МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ З
С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ О
О
Михеев В. Л. W
Пиджаков А. Ю. Я
В статье дана характеристика такой формы международной преступности, как морское пиратство. Определены основные черты современного пират- Д ства как глобальной проблемы, представляющей реальную угрозу международной безопасности. Раскрыты международно-правовые основы борьбы с морским пи- ^ ратством в условиях глобализации. Д
А
Such form of international crime as maritime piracy is discussed. The basic features of modern piracy as a global problem presenting a real threat to international security are determined. The international legal backgrounds for maritime piracy control in the age of globalization are proposed.
Ключевые слова: корсары, каперы, международная безопасность, морское пиратство, акты пиратства, морской терроризм.
Key words: sea reaver, caper, international security, maritime piracy, act of piracy,
maritime terrorism
Международная преступность в форме морского пиратства имеет древнюю историю. Морское плавание в XXI веке остается не менее опасным, чем много столетий назад. Современное пиратство представляет растущую угрозу международной безопасности.
Пиратство имеет многовековую историю. Оно, как один из самых древних видов преступлений, посягающих на интересы всех государств при использовании морских пространств, возникло одновременно с судоходством1. Так считают специалисты, проводящие исследования истории морского пиратства2.
Развитие цивилизации исторически шло в ногу с освоением морских пространств, а стало быть, весь ход истории неразрывно связан с историей морских разбойников - от античных пиратов до флибустьеров и каперов XX века.
1 С. М. Миронов. Уголовная ответственность за пиратство. Автореф. дисс...канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. С. 12-13.
2 Подробнее об истории морского пиратства см.: Л. Бурмистрова, В. Мороз. Пираты. М., 2002; В. В. Демиденко, В. М. Прусс, А. Н. Шемякин. Пиратство, терроризм, мошенничество на море: правовые аспекты. Одесса, 2-е изд., 1997. С. 6-45; Я. Маховский. История морского пиратства. М., 1992. С. 4; В. Ф. Сидорченко. Морское пиратство. СПб., 2004. С. 7-340 и др.
Большинство морских разбойников на самом деле не были благородными «джентльменами удачи», какими их изображали в своих романтических произведениях писатели. Их главной целью всегда были сокровища, и ради этого они не щадили не только собственные, но и чужие жизни.
Пиратов можно было встретить в любом уголке мира. В средние века нельзя было плавать по морям и океанам без опасения стать жертвой нападения морских пиратов. Сегодня, по прошествии столетий, многие из нас практически ничего об этих людях не знают. А ведь когда-то их имена гремели на весь тогдашний просвещенный мир: Уолтер Рейли, Аруж Барбаросса, Френсис Дрейк, Джеймс Кук, Эни Бонни и многие другие.
Золотой век пиратства пришелся на период великих географических открытий XV - XVIII вв. и движения масс переселенцев из разных стран, отправлявшихся в Америку, Австралию, Новую Зеландию, Африку, Азию и многочисленные острова Океании. Открытие и освоение европейцами Америки привело к развитию пиратства в этом районе. Одним из очагов стало Карибское море, в котором пиратство и каперство тесно переплетались. В мирное время карибские «деятели» выступали в роли купцов и контрабандистов.
В то же время формируется основное различие между пиратами и корсарами (каперами)3.
Каперство (корсарство) официально появилось в XIII в., когда наемникам-пиратам стали выдаваться каперские свидетельства. Таким образом, государства стали прибегать к пользованию услугами пиратов4. Король Западной Англии Эдуард III поощрял действия мореплавателей, безжалостно нападавших и грабивших побережье Нормандии во время Столетней войны (1337 - 1453 гг.).
Расцвет деятельности каперов в период абсолютизма (XVI - XVII вв.) сопровождался волной протеста государств против их деятельности5. Ярким
3 Некоторые авторы отождествляют понятие корсарства и каперства. См., например: В. В. Де-миденко, В. М. Прусс, А. Н. Шемякин. Пиратство, терроризм, мошенничество на море... С. 27 и др. Другие авторы считают, что термин «корсар» использовался во французском и итальянском языках для обозначения каперов, начиная с XIII в., поэтому целесообразно рассматривать термин «корсар» как родовой по отношению к таким видовым терминам, как капер, приватир и проч. См.: В. Ф. Сидорченко. Морское пиратство.. .С. 91.
