Научная статья на тему 'О некоторых проблемах трудовой миграции в Российской Федерации'

О некоторых проблемах трудовой миграции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ МИГРАНТЫ / МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДЯЩИЙСЯ МИГРАНТ / РАБОЧАЯ СИЛА / УГРОЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАТЕНТ / РАЗРЕШЕНИЕ / КВОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукашева Н.Н.

Статья посвящена проблемам трудовой миграции в Российской Федерации, необходимостисовершенствовать систему правового регулирования миграционных процессов в России, учитываяопыт мирового сообщества, которое признало целесообразным и необходимым условиемпридерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документахмеждународных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующиепроцесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальнымзаконодательством. Это имеет большое значение и для страны, и для мигрантов, чьи права за рубежомсущественно расширяются. Наиболее важным аспектом является трудовая миграция. Согласно международному праву, трудовые мигранты могут беспрепятственно перемещаться изстраны в страну, соблюдая законодательство принявшего их государства. Миграционное законодательство России предусматривает три типа документов разрешительногохарактера для трудовых мигрантов, но существенной проблемой остается нелегальная миграция. Нелегальная трудовая миграция, так называемая неконтролируемая миграция, в экономическойсфере способствует расширению масштабов теневой экономики, а также составляет угрозунациональной безопасности страны, в т. ч. и террористическую. Один из выходов из сложившейся ситуации создание модели управления трудовой миграции сучетом внутренней демографической ситуации, при условии устранения ряда недостатков, которыемешают эффективной реализации положений Концепции государственной миграционной политикиРоссийской Федерации на период до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах трудовой миграции в Российской Федерации»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 2. - С. 207 - 216.

УДК 349.23/24(470+571)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лукашова Н. Н.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Статья посвящена проблемам трудовой миграции в Российской Федерации, необходимости совершенствовать систему правового регулирования миграционных процессов в России, учитывая опыт мирового сообщества, которое признало целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством. Это имеет большое значение и для страны, и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются.

Наиболее важным аспектом является трудовая миграция.

Согласно международному праву, трудовые мигранты могут беспрепятственно перемещаться из страны в страну, соблюдая законодательство принявшего их государства.

Миграционное законодательство России предусматривает три типа документов разрешительного характера для трудовых мигрантов, но существенной проблемой остается нелегальная миграция.

Нелегальная трудовая миграция, так называемая неконтролируемая миграция, в экономической сфере способствует расширению масштабов теневой экономики, а также составляет угрозу национальной безопасности страны, в т. ч. и террористическую.

Один из выходов из сложившейся ситуации - создание модели управления трудовой миграции с учетом внутренней демографической ситуации, при условии устранения ряда недостатков, которые мешают эффективной реализации положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Ключевые слова миграция, трудовая миграция, рынок труда, нелегальные мигранты, мигранты, миграционная политика, трудящийся мигрант, рабочая сила, угроза, безопасность, патент, разрешение, квота.

Актуальность проблемы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.В Российской Федерации на протяжении последних пятнадцати лет миграционная политика претерпевает серьёзные преобразования. Как свидетельствует практика общественных отношений, эти преобразования не привели к формированию такого нормативного массива, который бы позволил считать отношения, возникающие в связи с миграцией трудовых ресурсов, удовлетворительно урегулированными.Хотя проблемы миграции населенияи возникают по целому ряду причин, обстоятельств и оснований, которые затрагивают большинство государств мира, хотя перемещение людей, которые желают жить в лучших условиях, достойно зарабатывать для содержания себя и своей семьи, и будет существовать всегда, пока существует человечество,

209

государство несет обязанность адекватного урегулирования связанных с этим отношений, а юридическая наука должна оказать органам государственной власти необходимую поддержку.

Вопросы прав работника на достойную жизнь, на достойное существование рассматривали в своих трудах многие учёные, такие как Деменева Н. А., Комкова Г. Н., Крусс В. Н., Пашуков А. Л., Чепурин В. В. и др.

Деменева Н.А. отмечала, что «право человека на достойную жизнь - это неотъемлемая от личности и гарантируемая нормами российского законодательства и международно-правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свободы распоряжаться ею. Данное право включает два основных элемента: право на достойное существование жизни, право на неприкосновенность частной личной жизни» [13, с.72-73].

