Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование труда мигрантов'

Международно-правовое регулирование труда мигрантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИКИ-МИГРАНТЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRANT WORKERS / LABOR MIGRATION / RIGHTS OF MIGRANT WORKERS / INTERNATIONAL LABOR ORGANIZATION / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клечковская Людмила Герасимовна

Рассмотрены основные международные акты, регулирующие отношения в сфере трудовой миграции. Обоснована целесообразность принятия ряда двусторонних международных договоров, направленных на адаптацию трудящихся-мигрантов в принимающем государстве и предупреждение нелегальной трудовой миграции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF MIGRANT WORKERS LABOR

The main international acts regulating relations in the sphere of labor migration are examined. The expediency of acceptance of bilateral international agreements aimed at adaptation of migrant workers in the receiving state, and prevention of illegal labor migration

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование труда мигрантов»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА МИГРАНТОВ

Клечковская Л. Г.

Рассмотрены основные международные акты, регулирующие отношения в сфере трудовой миграции. Обоснована целесообразность принятия ряда двусторонних международных договоров, направленных на адаптацию трудящихся-мигрантов в принимающем государстве и предупреждение нелегальной трудовой миграции

The main international acts regulating relations in the sphere of labor migration are examined. The expediency of acceptance of bilatéral international agreements aimed at adaptation of migrant -workers in the receiving State, and prévention of illégal labor migration

Ключевые слова: работники-мигранты, трудовая миграция, права трудящихся мигрантов, Международная организация труда, миграционная политика

Key words: migrant -workers, labor migration, rights of migrant -workers, International Labor Organization, Migration Policy

Основополагающими международными нормами, устанавливающими общие принципы международной трудовой миграции, являются Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.), а также целый ряд конвенций и рекомендаций МОТ, в которых эти принципы были конкретизированы.

Среди международных актов, регулирующих отношения в сфере трудовой миграции, можно выделить международные многосторонние соглашения и международные двусторонние договоры.

В рамках ООН принят ряд актов, направленных на защиту прав человека, в том числе прав трудящихся-мигрантов: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), которые провозглашают право человека на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну, право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы.

Поскольку трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались дискриминации в таких аспектах как занятость, зарплата, социальные выплаты, льготы, профессиональное обучение и повышение квалификации и др., то особое место в регулировании трудовых и социальных прав трудящихся-мигрантов и их защите принадлежит Международной конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»,

принятой резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи 18 декабря 1990 г.1 Она содержит 93 статьи, включающие положения о защите прав, ликвидации дискриминации, содействии созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении трудящихся-мигрантов и членов их семей. Согласно ст. 7 данной Конвенции государства-участники обязуются в соответствии с международными документами по правам человека уважать и обеспечивать права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией, предусмотренные в настоящей Конвенции, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку.

Трудовые права трудящихся-мигрантов закреплены в актах Совета Европы: Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (1950 г.)2, Европейской социальной хартии, принятой 18 октября 1961 г. и пересмотренной в Страсбурге 3 мая 1996 г.3, Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся (Страсбург, 9 декабря 1989 г.)4, Европейской конвенции № 93 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 24.11.1977 г.5, закрепившей равенство трудовых прав и обязанностей трудя-щихся-мигрантов и национальных трудящихся. Кроме того, в установлении трудовых стандартов значительная роль принадлежит Регламенту 1612/686, который закрепил основы правового положения работника-мигранта.

Огромное количество конвенций и рекомендаций в области труда, профессиональной подготовки, условий труда, безопасности и охраны труда, социального обеспечения, в том числе работников-мигрантов, приняла Международная организация труда (МОТ). Конвенции МОТ являются международными актами, которые после ратификации государством становятся обязательными для

1 Международная конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», принятая резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи 18 декабря 1990» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.tourmix.ru/abro.php ?id=10531

2 Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» ETS № 005 от 4 ноября 1950 г. (с изм. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.echr.ru /documents/doc/2440800/2440800-001, htm

3 Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г. и пересмотренная в Страсбурге 3 мая 1996 г. ETS №163 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //base.garant.ru/2541037

4 Европейская хартия «Об основных социальных правах трудящихся» от 9 декабря 1989 г. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http: //www.homan. ualiberty.com/ru/constitution/details/3

# Европейская конвенция № 93 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 24.11.1977 г. ETS № 93 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //abro.lawmix.ru/11578

6 Регламент (ЕЭС) № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников внутри Сообщества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.trudsud.ru/ru/docs/ legislation/A16

выполнения. Рекомендации МОТ определяют минимальные стандарты в сфере социально-трудовых отношений и являются ориентиром для стран-участниц при разработке национального законодательства и национальной политики.

Так, еще на первой сессии Генеральной конференции МОТ (1919 г.) была принята Рекомендация № 2 «О взаимности в области отношения к тру-дящимся-иностранцам», в которой говорилось о том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений, которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся своей страны7. В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ № 19 «О предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов»8.

