Научная статья на тему 'МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / САМОКОНТРОЛЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Воропаев Владлен Иванович, Кийко Владимир Николаевич

Введение. На фоне сокращения объема контактной работы с обучающимися практическая реализация самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта -важная составляющая часть работы кафедр физического воспитания. Целью исследования являлась разработка методики самостоятельных тренировочных занятий студентов. Методика и организация исследования. Нами применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, метод экспертной оценки. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлено краткое содержание методики самостоятельных тренировочных занятий смешанной направленности (программно-обучающей блок), применяемой в процессе самостоятельной работы студентов, а также алгоритм осуществления контроля (контрольно-оценочный блок). Выводы. Выбор средств, методов и параметров нагрузки обусловлен данными педагогического наблюдения, тестирования и экспертной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Воропаев Владлен Иванович, Кийко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF INDEPENDENT TRAINING OF STUDENTS IN THE DISCIPLINES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Introduction. Against the background of reduced contact work with students, the practical implementation of independent work of students in the disciplines of physical culture and sports is an important part of the work of the departments of physical education. The purpose of the research was to develop a method of independent training of students. The methodology and organization of the study. We used the following research methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observation, pedagogical testing, expert evaluation method. Research results and discussion. The article presents a summary of the methods of independent training of mixed orientation (software and training block), used in the process of independent work of students, as well as the algorithm of control (control and evaluation block). Conclusions. The choice of means, methods and load parameters is determined by the data of pedagogical observation, testing and expert evaluation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

- метод «мозгового штурма» выполняет роль динамического тренинга в формировании иноязычной коммуникативной компетенции - необходимой составляющей профессионального образования при условии достижения эффекта «знаниевой синергии» в коллективном со-творчестве студентов и задействования компенсаторной функции эмоционального аппарата при реализации лингво-профессионального аспекта профессиональной подготовки.

Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждаются анализом существующих научно-исследовательских работ, использованием в авторской работе научно-методического аппарата, апробированного для лингво-профессионально аспекта подготовки, и выводами, основанными на последовательном проведении формирующего педагогического эксперимента. Экспериментальные методы проверки осуществлялись путем сравнения теоретических положений и результатов проведенного эксперимента. Учитывалось совпадение результатов в практике с предлагаемыми теоретическими положениями. Кроме того, достоверность подтверждается объемом используемого теоретического материала и апробацией результатов исследований в педагогической практике на занятиях со студентами вуза ФКиС.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.11.2020

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Владлен Иванович Воропаев, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Николаевич Кийко, старший преподаватель, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

Аннотация

Введение. На фоне сокращения объема контактной работы с обучающимися практическая реализация самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта -важная составляющая часть работы кафедр физического воспитания. Целью исследования являлась разработка методики самостоятельных тренировочных занятий студентов. Методика и организация исследования. Нами применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, метод экспертной оценки. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлено краткое содержание методики самостоятельных тренировочных занятий смешанной направленности (программно-обучающей блок), применяемой в процессе самостоятельной работы студентов, а также алгоритм осуществления контроля (контрольно-оценочный блок). Выводы. Выбор средств, методов и параметров нагрузки обусловлен данными педагогического наблюдения, тестирования и экспертной оценки.

Ключевые слова: самостоятельная работа, программа, физическое воспитание, показатели, самоконтроль, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p447-451

METHODOLOGY OF INDEPENDENT TRAINING OF STUDENTS IN THE DISCIPLINES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladlen Ivanovich Voropaev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladimir Niko-laevich Kiiko, the senior teacher, Voronezh State Agrarian University named after Emperor

Peter the Great

Abstract

Introduction. Against the background of reduced contact work with students, the practical implementation of independent work of students in the disciplines of physical culture and sports is an important part of the work of the departments of physical education. The purpose of the research was to develop a method of independent training of students. The methodology and organization of the study. We used the following research methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observation, pedagogical testing, expert evaluation method. Research results and discussion. The article presents a summary of the methods of independent training of mixed orientation (software and training block), used in the process of independent work of students, as well as the algorithm of control (control and evaluation block). Conclusions. The choice of means, methods and load parameters is determined by the data of pedagogical observation, testing and expert evaluation.

Keywords: independent work, program, physical education, indicators, self-control, students.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во многих вузах нашей страны реализация дисциплин по физической культуре и спорту в соответствии с ФГОС ВО 3++ предусматривает самостоятельную работу студентов в качестве формы проведения занятий. При этом зачастую сокращается объем контактной работы с обучающимися, что требует поиска новых решений вопроса эффективности организации самостоятельной работы студентов.

Эффективность организации самостоятельной работы студентов тесно связана с вопросом их мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом, практическими возможностями и сплоченностью работы кафедр физического воспитания, ведением контроля за выполнением студентами предложенных заданий, доступности учебного материала.

Исследования, проведенные А.А. Гладышевым, Э.В. Пилюгиной [1], выявили у студентов низкие показатели развития способности к самостоятельной работе, что связано с уровнем знаний о формах самостоятельных занятий физическими упражнениями, умением работать самостоятельно. По мнению авторов, на этом фоне необходимо использовать базовый курс физической культуры. Также целесообразным является при разработке методик самостоятельных занятий физическими упражнениями включение определенного объема теоретического материала.