Миграцию населения делят на вынужденную и трудовую (добровольную), последнюю в свою очередь - на внутреннюю трудовую миграцию и международную трудовую миграцию.

Мы встречаем следующие термины: «работник-мигрант» [1], «трудящийся -мигрант» [2], «трудящийся государства-члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС)» [3]. Все указанные определения касаются только легальных мигрантов, нелегальные под эту категорию не входят.

К сожалению, специалисты в области юриспруденции по-разному дают определение понятий «международная миграция», «трудящийся мигрант» (легальный или нелегальный).

Под трудовой миграцией понимается передвижение людей из государства в государство или внутри их родной страны с целью поиска работы. Здесь речь идёт о внешней (международной) миграции [10, с.157-162]. Она осуществляется в основном по экономическим причинам и по воле самих мигрантов.

Проблеме правового регулирования трудовой миграции, обеспечению прав трудящихся мигрантов посвящены ряд Конвенций ООН и Конвенций МОТ, которые ратифицированы небольшим числом государств. Россия не является участником рассматриваемых Конвенций, но является одним из крупнейших государств приёма иностранной рабочей силы, многие граждане РФ трудятся за рубежом, являясь там трудящимися-мигрантами.

Наибольшее количество мигрантов зафиксировано в США, России и Германии. В России по данным официальной статистики около 11 миллионов мигрантов. Данное положение указывает на необходимость рассмотрения вопроса о возможности ратификации Россией Международной Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (ООН, 1990г.) и Конвенции о трудящихся-мигрантах № 97 (пересмотренная МОТ, 1949г.). Ратификация этих, одних из основополагающих международных актов по установлению и защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, поможет России укрепить правовое регулирование трудовой миграции, что крайне необходимо в современных условиях жизнедеятельности Российского государства.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом № 115-ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (редакция действует с 10.01.2016г.).

Часть 2 ст. 13 названногоЗакона предусматривает, что работодателем может быть физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных работников на основании заключённых с ними трудовых договоров.

Указанный Законзакрепляет особенности осуществления трудовой деятельности двумя видами иностранных граждан: во-первых, иностранными гражданами -высококвалифицированными специалистами, путём получения разрешения на работу; во-вторых, иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента. Отдельная категория - граждане из стран, входящих в Таможенный союз, которым не нужно получать разрешение.

На протяжении ряда последних лет ежегодное квотирование миграции являлось инструментом государственной политики РФ. Федеральный закон от 24 ноября 2014г. № 357-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменяет институт квотирования на «разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности по патенту». Поскольку устанавливаемый законом срок действия патента не должен превышать один год и Правительство РФ, и Федеральная Миграционная Служба РФ наделены правом временно приостанавливать выдачу патентов, вследствие чего возможность применения ежегодных ограничений на численность въезжающих в страну трудовых мигрантов не исключена [15, с. 43].

Неэффективное правовое регулирование трудовой миграции в России, неоднократно подтверждалось наличием статистики правоохранительных органов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Высокому показателю преступности на территории России способствует нелегальная миграция.

Но произошедшее 14 мая 2016 года «побоище» на Хованском кладбище г. Москвы с участием большого количества трудовых мигрантов, которое повлекло жертвы и множество раненных и пострадавших, не может и не должно оставить равнодушными никого в стране, тем более специалистов в области юриспруденции. Указанное событие подчеркнуло ещё раз давно назревшую необходимость пересмотра правовой базы, регулирующей миграционную ситуацию в России, как в отношении межрегиональных миграций, так и внешних миграционных связей.

Россия чётко поделилась на две зоны: притока населения (Центральный и Приволжский федеральные округа; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского и Южного федеральных округов; южные районы Сибири) и оттока населения (европейский Север, северные районы Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более, чем 100 государств, в том числе из стран СНГ, Турции, Китая, Вьетнама и др.

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ и Балтии. Около 'Л мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана.

211

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается. Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов [11, с.174, 178, 179].

Миграционные потоки из разных стран приносят свою правовую культуру, что необходимо учитывать национальному законодателю и правоприменителю.

Правовое регулирование миграции нередко сталкивается с проблемой противопоставления различных правовых культур, что приводит к нарушению принципа законности [10, с.158].

