Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Алтухова Елена Владимировна, Литвинов Евгений Викторович

Введение. В процессе физического воспитания студентов важно учитывать эффективность проведения самостоятельных занятий. Это предусматривает использование педагогического и врачебного контроля, а также самоконтроля студентов. Цель исследования - выявить наиболее характерные ошибки студентов при планировании и проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями. Методика и организация исследования. Нами применялись анализ дневников самоконтроля студентов экспериментальной группы в количестве 33 человек, а также педагогическое наблюдение за выполнением контрольных заданий в процессе проведения методико-практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Результаты исследования и их обсуждение. У 51,6% занимающихся отсутствует разминочная ходьба и бег, также стоит отметить, что 9% студентов сводят все самостоятельное занятие к выполнению одного комплекса общеразвивающих упражнений. В основной части занятия лишь 9% занимающихся включают в программу занятий бег продолжительностью более 20 минут. Выводы. Выявленные нами ошибки в планировании и проведении самостоятельных занятий студентов наблюдались на начальном этапе реализации раздела самостоятельной работы. Это дает основание для коррекции и устранения данных ошибок. При этом определяющее значение имеет педагогический контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Алтухова Елена Владимировна, Литвинов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PLANNING AND IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT PHYSICAL EXERCISES BY STUDENTS

Introduction. In the process of physical education of students it is important to take into account the effectiveness of independent studies. This involves the use of pedagogical and medical control, as well as self-control of students. The purpose of the study - to reveal the most typical mistakes of students in planning and conducting independent physical exercises. The methodology and organization of the study. We used the analysis of self-control diaries of the students of the experimental group, in the amount of 33 people, as well as pedagogical observation of the fulfillment of control tasks in the process of conducting methodological and practical classes in the discipline “Physical culture and sports”. Research results and discussion. 51.6% of those involved do not have warm-up walking and running, it is also worth noting that 9% of students reduce all independent training to the implementation of one set of general developmental exercises. In the main part of the lesson, only 9% of the trainees include jogging for more than 20 minutes in the training program. Conclusions. The mistakes identified by us in planning and conducting independent studies of students were observed at the initial stage of the implementation of the section of independent work. This provides a basis for correcting and eliminating these errors. At the same time, pedagogical control is of decisive importance.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ»

ской подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical model of military-professional training of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.

2. Zyukin, A.V., Bolotin A.E. and Napalkov Yu.A. (2014), "Factors determining the need to form the readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for combat activities using combat and physical training means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.11.2021

УДК 796.011.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Алтухова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I; Евгений Викторович Литвинов, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой, Воронежский государственный технический университет

Аннотация

Введение. В процессе физического воспитания студентов важно учитывать эффективность проведения самостоятельных занятий. Это предусматривает использование педагогического и врачебного контроля, а также самоконтроля студентов. Цель исследования - выявить наиболее характерные ошибки студентов при планировании и проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями. Методика и организация исследования. Нами применялись анализ дневников самоконтроля студентов экспериментальной группы в количестве 33 человек, а также педагогическое наблюдение за выполнением контрольных заданий в процессе проведения методико-практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Результаты исследования и их обсуждение. У 51,6% занимающихся отсутствует разминочная ходьба и бег, также стоит отметить, что 9% студентов сводят все самостоятельное занятие к выполнению одного комплекса общеразвивающих упражнений. В основной части занятия лишь 9% занимающихся включают в программу занятий бег продолжительностью более 20 минут. Выводы. Выявленные нами ошибки в планировании и проведении самостоятельных занятий студентов наблюдались на начальном этапе реализации раздела самостоятельной работы. Это дает основание для коррекции и устранения данных ошибок. При этом определяющее значение имеет педагогический контроль.

