Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА С РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА С РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ / PROTECTION OF LABOR RIGHTS OF EMPLOYEES / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА / THE FEDERAL LABOR INSPECTION / ОБРАЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ / THE TREATMENT OF EMPLOYEES / ПРОФСОЮЗЫ / TRADE UNIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапфирова Аполлинария Александровна

В статье исследуется формы взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями в целях эффективности защиты их трудовых прав. К таким формам относятся взаимодействие с профсоюзами; информирование общественности о возможных нарушениях трудового законодательства; ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан; рассмотрение обращений работников; опросы работников; обеспечение доступа работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда. Исследуются формы взаимодействия федеральной инспекции труда с работодателями: учет их интересов, поощрение работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сапфирова Аполлинария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASICS INTERACTION OF THE FEDERAL LABOR INSPECTION WITH EMPLOYEES AND EMPLOYERS

In the article investigates the forms of interaction the federal labor inspectorate with workers and employers with a view to the protection of their labor rights. To such forms attribute a interaction with trade unions; informing the public about possible violations of labor laws; conducting of awareness work about labor rights of citizens; consideration of appeals of employees; polls of employees; provision to employees access to information on the activities of the federal labor inspectorate. It is explored the forms of interaction the federal labor inspectorate with employers: the account of their interests, encouraging of employers.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА С РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ»

5. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сборник нормативных актов: Гражданские и торговые кодексы: Учебное пособие / Под ред.: Кулагин М.И., Пучинский В.К. - М.: Изд-во УДН, 1986. - С. 252.

6. Соловьева О.Н. Проблемы института посессорной защиты и перспектив его существования в современном гражданском законодательстве// Право и практика. - 2015. - № 1. - С.46-51.

7. Гражданский Кодекс Нидерландов. Книги 2, 3, 5, 6 и 7 / перевод М. Ферштман; отв. ред. Ф.Й.М. Фельдбрюгге. 2-е изд. Лейден: Институт восточно-европейского права и россиеведения; Лейденский университет, юридический факультет, 2000. -С. 204-207.

8. Бадаева Н.В. Владение и владельческая защита в зарубежном и российском гражданском праве. Автор. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С.13.

9. Батчаев Ю.С. Защита владения в российском гражданском праве. Автореф. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2005. - С.19.

10. Соловьева О.Н. Правовая природа и признаки посессорной защиты [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - Вып.2. - С.295-299.

11. Бочкарев Ю.А. Защита владения и права владения в гражданском праве России. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - С. 12-13.

12. Абесалашвили М.З., Рамазанова И.И. Герменевтический подход в правоприменительной деятельности // Современная научная мысль. - 2015. - №1. -С.189-192.

СОЛОВЬЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА - аспирант Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, г.Владикавказ (olgasolovyeva@bk. ru)

SOLOVYOVA, OLGA N. - PhD student, the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurova, Vladikavkaz. ([email protected])

УДК 349.2

САПФИРОВА А.А. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА С РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Ключевые слова: защита трудовых прав работников, федеральная инспекция труда, обращения работников, профсоюзы.

В статье исследуется формы взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями в целях эффективности защиты их трудовых прав. К таким формам относятся взаимодействие с профсоюзами; информирование

общественности о возможных нарушениях трудового законодательства; ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан; рассмотрение обращений работников; опросы работников; обеспечение доступа работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда. Исследуются формы взаимодействия федеральной инспекции труда с работодателями: учет их интересов, поощрение работодателей.

SAPFIROVA, A.A.

LEGAL BASICS INTERACTION OF THE FEDERAL LABOR

INSPECTION WITH EMPLOYEES AND EMPLOYERS

Keywords: protection of labor rights of employees, the federal labor inspection, the treatment of employees, trade unions.

In the article investigates the forms of interaction the federal labor inspectorate with workers and employers with a view to the protection of their labor rights. To such forms attribute a interaction with trade unions; informing the public about possible violations of labor laws; conducting of awareness work about labor rights of citizens; consideration of appeals of employees; polls of employees; provision to employees access to information on the activities of the federal labor inspectorate. It is explored the forms of interaction the federal labor inspectorate with employers: the account of their interests, encouraging of employers.

