УДК 325.14
ОБЪЕДИНЕННАЯ ЕВРОПА: ВЫЗОВ СО СТОРОНЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
© Крутиков Ян Олегович, аспирант кафедры зарубежного регионоведения Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
Россия, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23. E-mail: [email protected]
В статье затрагивается один из проблемных вопросов европейской политики - нелегальная иммиграция. Анализируются ее причины, последствия, а также механизмы взаимодействия стран-членов в решении данного вопроса. Исследуются структура и основные тенденции в действиях государств и специализированных институтов ЕС. В результате автор приходит к мнению о недостаточности предпринимаемых усилий в борьбе с нелегальной иммиграцией одними и необходимости увеличения полномочий других. Рассматривается влияние последствий нелегальной иммиграции на европейскую безопасность и интеграцию. Также в статье выявляются слабые стороны миграционных политик, ставшие причиной сложившейся общественной и культурной напряженности, предлагаются действия по выходу из сформировавшейся ситуации.
Ключевые слова: нелегальная иммиграция, Европейский Союз, иммиграционная политика, единая пограничная служба, европейская безопасность.
UNITED EUROPE: A CHALLENGE OF ILLEGAL MIGRATION
Krutikov Yan O., Research Assistant, Department of region studies of foreign countries, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky
23 Gagarina Av., Nizhny Novgorod, 603950 Russia. E-mail: [email protected]
This article concerns one of the crucial issues of the European policy - illegal migration. Its reasons, consequences and interaction mechanisms of member states are analyzed in solution of the problem. The structure and main trends in activities of states and the EU specialized institutes are researched. As a result the author comes to a decision on the fact that the efforts undertaken by some of them are not enough in the struggle with illegal immigration and that the mandate of the other ones should be broaden. The influence of consequences of illegal immigration on the European security and integration is considered. In the article the week aspects of migration policies are revealed that have become the reason of existing social and cultural tension and the actions to exit from the current situation are proposed. Keywords: illegal immigration, the European Union, immigration policy, unified border service, European security.
В последние годы проблемы иммиграции, в том числе нелегальной, приобрели особую актуальность. Процессы глобализации, обострившие данное явление, вызвали необходимость внедрения новых подходов в отношении миграционной политики.
Для Европейского Союза (ЕС), ввиду отсутствия внутренних границ, регулирование иммиграционных потоков на гармонизированной основе носит первостепенный характер. Несмотря на все усилия государств, миграция в действительности начинает быть похожей на саморегулирующийся рынок спроса и предложения [14, с. 583]. Вопреки жесткой иммиграционной политике, которую проводит большинство государств, возможность того, что XXI в. станет веком мигрантов, крайне высока.
Феномен миграции для Евросоюза отнюдь не является новым. Потоки мигрантов в ЕС никогда не прекращались, не говоря о современной ситуации, когда расстояния между странами существенно сократились. В настоящее время в мире насчитывается около 200 млн мигрантов, что составляет около 3% населения земли, из которых около 30 млн приходятся на страны ЕС [15]. Феномен же нелегальной иммиграции появился в 1970-е гг., когда государства ЕС резко ограничили доступ на европейские рынки труда населения третьих стран. Нелегальная иммиграция, с одной стороны, тесно связана с экономическим процветанием ЕС, а с другой - является источником распространения экстремизма, терроризма и наркоторговли.
Незаконная иммиграция, как и иные виды социальных явлений, имеет конкретные основания, затрагивающие глубинные механизмы социума. Среди причин современной иммиграции выделяют:
- экономические (переезд населения в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем);
- военные (захват чужих земель и их заселение);
- политические (стремление избежать в новой стране политических национальных, расовых, религиозных и др. преследований) [1, с. 76-80].
