Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / MOTOR ACTIVITY / FUNCTIONAL CAPABILITIES / ADAPTIVE RESPONSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Климова Полина Александровна

Установлено, что в процессе обучения в вузе в организме студентов часто возникают неблагоприятные функциональные изменения, определяемые как «феномен физической дизадаптации» [1, с. 144]. Двигательную активность современного человека следует рассматривать как средство улучшения способности организма эффективно использовать биологические возможности при выполнении социальных и производственных функций. Дизадаптация современного человека характеризуется значительными изменениями привычных условий жизни и нарушением механизмов реагирования на резкое изменение темпов и условий жизни, несоответствием возможностей адаптационных реакций на проявление научно - технической революции [2, с. 29].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Климова Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOTOR ACTIVITY ON THE PHYSICAL PERFORMANCE OF STUDENTS

It is established that in the process of studying at the University in the body of students often there are adverse functional changes, defined as «the phenomenon of physical disadaptation» [1]. Motor activity of modern man should be considered as a means of improving the body's ability to effectively use biological capabilities in performing social and industrial functions. The disadaptation of modern man is characterized by significant.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

УДК 796

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

INFLUENCE OF MOTOR ACTIVITY ON THE PHYSICAL PERFORMANCE OF STUDENTS

Назирова Анна Анатольевна

кандидат биологических наук, доцент кафедра адаптивной физической культуры, физиологии

и медико-биологических дисциплин» Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Nazirova Anna Anatolyevna candidate of biological sciences, associate professor department of adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Климова Полина Александровна

студент

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Klimova Polina Aleksandrovna

student

Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Аннотация. Установлено, что в процессе обучения в вузе в организме студентов часто возникают неблагоприятные функциональные изменения, определяемые как «феномен физической дизадаптации» [1, с. 144].

Двигательную активность современного человека следует рассматривать как средство улучшения способности организма эффективно использовать биологические возможности при выполнении социальных и производственных функций. Дизадаптация современного человека характеризуется значительными изменениями привычных условий жизни и нарушением механизмов реагирования на резкое изменение темпов и условий жизни, несоответствием возможностей адаптационных реакций на проявление научно-технической революции [2, с. 29].

Abstract. It is established that in the process of studying at the University in the body of students often there are adverse functional changes, defined as «the phenomenon of physical disadaptation» [1]. Motor activity of modern man should be considered as a means of improving the body's ability to effectively use biological capabilities in performing social and industrial functions. The disadaptation of modern man is characterized by significant.

Ключевые слова: двигательная активность, функциональные возможности, адаптационные реакции.

Keywords: motor activity, functional capabilities, adaptive responses.

Исследования показали, что многие люди находятся в состоянии предболезни, т.е. в пограничном состоянии, когда они не имеют достаточных функциональных возможностей для полноценного труда и отдыха, у них отсутствуют необходимые физические кондиции. Коррекция проявлений физической дизадаптации обеспечивает снижение заболеваемости и повышение качества здоровой жизнедеятельности [2, с.30].

Обследованы студенты юношеского возраста (17-20 лет) младших курсов ФГБОУ ВО «ЛГПУ», всего 218 человек, из них 65 юношей и 153 девушки.

По результатам медицинского обследования, проводимого специалистами, студенты распределены на группы, имеющие низкую, среднюю и высокую двигательную активность (ДА).

Студенты, занимающиеся циклическими и ациклическими видами спорта (легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, гиревой спорт, плавание), имели высокий уровень ДА и были отнесены к основной группе.

Студенты, не занимающиеся спортом, отнесены к группе с низкой ДА -контрольная группа.

При обследовании студентов решались следующие частные задачи:

- обоснованность распределения на медицинские группы для занятия студентов физическим воспитанием (основная, подготовительная и специальная);

- оценка взаимосвязи показателей здоровья и уровня развития двигательных функций;

- определение степени корреляции физической работоспособности PWC-170 и различных режимов ходьбы и бега.

Проведена стандартная проба PWC 170 для определения уровня ФР с расчетом МПК по методике В.Л. Карпмана с соавт., (1988) [3, с.48]. Нагрузка рассчитывалась по формуле:

N = Р ж Н ж п ж 1,3,

где: N - мощность нагрузки (кгм/мин); Р - масса тела обследуемого (кг); h - высота ступеньки; п - часота восхождений на ступеньку в минуту; 1,3 - коэффициент уступающей и преодолевающей работы при степ-тестировании.