Право на обращение в федеральную инспекцию труда, как орган исполнительной власти, регулируется такими нормативными правовыми актами, как Конвенция Международной Организации Труда №81 [1], Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ об обращениях граждан) [2] и Федеральный закон №294 [3]. Все эти акты отражают особенности взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.

К сожалению, формы взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками в целях эффективности защиты их трудовых прав Трудовым Кодексом РФ четко не установлены. Исходя из анализа норм ТК РФ, нами выделяются такие формы, как взаимодействие федеральной инспекции труда с лидерами профсоюзов; информирование общественности о возможных нарушениях трудового законодательства; ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан; рассмотрение обращений работников; опросы работников; обеспечение доступа работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда. Рассмотрим каждую из приведенных выше форм более подробно в контексте ее эффективности [4].

Взаимодействие федеральной инспекции труда с лидерами профсоюзов может быть выражено во встречах председателя ФНПР с руководством Федеральной службы по труду и занятости, включая и ее подразделение -федеральную инспекцию труда. Эти встречи, как правило, предшествуют заключению между Федеральной службой по труду и занятости и профсоюзами соглашений, которые будут рассматриваться нами позднее.

Данная форма тесно переплетается с такими формами, как информирование общественности о возможных нарушениях трудового законодательства, а также ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан. Эти формы вытекают из анализа ст.356 ТК РФ. Отчасти реализацию этой формы можно представить в виде сотрудничества федеральной инспекции труда со средствами массовой информации: публикации интервью в газетах, а также телевизионные интервью, пресс-конференции с руководителями, специалистами федеральной инспекции труда, в том числе и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Например, в силу ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [5, 6, 7, 8], и в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ. В настоящее время эти доклады федеральная инспекция труда размещает на своем официальном сайте.

Одной из форм взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками в целях эффективности защиты их трудовых прав - это обеспечение доступа работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда. Данная форма отражена не только в ТК РФ, но и в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [9].

В частности, доступ работников к информации о деятельности федеральной инспекции труда может быть обеспечен несколькими способами, включая обнародование (опубликование) информации, размещение ее на сайте федеральной инспекции труда, в помещениях, занимаемых государственными инспекциями труда в субъектах РФ, предоставление информации гражданам по их запросу. Все эти способы в полной мере реализуются федеральной инспекцией труда [10].

Одной из основных форм взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками в целях эффективности защиты их трудовых прав является рассмотрение обращений работников. В рамках данной формы заслуживает поддержки идея внедрения «горячих линий», куда обращаются работники (потенциальные работники) по вопросам нарушений их трудовых прав и интересов. Отметим, что нарушений значительное количество [11, с.39-44].

Данные линии организованы Федеральной службой по труду и занятости и активно внедряются государственными инспекциями труда в субъектах РФ. Об этом свидетельствуют данные опросов работников на сайте Роструда. Так, на вопрос о том, какой способ получения консультации по трудовому законодательству предпочтительнее, то из более, чем 8 тысяч опрошенных работников, 43% выбрали звонок на телефон «Горячей линии», 17% - личный прием в государственную инспекцию труда, 16% - письменный запрос в государственную инспекцию труда, 24% - форум Роструда [12].

Еще одной формой взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками является рассмотрение их обращений. Причем количество рассмотренных обращений, как правило, свидетельствует о результатах деятельности государственных инспекторов труда и, в конечном счете, об эффективности надзора [13, с.45-49].

Письменные обращения работников (предложение, заявление, жалоба) подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в федеральную инспекцию труда. Письменное обращение, поступившее в федеральную инспекцию труда, рассматривается инспектором в течение 30 дней со дня регистрации данного обращения (ст. 12 Закон об обращениях граждан) [2].