На данный момент, в соответствии с различными оценками экспертов, в странах объединенной Европы насчитывается от 6 до 10 млн незаконных иммигрантов [2, с. 88-95]. Количество случаев незаконного пересечения границы резко повысилось в период с 2012 по 2013 гг. - приблизительно с 72,5 до 105 тыс., только за один год увеличившись на 48% [15]. Годом позже число нелегалов увеличилось еще значительнее - лишь средиземноморским путем, по данным ООН, воспользовались как минимум 218 тыс. нелегалов, однако 3,2 тыс. из них утонули [10]. Всего же в XXI в. в Средиземном море погибло 23 тыс. нелегалов [11]. В этом же году, по данным МВД Италии, страны принимающей на себя значительную часть миграционного потока, на ее территорию прибыло не менее 3,5 тыс. незаконных мигрантов, что на 40% больше аналогичного периода годом ранее. Тенденция, связанная с увеличением наплыва незаконных мигрантов, наблюдалась и в первые месяцы 2015 г. Только за первые два месяца более 207 тыс. мигрантов пытались пересечь Средиземное море незаконным образом. Данные показатели в 3 раза превышают аналогичные 2011 г. [8]. К тому же, за первые четыре месяца 2015 г. при попытке пересечь Средиземное море погибли 1,7 тыс. нелегальных мигрантов, что в 100 раз больше аналогичного периода прошлого года [13]. Таким образом, в XXI в. рост незаконной иммиграции приобрел небывалые масштабы.
Следует отметить, что ЕС имеет сухопутную границу с 21 государством. Около 2/3 внешних границ Европейского Союза по тем или иным причинам могут считаться «проблемными», так как через них пролегают маршруты наркотрафика, доставки различных видов контрабанды и нелегальной миграции. Значительный наплыв незаконных иммигрантов представляет собой угрозу безопасности ЕС. Он вызывает:
- деформацию социальной, демографической и территориальной структур общества;
- обострение конкуренции на местных рынках труда и жилья;
- столкновение этнических стереотипов и норм поведения;
- криминализацию общества;
- возникновение очагов социальной напряженности;
- рост ксенофобии и экстремизма;
- рост заболеваемости социальными болезнями [3, с. 169-173].
Правительства стран ЕС, осознающие опасность нелегальной иммиграции, вынуждены более активно искать новые пути решения этой проблемы. Говоря о нелегальной иммиграции, необходимо понимать, что это комплексный и многосторонний феномен. Соответственно, политические меры, направленные на борьбу с ним, должны охватывать широкий спектр политических сфер, включая политику в области безопасности, внешнюю политику, иммиграционную и социальную. При этом необходимо разделить феномен незаконной иммиграции и соответствующие ему политические меры на два отдельных измерения: внешнее, основывающееся на въезде незаконных иммигрантов в государства ЕС, и внутреннее, которое основано на продолжительном проживании незаконных иммигрантов в этих странах. К политическим мерам внешнего измерения относится стремление предотвратить въезд: управление границами, визовая политика, международное взаимодействие. Меры внутреннего измерения в основном сосредоточены на обеспечении защиты и прав незаконных иммигрантов или противодействии недокументированному труду и иным видам эксплуатации.
Среди мер внешнего измерения можно выделить усиление контроля внешних границ, что является одним из самых действенных способов противостояния феномену незаконной иммиграции. Страны ЕС используют на своих границах различные меры, которые разнятся: от традиционных (проволочные заграждения, электрическая изгородь, специально обученные мобильные пограничные службы) до более усовершенствованных (использование современных систем электронного наблюдения и биометрических данных).
В рамках совершенствования контроля над границами было создано Европейское агентство Фронтекс. Однако следует отметить недостаточное для нормального функционирования агентства финансирование и ограниченность его полномочий, которые сводятся к содействию в применении существующих методов защиты границ. Основная же функция по обеспечению управления границами возложена на соответствующие органы государств-членов. Таким образом, следующим шагом могло бы стать увеличение полномочий Фронтекс и его трансформация в единую службу по охране границ ЕС.
Для борьбы с незаконной иммиграцией в 2013 г. также была создана Европейская система пограничного наблюдения ЕВРОСУР. Одним из ключевых элементов данной системы является разде-
ление границ на секции и классификация их по степени риска, связанного с той или иной секцией в плане незаконной иммиграции, контрабанды товаров и иными видами транснациональной преступности.
Общая визовая политика, являющаяся одним из основных инструментов в борьбе с незаконной иммиграцией, также претерпела значительное развитие. Был создан общий список «чувствительных» государств, где существуют высокие риски незаконной миграции, это было сделано с целью наложения на них визовых требований.
