REFERENCES
1. Altukhova, E.V. (2020), "Motivational component of physical culture and sports at the university", Physical culture and sport in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: collection of articles. Art. based on the materials of the national scientific-practical. conf., Krasnodar, рр. 464-470.
2. Sevastyanov, V.V., Bugakov, N.I. and Pokusaev, A.M. (2020), "Importance of physical culture and sport in the effectiveness of solving life problems of future university graduates", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 385-388.
3. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Bugakov, N.I. (2020), "General endurance as basic indicator of physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, рp. 335-341.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2021
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Евгений Алексеевич Семизоров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Николай Яковлевич Прокопьев, доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный университет, г. Тюмень; Владимир Николаевич Ананьев, доктор медицинских наук, профессор, Институт медико-биологических проблем РАН, г. Москва; Светлана Владимировна Романова, кандидат биологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
Целью данного исследования являлось изучение показателей физической работоспособности (ФР) в зависимости от характера музыкального сопровождения. Обследовано 30 юношей-студентов 18 (18,3±0,6) лет первых курсов Тюменского аграрного университета Северного Зауралья и Тюменского государственного университета, не занимающихся спортом и имеющих примерно одинаковый учебный режимом дня, отдыха и уровня двигательной активности, разделенных на три равные по численности группы. В первую группу вошли юноши, ФР которых определялась под музыку Мориса Равеля (Болеро); у второй группы использована музыка из произведения В.А. Моцарта «Rondo Alla Turca» - «Турецкое рондо»; у третьей группы применена музыка британской рок-группы Битлз. Тестирование ФР юношам проведено ежедневно в 8 часов утра в течение недели по степ тесту PWC170 в модификации В.Л. Карпмана. На уровень ФР существенное значение имеет характер музыкального произведения. Увеличение ФР у юношей осуществлялось не за счет их физической двигательной активности, а в результате эмоционально-психологического состояния, обусловленного положительным воздействием музыки на центральную нервную систему.
Ключевые слова: юноши, физическая работоспособность, музыка, двигательная активность, нагрузка, университет, результат.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p394-399
INFLUENCE OF MUSICAL SUPPORT ON THE LEVEL OF PHYSICAL WORKING ABILITY OF YOUNG STUDENTS OF UNIVERSITIES
Evgeny Alekseevich Semizorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen; Nikolay Ya-kovlevich Prokopiev, the doctor of medical sciences, professor, Tyumen State University, Tyumen; Vladimir Nikolaevich Ananyev, the doctor of medical sciences, professor, Institute of Biomedical Problems Russian Academia of Sciences, Moscow; Svetlana Vladimirovna Roma-
nova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract
The aim of this study was to study the indicators of physical performance (PP) depending on the nature of the musical accompaniment. Thirty young male students of 18 (18.3 ± 0.6) years of age, first-year students of the Tyumen Agrarian University of the Northern Trans-Urals and Tyumen State University, who do not go in for sports and have approximately the same daily routine, rest and level of physical activity, divided into three equal by the size of the groups. The first group included young men, whose PP was determined to the music of Maurice Ravel (Bolero); the second group used music from the work of V.A. Mozart's "Rondo Alla Turca" - "Turkish Rondo"; the third group used the music of the British rock band The Beatles. FD testing for young men was carried out daily at 8 a.m. during the week according to the step test PWC170 modified by V.L. Karpman. At the level of PP, the nature of the musical work is of essential importance. The increase in PP in young men was carried out not due to their physical activity, but as a result of the emotional and psychological state caused by the positive effect of music on the central nervous system.
Keywords: boys, physical performance, music, physical activity, load, university, result.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье и качество жизни студентов различных профилей обучения является важной государственной задачей. Важнейшим показателем функционального состояния человека является его физическая работоспособность (ФР). Следует подчеркнуть, что вопросам влияния музыки на работоспособность человека, в том числе умственную, посвящено значительное число исследований [1, 2, 5, 7, 8, 11]. Для повышения ФР предлагается использовать специально подобранную музыку, под влиянием которой наблюдаются оптимизации регуляции ритма сердца, функций мозга и расширения резервных возможностей организма. Высказывается мнение, что музыкальное сопровождение может как положительно, так и отрицательно влиять на организм человека при физической нагрузке при занятиях физкультурой и спортом [10], в том числе на ФР [3, 4].