Письменное обращение рассматривается в рамках внеплановой проверки. При этом согласно ст.360 ТК РФ предварительного уведомления работодателя о проверке обращения работника не допускается. Это значит, что инспектор труда, имея распоряжение руководителя, при предъявлении служебного удостоверения вправе провести проверку обращения работника. Отдельные работодатели препятствуют инспектору в осуществлении им полномочий, другие, наоборот, оказывают содействие. В первом случае государственный инспектор труда вправе составить протокол об административном правонарушении в связи с не предоставлением информации (ст. 19.7 КоАП РФ).

При выявлении нарушений трудового законодательства государственный инспектор труда восстанавливает нарушенные трудовые права работников, предъявляя предписания работодателю об устранении нарушений, и при наличии признаков административного правонарушения привлекают к административной ответственности, как правило, по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

На основании ч.2 ст.357 ТК РФ, государственным инспектором труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся одновременно на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), может быть предъявлено

предписание, подлежащее обязательному исполнению. Выданное предписание может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем. Если же обжалуемый вопрос находится на рассмотрении суда, то государственный инспектор труда составляет акт проверки, который может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении и разрешении этого вопроса.

Следовательно, при обращении профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), выдача предписания зависит от усмотрения инспектора. Он либо «усмотрит» очевидность нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо увидит отсутствие такой очевидности. Законодатель подчеркивает, что государственный инспектор труда, реализуя свои полномочия, применяет административное усмотрение.

На практике возникают вопросы относительно определения должностным лицом явного нарушения законодательства. Между тем, еще в 70-х годах прошлого века ученые определяли явное нарушение как нарушение, которое «ни у кого не вызывает сомнения и нет необходимости глубоко анализировать сложившуюся ситуацию» [14, с.26].

Так, явным можно признать нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий (например, дисциплинарное наказание применено позднее 6 месяцев со дня его совершения). Правда, А.В. Яковлева предлагает конкретизировать явное нарушение указанием на нарушение, которое «повлекло или может повлечь причинение вреда жизни и здоровью работников и иных лиц» [15, с. 149-150]. Однако согласиться с данным предложением не представляется возможным, поскольку в этом случае круг явных нарушений необоснованно сужается, что не всегда практически оправданно.

И, если выдачу предписания законодатель ограничил выше обозначенным образом, то о возможности привлечения в этих случаях к административной ответственности умолчал. Возникает вопрос, может ли государственный инспектор труда при одновременном рассмотрении дела им и судом при выявлении правонарушения, являющегося основанием для административной ответственности, предусмотренной ст.5.27 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности в виде административного штрафа? Так как такие действия не запрещены, то государственный инспектор труда вполне правомочен при выявлении правонарушения, причем независимо от его очевидности, даже в случае рассмотрения дела в суде, составить протокол и вынести постановление об административном наказании. Получается, что суд еще

не определился с виновностью должностного лица, а государственный инспектор труда уже пришел к выводу о его виновности. Полагаем, необходимо в ч.2 ст.357 ТК РФ установить запрет государственному инспектору труда на привлечение к административной ответственности работодателя в приведенном выше случае, подчеркнув приоритет решения суда.

Представителями работников по закону и защиту их трудовых прав осуществляют профсоюзы. Постановлением VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) от 14.01.2011 года утверждена программа ФНПР «Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны». На базе программы достойного труда и Конвенций МОТ ФНПР разработала и утвердила постановлением Исполкома профобъединения №28-1 от 29.08.2012 года проект «Стандарты достойного труда» [16]. В нем в качестве одного из направлений деятельности ФНПР указано расширение и укрепление взаимодействия профессиональных союзов с государственными органами надзора в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений трудового законодательства, условий соглашений и коллективных договоров. Это значит, что, в целях обеспечения достойного труда в России, одним из приоритетных направлений деятельности ФНПР является взаимодействие с федеральной инспекцией труда, органами прокуратуры и иными органами государственного надзора, компетенция которых содержит полномочия по предупреждению и устранению нарушений трудового законодательства.