Существует также база данных по возвращению граждан третьих стран на их родину, учитывающая, во-первых, решения государств-членов о высылке и, во-вторых, количество реально отправленных граждан третьих стран. Между тем, число решений о высылке традиционно выше, чем число реально депортированных граждан по причине того, что после принятия решения граждане, незаконно находящиеся на территории стран-членов, запрашивают убежище и, как следствие, не возвращаются на родину. За 2013 г. было вынесено 225 тыс. решений о высылке. Число же реально депортированных граждан третьих стран за тот же год составило 161 тыс.
Сложно оценить итоговую эффективность затрат, связанных с принимающимися мерами по возвращению, в сравнении с другими практическими мерами, предпринимаемыми с целью сокращения незаконной иммиграции. Однако, несмотря на дороговизну принудительных возвращений, государства-члены подчеркивают важность существования специальных рейсов, доставляющих нелегалов на их родину. Это гарантирует эффективное возвращение и производит эффект сдерживания на потенциальных незаконных иммигрантов.
Между тем, необходимо понимать, что контроль внешних границ, в частности путем сдерживания волн незаконных иммигрантов, является примером борьбы с последствиями, а не с первопричинами проблемы. Взаимодействие со странами-источниками незаконной иммиграции рассматривается ЕС в качестве одного из основных методов повышения эффективности борьбы с незаконной иммиграцией. Коллаборация с государствами-источниками проводится в форме заключения различных соглашений, в частности о репатриации незаконных иммигрантов, взаимной передачи данных, обмена опытом, разработки общих планов по противостоянию незаконной иммиграции, проведения коллективных операций. Недостаток доверия государств друг к другу, существующие между ними противоречия положительно влияют на функционирование преступных формирований.
Еще одним важным фактором в борьбе с нелегальной иммиграцией является обнаружение и задержание преступных групп, вовлеченных в транспортировку нелегальных иммигрантов. Следует отметить, что значительная часть нелегалов пересекает границы именно с их помощью.
В целях борьбы с нелегальной иммиграцией в начале 2012 г. была создана Европейская сеть по анализу рисков, которая служит платформой для обмена информацией между государствами-членами. Годом позже правительство Италии, не дождавшись поддержки ЕС, решило начать финансирование операции «Маре Нострум». Ежемесячно из бюджета страны на ее поддержание уходило 9 млн евро, и в общей сложности сумма превысила 110 млн евро [12]. Между тем, ЕС, начиная с 2007 г. уже потратил 2 млрд евро на патрулирование внешних границ, установку на них систем наблюдения и возведение стен [9].
К мерам внутреннего измерения, которые были приняты в целях борьбы с незаконной иммиграцией, относятся расширение прав и предоставление ряда преимуществ незаконным иммигрантам, не обеспечивающие при этом их легальным статусом. Они в основном заключаются в создании финансируемых государствами приютов и медобеспечения, а также некоторых форм образования.
На современном этапе государства ЕС продолжают ужесточение иммиграционных политик как на национальном уровне, так и на наднациональном. Следует отметить, что противостояние незаконной трудовой миграции является ключевым элементом в большинстве национальных подходов стран-членов к незаконной иммиграции. Однако власти, в особенности государств Южной Европы, показали определенное нежелание усиления своих политик. Это связано с тем фактом, что незаконные трудовые мигранты играют значительную роль в их экономиках. Но в последние десятилетия ситуация начала меняться [4, с. 4-7], так как власти все более осознают проблемы, связанные с незаконными иммигрантами. По причине опасений расходов на социальные нужды нелегалов, которые не платят налоги и социальные выплаты, европейские государства ужесточили свои законодательства [4, с. 4-7]. Во Франции, к примеру, штрафы за трудоустройство нелегальных иммигрантов составляют 1 тыс. минимальных окладов труда. Соответствующие показатели в Германии составляют 50 тыс. евро. Хотя страны Южной Европы несколько отстают в данном вопросе, санкции по отношению к
работодателям на сегодняшний день - часто применяемая во всех национальных политиках в области незаконной иммиграции мера [5, с. 82].
Наряду с этим, государства, в которые прибывают значительные потоки незаконных иммигрантов, стремятся принимать более серьезные экономические санкции и по отношению к странам, не сдерживающим потоки собственных граждан, стремящихся нелегально попасть на территорию ЕС.
