DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-295-299 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ
ФСИН России e-mail: [email protected]
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПИРАТСТВО: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. Статья посвящена анализу международно-правовых основ и российского законодательства об уголовной ответственности за пиратство. Рассматривая ключевые аспекты международно-правового сотрудничества государств в борьбе с морским пиратством, автор акцентирует внимание на роли и значении международных организаций, чья деятельность связана с безопасностью судоходства, в первую очередь, ООН. Автором обозначены вопросы юридического основания уголовной ответственности за пиратство. Подчеркивается исключительная общественная опасность деяний подобного рода для государственных, общественных и личных интересов, а также связь пиратства с такими преступлениями как торговля людьми, терроризм, контрабанда, незаконный оборот наркотиков. Предложены рекомендации, конкретизирующие нормы российского уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за такого рода преступные проявления.
Ключевые слова: пиратство; морской разбой; конвенционное преступление; безопасность судоходства; противодействие пиратству; юрисдикция; уголовная ответственность.
MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,
Candidate of Legal Sciences, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
CRIMINAL LIABILITY FOR PIRACY: INTERNATIONAL LEGAL AND NATIONAL ASPECTS
Annotation. The article is devoted to the analysis of the international legal framework and Russian legislation on criminal liability for piracy. Considering the key aspects of international legal cooperation between states in the fight against sea piracy, the author focuses on the role and importance of international organizations whose activities are related to the safety of navigation, primarily the UN. The author outlines the issues of the legal basis of criminal liability for piracy. The author emphasizes the exceptional social danger of acts of this kind for state, public and personal interests, as well as the connection of piracy with such crimes as human trafficking, terrorism, smuggling, drug trafficking. Recommendations are proposed that concretize the norms of the Russian criminal law governing responsibility for this kind of criminal manifestations.
Key words: piracy; robbery; conventional offense; safety of navigation; countering piracy; jurisdiction; criminal liability.
Важнейшим требованием мореплавания, признаваемым на международном и национальном уровнях, по праву может быть названа его безопасность. Стремление мирового сообщества к формированию жизнеспособного правового и организационного режима беспрепятственного, стабильного и безопасного освоения и использования акватории Планеты, прежде всего, морей и океанов, привело к принятию ряда конвенций, направленных на противодействие пиратству, а также сопутствую-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
щим ему деяниям, к которым относятся похищение людей и торговля людьми, контрабанда, незаконных оборот наркотических средств и психотропных веществ, терроризм, легализация денежных средств, добытых преступным путем, и др.
Пиратство (каперство, морской разбой, при-ватирство, при этом термин «пират» дословно означает «пытающий счастье») - это негативное (криминальное) социальное явление, посягающее на безопасность судоходства и причиняющее
существенный ущерб государственным и частным интересам.
Истоки ответственности за пиратство следует искать в Древнем Риме (т.е. задолго до появления флага и символа пиратов - Веселого Роджера и именования пиратов властителями морей), поскольку, именно, римляне «провозгласили в I в. нашей эры принцип «Pirata hostis humani generis» (морской разбойник - враг рода человеческого)» [11, с. 3].
Пиратство - конвенционное преступление, и ответственность за него представляет собой закономерный итог принятия многочисленных пактов, конвенций, договоров и соглашений, участниками которых является и Российская Федерация, а также последующего развития предписаний международных документов в национальном законодательстве [9; 10; 12; 13].
Установку на формирование правовых основ противодействия морскому пиратству и ответственности за него на международном и внутригосударственном уровне дало Нионское соглашение от 14.09.1937 о коллективных мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок фашистских держав в средиземном море [4], подписанное наряду с другими государствами и СССР, ориентировавшее государства предпринимать меры для предотвращения разбоя на море.
В дальнейшем в Конвенции об открытом море, принятой 29.04.1958 в Женеве (ратифицирована СССР 20.10.1960) [1], было дано развернутое определение пиратства как: любого акта насилия, задержания или грабежа в открытом море против другого судна или летательного аппарата, добровольного участия в подобных действиях и подстрекательства или сознательного содействия совершению подобных действий (ст. 15).