4 Некоторые авторы полагают, что неофициально каперство возникло еще за 800 лет до н.э., когда многие цари Греции, Рима и других стран заключали устные, а потом письменные договоры с пиратами, разрешавшие наемникам грабить торговые суда конкретного государства или государств, присваивая полностью или частично награбленную добычу. См.: Ж.Рогожинский. Энциклопедия пиратов / Пер. с англ. М., 1998. С. 211-212; В. Ф. Сидорченко. Морское пиратство.. .С. 88-90.
5 Например, история английского аристократа Генри Мейнуэринга, выпускника юридического факультета Оксфордского университета в XVI - XVII вв., чьи пиратские нападения на испанский флот были такого размаха, что король Испании Филипп II (1578 - 1621) направил посольство к королю Англии Якову I (1566 - 1625) с угрозой объявить войну, если правительство Англии не примет меры к прекращению пиратской деятельности Генри Мейнуэринга.
историческим фактом является гибель испанской «непобедимой армады» в июле 1588 г., благодаря участию каперов ее королевского величества, королевы Англии Елизаветы I.
Во второй половине ХУШ столетия европейским государствам почти полностью удалось покончить с вольным пиратством. К этому времени у Англии, Франции и других европейских держав были мощные военные флоты, а неисследованных островов, где могли бы прятаться пираты, оставалось все меньше. Поэтому в мирное время торговые корабли нападений не опасались.
Однако, середина и конец ХУШ века проходят в постоянных войнах между старыми противниками - Англией и Францией, закономерно придавших пиратству новый импульс. Правда новым пиратам приходится играть по новым правилам. Поэтому они превратились в корсаров - пиратов на государственной службе. Он покупал у государства специальное разрешение - патент - на ведение военных действий против торговых судов врага, где заранее оговаривался процент добычи корсара, и то, что получало по условиям государство. Взамен капитан корсарского судна получал офицерский патент, превращавший его и членов команды в случае захвата неприятелем из обыкновенных разбойников, подлежащих немедленному повешению, в официальных военнопленных, имеющих определенные права. В первой половине XIX века было много споров, какая собственность в ходе войны является неприкосновенной, а какая может быть захвачена и уничтожена. Особенную остроту они приняли на Парижском конгрессе 1856 года.
В конце концов, конгресс принял декларацию о полном запрете каперства на море. Но и без этого запрета каперство просто изжило себя. После запрета каперства пиратский промысел, некогда считавшийся вполне джентльменским занятием, окончательно превращается в преступное и повсеместно преследуемое деяние. Исключением, как всегда, остаются войны - государства сохраняют за собой право в случае боевых действий бороться с судоходством противника, уничтожая и захватывая его торговые суда, а также суда нейтральных стран, перевозящие военную контрабанду.
Сегодня проблема пиратства предстала перед современным обществом в новом качестве. Классические пираты, грабящие всех, до кого можно дотянуться, сейчас ограничили свои действия прибрежными водами Африки и Юго-Восточной Азии, где слабый контроль над морскими просторами и отсутствие поблизости сильных соединений ведущих флотов мира позволяет продолжить «погоню за удачей».
По методам действий пираты делятся на два типа - «индонезийский» и «сомалийский». Первый тип, распространенный прежде всего в водах ЮВА, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся, как ясно из названия, в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.
Определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как «неправомерный акт насилия, задержания или грабежа,. совершаемый в личных целях,.. .в открытом море,.. .против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства»6.
За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только «в личных целях». Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Отрицая право на оборону против пиратских действий военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные акты, нарушающие международное право.
Такие акции, совершаемые государственными судами, продолжают иметь место и в наши дни, этот вопрос не решен международным правом. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море, в ст. 101-107, 110-11 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23 7.
Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море. Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это же касается международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств, право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.
Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку в международном праве еще не установилось четкого определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).
6 Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (29 апреля 1958 г., Женева).
7 Действующее международное право. В 3-х т. Т. 3. М., 1997. С. 362-367.
На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г., в которой приняли участие 76 государств под эгидой ИМО была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются в качестве военно-вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации. Таким образом, Конвенция не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в коммерческих целях.
При сравнении Конвенции 1988 г., составляющей важное звено в системе международно-правовых актов, направленных на обеспечение безопасности мореплавания с Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. можно выявить существенные различия.
Во-первых, можно говорить о различиях в целях и наборе деятельности, регламентируемых этими актами. Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств. Предметом регулирования в ней определяется борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве.
