УДК 343.85 ББК 67.515
В.С. Хижняк*
Современные проблемы международно-правового сотрудничества по борьбе с пиратством
Работа выполнена по заданию Министерства образования и науки РФ №2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания по проекту «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство».
Статья посвящена анализу современных проблем международного сотрудничества в борьбе с пиратством на море и путей их решения. Актуальность данной проблемы связана с особой общественной опасностью данного международно-противоправного деяния, что обусловливается взаимосвязью морского пиратства с другими международно-противоправными деяниями и его негативным влиянием на их рост. В статье рассматриваются проблемы борьбы с морским пиратством и предлагаются способы их разрешения. В частности, рассматривается возможность создания специализированного международного суда для рассмотрения вопросов об ответственности лиц, обвиняемых в пиратстве. В статье перечислены те аспекты, которые, по мнению автора, должны найти своё отражение в договоре (Уставе), регламентирующем деятельность такого суда. Кроме того, рассматриваются иные меры, которые международное сообщество могло бы предпринять для борьбы с данным деянием.
Ключевые слова: международное уголовное право, международно-противоправное деяние, международное сотрудничество, борьба с преступностью, морское пиратство, международные судебные органы.
V.S. Khizhnyak*. Modern problems of international cooperation in combatting maritime piracy.
This article analyzes the contemporary issues of international cooperation in the fight against sea piracy and ways to solve them. The urgency of this problem is related to the particular social danger of the internationally wrongful act, which is due to interconnection of maritime piracy with other internationally wrongful act and its negative impact on their growth. The article deals with the problem of combating piracy and suggests ways to resolve them. In particular, the possibility of creating a specialized international court to deal with issues about the responsibility of those accused of piracy. This article lists those aspects that, in my opinion, should find its reflection in the agreement (the Charter), regulating the activities of such vessels. It also covers other measures, which the international community could take to deal with this act.
Keywords: international criminal law, internationally wrongful act, international cooperation in resistance to the crime, maritime piracy, international courts.
Морское пиратство во все времена считалось одним из наиболее опасных общественных деяний. Терминология, связанная с пиратством не единообразна. Термин «пират» происходит от греческого слова nsipax^g, имеющего общий корень со словом nsipa® («пробовать, испытывать»). Этот термин в настоящее время является наиболее употребимым, хотя имеются и другие термины для определения данного преступления (англ. «фрибутер», «приватир», датск., нем. «капер», франц., итал. «корсар» и т. д.). Кроме того, термин «пиратство» многозначен. Он используется не только для обозначения разбоя, совершаемого на море, но и по отношению к противозаконному использованию интеллектуальной собственности. В последнем случае он понимается как незаконная деятельность по извлечению доходов посредством изготовления, распространения и других действий в отношении чужих произведений в нарушение авторского законодательства [13; 17; 18; 24].
Цель данной работы - рассмотрение международно-правовой проблемы морского пиратства, интерес к которой проявляется и в криминологической науке, особенно за рубежом [14; 15; 16; 19; 21; 22; 23].
Особая общественная опасность данного преступления очевидна. Его жертвами становятся не только граждане различных государств, но и сами государства, а также юридические лица, зарегистрированные на их территории. Кроме того, можно привести множество фактов, подтверждающих связь пиратства с другими международными преступлениями уголовного характера, например, международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и
* Хижняк, Вероника Сергеевна, профессор кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», доктор юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. Тел.: 8-917-300-23-92. E-mail: [email protected].
* Khizhnyak, Veronika Sergeyevna, Chair of Constitutional and international law, Saratov State Law Academy, Doctor of Law, Associate Professor. Address: Russia, 410056, Saratov, Chernyshevsky str., 104. Phone: 8-917-300-23-92. E-mail: [email protected].
© Хижняк В.С., 2017
Хижняк В.С. Современные проблемы международно-правового сотрудничества по борьбе...