Для достижения этой цели необходим целый комплекс мероприятий по взаимодействию ФНПР с указанными органами государства, обеспечивающий результативность защиты трудовых прав работников. Данный комплекс мероприятий должен быть направлен, прежде всего, на формирование и поддержание социального диалога между представителями профсоюзов, работодателей и органами власти [17, с.11-13]. Социальный диалог способствует предупреждению и устранению нарушений трудовых прав.

Прежде всего, отметим, что правоотношения по взаимодействию федеральной инспекции труда с профсоюзами регулируются международными актами, главой 58 ТК РФ, а также отдельными нормами закона о профсоюзах [18]. Данное взаимодействие осуществляется во исполнение п.б ст.5 Конвенции МОТ №81 о необходимости сотрудничества федеральной инспекции труда с предпринимателями и трудящимися или их организациями.

В современной России деятельность федеральной инспекции труда и профсоюзов взаимосвязана; функции и задачи этих основных субъектов защиты трудовых прав работников настолько переплетаются между собой, будто их деятельность «освещает» разные стороны одной медали.

Казалось бы, в связи с осуществлением защитной функции прав работников тесно связанные между собой федеральная инспекция труда (орган федерального

государственного надзора) и профсоюзы (общественная организация) должны взаимодействовать между собой на взаимоблагоприятных условиях. Вместе с тем, анализ статистических данных о совместной деятельности федеральной инспекции труда и профсоюзов за 2011 год (2681 проверок), 2012 год (1744 проверки) и 2013 год (1220 проверок) показывает, что процент совместных проверок ежегодно снижается [5, 6, 7].

Думается, эффекта от совместной деятельности федеральной инспекции труда и профсоюзов можно ожидать не столько от совместных проверок, направленных на выявление и восстановление нарушенных трудовых прав работников (хотя эти проверки имеют немаловажное значение), сколько от совместного предупреждения этих нарушений, то есть от профилактики нарушений трудовых прав работников. В конечном счете, совместная деятельность федеральной инспекции труда и профсоюзов влияет на развитие механизмов социального партнерства, что является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [19].

Представляется правильным выражать совместную деятельность между федеральной инспекцией труда и профсоюзами в форме договоров, соглашений. Здесь надо сказать, что до конца прошлого века никаких соглашений о совместной деятельности между этими субъектами не заключалось. И только в 1999 году было заключено соглашение, в 2006 году пересмотренное Федеральной службой по труду и занятости и Федерацией Независимых Профсоюзов (далее по тексту -ФНПР), об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях, входящих в обслуживание профорганизаций ФНПР.

К формам взаимного сотрудничества Федеральной службы по труду и занятости и ФНПР ст.2 указанного выше соглашения относит обмен информацией о нарушениях трудовых прав работников; совместное осуществление мероприятий по защите трудовых прав работников, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений; совместное участие в разрешении коллективных трудовых споров; обмен опытом защиты трудовых прав работников; сотрудничество в совершенствовании законодательства о защите трудовых прав работников и приведении его в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права; сотрудничество в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; взаимодействие в организации подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров [20].

Начиная с 2005 года и по настоящее время, Федеральная служба по труду и занятости практикует заключение соглашений о взаимодействии с общероссийскими отраслевыми профсоюзами. В частности, отметим соглашения с

Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности (6 октября 2007 года), профсоюзом нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации (16 июня 2008 года), Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (06 ноября 2007 года), Общероссийским объединением профсоюзов «Конфедерация труда России» (10 июня 2011 года), Общероссийским профессиональным союзом сметчиков (7 декабря 2010 года) и другие соглашения (всего их 20) [21].

Заключение таких соглашений - это, несомненно, важная сторона взаимодействия федеральной инспекции труда как подразделения Федеральной службы по труду и занятости и профсоюзов. Однако эффективность государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, зависит не только от наличия этих соглашений, но и от тщательного и действенного контроля за их реализацией.