В 1939 г. вступила в действие Конвенция № 66 «О трудящихся-мигран-тах», которая была пересмотрена и дополнена в 1949 г. Решением Международной конференции труда от 30 мая 2000 г. данная Конвенция была отменена.

Конвенция МОТ № 97 «О работниках-мигрантах» (пересмотренная) от 01.07.1949 г.9, которая фактически заменила Конвенцию № 66, исходит из принципа предоставления трудящимся-мигрантам условий не менее благоприятных, чем те, которыми пользуются граждане государства трудоустройства. Это касается: заработной платы, рабочего времени, сверхурочных работ, оплачиваемых отпусков, профессионального обучения, принадлежности к профессиональным союзам, заключения коллективных договоров, обеспечения жильем, социального обеспечения и др. Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого, достаточно велико, предусмотрена возможность заключения между странами соглашения в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес. Данная Конвенция обязывает членов МОТ предоставлять в МВТ информацию о политике и законодательстве страны в сфере эмиграции и иммиграции, сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях их труда и жизни, о соглашениях и мероприятиях, принятых в стране по этим вопросам.

Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения»10 от 28 июня 1962 г.

7 Рекомендация МОТ № 2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.baksan-city.ru/edit/str32398-I.htm

8 Рекомендация МОТ № 19 «О предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов».

9 Конвенция МОТ (пересмотренная) № 97 от 01. 07. 1949 г. «О работниках-мигрантах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv097.htm

10 Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» от 28 июня 1962 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //advokat.rbl.ru/art5.php?id=8

обязывает государства - Членов Организации, в отношении которых она находится в силе, предоставлять на своей территории гражданам любого другого Члена Организации, в отношении которого конвенция также находится в силе, одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения, в отношении которой он принял на себя обязательства, вытекающие из данной конвенции.

Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» от 04. 06. 1975 г.11 закрепила понятие «трудящийся-мигрант», а также обязанность государства разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию при помощи методов, соответствующих национальным условиям и практике, равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав и индивидуальных и коллективных свобод для лиц, находящихся на законных основаниях на его территории в качестве работни-ков-мигрантов или членов их семей.

Согласно Конвенции № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.)12 трудящимся-мигрантам, проживающим на законном основании, гарантируется право на равное обращение без дискриминации отношение по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических воззрений, иностранного происхождения, национальности, этнического или социального происхождения, трудоспособности или возраста (ст. 6).

Генеральная Конференция МОТ 21 июня 1982 г. приняла ряд предложений о сохранении прав работников-мигрантов в области социального обеспечения, которые закреплены в Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области труда и социального обеспечения» (1982 г.)13.

Конвенция МОТ № 181 «О частных агентствах занятости» (1997 г.)14 содержит положения, направленные на предотвращение случаев противоправного обращения с трудящимися-мигрантами в отношении вербовки и приема на работу через частные агентства занятости.

11 Конвенция МОТ № 143 от 4 июня 1975 г. «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ilo.org/ilolex/russian/docs/convl43.htm

12 Конвенция МОТ № 168 от 21 июня 1988 г. «О содействии занятости и защите от безработицы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ilo.org/ilolex/russian/docs/convl68.htm

13 Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области труда и социального обеспечения от 21 июня 1982 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.conventions.ru/view_base.php?id=332

14 Конвенция МОТ № 181 от 19 июня 1997 г. «О частных агентствах занятости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ilo.org/ilolex/russian/docs/convl81.htm

К числу наиболее значимых рекомендаций МОТ в сфере регулирования труда мигрантов относятся Рекомендация МОТ № 86 «О трудящихся-мигрантах»15 и Рекомендация МОТ № 151 «О трудящихся-мигрантах»16.

Согласно Рекомендации № 86 государства в своих двусторонних договорах должны предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах. В типовой трудовой контракт рекомендуется включать следующие сведения и нормы: имя, фамилию, место и дату рождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта; характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок, пособий, условия и размеры удержаний; срок действия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб и др.

Рекомендации МОТ не являются международными договорами и, в отличие от конвенций МОТ, не требуют ратификации. Однако они, являясь самостоятельными международно-правовыми актами, уточняют и детализируют положения конвенций, содержат материал, который может быть заимствован для разработки и совершенствования национального законодательства.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время сформирована система международных трудовых актов, состоящих из конвенций и рекомендаций МОТ, которые принято называть «Международным трудовым кодексом». Однако международные правовые акты о трудовой миграции Россией не ратифицированы. Ранее Россия не была заинтересована в их ратификации вследствие экономической невозможности их выполнения. Поскольку в настоящее время Россия заинтересована в привлечении иностранной рабочей силы вследствие снижения количества трудоспособного населения, то она все активнее включается в международный обмен трудовыми ресурсами, что обусловливает необходимость ратификации международных актов ООН и МОТ в сфере трудовой миграции.

Среди международных договоров с участием Российской Федерации условно можно выделить: многосторонние соглашения в рамках СНГ; двусторонние соглашения со странами СНГ; двусторонние договоры со странами дальнего зарубежья.