Ключевые слова: физическое воспитание, самостоятельная работа студентов, педагогический контроль, физические упражнения, самоконтроль занимающихся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p391-394

SOME ASPECTS OF PLANNING AND IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT

PHYSICAL EXERCISES BY STUDENTS Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Altukhova, the candidate of psychology sciences, senior lecturer, chairman of the Department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great; Evgeny Viktorovich Litvinov, the doctor of medical sciences, senior lecturer, chairman of the Department, Voronezh State Technical University

Abstract

Introduction. In the process of physical education of students it is important to take into account the effectiveness of independent studies. This involves the use of pedagogical and medical control, as well as self-control of students. The purpose of the study - to reveal the most typical mistakes of students in planning and conducting independent physical exercises. The methodology and organization of the study. We used the analysis of self-control diaries of the students of the experimental group, in the amount of 33 people, as well as pedagogical observation of the fulfillment of control tasks in the process of conducting methodological and practical classes in the discipline "Physical culture and sports". Research results and discussion. 51.6% of those involved do not have warm-up walking and running, it is also worth noting that 9% of students reduce all independent training to the implementation of one set of general developmental exercises. In the main part of the lesson, only 9% of the trainees include jogging for more than 20 minutes in the training program. Conclusions. The mistakes identified by us in planning and conducting independent studies of students were observed at the initial stage of the implementation of the section of independent work. This provides a basis for correcting and eliminating these errors. At the same time, pedagogical control is of decisive importance.

Keywords: physical education, independent work of students, pedagogical control, physical exercises, self-control of students.

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются с одной стороны необходимым звеном в сохранении и укреплении здоровья современной молодежи, с другой - составной частью программного материала самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта. Необходимость качественного учета эффективности самостоятельных занятий обусловлена: снижением уровня развития выносливости абитуриентов, сокращением времени контактной работы со студентами, необходимостью практической реализации раздела самостоятельной работы студентов в рамках изучаемых дисциплин [3]. Процесс физического воспитания студентов предусматривает использование врачебного и педагогического контроля, а также самоконтроля занимающихся. При этом полная замена врачебного и педагогического контроля самоконтролем является невозможной. В ходе реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» достаточно важным является формирование у занимающихся знаний и практических навыков проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также ведения самоконтроля. При этом стоит отметить, что нет четкой схемы и соотношения педагогического контроля и самоконтроля студентов, о чем свидетельствует проделанный нами анализ научной и учебной литературы, посвященной процессу физического воспитания студентов (В.М. Выдрин 1991, 2004, В .И. Ильинич 2010, Ю.И. Евсеев 2012, И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов 2020).

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Учитывая данные раннее проведенных исследований, свидетельствующих о вариативном характере мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями и спортом [1, 2], нами был проведен опрос обучающихся первого курса ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ направленный на выявление студентов, имеющих активную позицию в осуществлении самостоятельной работы. На основании чего была отобрана опытная группа занимающихся в количестве 33 человек.

С целью выявления особенностей содержания самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов, а также практических ошибок, допущенных ими в ходе самостоятельной работы, нами применялся анализ дневников самоконтроля опытной группы. Также нами проводились методико-практические занятия, в процессе которых осуществлялся педагогический контроль, позволяющий вносить необходимые изменения в индивидуальные программы занятий студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе анализа дневников самоконтроля занимающихся были выявлены показатели, определяющие качество проведения самостоятельных занятий. Так обращают на себя внимание особенности подготовительной части занятия: у 51,6% занимающихся отсутствует разминочная ходьба и бег, также стоит отметить, что 9% студентов сводят, по сути все самостоятельное занятие к выполнению одного комплекса общеразвивающих упражнений и лишь 39,4% выполняют полноценную разминку перед тем как приступить к основной части занятия. Рассматривая выбор физических упражнений занимающихся в основной части занятий и их направленность, стоит отметить преимущество выбора студентами силовых упражнений с отягощением веса собственного тела - 69,7% испытуемых. При этом большинство занимающихся проявляют разнообразие в выборе упражнений. Стоит отметить, что 15,3% занимающихся включают в программу самостоятельных занятий преимущественно силовые упражнения с внешним отягощением. Как негативный показатель стоит отметить, что лишь 9,0% занимающихся включают в программу занятий бег продолжительностью более 20 минут. И только 6% занимающихся выбрали программу самостоятельных занятий, разработанную на кафедре физического воспитания, которая включает в качестве одного из компонентов материал по освоению оздоровительного бега.

Данные самоконтроля частоты сердечных сокращений в процессе самостоятельных занятий свидетельствуют об интенсивности нагрузки. Так по данным дневников самоконтроля и контроля ЧСС занимающихся на методико-практических занятиях 33,3% студентов выполняли работу в умеренной зоне интенсивности, соответствующей ЧСС 130-150 уд/мин. У 60,7% занимающихся работа проходила в малой зоне интенсивности, соответствующей ЧСС до 120 уд/мин, и лишь 6% занимающихся выполняли работу при ЧСС 150-170 уд/мин, что соответствует средней зоне интенсивности.