Это значит, что усилить результат взаимодействия федеральной инспекции труда и профсоюзов необходимо путем продуманного применения уже действующих актов и соглашений, обеспечив надлежащей реализацией и контролем совместные действия проверяющих субъектов, а также контроль со стороны тех работников, чьи трудовые права федеральная инспекция труда и профсоюзы защищают.

На наш взгляд, такой контроль может найти свое выражение в полугодовых и ежегодных отчетах о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости и профсоюзов с соответствующими выводами и предложениями о наилучших способах результативности данного сотрудничества. Думается, что данный отчет должен размещаться на сайте Роструда для ознакомления работников с результатами работы не столько федеральной инспекции труда, сколько профсоюзов как представительного органа работников. В целях повышения эффективности защиты трудовых прав работников, очевидно, необходимо предоставить работникам право публичного обсуждения данных отчетов и внесения соответствующих жалоб и предложений. По результатам такого публичного обсуждения отчетов Федеральную службу по труду и занятости и профсоюзы необходимо обязать принимать определенные решения: корректировать отдельные положения их соглашений о сотрудничестве, положительно не влияющие на эффективность защиты трудовых прав работников, либо коренным образом пересматривать положения действующего соглашения, принимая новое.

Правоотношения по взаимодействию федеральной инспекции труда и профсоюзов могут возникать также и при защите нарушенных прав профсоюзов государственными инспекторами труда. Как это происходит?

Если исходить из задач инспекции, в частности, такой задачи, как обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан, то федеральная инспекция труда вполне может защищать права профсоюзов, поскольку профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [18]. Такая защита возможна и в связи с тем, что ТК РФ содержит нормы, регулирующие деятельность профсоюзов. Нарушение этих норм означает в целом нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, государственный надзор за соблюдением которого осуществляется федеральной инспекцией труда. Значит, инспекция не только обладает правами по защите нарушенных трудовых прав профсоюзов, но и должна их защищать.

Вместе с тем, защита федеральной инспекцией труда трудовых прав иных представительных органов работников небесспорна [22]. Дело в том, что ее участие в их защите законом не предусмотрено. И даже в случаях, когда инспектор труда осуществляет свои полномочия в отношении коллектива работников, например, при принятии локального нормативного акта, он не осуществляет защиту прав представительного органа работников. Анализ ст.372 ТК РФ показывает, что вмешательство инспектора труда в процесс урегулирования коллективных трудовых разногласий влечет за собой защиту коллективных прав работников, но не прав их представительного органа. Видимо, законодатель не счел необходимым федеральную инспекцию труда четко наделить возможностью защиты трудовых прав иных представительных органов работников.

Представляет интерес и сотрудничество федеральной инспекции труда с работодателями и объединениями работодателей. Согласно ст. 1 ТК РФ основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Обратим внимание на то, что для эффективной деятельности федеральной инспекции труда необходимо учитывать интересы не только работников, как наиболее слабой стороны трудового правоотношения, но и работодателей. Такое согласование интересов выражается в реализации ст.355 ТК РФ, предусматривающей в качестве одной из задач федеральной инспекции труда обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Одновременно обратившись к редакции ст.3 Конвенции МОТ №81, мы видим, что одной из задач системы инспекции труда также является «обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о

наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений». Вряд ли редакция приведенных выше положений как международных, так и российских нормативных правовых актов вызовет отрицательное отношение к ним со стороны работников и работодателей. Наоборот, принимая советы инспекторов труда, работодатели могут эффективно соблюдать действующее законодательство.

Рассматривая обращения работников, государственный инспектор труда должен воздерживаться от совершения противоправных действий в отношении работодателей. Однако государственный инспектор труда должен также воздерживаться, например, от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ч.2 ст.358 ТК РФ).

Одним из результатов взаимодействия федеральной инспекции труда с объединениями работодателей в настоящее время можно назвать принятие соответствующих положений. Например, на территории многих субъектов РФ государственными инспекциями труда вручаются сертификаты работодателям, соблюдающим действующее законодательство в отношении работников. В частности, в Краснодарском крае действует Положение об участии организаций и индивидуальных предпринимателей Краснодарского края в проекте «Декларирование деятельности организации по реализации трудовых прав работников и работодателей» [23].