Во-вторых, существенное отличие Конвенции 1988 г. заключается в пространственной сфере применения. Пиратские деяния совершаются в пространствах, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств: во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море.
В-третьих, непосредственный объект преступного посягательства при пиратстве - судно, имущество пассажиров и членов экипажа, грузы и летательные аппараты в случаях, прямо предусмотренных международно-правовыми актами. На летательные аппараты действие Конвенции 1988 г. не распространяется.
В-четвертых, в Конвенции 1988 г. иначе, чем в упоминавшихся международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств8. Так, при пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдикция) актов насилия. Конвенция 1988 г. закрепляет конкурирующую юрисдикцию государств: 1) тех, которых касается совершенное преступление; 2) только государств-участников Конвенции. Общее для пиратства и деяний, предусмотренных ст. 3 Конвенции 1988 г. - юридическая квалификация их как международных преступлений. Они направлены и против национальных интересов, поэтому совершенно оправданно включение в Конвенцию новеллы (ст. 5): «Каждое государство-участник предусматривает наказания за преступления, указанные в статье 3,
8 Демиденко В. В. Пиратство, терроризм, мошенничество на море. Одесса, 1997. С. 98.
Межвузовская трибуна 209
с учетом тяжкого характера этих преступлений»9. Такое требование надо сочетать со ст. 15 Конвенции об открытом море и ст. 101 Конвенции по морскому праву. Советский Союз ратифицировал эти конвенции и Россия, как правопреемник СССР, включила данное преступление в Уголовный Кодекс. Согласно ст. 227 УК РФ пиратством признается: «Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения»10.
Казалось бы, ушедшее в прошлое явление пиратства сегодня представляет реальную угрозу безопасности мореплавания. Многие суда плавают под флагом государств свободной регистрации, и в случае совершения в отношении этих судов актов пиратства указанные государства часто не имеют каких-либо возможностей или желания вмешиваться в происходящее11.
В реальности статистика совершенных актов пиратства и вооруженного разбоя намного хуже. Специалисты объясняют, почему капитаны судов не заявляют о пиратских нападениях, наличием разнообразных причин12. Одна из них заключается в том, что обнародование факта пиратского нападения может повлиять на страховые премии судовладельцев. Другая причина в том, что судно может быть задержано в порту на время проведения расследования. Потеря времени может обернуться большими убытками, чем стоимость украденного пиратами13.
Статистическая информация по актам пиратства и вооруженного разбоя, а также наиболее опасным районам Мирового океана для международного судоходства публикуется в Ежегодных отчетах ИМО, Международного морского бюро (The International Maritime Bureau, 1MB) и его регионального офиса, регионального Центра по пиратству (The Regional Piracy Centre, RPC)14.
Первые случаи морского терроризма относятся к началу 60-х годов XX века. В 70-е и 80-е годы ХХ века они участились. В частности, 4 марта 1973 г. греческое судно «Санья» с 250 туристами на борту подорвалось на мине, установленной террористами в бейрутском порту. 2 февраля 1974 г. террористы захватили в пакистанском порту Карачи греческое грузовое судно и
9 Борьба с международным терроризмом: Сб. документов /Сост. К. А. Бекяшев, М. Р. Авясов; науч. ред. В. В. Устинов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 58.
10 Арендаренко А. В. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. М., 2006. С. 585.
11 Линдер И. Б., Титков С. А. По ту стону зеркала. М.: МТК Ассоциация, 1994. С. 63-70.
12 S.McMilan. Piracy: an Old Menace Re-emerges // New Zealand International Review, 2002. № 27, P. 23.
13 Ромашев Ю. С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков). М., 2001. С. 39-40.
14 Региональный Центр по пиратству, созданный в октябре 1992 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия), фиксирует происходящие акты пиратства через всемирную сеть Интернет на еженедельной основе и содействует поиску судов, которые стали добычей пиратов. Подробнее см.: Pottengal Mukundan. Piracy and armed attacks against vessels today // The Journal of International Maritime Law, Vol. 10, 2004. P. 314.
угрожали взорвать Егор, если греческие власти не освободят двух человек, ответственных за террористическую акцию в Афинском аэропорту.
В 1978 г. в США в порту г. Нью-Лондон была предпринята попытка захватить подводную лодку американских ВМС «Трепанг», оснащенную баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. В 1985 г. было подорвано стоявшее в новозеландском порту Окленд судно «Рейнбоу уорриор» организации «Гринпис»15.