психотропных веществ и т.д. В случае причинения пиратами повреждений судам, перевозящим нефть, химические или радиоактивные вещества, материальный ущерб от их действий будет ещё больше, учитывая вред, причиняемый окружающей среде, который может носить длительный и устойчивый негативный характер. Пиратство, финансирующее терроризм и поддерживаемое коррумпированными правительствами, может привести к возникновению государств террористической направленности в тех регионах, где оно особенно развито. Отсутствие эффективного механизма международно-правового сотрудничества по борьбе с пиратством способно привести к его распространению на другие регионы мира. Таким образом, современное морское пиратство является довольно распространенным международно-противоправным деянием, наносящим серьёзный ущерб международному сообществу.
За последние несколько лет борьба с пиратством приобрела особую актуальность. Ее осуществление на международном уровне осложнено не только тем, что в современном международном праве нет единого понятия пиратства, а также универсального международно-правового документа, регламентирующего сотрудничество государств по борьбе с этим преступлением. Международное сообщество пока не сумело предложить эффективного решения проблемы пиратства на море [12, с. 88]. Рост пиратских нападений свидетельствует также о несоответствии существующего международно-правового механизма борьбы с пиратством современным реалиям.
Причины увеличения числа пиратских нападений на морские суда довольно разнообразны, однако основными являются тяжелая политическая и экономическая ситуация в государстве, население которого, пользуясь близостью к открытому морю, пытается таким образом повысить свое благосостояние. При этом власти государства не только не способны осуществлять эффективную борьбу с данным преступлением, но часто заинтересованы в наличии пиратов.
Международно-правовое сотрудничество по борьбе с пиратством насчитывает не один десяток лет. Парижская декларация к мирному договору, объявляющая каперство вне закона, была подписана практически всеми морскими державами еще в 1856 г., и уже к началу XX в. данное деяние считалось преступлением международного характера. В 1937 г. было заключено Нионское соглашение о коллективных действиях против пиратских подводных лодок.
К основным международным документам, регулирующим международно-правовое сотрудничество в борьбе с пиратством в настоящее время, следует отнести: Женевскую конвенцию об открытом море 1958 г. и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛОС-74), Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС), вступивший в силу в 2004 г., и др.
Существуют и региональные соглашения в этой области. Например, в 2005 г. представители Японии, Сингапура, Камбоджи и Лаоса подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии» [20].
Российская Федерация всегда участвовала в международном сотрудничестве в борьбе с пиратством. В Морской доктрине РФ до 2020 г. указывается, что безопасность мореплавания обеспечивается неукоснительным соблюдением норм международного права и российского законодательства [3]. И хотя борьба с морским пиратством в данном документе не упоминается, соблюдение Россией принятых на себя обязательств в этой области является одной из мер по борьбе с рассматриваемым международно-противоправным деянием. Россия принимала участие и в борьбе с морским пиратством у берегов Сомали. Постоянный представитель РФ при ООН В.И. Чуркин неоднократно вносил различные предложения по борьбе с этим преступлением в Совет Безопасности ООН.
Анализируя международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с морским пиратством, следует учитывать её территориальную удалённость от тех регионов, в которых совершение этого международно-противоправного деяния особенно распространено. Наибольшими возможностями повлиять на ситуацию обладают, конечно, государства соответствующих географических регионов. В настоящее время выделяют пять регионов мира, в которых данное международно-противоправное деяние особенно распространено: Сомали и Аденский залив, Малайзия и Малаккский пролив, Нигерия и Гвинейский залив, Филиппины и Южно-Китайское море, Бразилия и побережье Тихого и Атлантического океанов. Тем не менее международно-правовая политика Российской Федерации направлена на развитие международного сотрудничества по борьбе с международными преступлениями, в т.ч. и с морским пиратством, поскольку они угрожают международной безопасности. Президент В.В. Путин в одном из своих посланий к Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что «Россия готова к совместной работе со всеми партнерами в интересах обеспечения общей, равной и неделимой безопасности» [7]. Такое сотрудничество исключительно важно, поскольку имеется множество проблем на пути осуществления международно-правового сотрудничества борьбы с пиратством, решения которых в международных документах нет.
