Научная статья на тему 'Правовой статус иностранных граждан в сфере трудовых отношений: российский опыт'

Правовой статус иностранных граждан в сфере трудовых отношений: российский опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1647
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
трудовые отношения / иностранные граждане / социально-экономические права / миграционные процессы / трудовая миграция / правовое регулирование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Г.А., Майстренко А.Г.

В статье раскрываются основы правового статуса иностранных граждан в сфере трудовых отношений с учетом действующего законодательства РФ. Правовое регулирование миграционных процессов рассматривается с учетом сложившейся практики в рамках Евразийского экономического союза. Затрагиваются проблемные аспекты, связанные с получением иностранцами патента для осуществления трудовой деятельности. Говорится о механизме заключения и прекращения (расторжения) иностранным гражданином трудового договора. Авторы подчеркивают необходимость дальнейшей детализации правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус иностранных граждан в сфере трудовых отношений: российский опыт»

G^ ТРУДОВОЕ ПРАВО ^D

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-356-361 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: G.Maуstrenko@yandex.ru

МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского университета нефти и газа имени И.М. Губкина,

e-mail: annamajstrenko@yandex.ru

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье раскрываются основы правового статуса иностранных граждан в сфере трудовых отношений с учетом действующего законодательства РФ. Правовое регулирование миграционных процессов рассматривается с учетом сложившейся практики в рамках Евразийского экономического союза. Затрагиваются проблемные аспекты, связанные с получением иностранцами патента для осуществления трудовой деятельности. Говорится о механизме заключения и прекращения (расторжения) иностранным гражданином трудового договора. Авторы подчеркивают необходимость дальнейшей детализации правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.

Ключевые слова: трудовые отношения, иностранные граждане, социально-экономические права, миграционные процессы, трудовая миграция, правовое регулирование.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

Candidate of Legal Sciences Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

MAISTRENKO Anna Grigorievna,

Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Russian University of Oil and Gas «Gubkin University»

LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS IN THE SPHERE OF LABOR RELATIONS: RUSSIAN EXPERIENCE

Annotation. The article reveals the basics of the legal status of foreign citizens in the field of labor relations, taking into account the current legislation of the Russian Federation. Legal regulation of migration processes is presented taking into account the established practice within the framework of the Eurasian Economic Union. The problematic aspects associated with obtaining a patent for foreigners to carry out labor activities are touched upon. It is about the mechanism for the conclusion and termination (termination) of an employment contract by a foreign citizen. The authors emphasize the need for further detailing of the legal regulation of the labor activity of foreign citizens on the territory of Russia.

Key words: labor relations, foreign citizens, socio-economic rights, migration processes, labor migration, legal regulation.

Большая часть стран современного мира идет по пути максимального снижения барьеров и препятствий для движения лиц через границы государств, в том

числе движения трудовых ресурсов. Так в рамках Европейского союза имеет место формирование единого социального пространства, что послужило логическим продолжением идей, заложен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ных в учредительных договорах этой международной организации [12, с. 46]. Более того, глобализация экономики, при которой, тем не менее, еще сохраняются значительные культурные различия стран и народов, требует наличия в компаниях специалистов - представителей своих культур и носителей разных языков [14, с. 264-269; 15, с. 44]. Для того, чтобы этот процесс был максимально комфортен как для стороны работодателя, так и для самих работников, многие страны устанавливают национальный режим в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, суть которого заключается в том, что данные лица пользуются в стране пребывания правами и несут обязанности наравне с гражданами страны трудоустройства, за исключением определенных ограничений, чаще всего связанных с деятельностью в стратегически важных отраслях или обеспечением публичного правопорядка. Правовой статус иностранных лиц, пребывающих в РФ, во многом определяется основной целью их перемещения. Поэтому и регулирование правового положения иностранных лиц, пребывающих в страну для осуществления трудовой деятельности, имеет свои особенности [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Правовой статус субъекта трудовых отношений, в данном случае иностранного работника, включает в себя трудовую правосубъектность, совокупность основных трудовых прав, обязанностей и гарантий, а также ответственность субъекта за исполнение им трудовых обязанностей. А.М. Куренный считает, что у физического лица правоспособность и дееспособность в сфере наемного труда неразрывно связаны и возникают одновременно, что отличает их от гражданских право- и дееспособности физических лиц. Он описывает трудовую правосубъектность, как способность лица быть субъектом трудовых правоотношений, и выделяет возрастной и волевой критерии. Волевой критерий А.М. Куренный связывает с фактической способностью лица к труду [13, с. 101]. Соответственно, физические лица, имеющие достаточный для осуществления трудовой деятельности уровень физического и психического здоровья, в одинаковой степени способны быть субъектами трудовых правоотношений. С точки зрения возрастного критерия, в отличие от граждан РФ, иностранные лица могут быть субъектами трудовых правоотношений только по достижении ими возраста восемнадцати лет.

