5. Петровских С.А. Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений МВД России в воспитании личного состава / С.А. Петровских // Молодой ученый. - 2015. -№ 22 (102). - С. 849-853.
REFERENCES
1. Bavsun, I.G., and Shevchenko, N.K. (2019), "Organization of training of junior commanding staff of educational groups of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Society and Law, No. 3 (69), рр. 112-115.
2. Evtikhov O.V. (2009), "Analysis of the leadership qualities of junior commanders of study groups in the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Psychopedagogy in law enforcement bodies, No. 2, рр. 89-97.
3. Evtikhov, O.V. and, Zhiltsov A.V. (2017), "Professional and managerial competence and the problem of leadership of junior commanders of educational groups of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (29), р. 36-43.
4. Kalinskaya, E.S. and Zhemgurazova, I.R. (2021), "Leadership role of a leader in public service", Economy and business: theory and practice, No. 4., р. 9-10.
5. Petrovskikh, S.A. (2015), "Pedagogical support of the activities of the commanders of the units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the education of personnel", Young scientist, No. 22 (102), р. 849-853.
Контактная информация: slobodchikov1979@bk.ru
Статья поступила в редакцию 15.11.2021
УДК 378.172
ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Людмила Ивановна Слонимская, старший преподаватель, Ирина Ивановна Богатова,
старший преподаватель, Иркутский государственный университет, Иркутск
Аннотация
Цель исследования - применение студентами педагогического вуза средств физической культуры как самостоятельной (индивидуальной) тренировки, с учетом ее объема и контроля состояния здоровья в условиях дистанционного обучения. Методика и организация исследования -исследование проводилось в педагогическом институте, Иркутского государственного университета, в котором приняли участие студенты первых курсов, к количестве 192 человек. Связующим звеном между субъектами образовательного процесса стал дневник самоконтроля с заполнением составляющих компонентов: выбор физических упражнений, количество проведенных занятий в неделю, объем тренировочной нагрузки, контроль состояния здоровья. Методом анкетирования выявлялись субъективные данные о проведенных самостоятельных занятиях. Результаты исследования и их обсуждение - полученные результаты исследования по диагностике здоровья студентов по методу Г. Л. Апанасенко, позволили определить динамику перехода уровня здоровья из более низкого класса здоровья на уровень выше. Анкетирование респондентов создало картину приоритетного выбора средств двигательной активности и социальной зрелости студентов в личной ответственности за свое здоровье. Выводы - проведенное исследование выявило слабые звенья процесса дистанционного обучения физической культуре в вузе.
Ключевые слова: индивидуальная тренировка, дневник самоконтроля, эффективность применения самостоятельных физкультурных занятий.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p334-338
EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE
FORMAT OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY Lyudmila Ivanovna Slonimskaya, the senior teacher, Irina Ivanovna Bogatova, the senior teacher, Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract
The purpose of the study is the use by students of the pedagogical university of means of physical culture as an independent (individual) training, taking into account its volume and health monitoring in distance learning conditions. Methodology and organization of the study - the study was conducted at the Pedagogical Institute, Irkutsk State University, which was attended by first-year students, to the number of 192 people. The connecting link between the subjects of the educational process was the diary of self-control with the filling of the components: the choice of physical exercises, the number of classes per week, the amount of training load, health monitoring. The method of questioning revealed subjective data on self-study. The results of the study and their discussion - the results of the study on the diagnosis of students' health by the method of G.L. Apanasenko, allowed us to determine the dynamics of the transition of the level of health from a lower class to the upper one. Conclusions - the conducted research revealed weak links in the process of distance learning of physical culture at the university.