Отмечается, что воспитание музыкой есть веление времени, ибо целенаправленность музыкальных воздействий на человека позволяет программировать его потенциальное поведение и изменять сознание, базирующееся на основе художественного переживания [9]. Поэтому, если в процессе двигательной деятельности учащиеся слышат музыкальную мелодию, то у них непроизвольно возникает слухомоторная координация совершаемых двигательных действий, которая заметно облегчает их за счет звуковой автоматизации выполняемой работы. Пуляевская О.В. отмечает, что ритмичная музыка на 20% улучшает показатели спортсменов.
Дорфман Л.Я. считает, что вызванные музыкой эмоции в связи с силой нервной системы влияют на работоспособность человека.
Загвязинский В.И., указывает, что процесс научного исследования имеет двойственную природу, соединяя в себе, с одной стороны, рациональное объяснение и познавательную деятельность, регулируемую целеполаганием, а с другой - собственно понимание, сопровождающееся формированием смысловой сферы личности. Закирова А.Ф. считает, что «...не существует какого-то абсолютного интуитивного понимания вне элементов рационального объяснения, не нуждающегося в нем, так же как нет и объяснения, не содержащего понимания».
Выдающийся отечественный физиолог А.А. Ухтомский отмечал, что при утомлении музыка или песни на марше поднимают лабильность утомленных нервных звеньев, возвращается слаженность работы во времени, усталость проходит подчас изумительно для того, кто ее носит в себе [12]. Несмотря на такие масштабные научные исследования влияния музыки на показатели ФР человека, в доступной нам литературе мы не нашли работ, проливающих свет влияния различных стилей музыки на ФР юношей студентов вузов, проживающих в условиях Сибири.
МЕТОДИКА
Тестирование физической работоспособности юношам проведено в 8 часов утра по степ тесту PWC170 в модификации В.Л. Карпмана [6].
Результаты исследования обработаны на персональном компьютере с использованием современных электронных программ (STATISTIKA). Анализ материала проводился на основе математических расчетов с вычислением средней арифметической, ошибки средней арифметической, среднего квадратичного отклонения. Оценка достоверности различий осуществлялась с использованием t - критерия Стьюдента.
Исследование соответствовало Приказу МЗ РФ за № 226 от 19.06.2003 года «Об утверждении правил клинической практики в Российской Федерации». Были соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21.2 и 22.1 Конституции РФ, а также Приказ Минздравсоцразвития России №774н от 31 августа 2010 г. «О совете по этике». Исследование проводилось с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано 30 юношей-студентов 18 (18,3±0,6) лет первых курсов Тюменского аграрного университета Северного Зауралья и Тюменского государственного университета, не занимающихся спортом и имеющих примерно одинаковый учебный режимом дня, отдыха и уровня двигательной активности, разделенных на три равные по численности группы. В первую группу вошли юноши, ФР которых определялась под музыку Мориса Равеля (Болеро); у второй группы использована музыка из произведения В.А. Моцарта «Rondo Alla Turca» - «Турецкое рондо»; у третьей группы применена музыка британской рок-группы Битлз. Тестирование ФР юношам проведено ежедневно в 8 часов утра в течение недели по степ тесту PWC170 в модификации В.Л. Карпмана.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследования свидетельствовали о том (таблица 1), что у всех юношей, приступивших к обучению на первом курсе в вузах г. Тюмень, ФР находилась на уровне ниже нормативных значений для данного возраста.
Таблица 1 - Физическая работоспособность юношей-студентов вузов 18 лет г. Тюмени в
динамике недели m зи использовании различного музыкального сопровождения (M±m)
День недели PWC 170 PWC 170
кгм/мин кгм/мин/кг
Музыка Равеля
Понедельник 846,5± 18,7 15,7±0,42
Вторник 849,7±18,9 15,8±0,45
Среда 853,4±19,1 15,8±0,49
Четверг 857,2±19,9 16,0±0,51
Пятница 861,8±21,3 16,2±0,55
Суббота 866,3±21,8 16,3±0,52
Воскресенье 872,6±22,4 16,8±0,58
Музыка Моцарта
Понедельник 851,6±19,6 15,8±0,44
Вторник 855,3±20,2 15,8±0,48
Среда 858,5±20,8 16,1±0,50
Четверг 864,7±21,7 16,2±0,54
Пятница 877,2±23,5 16,5±0,57
Суббота 890,4±24,3 16,9±0,62
Воскресенье 897,8±24,9 17,2±0,70
Музыка Битлз
Понедельник 864,2±22,0 16,2±0,55
Вторник 869,4±22,7 16,6±0,59
День недели PWC 170 PWC 170
кгм/мин кгм/мин/кг
Среда 876,8±24,2 16,6±0,58
Четверг 884,1±24,8 16,9±0,63
Пятница 895,7±26,1 17,1±0,68
Суббота 908,3±27,5 17,4±0,74
Воскресенье 917,5±28,3 17,7±0,80
Это связывается нами с рядом совокупных факторов. Во-первых, с имевшим место до тестирования низким уровнем двигательной активности, связанной с тем, что юноши не занимались физкультурой и спортом. Во-вторых, имевшей место гиподинамией и гипокинезией в связи со сдачей выпускных экзаменов в школе и поступлением в вуз.