Конституция Российской Федерации в ст. 62 устанавливает, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ» [2]. Также,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

согласно ГК РФ (ст. 1196), гражданские право- и дееспособность физических лиц определяются их личным законом, при этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории РФ правами наравне с российскими гражданами, за исключением установленных законом случаев [3]. Таким образом, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ устанавливается национальный режим с определенными изъятиями.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что права, гарантированные Конституцией РФ [2] гражданам РФ в трудовой сфере, в равной степени относятся и к иностранным трудящимся. В данном случае, последние могут рассчитывать на следующие права, закрепленные положениями ст. 37 Основного закона:

1) право на свободное распоряжение своими способностями к труду;

2) право на выбор рода деятельности и профес-

сии;

3) право на соответствующие законодательно установленным нормам условия труда;

4) право на вознаграждение за труд без какой-

либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;

5) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;

6) право на отдых при работе по трудовому дого-

вору [2].

Основы правового статуса иностранных граждан в РФ содержаться и в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ [8]. Ст. 4 данного закона описывает принцип предоставления национального режима иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории РФ [8]. В соответствии со ст. 13 ФЗ № 115 иностранным гражданам на территории РФ предоставляются следующие права в сфере трудовых отношений [8]:

1) право свободно распоряжаться своими способностями к труду;

2) право на свободный выбор рода деятельно-

сти и профессии;

3) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом установленных ограничений.

Можно заметить, что часть прав из данного перечня дублирует права в сфере трудовых отношений, установленные ст. 37 Конституции РФ [2].

Кроме того, в ст. 13 ФЗ № 115 регламентировано, что временно пребывающие, а также временно проживающие на территории РФ иностран-

ные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность исключительно в пределах субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешение на работу или патент, или на территории которого им разрешено временное проживание соответственно. Также право иностранного гражданина или лица без гражданства на осуществление трудовой деятельности ограничивается выполнением работ по профессии, которая указана в выданном ему разрешении на работу [8]. Данные положения хоть и не нарушают основные принципы, касающиеся свободы труда и выбора рода деятельности, однако определенно являются ограничительными по сравнению с трудовыми правами, предоставленными гражданам РФ. Тем не менее, очевидно, что корректное осуществление миграционного учета, а также защита национального рынка труда и трудовых прав граждан иначе невозможны.

Правовое положение иностранных граждан как трудящихся в РФ во многом определяется их принадлежностью к той или иной категории лиц. Традиционно мигрантов разделяют на вынужденных и экономических, также выделяют категории переселенцев, иностранных военнослужащих и учащихся.

К вынужденным мигрантам относятся беженцы, а также лица, получившие на территории РФ временное убежище. Данных лиц объединяет их крайне социально не защищенное положение, в котором они оказались в результате невозможности получить помощь на территории страны своего гражданства или обычного места жительства при отсутствии гражданства соответственно. Согласно ст. 8 ФЗ «О беженцах» [5], к правам и обязанностям лица, признанного беженцем на территории РФ, относится право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ, за исключением предусмотренных законом или международным договором случаев. Таким образом, можно сделать вывод о том, что к ним применяются общие нормы о правовом положении иностранных работников. Срок их пребывания на территории РФ ограничивается сроком действия свидетельства о получении убежища, если им не предоставлено право постоянного проживания в РФ.

Категория экономических мигрантов значительно шире, и именно к ней относятся физические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, добровольно прибывшие на территорию РФ с целью трудоустройства. В зависимости от страны гражданства или постоянного места жительства иностранные работники могут быть как прибывшие из стран с безвизовым режимом, так и из стран с визовым режимом въезда. На основании данного критерия будут отличаться и

основания осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ.

В категории экономических мигрантов, прибывших из стран с безвизовым режимом въезда, отдельно стоит выделить иностранных граждан государств-членов Евразийского экономического союза: их правовое положение будет определяться нормами Договора Евразийского экономического союза (далее - Договор о ЕАЭС). В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС [1], трудовая деятельность этих лиц будет регулироваться законодательством государства трудоустройства, при этом должны учитываться положения Договора о ЕАЭС, который неоднократно подчеркивает неприменение к трудовой деятельности трудящихся государств-членов союза ограничений по защите национального рынка труда. Кроме того, пребывание трудящихся государств-членов союза на территории страны трудоустройства (в данном случае, на территории РФ) имеет следующие особенности:

1) срок временного пребывания трудящегося и

членов его семьи определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора между трудящимся и работодателем; однако если трудовой договор был досрочно расторгнут до истечения 90 суток с даты въезда на территорию страны трудоустройства, иностранный трудящийся имеет дополнительные 15 суток для заключения нового трудового договора или договора ГПХ, без обязанности выезда из страны на данный период;

2) трудящиеся, а также члены их семей освобо-

ждаются от обязанности регистрации в течение 30 суток с даты въезда;

3) если срок пребывания в стране трудоустрой-

ства не превышает 30 суток с даты въезда, трудящиеся и члены их семей освобождаются от обязанности использовать миграционные карты [1].

