УДК. 325.2
САМСОНОВА Лариса Олеговна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
1^ат^опоуаб8@таН. ги
ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме нелегальной иммиграции в Европейский союз, которая представляет собой угрозу не только государствам-членам ЕС, но и большинству национальных государств, которые граничат с Европейским союзом. Проблема исследования чрезвычайно интересна, так как в современном мире миграционные процессы поставили на повестку дня целый ряд вопросов, от решения которых зависит внутренняя и внешняя безопасность большинства государств. В результате расширяющейся глобализации и активизации миграционных процессов все больше затрагивается сфера национальной и региональной безопасности европейских стран и сопредельных с ним государств, в том числе и Российской Федерации. Автором были проанализированы истоки европейской миграции, особенности иммиграционных процессов в ЕС, сотрудничество государств-членов ЕС в области борьбы с нелегальной иммиграцией, европейский миграционный кризис 2015 г. Автор отмечает, что без принятия необходимых мер политическим руководством ЕС опасность, которую представляет собой неконтролируемая, нелегальная миграция, с каждым годом будет все возрастать. Однако быстрого и эффективного решения проблемы нелегальной миграции населения из Африки и Азии в ЕС сейчас не существует. Цитируемые в статье источники подтверждают основные идеи проведенного исследования.
Ключевые слова: Европейский союз, нелегальная иммиграция, иммиграционная политика, агентство ФРОНТЕКС, Лиссабонский договор 2009 г., Ипрские принципы, незаконный ввоз иммигранта, торговля людьми, программа «Умные границы», Европейская система по наблюдению за внешними границами (ЕВРОСУР).
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Larisa O. SAMSONOVA Kuban State University Krasnodar, Russia
EU POLICY IN THE FIELD OF COMBATING ILLEGAL MIGRATION IN THE CONTEXT OF RUSSIAN NATIONAL SECURITY
The article is devoted to the issue date of uncontrolled illegal immigration into the European Union, which is a threat not only to EU Member States, but also the majority of nation states, which border with the European Union. The problem of research is extremely interesting, because in today's world, migration processes have put on the agenda of a number of issues, the solution of which depends on internal and external security of the majority of states in the world. As a result of increasing globalization and increased migration are increasingly affected by the scope of national and regional security of the European countries and neighboring states with him, including the Russian Federation. The author of the article the origins of European migration were analyzed, characteristics of immigration processes in the EU, cooperation between the EU Member States in the fight against illegal immigration, the European migratory crisis of 2015. The author notes that, without taking the necessary measures to political leadership of the EU, the risk of which is uncontrolled, illegal migration each year is still increasing. However, a quick and effective solution of population problems of illegal migration from Africa and Asia to the EU currently does not exist. Cited in the article sources confirm the basic ideas of the study.
Keywords: EU, illegal immigration, immigration policy, FRONTEX agency, Lisbon Treaty 2009, Ipr principles, immigrant smuggling, trafficking in persons, program «Smart Borders», European system of surveillance of external borders (EUROSUR).
Во второй половине ХХ - начале XXI вв. мировое сообщество столкнулось с новыми, неизвестными до этого времени угрозами и вызовами, среди которых гонка вооружений, международный терроризм, этнические и религиозные конфликты, нелегальная миграция.
Миграционные процессы оказались в центре значимости и масштабов их влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь и стран-доноров, и стран Европейского союза, принимающих иммиграционные потоки.
Нелегальная миграция оказывает серьезное влияние на демографическую и этническую ситуацию в принимающих иммигрантов европейских государствах.
Так, в 2009 г. в ЕС прибыло 570 тыс. нелегальных мигрантов, из которых 253 тыс. было депортировано [1]. В 20015 г., по данным агентства ФРОНТЕКС (европейское агентство по охране внешних границ, созданное в 2005 г.), в Европейский союз прибыло 1,2 млн нелегалов [2]. Такого огромного наплыва беженцев в Европейском союзе не насчитывалось за всю его историю. Поэтому обращение автора к проблеме нелегальной иммиграции в Евросоюзе является достаточно актуальным и востребованным.
Используя логико-исторический подход и системный метод, автор статьи предприняла попытку проанализировать основные составляющие политики ЕС в борьбе с нелегальной миграцией (политические, правовые), а также рассмотреть исследуемую проблематику как целостный комплекс явлений и фактов в их совокупности и взаимосвязи.
