УДК 378
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ИНТЕРАКТИВНОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ
Татьяна Евгеньевна Веселкина, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС), Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, направленные на изучение эффективности использования методики самостоятельного контроля и коррекции двигательной активности студентов, обучающихся на старших курсах. В этот период, когда обязательные учебные занятия по физическому воспитанию под руководством педагогов закончились после 3-го курса, особое значение имеют навыки самостоятельной организации занятий физическими упражнениями, а также навыки самоконтроля за состоянием здоровья занимающихся.
Ключевые слова: двигательная активность студентов старших курсов, самооценка двигательной активности и удовлетворенности физическими упражнениями.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p32-34
EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF SELF-CONTROL INTERACTIVE
METHOD AND CORRECTION OF MOTOR ACTIVITY OF THE SENIOR
STUDENTS Tatiana Evgenievna Veselkina, the senior teacher,
The St. Petersburg State University of Railway Transport,
Andrei Ivanovich Krylov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of research aimed at studying the effectiveness of the use of methods of self-control and correction of locomotors activity of the undergraduate students. In this period, when the mandatory training sessions under the guidance of the physical education teachers have ended after the third course, of particular importance are the skills of independent organizations of exercises, as well as the skills of self-control over the health of the engaged.
Keywords: locomotors activity of senior students, self-esteem and satisfaction with motor activity exercises.
ВВЕДЕНИЕ
С целью проверки эффективности использования студентами старших курсов методики самостоятельного контроля и коррекции двигательной активности на базе Петербургского государственного университета путей сообщения проводились исследования, в процессе которых изучались: динамика самооценки студентами старших курсов своей двигательной активности; динамика самооценки студентами удовлетворенности занятиями физическими упражнениями и спортом на старших курсах обучения в вузе.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
После реализации комплекса мероприятий повышения двигательной активности студентов на начальных этапах обучения [1] было необходимо определить степень заинтересованности студентов и использовать методику интерактивного самостоятельного контроля и коррекции двигательной активности на старших курсах. В этот период обучения обязательные занятия по программе «Физическая культура» уже закончились, и сту-
денты вынуждены самостоятельно организовывать свою физкультурно-оздоровительную деятельность, а также контролировать уровень нагрузки и свое самочувствие.
Исследования проводились с использованием метода последовательного анкетирования после окончания 7, 8 и 9 семестров. Большую заинтересованность в продолжение использования компьютерной программы для организации самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий выразило 23 человека из студентов экспериментальных групп участвовавших в исследованиях на предыдущем этапе, а также согласились участвовать в психолого-педагогических исследованиях 22 студента контрольной группы. Степень активности в физкультурно-спортивной деятельности определялась с помощью специально разработанной Т.В. Теленковым анкеты [4], а удовлетворенность физкультурно-спортивной деятельностью исследовалась с помощью методики, предложенной Д.В. Теленковым, на основе модификации методик Г.В. Лозовой и А.Н. Николаева [2, 3]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из важных факторов подтверждения воспитательных воздействий методики на формирование физической культуры личности было сохранение высокого уровня двигательной активности студентов после окончания обучения по программе «Физическая культура, их самостоятельность и активность в проведение занятий физическими упражнениями, а также удовлетворенность качеством этих занятий.
В таблице 1 представлены средние баллы самооценки студентами экспериментальной и контрольной групп своей двигательной активности и активность участия в физкультурно-спортивных мероприятиях вуза на протяжении 7,8 и 9 семестров.