Итак, на современно этапе можно выделить следующие основные направления борьбы с незаконной иммиграцией в Европе:
- ужесточение законодательства, регламентирующего въезд и нахождение иммигрантов;
- ужесточение контроля над едиными границами;
- реализация коллективных действий;
- формирование единой консульской и пограничной служб;
- разработка общего свода законов о порядке пересечения внешних границ и подготовка практического руководства для пограничных служб;
- формирование единой базы въездных виз.
Политика ЕС в области нелегальной иммиграции может быть описана преимущественно как концентрирующаяся на внешнем ее измерении. Основные меры, принятые ЕС, носят принудительный характер. Однако имеющиеся рычаги управления миграцией не могут регулировать проблему нехватки трудовой силы в европейских государствах. Между тем, допуск граждан третьих стран в целях трудоустройства на территории ЕС регламентируется внутренним законодательством государств-членов [7]. В большинстве государств рынки труда в состоянии задействовать существенное количество нелегальных трудовых мигрантов. По этой причине вероятность трудоустройства и согласие работодателей использовать труд нелегальных мигрантов являются главными факторами, содействующими усилению нелегальной миграции. Таким образом, в большей степени это рынок труда контролирует иммиграцию в Европе, нежели ограничительные меры, вводимые правительством.
На данный момент иммиграция является единственным альтернативным решением вопросов снижения уровня трудоспособного населения в странах ЕС и должна считаться важным элементом экономического будущего Европы, поэтому в отношении нее необходимо использование прежде всего регулирующих, а не запретительных мер. Ряд экспертов придерживается мнения, что «существуют только два способа борьбы с нелегальной миграцией: либо легализовать ее, либо сократить стимулы для незаконной миграции» [6]. Вместе с тем открытая миграционная политика не является подходящим выбором, так как она повлечет за собой огромные потоки мигрантов по причине существенной разницы в уровнях жизни по сравнению с большинством третьих стран. Следовательно, предстоит работа в направлении сокращения стимулов, способствующих данному процессу.
Литература
1. Безбородова Т. М. К вопросу о социально-экономической природе миграции трудовых ресурсов в Россию из стран ближнего зарубежья // Вестник Омского университета. - 2010. - № 1. - C.76-80.
2. Волох В. А. Противодействие нелегальной миграции: практика ЕС и политика России // Международная жизнь. - 2013. - № 6. - С.88-95.
3. Господынько Н. Е. Нелегальная миграция из стран Северной Африки в ЕС: количественные и качественные характеристики // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 4. - С. 169-173.
4. Boswell C., Straubhaar T. The illegal employment of foreign workers // Intereconomics. - Vol.39. - № 1. -
P.4-7.
5. Carmel E., Cerami A., Papadopoulos T. Migration and welfare in the New Europe: social protection and the challenges of integration. - Bristol: Policy Press, 2011.
6. Collier P. Illegal migration to Europe: what should be done?" [Электронный ресурс]. - URL: http://www. socialeurope.eu/2014/09/illegal-migration/ (дата обращения: 08.04.2015).
7. Commission of the European communities. Communication from the commission to the council, the European Parliament, the European economic and social committee and the committee of the regions. Study on the links between legal and illegal migration. - C0M(2004) 412 final.
8. Euronews. Record deaths in 2014 as migrants try to cross the Mediterranean [Электронный ресурс]. - URL: http://www.euronews.com/2014/12/10/record-deaths-in-2014-as-migrants-try-to-cross-the-mediterranean/ (дата обращения: 29.03.2015).
9. Euronews. EU turning into «Fortress Europe», amnesty warns [Электронный ресурс]. - URL: http://www. euronews.com/2014/07/09/eu-turning-into-fortress-europe-amnesty-warns/ (дата обращения: 03.04.2015).
10. Euronews. Migrants reach Lampedusa after rescue operation saves 700 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.euronews.com/2015/02/14/migrants-reach-lampedusa-after-rescue-operation-saves-700/ (дата обращения: 02.04.2015).
11. Euronews. Italy's costly, deadly battle with migrant traffickers [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.euronews.com/2015/01/02/italy-s-costly-deadly-battle-with-migrant-traffickers/ (дата обращения: 28.03.2015).
