Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ'

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МИГРАЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / БЕЖЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева Лариса Владимировна, Обливанцева Дарья Владимировна

В данной статье проведен правовой анализ миграции, предметом исследования является миграция, как проблема для международной безопасности. Практическая значимость представленной работы заключается в важности оценки масштабов миграции, и особенно масштабов миграции во всем мире, для того, чтобы обратить внимание на негативные последствия данного процесса. В глобальном масштабе проблемы миграции становятся все более и более острыми, по крайней мере, в связи с тем, что население мира продолжает расти, причем все более быстрыми темпами, превышая отметку в 7 миллиардов человек. Антропогенная нагрузка на планету неизмеримо возрастает. Данная тема весьма актуальная, так как до сегодняшнего времени ей не уделялось достаточного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудрявцева Лариса Владимировна, Обливанцева Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MIGRATION IN INTERNATIONAL LAW

This article provides a legal analysis of migration, the subject of research is it as a problem for international security. The practical significance of the presented work lies in the importance of assessing the scale of migration, and especially the scale of migration around the world, in order to draw attention to the negative consequences of this process. Globally, migration problems are becoming more and more acute, at least due to the fact that the world's population continues to grow, and more and more rapidly, exceeding the 7 billion mark. The anthropogenic load on the planet is increasing immeasurably. This topic is very relevant, since until now it has not received sufficient attention.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_100

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ FEATURES OF MIGRATION IN INTERNATIONAL LAW

КУДРЯВЦЕВА Лариса Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: larisa-k75@mail.ru;

ОБЛИВАНЦЕВА Дарья Владимировна,

обучающаяся юридического факультета,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: larisa-k75@mail.ru;

KUDRYAVTSEVA Larisa Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Private and Business Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 355004, Russia. E-mail: larisa-k75@mail.ru ;

OBLIVANTSEVA Darya Vladimirovna,

studying at the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 355004, Russia. E-mail: larisa-k75@mail.ru

Краткая аннотация. В данной статье проведен правовой анализ миграции, предметом исследования является миграция, как проблема для международной безопасности. Практическая значимость представленной работы заключается в важности оценки масштабов миграции, и особенно масштабов миграции во всем мире, для того, чтобы обратить внимание на негативные последствия данного процесса. В глобальном масштабе проблемы миграции становятся все более и более острыми, по крайней мере, в связи с тем, что население мира продолжает расти, причем все более быстрыми темпами, превышая отметку в 7 миллиардов человек. Антропогенная нагрузка на планету неизмеримо возрастает. Данная тема весьма актуальная, так как до сегодняшнего времени ей не уделялось достаточного внимания.

Abstract. This article provides a legal analysis of migration, the subject of research is it as a problem for international security. The practical significance of the presented work lies in the importance of assessing the scale of migration, and especially the scale of migration around the world, in order to draw attention to the negative consequences of this process. Globally, migration problems are becoming more and more acute, at least due to the fact that the world's population continues to grow, and more and more rapidly, exceeding the 7 billion mark. The anthropogenic load on the planet is increasing immeasurably. This topic is very relevant, since until now it has not received sufficient attention.

Ключевые слова: международное право, миграция, население, Ближний Восток, беженцы.

Keywords: international law, migration, population, Middle East, refugees.

Дата направления статьи в редакцию: 22.11.2021

Дата публикации статьи: 28.02.2022

Проблема миграции населения, в частности нелегальной миграции, - одна из важнейших и, без сомнения, самых острых проблем современности. Эта проблема в той или иной степени знакома практически каждому жителю нашей планеты, начиная с уровня научных исследований и заканчивая причинами, тенденциями, проблемами и перспективами динамики миграционных процессов на уровне планеты, континента, государства. Для части населения эта проблема диаметрально противоположна, то есть существует объективная необходимость покинуть район своего проживания по ряду причин, например, военный конфликт. Конечно, самая частая причина - это желание улучшить свой уровень жизни.

В глобальном масштабе проблемы миграции становятся все более и более острыми, по крайней мере, в связи с тем, что население мира продолжает расти, причем все более быстрыми темпами, превышая отметку в 7 миллиардов человек. Антропогенная нагрузка на планету, как справедливо отмечает ряд авторов, неизмеримо возрастает.