Аналогичное определение пиратства приводится в Конвенции ООН по международному морскому праву от 10.12.1982 (ст. 101) [3] с дополнительным указанием на то, что пиратские действия, совершаемые военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом (ст. 102).
Пиратским, согласно Конвенции ООН по международному морскому праву от 10.12.1982, признается любое судно или летательный аппарат, предназначенные лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, предусмотренного ст. 101 данной Конвенции [3].
Обязанности государств по противодействию пиратству и уголовному преследованию лиц, совершивших данное, а также любое связанное с ним, преступление, определены в Конвенции ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10.03.1988 [2] (далее - Конвенция 1988 г.).
Конвенция 1988 г. обладает особой значимостью для квалификации преступлений, совершаемых на море (в т.ч. пиратства), поскольку делает акцент на том, что подобные деяния совершаются преднамеренно и незаконно и направлены на захват судна и установление контроля над ним под угрозой насилия или запугивания; представляют угрозу безопасности плавания данного судна; разрушают судно либо наносят ему вред; разрушают морское навигационное оборудование; создают угрозу безопасности плавания судна посредством сообщения ложных сведений; могут быть сопряжены с причинением ранения людям или убийством людей (ст. 3) [2].
В конечном счете, значение международных нормативных правовых актов для квалификации пиратства и установлении ответственности за нее заключается в том, что данные акты:
а) формулируют основополагающее понятие пиратства и констатируют общественную опасность данного деяния;
б) определяют перечень и раскрывают содержание основных действий по совершению пиратства;
в) отмечают связь пиратства и иными преступлениями;
г) устанавливают основные критерии квалификации пиратства, обладающие методологически значимостью;
д) определяют основные направления сотрудничества государств в противодействии пиратству;
е) выделяют круг вопросов, которые могут быть решены на основе международного сотрудничества при выдаче лиц для уголовного преследования за пиратство и передаче осужденных за данное преступление для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются [8, с. 48].
Российская Федерация, являясь частью мирового правового сообщества, не может оставаться безучастной к проблемам правовой регламентации ответственности за пиратство и реализации мер по привлечению виновных лиц к ответственности.
В Уголовном кодексе Российской Федерации [7] (далее - УК РФ) пиратство определяется как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
применением насилия либо с угрозой его применения (ч. 1 ст. 227).
Общественная опасность пиратства определяется, главным образом, тем, в открытом или территориальном море и во внутренних водах граждане не могут рассчитывать на такую же степень защиты своих прав, какую могли бы обеспечить им правоохранительные органы на суше, «а также тем, что в результате пиратского нападения страдают интересы неопределенно широкого круга лиц - пассажиров судна, членов экипажа, грузоотправителей и грузополучателей, судовладельцев» [14, с. 6].
Уголовная ответственность за пиратство представляет собой охранительное отношение, в рамках которого устанавливается вина лица и иные обстоятельства совершения данного преступления, а также применяются правоограничи-тельные меры, установленные санкциями статей УК РФ, влекущие соответствующее наказание [7].
Юридическим основанием уголовной ответственности за пиратство является состав данного преступления, элементы которого должны быть установлены и объективно оценены в процессе расследования.
Родовым объектом пиратства выступает общественная безопасность, а основным непосредственным - комплекс отношений в сфере обеспечения и охраны безопасности судоходства (морского, речного). Спектр дополнительного объекта пиратства достаточно широк и определяется теми общественными отношениями, которым данным преступлением причиняется вред и/или которые ставятся под угрозу причинения такого вред (отношения по охране собственности, жизни и здоровья личности).
Понятие самого судоходства дается, в частности, в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации [5] (ст. 3) и является достаточно обширным, поскольку включает в себя и цели своего применения. Но в общих чертах - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа и т.д.
