Вестник Марийского государственного университета
УДК 341:325.1
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ
Ч. Т. Тахыров
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск
INTERNATIONAL COOPERATOION ON THE REGULATION OF MAGRATION PROCESSES
Ch. T. Tahirov
N. P. Ogarev National Research Mordovia State University, Saransk
Статья посвящена международному сотрудничеству в сфере защиты регулирования миграционных процессов. Для изучения темы использовались методы анализа, синтеза, обобщения и метод классификации. Цель данной статьи - как можно более углубленно рассмотреть область, которая связана с миграцией. В работе анализируются мировые миграционные процессы, выделяются их основные тенденции. Подробно рассматривается деятельность международных организаций, их компетенция касаемо вопросов регулирования процессов миграции. Выделяются основные цели, на которые направлена работа МОТ и МОМ, также рассматриваются международные нормативные акты, регулирующие данную сферу.
Ключевые слова: международное сотрудничество, миграция, миграционные процессы, МОТ, МОМ, международное регулирование
The article is devoted to international cooperation in the field of the protection of migration processes regulation. Methods of analysis, synthesis, generalization and classification method used to study the theme. The purpose of this article is to consider in depth the issue, which is associated with the migration. The paper analyzes the global migration processes, and its main trends. The paper details the activities of international organizations, their competence with regards to issues of regulation of migration processes. The study highlighted the main objectives, which are aimed at the work of the ILO and IOM, as well as international regulations governing this area are considered.
Keywords: international cooperation, migration, migration processes, International Labour Organization, International Organization for Migration, international regulation
Острота проблем современной миграции и их влияние на перспективы дальнейшего развития международного сообщества дали толчок для формирования надежной системы международного регулирования миграционных процессов. В настоящее время, по оценкам ООН, около 214 миллионов человек - это около 4 % всего населения мира - проживает в странах, не своего рождения [4]. Высокая мобильность общества дала возможность человеку беспрепятственно быстро преодолевать любое расстояние, поэтому миграция приобрела беспрецедентные масштабы по сравнению с предыдущим, двадцатым, веком. В целях решения проблем глобальной миграции, которая неоднократно поднималась на международной арене, большинство стран стремятся взаимодействовать на региональном уровне. На данном этапе сотрудничества между странами Европейского союза (ЕС) был достигнут значительный прогресс путем разработки и совершенствования совмест-
ной иммиграционной политики. Миграционный процесс можно рассматривать как количественную совокупность событий, которые влекут за собой смену места жительства лица. Одни из этих событий явные - переселение, другие - латентные. Все это огромное количество событий, представляя собой единый процесс, сначала должно составить значимую совокупность по численному характеру. Миграция - это массовый в количественном отношении процесс. Она также является важным фактором в современной жизни, влияя на экономические, политические и социальные сферы многих стран мира. Миграционные процессы, являясь крупномасштабными, влекут за собой значительные последствия для государства, и, следовательно, они всегда в центре внимания не только миграционных служб, но и социальных работников. Миграционные процессы -явление развивающиеся. С каждым годом растет количество миграционных потоков из одной
© Тахыров Ч., 2016
Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 2 (6)
страны в другую, поэтому проблемы в этой сфере появляются все больше, не позволяя тем самым международному взаимодействию оставаться в статике [3, с. 331].
Международное регулирование миграции осуществляется в рамках двусторонних соглашений, а также в рамках деятельности международных организаций. На сегодняшний день значительная часть институтов международного характера и стандартов в области миграции и труда создана при активном участии Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Международной организации по миграции (МОМ), организация здравоохранения (ВОЗ) и других организаций. Ведущая роль в регулировании международной миграции принадлежит МОТ, которая имеет статус специализированного учреждения ООН. МОТ была создана в 1919 году в соответствии с Версальским договором в рамках Лиги Наций как международная комиссия по разработке конвенций и рекомендаций по трудовому законодательству и базовым условиям труда. Согласно уставу Международной организации труда, ее основной целью является достижение всеобъемлющего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, которые могут быть достигнуты путем регулирования основных проблем. МОТ имеет свою отличительную черту, она заключается в том, что в основе участия государств-членов лежит трехсторонний принцип представительства, который заключается в представительстве от правительства, работодателей и профсоюзов. В Уставе МОТ изложены основные направления деятельности, для которых она осуществляет свою работу [2, с. 159].
