Научная статья на тему 'ДОМИНАНТА А.А. УХТОМСКОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ДОМИНАНТА А.А. УХТОМСКОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
юноши студенты / начальный этап обучения / физическая работоспособность / доминанта. / young students / the initial stage of study / physical performance / dominant.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев Н.Я., Ананьев В.Н., Семизоров Е.А., Али Махаммад Али, Хромина С.И.

В статье представлены результаты изучения влияния доминанты академика А.А. Ухтомского на показатели физической работоспособности (ФР, кгм/мин) по степ тесту PWC 170 у юношей-студентов тюменских вузов на начальном этапе получения образования. Показано, что доминанта, с одной стороны, на основании словесного внушения врача студенту; с другой – благотворного влияния музыки на его ФР, обладает возможностями непосредственного превосходства над всеми другими доминантами, именуемая нами доминанта гипноза. Такой «тандем» достоверно повышает уровень ФР, что следует учитывать при проведении тренировочного и соревновательного процесса. Указывается на важность дальнейшего изучения учения о доминанте в сфере физической культуры и спорта с целью философского осмысления состояния функциональных систем при различных видах воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьев Н.Я., Ананьев В.Н., Семизоров Е.А., Али Махаммад Али, Хромина С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ABOUT THE DOMINANT ACADEMICIAN A.A. KHTOMSKY IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article presents the results of the study of the influence of the dominant of academician A.A. Ukhtomsky on the indicators of physical performance (FR, kgm/min) according to the step test PWC 170 in young students of Tyumen universities at the initial stage of education. It is shown that the dominant, on the one hand, is on the basis of verbal suggestion of the doctor to the student; on the other hand, the beneficial effect of music on his FR, has the possibility of direct superiority over all other dominants, which we call the dominant of hypnosis. Such a "tandem" significantly increases the level of FR, which should be taken into account when conducting a training and competitive process. The importance of further study of the doctrine of the dominant in the field of physical culture and sports in order to philosophically comprehend the state of functional systems in various types of influence is indicated.

Текст научной работы на тему «ДОМИНАНТА А.А. УХТОМСКОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ДОМИНАНТА А.А. УХТОМСКОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Прокопьев Н.Я.

доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕ, заслуженный рационализатор РФ ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень

Ананьев В.Н. доктор мед. наук, профессор ГНЦ РФ Институт медико-биологических проблем РАН, г. Москва Семизоров Е.А. канд. пед. наук, доцент «Аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

Али Махаммад Али Тренер сборной команды Сирии по шоссейным гонкам. Магистрант 2 года обучения Института физической культуры ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень

Хромина С.И. канд. биол. наук, доцент «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

TEACHING ABOUT THE DOMINANT ACADEMICIAN A.A. KHTOMSKY IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Prokopyev N.

Industrial University of Tyumen Ananyev V.

The Institute of Biomedical Problems Semizorov E.

Northern Trans-Ural State Agricultural University

Ali Mahammad Ali Industrial University of Tyumen Khromina S.

Industrial University of Tyumen

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты изучения влияния доминанты академика А.А. Ухтомского на показатели физической работоспособности (ФР, кгм/мин) по степ тесту PWC 170 у юношей-студентов тюменских вузов на начальном этапе получения образования. Показано, что доминанта, с одной стороны, на основании словесного внушения врача студенту; с другой - благотворного влияния музыки на его ФР, обладает возможностями непосредственного превосходства над всеми другими доминантами, именуемая нами доминанта гипноза. Такой «тандем» достоверно повышает уровень ФР, что следует учитывать при проведении тренировочного и соревновательного процесса. Указывается на важность дальнейшего изучения учения о доминанте в сфере физической культуры и спорта с целью философского осмысления состояния функциональных систем при различных видах воздействия.

ABSTRACT

The article presents the results of the study of the influence of the dominant of academician A.A. Ukhtomsky on the indicators of physical performance (FR, kgm/min) according to the step test PWC 170 in young students of Tyumen universities at the initial stage of education. It is shown that the dominant, on the one hand, is on the basis of verbal suggestion of the doctor to the student; on the other hand, the beneficial effect of music on his FR, has the possibility of direct superiority over all other dominants, which we call the dominant of hypnosis. Such a "tandem" significantly increases the level of FR, which should be taken into account when conducting a training and competitive process. The importance of further study of the doctrine of the dominant in the field of physical culture and sports in order to philosophically comprehend the state of functional systems in various types of influence is indicated.