Проблема квалификации пиратства ощутимо осложняется тем, что дополнительный объект может оказаться более значимым, чем основной, и «стереть» грань между пиратством и, к примеру, терроризмом или убийством двух и более лиц из корыстных побуждений, а также разбоем. Именно по этой причине отдельными представителями научного сообщества высказывается тезис о том, что пиратство не обладает четко определенными отличительными признаками, позволяющими выделить его из группы схожих составов. Подобная позиция видится автору статьи ошибочной, поскольку посягательство именно на отноше-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
ния по безопасности судоходства (пусть и усложненное причинением вреда другому объекту) подтверждается направленностью умысла виновного.
Предметом пиратства является морское или речное судно, крупного водоизмещения. Маломерные суда, яхты, катера, шхуны не являются предметом анализируемого преступления. Под маломерным судном, согласно ч. 3 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации
[6], понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В силу отсутствия в ст. 227 УК РФ истолкования категории судна, которое может быть предметом преступления, норма обладает бланкетным характером, что существенно усложняет ее применение [7]. Представляется, что подобный недочет законодателя может быть устранен посредством изложения обозначенного понятия в примечании к ст. 227 УК РФ [7]. Редакция предложенного нововведения может быть представлена следующим образом: «Примечание. Под морским и речным судном в целях настоящей статьи понимается морское или речное судно, длина которого превышает двадцать метров и общее количество людей на котором может превышать двенадцать».
Субъективная сторона пиратства характеризуется виной в виде прямого умысла, при котором лицо осознает, что совершает нападение на морское (речное) судно, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния и желает этого.
В ч. 3 ст. 227 УК РФ идет речь о совершении пиратских действий, совершенных организованной группой либо повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия
[7].
В качестве иных тяжких последствий могут рассматриваться причинение крупного материального ущерба, затопление судна, причинение тяжкого вреда здоровью людей, находящихся на судне.
Фактически при квалификации деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 227 УК РФ, следует указать на двойную (смешанную) форму вины, при которой деяние является умышленным, а последствия причиняются по неосторожности, в целом деяние (пиратство) признается умышленным [7].
Цель преступления - корыстная (завладение чужим имуществом).
Объективна сторона пиратства заключается в нападении на судно, выражающееся в тайном или открытом проникновении на него (в т.ч. под видом пассажира, члена экипажа, сотрудника таможенного органа или представителя береговой охраны, «green peace» и т.п.), а также захвате
судна с применением насилия или с угрозой его применения в целях завладения имуществом, находящимся на данном судне.
Субъектом пиратства может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданств, вменяемое и достигшее возраста 16 лет.
Для привлечения лица к уголовной ответственности за пиратство все элементы состава данного преступления должны быть установлены и проанализированы с учетом предписаний норм международного и российского законодательства.
Список литературы:
[1] Конвенция об открытом море. Принята 29.04.1958 в Женеве, ратифицирована СССР 20.10.1960 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70255080/ (дата обращения: 14.04.2021).
[2] Конвенции ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Заключена в Риме 10.03.1988. Ратифицирована РФ 06.03.2001 // Собрание законодательства РФ. 26.01.2001. № 48. Ст. 4469.
[3] Конвенция ООН по международному морскому праву. Заключена в Монтего-Бее 10.12.1982. Ратифицирована РФ 26.02.1997 // Собрание законодательства РФ. 01.12.1997. № 48. Ст. 5493.
[4] Нионское соглашение от 14.09.1937 о коллективных мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок фашистских держав в средиземном море // Собрание постановлений Правительства СССР 1938. № 16. Ст. 108. [5] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_30650/ (дата обращения: 14.04.2021).
[6] Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 № 81-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_22916/ (дата обращения: 14.04.2021).
[7] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 14.04.2021).
[8] Гришина Е.П. Международно-правовое и национальное регулирование вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в части передачи осужденного для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является // Администратор суда. 2019. № 3. - С. 45-48.