Автором статьи были выделены истоки и особенности европейской миграции. Истоки европейской миграции населения относятся ко времени Великого переселения народов.
Миграция европейского населения в своем развитии прошла несколько этапов и имеет отличительные особенности: с XVI в. (эпоха Великих географических открытий) и до середины
ХХ в. Европа была основным центром, откуда население эмигрировало. Позже, в межвоенный период и во время Второй мировой войны, для Европы стали характерны массовые миграции из одного государства в другое.
В середине 1950-х - 1990-е гг. Европа становится крупнейшим в мире центром притяжения рабочей силы, происходит массовое привлечение иммигрантов из самых различных стран мира в низкооплачиваемые и малопрестижные сферы деятельности.
На рубеже ХХ - XXI вв. и до 2016 г. европейские страны, входящие в ЕС, остаются регионом притяжения мигрантов, как легальных, так и нелегальных, которых, прежде всего, привлекает экономическая составляющая.
Геополитические катаклизмы современного мира (распад СССР, Югославии, войны в Ираке, Ливии, Сирии, «Арабская весна») привели к небывалому всплеску нелегальной иммиграции в ЕС.
Начиная с 1990-х гг. европейские страны вынуждены были серьезно задуматься об изменении своего иммиграционного законодательства в связи с новыми глобальными угрозами и вызовами (терроризм, этно-религиозные конфликты, неконтролируемая миграция). В 1990-е гг. происходит усиление миграции по линии Восток-Запад. Тревога относительно огромного неконтролируемого притока извне послужила сигналом к созданию мощного интеграционного объединения государств Западной Европы на базе Европейских экономических сообществ, организации Шенгенской зоны, где отменялся паспортный контроль на внутренних границах.
В 1992 г. с подписанием в г. Маастрихте Договора о Европейском союзе начал отсчет своего существования Европейский союз, куда вошли 12 стран [3].
Сегодня Евросоюз насчитывает 28 государств.
В Маастрихтском договоре четко прописывалась структура Европейского союза, включающая три опоры. Визовая и иммиграционная политика были отнесены к третьей опоре, которая в отличие от первой не имела обязательного характера, и решения, принимаемые в рамках третьей опоры, могли не исполняться всеми государствами, входящими в ЕС. Поэтому иммиграционная политика сразу стала отстающим направлением в ЕС.
С принятием Амстердамского договора в 1997 г. и его вступлением в силу в 1999 г. в рамках ЕС учреждалось европейское пространство свободы, безопасности и правосудия, в котором нет места нарушению прав человека и гражданина [4]. Это основополагающее правило касается как граждан ЕС, так и лиц, претендующих на получение статуса беженца.
Иммиграционная политика по Амстердамскому договору была перенесена в первую опору. Это означало, что отныне все решения, принимаемые в ЕС руководящими институтами (Ев-рокомиссия, Совет, Европейский парламент) становятся обязательными для всех государств-членов. Однако этот процесс растянулся на пять лет.
На протяжении последующих десяти лет (1999-2009 гг.) в Евросоюзе руководящими институтами принимались многочисленные законы и подзаконные акты, в которых в различной степени регулировались вопросы, связанные с противодействием незаконной миграции. Назовем самые значимые из них: План Тампере, принятый в 1999 г., по которому в течение пяти лет предполагалось создать общую пограничную службу [5].; Гаагская программа 2004 г., рассчитанная до 2009 г. [6]. Целью этой программы было сотрудничество со странами-донорами, откуда прибывали нелегалы, возвращение незаконно прибывших иммигрантов на родину, широкий обмен информацией по нелегальной миграции между странами Евросоюза.
Следующим шагом на пути борьбы с нелегальной иммиграцией стал Лиссабонский договор, принятый в 2007 г. и вступивший в силу в 2009 г. [7]. По этому договору иммиграционная политика ЕС включала в себя четыре направления, среди которых выделялись вопросы нелегальной иммиграции и незаконного пребывания, включая вопросы выдворения лиц и борьбу с торговлей людьми.
Стокгольмская программа 2009 г. расширяла круг вопросов, связанных с противодействием нелегальной миграции. В ней четко выделялись три главных направления: борьба с торговлей людьми, предоставление убежища, собственная иммиграционная политика [8].