Во-первых, наиболее важным видом деятельности МОТ является разработка трудовых конвенций и рекомендаций. Во-вторых, работа МОТ оказывает техническую помощь в Африке, Азии и Латинской Америки и в других развивающихся странах. В-третьих, МОТ обеспечивает подготовку и обучение по вопросам, которые входят в сферу деятельности Международной организации труда [1, с. 175].
Создание трудовых конвенций и рекомендаций -наиболее важная форма работы МОТ. Международные трудовые нормы, которые закреплены в этих документах, охватывают различные сферы трудовых отношений и социальных вопросов, имеющих отношение к трудящимся-мигрантам. Главным среди них являются защита трудящихся-мигрантов, равенство граждан и иностранцев
в области социального обеспечения, сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения инвалидности, равные возможности в предоставлении пенсии мигрантам по старости, по случаю потери кормильца. Международная организация труда дает рекомендации для всех стран, участвующих в процессах миграции. МОТ тщательно координируют работу в области политики занятости, улучшения здоровья и социальной защиты мигрантов, борется за облегчение добровольного возвращения мигрантов на родину. Данной организацией было разработано большое количество рекомендаций и конвенций в области труда, наиболее важными считаются такие конвенции, которые касаются вопросов содействия возвращения мигрантов на родину, защите воссоединения семей трудящихся-мигрантов, создания нормальных условий труда, предоставления равных возможностей иностранцам в области социального обеспечения. Международная организация труда, подводя отчет о своей деятельности, проводит генеральные конференции, одни из наиболее важных для мирового сообщества проходили в 1949 г., 1961 г., 1962 г., 1982 г. Именно эти конференции были посвящены вопросам миграции и прав мигрантов. Таким образом, вопрос об использовании труда мигрантов у МОТ был основным на протяжении всей истории существования. В 1949 году она приняла Конвенцию 97 о трудящихся-мигрантах. Положения Конвенции остаются в силе до сих пор. Наиболее важными положениями Конвенции являются следующие: 1) она распространяется на иммигрантов, законно проживающих на территории страны; 2) предусматривает право трудящихся-мигрантов на постоянное место жительства в стране «хозяина» по истечении определенного периода [2, с. 96].
В 1955 году МОТ принимает еще один важный документ - Рекомендацию 100 - о защите трудящихся-мигрантов развивающихся стран. Этот документ регулирует миграцию для развивающихся стран, ограничивая нежелательную для них потерю трудовых ресурсов. В 1974 и 1975 годах были приняты два документа для рабочих-мигрантов - Конвенция 143 и Рекомендация 151, которые предлагают государствам-членам принять меры от административных до уголовных помогая борьбе с нелегальной миграцией и нелегальной занятостью.
Также существуют определенные обязанности для каждого государства-члена МОТ, например, обеспечить применение принципа равных возможностей для трудящихся-мигрантов и членов
Вестник Марийского государственного университета
их семей, изучать и рассматривать жалобы на несоблюдение этого принципа, а в случае нарушения законов предпринимателей или других лиц и организаций, ответственных за их осуществление, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного характера; обеспечить соблюдение государствами-членами соответствия национальных законов с международными нормами о правах мигрантов; содействовать быстрому воссоединению семей, которые заключают двусторонние и многосторонние соглашения; содействовать развитию социальных и нести ответственность за работу социальных служб; консультировать по вопросам мигрантов с работодателями, социальными службами и другими организациями.