Исследуемому предлагались две нагрузки продолжительностью по 2 минуты каждая с 3-минутным отдыхом между ними. Расчет физической работоспособности проводился по формуле В.Л. Карпмана:

РЖСлуо = N1 + (N2 - N1) ж 170 - ^1 , 170 У /2 - /1

где: N 1- мощность первой нагрузки (кгм/мин), N 2 - мощность второй нагрузки (кгм/мин), f 1 - ЧСС после выполнения первой нагрузки (уд/мин), f 2 - ЧСС после выполнения второй нагрузки (уд/мин).

МПК рассчитывали по формуле:

МПК = 1,7 ж РЖС170 +1240 МПК (мл / кг) = МПК / МТ

Изучение работоспособности по тесту PWC170 в первом семестре показало, что у юношей основной группы величина PWC170 составила 1079,12±16,23 кг/мин, у юношей контрольной группы - 973,58±11,14 кг/мин. Таким образом, у юношей с высокой ДА показатель выше на 105,54 кг/мин (9, 8%).

У девушек основной группы величина PWC170 составила 872,69±13,67 кг/мин, что на 234,22 кг/мин (26,8%) выше, чем у девушек контрольной группы (638,47±12,83 кг/мин).

Установлено, что МПК у юношей основной группы составило 43,55±1,55 мл/кг, а у юношей контрольной группы - 44,15±0,96 мл/кг. У девушек с высокой ДА (47,56±1,16 мл/кг) и низкой ДА (41,51±1,16 мл/кг) выявлены различия в значениях: у девушек с высокой ДА МПК выше на 6,05 мл/кг (12,7%), чем у девушек с низкой ДА.

Таким образом, у девушек и юношей контрольной группы (с низкой двигательной активностью), PWC170 ниже, чем у студентов с высокой двигательной активностью. В то же время у юношей с низкой двигательной активностью МПК выше, по сравнению с юношами основной группы, а у девушек с высокой двигательной активностью МПК достоверно выше (Р<0,05), чем у девушек с низкой двигательной активностью.

Анализ заболеваемости первокурсников за 1 семестр показал, что за медицинской помощью обратились 68 студентов (34,1%). Это составило 132 случая, то есть в среднем - по 2 случая на одного студента. По данным обращаемости на первом месте были отмечены заболевания органов дыхания - 63,4%, в том числе ОРВИ -41,7%, ларингиты -11%, бронхиты - 5%. На втором месте зарегистрированы болезни костно-мышечной системы - 13,2%, на третьем - системы кровообращения - 6,3%. Следует отметить, что 22% студентов имеют аномалии рефракции глаза, однако обращаемость к врачу по этому виду заболевания наименьшая.

Сравнение функциональных возможностей студентов, сгруппированных по признаку «состояние здоровья», не обнаружило существенной разницы между такими группами.

Изучение воздействия различных двигательных режимов на организм занимающихся показывает, что однократные и двукратные занятия в неделю служат лишь средством активного отдыха и организации досуга, но не оказывают формирующего воздействия на организм.

Литература

1. Агаджанян Н. А. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза / Н. А. Ага-джанян, Т. В. Ионова., М. Ф. Сауткин // Физиология человека, 1994. - Т. 20. - № З. - С. 144150.

2. Апанасенко Г. А. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г. А. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Теория и практика физической культуры, 1989. - № 4. - С. 29-31.

3. Карпман В. Л. Исследование физической работоспособности / В. Л. Карпман, И. А. Гудков, Э. В. Белоцерковский. - Москва : Медицина, 1980. - С. 93.

References

1. Agadzhanyan, N. And. The development of optimal functional level of nonspecific resistance in the period of students ' adaptation to the conditions of the University / N. A. Aga-dzhanyan, T. V. Ionova., Sautkin M. F. // human Physiology, 1994. - T. 20. - N C - P. 144-150.

2. Apanasenko, G. A. Physical health and maximal aerobic capacity of the individual / G. A. Apanasenko, R. G. Naumenko // Theory and practice of physical culture, 1989. - No. 4. -Pp. 29-31.

3. Karpman, V. L. Research of physical performance / V. L. Karpman, I. A. Gudkov, E. V. Belotserkovsky. - M.: Medicine, 1980. -P. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.