Положение мигрантов в обществе зависит от множества факторов: в возможности освоения русского языка, истории, культуры и основ законодательства России; в наличии определённой квалификации или в отсутствии таковой и другие.

Трудовые мигранты на рынке труда в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников, а именно это: грязная, тяжёлая или опасная работа, не требующая квалификации (строительные работы, обработка пищевых продуктов и др.); работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг (торговля, уборка, общественное питание и др.); работа по уходу и обслуживанию у работодателя-физического лица (уборка дома и территории, уход за детьми и больными и др.); занятость в теневом и криминальном секторах экономики (незарегистрированные фирмы, производство контрафактной продукции); сезонная работа (уборка сельскохозяйственного урожая и др.).

Перечисленные виды работ составляют самый низкий уровень на рынке труда и зачастую оплачиваются низкой заработной платой, что также является одной из причин отсутствия спроса такой работы у местных работников. Дешёвая рабочая сила вредит развитию Российской экономики.

Трудящиеся - мигранты являются особо уязвимой категорией лиц, права которых систематически нарушаются. Во многих странах трудящиеся-мигранты выполняют самую тяжёлую и низкооплачиваемую работу, живут под угрозой увольнения и депортации, лишены медицинского и социального обеспечения, тем самым вместе с членами своих семей оставаясь наиболее бесправной и эксплуатируемой частью населения [14, с. 135].

Ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет принципсвобода труда, который включает в себя право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Подтвердить добровольность выбора места работы работником может заключённый с работником с соблюдением требований ТК РФ (а при необходимости - и специального законодательства) трудовой договор.

Менее четверти мигрантов работают на основе письменного трудового или гражданско-правового договора с работодателем. Зачастую работодатель под разными предлогами отказывается платить как за основную, тем более за сверхурочную работу. Работа без оплаты может квалифицироваться как принудительный труд. Известны случаи, когда трудящиеся-мигранты, не получая заработную плату, не имея денег, не могли уехать домой.

Ещё одна типичная черта теневого найма - сильная зависимость работника от работодателя в том, что касается условий, не относящихся напрямую к трудовому

процессу. Для 20% мигрантов работодатель обеспечивает питание, 37% - жильё, 12% - медицинские услуги, 5% опрошенных даже сигареты получают от работодателя. Такая практика способствует изоляции и полной зависимости работника от работодателя [12, с. 343].

Несмотря наусловия, ухудшающие положение трудовых мигрантов по сравнению с действующим трудовым законодательством РФ, большинство из них продолжают свою трудовую деятельность, т.к. считают её выгодной: во-первых, у них есть хоть какая-то работа, которой нет на родине; во-вторых, получаемая зарплата в несколько раз выше той, которую можно было бы получить дома.

Исследовав на положение трудового мигранта в теневом найме, нельзя не обратить внимание на положение в нём работодателя. Он чувствует себя «победителем», управляя мигрантами, грубо нарушая законодательство о труде, обманывает государство, не заключая письменных трудовых договоров или гражданско-правовых, уходя от уплаты установленных платежей. Позволяет ему себя так вести недостаточная степень ответственности за такие грубые нарушения, а также отсутствие надлежащего учёта и контроля за трудовыми мигрантами и работодателями - юридическими и физическими лицами, предоставляющими им работу.

Согласно ст. 29.2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(редакция действует с 10.01.2016г.) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя: федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

Осуществляется контроль (надзор) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Президентом и Правительством Российской Федерации.

Наличие многочисленных нарушений в миграционной сфере как со стороны мигрантов, так и со стороны работодателей, свидетельствует о неэффективности системы контроля, которую объективно необходимо усилить привлечением к нему органов прокуратуры и правоохранительных органов.

Необходим отработанный механизм - модель управления трудовой миграцией.

Эта необходимость обусловлена тем, что после 2006г. в России началась стремительная естественная убыль трудоспособного населения, потребностью устойчивого характера выхода из экономического кризиса и дальнейшего развития экономики, а также безопасностью для страны и граждан, проживающих на её территории. Вопросы миграции нельзя рассматривать отдельно от вопросов безопасности.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что разработка модели управления трудовой миграцией должна учитывать внутреннюю демографическую ситуацию. Основными стратегическими документамив области миграционной политики России являются Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Президентом РФ от 13 июня 2012 г. и Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351, с

213

изменениями на 1 июля 2014 года, согласно которой главной задачей демографической политики в области миграции России является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции. За миграционную политику в России отвечала Федеральная Миграционная Служба (ФМС России) [11, с.181]; после прекращения деятельности ФМС эти функции переданы Министерству внутренних дел РФ.

Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, одной из наиболее животрепещущих проблем в стране является внутренняя миграция. Население покидает менее развитые регионы и стремятся в крупные города с многомиллионным населением, которые и так страдают от переизбытка рабочей силы и нехватки рабочих мест. Нарушается баланс, который частично удаётся восстанавливать благодаря государственной программе репатриации. Законодательство предусматривает, что в случае переезда в приоритетные для России регионы, репатрианты получат крупные денежные выплаты.

Реализовывая положения Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, необходимо обеспечить необходимое количество рабочей силы, найти методы, которые бы остановили «утечку мозгов» - эмиграцию высококвалифицированных специалистов, методы защиты национального рынка труда.

Согласно Указу Президента РФ от 22 июня 2006г. № 637 с изменениями и дополнениями принята государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. За реализацию программы отвечает ФМС России и Министерство регионального развития РФ. Участниками программы являются 37 субъектов Российской Федерации (пилотные регионы).

В Государственной программе обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации, получение возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учётом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объёмов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения.

Складывающаяся ситуация в сфере миграционных процессов и в правовом регулировании этих процессов представляется сложной и неоднородной, так как на большом пространстве государства по-разному реагируют на различные аспекты миграции.

Несмотря на то, что на федеральном уровне утверждены ряд, указанных выше, Концепций и программ в сфере миграции, в т.ч. и трудовой миграции, миграционные процессы продолжают нести стихийный характер, что снижает уровень безопасности Российского государства. Отсутствие надлежащего контроля со стороны уполномоченных на то органов за въездом и легализацией трудовых мигрантов, о чём свидетельствует очень большое количество нелегальных работников, способствует наличию террористических угроз в государстве.

В настоящее время российская государственная миграционная политика по ряду причин реализуется неэффективно. Они заключаются в следующем:

- в различной статистике о миграционных процессах, в неполной и не всегда достоверной информации. Так, по разным сведениям, в России в настоящее время работает от 7 до 11 миллионов мигрантов, легализовано 2,7 миллионов, 465 тысяч -получили патенты, остальные - нелегалы;

- в неудовлетворительной системе миграционного контроля за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации;

- в уведомительном характере оснований для учёта и регистрации иностранных и российских граждан, а также лиц без гражданства;

- в отсутствии мигрантов в перечне лиц в сфере социального обеспечения и обслуживания органов государственного и муниципального управления, что служит питательной средой для деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских сил;

- в безосновательно создаваемых административных преградах при оформлении трудовым мигрантам права на законное пребывание и занятие трудовой деятельностью, что не редко является причиной их попадания в нелегальную сферу;

- в поощрении деятельности негосударственных структур в сфере миграции;

- в недостаточном обеспечении ФМС России квалифицированными кадрами в области миграционных процессов, отслеживающими и правильно применяющими непрерывно изменяющиеся миграционные правила и нормы, соблюдая установленные сроки;

- в заинтересованности представителей отдельных отраслей экономики в уходе от налогов, сокращении расходов на производство, получении сверхприбыли, в сохранении статуса нелегальных мигрантов.

Необходимость незамедлительного устранения вышеуказанных недостатков очевидна и возможно путём:

- создания единого комплексного банка данных учёта мигрантов с момента въезда на территорию России, с внесением сведений о всех их перемещениях, и до момента или полной легализации или возвращения на родину;

- укрепления границ государства в целях безопасности - первоочередная задача, отмены безвизового режима, расширение консульских учреждений для обеспечения визового режима с целью исключения случайного или «не существующего» жилья, т.е. отмена уведомительного характера для регистрации, замена его более эффективным способом регистрации;

- предоставления трудовым мигрантам необходимого и достаточного социального обеспечения и обслуживания за счёт отчислений работодателей, предоставивших им работу или из других источников финансирования;

- утверждения чёткого порядка оформления законного пребывания и занятия трудовой деятельностью, а также установления ответственности для должностных лиц, чинивших необоснованные препятствия, в т.ч. возмещения ими мигранту не полученной по их вине заработной платы и морального вреда;