Keywords: individual training, self-control diary, effectiveness of independent physical education
classes.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание в образовательных организациях в нашей стране направлено на формирование и совершенствование двигательных способностей обучающихся для подготовки к самостоятельной жизни и компетентной профессиональной деятельности. В условиях сложной мировой эпидемиологической обстановки в 2020-2021 гг. нарушилась привычная система обучения, образовательные организации перешли в режим обучения на расстоянии с помощью средств информационных технологий. Это значительно осложнило личный контакт обучающегося с педагогом. В вузах студентам предложено несколько элективных (обязательных) курсов, где каждый делает выбор в сторону предпочтения двигательных интересов. Некоторыми авторами раскрывались проблемы преподавания физической культуры в вузах в нестандартных условиях дистанционного обучения [1, 3]. Нас интересовал вопрос освоения студентами первых курсов педагогического вуза предложенной программы обучения по элективному курсу «физическая культура».
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования в педагогическом институте, Иркутского государственного университета, нами были взяты группы студентов первого курса педагогического направления нескольких профилей (филологического, математического, дошкольного, начального школьного обучения, дополнительного образования) в количестве 192 человек, по состоянию здоровья относящихся к основной и подготовительной группе.
Целью исследования являлись следующие параметры:
- выбор средств самостоятельной тренировки студентом;
- количество проведенных занятий в неделю;
- объем тренировочной нагрузки;
- контроль состояния здоровья;
- экспресс оценка уровня здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, 1978г. в баллах;
- эффективность дистанционного обучения.
В профессионально ориентированном виде спорта легче дать индивидуальное задание обучающемуся, в зависимости от спортивного разряда, уровня подготовленности, периода годичной спортивной подготовки [2]. В физической культуре обучение ведется большими группами, в первом семестре преподаватель знает только принадлежность студента к группе здоровья: основной, подготовительной или специальной медицинской. При проведении практических занятий, благодаря личному профессиональному опыту, визуально педагог может определить уровень двигательной подготовленности студента, в соответствии с чем, дать физическую нагрузку.
Для решения исследовательских задач, в качестве «Задание» в дистанционном формате на образовательной платформе «EDUCA», студентам было предложено несколь-
ко комплексов упражнений (таблица 1) для самостоятельного выполнения двух разовых обязательных занятий в неделю, по расписанию и, по желанию - дополнительных занятий.
Таблица 1 - Содержание предложенной двигательной деятельности для студентов первого курса___
Направленность комплексов упражнений Решение функциональных и двигательных задача Кол-во выполненных упражнений
1 Утренняя гигиеническая гимнастика Пробуждение организма Напр., 8 упр. х 10 раз
2 Комплекс упражнений йоги стретчинг Совершенствование дыхательной системы, улучшение гибкости суставов -
3 Комплекс дыхательной гимнастики Увеличение ЖЕЛ, подвижности грудной клетки. Тренировка дыхательной мускулатуры Напр., 8 х 10 раз
4 Комплекс упражнений йоги - позы (асаны) «перевертыши» Тренировочный эффект сердечно-сосудистой системы Напр., 6 х 15-20 сек
5 Ссылки «youtube» канала фитнес аэробика (классика) Тренировка кардио-респираторной, опорно-двигательной систем -
6 Ссылки «youtube» канала step аэробика (восхождение на ступень) -
7 Ссылки «youtube» канала танцевальная аэробика Тренировка кардио-респираторной. гибкостной системы Напр., 30 мин.
8 Ссылки «youtube» канала силовая партерная аэробика Совершенствование силовых, кардио-респираторных способностей -
9 Партерная гимнастика (упражнения на коврике в и.п.- сидя, лежа на животе, спине, правом, левом боку) Тренировка всех мышечных групп. Совершенствование гибкостных, силовых, координационных способностей. Улучшение кровообращения органов малого таза. Напр., 8 х 12 раз
10 Динамическая тренировка «скандинавская ходьба», беговые упражнения -циклические виды двигательной деятельности Тренировка кардио-респираторной, опорно-двигательной систем -
11 Элементы спортивных игр Совершенствование координационных способностей, тренировка опорно-двигательной системы -
Дополнительно для студентов, растерявшихся в получении задания, форме их выполнения и отчетности, были организованы встречи преподавателей на образовательной площадке 200М два раза в месяц.
