раз в три года с предварительным уведомлением проверяемой организации, внеплановая -только с согласования органом прокуратуры) воспроизводится и на уровне Закона РБ №625-з «О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Башкортостан». В то же время ст. 12 Конвенции №81 предусматривает право инспекции на беспрепятственный проход без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции, для осуществления любой проверки, контроля и расследования, которые они могут счесть необходимыми. Конвенция №81 ратифицирована Россией и прямое
1 См. например: Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М., 2012; Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук. М., 2011.
2 Федеральный закон от 11.04.1998г. №58-ФЗ «О рати-
фикации Конвенции 1947 года об инспекции труда и
Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об ин-
спекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» // СЗ РФ от 13.04.1998г.,'№15, ст.1698.
противоречие приведенной норме положений российского законодательства об ограничении проверок требует разрешения.
В исследованиях отмечается также и проблема качества социального партнерства в тех случаях, когда выясняется фактическая зависимость профсоюзной организации от администрации предприятия. Данная проблема до сих не решена в российском законодательстве о профсоюзах, что противоречит Конвенциям МОТ №№87 и 983, посвященным свободе объединения.
Существует проблема в области регулирования труда инвалидов. В ст.З Трудового кодекса РФ установлен запрет на любую дискриминацию в трудовых правах по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. В то же время, Европейский комитет по социальным правам на основании п.2. ст. 15 (ратифицированного Россией) Хартии, касающейся трудовых прав инвалидов, указывает, что в национальном законодательстве должен содержаться прямой запрет дискриминации по признаку инвалидности, а также запрет увольнений в
4
связи с инвалидностью .
Далее, в международных нормах, большое значение уделяется возложению на работодателя обязанности по осуществлению так называемого «разумного приспособления» для обеспечения эффективного доступа инвалидов к занятости. В современном трудовом праве и праве социального обеспечения экономически и социально развитых стран понятие «разумное приспособление» понимается как обязательство внести определенные технические приспособления, позволяющие инвалиду на равных условиях с другими гражданами работать, учиться, пользо-
3 Конвенция 1948 г. Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию (№87) и Конвенция 1949 г. Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров (№98)//Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. T.I - Женева: Международное бюро труда, 1991. С.859-864 и С.1010-1014.
4 Counci of Europe. Conclusions of the European Committee of Social Rights, 2003, Slovenia, p. 503.
ваться объектами социальной инфраструктуры.
Если с этих позиций посмотреть на состояние дел в Башкортостане, то в республике принята специальная программа «Доступная среда», в то же время в отношении работодателей, впрочем также как и в целом в России, внимание уделяется больше квотированию рабочих мест для инвалидов и вопросам социальной защиты, нежели обеспечению доступа инвалидов к равной занятости. Предусмотренная в ст.23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» норма о создании инвалиду необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, безусловно, очень значима, но также направлена больше на создание специализированного рабочего места. По нашему мнению, в дальнейшем развитии норм о труде лиц с ограниченными возможностями необходимо больше ориентироваться на Кодекс практики МОТ «Вопросы труда инвалидов»5, в котором подробно перечисляются обязанности работодателей, органов власти и профсоюзных представителей в части адаптации рабочих мест и условий труда под нужды инвалидов.
Поскольку к сфере правотворчества субъектов РФ относится установление размеров оплаты труда региональных гражданских служащих, а также, учитывая возможность увеличения минимального размера оплаты труда региональными соглашениями, следует признать несоответствие установленного в Республике Башкортостан (как и в целом в России) минимального размера оплаты труда требованиям международных норм.
В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.6, ратифицированного
" См. перечень и тексты кодексов практики на сайте МОТ: ILO Codes of Practice: http://staging2. ilo.org/safework/nonnative/codes/langen/nextRow— 21/index.htm/
0 Пакт 1966 г. О гражданских и политических правах и Пакт 1966г. Об экономических, социальных и культурных правах//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностран-
Россией, предусмотрено право работников на заработную плату, обеспечивающую «удовлетворительное существование для них самих и их семей». В то же время, английское слово «decent» означает скорее «достойное» нежели «удовлетворительное»7. Это же слово (decent) использовано в п.1 ст.4 Европейской со-циальнои хартии , касающегося этого же вопроса (нератифицированного Россией). Под достойным, в свою очередь, понимается заработок не менее 60% от среднего по стране.