Ключевые слова: юноши студенты, начальный этап обучения, физическая работоспособность, доминанта.

Keywords: young students, the initial stage of study, physical performance, dominant.

<Ц»4»21 ^2» 1.1. иКИТОМ8КУ ^и^ <^>21 ^2 Jlдл <2Ш21 <¿2^1 ^

' '¿¿Л^*^.' ¿. ^¿¿2121 ¿. • ^JJJlJ¿л¿u' !. 1. •

^¿2«3 ^дл^^З. Jl2.л21 ^132 J¿JlJ 1. 1.

(FR)

PWC 170 <¿2 ыид21 <^2 ¿¿^ <^2 <2д^л21 <¿2^1

¿л ^¿2«з21. ¿иЗ^ ¿1 ¿484*21' ¿л <¿^12' ^2» ^¿¿^ ¿л £ы21Ъ22 ¿л <¿^12 ' .¿¿¿д21

^л22 ^2» FR / 42 ' ^¿2 <и1£.л) <¿^2321 ^2»

¿¿лл ¿¿2А14А21 ' А^л^и ¿А±4А21 ^2»

^ - ¿и JJJJj ЗJ¿JS ¿л J1 FR'

^¿^ ¿1 аь^ ^2 <¿2.4» <¿^<2123^

10- ^21 ЗллА <2^1 ^л ¿¿¿2» ¿^¿4^21 ^2 Jlдл <212^21 <¿2^1 ¿л ^42 <21д, ^221 <¿¿¿£^21 ^2 ■ «в* -

¿л <¿^1221 <¿2^,2221.

^¿21' <2*14*21.

Актуальность. Жизненный и творческий путь выдающего отечественного учёного академика Алексея Алексеевича Ухтомского (1875 - 1942) [7, 10, 14, 15, 16, 18, 21, 22, 23, 28] и его учение о доминанте многие десятилетия привлекает внимание ученых.

Учение о доминанте Ухтомского не только не сходит со страниц педагогической и медицинской печати, но и является предметом постоянного изучения и осмысления [2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 17, 19, 26].

Философски осмысливая учение о доминанте, мы должны признать, что и до настоящего времени человеческий мозг продолжает оставаться для нас загадкой, тогда как раскрытие его тайн является сложнейшей задачей, не поддающейся стандартным подходам [12, 20, 27].

На позициях платформы современной физиологии мы понимаем доминанту как рефлекс, причём главенствующий, который задает способ реакции на имеющиеся раздражители и направляет наше поведение на одну, притом основную в данный момент задачу. При таком подходе доминанта изменяет или тормозит другие возможные рефлексы. А.А. Ухтомский отмечал «Главенствующее возбуждение организма в данный момент су-

щественно изменяло роль некоторых центров и исходящих из них импульсов для данного момента» [24]. Таким образом, доминантой А.А. Ухтомский называл господствующий очаг возбуждения, предопределяющий характер происходящих в текущий момент реакций центров. Следовательно, основной принцип действия доминанты - это механизм организации не только коры головного мозга, но и всей нервной системы человека в целом. А.А. Ухтомский по этому поводу отмечал, что устанавливающаяся доминанта обыкновенно «... очень инертна и прочна в центрах» [25].

Касаясь теории и практики современного спорта отметим, что одно из главенствующих мест в победе на различного рода соревнованиях принадлежит психическому состоянию спортсмена и его стресс устойчивости, которые сегодня, как никогда, нуждаются в глубоком исследовании, но с позиций возрастной и гендерной физиологии. В этой связи считаем не только уместным, но и необходимым вспомнить выдающегося отечественного физиолога И.М. Сеченова, который в книге «Рефлексы головного мозга» отмечал, что «Все психические акты должны всецело принадлежать физиологическому исследованию ...». Доказательством сказанного являются примеры выступлений биатлонистов нашей страны на различных международных соревнованиях. Часто спортсмены входят в число 10 лучших, но значительно реже в число призеров. Вероятно, нет необходимости и смысла говорить о том, что их физическая работоспособность может в течение нескольких дней значительно снизится. В любом соревновании доминирующее значение у каждого спортсмена должна быть мотивации на победу. В спорте побеждает, естественно, сильнейший, но только настроенный на победу спортсмен.