В ходе анализа дневников самоконтроля можно выделить некоторые причины, обуславливающие недостаточную интенсивность самостоятельных занятий студентов. Это отсутствие беговой аэробной нагрузки, а также отсутствие постепенного увеличения параметров нагрузки в программах занятий большинства обследуемых. При этом стоит добавить, что в большинстве случаев содержание занятий каждую неделю оставалось неизменным.

ВЫВОДЫ

В заключении необходимо отметить, что выявленные нами ошибки в планировании и проведении самостоятельных занятий студентов наблюдались на начальном этапе реализации раздела самостоятельной работы. Полученные результаты дают основание для коррекции и устранения данных ошибок. При этом определяющее значение имеет педагогический контроль, осуществляемый на методико-практических занятиях по дисциплинам физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухова Е.В. Мотивационная составляющая занятий физической культурой и спортом в вузе / Е.В. Алтухова // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики : сб. ст. по материалам национальной науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. аграрный ун-т, 2020. - С. 464-470.

2. Севастьянов В.В. Значение физической культуры и спорта в эффективности решения жизненных задач будущих выпускников вузов / В.В. Севастьянов, Н.И. Бугаков, А.М. Покусаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №5 (183). - С. 385-388.

3. Севастьянов В.В. Общая выносливость как базовый показатель физической подготовленности студентов / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, Н.И. Бугаков. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 335-341.

REFERENCES

1. Altukhova, E.V. (2020), "Motivational component of physical culture and sports at the university", Physical culture and sport in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: collection of articles. Art. based on the materials of the national scientific-practical. conf., Krasnodar, рp. 464-470.

2. Sevastyanov, V.V., Bugakov, N.I. and Pokusaev, A.M. (2020), "Importance of physical culture and sport in the effectiveness of solving life problems of future university graduates", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 385-388.

3. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Bugakov, N.I. (2020), "General endurance as basic indicator of physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, рp. 335-341.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.11.2021

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Евгений Алексеевич Семизоров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Николай Яковлевич Прокопьев, доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный университет, г. Тюмень; Владимир Николаевич Ананьев, доктор медицинских наук, профессор, Институт медико-биологических проблем РАН, г. Москва; Светлана Владимировна Романова, кандидат биологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация

Целью данного исследования являлось изучение показателей физической работоспособности (ФР) в зависимости от характера музыкального сопровождения. Обследовано 30 юношей-студентов 18 (18,3±0,6) лет первых курсов Тюменского аграрного университета Северного Зауралья и Тюменского государственного университета, не занимающихся спортом и имеющих примерно одинаковый учебный режимом дня, отдыха и уровня двигательной активности, разделенных на три равные по численности группы. В первую группу вошли юноши, ФР которых определялась под музыку Мориса Равеля (Болеро); у второй группы использована музыка из произведения В.А. Моцарта «Rondo Alla Turca» - «Турецкое рондо»; у третьей группы применена музыка британской рок-группы Битлз. Тестирование ФР юношам проведено ежедневно в 8 часов утра в течение недели по степ тесту PWC170 в модификации В.Л. Карпмана. На уровень ФР существенное значение имеет характер музыкального произведения. Увеличение ФР у юношей осуществлялось не за счет их физической двигательной активности, а в результате эмоционально-психологического состояния, обусловленного положительным воздействием музыки на центральную нервную систему.

Ключевые слова: юноши, физическая работоспособность, музыка, двигательная активность, нагрузка, университет, результат.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p394-399

INFLUENCE OF MUSICAL SUPPORT ON THE LEVEL OF PHYSICAL WORKING ABILITY OF YOUNG STUDENTS OF UNIVERSITIES

Evgeny Alekseevich Semizorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen; Nikolay Ya-kovlevich Prokopiev, the doctor of medical sciences, professor, Tyumen State University, Tyumen; Vladimir Nikolaevich Ananyev, the doctor of medical sciences, professor, Institute of Biomedical Problems Russian Academia of Sciences, Moscow; Svetlana Vladimirovna Roma-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.