Кроме выполнения физических упражнений, студенты заполняли дневник самоконтроля, анализировали свое самочувствие (сон, питание, желание совершенствовать двигательные способности), показатели функциональных систем организма: частоты сердечных сокращений (ЧСС); АД (артериального давления); частоты дыхания (ЧД) до тренировки и по ее окончании. Фиксировали выполненный объем физических упражнений, вид двигательной деятельности, время, затраченное на самостоятельное физкультурное занятие.
По окончании 2020-2021 учебного года методом анкетирования мы определили средства двигательных предпочтений студентов, их ответственности за личное здоровье, компетентности в выборе физических упражнений, их дозирования, а так же анализе повышения уровня здоровья и двигательного совершенствования.
Результаты анкетирования показали, что двигательным предпочтением в выборе средств самостоятельной тренировки студентов стали:
- упражнения дыхательной гимнастики - 91,7% респондентов;
- упражнения йоги (стретчинг) - 82,8%;
- партерная гимнастика с элементами упражнений для органов малого таза, для девушек - 77,1%
- элементы танцевальной аэробики (ссылки «уоиШЬе» канал) - 67,7%;
- силовая партерная аэробика (ссылки «уоиШЬе» канал) - 51,6%;
- скандинавскую ходьбу выбрали - 17,7%;
- элементы спортивных игр привлекли большее внимание юношей, имеющих соответствующий спортивный инвентарь - 12%.
К ответственности за личное здоровье мы отнесли выбор количества занятий в неделю, суммарный объем физической нагрузки (количество упражнений и их дозировка):
- количество самостоятельно проведенных занятий в неделю более 4-х, не менее 60 минут затраченного времени - 33,3% респондентов, это третья часть студентов, участвующих в исследовании;
- три самостоятельных тренировки в неделю применяли - 30,2%;
- 2-х разовые занятия использовали - 28,13% респондентов;
- забывали о физической культуре - 8,3% студентов.
При оценивании компетентности в выборе средств и дозировании физической нагрузки у 21,9% студентов отмечается не соответствие объема тренировочной нагрузки 60 минутному и тем более 90 минутному занятию. Небрежность заполнения дневника самоконтроля наблюдалась у 19,8% респондентов, что не позволило определить истинный объем тренировочной нагрузки. В текущем контроле знаний выполняемых упражнений, были задания на составление комплексов упражнений для совершенствования конкретных двигательных качеств: координации, силы, гибкости, скорости. Опрос показал, что 16,7% респондентов не имеют четкого представления о влиянии физических упражнений на двигательные способности и 29,2% респондентов не знают о значимости двигательной активности на функциональные системы организма человека.
В качестве итогового контроля для анализа динамики уровня здоровья и двигательного совершенствования предлагалось применение методики Г. Л. Апанасенко (1988 г.) экспресс метод определения функционального состояния исходя из пяти уровней здоровья, с помощью балльной системы оценок. В зависимости от величины каждого функционального показателя начисляется определенное количество баллов (от -2 до +7). Уро -вень здоровья оценивается по сумме баллов всех показателей. Последовательность действий, математические формулы объяснялись в лекционном курсе по физической культуре и спорту. Предполагалось, что студенты освоили экспресс метод определения своего уровня здоровья. На практике итоговый контроль выполнили 109 обучающихся, что составляет 56,8% респондентов. Не смогли сравнить функциональные показатели первичного и контрольного тестирования: ЧСС, АД, ЧД в начале элективного курса по физической культуре и по его окончании - 17,7%. Доля студентов, справившихся с поставленными задачами и выполнившими полный объем заданий по результатам оценки здоровья экспресс методом Г.Л. Апанасенко (1988), получили результаты, отображенные в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты экспресс оценки физического здоровья студентов по окончании изучения элективного курса по физической культуре выполнивших все задания_
Классы здоровья Кол-во испытуемых (всего 109) % от кол-ва выполнивших задание % от общего кол-ва
1 Перешли из первого (низкий) класса здоровья во второй 34 31,2% 17,7%
2 Перешли из второго (ниже среднего) класса здоровья в третий 28 25,7% 14,6%
3 Перешли из третьего (среднего) класса здоровья в четвертый (выше среднего) 22 20,2% 11,5%
4 Остались на том же уровне здоровья 25 22,9% 13%
5 Перешедшие на более низкий уровень здоровья нет нет нет
ВЫВОДЫ
Мы предполагали, что проведенное исследование о переходе элективного курса по физической культуре в вузе с живого контакта «педагог - обучающийся» только в дистанционную форму обучения выявит положительные и отрицательные результаты проведен-
ного исследования. Эффективность исследования в данном случае и заключается в их проявлении, фиксации и возможной корректировки программы обучения.