Указанное несоответствие, являясь в первую очередь следствием общеэкономической ситуации, все же имеет первостепенное значение в оценке реализации принципов достойного труда. Россия, превосходя по уровню ВВП на душу населения многие страны Восточной Европы, а также Китай, Турцию, Иран, в целом значительно отстает от них по размеру минимального размера оплаты труда.
Говоря об отношениях занятости, следует отметить оценочный характер международных норм, относящихся в большей степени к направленности политики государства в этой сфере. Указанная политика должна быть направлена на обеспечение права человека на свободный выбор работы, реализацию права каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (ст. 6 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Указанное, находясь во многом в зависимости от уровня экономического развития, также требует реализации таких задач как создание качественных ра-
ными государствами. Вып. XXXII. М., 1976. С.3-26, 4458.
7 В Полном англо-русском юридическом словаре, составленном A.C. Мамуляноми С.Ю. Кашкиным (М., 2006, С.223) слово "decent" переводится следующим образом: «приличный, благопристойный; порядочный; достаточный; изрядный».
8 см.: Федеральный закон от 3 июня 2009г. №101-ФЗ. «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года»//СЗ РФ 2009. №23. Ст. 2756.
бочих мест, стимулирование предпринимательской деятельности, повышение трудовой мобильности.
Следует отметить, что не все международно-правовые стандарты могут однозначно быть внедрены в российское законодательство и не только по причинам экономического характера. Нецелесообразно установление равных прав для мигрантов на защиту от безработицы, как того требует принятая в рамках ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г.9, в которой Россия не участвует, а также заимствование норм о заемном труде. В то же время, вектор дальнейшего развития законодательства в сфере труда и занятости в сторону более полного соответствия международным стандартам, в том числе и на региональном уровне, не может вызывать сомнений: законодательство в сфере труда и занятости, как в целом в России, так и в Республике Башкортостан должно развиваться в соответствии с требованиями норм международного права.
9 Советский журнал международного права. 1991. №3-
4. С. 136-172. '
Пристатейный библиографический список:
1. Конвенция 1948 г. Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию (№87) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 19191956. T.I .- Женева: Международное бюро труда, 1991.
2. Конвенция 1949 г. Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров (№98)//Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. T.I .- Женева: Международное бюро труда, 1991.
3. Лютов H.J1. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М., 2012.
4. Мамулян A.C., Кашкин С.Ю. Полный англо-русский юридический словарь, М., 2006г.
5. Пакт 1966 г. О гражданских и политических правах. //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1976.
6. Пакт 1966г. Об экономических, социальных и культурных правах//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1976.
7. Перечень и тексты кодексов практики на сайте МОТ: ILO Codes of Practice: http://staging2.
ilo.org/safework/normative/codes/langen/nextRo w~21/index.htm
8. Советский журнал международного права. 1991. №3-4.
9. Федеральный закон от 11.04.1998г. №58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» // СЗ РФ от 13.04.1998г. №15. Ст. 1698.
10. Федеральный закон от 3 июня 2009г. №101-ФЗ. «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года»//СЗ РФ. 2009. №23. Ст.2756.
11. Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук. М., 2011.
12. Counci of Europe. Conclusions of the European Committee of Social Rights, 2003, Slovenia, p. 503.
Д.С. Михеев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНСТИТУТОВ С ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В статье рассматривается вопрос о соотношении местного самоуправления и институтов гражданского общества. Подчеркивается необходимость развития активности граждан, правового регулирования ее механизмов.
Ключевые слова: местное самоуправление, гражданское общество, общественное объединение, правотворческая инициатива граждан.
D.S. Mikheev
IMPROVEMENT OF THE LEGAL REGULATION OF COOPERATION OF THE CIVIL INSTITUTIONS WITH THE LOCAL SELF-
GOVERNMENT BODIES.