На фоне системного снижения уровня развития выносливости абитуриентов [6, 7] с одной стороны и сокращения объема контактной работы с обучающимися с другой, разработка и практическое применение методик самостоятельной работы студентов представляется актуальным.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов исследований [2, 3, 4, 5], посвященных вопросу повышения качества процесса физического воспитания студентов, свидетельствует об эффективности комплексного подхода в процессе воспитания физических способностей занимающихся. Вместе с тем, педагогическое наблюдение за учебным процессом по физическому воспитанию студентов Воронежского ГАУ свидетельствует об определенных трудностях, возникающих в процессе освоения учебного материала, связанного с проявлением координационных способностей занимающихся [8], что требует включения в содержание занятий упражнений, направленных на совершенствование координационной подготовки. Также определенные затруднения возникают при выполнении студентками упражнений с отягощением веса собственного тела, на что необходимо обратить внимание при планировании занятий с девушками.

В рамках поискового педагогического эксперимента, нами было проведено тестирование студентов Воронежского ГАУ в общем количестве 84 человек (40 юношей, 44 девушки) по следующим показателям: выносливость (бег 3000 м - юноши, 2000 м - девушки); скоростные способности (бег 100 м); силовая выносливость (подтягивание на

перекладине - юноши, поднимание туловища из положения лежа - девушки); скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места); координационные способности (способность к перестроению двигательной деятельности, тест «квадрат»).

Таблица 1 - Результаты тестирования (средние значения) уровня физической подготовленной_

Пол Бег 100 м, с Бег 3000 м (юноши), 2000 м (девушки), мин. Прыжок в длину с места, см Подтягивание на перекладине (юноши), поднимание туловища (девушки), кол-во раз Тест «квадрат» (сумма времени в правую и левую сторону), с

Юноши 14,3 14,55 175 11 14,0

Девушки 18,0 13,01 230 45 17,8

Исходя из этого, нами была разработана методика самостоятельных тренировочных занятий смешанной направленности. С учетом результатов тестирования занимающихся в рамках программно-обучающего блока было предложено применение в основной части каждого занятия равномерного бега преимущественно аэробной направленности (параметры нагрузки: 1500-1800 м, 12-17 мин - девушки, 1700-2000 м, 12-17 мин -юноши), а также упражнений с отягощением веса собственного тела, направленных на формирование силовой выносливости (сгибание и разгибание рук в упоре в различных положениях, в том числе облегченных для девушек, различные варианты подтягиваний на перекладине, поднимание согнутых, прямых ног в висе на перекладине, а также в упоре на гимнастической скамейке, приседания из различных исходных положений, выпады, комбинированные упражнения), скоростных (ускорения на отрезках 60 м, бег, сгибая ноги вперед с максимальной частотой движения), скоростно-силовых (тройные, пятерные прыжки в длину с места толчком с двух ног, а также с ноги на ногу, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с выполнением отталкивания руками и хлопка у груди для юношей), координационных способностей (передвижение приставным шагом правым (левым) боком, переходящие в ускорение бегом, бег спиной вперед, переходящий в ускорение поворотом через правое (левое) плечо, выполнение приседаний с последующим ускорением 30 м). Для обеспечения разностороннего воздействия в процессе физической подготовки занимающихся на отдельных занятиях было предложено использование кругового метода тренировки.

Также для уточнения параметров нагрузки нами применялась экспертная оценка. Для определения степени доступности заданий и интенсивности нагрузки были приглашены ведущие специалисты в области физического воспитания студентов в количестве 7 человек. В результате экспертизы были внесены определенные коррективы в содержание методики.

В зависимости от уровня двигательной и функциональной подготовленности занимающихся было предложено два комплекса самостоятельных тренировочных занятий.

Комплекс А. Предназначен для занимающихся основной медицинской группы, имеющих низкий уровень физической подготовленности.

Комплекс Б. Предназначен для занимающихся основной медицинской группы, имеющих средний и высокий уровни физической подготовленности.

Каждая серия комплекса состоит из десяти занятий и дополняет практический учебный материал кафедры физического воспитания. Рекомендуется начинать самостоятельные занятия с 2-3 раз в неделю в дни, когда не проходят учебные занятия по расписанию, с обязательным перерывом в день между занятиями. Интенсивность нагрузки в серии постепенно увеличивается от 1-ого к 10-ому занятию и от серии к серии. Направленность функциональной нагрузки и характер упражнений на каждом занятии меняется в сторону повышения. Во 2-ой серии комплекса все упражнения выполняются с более высокими параметрами двигательной нагрузки.

Контроль за ходом и результатами самостоятельной работы осуществляется систематически преподавателем дисциплины, а также занимающимися применяются опреде-

ленные средства и методы самоконтроля. Исходя из этого, в контрольно-оценочный блок была включена система контрольных мероприятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Также предложено обязательное ведение дневника самоконтроля, включающего содержание тренировочных занятий в режиме дня, индивидуальную карту студента, тестовую оценку показателей уровня двигательной и функциональной подготовленности, предложенную коллективом авторов [4]. Данное соотношение позволяет проследить зависимость изменений в состоянии здоровья от содержания и характера самостоятельных занятий физическими упражнениями. Содержание (данные) и регулярность заполнения дневника самоконтроля контролируется преподавателем.