К таким проблемам, во-первых, относятся вопросы процессуального характера (например, проблема сбора доказательств, установления личности обвиняемого, его транспортировка, обеспечение явки потерпевших и свидетелей в суд).
Во-вторых, эти проблемы включают в себя финансовые аспекты, связанные с необходимостью содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении данного преступления до судебного разбирательства, содержанием их в местах лишения свободы. Для государств, граждане которых
чаще всего вовлечены в подобную преступную деятельность (например, Сомали, Нигерии или Филиппин), расходы, связанные с указанными мероприятиями, могут оказаться непосильными. Для иных государств это также затратная расходная статья бюджета, поэтому даже в тех государствах, законодательство которых позволяет осуществлять подобное уголовное преследование, практики реализации подобных норм либо нет совсем, либо она незначительна.
В-третьих, в международном праве отсутствует механизм скоординированного действия защиты от пиратства на универсальном, региональном и национальном уровнях, что вызвано неразвитостью соответствующих систем. В результате реализация международного сотрудничества по борьбе с рассматриваемым международно-противоправным деянием на глобальном уровне существенно осложнена.
Именно поэтому в наши дни лица, задержанные по подозрению в пиратстве, зачастую освобождаются на месте. Так, были отпущены на свободу пираты, захваченные во время освобождения танкера «Московский университет». Негативный опыт в этом отношении имеется и в других странах. Например, в Германии были случаи, когда после захвата пиратов (граждан Сомали), их семьи выезжали в страну их экстрадиции, пираты получали здесь минимальный тюремный срок, в течение которого их семьи проживали на территории этого государства. После освобождения сомалийские преступники и их семьи получали немецкое гражданство [4].
В декабре 2009 г. моряки корабля ВМФ Нидерландов вынуждены были отпустить 13 сомалийских пиратов, поскольку ни одно государство не согласилось судить преступников на своей территории. Во Франции 90 % дел арестованных пиратов не доходили до суда, пока в мае 2010 г. Сенат не утвердил закон, принятый Национальным Собранием Франции и позволяющий местным судам рассматривать дела пиратов, арестованных за пределами этого государства [11]. Документ позволяет судам Франции рассматривать дела пиратов даже в случаях, когда они были арестованы не в территориальных водах Франции и не нападали на французские корабли. Выносить приговоры возможно лишь тем пиратам, которых задержали французские военные. В целом же мировая практика знает крайне мало случаев, в которых пираты были осуждены по национальному законодательству какого-либо государства.
В течение недолгого времени на территории Кении в г. Мобасе действовал специализированный суд, имевший юрисдикцию в отношении пиратства и иных тяжких преступлений, имеющих отношение к разбойным нападениям на море. Однако этот опыт оказался весьма неудачным. Кроме того, следует отметить, что этот орган не был именно международным. На основании международного договора Кения лишь согласилась рассматривать дела о пиратстве на базе суда в г. Мобасе.
Не дала положительного результата и передача дел о пиратстве в суд на Сейшельских островах, а Евросоюз без особого успеха вел переговоры о создании подобных судов на Маврикии, в Мозамбике, ЮАР, Танзании и Уганде. В результате часть дел была передана в государства, в законодательстве которых за пиратство предусмотрена смертная казнь (Йемен, Пунтленд, Сомалиленд). Сначала суды этих государств выносили пиратам довольно мягкие приговоры, но в итоге стали назначать и смертную казнь, аргументируя это тем, что в противном случае, оказавшись на свободе, они опять примутся за разбой. Реальной же причиной подобных действий является все та же финансовая сторона, ведь суды этих государств и учреждения их пенитенциарной системы не получают дополнительных дотаций в связи с рассмотрением указанной категории дел и содержанием осужденных по ним лиц [6].