Хотим убедиться, что наиболее быстрорастущее население не проживает в промышленно развитых странах. Китай, например, традиционно лидировал по численности населения. Хотя давно уже говорилось, что Китай в принципе нежизнеспособен в своих нынешних границах, и первым желательным регионом для этого является наш малонаселенный Дальний Восток. Но прогноз таков, что Индия скоро будет впереди на нос. Эта страна слаборазвита, ее площадь меньше, а население растет все быстрее и быстрее. И рано или поздно проблема миграции из этих стран станет полноценным нарастающим.

Можно упомянуть уже традиционную проблему миграции из Латинской Америки в США в поисках «лучшей жизни» - это никого не удивит, поскольку актуально уже не один десяток лет.

Одна из самых острых и «свежих» проблем - это миграция в Европу беженцев, которые сотнями постоянно тонут в своих попытках пересечь Средиземное море, о чем периодически сообщается. В разных странах по-разному относятся к этой проблеме: кто-то впускает в свое государство сотни тысяч беженцев (Германия, Франция), кто-то прямо предлагает закрыть границу - как мы видим, эта проблема явилась одной из далеко не последних причин организации Brexit, то есть выхода Великобритании из состава Евросоюза. И в этом нет ничего удивительного: беженцы создают ряд проблем для европейских государств. Прежде всего, например, дестабилизация рынка труда, куда хлынул поток дешевой рабочей силы. Не проходит бесследно и содержание «армии» беженцев хотя бы в эстетическом (как минимум) плане, например, все зеленые зоны Парижа заполонили палаточные города беженцев. Самое интересное в этом - позиция федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, с

помощью которой в страну уже въехали более миллиона беженцев. Помимо озвученных уже выше проблем фиксируется рост криминогенной ситуации: в канун Нового года 2017-2018 гг. в Кёльне было мигрантами ограблено более 90 немок, несколько человек написали заявления об изнасилованиях, хотя предполагается, что реальное их число гораздо больше. И это далеко не полный перечень проблем подобного рода миграции.

Однако обратимся к Российской Федерации. Одной из причин возникновения проблем, связанных с миграционными процессами, является относительно невысокая численность её населения при самой большой в мире территории государства. Выше уже было упомянуто про Китай, так вот если ближе к центру России на всех низкооплачиваемых профессиях задействованы жители «бывших братских республик» (таджики, узбеки), то на Дальнем Востоке и в окружающих его регионах их почти мало - всё заполонили именно китайцы. К слову, сами жители «бывших братских республик», которые едут в России на заработки (уровень жизни там настолько низкий, что получаемых здесь денег даже в роли гастарбайтера, хватает на содержание там семьи), являются отдельной проблемой. Во-первых, они составляют конкуренцию россиянам на рынке труда, так как готовы работать за гораздо меньшую заработную плату. Во-вторых, за счет них растет уровень преступности (зачастую приезжие обладают минимальным уровнем какой-либо грамотности, культуры и нравственных устоев). В-третьих, происходит насаждение ими в России своей культуры: построение мечетей, «резание баранов» на улицах городов и т.д. Ну, и не будем забывать о том, что большая часть их миграции реализуется незаконно. Это создает угрозу, по мнению ряда авторов, интересам национальной безопасности Российской Федерации.

В сфере внимания международного сообщества вопросы решения проблем, связанных с миграцией населения, приобрели особую остроту относительно недавно, несмотря на длительное существование института миграции.

В 1951 году международное сообщество сделало важный шаг в решении судьбы беженцев и приняло Конвенцию о статусе беженцев.

В дополнение к вышеупомянутым основополагающим международно-правовым актам мы можем выделить: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международную конвенцию о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и т.д.

Мировому сообществу известно о легальных мигрантах, то есть о людях, которые с разрешения иностранного государства находятся на его территории; [1, с. 123] и нелегальные мигранты - полная противоположность легальным мигрантам. Разнообразные легальные мигранты являются беженцами, то есть людьми, которые покинули свою страну из страха стать жертвами преследований по признаку расы, религии, гражданства или политических убеждений. Причины, по которым мигранты покидают свою страну, очень разные: вооруженные конфликты, насилие и террор (Сирия, Афганистан, Пакистан, Ирак), экономический спад и бедность (африканские государства), дестабилизация политической ситуации (Украина).