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного можно заключить, что разработка методики самостоятельных тренировочных занятий студентов базировалась на концепции комплексного подхода при формировании физических способностей, определения исходного уровня физической подготовленности занимающихся, данных педагогического наблюдения, а также экспертной оценки специалистов в области физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладышев А.А. Общеобразовательный потенциал физической культуры в вузах как фактор повышения эффективности самостоятельной работы студентов / А.А. Гладышев, Э.В. Пилюгина // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 28-29.

2. Кузнецова Л.Н. Методика повышения физической подготовленности студентов на основе комплексного использования средств и методов развития общей выносливости : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецова Любовь Николаевна. - Волгоград, 2013. - 25 с.

3. Пауесов, С.А. Развитие выносливости курсантов военного вуза на основе комплексного применения дыхательных упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пауесов Станислав Александрович. - Санкт-Петербург, 2019. - 23 с.

4. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (для обучающихся образовательных учреждений) / А.П. Зотов, Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов, В.А. Кабачков, В.С. Быков. - Москва [б. и.], 2013. - 124 с.

5. Сафонова, О.А. Физическая тренировка студенток строительного профиля при организации самостоятельной подготовки / О.А. Сафонова. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 39-41.

6. Севастьянов, В.В. Анализ состояния и проблемы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов аграрных специальностей высших учебных заведений / В.В. Севастьянов // Перспективы науки. - 2015. - № 7(70). - С. 22-25.

7. Севастьянов, В.В. Общая выносливость как базовый показатель физической подготовленности студентов / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, Н.И. Бугаков. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 335-341.

8. Севастьянов, В.В. Оценка некоторых координационных способностей девушек, приступивших к обучению в вузе / В.В. Севастьянов, Е.Н. Ершов. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 267-269.

REFERENCES

1. Gladyshev, A.A. and Pilyugina, E.V. (2018), "General educational potential of physical culture in universities as a factor in increasing the effectiveness of students' independent work", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 28-29.

2. Kuznetsova, L.N. (2013), Methodology for improving the physical fitness of students based on the integrated use of means and methods for the development of general endurance, dissertation, Volgograd.

3. Pauesov, S.A. (2019), Development of endurance of military university cadets based on the integrated application of respiratory exercises, dissertation, St. Petersburg.

4. Zotov, A.P., Zyurin, E.A., Kurentsov, V.A., Kabachkov, V.A. and Bykov, V.S. (2013), Independent physical exercise (for students of educational institutions), Moscow.

5. Safonova, O.A. (2018), "Physical training of female students of the building profile in the organization of independent training", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 39-41.

6. Sevastyanov, V.V. (2015), "Analysis and problems of organization in physical training of agriculture students at University", Science prospects, Vol. 70, No. 7, pp. 22-25.

7. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Bugakov, N.I. (2020), "General endurance as basic indicator of physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, pp. 335-341.

8. Sevastyanov, V.V. and Ershov, E.N. (2019), "Evaluation of some coordination abilities of the girls started training at high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 267-269.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.11.2020

УДК 796.07

ИССЛЕДОВАНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОК В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДАХ

МНОГОБОРИЙ

Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье уделяется внимание исследованию многолетней практики соревновательной деятельности спортсменок различной квалификации в зимнем служебном двоеборье и летнем служебном биатлоне, культивируемых в Российской Федерации. Выявлена специфика соревновательной деятельности, определены в процентном отношении вклады каждого вида двоеборья в общий результат в зависимости от квалификации спортсменок. Определено, что результативность выступлений квалифицированных спортсменок в служебно-прикладных видах многоборий обусловлено применением в учебно-тренировочном процессе рационального сочетания объемов тренировочных средств, на основе учета специфики данного вида многоборья.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, протоколы соревнований, особенности выступлений, сумма очков в двоеборье, сумма очков в биатлоне, показатель процентного соотношения вклада.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p451-456

RESEARCH OF LONG-TERM PRACTICE OF SPORTSWOMEN'S COMPETITIVE

ACTIVITY IN THE SERVICE-APPLIED TYPES OF COMBINED EVENT

Andrey Igorevich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

The article pays attention to the research of the long-term practice of the competitive activity of female athletes of various qualifications in the service Nordic Combination and summer service biathlon cultivated in the Russian Federation. The specificity of competitive activity was revealed, the contributions of each type of double-event in the overall result were determined in percentage terms, depending on the qualifications of sportswomen. It has been determined that the effectiveness of the performances of qualified sportswomen in the serviceapplied types of all-around is determined by the use of the rational combination of the volumes of training means in the training process, based on the specificity of this type of all-around.

Keywords: competitive activity, competition protocols, features of performances, sum of points in double-event, amount of points in biathlon, percentage ratio of contribution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.