Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРАНЫ СНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева Лариса Владимировна

Данная статья посвящена исследованию влияния норм международного права на развитие национального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE NORMS OF INTERNATIONAL LAW ON THE DEVELOPMENT OF NATIONAL LEGISLATION

Abstract This article is devoted to the study of the influence of the norms of international law on the development of national legislation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_94

ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА THE IMPACT OF INTERNATIONAL LAW ON THE DEVELOPMENT OF NATIONAL LEGISLATION КУДРЯВЦЕВА Лариса Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: larisa-k75@mail.ru;

KUDRYAVTSEVA Larisa Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Private and Business Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 355004, Russia. E-mail: larisa-k75@mail.ru

Краткая аннотация. Данная статья посвящена исследованию влияния норм международного права на развитие национального законодательства.

Abstract. This article is devoted to the study of the influence of the norms of international lew on the development of national legslation.

Ключевые слова: международное право, российское законодательство, национальное законодательство, страны СНГ, международный договор.

Keywords: international law, Russian legislation, national legislation, CIS countries, international treaty.

Дата направления статьи в редакцию: 09.10.2021

Дата публикации статьи: 31.01.2022

В настоящее время, как всем известно, принципиальным фактором развития российского законодательства служит анализ природы, особенностей, источников права. Само собой разумеется, согласно обширно распространенной точке зрения природа права как раз имеет согласительный нрав, что значит особенный метод сотворения международно-правовых норм. Надо сказать, то, что таковым методом создания норм является соглашение стран, в базе которого лежит согласование воль сторон.

Влияние норм международного права на национальном уровне выражается в появлении новых норм в национальном законодательстве, изменении или отмене существующих норм, что может быть вызвано созданием норм международного права с целью гармонизации национального законодательства с международно-правовыми обязательствами государства. При этом, степень и пределы влияния норм международного права на нормы национального права являются предметом многочисленных исследований в отечественном и международном праве. [1]

Следует выделить следующие способы влияния норм международного права на национальное:

- Прямое действие норм международно-правовых актов на основе положений Конституции. Этот метод называется адаптацией. После согласования условия договора автоматически вступают в силу в соответствии с национальным законодательством. Нормы таких международно-правовых актов называются самоисполняющимися. Как правило, такие правила ограничены по объему (применяются к пробелам);

- Издание специального акта, который обеспечит выполнение норм, содержащихся в международно-правовом акте (законность). Наряду с легитимностью национальный нормативный акт действует как преобразующий(трансформирующего) акт;

- Публикация специального акта, воспроизводящего содержание международно-правовой нормы. Таким образом, нормативное содержание принимает новую форму. Этот метод называется рецепция;

- Включение в национальные правовые акты указания на необходимость применения норм международного права (отсылка).

Не менее принципиальным является вопрос о характере и роли влияния международно-правовых актов на национальную правовую систему. Очевидно, что такое воздействие может проявляться в прямой и косвенной формах, что предопределяет его содержание.

Прямое влияние международно-правовых актов проявляется в конституционном признании принципов и норм международного права, содержащихся в ратифицированных государством международно-правовых актах и международных договорах, которые являются неотъемлемой частью национальной правовой системы. В случае противоречия между нормами национального законодательства и международными нормами приоритет отдается международно-правовым нормам. Такой подход закреплен в Конституции РФ. Концепции естественного права, разделения властей и демократического верховенства права, составляющие набор признанных международно-правовых стандартов, приобрели системное значение для современной российской правовой системы.

Косвенное влияние международного права на национальные правовые системы заключается в том, что закрепление основополагающих принципов и норм в международно-правовых актах неизбежно приводит к их имплементации во внутреннее законодательство, которое постепенно подвергается соответствующим изменениям, что, безусловно, служит сближению национальных правовых

систем и формирует общие подходы к законодательному решению базовых вопросов современных государств.

Достижение, как большинство из нас привыкло говорить, подобного согласования часто соединено с компромиссом, соразмерными уступками стран друг другу по определенным вопросам, что дозволяет заключить международный договор. Необходимо подчеркнуть то, что, следовательно, соглашение, мягко говоря, выступает как метод сотворения норм международного права. И даже не надо и говорить о том, что согласование позиций, в общем то, дозволяет субъектам международного права осуществлять взаимодействие на международной арене и, наконец, олицетворяет единство стран, заключивших международный договор, в решении совместных "заморочек" и задач. Надо сказать, то, что на согласительной основе проявляется рвение субъектов международного права, стало быть, решать коллективные меры по разрешению интернациональных кризисных ситуаций, создаются механизмы, которые содействуют реализации, взятых на себя государствами международных обязанностей.