В 2014 г. ЕС провел саммит в г. Ипре (Бельгия), где были приняты «Стратегические принципы для законодательного и оперативного планирования пространства свободы, безопасности и правосудия». В этом документе приоритетными направлениями в борьбе с нелегальной миграцией названы: управление границ и возвращение мигрантов на родину; конвергенция практики государств ЕС по укреплению общего режима предоставления убежища; распределение квот по приему просителя убежища между всеми странами ЕС.
Ипрские принципы призваны систематизировать поток заявленных программ и стратегий до 2017 г. В соответствии с заданной линией предполагается сконцентрироваться на своевременном переносе директив ЕС в национальные законодательства государств-членов [9].
Нелегальная иммиграция определяется Еврокомиссией как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства законодательно установленных правил въезда, пребывания, выезда и транзитного проезда через территорию государства [10].
В Европейский союз нелегалам можно попасть двумя основными способами: незаконный въезд и незаконный ввоз иммигрантов. При въезде иммигрант без посторонней помощи пересекает границу, использует помощь третьих лиц для получения визы, поддельных документов, аренды транспорта.
Во втором случае имеет место незаконный ввоз иммигранта.
Незаконный ввоз подразделяется на виды:
- осуществляемый по просьбе или с согласия иммигранта;
- торговля людьми, имеющая место, если иммигрант не обладает автономной волей (обман, насилие); перемещение осуществляется вопреки воле человека или с его согласия, полученного в результате обмана [11].
Для более эффективной борьбы против торговли людьми ЕС принял решение о введении должности координатора по прекращению торговли людьми в структуре генерального директората Еврокомиссии по внутренним делам. В 2011 г. эту должность заняла Мирайя Васси-лиаду (Греция).
Опубликованные статистические данные Еврокомиссии по торговле людьми за 2010-2013 гг. ошеломляют. В Европе произошло 30 тысяч случаев торговли людьми [12].
Из общего количества жертв женщины составляют 80%, из них подвергались сексуальному насилию 69% [13].
Лидирующее положение по торговле людьми занимает Болгария. И это только вершина айсберга, признает сама Европейская комиссия.
Среди пострадавших иммигрантов не из стран ЕС наибольшее число жертв торговли людьми числится за Нигерией, Бразилией.
На протяжении 2013-2014 гг. ЕС постоянно испытывал опасения по поводу охраны своих внешних границ, так как увеличивалось число незаконного пересечения границы со стороны беженцев из стран Африки, Ближнего Востока, Азии.
Так, по официальной статистике Европейской комиссии, за ноябрь 2013
- февраль 2014 гг. по сравнению с аналогичным предшествующим периодом количество выявленных нарушений внешних границ выросло на 96% [14].
Еврокомиссия в этой связи выдвинула идею создания в области пограничного контроля программы «Smart borders» (Умные границы). Программа «Smart borders» представляет собой пакет мер, направленных на оптимизацию системы пропуска через границу; она включает в себя два основных компонента: система регистрации въезда/выезда (entry/exit system) и программа регистрации путешественников (registered traveller programme) [15]. С помощью этой программы в ЕС рассчитывают упростить процедуру идентификации нелегальных иммигрантов, прибывших в Европу.
В области охраны границ недавней инициативой ЕС следует назвать создание Европейской системы по наблюдению за внешними границами (ЕВРОСУР) в 2013 г. [16]. На ЕВРОСУР возложена обязанность по охране южных морских и восточных сухопутных границ ЕС. ЕВРОСУР представляет собой механизм сотрудничества и обмена информацией, позволяющий государствам-членам осуществлять охрану границ, а ФРОНТЕКС - сотрудничать на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.
Новый виток напряженности, связанный с вопросом нелегальной иммиграции, получил свое развитие в 2015 г. в связи с изменившейся геополитической обстановкой.
В настоящее время Европа столкнулась с самым тяжелым кризисом в сфере миграции со времен Второй мировой войны.
Агентство ФРОНТЕКС еще в 2013 г. зафиксировало рост притока нелегальных мигрантов в ЕС. Так, если в 2012 г. их было 72 тыс., то в 2013 г. - 107 тыс. [17].
В докладе ФРОНТЕКС были четко выделены три фактора, вызывавшие наибольшее беспокойство у руководства ЕС: значительное увеличение числа беженцев из Сирии; сохранение массового притока нелегалов из Северной Африки в Италию; резкий рост задержания мигрантов на западно-балканском пути [18].