Если рассматривать текущую экологическую миграционную ситуацию, можно сделать вывод, что этот тип миграционного процесса затронул почти весь мир. Например, из 9 миллионов беженцев в СНГ 700 000 вынуждены покинуть свои дома из-за ущерба окружающей среде; 375 000 человек были вынуждены мигрировать после аварии на Чернобыльской АЭС; 100 тысяч покинули Казахстан из-за загрязнения 35 тысяч квадратных метров. км в бассейне Аральского моря; 150 000 человек бежали недалеко от Семипалатинска (северный Казахстан), где расположен один из крупнейших ядерных полигонов. Новая Зеландия принимает беженцев с островов Тувалу: они занимают площадь 26 м2. км, где проживает 11000 человек, и существует высокий риск серьезных наводнений из-за повышения уровня моря. Аналогичная судьба ожидает 300 000 жителей Мальдив.

Указанные данные лишь в небольшой части характеризуют масштаб актуальной проблемы экологической миграции, в настоящий момент мировому сообществу необходимо внимательно относиться к путям решения этой проблемы. [2, с. 202] Необходимо создание правового механизма регулирования экологической миграции как элемента экологической безопасности и защиты прав экологических мигрантов, а также разработка конкретных предложений по его реализации, организации материально-правовой помощи экологическим мигрантам. На международном уровне наиболее эффективной является разработка международной конвенции о защите прав экологических мигрантов с целью закрепления их международного статуса и предоставления им прав.

Основную роль в вопросе регулирования миграции должны играть превентивные меры, которые должны быть направлены на устранение экономической отсталости каждой страны, предотвращение экологических катастроф, часто ведущих к массовой миграции населения.

Одним из важных моментов, которые следует рассмотреть в контексте данной статьи, является проблема миграции в Европе. [3, с.14] Как известно, из-за кризиса в нескольких государствах, в том числе в Украине и Сирии, большое количество людей были вынуждены покинуть свои постоянные места жительства и искать новые. Это явление получило название «европейский миграционный кризис». Говоря об этом явлении, можно сказать, что его основными проблемами являются: рост уровня преступности, нарушение внутреннего суверенитета государств ЕС, значительное снижение стабильности в политической и экономической сферах, а также ряд других вопросы. Абсолютно все страны, согласившиеся принять беженцев на своей территории, столкнулись с вышеупомянутыми проблемами и практически сразу начали обращаться в Европарламент и даже в ООН с просьбой помочь разрешить сложившуюся проблемную ситуацию, а также решить проблемы, связанные с мигрантами. [4, с. 11]

Однако, как показывает практика, единая миграционная политика стран Евросоюза не способна решить существующие проблемы из-за наличия совершенно противоположных взглядов на разрешение миграционного кризиса стран-членов ЕС. Отдельные государства, не дожидаясь решений вышеупомянутых международных органов, начали действовать в соответствии со своей внутренней миграционной политикой, возводя стены, натягивая проволочные заборы, усиливая пограничный контроль и расширяя полномочия правоохранительных органов в отношении беженцев. Как считают некоторые официальные лица отдельных государств, зачастую такие радикальные меры можно признать эффективными.

[5, с.191] Безусловно, основным камнем преткновения во всех спорах и дискуссиях относительно миграции является использование иностранного труда на предприятиях, в связи с чем нельзя опустить тот факт, что наше правительство чётко ограничило долю таких работников на хозяйствующих субъектов.

Идя по пути дальнейшего ужесточения законодательства и правил въезда на территорию нашей страны, наше государство станет попросту идти наперекор себе же самому, ведь всё отечественное миграционное законодательство базируется на таких принципах как свобода передвижения и выбора места жительства, возможность реализации своих способностей, к тому же возникнет известное противоречие с нормами международного права, являющимися частью нашей правовой системы. Плюс ко всему следует отметить, что процедуры учета и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ уже имеют обширную регламентацию и законодательно установленную процедуру, прошедшую проверку на практике, и все споры относительно эффективности данных процедур могут быть сведены к одному единственному тезису о том, что в рассматриваемом вопросе речь идёт не о правотворчестве, но скорее о правоприменении, о чёткости исполнения соответствующими органами и структурами формулировок закона, об оперативности претворения их в жизнь. [6, с.11]