В условиях глобализации стоит, как многие думают, общественная задача выработки средств управления глобальными процессами и развития международного права, также как всем известно, государственных правопорядков на базе незыблемости признанных принципов и норм международного права.

Необыкновенную роль посреди признанных принципов международного права играют главные принципы международного права, имеющие императивный нрав. Необходимо подчеркнуть то, что они представляют собой базу современного международного права, значимым образом, как мы выражаемся, влияющую на национальное законодательство. Необходимо отметить то, что хоть какой международный договор, противоречащий императивным нормам международного права, должен, в конце концов, признаваться международным сообществом стран, недействительным с момента его заключения [2, с. 48]. Обратите внимание на то, что недействительность международного договора значит, что он не может рассматриваться в качестве источника международного права. И даже не надо и говорить о том, что он не может, мягко говоря, применяться в международных отношениях. Необходимо подчеркнуть то, что таковой договор не может применяться и во внутригосударственных отношениях. Как бы это было не странно, но он касается реальных международных договоров, т. е. соответствующих императивным нормам, как заведено, международного права, то они оказывают глубочайшее влияние на развитие законодательства страны.

В международно-правовой науке, стало быть, высказывалось мировоззрение о том, что конкретное действие норм международного права в национальной правовой системе, наконец, обосновано особенным нравом этих норм, инкорпорированных, взятых из международного права. И даже не надо и говорить о том, что в которой бы форме ни были зафиксированы международно-правовые нормы, при определенных критериях они так сказать могут действовать конкретно в сфере внутригосударственных отношений либо как раз преломляться в национальном законодательстве.

Кроме того, такие правила, которые часто затрагивают несколько областей законодательства, могут быть сложными по своей природе. Всем известно, что таким образом специфическое действие норм международного права в правопорядке страны, как известно, связано со специфическим действием такого источника международного права, как международный договор. Помимо этого, необходимо учитывать содержание ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, применение которой, так сказать, играет важную роль в имплементации норм международного права в законодательство. В то же время, однако, само собой разумеется, что необходимо подчеркнуть важность принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

В связи с тем, что международные отношения Российской Федерации достаточно обширны, ряд авторов отмечает, что международно-правовые нормы очень активно влияют на российское законодательство. Следует отметить, что в настоящее время все отрасли российского законодательства так или иначе подвержены влиянию международно-правовых норм.

Фактически, метод согласования является прерогативой каждого отдельного государства, хотя также отмечается его определенная зависимость от характера положения договора. Подчеркнем, что эта цель типична для международной контрактной политики Российской Федерации. Очевидно, что курс российского законодательства ориентирован на реализацию признанных принципов и норм международного права, укрепление многополярного мира и создание системы международной безопасности, основанной на взаимозависимости государств и единстве мира.

Проведение этого курса, основанного на предпосылках концепции внешней политики Российской Федерации, создает соответствующие условия для модернизации Российской Федерации и повышения уровня жизни населения. И само собой разумеется, что это также способствует развитию концептуального подхода к регулированию внешней политики и международных отношений. Мало кто знает, что именно так должны функционировать принципы равенства и универсальности в сфере безопасности, суть которой заключается в том, что при решении международных проблем учитываются интересы не только отдельных стран или их отдельных групп, но и все страны должны быть приняты во внимание. Такая концептуальная линия ориентирована на создание комплекса правовых норм как международного, так и национального характера. Следует подчеркнуть, что в то же время современные кризисные явления только подчеркивают роль государства в их устранении, ценность государства ярко проявляется в регулировании экономической и финансовой деятель-

ности как внутри страны, так и на международном уровне.

Таким образом, координирующая роль страны подчеркивает важность ее суверенитета, важность развития многосторонней дипломатии, а также способность Российской Федерации быть активным участником многополярного мира, элементом которого она должна быть и максимально ответственно подходить к решению международных вопросов. Всем известно, что регулирование вопросов межгосударственного сотрудничества в конечном итоге осуществляется через разные международно-правовые источники, но степень их влияния на законодательство неодинакова. Надо сказать, что в первую очередь на развитие российского законодательства влияют международные договоры, то есть договоры, на обязательность которых Российская Федерация выразила свое согласие и которые вступили в силу. Это оправдано тем, что конкретный международный договор является основным источником современного международного права.

Международно-правовой обычай уступает место международному договору, учитывая тот факт, что регулирование международных отношений международно-правовой практикой осуществляется на основе неявной, мягко говоря, нормы или набора норм, действующих в однородной среде, области международных связей с общественностью, и существование таких правил часто, как правило, требует доказательств не только от стран-членов международного сообщества, но также от судебных органов. Следует подчеркнуть, что поэтому регулировать межгосударственные дела в современном мире, только с помощью международно-правовой практики довольно проблематично.