27 августа 1979 г. Ирландская республиканская армия взяла на себя ответственность за организацию взрыва яхты «Шадоу», на борту которой находился с семьей граф Таунтбэттен, первый лорд адмиралтейства. В 1988 г. террористы учинили кровавую бойню на греческом пассажирском судне «Сити Опфорос»16.
Явная потребность ООП привлекать к себе внимание привела к импровизированному похищению итальянского прогулочного корабля «Акилле-Ла-уро» в Средиземном море 7 - 9 октября 1985 г. Жертвами этого инцидента стали австрийские граждане, составляющие большинство пассажиров судна, был убит и один гражданин США.
Следует отметить, что похищение итальянского морского лайнера экстра-класса «Акилле Лауро» давно планировалось шефом Фронта освобождения Палестины - Абу Аббасом. Вместе с Ясиром Арафатом он пришел к выводу, что, учитывая последние промахи, связанные с высадкой десанта в Израиле, наступило время для крупной террористической акции, которая смогла бы привлечь внимание мировой общественности. Таким образом, похищение судна планировалось еще летом 1985 г. Четверо террористов-самоубийц должны были сесть на борт судна в Генуе и скрываться до остановки в израильском порту Ашдод. Оставив под покровом ночи судно, они должны были проникнуть в расположенное вблизи порта место хранения цистерн с нефтью и склад боеприпасов, уничтожить и себя, и эти цели.
Исса Мохаммед Аббас, родственник Абу Аббаса, отвечал за генуэзскую часть операции. Были куплены места на корабле для четырех террористов: Маджеда аль-Мольки, Алла аль-Хасана, Али Абдула и Абдэль Ибрагима. Они должны были занять каюту № 82.
Но 25 сентября три террориста из Организации освобождения Палестины застрелили троих израильтян на борту яхты, дрейфующей в гавани Лар-нака, Кипр. 1 октября эскадрилья израильских истребителей в ответ на этот инцидент обстреляла штаб-квартиру ООП в Тунисе. При этом погибло 67 арабов, и была прервана всякая связь между штабом ООП и Генуей. В тот же день итальянские власти арестовали Иссу Мохаммеда Аббаса.
«Акилле Лауро» покинул Геную 1 октября 1985 г. Все четверо террористов оставались на борту, не выходя из каюты до 7 октября. После захода
15 Советский ежегодник международного права 1989-1990-1991 гг. СПб., 1992. С. 142.
16 СЕМП. 1989-90-91. СПб., 1992. С. 145.
в Александрию и Порт-Саид судно продолжило свой путь. Как только судно вышло в международные воды, четверо боевиков внезапно ворвались в корабельный ресторан, стреляя на ходу из пистолетов и автоматов.
Приведя в замешательство 80 членов экипажа и 427 пассажиров, они приказали капитану Жерардо де Роза плыть к побережью Сирии. Но Сирия отказалась принять корабль. 8 октября террористы радировали свое требование немедленно освободить 50 палестинцев, томящихся в тюрьмах Израиля, в противном случае они грозили убивать пассажиров по одному, начиная с американцев и англичан. Единственным, кому пришлось умереть, был 69-летний житель Нью-Йорка Леон Клингхоффер, язвительный инвалид в коляске, постоянно оскорблявший террористов. Его застрелили и выкинули вместе с коляской за борт17.
Тем временем назревала международная конфронтация. Италия высадила десант на английские базы на Кипре, куда и направлялся «Акилле Лауро». Специально тренированные подразделения коммандос, «людей-лягушек» ВМФ США и спецотряды «Дельта» были посланы на Сицилию. Арафат приказал отменить операцию. Но, как только корабль пришвартовался в Порт-Саиде, угонщики и Аббас бежали в Каир к большому негодованию американского посла Николаса Велиота, требовавшего ареста террористов. Однако, египетский президент Хосни Мубарак сообщил официальным представителям США, что угонщики покинули территорию Египта и находятся на пути в Тунис. Спецслужбы, тем не менее, выяснили, что на самом деле проводилась подготовка к вылету египетского «Боин-га-737» из аэропорта Аль-Маза близ Каира в Тунис с пятью арабами на борту.