12. Euronews. Migrant deaths in Mediterranean show Triton inadequate [Электронный ресурс]. - URL: http://www.euronews.com/2015/02/11/migrant-deaths-in-mediterranean-show-triton-inadequate (дата обращения: 02.04.2015).
13. Euronews. Amnesty says EU «negligent» in migrant tragedy [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.euronews.com/2015/04/22/amnesty-says-eu-negligent-in-migrant-tragedy/ (дата обращения: 22.04.2015).
14. Hansen R. Markets against politics: migration, EU enlargement and the idea of Europe // Journal of ethnic and migration studies. - Vol.28. - № 4. - P.581-601.
15. Replacement migration: is it a solution to declining and ageing populations? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/esa/population/publications/migration/execsum.pdf (дата обращения: 06.04.2015).
References
1. Bezborodova T. M. K voprosu o sotsial'no-ekonomicheskoi prirode migratsii trudovykh resursov v Rossiyu iz stran blizhnego zarubezh'ya [To Socio-Economic Nature of Labor Migration to Russia from CIS Countries]. Vestnik Omskogo universiteta - Bulletin of Omsk University. 2010. No. 1. Pp. 76-80.
2. Volokh V. A. Protivodeistvie nelegal'noi migratsii: praktika ES i politika Rossii [Illegal Migration: EU Practice and Russian Policy]. Mezhdunarodnaya zhizn' - International Affairs. 2013. No. 6. Pp. 88-95.
3. Gospodyn'ko N. E. Nelegal'naya migratsiya iz stran Severnoi Afriki v ES: kolichestvennye i kachestvennye kharakteristiki [Illegal Migration from North Africa to the European Union: Quantitative and Qualitative Characteristics]. Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of Modern Economy. 2008. No. 4. Pp. 169-173.
4. Boswell C., Straubhaar T. The Illegal Employment of Foreign Workers. Intereconomics. V. 39. No. 1. Pp. 4-7.
5. Carmel E., Cerami A., Papadopoulos T. Migration and Welfare in the New Europe: Social Protection and the Challenges of Integration. Bristol: Policy Press, 2011.
6. Collier P. Illegal Migration to Europe: What Should Be Done? Available at: http://www.socialeurope.eu/20 14/09/illegal-migration/ (accessed April 8, 2015).
7. Commission of the European communities. Communication from the commission to the council, the European Parliament, the European economic and social committee and the committee of the regions. Study on the links between legal and illegal migration. COM (2004) 412 final.
8. Euronews. Record deaths in 2014 as migrants try to cross the Mediterranean. Available at: http://www.euro news.com/2014/12/10/record-deaths-in-2014-as-migrants-try-to-cross-the-mediterranean/ (accessed March 29, 2015).
9. Euronews. EU turning into «Fortress Europe», amnesty warns. Available at: http://www.euronews.com/ 2014/07/09/eu-turning-into-fortress-europe-amnesty-warns/ (accessed April 3, 2015).
10. Euronews. Migrants reach Lampedusa after rescue operation saves 700. Available at: http:// www.euronews. com/2015/02/14/migrants-reach-lampedusa-after-rescue-operation-saves-700/ (accessed April 2, 2015).
11. Euronews. Italy's costly, deadly battle with migrant traffickers. Available at: http://www.euronews.com/ 2015/01/02/italy-s-costly-deadly-battle-with-migrant-traffickers/ (accessed March 28, 2015).
12. Euronews. Migrant deaths in Mediterranean show Triton inadequate. Available at: http://www.euronews. com/2015/02/11/migrant-deaths-in-mediterranean-show-triton-inadequate/ (accessed April 2, 2015).
13. Euronews. Amnesty says EU «negligent» in migrant tragedy. Available at: http:// www.euronews.com/ 2015/04/22/amnesty-says-eu-negligent-in-migrant-tragedy/ (accessed April 22, 2015).
14. Hansen R. Markets against Politics: Migration, EU Enlargement and the Idea of Europe. Journal of ethnic and migration studies. V. 28. No. 4. Pp. 581-601.
15. Replacement Migration: Is It a Solution to Declining and Ageing Populations? Available at: http://www.un. org/esa/population/publications/migration/execsum.pdf (accessed April 6, 2015).