Вынужденная ситуация с привлечением студентов к самостоятельным практическим занятиям по физической культуре способствовала:
- регулярному применению физических упражнений;
- определению своих притязаний к направлению двигательной активности;
- возможности разобраться в компонентах здорового образа жизни;
- научиться проводить самостоятельно физкультурные занятия;
- узнать о пользе физических упражнений для функциональных систем организма человека;
- взять ответственность на себя за личное здоровье.
В результате анализа выявлено повышение уровня здоровья у 43,8% участников исследования, показатели здоровья остались на том же уровне у 13% респондентов.
К отрицательным моментам дистанционного обучения по физической культуре, следует отнести отсутствие:
- прямого контакта педагога и обучающегося;
- возможности коррекции техники выполнения упражнений студентами;
- визуального восприятия эмоций обучающего;
- комментариев педагога о значении выполняемых упражнений;
- контроля со стороны преподавателя о выполняемой физической нагрузки к адекватности двигательной подготовленности обучающихся студентов;
- ежегодного контрольного тестирования студентов по физическим качествам, в том числе приема норм ГТО.
Самостоятельное задание по анализу динамики показателей здоровья по методу Г.Л. Апанасенко, определило отсутствие знаний (или протест к выполнению самостоятельной работы) у 43,2% респондентов в вопросе значимости физической культуры для здоровья и качества собственной жизни.
В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что дистанционная форма обучения в двигательных дисциплинах, конечно, возможна и полезна, но в разумных пределах, не более 30-40% часов, отведенных на ее изучение по учебному плану.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эффективность занятий физическими упражнениями с музыкальным сопровождением в вузе / Е. Д. Бакулина, Ф.Р. Сибгатулина, И.С. Погосова, Л.Б. Климова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 9 (199). - С.8-11.
2. Карпенко Л.А. Влияние компонентов физической подготовленности на качество освоения акробатических поддержек в эстетической гимнастике / Л.А. Карпенко. С.А. Жигарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 8 (150). - С.43-47.
3. Львова Т.Г. Условия и содержание занятий по физической культуре студентов вуза во время самоизоляции и дистанционного обучения в 2021 гг. в период пандемии COVID-19 //Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. -2021/ - № 8 (198). - С.158-164.
REFERENCES
1. Bakulina, E.D., Sibgatulina, F.R., Pogosova, I.S. and Klimova L.Yu. (2021), "The effectiveness of physical exercises with musical accompaniment at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgqfta, No 9 (199). pp. 8-11.
2. Karpenkom L.A. and Zhigareva, S.A. (2017), "Influence of physical fitness components on the quality of mastering acrobatic supports in aesthetic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (150), pp. 43-47.
3. Lvova, T.G. (2021), "Conditions and content of physical education classes for university students during self-isolation and distance learning in 2021 during the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp.158-164.
Контактная информация: 19slonim54@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.11.2021