Но всё же говоря о перспективах изменения России своей миграционной политики, следует более подробно рассмотреть два диаметрально противоположных мнения в решении данного вопроса. Сторонники ужесточения миграционного режима неустанно одним из основных своих аргументов видят высокий уровень преступности среди мигрантов, но, как правило, данный тезис не имеет под собой никаких подтверждений в действительности, поскольку асоциальность и делинквентность присуща исключительно незаконных мигрантам, лицам, обошедшим по каким-либо причинам процедуру официальной регистрации и получения миграционной карты. Поэтому здесь речь должна идти не об ужесточении миграционного режима, а о совершенствовании работы правоохранительных органов и органов пограничного контроля, в частности возможно создание более мощного «заслона» на границе посредством более тесного сотрудничества Федеральной миграционной службы с Федеральной таможенной службой РФ, которое позволило бы эффективно отслеживать всех лиц, нелегально пересекших границу. Кроме того, большой ресурс в обеспечении контролируемости миграционных процессов в Российской Федерации имеет институт общественного контроля.

Неубедительно звучит и утверждение относительно неудачного западного опыта в данном вопросе, в частности всё чаще в СМИ упоминается Франция, страдающая наплывом мигрантов. Но французская политика изначально была построена на принципах интегрирования каждого жителя в общество, его ассимиляции, «европейские государства большое значение придают либерализации гражданства», важно отметить и тот факт, что на данный момент большинство иностранцев во Франции составляют представители Африки - более 3 миллионов человек - что в свою очередь обусловлено существованием в прошлом Французской колониальной империи и геополитической обстановкой в целом. К тому же после Второй мировой войны Франция неоднократно привлекала мигрантов для восстановления страны, а в последующем дважды объявляла крупные миграционные амнистии для сотен тысяч мигрантов. Следовательно, совершенно нерационально использовать европейский опыт в условиях российских реалий, поскольку наше государство является одним из самый многонациональных в мире, и вопрос об этническом и культурном разнообразии народов для нас не новое и не является проблемой.

Отвечая же на вопрос о необходимости большего ужесточения правил въезда иностранных граждан в РФ, можно сказать, что результат от подобных мер будет весьма сомнительным. Только на самый первый взгляд можно предвидеть такие эффекты как резкое повышение уровня нелегальной миграции, что в свою очередь напрямую ведёт к поднятию уровня латентной преступности, к тому же очевиден и небывалый по интенсивности одномоментный поток мигрантов в последние месяцы перед созданием визового барьера, причиной чему служат опасения о невозможности попасть в РФ в будущем легальным путём. В последующем неизбежно будет увеличено налоговое давление на граждан принимающей страны, в связи с необходимостью больших затрат на охрану пограничных территорий, обучение специальных кадров, закупку и установку оборудования, создание визовых центров, представительств и консульств. И это всё лишь самые очевидные последствия подобных решений.

Международная миграция неравномерно распределена по основным географическим регионам мира, об этом свидетельствует, следующая статистика: наибольшее количество мигрантов сконцентрировано в Европе и Азии (62%), в Северной Америке - 22%, следом идут Африка, Латинская Америка, Океания. Позицию лидерства сосредоточения наибольшего количества мигрантов по странам занимает США (49,8 млн. человек), затем следует Саудовская Аравия и Германия (по 12 млн. человек), Россия (11,7) и т.д. При этом, процессы глобализации убыстряют миграцию населения в данные государства.

Главной и основной особенностью данных миграционных потоков является их двунаправленность, то есть одна и та же страна может быть, как донором, так и реципиентом. Это в свою очередь обеспечивает несомненные преимущества, но имеет и место проявление острых противоречий. Потоки эмиграции и иммиграции оказывают на рынок труда позитивное и негативное воздействие. В целом, миграционные процессы ведут к увеличению количественной составляющей характеристики мирового рынка труда, но оказывают и негативное влияние на структуру занятости населения. С этим связаны многочисленные проблемы, возникающие в результате международной миграции рабочей силы: проблема статистического учета мигрантов: является ключевым недостатком, это отсутствие данных, их сопоставимость и периодичность, т.к. многие страны не представляют информацию об основных статистических данных по миграции, кроме этого, мало данных по таким важным вопросам миграции, как трудовая, нерегулярная и возвратная миграция; наплыв неквалифицированной рабочей силы, основную часть, где основную часть этой категории лиц составляют граждане из развивающихся стран; нелегальная миграция, которая не поддается точному исчислению количества; существующие государственные барьеры: наличие профессиональной квалификации - это жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности; требования к здоровью - запрет распространяется на наркоманов, психических больных, зараженных