Если принять за исходные данные ФР, полученные в понедельник, то становится очевидным, что под влиянием музыкального сопровождения она в абсолютных значениях увеличивается. Так, у студентов, ФР которых изучалась под музыку Равеля, за период с понедельника по воскресенье, она возросла в абсолютных значениях на 26,1 кгм/мин, у тестируемых под музыку Моцарта - на 46,2 кгм/мин, у осуществляющих восхождение на ступеньки под музыку Битлз - на 53,3 кгм/мин (рисунок 1).
60 -53,3
40
20
Рисунок 1.
Равель
Моцарт
Бидлз
- Показатели физической работоспособности в кгм/мин у юношей-студентов вузов г. Тюмень за период с понедельника по воскресенье в зависимости от музыкального сопровождения
Обращает внимание, что показатель ФР за временной период с понедельника по воскресенье у юношей при её тестировании в сопровождении музыки М. Равеля в абсолютных значениях увеличился на 1,1 кгм/мин/кг, музыки В.А. Моцарта - на 1,4 кгм/мин/кг, музыки Битлз - на 1,5 кгм/мин/кг (рисунок 2).
2 1,5 1
0,5
Равель
Моцарт
Битлз
Рисунок 2 - Показатели физической работоспособности в кгм/мин/кг у юношей-студентов вузов г. Тюмень за период с понедельника по воскресенье в зависимости от музыкального сопровождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. У юношей, поступивших на первый курс в вузы г. Тюмень, ФР находится на уровне ниже нормативных значений для данного возраста.
2. Повышение ФР юношей осуществляется не за счет их физической двигательной активности, а в результате эмоционально-психологического состояния, обусловлен-
0
0
ного положительным воздействием музыки на центральную нервную систему. Следует учитывать, что более выраженным воздействием на человека в плане повышения его физической работоспособности являются музыкальные произведения Моцарта и британской рок-группы Битлз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуева И.И. Влияние музыки на умственную работоспособность человека / И.И. Аб-дуева, М.Д. Гайтиева, З.М. Абдурагимова. // Современные проблемы естествознания: материалы Региональной студенческой научно-практической конференции. - Грозный, 2017. - С. 122-128.
2. Долженков Е.А. Влияние музыки на работоспособность студента / Е.В. Егорычева, И.В. Чернышёва, М.В. Шлемова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 296-297.
3. Галеева А.Р. Обзор литературных источников по влиянию музыкальных произведений на работоспособность человека / А.Р. Галеева // Форум молодых ученых. - 2018. - № 12-2 (28). - С. 35-39.
4. Граздич Д.П. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние и работоспособность студентов / Д.П. Граздич // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. - Т. 6, № 1. - С. 103.
5. Игнатьева Е.Е. Исследование влияния музыки на работоспособность человека / Е.Е. Игнатьева // Научно-практические исследования. - 2018. - № 4 (13). - С. 48-49.
6. Карпман В.Л. PWC-170-проба для определения физической работоспособности / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина // Теория и практика физической культуры. - 1969. - № 10. - С. 37-39.
7. Костюченко А.А. Влияние музыки на динамику умственной работоспособности человека / А.А. Костюченко, Е.А. Николаев // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2018. -Т. 3, - № 4 (14). - С. 849-851.
8. Лялина Е.А. Влияние музыки на динамику умственной работоспособности человека / Е.А. Лялина // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. -Москва, 2018. - С. 102-110.
9. Магарамова Т.А. Влияние музыки на работоспособность персонала / Т.А. Магарамова, Т.А. Евстратова // Сборник трудов кафедры менеджмента и административного управления. Российский государственный социальный университет. Отв. ред. Ветрова Е.А. - Москва : Перспектива, 2019. - С. 152-157.
10. Павлов С.Ю. Воздействие музыки на организм человека во время физических упражнений / С.Ю. Павлов // Студенческий форум. - 2019. - № 21-1 (72). - С. 84-86.