Всем известно, что международные договоры, таким образом, являются правовыми источниками для определения юридической силы решений международных организаций. Выполнение договора является важным этапом всего договорного процесса [3, с.11].

Реализация международных договоров зависит практически от всех критериев, включая политические, экономические, идеологические, правовые и т. д. Представьте себе, что состояние законодательства, его стабильность и в то же время способность динамически реагировать на международно-правовые источники являются важными факторами в реализации норм международного права.

Широкий спектр международно-правовых стандартов реализован в национальном законодательстве. Нормы международного права содержатся в национальных нормативных правовых актах: кодексах, законах, постановлениях. И само собой разумеется, что обычно методы выполнения международных обязательств в конечном итоге выбирают сами государства, если само международное соглашение не предрешает никакого порядка. Подчеркнем, что из большой группы международных договоров Российской Федерации в конечном итоге следует выделить многосторонние договоры, заключенные как на универсальном уровне, так и на региональном уровне [4, с.274].

При этом следует иметь в виду что, отдельные двусторонние международные договоры Российской Федерации лишь оказывают существенное влияние на развитие российского законодательства. Такие договоры включают, например, договоры о сотрудничестве между странами в экономической сфере, в области культуры и о выдаче физ. лиц.

Таким образом, вы можете видеть, что некоторые международные договоры Российской Федерации также влияют на всю законодательную систему, и их эффективное выполнение зависит от согласованности нормативных актов всех уровней: федерального, регионального, местного.

На наш взор, в случае ежели двусторонний международный договор РФ также устанавливает другие правила, предусмотренные законодательством, и ежели положения к такого договора само исполнимы, он также может применяться конкретно в рамках правовой системы, а внесения конфигураций в законодательные акты не требуется. Такой подход оправдан тем, что не исключены коллизии между международными договорами Российской Федерации, и в этом случае, если договоры содержат противоречивые положения, не представляется целесообразным вносить изменения в закон.

В рассмотренном нами случае конституционный механизм приоритетной реализации норм международного договора должен также применяться над правилами, установленными законом.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года оказала серьезное влияние на развитие сначала советского, а затем российского законодательства о международных договорах. Венской конвенции, принципы заключения, действия и прекращения международных договоров, подходы к выполнению международных договоров [5, с.89]. Законодательство обязано также учесть и то, что в международные договоры вносятся конфигурации и дополнения, устаревшие договоры обновляются, в развитие договоров наконец-то принимаются доп. соглашения. Все это не обязано, стало быть, оставаться без внимания, так как международно-правовая система довольно динамично развивается и от высококачественной реализации норм интернационального права, в том числе методом их учета в национальном законодательстве, зависит построение, как мы привыкли говорить, действенной и современной правовой системы, направленной на восприятие нормативных положений, выработанных, как заведено выражаться, международным сообществом. Обратите внимание на то, что действие договоров на национальное законодательство проявляется как в восприятии отдельных положений договоров, так и принципов, и подходов к регулированию тех либо других сфер публичных отношений.

Указанное действие зависит от особенностей имплементации договора в рамках государственной правовой системы, содержания международного договора, подходов страны к реализации договоров средством разных способов. Конечно же, международное право не предрешает всех вопросов, связанных с выполнением международных договоров, постольку они, как нам представляется,

должны быть урегулированы во внутригосударственном праве, отражены в национальном законодательстве.

Отметим, что законы о международных договорах приняты во всех государствах - участниках СНГ. Несомненно, стоит упомянуть, что в большинстве случаев указанные законы регулируют в большей степени процедуры заключения, действия и прекращения договоров, а вопросы реализации международных договоров фактически не отражены.

Определяя в большей степени функцию заключения международных договоров, закон не уделяет подобающего внимания их реализации. Правовые базы выполнения, как мы с вами постоянно говорим, интернациональных договоров РФ определены Конституцией РФ, которая наконец устанавливает главные принципы выполнения интернациональных договоров РФ органами гос. власти [6, с.126].

Но, кроме Конституции, для выполнения международных договоров большее значение имеют законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты. Несомненно, стоит упомянуть о том, что к таковым актам, мягко говоря, следует отнести кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств [7, с.499]. Возможно и то, что необыкновенную роль играют решения судов.

Механизм реализации международного договора - это комплекс мер, представляющий из себя реализацию органами гос. власти, как федеральными, так и субъектов федерации, органами местного самоуправления, в нужных вариантах - учреждениями и организациями международного договора, нормативных правовых актов по вопросам, направленным на выполнение международных договоров.