СПИДом; возраст иммигрантов, колеблющийся на уровне 20-40 лет; серьезные требования применяются к политическому и социальному облику иммигрантов, так запрещено иммигрировать лицам, которые ранее были судимы за уголовные преступления, либо являлись или являются членами террористических и профашистских организаций; количественное квотирование - характеризующееся установлением ограничения на въезд иммигрантов в определенном количественном объеме; экономическое регулирование - которое заключается во введении финансовых ограничений; временные ограничения - когда устанавливаются определенные сроки пребывания иностранных работников; запреты по законам о профессии, когда мигрантам запрещено заниматься определенной трудовой деятельностью; конкуренция между продавцами рабочей силы, связанная с изменением требований к качеству иностранного труда, критериями отбора востребованных категорий трудовых мигрантов, «утечка умов»: одна из качественных проблем трудовой миграции и, как результат, возникающий дефицит квалифицированных кадров в развивающихся государствах.

Международная миграция - это универсальный феномен, который требует тщательного изучения. У нее нет полноценного статистического учета, точного измерения при котором можно качественно и в полном объеме охарактеризовать дифференциацию миграционных потоков в различных сферах. Поэтому, продуманная и ответственная миграционная политика, как одного государства, так и международного сообщества, является ключевым фактором решения проблем, в «заложниках» у которых находится трудовая миграция и миграция в целом, необходимость их решения законными методами - это первоочередная задача мирового уровня.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить следующее. Для решения проблем, связанных с миграционной ситуацией, как в Европе, так и в мире в целом, государствам необходимо сосредоточиться на разработке эффективной миграционной политики, создавая комплекс мер, который может включать: нормативное урегулирование, различную помощь населению странам Ближнего Востока и Африки, решая проблемы этих регионов политическим путем, а также изменяя политические курсы ведущих государств в отношении миграции. Миграционная политика напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при избытке иммигрантов удельный вес российских кадров будет сокращаться, что может привести к нехватке рабочих мест, безработице. С другой стороны, чем больше трудового капитала, тем больше увеличивается уровень потенциального ВВП. Также увеличение предложения на рынке труда способствует увеличению объема инвестирования, что, в свою очередь, дает импульсы для роста реального ВВП.

Библиогра фия:

1. Вылегжанин Ю.М. Международное право в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. 3-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 290 с.

2. Каламкарян Р. А. Международное право: учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. 5-е изд., пер. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 632 с.

3. Матвеева Т.Д. Международное право: учебник для академического бакалавриата / Т.Д. Матвеева. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 371

с.

4. Меньшенина, Н. Н. Международное право: учебное пособие для вузов / Н. Н. Меньшенина. М.: Издательство Юрайт, 2019. 101 с.

5. Региональные системы защиты прав человека: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.]; под ред. А. Х. Абашидзе. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 377 с.

6. Карасева Л.В. Значение норм международного частного права в регулировании трудовых отношений мигрантов из стран СНГ в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание степени кандидата юридических наук / Российский государственный социальный институт. М., 2007. C. 11.

References (transliterated):

1. Vylegzhanin YU.M. Mezhdunarodnoe pravo v 2 ch. CHast' 1: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / A. N. Vylegzhanin, YU. M. Kolosov, YU. N. Maleev, K. G. Gevorgyan; otv. red. A. N. Vylegzhanin. 3-e izd., per. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2018. 290 s.

2. Kalamkaryan R. A. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov / R. A. Kalamkaryan, YU. I. Migachev. 5-e izd., per. i dop. M.: Izd-vo YUrajt, 2019. 632 s.

3. Matveeva T.D. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / T.D. Matveeva. 2-e izd., per. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2018. 371 s.

4. Men'shenina, N. N. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnoe posobie dlya vuzov / N. N. Men'shenina. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2019. 101 s.

5. Regional'nye sistemy zashchity prav cheloveka: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / A. H. Abashidze [i dr.]; pod red. A. H. Abashidze. 2-e izd., per. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2017. 377 s.

6. Karaseva L.V. Znachenie norm mezhdunarodnogo chastnogo prava v regulirovanii trudovyh otnoshenij migrantov iz stran SNG v Rossijskoj Federacii: av-toreferat dissertacii na soiskanie stepeni kandidata yuridicheskih nauk / Rossijskij gosudarstvennyj social'nyj institut. M., 2007. C. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.