«Общее число зафиксированных нелегальных пересечений внешних границ ЕС с января по конец октября 2015 года превысило беспрецедентную отметку в 1,2 млн», - отмечало агентство ФРОНТЕКС. Это более чем в четыре раза больше, чем за весь прошлый год, когда было зарегистрировано порядка 282 тыс. случаев нарушений внешних границ ЕС [19].
Так, Германия в 2015 г. приняла 40% сирийских беженцев, которые прибыли в Европу. Швеция приняла 20%, южные европейские страны - Греция, Италия и Испания - 25%. Великобритания предложила убежище менее чем 1% [20].
Беженцев с помощью системы квот, установленной Еврокомиссией для каждого государства-члена, пытаются перераспределить в страны Восточной Европы и Прибалтики. Позиция различных государств ЕС в отношении квот зачастую изменяется, нет четкого понимания, в каком направлении двигаться Европейскому союзу по вопросу борьбы с нелегальной миграцией.
Нелегальные иммигранты из Сирии, Ближнего Востока, Азии, Африки активно пытаются использовать даже территорию России как перевалочную базу для проезда в Финляндию, а оттуда - вглубь Европы.
В 2015 г. через г. Никель (так называемый арктический маршрут), чтобы попасть в Норвегию, прошли 5,5 тыс. мигрантов из Сирии, Афганистана и Ирака [21].
Интересны статистические данные, полученные от граждан России в январском социологическом исследовании за 2016 г. проведенном Центром научной политической мысли и идеологии. Опрос был посвящен миграционному кризису в Европе. Авторы исследования приводят данные о том, что «если возможность оказывать гостеприимство на временной основе не пугает 40% опрошенных, то идею предоставления постоянного пристанища одобряет лишь 3% респондентов» [22].
Наблюдаемый сейчас миграционный кризис в Европе касается России незначительно. Однако нельзя исключать сценария, по которому Европейский союз попросит Российскую Федерацию принять беженцев, тем более что Евросоюз в 2016 г. в лице Федерики Могерини, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, провозгласил пять принципов руководящих отношений с Россией, одним из которых (четвертый принцип) назвал избирательное взаимодействие с Россией по миграции и противодействию терроризму.
Сегодня главным проводником идеи интеграции беженцев в Европе выступает Германия. Федеральный канцлер Германии А. Меркель выступает с достаточно жесткой позицией по вопросу квотирования иммигрантов. Вместе с тем она отмечает, что остаться в Европе могут лишь те мигранты, которые прибыли в рамках «Женевской конвенции о беженцах от 1951 г.», остальные должны покинуть Европу, так как их главный мотив - экономический [23].
Такие страны, как Швеция и Бельгия, поддерживают Европейскую комиссию в вопросах распределения беженцев с помощью системы квот. Австрия, Словакия, Венгрия, наоборот, всячески препятствуют внедрению этой системы на территории своих государств.
19 апреля 2015 г. на Средиземном море, южнее итальянского острова Лампедуза, произошла трагедия - затонуло судно, перевозящее из Северной Африки в Европу несколько сотен человек. Погибло 800 человек.
Это событие заставило руководство ЕС 23 апреля 2015 г. созвать внеочередной саммит Европейского совета, который был посвящен проблеме борьбы с незаконной миграцией.
Европейский совет сразу же наметил ряд мер по предотвращению въезда на территорию ЕС нелегальных мигрантов, включая затопление судов, используемых для перевозки мигрантов [24].
Такие инициативы Евросоюза вызвали вопросы у юристов о соответствии нормам международного права.
Поиски возможностей остановить миграционные потоки выходят далеко за рамки миграционной политики. Так, ЕС осуществляет военно-морскую операцию в Средиземном море (EU NAVFOR Med) с июня 2015 г., которая до сих пор не принесла ожидаемых результатов. Командующим операцией назначен контр-адмирал Энрико Кредентино. Штаб-квартира операции находится в Риме. Общие затраты на операцию оцениваются в 11,82 млн евро [25].
К попыткам остановить приток мигрантов привлечены и силы НАТО. 11 февраля 2016 г. силы НАТО анонсировали операцию в Эгейском море с целью воспрепятствовать лодкам с беженцами достигнуть берега Греции. Три судна НАТО будут разворачивать лодки беженцев и отправлять их в Турцию, что не под силу сделать ФРОНТЕКС, действия которого ограничены лишь греческими водами [26].