11. Посыпкина Я.В. Влияние музыки различных жанров на работоспособность человека / Я.В. Посыпкина, Г.М. Шигабетдинова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2 (58). - С. 885-887.
12. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата / А.А. Ухтомский. - Ленинград : Практическая медицина, 1927. - 168 с.
REFERENCES
1. Abdueva, I.I., Abdueva, I.I., Gaitieva, M.D., and Abduragimov, Z.M. (2017), "The influence of music on the mental performance of a person", Modern problems of natural science: materials of the Regional student scientific and practical conference, Grozny, April 28-30, рр. 122-128.
2. Dolzhenkov, E.A., Egorycheva, E.V., Chernysheva, I.V., and Shlemova, M.V. (2016), "The influence of music on the student's performance", International student scientific bulletin, No. 5-2, рр. 296297.
3. Galeeva, A.R. (2018), "Review of literary sources on the influence of musical works on human performance", Forum of young scientists, No. 12-2 (28). рр. 35-39.
4. Grazdich, D.P. (2017), "The influence of music on the psychoemotional state and performance of students", Bulletin of medical Internet conferences, Vol. 6, No. 1, рр. 103.
5. Ignatieva, E.E. (2018), "Study of the influence of music on human performance", Scientific and practical research, No. 4 (13), рр. 48-49.
6. Karpman, V.L., Belotserkovsky, Z.B., and Lyubin, B.G., (1969), "PWC-170-test for determining physical performance", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, рр. 37-39.
7. Kostyuchenko, A.A. and Nikolaev, E.A. (2018), "The influence of music on the dynamics of human mental performance", Actual problems of aviation and astronautics, Vol. 3, No. 4 (14), рр. 849851.
8. Lyalina, E.A. (2018), "The influence of music on the dynamics of human mental performance", Formation of general cultural and professional competencies of a financier, Moscow, рр. 102110.
9. Magaramova, T.A. and Evstratov, T.A. (2019), "The influence of music on the performance of staff', Proceedings of the Department of Management and Administrative Management, Russian State Social University, Perspective, Moscow, pp. 152-157.
10. Pavlov, S.Yu. (2019), "The impact of music on the human body during physical exercise", Student Forum, No. 21-1 (72), рр. 84-86.
11. Posypkina, Ya.V. and Shigabetdinova, G.M. (2016), "The influence of music of various genres on human performance", Modern scientific research and innovation, No. 2 (58), рр. 885-887.
12. Ukhtomsky, A.A. (1927), Physiology of the locomotor system, Practical medicine, Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.11.2021
УДК 796.011.3
ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Евгения Ивановна Сентизова, старший преподаватель, Мария Ивановна Сентизова,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
Введение. Исследование идет как начальный этап выявления закономерности изменений функционального состояния при дистанционном и традиционном обучении. Цель исследования -выявить начальную закономерность динамики функционального состояния при очном и дистанционном обучении. Методика и организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2019 г. по декабрь 2020 г. на базе ФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», кафедры «Физическое воспитание». Проводился анализ количества направлений в медицинские группы, также анализ функциональных проб. Предметом исследования являются сравнение данных функциональных проб студентов 3 курса специальной медицинской группы гуманитарного направления. Контрольной группой являются студенты очного обучения 2019-2020 учебного года, занимающихся по традиционной программе физической культуры и спорта. Экспериментальной группой являются студенты дистанционного обучения 2020-2021 учебного года, занимающихся с использованием видеоконференцсвязи Zoom и СЭДО Moodle. Занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились 2 раза в неделю по 2 академических часа. Занятия по физкультуре при очном обучении в 2019 г. проводились по утверждённой рабочей программе дисциплины, при дистанционном обучении в 2020 г. по скорректированной программе. У контрольной и экспериментальной группы проводился прием функциональных проб (ортостатическая проба, проба Генчи, проба Штанге, проба Руфье) в сентябре и декабре каждого года (2019, 2020). Методом математико-статистической обработки данных получили сравнительный анализ, определили достоверность различий по t-критерию Стьюдента. Результаты исследования и выводы. По результатам исследования получили разный прирост в показателях у контрольной и экспериментальной групп. На сегодняшний день нет таких возможностей ИТ, которые бы позволили в полной мере заменить очную форму обучения. В связи с чем, рекомендуем: дисциплины (модули) по физической культуре и спорту проводить по возможности в очном формате.
Ключевые слова: студенты, функциональные пробы, занятия физической культурой и спортом, специальная медицинская группа.