Были подняты истребители F-14 с авианосца ВМФ США «Саратога», находившегося в Средиземном море. В ночь на 10 октября 1985 г. «Боинг» с террористами на борту был перехвачен над международными водами и был вынужден совершить посадку на совместной итальянско-натовской базе «Сигонелла» на Сицилии. В связи с высокой степенью секретности США не известили об операции Италию, что привело к противостоянию между отрядами США и Италии на базе «Сигонелла». В итоге победили итальянские власти, и Аббас вместе с четырьмя террористами предстал перед итальянским судом.
Аббас был немедленно освобожден из-под стражи и, к великому не-удовольсвию США, отправился обратно в Тунис через Югославию. 18 июня 1986 г. начался суд над угонщиками «Акилле Лауро». Трое из организаторов теракта, включая Абу Аббаса, судились заочно и были приговорены к пожизненному заключению. Приговор так и не был приведен в исполнение. Остальные четверо были приговорены к срокам заключения от 15 до 30 лет.
17 См.: Дэвис Л. Терроризм и насилие. Террор и катастрофы. Смоленск: Русич, 1998. С. 247-249. 212 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (36) 2010
Матид Юсеф аль-Молки позднее был осужден за убийство Леона Клингхоф-фера к пожизненному заключению18.
Потрясенные этим случаем Италия, Австрия, Египет представили ИМО проект международной конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.
Наиболее опасными для международного судоходства считаются воды Китайских морей, Южной Америки, Индийского океана, Малаккского пролива и Восточной Африки19. Акты пиратства и вооруженного разбоя также происходят в водах европейских государств и США20.
Показательным является и тот факт, что за последние годы постоянно увеличивается число нападений, совершаемых в Средиземном и Черном морях, т.е. в водах, непосредственно прилегающих к России21. Примеры тому - захват в 2000 г. членов экипажа российского траулера «Горизонт-2» бандитскими формированиями Сомали, а также захват чеченскими террористами теплохода «Аврасия» с российскими гражданами на борту при выходе из турецкого порта Трабзон в январе 1996 г.22
В отечественной науке выделяются возможные ситуации совершения актов пиратства и вооруженного разбоя против судов. Ю.С.Ромашев относит к их числу моменты нахождения судна на внешнем рейде порта в ожидании захода, в пределах порта, а также на ходу судна23. Нападающие - это организованные группы в союзе с базирующейся на берегу преступностью, использующие профессиональное оружие, типа автоматических винтовок, пусковых установок ракет и гранат, минометов, взрывчатых веществ и др., что делает возможными крайние формы насилия24.
Таким образом, проблема пиратства остается одним из актуальных аспектов, оказывающих влияние на торговое судоходство в определенных
18 Дэвис Л. Указ. соч. С. 250-251.
19 Гуцуляк В. Н. Международное морское право (публичное и частное). М., 2003. С. 219-225; Ромашев Ю. С. Указ. соч. С.42.
20 S. P. Menefee. Foreign Naval Intervention in Cases of Piracy: Problems and Strategies // International Journal of Marine and Coastal Law. 1999. № 14. P. 354.
21 Прокофьев С. Современные наследники капитана Флинта. Борьба с пиратством на море выглядит бесперспективной // Независимое военное обозрение. 2000. 21 января.
22 См.: Актуальные проблемы защиты безопасности. Труды IV Всероссийской научно-практической конференции. Военно-морской флот России. СПб., 2001. С. 89.
23 Ромашев Ю. С. Указ. соч. С. 207-208.
24 Подробнее о способах нападений преступников на суда см., например: Кабатенко А. Преследование судов в море // Морской флот. 1994. № 3-4. С. 19; Гуцуляк В. Н. Пиратство и морской терроризм. - В учеб. Указ. соч. С. 34, 40; Циркуляр Комитета по безопасности на море ИМО № 622 «Пиратство и вооруженный разбой в отношении судов» от 22 июня 1993 г.: в зарубежной литературе: R. C. Beckman. Combating Piracy and Armed Robbery Against Ships in Southeast Asia // Ocean Development and International Law. 2002. 22. P. 320; IMO Doc. MSC/ Circ/ 4/Circ. 16, 31 March 2001 //Annual Report 2000; IMO Doc. MSC/Circ.991. 31 March 2001 // Annual Report 2000.
районах Мирового океана и даже на состояние региональной безопасности. Успешное противодействие и борьба с пиратством сегодня просто невозможны без развития регионального сотрудничества и координации усилий международного сообщества25.
Для борьбы с пиратством и контрабандой государства Юго-Восточной Азии активно используют свои флоты.