Одним из участников данного проекта является объединение работодателей «Федерация объединений работодателей Кубани». Работодателям, положительно показавшим свою работу по выполнению основных положений трудового законодательства РФ, вручается «Сертификат доверия работодателю». Практика внедрения выдачи такого сертификата успешно отражается на продвижении товаров и услуг работодателя, на здоровой конкуренции между работниками, желающими заключить трудовые договоры именно с этим работодателем, и другие преимущества. Очевидно, что эту практику необходимо внедрять во всех субъектах РФ в качестве обязательного элемента взаимодействия федеральной инспекции труда с объединениями работодателей. Это один из путей эффективной реализации ст.355 ТК РФ.

Подчеркнем, что по результатам проведенной в МГЮА 4-5 июня 2015 года международной научно-практической конференции внесено предложение, суть которого сводится к возможности делегирования части полномочий федеральной инспекции труда профсоюзам. Нам представляется нецелесообразным передача полномочий по рассмотрению жалоб работников только профсоюзам. Ранее нами предлагалось делегировать эти полномочия многим субъектам защиты трудовых прав при однократном их применении в досудебном порядке. Одним из таких субъектов защиты, полагаем, может быть профсоюз.

Литература и источники

1. Конвенция Международной Организации Труда №81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 г.) // СЗ РФ. 2001. №50. Ст.4650

2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2006. №19. Ст.2060

3. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. №52 (часть 1). Ст.6249

4. Сапфирова А.А., Эртелъ А.Г. Правовое разграничение «внутренних» полномочий в государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации: справедливость и эффективность // Право и практика. - 2013. - №4.

5. Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2010 году государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права //http://www.rostrud.ru;

6. Доклад об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http: //www. rostrud. ru;

7. Доклад об осуществлении и эффективности в 2013 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права //http://www.rostrud.ru;

8. Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении эффективности в 2014 году государственного надзора и контроля в сфере труда и социальной защиты населения для размещения в федеральной государственной системе «Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов» //http://www.rostrud.ru

9. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //СЗ РФ. 2009. №7. Ст.776

10. Сапфирова А.А., Хахалева Е.В. Государственная услуга Роструда по информированию и консультированию: перспективы ее предоставления в многофункциональных центрах// Современная научная мысль. - 2015. - №1. -С. 181-188.

11. Макарова В.А., Палий О.И. К вопросу о применении уголовной ответственности за невыплату заработной платы // Современное состояние и перспективы развития правовой науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С.39-44.

12. Официальный сайт Роструда - http://www.rostrud.ru

13. Волкова В.В. Показатели эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих // Современное право. -2015. - №5. - С.45-49.

14. Гудков В.С. Правовая инспекция труда в СССР (историко-правовое исследование). Автореф. ... канд. юрид. наук. - М., 1974. - С.26.

15. Яковлева А.В. Способы защиты трудовых прав работников: концептуальный аспект. Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С.149-150.

16. http : //lfpspb. com/decent-work/1809-standarty-dostoinogo-truda. html

17. Кобылинская С.В., Кобылинский Н.Д. К вопросу о понятие права на достойную жизнь в современном российском законодательстве // Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2-14. С.11-13

18. Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1996. №3. ст.148.

19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р // СЗ РФ. 2008. №47. Ст.5489.

20. Соглашение об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях, входящих в обслуживание профорганизаций ФНПР. 2006 // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2007. №3.

21. http://www.rostrud.ru/activities/34/22830/23584.shtml

22. Сапфирова А.А. Сущность механизма защиты трудовых прав // Современная научная мысль. - 2014. - №1. - С.98-104.

23. http://git23.rostrud.ru/reester. shtml

САПФИРОВА АПОЛЛИНАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного, трудового и экологического права Кубанского государственного аграрного университета ([email protected]) SAPPHIROVA, APOLLINARIA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of land, labor and environmental rights of the Kuban State Agrarian University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.