7 марта 2016 г. состоялся саммит ЕС-Турция. На этом саммите были приняты шесть принципов совместного плана действий ЕС-Турция:
- высылка за счет средств ЕС всех мигрантов, прибывших из Турции в Грецию нелегально;
- за каждого высланного в Турцию нелегального мигранта забрать содержащегося в Турции легального претендента на убежище;
- ускорить выполнение «дорожной карты» по продвижению Турции к безвизовому режиму;
- выплатить Турции 3 млрд евро для осуществления плана действий;
- подготовить новые аспекты переговоров о вступлении Турции в ЕС;
- сотрудничать с Турцией в целях улучшения гуманитарной ситуации в Сирии, чтобы обеспечить местным жителям и беженцам проживание в безопасных районах [27].
Европейский миграционный кризис 2015 г. угрожает одному из самых значительных достижений Европейского союза - Шенгенской зоне (зоне беспаспортного контроля).
В этой связи Еврокомиссия решила пойти на беспрецедентные меры и воспользоваться ст.26 Шенгенского кодекса от 2006 г., которая позволяет восстановить пограничный контроль на внутренних границах.
Теперь в Европейском союзе вводится контроль на внутренних границах до конца 2016 г. Этой возможностью воспользовались Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Дания, Венгрия, Словения, Швеция, Норвегия. Предполагается, что возможно будет продлить контроль вплоть до 2018 г.
Такому печальному развитию событий способствовало то обстоятельство, что уже в марте 2016 г. стало ясно, что Греция не сможет сдержать огромный поток беженцев. Евроко-миссия сочла возможным допустить восстановление пограничного контроля на внутренних границах и закрыть Балканский путь.
К традиционным угрозам ЕС следует добавить новые, а именно: внедрение в ЕС представителей террористических группировок, вербующих жителей ЕС для участия в региональных вооруженных конфликтах.
Так, британское издание Sunday Express опубликовало заявление агента «Исламского государства» о том, что более 4 000 боевиков террористической группировки смогли тайно проникнуть на территорию Европейского союза под видом беженцев [28].
Об этом убедительно говорят факты осуществления терактов во Франции (Париж) в январе и ноябре 2015 г., Ницце (июль 2016 г.), Бельгии (Брюссель) в марте 2016 г. Число жертв терактов, произошедших в странах Евросоюза за последние полтора года, превысило 250 человек. Количество пострадавших исчисляется сотнями [29].
Ответственность за эти теракты целиком и полностью ложится на плечи запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».
В ответ на эти теракты боевиков «Исламского государства» Европейский парламент 6 июля 2016 г. принял решение о создании специализированного европейского корпуса пограничной службы и береговой стражи. Служба должна заменить ФРОНТЕКС и контролировать внешние границы Евросоюза. Новый пограничный корпус будет насчитывать 1,5 тыс. человек [30].
Единый пограничный отряд, тем не менее, в рамках контроля границ государств Шенгена не вправе действовать вопреки воле государства, интересы которого будут тем самым затронуты, однако другие государства - члены ЕС в случае отказа определенной страны сотрудничать с новым агентством имеют право принять решение о временном введении контроля на его границах [31].
Таким образом, на протяжении нескольких последних десятилетий в странах ЕС в области борьбы с нелегальной миграцией создавались и применялись нормативно-правовые акты, которые должны были обеспечить проведение единой политики ЕС в сфере борьбы с ней.
Однако, как показали события 2015-2016 гг., это законодательство не может ответить на все вызовы и угрозы, с которыми сталкивается ЕС в связи с огромным наплывом беженцев. Проблему нелегальной миграции нельзя решить без общего развития иммиграционной политики.
Миграционный кризис 2015 г. в Европейском союзе имеет далеко идущие последствия: усилились противоречия между европейскими странами по вопросам распределения беженцев с помощью системы квот, по существу произошел раскол на два больших лагеря. Одни страны во главе с Германией и Францией пытаются отстоять идею справедливого распределения беженцев по странам ЕС. Другие во главе с Австрией, Словакией считают, что с этой проблемой они справятся самостоятельно и не надо ждать указаний от Евросовета и Еврокомиссии.