Что касается системной реакции поведения организма человека, то она возникает в результате обработанной нервными центрами коры головного мозга в результате многолетних тренировок информации от тех событий, что ранее имели место быть, т.е. во времени. Именно благодаря избирательности восприятия информации извне активно развивается и совершенствуется собственная внутренняя физиологически обусловленная среда организма [1].

Если вопросы доминанты в построении и проведении педагогического процесса достаточно полно освещены в специальной литературе, то вопросы доминанты в практике физиологии и педагогики спорта остаются вне поля зрения. Практически не изучено влияние, с одной стороны, словесного (гипнотического) внушения человеку о возможности повышения его ФР; а с другой - влияния музыки на ФР.

Цель: по степ тесту PWC 170 оценить влияние доминирующего гипнотического воздействия и музыки на физическую работоспособность студентов юношеского возраста вузов г. Тюмени.

Материалы и методы. Методом случайной выборки в спортивном зале в условиях искусственного освещения около 270 люкс; при температуре

воздуха 19-200 С, влажности воздуха 37-38 % и атмосферном давлении 754-756 мм. рт. ст., что соответствовало нормативным документами СанПин и СНиП, проведено тестирование ФР у студентов в период с 8 до 10 часов утра по степ тесту PWC170 В.Л. Карпмана.

С устного согласия ФР была изучена у 42 юношей-студентов 18 (18,3±0,6) лет, приступивших к занятиям в трех профильных вузах Тюмени разделенных на три группы. В первую группу (Г-1) из 16 человек вошли юноши, которым при определении ФР в сопровождении музыки было выполнено гипнотическое воздействие. Вторую группу составили 19 юношей (Г-2), ФР которых была изучена под музыку, но без гипноза. Третью группу (Г - 3) составили 7 юношей, регулярно занимающихся спортом (гиревой спорт - 2, лыжные гонки - 2, велоспорт -1, бокс - 1, единоборства - 1), оценка ФР которых проведена в сопровождении музыки и гипноза.

Отметим, что юноши Г-1 и Г-2 имели примерно одинаковый учебный режимом дня, отдыха и уровня двигательной активности. Степ тестирование выполнено под музыку В.А. Моцарта «Rondo Alla Turca» - «Турецкое рондо». Всем юношам проведено анкетирование с целью выяснения их отношения к музыке при проведении степ теста.

Результаты исследования обработаны на персональном компьютере с использованием современных электронных программ (STATISTIKA). Оценка достоверности различий осуществлялась с использованием t - критерия Стьюдента.

Выполнены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21.2 и

Таблица 1

Предпочтения юношей студентов вузов г. Тюмени при определении физической работоспособности по

22.1 Конституции РФ. Исследование проводилось с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС) и устного согласия студентов.

Результаты и их обсуждение.

Результаты анкетирования после степ тестирования уровня ФР у юношей сравниваемых групп свидетельствовали о том, что предпочтения были практически одинаковыми (табл. 1). Заслуживает внимание информация о том, что тестирование уровня ФР студенты Г-1 и Г-2 предпочитали под музыку без слов, тогда как для группы Г-3 это не имело значения. Следует отметить, что часть студентов убеждена в том, что музыка не только поднимает настроение и улучшает эмоциональный настрой, но и придаёт большую уверенность в себе. Откровением для нас стало то, что сочетание одновременного проведения гипнотического внушения о скрытых функциональных резервах организма, неиссякаемой жизненной энергии и потенциально высокой ФР, особенно при музыкальном сопровождении, вызвало желание у студентов групп Г-1 и Г-2 не только заняться физкультурой, но и спортом. Пусть число таких юношей в процентном отношении не велико, но мы убеждены в том, что на подсознательном уровне они ранее хотели заниматься физкультурой и спортом, но для реализации желания не было доминирующего, как говорил академик А.А. Ухтомский, фактора, каким стало внушение на фоне музыки.