Военно-морские силы Таиланда для этой цели даже обзавелись легким авианосцем испанской постройки, оснащенным самолетами «Харриер» и вертолетами. В результате, вытесняемые из АТР пираты перебираются в другие регионы, в частности - в Африку. Так, только у побережья Нигерии в первые три месяца 2008 г. зафиксировано 49 атак пиратов на корабли, по сравнению с 41 инцидентом в начале 2007 г.
Пиратство стало глобальной проблемой. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом отмечались с различной степенью интенсивности в Карибском бассейне, в водах Западной Африки, особенно вблизи Нигерии, а также в Индонезии, Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах полуострова Индостан. К тому же глобальность проблемы определяется не столько ее географическим распространением, сколько последствиями для общего мира и безопасности, социально-политической обстановки в мире.
По данным Международного морского бюро Международной торговой палаты, в период с 2000 по 2006 год в мире было отмечено свыше 2400 актов пиратства (т.е. в среднем по 400 в год), что почти в 2 раза превысило уровень предшествующего 6-летнего периода26.
Только в 2008 г. сомалийские пираты более 100 раз нападали на торговые суда и захватили 35 из них. По различным оценкам, за год пиратам Сомали удалось получить 120 - 150 миллионов долларов в виде выкупов. Это, кстати, позволило им обзавестись более совершенными средствами для захвата крупных торговых судов. В частности, они уже орудуют и с больших плавучих баз среди открытого моря, в сотнях миль от суши27.
В 2006 г. пираты 182 раза нападали на суда в Мировом океане и даже на реках. В 2008 г. было зафиксировано 293 нападения - на 11% больше, чем в 2007 г. Захвачено 49 судов, взято в заложники 889 моряков. В ходе нападений в 139 случаях применялось оружие, 46 судов было обстреляно, 32 моряка ранены, 11 убиты, 21 пропал без вести28.
На карте (рисунок 1) показаны только заявленные случаи вооруженных нападений на морские суда. 13 ноября 2008 г. в Индийском океане был
25 Савельев И. В. Мировое морское сообщество объединяет усилия в борьбе с преступностью на море // Право и безопасность. 2004. № 2 (11). С. 77.
26 Красная звезда от 10 июня 2009 г.
27 Российская газета от 13 мая 2009 г.
28 Морской флот. 2009. № 2.
атакован пиратами т/х «Капитан Маслов» (флаг - Кипр, судовладелец -Diataxis Shipping, оператор - FESCO Wallem Shipmanagement, Владивосток, экипаж - 17 человек, все граждане России). Пираты нагнали судно и открыли огонь из автоматов и гранатомета по надстройке. Вельбот с пиратами приблизился к левому борту судна, но попытка захвата не удалась.
Рисунок 1. Карта нападений пиратов на морские суда в 2008 году
В 2009 г. сомалийские пираты совершили 217 нападений и захватили 47 судов29.
В ноябре 2008 г. пришло сообщение о захвате сомалийскими пиратами нового супертанкера «Sirius Star». Судно захватили в 450 милях от Момбаса (Кения), далеко в Индийском океане, там, где раньше о пиратах и не слышали.
Получается, что теперь суда не могут чувствовать себя в безопасности нигде. Ранее считалось, что уже в 200 милях от побережья Восточной Африки опасности нет. Печально известное судно «Faina» захватили в 225 милях от сомалийского побережья, на контейнеровоз «Капитан Маслов» напали в 300 милях, супертанкер захватили в 450 милях. Сомалийские пираты раздвинули пределы возможного и невозможного - теперь в дело могут вступить и другие. Мировому сообществу надо срочно задуматься и готовиться к новой угрозе, которая может стать пострашнее терроризма.
29 Гудок. 2010. 2 февраля.
Транспортная комиссия Европарламента представила на рассмотрение проект резолюции, согласно которой деяния пиратов должны рассматриваться как уголовное преступление, а не как военные действия, что имеет место в настоящее время. Юридическое определение пиратства как военных действий делает борьбу с ним крайне трудной, так как захваченные пираты считаются военнопленными со всеми вытекающими последствиями: они подпадают под Женевскую конвенцию защиты их жизни и прав30. Транспортная комиссия считает, что необходимо срочно принять новые законы или изменить старые для скорейшего решения юридической головоломки, которую породило сомалийское пиратство, ведь без четких законов военные, посланные в регион, практически бессильны.
30 Морской флот. 2009. № 2. 216 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (36) 2010