Эти обстоятельства отнюдь не способствуют усилению европейской солидарности, а с точностью до наоборот - ослабляют ее. Возродился внутренний контроль на границах, что приводит к многочисленным проблемам (сложно добираться до места работы, если она находится в соседнем государстве, так как необходимо пройти паспортный контроль; туристическая отрасль также несет убытки). Наметился крен между соблюдением прав граждан ЕС (свободное передвижение, проживание и работа во всех странах-членах) и безопасностью в сторону последней.
Высшим политическим руководством ЕС и главами европейских национальных государств принимаются различного рода решения, которые должны стабилизировать ситуацию с нелегальными мигрантами: усиленная охрана внешних и внутренних границ, депортация нелегалов на родину, суровое уголовное наказание для торговцев людьми, информационный обмен данными.
Все это представляется серией трудных решений руководства ЕС, которые раскололи население Европы по вопросу нелегальной миграции на евроскептиков и сторонников интегра-
ции, и, как представляется, этот раскол будет со временем усугубляться, если только политическое руководство ЕС не сможет предложить действенных мер по интеграции уже находящихся на территории Европы иммигрантов.
Европейский миграционный кризис может иметь негативные последствия для нашей страны.
В Российской Федерации существуют опасения по поводу того, что беженцы из Сирии, Афганистана, тех мест, где не прекращаются региональные вооруженные конфликты, могут остановиться в нашей стране, если возникнут различные препятствия на пути в ЕС.
А вместе с ними под видом беженцев внедрятся различного толка экстремисты, что приведет к росту терроризма и преступности в российском государстве.
Оценивая миграционные проблемы ЕС и то, как безуспешно основные институты ЕС пытаются решить проблему беженцев, граждане РФ в своем большинстве выступают против того, чтобы государство брало на себя дополнительную ответственность и расходы по приему и размещению беженцев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Войников В.В. Правовое регулирование европейского пространства свободы, безопасности и правосудия. -Калининград, 2013. - С.173.
2. Границы ЕС в январе-октябре пересекли 1,2 млн нелегальных мигрантов [Электронный ресурс] -URL:http://vz.ru/news/2015/11/10/777291 .print.html (дата обращения: 21.03.2016).
3. Договор о Европейском союзе. Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. - М., 1994. - 246 с.
4. Амстердамский договор. Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. - М., 1999. - 191 с.
5. Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: проблемы и перспективы. - М., 2010. - С. 9.
6. The Hague Programme. Strengthening freedom, security and justice in the European Union. Presidency Conclusion - Brussels, 4/5 November 2004. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.statewatch./org/news/2004/nov/hague-programme-final (дата обращения: 21.03.2016).
7. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (2007/С306/01) [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/2566561/#ixzz4FG5Ug0c4 (дата обращения: 21.03.2016).
8. Стокгольмская программа: открытая и безопасная Европа, которая служит своим гражданам и защищает их (4 мая 2010 г. 2010/С 115/1) [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/2566561/#ixzz4FG5Ug0c4 (дата обращения: 21.03.2016).
9. Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: итоги и новые вызовы // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения // ИЕ РАН. - М., 2015. - № 315. - С. 14.
10. Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: проблемы и перспективы. ... - С. 35.
11. Войников В.В. Правовое регулирование европейского пространства свободы, безопасности и правосудия. -Калининград, 2013. - С. 174.
12. Мягкий Д. В Европе зафиксировано 30 тыс. случаев торговли людьми [Электронный ресурс] - URL: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-evropy/european_union/entry1008231197.html (дата обращения: 20.04.2016).
13. Там же.
14. Там же.
15. Войников В. Упадет ли крепость // Геополитика [Электронный ресурс] -
URL: http://geopolitics.by/analytics/upadet-li-krepost (дата обращения: 09.09.2016).
16. Там же.
17. Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: итоги и новые вызовы ... - С. 14.
18. Там же.
19. Frontex: за десять месяцев 2015 года границы ЕС пересекли 1,2 млн нелегальных мигрантов [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2422938 (дата обращения: 08.03.2016).
20. Беженцы покидают Сирию, Афганистан и страны Африки, чтобы попытать счастья в Европе [Электронный ресурс] - URL: http://www.business.ua/news_online/Potok-nelegalnyh-migrantov-vse-bet-rekordy-247098/ (дата обращения: 20.04.2016).