Степ тестирование ФР с Степ тестирова-

Предпочтения гипнотичес -ким ние ФР под

внушением и музыку

музыкой

Музыку без слов 87 93

Музыку со словами 13 7

Музыку в сольном исполнении 15 11

Словесное сопровождение музыки безразлично 85 89

Словесное сопровождение отвлекает от ритма восхождения 12 10

Словесное сопровождение не даёт сосредоточиться 11 9

Музыка придает эмоциональный настрой 84 88

Музыка поднимает настроение 89 92

Музыка придает ощущение «прилива сил» 27 25

Музыка делает более уверенным в себе 39 37

Музыка наводит на мысль заняться физкультурой 22 15

Музыка наводит на мысль заняться спортом 17 16

Громкая музыка отвлекает от выполнения теста 90 94

Громкая музыка вызывает чувство раздражения 16 18

Предпочитают тестирование без музыки 4 3

Оптимальная громкость музыкального сопровождения при те-

стировании: • 70-80 децибел 89 86

• 60-70 децибел 8 10

• Более 80 децибел 3 4

Полученные в результате исследования данные свидетельствовали о том (табл. 2), что у юношей Г-1 и Г-2 ФР находилась на уровне ниже нормативных значений для данного возраста, что связывается нами с рядом совокупных факторов. Во-первых, с низким уровнем двигательной активности, связанной с тем, что юноши не занимались

физкультурой и спортом. Во-вторых, имевшей место гиподинамией и гипокинезией в связи со сдачей выпускных экзаменов в школе и поступлением в вуз. В-третьих, отсутствием мотивации заниматься физкультурой и спортом.

Таблица 2

Физическая работоспособность юношей-студентов 18 лет вузов г. Тюмени (M±m)

Группа PWC 170 PWC 170

кгм/мин кгм/мин/кг

Г-1 (П = 19) 863,25±17,72 12,22±0,48

Г-2 (П = 16) 907,56±19,49 12,95±0,51

Г-3 (П = 7) 1093,29±15,56 15,65±0,79

Результаты изучения ФР у юношей-студентов вузов г. Тюмени с одновременным использованием поверхностного гипнотического воздействия и музыкального сопровождения свидетельствовали о

том, что она достоверно ф<0,05) повышалась. На наш взгляд (рис. 1), разница в значениях ФР, составившая 44,31 кгм/мин между юношами Г-1 и Г-2, значительная.

300 250 200 150 100 50 0

230

185,7 ^^

1

Г1 - Г2

Г2 - Г3

Г1 - Г3

Рис. 1. Различия в показателях физической работоспособности между юношами сравниваемых групп.

Что касается группы Г-3, то в начале учебного года у них ФР находилась на значениях 1093,29±15,56 кгм/мин, что достоверно выше, чем у их сверстников из Г-1 и Г-2. Из анамнеза мы установили, что представители этой группы во время обучения в школе, а также в период сдачи выпускных и вступительных экзаменов продолжали заниматься спортом.

При этом разница в ФР в абсолютных значениях между Г-1 и Г-3 составила 230,04 кгм/мин, между Г-2 и Г-3 - 185,73 кгм/мин, что статистически достоверно ф<0,05).

На основании тестирования можно сделать следующие выводы.

1. У юношей, поступивших на первый курс в вузы г. Тюмень и ранее имевших низкой уровень двигательной активности, ФР ниже нормативных значений для данного возраста. ФР юношей, до поступления в вузы занимавшихся спортом, достоверно выше.

2. Впервые в практике физической культуры показано, что повышение ФР юношей может быть достигнуто за счет их эмоционально-психологического настроя, обусловленного положительным со-четанным влиянием на центральную нервную систему гипнотического воздействия, как доминирующего фактора, и музыки. Поверхностное

гипнотическое воздействие на фоне музыки способствует повышению уровня ФР юношей студентов, что следует учитывать при построении учебного процесса в вузах и проведении тренировочных занятий в ДЮСШ и фитнес клубах.

Перспективы дальнейших исследований. По мнению студентов при планировании учебных и тренировочных занятий по физической культуре в вузах, во-первых, желательно использование различных музыкальных произведений, сопровождающих проведение дозированной физической нагрузки. Во-вторых, следует изучать музыкальные предпочтения студентов для подбора музыкальных произведений, как во время тренировочных спортивных занятий, так и при обычных занятиях физкультурой в соответствии с программой физического воспитания в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях. Авторы принимали участие в разработке темы и дизайна исследования, сбора материала и его обработке, а также написании рукописи. Авторами была согласована и одобрена окончательная версия рукописи. Авторы несут полную

ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать. Авторы не получали гонорар за исследование.

Литература

1. Агеева Н.А. Учение о доминанте А. А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования / Н.А. Агеева //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 10-2 (42). - С. 117-122.

2. Ананьев В.Н. Анализ механизмов гипноза с позиций учения о доминанте академика Ухтомского /Ананьев В.Н., Торшин В.И. //Естественные и технические науки. - 2020. - № 9 (147). - С. 69-72.