[9] Колодкин А.Л., Смирнова Е.С. Морское пиратство - вызов мировому сообществу // История. Право. Политика. 2010. № 2. - С. 34-37.
[10] Колодкин А.Л., Смирнова Е.С. Правовое регулирование борьбы с морским пиратством на международном и национальном уровнях: состояние и перспективы в начале XXI века / Изд. 3-е, доп. - Тверь: СФК-офис, 2012. - 153 с.
[11] Миронов З.В. Уголовная ответственность за пиратство: автореф. дис ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2001. - 23 с.
[12] Ромашев Ю.С. Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море (правовые основы и практика) / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рос. Транс-Лит, 2013. - 332 с.
[13] Смирнова Е.С. Перспективы решения проблем, связанных с морским пиратством в XXI веке // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2012. № 2. - С. 16-33.
[14] Тодоров А.А. Уголовно-правовая характеристика пиратства по российскому и зарубежному законодательству: дис. . канд. юрид. наук. - М., 2012. - 164 с.
Spisok literatury:
[1] Konvenciya ob otkrytom more. Prinyata 29.04.1958 v ZHeneve, ratificirovana SSSR 20.10.1960 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70255080/ (data obrash-cheniya: 14.04.2021).
[2] Konvencii OON o bor'be s nezakonnymi aktami, napravlennymi protiv bezopasnosti morskogo sudohodstva. Zaklyuchena v Rime 10.03.1988. Ratificirovana RF 06.03.2001 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 26.01.2001. № 48. St. 4469.
[3] Konvenciya OON po mezhdunarodnomu morskomu pravu. Zaklyuchena v Montego-Bee 10.12.1982. Ratificirovana RF 26.02.1997 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 01.12.1997. № 48. St. 5493.
[4] Nionskoe soglashenie ot 14.09.1937 o kolle-ktivnyh merah bor'by s piratskimi dejstviyami podvod-nyh lodok fashistskih derzhav v sredizemnom more // Sobranie postanovlenij Pravitel'stva SSSR. 1938. № 16. St. 108. [5] Kodeks vnutrennego vodnogo transporta Rossijskoj Federacii ot 07.03.2001 № 24-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dos-tupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_30650/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).
[6] Kodeks torgovogo moreplavaniya ot 30.04.1999 № 81-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_22916/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).
[7] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/doc-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021
ument/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).
[8] Grishina E.P. Mezhdunarodno-pravovoe i nacional'noe regulirovanie voprosov, podlezhashchih rassmotreniyu sudom pri ispolnenii prigovora v chasti peredachi osuzhdennogo dlya otbyvaniya nakaza-niya v gosudarstvo, grazhdaninom kotorogo on yavly-aetsya // Administrator suda. 2019. № 3. - S. 45-48.
[9] Kolodkin A.L., Smirnova E.S. Morskoe pirat-stvo - vyzov mirovomu soobshchestvu // Istoriya. Pravo. Politika. 2010. № 2. - S. 34-37.
[10] Kolodkin A.L., Smirnova E.S. Pravovoe regulirovanie bor'by s morskim piratstvom na mezh-dunarodnom i nacional'nom urovnyah: sostoyanie i perspektivy v nachale XXI veka / Izd. 3-e, dop. -Tver': SFK-ofis, 2012. - 153 s.
[11] Mironov Z.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za piratstvo: avtoref. dis ... kand. yurid. nauk. - Stavropol', 2001. - 23 s.
[12] Romashev YU.S. Bor'ba s piratstvom i vooruzhennym razboem na more (pravovye osnovy i praktika) / 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Ros. TransLit, 2013. - 332 s.
[13] Smirnova E.S. Perspektivy resheniya problem, svyazannyh s morskim piratstvom v HKHI veke // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organ-izacii / International Law and International Organizations. 2012. № 2. - S. 16-33.
[14] Todorov A.A. Ugolovno-pravovaya harak-teristika piratstva po rossijskomu i zarubezhnomu zakonodatel'stvu: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2012. - 164 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021