- государственного контроля за деятельностью Центров (других организаций) по легализации прибывающих мигрантов и их трудовой деятельности;

- введения дополнительного образования, повышения квалификации для работников в области миграционных процессов;

215

- пересмотра видов и степени ответственности за нарушение, за грубое одноразовое нарушение, за неоднократное нарушение законодательства, регулирующего миграционные процессы, в т.ч. трудовую миграцию, для работодателей и лиц, уполномоченных разрешать вопросы трудоустройства мигрантов;

- предоставления работодателями приглашений на работу для всех квалифицированных работников на вакансии, требующие определённой квалификации, знаний, умений, определённого стажа работы. Хочется подчеркнуть, что такое приглашение должно направляться только в том случае, если нет претендентов среди местных жителей, граждане России должны иметь преимущественное право на трудоустройство;

- определения исчерпывающего круга компетентных организаций (органов), которые будут разрешать вопросы, связанные с миграционными процессами, чётко распределив между ними компетенции, без задваивания и т.д.

В настоящее время Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, с принятием которой многие проблемы трудовой миграции в Российской Федерации нашли своё отражение, реализовывается, но требует уточнения и более полной детализации для достижения и разрешения поставленных целей и задач.

Эффективное управление миграционными процессами в интересах устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечение её национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина должно стать одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации [11, с.182].

Список литературы

1. Конвенция № 97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» (Заключена в г. Женеве 01.07.1949г.) (с изм. От 24.06.1975г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. -Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 965 - 981.

2. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассомблеи ООН от 18.12.1990г.) // Советский журнал международного права. - 1991. № 3 - 4. С. 136 - 172.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014г.) (ред. От 08.05.2015г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.

4.Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21.12.2001г., одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г. - М.: Проспект, КноРус, 2016. - 256 с.

5. Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ (ред. От 30.12.2015г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016г.) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

6. Федеральный закон от 24.11.2014г. № 357-ФЗ (ред. От 08.03.2015г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.12.2014, № 48, ст. 6638.

7. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // Информационно-правовое обеспечение Гарант. -НПП «Гарант-Сервис», 2003 - 2016.

8.Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Указом президента РФ от 9.10.2007г. № 1351) //Электронная версия бюллетеня «Население и общество». Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики. Читальный зал «ДемоскопWeekly».

9. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (с изм. и доп.) // Информационно-правовое обеспечение Гарант. - НПП «Гарант-Сервис», 2003 - 2016.

10. Алимов Э. В., Григорьев А. В. Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза. // Журнал Российского права. № 10-2015г. - Юридическое издательство «Норма». - 164 с.

11. Глушкова В. Г., Симагина Ю. А., коллектив авторов. Демография: Учебное пособие. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 304 с. - (Бакалавриат).

12. Дейнека А. В., Беспалько В. А. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - 392 с.

13. Деменева Н. А. Защита трудовых прав в России: Научно-практическое пособие. - Издательство ЭКОР-КНИГА, 2012.

14. Лукашук И. И. Права трудящихся-мигрантов: Советский журнал международного права, 1991. № 3 - 4.

15. Лукина А. А. Об управлении трудовой миграцией в Российской Федерации: «Финансы и бизнес. Научно-практический журнал», 2015. № 2. - М.: Издательство «Проспект». - 220 с.

Lukasheva N.N. On Some Problems of Labor Migration in the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 1 (67). № 2. - P. 207 - 216.

The article deals with the problems of labor migration in the Russian Federation, the need to improve the system of legal regulation of migration processes in Russia, taking into account the experience of the world community that has recognizedit reasonable and necessary to follow certain legal norms and standards,set out in the documents of international organizations. When ratifying international conventions, the countries regulating labor migration, recognize the priority of international law over national law. It is of great importance both for the country and for migrants, whose rights abroad are essentially expanded.

The most important aspect is the labor migration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

According to international law, migrant workers can move freely from one country to another, observing the laws of the state which accepted them.

Russian Migration Legislation provides three types of permits for migrant workers, but the essential problem is the illegal migration.

Illegal labor migration, so-called uncontrolled migration, in the economic sphere contributes to the expansion of the shadow economy, and is a threat to national security of the country, including terrorist threat.