21. Кравченко Л.И. Миграционный кризис в Европе [Электронный ресурс] -URL:http://http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope/ (дата обращения: 18.04.2016).
22. Хвыля-Олинтер Н.А. Пусть даже не приезжают [Электронный ресурс] - URL: http://rusrand.ru/sociology/pust-dazhe-ne-priezzhajut/
23. Речь канцлера А. Меркель на конгрессе Европейской народной партии в Мадриде от 22.10.2015 г. [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2371412 (дата обращения: 20.04.2016).
24. Войников В. Упадет ли крепость // Геополитика [Электронный ресурс] - URL: http://geopolitics.by/analytics/upadet-li-krepost (дата обращения: 09.09.2016).
25. ЕС начинает военно-морскую операцию EU NAVFOR Med в Средиземном море. [Электронный ресурс] - URL: http://rus.newsru.ua/world/22jun2015/eunavfor.html (дата обращения: 20.04.2016).
26. Потемкина О.Ю. Мигранты в Европе // Современная Европа. - 2016. -№ 2. - С. 109-111.
27. Там же.
28. Британское издание: На территорию Евросоюза проникли более 4 000 боевиков «Исламского государства» [Электронный ресурс] - URL: http://topwar.ru/81998-britanskoe-izdanie-na-territoriyu-evrosoyuza-pronikli-bolee-4000-boevikov-islamskogo-gosudarstva.html (дата обращения: 20.04.2016).
29. Стрельба в Мюнхене стала шестой атакой в Евросоюзе за полтора года [Электронный ресурс] - URL: http://www.ntv.ru/novosti/1644940/ (дата обращения: 22.07. 2016).
30. Европарламент одобрил создание европейской пограничной и береговой службы [Электронный ресурс] -URL: http://radio.cz/ru/rubrika/novosti/evroparlament-odobril-sozdanie-evropejskoj-pogranichnoj-i-beregovoj-sluzhby (дата обращения: 22.06. 2016).
31. Там же.
REFERENCES
1. Voinikov V.V. Pravovoye regulirovaniye yevropeyskogo prostranstva svobody, bezopasnosti i pravosudiya. [ Legal regulation of the European area of freedom, security and justice]. Kaliningrad, 2013. P.173. (In Russ).
2. The borders of the EU in January-October crossed the 1.2 million illegal migrants. Available at: URL:http://vz.ru/news/2015/11/10/777291 .print.html (acessed: 21.03.2016). (In Russ).
3. Dogovor o Yevropeyskom soyuze. Yevropeyskiy soyuz: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye. [Treaty on European Union. European Union: past, рresent, future.] Moskva, 1994. 246 P. (In Russ).
4. Amsterdamskiy dogovor. Yevropeyskiy soyuz: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye. [The Treaty of Amsterdam. European Union: past, present and future]. Moskva, 1999. 191 p. (In Russ).
5. Potemkina O. YU. Immigratsionnaya politika Yevropeyskogo soyuza: problemy i perspektivy. [Immigration policy of the European Union: Challenges and Prospects. ]. Moskva, 2010. P. 9. (In Russ).
6. The Hague Programme. Strengthening freedom, security and justice in the European Union. Presidency Conclusion - Brussels, 4/5 November 2004. Available at: http:// www.statewatch./org/news/2004/nov/hague-programme-final (acessed: 21.03.2016).
7. The Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community (Lisbon, 13 December 2007) (2007/С306/01). Available at: http:// base.garant.ru/2566561/#ixzz4FG5Ug0c4 (acessed: 21.03.2016). (In Russ).
8. Stokgolmskaya program: an open and secure Europe that serves its citizens and protect them. (May 4, 2010 2010 / C 115/1). Available at: http://base.garant.ru/2566561/#ixzz4FG5Ug0c4 (acessed: 21.03.2016). (In Russ).
9. Potemkina O.YU. Immigratsionnaya politika Yevropeyskogo soyuza: itogi i novyye vyzovy. Migratsionnyye problemy v Yevrope i puti ikh resheniya. [Immigration policy of the European Union: results and new challenges. Migration problems in Europe and the ways to solve them]. lYe RAN. Moskva, 2015. № 315. P. 14. (In Russ).