РФ не вправе делать ссылки на федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации в целях невыполнения обязанностей, вытекающих из международных договоров [8, с. 120].

Следует предусмотреть необходимость согласования положений законодательства с договорными обязательствами одновременно или почти одновременно с вступлением в силу соответствующего договора.

В число внешних и объективных обстоятельств национальной правовой системы входит также международное существование правовых систем других стран. Иностранные национальные правовые системы как составные части политических и правовых надстроек в других странах возникают и развиваются по объективным законам общественной жизни и действуют в соответствующих социальных формациях. Поскольку иностранное право является выражением структуры экономических отношений в других странах, а эта система построена в соответствии с ее собственными законами и существует объективно, ее политическая и правовая надстройка, включая иностранное право, также является объективной.

Если задуматься, все национальные правовые системы оказываются в одинаковом положении: для каждой из них существование других национальных правовых систем является объективным. Вероятно, поэтому правовые системы в принципе основаны на том факте, что ни одна из них не является единственной системой правил поведения в мире, оснащенной государственным принуждением, что на международной арене существуют также правовые системы других стран.

В текущее время реализация международных договоров РФ законодательно не урегулирована, основная масса вопросов, в конце концов, разрешается практикой органов власти, а население часто не знает о таких договорах, которые, мягко говоря, затрагивают их права и свободы. Современные условия диктуют необходимость сверенных подходов к выполнению международных договоров и их законодательного отражения. Задача дальнейшего совершенствования отечественных механизмов реализации международного права, а также изучения существующих проблем в этой области не потеряла своего практического значения. Современное конституционное законодательство Российской Федерации основывается на основополагающих принципах и нормах международного права, которые подтверждают основные права и свободы человека и гражданина, устанавливают государственно-правовые механизмы их защиты, а также провозглашают основные принципы построения право демократического государства.

Библиография:

1. Жилин С.М., Гончаров В.В. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института Президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 18-23.

2. Абашидзе А.Х, Солнцев А.М. Международное право. Мирное разрешение споров. Уч. пособие для бакалавриата и магистратур. М.: Юрайт, 2019. 222 с.

3. Бекяшев К. А. Международное право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2019. 896 с.

4. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М.: Статут, 2015. 1006 с.

5. Гетьман-Павлова И. В., Постникова Е. В. Международное право. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 560 с.

6. Ильинская О.И. Право международных договоров. М.: Статут, 2020. 160c.

7. Nukusheva A., Ilyassova G., Kudryavtseva L., Popova L., Shayakhmetova Z., Jantassova A. Transnational corporations in private international law: do Kazakhstan and Russia have the potential to take the lead? // Entre-preneurship and Sustainability Issues. 2020. Т. 8. № 1. С. 496-512.

8. Kudryavtseva L.V., Stavilo S.P., Ofisov V.V., Kachur A.N. Directions of improving civil law relations in land use // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3 S3. С. 115-122.

References (transliterated):

1. ZHilin S.M., Goncharov V.V. Osobennosti ispol'zovaniya v Rossijskoj Federacii zarubezhnogo opyta formirovaniya i funkcionirovaniya instituta Pre-zidenta // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 23. S. 18-23.

2. Abashidze A.H., Solncev A.M. Mezhdunarodnoe pravo. Mirnoe razreshenie sporov. Uch. posobie dlya bakalavriata i magistratur. M.: YUrajt, 2019. 222 s.

3. Bekyashev K. A. Mezhdunarodnoe pravo. Uchebnik dlya bakalavrov. M.: Prospekt, 2019. 896 s.

4. Vel'yaminov G.M. Mezhdunarodnoe pravo: opyty. M.: Statut, 2015. 1006 s.

5. Gefman-Pavlova I. V., Postnikova E. V. Mezhdunarodnoe pravo. Uchebnik. M.: YUrajt, 2019. 560 s.

6. Il'inskaya O.I. Pravo mezhdunarodnyh dogovorov. M.: Statut, 2020. 160c.

7. Nukusheva A., Ilyassova G., Kudryavtseva L., Popova L., Shayakhmetova Z., Jantassova A. Transnational corporations in private international law: do Kazakhstan and Russia have the potential to take the lead? // Entre-preneurship and Sustainability Issues. 2020. T. 8. № 1. S. 496-512.

8. Kudryavtseva L.V., Stavilo S.P., Ofisov V.V., Kachur A.N. Directions of improving civil law relations in land use // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. № 3 S3. S. 115-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.