3. Ананьев В.Н. Гипноз в механизмах учения о доминанте академика Ухтомского / В.Н. Ананьев. //Научный альманах. - 2020. - № 6-2 (68). - С. 5969.

4. Ананьев В.Н. Значение мышечной доминанты Ухтомского для увеличения силы мышц / В.Н. Ананьев, Е.А. Семизоров, Н.Я. Прокопьев // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 02 апреля 2021 года. - С. 6468.

5. Ананьев В.Н. Значение учения о доминанте академика Ухтомского в объяснении механизмов гипноза / В.Н. Ананьев //Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 64-2. - С. 19-23.

6. Артеменков А.А. Запредельное торможение и доминанта А. А. Ухтомского / А.А. Артемен-ков // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2018. - № 33 (52). - С. 119-129.

7. Аршавский И.А. Мы все равны друг перед другом. Воспоминания об А.А. Ухтомском. Смысл и судьба доминанты нравственности / И.А. Аршав-ский. - Рига: Педагогический центр Эксперимент, 2002. - 288 с.

8. Аршавский И.А. Учение А.А. Ухтомского о хронотопе - его значение в анализе временных механизмов и закономерностей биологии индивидуального развития / И.А. Аршавский. //Успехи физиологических наук. 1991. - Т 22. - № 3. - С. 3-24.

9. Бикташева Н.Н. Совершенствование личности по А. А. Ухтомскому / Н.Н. Бикташева // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции. - Ярославль, 26-27 сентября 2017 г. - С. 437-440.

10. Виноградов М.И. Творческий путь академика Алексея Алексеевича Ухтомского / М.И. Виноградов. //Вестник Ленинградского университета. - 1950. - № 9. - С. 17-31.

11. Голубева Л.Н. Культурологическая педагогика А.А. Ухтомского / Л.Н. Голубева //Культурология. - 2012. - № 1 (60). - С. 184-192.

12. Ефремов А.Ю. Неизведанные тайны головного мозга / А.Ю. Ефремов, Ю.М. Шеина, А.В. Симонова //Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - Т. 2. - № 2 (3). - С. 468-470.

13. Ждан А.А. Вклад А.А. Ухтомского в чело-векознание / А.А Ждан //Вопросы психологии. -2017. - №3. - С.137-148.

14. Зеленогорский М.Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского) /М.Л. Зеленогорский - М.: Мосты культуры, 2011. - 448 с.

15. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) /

B.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2000а. -№4. - С. 79-97.

16. Зуев К.Б. Алексей Алексеевич Ухтомский. Биографический очерк / К.Б. Зуев, Е.Ю. Зуева //История российской психологии в лицах: Дайджест. - 2016. - № 5. - С. 20-30.

17. Зуева Е.Ю. Учение о доминанте А. Ухтомского на стыке естествознания, религии, философии, психологии и литературы / Е.Ю. Зуева, К.Б. Зуев //PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4. - С. 78-88.

18. Каюмова А.Ф. Выдающийся отечественный физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский / А.Ф. Каюмова, С.М. Мочалов // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии. сборник научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции: к 135-летию со дня рождения А.А. Ухтомского. Ответственный редактор: Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна. -Уфа, 25-27 декабря 2010 г. - С. 8-14.

19. Мальчева С.П. Учение о доминанте А.А. Ухтомского: значение для современной науки /

C.П. Мальчева //Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2017.

- Т. 1. - С. 335-341.

20. Павлова Л.П. Доминанты деятельного мозга человека. Системный психофизиологический подход к анализу ЭЭГ. /Л.П. Павдлва - СПб.: Ин-форм-Навигатор, 2017. - 432 с.

21. Резник С. Против течения. Академик Ухтомский и его биография. /С. Резник // Семь искусств.

- 2014. - №5(52). - С.35-55.

22. Соколова Л.В. Из истории становления комплексной науки о человеке (учение А.А. Ухтомского о биосоциальной природе человека) /Л.В. Соколова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 5. - С. 101-111.

23. Урываев В.А. Князь А.А. Ухтомский - священнослужитель, академик, философ. [Электронный ресурс] / В.А. Урываев // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - №2. URL: http://medpsy.ru

24. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Собрание сочинений.

- Л., 1960. - Т. 1. - С. 163-173.