10. Potemkina O.YU. Op. c. [Ukaz. soch]. P. 35. (in Russ).
11. Voinikov V.V. Op. c. [Ukaz. soch]. P. 174. (in Russ).
12. Soft D. In Europe, registered 30 thousand cases of human trafficking. Available at: http:// www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-vropy/european_union/entry1008231197.html (acessed: 20.04.2016). (In Russ).
13. Ibid. [Tam zhe]. (in Russ).
14. Ibid. [Tam zhe]. (in Russ).
15. Voinikov V. Whether the fortress will fall // Geopolitics. Available at: http://geopolitics.by/analytics/upadet-li-krepost (acessed: 09.09.2016). (In Russ).
16. Ibid. [Tam zhe]. (in Russ).
17. Potemkina O.YU. Immigratsionnaya politika Yevropeyskogo soyuza: itogi i novyye vyzovy = Migratsionnyye problemy v Yevrope i puti ikh resheniya [Immigration policy of the European Union: results and new challenges = Migration problems in Europe and the ways to solve them]. INSTITUTE OF EUROPE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCE. Moskva. Institute of Europe Russian academy of science. 2015. № 315. P. 14. (In Russ).
18. Ibid. [Tam zhe]. P. 14. (in Russ).
19. Frontex: for ten months of 2015 the EU border crossed 1.2 million illegal migrants. Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2422938 (acessed: 08.03.2016). (In Russ).
20. Refugees leave Syria, Afghanistan and African countries to try their luck in Europe. Available at: http:// www.business.ua/news_online/Potok-nelegalnyh-migrantov-vse-bet-rekordy-247098/ (acessed: 20.04.2016). (In Russ).
21. Kravchenko L. I. Migration crisis in Europe. Available at: http:// rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope/(acessed:18.04.2016). (In Russ).
22. Khvylya-Olinter N.A. Let not even come. Available at: http:// rusrand.ru/sociology/pust-dazhe-ne-priezzhajut/(acessed: 18.04.2016). (In Russ).
23. Speech of Chancellor Angela Merkel at the congress of the European People's Party in Madrid on 10/22/2015. Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2371412 (acessed: 20.04.2016). (In Russ).
24. Voinikov V. Whether the fortress will fall // Geopolitics. Available at: http://geopolitics.by/analytics/upadet-li-krepost (acessed: 09.09.2016). (In Russ).
25. EU launches naval operation EUNAVFOR Med in the Mediterranean Sea. Available at: http:// rus.newsru.ua/world/22jun2015/eunavfor.html (acessed: 20.04.2016). (In Russ).
26. Potemkina O.YU. Migrants in Europe. [Migranty v Yevrope = Sovremennaya Yevrop]. Social and political research journal. Moskva. 2016. no. 2. Pp. 109-111. (In Russ).
27. Ibid. [Tam zhe]. Pp. 109-111. (In Russ).
28. The British edition: On the territory of the European Union have penetrated more than 4,000 militants of the "Islamic state". Available at: http:// topwar.ru/81998-britanskoe-izdanie-na-territoriyu-evrosoyuza-pronikli-bolee-4000-boevikov-islamskogo-gosudarstva.html (acessed: 20.04.2016). (In Russ).
29. Shooting in Munich was the sixth attack in the EU and a half years. Available at: http:// http://www.ntv.ru/novosti/1644940/ (acessed: 22.07. 2016). (In Russ).
30. The European Parliament approved the creation of a European Border Guard and Coast Service. Available at: http://radio.cz/ru/rubrika/novosti/evroparlament-odobril-sozdanie-evropejskoj-pogranichnoj-i-beregovoj-sluzhby (acessed :22.06.2016). (In Russ).
31. Ibid. [Tam zhe]. (in Russ).
Информация об авторе
Самсонова Лариса Олеговна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра новой, новейшей истории и международных отношений, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена:26.06.2016
Для цитирования статьи: Самсонова Л.О. Политика Европейского союза в сфере противодействия нелегальной миграции в контексте национальной безопасности России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 4. Часть 1. с. 00-00. Сок 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Information about the author
Larisa O. Samsonova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Modern, Contemporary History and International Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia
[email protected] Received: 26.06.2016
For article citation: Samsonova L.O. Politika Evropeyskogo soyuza v sfere protivodeystviya nelegal'noy migratsii v kontekste natsional'noy bezopasnosti Rossii. [EU policy in the field of combating illegal migration in the context of Russian national security]. Istoricheskaya i sot-sial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)