Таблица 1
Динамика самооценки студентами старших курсов своей двигательной активности
Группы испытуемых Сумма (баллы) (х + 8-) Р
7 сем 8 сем 9 сем Р7,8 Р8,9 Р7,9
ЭГ (п=23) 16,0±1,5 16,2±1,4 15,8±1,2 р<0,05 р<0,05 р<0,05
КГ (п=22) 13,0±1,6 9,3±0,8 6,3±0,7 р>0,05 р>0,05 р>0,05
Р р<0,05 р>0,05 р>0,05
В процессе этих исследований было выявлено, что студенты, которые продолжали заниматься самостоятельно с использованием разработанной технологии, по их собственной оценке, продолжали поддерживать относительно высокий уровень двигательной активности, т.к. достоверных различий между показателями 7, 8 и 9 семестров не было установлено. Вместе с тем, эти показатели у контрольной группы достоверно ухудшались от семестра к семестру. Характерно, что при сравнении самооценки двигательной активности среди студентов экспериментальной и контрольных групп, эти показатели в 7 семестре не имели достоверных различий, а показатели 8 и 9 семестров были достоверно лучше у студентов ЭГ, чем у их коллег их контрольной группы.
Эти данные косвенно подтверждаются результатами исследований самооценки удовлетворённостью физкультурно-спортивной деятельностью, полученные по результатам анкетирования этих же групп студентов, которые представлены в таблице 2
Таблица 2
Динамика самооценки студентами удовлетворенности занятиями физическими
упражнениями и спортом на старших курсах обучения
Группы испытуемых Сумма (баллы) (х ) Р
7 сем 8 сем 9 сем Р7,8 Р8,9 Р7,9
ЭГ (п=23) 68,1±4,5 66,3±3,4 59,8±6,2 р<0,05 р>0,05 р>0,05
КГ (п=22) 51,0±5,6 44,1±4,2 38,8±9,6 р>0,05 р>0,05 р>0,05
Р р>0,05 р>0,05 р>0,05
При сравнении средних показателей оценки студентами своей удовлетворенности от физкультурно-спортивной деятельности было установлено, что у студентов ЭГ они достоверно выше, чем у студентов КГ на протяжении всех семестров обучения, а у студентов КГ эти показатели достоверно ухудшаются от семестра к семестру. Однако необходимо отметить, что и у студентов экспериментальной группы средний балл в 9 семестре достоверно снизился по сравнению с 7 и 8 семестром. Студенты объясняли это тем, что в этот период они были загружены подготовкой к государственным экзаменам и написанием диплома, и им с трудом удавалось выкроить время для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведенных исследований было установлено:
- разработанная методика организации самостоятельных занятий способствует повышению двигательной активности студентов всех этапах обучения;
- эффективность ее использования не снижается даже после того, когда студенты полностью переходят на самостоятельные формы проведения занятий физическими упражнениями и спортом без участия преподавателей;
- использование этой методики повышает образовательную и воспитательную направленность физического воспитания в вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселкина, Т.Е. Обоснование содержания комплекса мероприятий повышения двигательной активности студентов на начальных этапах обучения в вузе / Т.Е. Веселкина, А.И. Крылов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Лозовая, Г.В. Методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью (МУПД) // Психологические основы педагогической деятельности : материалы межвуз. науч. конф. / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2001. - С. 78-81.
3. Николаев, А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 30-й науч. конф. С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - С. 55-58.
4. Теленков, Д.В. Влияние отношения к учебной и спортивной деятельности на их успешность у студентов вузов физической культуры : дис. ... канд. психол. наук : 13.00.04 / Теленков Д.В. - СПб., 2009. - С. 75-76.
REFERENCES
1. Veselkina, T.E. and Krylov A.I. (2013), “Justification content of complex measures improve motor activity of students in the initial stages of learning in high school”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 32-35.
2. Lozovaja, G.V. (2001), “Method for studying occupational satisfaction (flit)”, Psychological bases of pedagogical activities: Intercollege Materials scientific Conference Lesgaft University, St. Petersburg, pp. 78-81.
3. Nikolaev, A.N. (2003), “Methods of assessing the motives of sports activity”, Psychological bases of pedagogical activities: Materials of the 30th scientific Conference Lesgaft University, St. Petersburg, pp. 55-58.
4. Telenkov, D.V. (2009), Influence attitudes towards educational and sports activities on their success at the college and university students of physical culture, dissertation, St. Petersburg, pp. 75-76.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2014.