One of the ways out of this situation is the creation of labor migration management model based on the internal demographics, provided that a number of shortcomings are eliminated, which hinder the effective implementation of the provisions of the State Migration Policy Concept of the Russian Federation through to 2025.

Keywords: migration, labor migration, labor market, illegal migrants, migrants, migration policy, migrant worker, labor force, threat, safety, patent, permit, quota.

Spisok ispolzovannyh istochnikov i literatury

1. Konventsiya № 97 Mezhdunarodnoy organizatsii trada «O trudyaschihsya-migrantah (peresmotrenna-ya v 1949 godu)» (Zaklyuchena v g. Zheneve 01.07.1949g.) (s izm. Ot 24.06.1975g.) // Konventsii i rek-omendatsii, prinyatyie Mezhdunarodnoy konferentsiey truda. 1919 - 1956. T. I. - Zheneva: Mezhdunarodnoe byuro truda, 1991. - S. 965 - 981.

217

2. Mezhdunarodnaya konventsiya o zaschite prav vseh trudyaschihsya-migrantov i chlenov ih semey (prinyata rezolyutsiey 45/158 Generalnoy Assomblei OON ot 18.12.1990g.) // Sovetskiy zhurnal mezhdu-narodnogo prava. - 1991. - № 3 - 4. S. 136 - 172.

3. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze (podpisan v g. Astane 29.05.2014g.) (red. Ot 08.05.2015g.) // Ofitsialnyiy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.

4.Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21.12.2001g., odobren Sovetom Federatsii 26.12.2001g. - M.:Prospekt, KnoRus, 2016. - 256s.

5. Federalnyiy zakon ot 25.07.2002g. № 115-FZ (red. Ot 30.12.2015g.) «O pravovom polozhenii in-ostrannyih grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 10.01.2016g.) // "Sobranie za-konodatelstva RF", 29.07.2002, N 30, st. 3032.

6. Federalnyiy zakon ot 24.11.2014g. № 357-FZ (red. Ot 08.03.2015g.) «O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon «O pravovom polozhenii inostrannyih grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» i otdelnyie za-konodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii» //"Sobranie zakonodatelstva RF", 01.12.2014, N 48, st. 6638.

7. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF ot 13 iyunya 2012 g.) // Informatsionno-pravovoe obespechenie Garant. - NPP «Garant-Servis», 2003 - 2016.

8.Kontseptsiya demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda (utv. Ukazom prezidenta RF ot 9.10.2007g. № 1351) //Elektronnaya versiya byulletenya «Naselenie i obschestvo». Institut demografii Gosudarstvennogo universiteta - Vyisshey shkolyi ekonomiki. Chitalnyiy zal «DemoskopWeek-ly».

9. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 22.06.2006g. № 637 «O merah po okazaniyu sodeystviya dobrovolnomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayuschih za rubezhom» (s izm. i dop.) //Informatsionno-pravovoe obespechenie Garant. - NPP «Garant-Servis», 2003-2016.

10. Alimov E.V., Grigorev A.V. Sotsialno-pravovoe polozhenie trudovyih migrantov v stranah Ev-raziyskogo ekonomicheskogo soyuza. // Zhurnal Rossiyskogo prava. -№ 10 - 2015g. - Yuridicheskoe iz-datelstvo «Norma». - 164 s.

11. Glushkova V.G., Simagina Yu.A., kollektiv avtorov. Demografiya: Uchebnoe posobie. - 7-e izd., pererab. i dop. - M.: KNORUS, 2016. - 304 s. - (Bakalavriat).

12. Deyneka A.V., Bespalko V.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami: Uchebnik dlya bakalavrov. -M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko», 2016. - 392 s.

13. Demeneva N.A. Zaschita trudovyih prav v Rossii: Nauchno-prakticheskoe posobie. - Izdatelstvo EKOR-KNIGA, 2012.

14. Lukashuk I.I. Prava trudyaschihsya-migrantov: Sovetskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava, 1991. #

3-4.

15. Lukina A.A. Ob upravlenii trudovoy migratsiey v Rossiyskoy Federatsii: «Finansyi i biznes. Nauchno-prakticheskiy zhurnal», 2015. № 2. - M.: Izdatelstvo «Prospekt». - 220 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.