И всё же основная роль в области координации сотрудничества государств по борьбе с морским пиратством принадлежит ООН. Тем не менее, как отметил постоянный представитель РФ при СБ ООН В.И. Чуркин, «Совет Безопасности всерьёз озаботился этой проблемой только тогда, когда отдельные пиратские нападения переросли в хорошо организованный преступный бизнес с многомиллионным оборотом, реально подрывающий безопасность морского судоходства» [9].
Совет Безопасности несколько раз принимал резолюции, по борьбе с данным международно-противоправным деянием. Так, в июне 2008 г. была принята Резолюция N° 1816 (2008), призывающая государства активизировать и координировать свои усилия по противодействию актам пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали [8], а в апреле 2010 г. - резолюция по проблеме уголовного преследования морских разбойников. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подготовил подробный доклад, в котором предложил семь различных вариантов организации суда над пиратами [2]. В их числе предложения об учреждении специального сомалийского судебного органа, создании регионального или международного трибунала, судебной палаты в регионе с участием ООН [14]. В 2012 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую власти Сомали принять законы о борьбе с морским пиратством и осуществлять регулярное патрулирование прибрежных вод [1].
В настоящее время Организации Объединенных Наций всё же удалось снизить количество пиратских нападений на морские суда. Наиболее эффективным способом был признан комплексный подход к защите судов. Одной из самых распространенных мер по их защите является их сопровождение вооруженной охраной [5]. Однако и здесь есть свои минусы. Во-первых, такая охрана чаще всего осуществляется на платной основе. В среднем цена за один катер сопровождения составляет 18 тысяч долларов [5]. По сути, частным кампаниям, осуществляющим подобную деятельность, выгодно существование пиратства, что, в свою очередь, может стать еще одним препятствием в сотрудничестве по борьбе с рассматриваемым деянием. По этой причине в ряде государств (Франция, ФРГ и Нидерланды) запрещено использовать частные военные и охранные компании в этих целях [14].
Хижняк В.С. Современные проблемы международно-правового сотрудничества по борьбе...
Таким образом, большинство проблем в рассматриваемой сфере остаются не решенными. На наш взгляд, изменить ситуацию можно, приняв следующие меры.
1. Упростить процедуру созыва конференции, предусмотренную ст. 313 Конвенции ООН по международному праву 1982 г., или внести изменения в Конвенцию ООН по морскому праву, предусматривающие возможность возбуждения расследования в отношении актов пиратства при нахождении пиратского судна в порту или у прибрежных терминалов по упрощённой процедуре без созыва конференции, которое осуществляется на основании ст. 313 указанного документа.
2. Разработать и принять под эгидой ООН конвенцию по борьбе с пиратством, в которой необходимо закрепить определение уточненного понятия пиратства, его состав, вопросы юрисдикции и выдачи. В качестве другого варианта международно-правового урегулирования данного вопроса можно предложить принятие Устава международного суда, обладающего юрисдикцией в отношении пиратства и закрепить в нём указанные нормы, наряду с нормами, регулирующими процедурные вопросы его деятельности.
3. Унифицировать национальное законодательство стран-членов ООН в области борьбы с пиратством по образцу, предложенному Международным морским комитетом в «Модели национального законодательства по борьбе с пиратством и насильственными преступлениями на море» 2001 г.
4. Усовершенствовать механизм обмена между государствами и Организацией Объединенных Наций информацией, касающейся данного международно-противоправного деяния.
5. Разработать меры международно-правового характера, направленные на пресечение деятельности международных сетей финансирования морского пиратства.
6. Развивать региональные системы противодействия морскому пиратству на базе международных региональных организаций.
Реализация этих мер связана с совершенствованием норм как международного, так и внутригосударственного права, регулирующих вопросы борьбы с пиратством. В то же время необходимо совершенствовать и систему международных органов. В связи с этим предложение создания международного суда, обладающего юрисдикцией в отношении морского пиратства, сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что далеко не все государства разделяют это мнение.