В дополнение к МОТ на международном уровне также действует Международная организация по миграции (МОМ). Международная организация по миграции была создана в 1951 году. Она является ведущим межправительственным учреждением в области миграции и работает в тесном сотрудничестве с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями. МОМ состоит из 146 государств-членов, еще 13 стран имеют статус наблюдателей. Главная задача МОМ - содействовать гуманизации и упорядоченной миграции на благо всех стран. Чтобы решить эту проблему, она предоставляет «услуги» и «консультации» государствам и мигрантам. Эта организация разрабатывает программы, направленные на регулирование миграционных потоков, для оказания практической помощи в организации миграции. Ее главные функции заключаются в следующем: во-первых, упорядочение и облегчение процессов планирования миграции граждан; во-вторых, улучшение передвижения квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут внести свой вклад в развитие принимающей их страны; в-третьих, МОМ организует движение беженцев и других лиц.
МОМ стремится к упорядоченному и гуманному управлению миграцией, к содействию в развитии международного сотрудничества по вопросам миграции, к предоставлению помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи мигрантам, нуждающимся, в том числе беженцев и внутренне перемещенных лиц. Деятельность МОМ осуществляется по четырем основным направлениям. К ним относят миграцию и ее развитие, содействие процесса миграции, контроль над миграцией, уменьшение вынужденной миграции. Работа МОМ направлена на содействие развитию международного миграционного законодательства, защиты прав мигрантов, вопросам здравоохранения и защиты прав женщин в связи с процессами миграции. Одним из важных методов наднационального регулирования миграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двухсторонними или многосторонними. Их главная цель -во введении количественных ограничений в процессе трудовой миграции. В Западной Европе получила широкое распространение многосторонние соглашения между странами, которые находятся на различных уровнях переговоров, по поводу проведения единой иммиграционной политики. Соглашение о занятости иностранных рабочих вступили в силу в Германии, Франции, Австрии и некоторых других странах [3, с. 221].
Регулирование процессов миграции сейчас стоит на этапе улучшения, но проблемы, связанные с миграцией существуют и будут существовать в будущем, поэтому и международное сотрудничество в этой сфере так и будет развиваться как в международном, так и в региональном направлении. Возможно, что появятся новые организации, которые смогут решать возникающие вопросы и задачи в области миграционных процессов, а пока основное сотрудничество остается на уровне таких организаций, как МОМ и МОТ.
Литература
1. Ильин Ю. Д. Международное публичное право. М.: Юристъ, 2002. 206 с.
2. Учебник / под ред. К. А. Бекяшева. М.: Проспект, 2003. 407 с.
3. Учебник / под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Проспект, 2002. 390 с.
4. Global importance of migration for development / United Nations Department of Economic and Social Affairs, May 2011. URL: http://www.un.org/en/development/desa/news/population/importance-of-migration.html
Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 2 (6)
References
1. Hin Ju. D. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo. M.: Jurist#, 2002, 206 p.
2. Uchebnik. Pod red. K. A. Bekjasheva. M.: Prospekt, 2003, 407 p.
3. Uchebnik. Pod red. G. V. Ignatenko. M.: Prospekt, 2002, 390 p.
4. Global importance of migration for development, United Nations Department of Economic and Social Affairs, May 2011. URL: http://www.un.org/en/development/desa/news/population/importance-of-migration.html
Статья поступила в редакцию 12.02.2016 г.
Submitted 12.02.2016.
Для цитирования: Тахыров Ч. Т. Международное сотрудничество по регулированию процессов миграции // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 2 (6). С. 96-99.
Citation for an article: Tahirov Ch. T. International cooperatoion on the regulation of magration processes. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 2 (6), pp. 96-99.
Тахыров Чингиз Тахырович,
студент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, [email protected]
Tahirov Chingiz Tahyrovich,
student, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Lyubabakulina1 @mail. ru