15 Рекомендация МОТ № 86 от 1 июля 1949 г. «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная 1949г.) Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //abro.lawmix.ru/1372

16 Рекомендация МОТ № 151 «О трудящихся-мигрантах» (Женева, 24 июня 1975 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //abro.lawmix.ru/139

В Уставе СНГ (ст. 19) одним из направлений сотрудничества в экономической и социальной и правовой областях определено формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы17.

Наиболее значимыми многосторонними соглашениями в области миграции среди государств-участников СНГ являются: Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников (1992 г.), Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (1994 г.), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.), Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ (1996 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участ-ников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.), Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции (одобрена решением Совета глав государств СНГ 16.09.2004 г.).

Так, Соглашением государств-участников СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994)18 регулируются вопросы въезда, пребывания и выезда мигрантов, признание документов, необходимых для трудовой деятельности, право государства на возвращение мигранта в его страну и др.

В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.) закреплено право мигрантов и иностранцев, законно находящихся на территории стран СНГ, на свободу мысли, совести и вероисповедания, равенство перед судом, личную неприкосновенность, свободу мирных собраний, свободу ассоциаций, право на социальное обеспечение, на свободное передвижение, свободу выбора места жительства и ряд других прав.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.)19 предусматривает вопросы миграционного контроля, учета незаконных мигрантов и их депортации, обмен информацией; подготовку кадров для данной сферы; гармонизацию национального законодательства в области миграции.

17 Устав Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rusempire.ru/arhiv-statey/ustav-sng.htm

18 Соглашение государств участников СНГ от 15.04.1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» //Бюллетень международных договоров. 1997. № 2.

19 Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.) [Электронный ресурс]. Режим дocтyпa:http://www.ufmsural.ru/normativ_ dokuments/?item=1397&catalog=48

Конвенция - модельный рекомендательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» (1995 г.)20, содержит принципы согласованной политики в сфере миграции трудовых ресурсов в СНГ. В ней оговариваются ограничения на въезд из-за ситуации на внутреннем рынке труда, по соображениям национальной безопасности, в целях обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, а также для определенных категорий лиц, совершивших преступления, предусмотренные уголовным законодательством страны трудоустройства. Данный акт способствовал дальнейшему развитию законодательства о трудовой миграции.

14 декабря 2008 г. странами-членами СНГ была подписана Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ21. Она имеет огромное значение для упорядочения трудовой миграции на пространстве бывшего СССР. Трудовые мигранты пользуются всеми теми правами, какими обладают граждане принимающей стороны в области условий труда, оплаты труда, социального обеспечения (кроме пенсионного), социального страхования и др. Вместе с тем, прием трудящихся-мигрантов ведется с учетом национальных интересов.

Государствами, входящими в Содружество, заключено ряд двусторонних договоров, которые касаются правового статуса граждан одного государства СНГ на территории другого государства СНГ, о равных правах граждан, о порядке приобретения гражданства, о правах национальных меньшинств и др.22

20 Конвенция - модельный рекомендательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» (1995 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/ агйс1е/177355

21 Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств -участников СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/webnpa/text. а8рх?ЯМ=Ш0800671

22 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 14.01.1993 «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Украины, работающих за пределами границ своих государств» //Бюллетень международных договоров. 1993. № 3; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 27.05.1993 «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств» //Бюллетень международных договоров. 2005. № 10; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 19.07.1994 «О трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республика Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ» II Бюллетень международных договоров. 1995. № 5; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики от 28.03.1996 «О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов» II СЗ РФ.1996. № 48. Ст. 5858; Договор между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998); Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 16.10.2004 «О трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации» //Бюллетень международных договоров. 2006. №6и др.

Ряд двусторонних договоров по вопросам миграции заключено между Российской Федерацией и странами дальнего зарубежья23.

Безусловно, международные договоры являются важнейшими международно-правовыми источниками в сфере правового регулирования внешней трудовой миграции. Поскольку Россия не присоединилась к международным конвенциям о трудящихся-мигрантах, то двусторонние международные договоры являются гарантией предоставления благоприятного режима для тру-дящихся-мигрантов, осуществляющих свою трудовую деятельность в РФ, а также для российских работников за рубежом.

С целью дальнейшего развития интеграционных процессов в СНГ в части совершенствования миграционной политики Российской Федерации и СНГ представляется целесообразным принятие двусторонних международных договоров:

- о сотрудничестве в решении проблем, связанных с адаптацией трудя-щихся-мигрантов в принимающем государстве;

- о порядке взаимодействия по осуществлению мер, направленных на предупреждение нелегальной миграции.

23 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 29.09.1992 «О принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации» II Бюллетень международных договоров. 1992; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 15.03.1994 «О принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории Российской Федерации» II Дипломатический вестник. 1994. № 7-8; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики от 13.02.1995 «Об организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и взаимном трудоустройстве граждан» II Бюллетень международных договоров. 2004. № 10; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 03.11.2000 «О временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации» II Бюллетень международных договоров. 2001. №7идр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.