Согласно положениям ст. 98 Договора о ЕАЭС, трудящиеся государств-членов союза обладают следующими правами:

1) право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со своей специальностью и квалификацией;

2) ряд имущественных прав (право на владение,

пользование и распоряжение своим имуществом, на защиту собственности и на беспрепятственный перевод денежных средств);

3) право на социальное обеспечение на тех же

условиях, что и граждан государства трудоустройства;

4) право на получение медицинской помощи;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

5) право на вступление в профессиональные союзы;

6) право на получение информации о своих пра-

вах и обязанностях, порядке своего пребывания и условиях осуществления трудовой деятельности [1].

Детям трудящихся государств-членов ЕАЭС на территории РФ предоставляется право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в РФ. Налогообложение иностранных работников из стран-членов ЕАЭС осуществляется наравне с гражданами РФ, по тем же налоговым ставкам.

Таким образом, изучив положения о правовом статусе иностранных трудящихся из стран-членов ЕАЭС, можно подтвердить факт установления Договором о ЕАЭС единого экономического и правового пространства, благоприятного в том числе для перемещения трудовых ресурсов между странами. Правовой статус граждан стран-членов ЕАЭС в сфере трудовых отношений отличается большим количеством преимуществ по сравнению со статусом иностранных работников из других государств.

Несмотря на попытку российского законодательства установить национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, объем их прав в сфере трудовых отношений на территории РФ связан с определенными ограничениями, направленными на защиту конституционного строя, общественного правопорядка и безопасности РФ. Согласно данным ограничениям, перечисленным в ст. 14 ФЗ № 115, иностранные работники лишены следующих прав:

1) находиться на муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна

под Государственным флагом РФ;

3) быть командиром экспериментального или гражданского воздушного судна;

4) быть членом экипажа военного корабля РФ,

любого судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях, летательного аппарата государственной авиации, экспериментального воздушного судна;

5) быть принятым на работу на объекты и в орга-

низации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ [8]. Как было отмечено ранее, трудовая правосубъектность иностранного лица в сфере трудовых отношений включает не только его трудовые права, но и возложенные на него трудовые обязанности, а также ответственность за их исполнение.

Трудовые обязанности иностранного работника, работающего по трудовому договору, аналогичны трудовым обязанностям гражданина РФ,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

исходя из ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) [4; 11, с. 161-176]. К ним относятся:

1) добросовестное исполнение обязанностей, выполнение установленных норм труда;

2) соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, требований по охране и безопасности труда, бережное отношение к имуществу работодателя;

3) незамедлительное сообщение о возникнове-

нии ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, а также сохранности имущества работодателя [4]. Что касается ответственности за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей, при нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг выданное ему разрешение на работу может быть аннулировано органом, выдавшими данное разрешение, по ходатайству работодателя или заказчика соответственно (см., ст. 32 ТК РФ) [4].

Е.А. Низамова, исследовав положения национального законодательства о правовом статусе иностранных работников, пришла к выводу о том, что определение статуса иностранного работника «не отличается единообразием» [9 с. 44]. Действительно, положения о трудовой правосубъектности работников, в том числе иностранных, не закреплены в источниках национального законодательства РФ, поэтому об истинном содержании этого понятия остается лишь догадываться, применяя аналогию закона и права в сфере право- и дееспособности физических лиц. Учитывая установление для иностранных работников на территории РФ национального режима, можно прийти к выводу о том, что их правовой статус имеет огромное количество сходств с правовым статусом работников-граждан РФ. Тем не менее, имеются и существенные различия, связанные с применением мер по защите национального рынка труда и государства в целом. К таким различиям относится, например, невозможность иностранного лица законно осуществлять трудовую деятельность на территории РФ до достижения им возраста 18 лет, в том время как российским гражданам такое право может быть предоставлено с 16 лет и ранее. Ряд должностей, перечисленных ранее в данной работе, также недоступен такому работнику. Сама возможность осуществления иностранным работником трудовой деятельности ставится в зависимость от наличия специальной разрешительной документации, как у работника, так и у работодателя. Российская Федерация хотя и приветствует пребывание на территории страны иностранных специалистов, однако устанавливает и законодательные ограничения, необходи-

мые для регулирования миграционного потока и защиты трудовых прав граждан.