25. Ухтомский А.А. Доминанта. /А.А. Ухтомский. - СПб, 2002. - 448 с.

26. Учение о доминанте академика А.А. Ухтомского в педагогической практике сферы физической культуры и спорта / Н.Я. Прокопьев, В.Н. Ананьев, Е.А., Семизоров Е.С. Гуртовой, С.И. Хромина

//Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. -2020. - № 4 (28). - С. 71-75.

27. Шарипов Ш.Ш. Загадка человеческого мозга / Ш.Ш. Шарипов //NovaUm.Ru. - 2017. - № 7. -С. 139-140.

28. Шемеровский К.А. К 145-летию со дня рождения академика А.А. Ухтомского / К.А. Шемеровский, Г.В. Долгов, А.Ю. Захаров // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XXIV международной научной конференции. - Екатеринбург, 10 декабря 2020 года. - С. 31-35.

ФОРМУВАННЯ ЩДПРИеМНИЦЬКО1 КОМПЕТЕНТНОСТ1 УЧН1В: УКРАШСЬКИЙ ТА

АМЕРИКАНСЬКИЙ ДОСВЩ

Слтенко В.О.

доктор фшософИ] 3i спецiальностi 011 - oceimni, педагогiчнi наук, старший викладач кафедри то-

земних мов

Уманського державного педагoгiчнoгo утверситету iMeni Павла Тичини

STUDENTS ENTREPRENEURIAL COMPETENCE FORMATION: UKRAINIAN AND AMERICAN

EXPERIENCE

Slipenko V.

Ph.D in Philosophy degree, specialty 011 - educational, pedagogical sciences, Senior Lecturer of Foreign

languages department

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman, Ukraine

АНОТАЦ1Я

У статп охарактеризовано сутнють шдприемницько! компетентносп особистосп, що пропонуеться американською i укранською науковою спшьнотах та здшснено !х порiвняльний аналiз, визначено структуру шдприемливосп школярiв, яка включае так якостг смшивють, наполегливють, сприйнятливiсть i креативнiсть. Розкрито особливосп формування пiдприемницькоi компетентностi учшвсько! молодi в США та Укрш'ш. Проаналiзовано методичне забезпечення процесу формування шдприемниць^' компе-тентностi в укранських та американських середнiх школах.

ABSTRACT

The article characterizes the essence of entrepreneurial competence of the person proposed by American and Ukrainian scientific communities and made their comparative analysis, the structure of students' entrepreneurship is defined, which includes such qualities as courage, perseverance, receptivity and creativity. The peculiarities of formation entrepreneurial competence of student youth in the USA and Ukraine are revealed. The methodological support of the process of formation entrepreneurial competence in Ukrainian and American secondary schools is analyzed.

Ключовi слова: особиспсть учня, шдприемливють, тдприемницька компетентшсть, методичне забезпечення, середня школа, США, Украша.

Keywords: student's personality, entrepreneurship, entrepreneurial competence, methodological support, secondary school, the USA, Ukraine.

Introduction For successful development of any state's economy highly skilled specialists from different sectors of the economy, initiative, purposeful, capable of navigating in a constantly changing world, able to solve various problems of the economic sphere of civil society's life are needed. It requires from the personality not only the readiness to adhere in the adult professional life labor ethics (culture of work, commu-nicability, obligatory, personal responsibility), but also the necessary level of economic knowledge.

Therefore, the formation of entrepreneurial competence of school graduate becomes strategic, considering also the concept "New Ukrainian School" for the period up to 2029 and Law of Ukraine "About Education". With this in mind, Ukrainian scholars and researches (Y. Bilova, Z. Varnaliy, G. Gorlenko, G. Ko-valchuk, L. Medvid, O. Protsenko, V. Sisonenko etc.), using foreign experience, in particular American, find

out the specific features of the entrepreneurial secondary student' personality, ways and peculiarities of entrepreneurial competence education; determine the content and develop the method of economic education of secondary students; study the peculiarities of children's learning fundamentals of entrepreneurship [17, pp. 23-27].

It should be noted that the development of entrepreneurial competence in secondary students is also determined by American educators as the most important result of school activities to date, in addition, on December 18, 2006, in consequence of the many years of discussion among representatives of educational institutions of the European Union countries, an important document Recommendations of the European Parliament and the Council of Europe "Key competencies for lifelong learning (European benchmarks)" was adopted. The European Parliament has identified eight

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.