Учреждаемый судебный орган должен действовать на постоянной основе. В учредительном документе данного судебного органа необходимо наделить правом возбуждать дело против морских пиратов любое заинтересованное государство (например, и государство, на морское судно которого было совершено нападение, и государство, военный корабль которого осуществил захват пиратов).
Целесообразно будет создание подобного судебного органа на территории государства, находящегося в том регионе, в котором чаще всего осуществляются пиратские нападения на морские суда.
Безусловно, что основой деятельности суда или трибунала, должны быть принципы уголовного судопроизводства, общие для большинства современных государств (законность, презумпция невиновности, уважение чести и достоинства личности, охрана прав и свобод человека, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и др.). Кроме того, необходимы гарантии того, что судебное решение будет вынесено в разумные сроки, осуждённые будут содержаться в условиях, соответствующих международным стандартам.
Особое внимание при составлении договора, который будет регламентировать деятельность международного суда, необходимо уделить обеспечению получения доказательств в судах. Для этого потребуется урегулировать вопросы осуществления сотрудничества со страховыми компаниями, судовладельцами и банковским сектором.
Деятельность такого судебного органа не должна нарушать принципы суверенного равенства государств, их территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Хотя государствам, безусловно, придётся самим ограничить свой суверенитет по ряду аспектов. Сам факт того, что международный суд будет решать вопрос об ответственности граждан государства, необходимость сотрудничать с судом и передавать ему всю необходимую информацию, делает это положение необходимым.
Безусловно, эффективность механизма деятельности международного суда будет зависеть и от финансовой составляющей. Поэтому в договоре должны быть рассмотрены вопросы формирования бюджета подобного международного органа. Частично вопрос о финансировании может быть решен за счёт того, что содержание осуждённых будет осуществляться различными государствами-членами, назначаемыми судом, что поможет более равномерно распределить расходы. Финансирование самого процесса может осуществляться государствами-членами совместно. Возможно и совместное финансирование суда государствами-членами и Организацией Объединенных Наций.
Целесообразным было бы и введение института прокурора по тому образцу, который существует в Международном уголовном суде.
На наш взгляд, реализация указанного комплекса мер может значительно повысить эффективность международного сотрудничества в области борьбы с морским пиратством на современном этапе.
Список литературы
1. Борьба с пиратами в Сомали принесла ощутимые плоды. [Электронный ресурс] // Сайт «Радио ООН». - 2014. - 15 янв. - Режим доступа: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/156955/ (дата обращения: 15.02.2017).
2. Доклад Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна 25 августа 2010 г. [Электронный ресурс] // Сайт Организации Объединенных Наций. - 2010. - 25 авг. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ sg/messages/2010/pv6374.shtml (дата обращения: 15.02.2017)
3. Морская доктрина Российской Федерации до 2020 г., утверждена Указом Президента РФ от 27 июля 2001 г. № ПР-1387. [Электронный ресурс] // Сайт «Консультант плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99415/ (дата обращения: 15.02.2017).
4. ООН начнет создавать международный суд для пиратов. [Электронный ресурс] // Сайт «Право. ru» - 2010. - 27 апр. - Режим доступа: http://www.pravo.ru (дата обращения: 15.02.2017).
5. Оружейное эмбарго против пиратов Сомали // Интернет-газета Правда.Ру. [Электронный ресурс] // Сайт «Правда.Ру.» - 2012. - 17 мая. - Режим доступа: http://www.pravda.ru (дата обращения: 15.02.2017).
6. Поникаров, Н. Морское пиратство в водах Восточной Африки и борьба с ним. Часть 2. // Интернет-газета «Военно-промышленный курьер». 31 января 2014 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Военно-промышленный курьер». - 2014. - 31 янв. - Режим доступа: http://vpk-news.ru/authors/1226 (дата обращения: 15.02.2017).
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 декабря 2013 г. // Российская газета. - 2013. - 13 декабря.
8. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1816 от 2 июня 2008 г. [Электронный ресурс] // Сайт Организации Объединенных Наций. - 2008. - 2 июня. - Режим доступа: https: //documents-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/N08/361/79/PDF/N0836179.pdf?0penElement (дата обращения: 15.02.2017).
9. Россия представит в СБ ООН проект борьбы с пиратством [Электронный ресурс] // Сайт «Деловая газета «Взгляд». - 2011. - 11 марта. - Режим доступа: http://vzgliad.ru/news/2011/3/11/474754. html?utm_campaign=vz&utm_medium=referral&utm_source=newsanons
10. 13-я Резолюция СБ ООН по борьбе с пиратами в Сомали. [Электронный ресурс] // Сайт «Центр новостей ООН». - 2011. - 11 апр.- Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story. asp?NewsID=15366#.WKRaxBheM5g (дата обращения: 15.02.2017).
11. Франция меняет законодательство для борьбы с пиратством. [Электронный ресурс] // Сайт «Право.т» - 2010. - 26 нояб. - Режим доступа: https://pda.pravo.ru/interpravo/news/view/43034/ (дата обращения: 15.02.2017).
12.Хижняк, В. С. Проблемы совершенствования международно-правового механизма борьбы с пиратством // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2011. - № 6. - С. 87-91.
13. Antonopoulos, G. A., Hobbs, D., Hornsby, R. A Soundtrack to (illegal) Entrepreneurship: Pirated CD/DVD Selling in a Greek Provincial City // British Journal of Criminology. - 2011. - 51 (5). - P. 804-822.
14. van Ginkel, Bibi, van der Putten, Frans-Paul, Molenaar, Willem. State or private Protection against Maritime Piracy? A Dutch Perspective /Netherlands Institute of International Relations 'Clingendael'. February 2013. URL: http://www.clingendael.nl (дата обращения: 12.11.2014).
15. Castro, W R. The Origins of Federal Admiralty Jurisdiction in an Age of Privateers, Smugglers and Pirates // American Journal of Legal History. - 1993. - 37/2. - P. 117-158.
16. Hills A. What Is Policeness? On Being Police in Somalia // British Journal of Criminology. -2014. - 54 (5). - P. 765-783.
17. Leman-Langlois, S. Handbook of Internet Crime / ed. by Y. Jewkes and M. Yar. - London: Willan Publishing, 2010. - 654 p.
18. Mann, D., Sutton, M. Netcrime: More Change in the Organization of Thieving // British Journal of Criminology. - 1998. - 38 (2). - P. 201-229.
19. Shortland, A., Varese, F. The Protector's Choice: An Application of Protection Theory to Somali Piracy // British Journal of Criminology. - 2014. - 54 (5). - P. 741-764.
20. The Agreement finalized on 11 Nov 04: 1st multilateral government-to-government anti-piracy effort in the region. ASEAN 10 + 6 (China, Republic of Korea, Japan, India, Bangladesh & Sri Lanka). URL: http://www.recaap.org/AboutReCAAPISC.aspx (дата обращения: 12.11.2014).
21. Twyman-Ghoshal, А. А., Pierce, G. The Changing Nature of Contemporary Maritime Piracy: Results from the Contemporary Maritime Piracy Database 2001-10 // British Journal of Criminology. -2014. - 54 (4). - P. 652-672.
22. Vagg, J. Context and Linkage: Reflections on Comparative Research and 'Internationalism' in Criminology // British Journal of Criminology. - 1993. - 33 (4). - P. 541-554.
23. Vagg, J. Rough Seas? : Contemporary Piracy in South East Asia // British Journal of Criminology. - 1995. - 35 (1). - P. 63-80.
24. Wall, D. S., Large, J. Jailhouse Frocks: Locating the Public Interest in Policing Counterfeit Luxury Fashion Goods // British Journal of Criminology. - 2010. - 50 (6). - P. 1094-1116.