Статус иностранного работника в законодательстве РФ достаточно подробно урегулирован положениями отдельных разделов и статей нормативно-правовых актов, однако они все пока недостаточно систематизированы. Представители экспертного сообщества [10, с. 47] еще до введения Главы 50.1 ТК РФ [4] поднимали вопрос упорядочивания и систематизации норм о статусе иностранных работников. Проанализировав данную главу, можно увидеть, что положения ее статей содержат множество отсылочных норм: для того чтобы получить полную информацию по одному вопросу, необходимо обратиться к нескольким статьям и учесть все исключения. Еще один основной источник положений о правах и свободах иностранных работников, ФЗ № 115 содержит громоздкую и неудобную для восприятия ст. 13 о трудовой деятельности иностранных граждан в РФ [8]. Наряду с основными трудовыми правами личности в статье содержатся определения понятий, информация о правилах постановки иностранных лиц на миграционный учет и учет в налоговом органе, основании, порядке и месте осуществления ими трудовой деятельности и др. Тем не менее, при должном уровне правового анализа положений различных источников, составить подробное описание правового статуса иностранного работника возможно.

Список литературы:

[1] Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (дата обращения: 14.04.2021).

[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.04.2021).

[3] Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 14.04.2021).

[4] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 14.04.2021).

[5] ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4340/ (дата обращения: 14.04.2021).

[6] ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61569/ (дата обращения: 14.04.2021).

[7] ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 14.04.2021)

[8] ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 14.04.2021).

[9] Низамова Е.А. О понятии иностранного работника в российском законодательстве // Право и управление. XXI век. 2017. № 3 (44). - C. 38-47.

[10] Иванчак А. Правовой статус иностранного гражданина в сфере труда: понятие и структура // Право и управление. XXI век. 2012. № 1 (22). - С. 47-54.

[11] Иванчак А.И. Трудовой договор с иностранным гражданином: новации российского законодательства // Московский журнал международного права. 2015. № 3 (99). - С. 161-176.

[12] Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018. № 1 (9). - С. 40-55.

[13] Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2015. - 570 с.

[14] Шагбанова Х.С. Лингвистическая адаптация иностранцев: сущность, структура и функции // Образование и право. 2019. № 8. С. 264269.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Шагбанова Х.С., Бобкова Е.А. Проблемы языкового барьера в предупреждении незаконной миграции // Право и государство: теория и практика. 2019. № 8 (176). - С. 44-48.

Spisok literatury:

[1] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze» (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 01.10.2019) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).

[3] Grazhdanskij kodeks RF ot 30.11.1994 № 51-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).

[4] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 30.04.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.05.2021) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_34683/ (data obrashcheniya:

14.04.2021).

[5] FZ «O bezhencah» ot 19.02.1993 № 4528-1 (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4340/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).

[6] FZ «O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii» ot 18.07.2006 № 109-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).

[7] FZ «O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v»ezda v Rossijskuyu Federaciyu» ot 15.08.1996 № 114-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_11376/ (data obrashcheniya: 14.04.2021)

[8] FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 25.07.2002 №

115-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37868/ (data obrashcheniya: 14.04.2021)

[9] Nizamova E.A. O ponyatii inostrannogo rabotnika v rossijskom zakonodatel'stve // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2017. № 3 (44). - C. 38- 47.

[10] Ivanchak A. Pravovoj status inostrannogo grazhdanina v sfere truda: ponyatie i struktura // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2012. № 1 (22). - S. 47-54.

[11] Ivanchak A.I. Trudovoj dogovor s inostran-nym grazhdaninom: novacii rossijskogo zakonod-atel'stva // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2015. № 3 (99). - S. 161-176.

[12] Ryzhov V.B. Pravovye aspekty formirovaniya social'noj politiki Evropejskogo soyuza: istoriya i sovremennost' // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Mezhdunarodnoe pravo. 2018. № 1 (9). - S. 40-55.

[13] Trudovoe pravo Rossii: Uchebnik / Pod red. A.M. Kurennogo. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Prospekt, 2015. - 570 s.

[14] Shagbanova H.S. Lingvisticheskaya adaptaciya inostrancev: sushchnost', struktura i funkcii // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. S. 264269.

[15] Shagbanova H.S., Bobkova E.A. Problemy yazykovogo bar'era v preduprezhdenii nezakonnoj migracii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 8 (176). - S. 44-48.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.