Научная статья на тему 'Влияние МРОТ на уровень и дифференциацию заработной платы в 2019 г. '

Влияние МРОТ на уровень и дифференциацию заработной платы в 2019 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
минимальный размер оплаты труда (МРОТ) / прожиточный минимум / субъекты РФ / низкооплачиваемые работники / уровень и дифференциация зарплаты / межрегиональные и внутрирегиональные различия / minimum wage / subsistence minimum level / regions of Russiya / low-paid workers / a level and differentiation of wages / cross-regional and intra-regional differences

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигранова Людмила Алексеевна, Попова Раиса Ивановна

Объект. Заработная плата Предмет. Уровень и дифференциация заработной платы Цель. Выявить влияние повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения на динамику основных характеристик оплаты труда в РФ и её регионов. Основные положения. Проблема пространственных диспропорций в России включает социально-экономическое неравенство населения, которое в первую очередь зависит от оплаты труда – основного источника денежных доходов домохозяйств. Проблемы оплаты труда в постсоветский период известны – низкий уровень, относительно высокая дифференциация, в том числе межотраслевая и межрегиональная. Одной из основных причин этого являлся низкий уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ). В мае 2018 г. МРОТ на федеральном уровне повышен до прожиточного минимума трудоспособного населения. В статье на данных обследований заработной платы, проведённых Росстатом в 2017 г. и 2019 г., анализируются сдвиги в распределении работников по заработной плате в России и субъектах РФ. Повышение МРОТ привело к снижению общей дифференциации заработной платы в целом по стране и в подавляющем большинстве регионов, сократились внутриотраслевые и межрегиональные различия. В 2019 г. всего в 6 субъектах РФ коэффициент фондов заработной платы составлял более 10 раз, тогда как в 2017 г. таких регионов насчитывалось 29. В 2017 г. коэффициент фондов (соотношение средней зарплаты верхнего и нижнего децилей) не превышал 8 раз всего в 6 субъектах РФ, а в 2019 г. – в 45, причём в большинстве из них (26) средняя зарплата не превышала 3 прожиточных минимумов трудоспособного населения. Последнее указывает на то, что низкая оплата труда по-прежнему остаётся актуальной проблемой в России, а у сокращения дифференциации есть и обратная сторона. Как известно еще по советскому опыту, её низкий уровень (как, впрочем, и высокий) не способствует трудовым стимулам и социально-экономическому развитию территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the Minimum Wage on Wages and Wage Inequality in 2019

The Object of the Study. Wages in Russiya and in its regions The Subject of the Study. Levels and differentiation of wages The Purpose of the Study is examining the impact of raising the minimum wage up to the subsistence minimum level of the able-bodied population in 2018-2019 on the dynamics of the main characteristics of wages at the federal and regional levels. The Main Propositions of the Article. The problem of spatial inequality includes socioeconomic inequality of the population which primarily depends on work remuneration as the main source of monetary income of households. The problems of work remuneration in the post-Soviet period are well-known – low levels, relatively high wage differentiation including cross-sectoral and cross-regional disparities. These were caused to a large extent by the low level of the minimum wage in the country. In May 2018 the minimum wage was raised up to the subsistence minimum level (poverty line) of the able-bodied population. Using the data from the wage surveys conducted by Rosstat in 2017 and 2019 the authors analyse the shifts in wage distribution of workers in Russiya and in its regions. The increase in the minimum wage resulted in a decline in the general differentiation of wages across the country and in the vast majority of regions, in reduction of the intra-industry and cross-regional differences. In 2019 the funds ratio (ratio of mean wages of the upper and the bottom deciles) exceeded 10 only in six regions, while in 2017 there were 29 such regions. In 2017 that ratio was below 8 only in 6 regions, in 2019 – in 45 regions, and in most of them (26) the average wage was 3 times below the subsistence minimum level of the able-bodied population. The analysis has shown that the low level of wages of most employees still remains an urgent problem, and reduction in wage inequality also has the reverse aspect. We know from the Soviet experience that low (as well as high) level of wage inequality does not promote work incentives and socioeconomic development of territories.

Текст научной работы на тему «Влияние МРОТ на уровень и дифференциацию заработной платы в 2019 г. »

Влияние МРОТ на уровень и дифференциацию заработной платы в 2019 г.

Impact of the Minimum Wage on Wages and Wage Inequality in 2019

Получено 27.09.2019 Одобрено 06.11.2019 Опубликовано 09.12.2019 УДК: 331.215.53 DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10079

МИГРАНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭПН РАН Email: [email protected]

ПОПОВА РАИСА ИВАНОВНА

старший научный сотрудник ИСЭПН РАН Email: [email protected]

Аннотация

Объект. Заработная плата

Предмет. Уровень и дифференциация заработной платы Цель. Выявить влияние повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения на динамику основных характеристик оплаты труда в РФ и её регионов. Основные положения. Проблема пространственных диспропорций в России включает социально-экономическое неравенство населения, которое в первую очередь зависит от оплаты труда - основного источника денежных доходов домохозяйств. Проблемы оплаты труда в постсоветский период известны - низкий уровень, относительно высокая дифференциация, в том числе межотраслевая и межрегиональная. Одной из основных причин этого являлся низкий уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ). В мае 2018 г. МРОТ на федеральном уровне повышен до прожиточного минимума трудоспособного населения. В статье на данных обследований заработной платы, проведённых Росстатом в 2017 г. и 2019 г, анализируются сдвиги в распределении работников по заработной плате в России и субъектах РФ. Повышение МРОТ привело к снижению общей дифференциации заработной платы в целом по стране и в подавляющем большинстве регионов, сократились внутриотраслевые и межрегиональные различия. В 2019 г. всего в 6 субъектах РФ коэффициент фондов заработной платы составлял более 10 раз, тогда как в 2017 г. таких регионов насчитывалось 29. В 2017 г. коэффициент фондов (соотношение средней зарплаты верхнего и нижнего децилей) не превышал 8 раз всего в 6 субъектах РФ, а в 2019 г. - в 45, причём в большинстве из них (26) средняя зарплата не превышала 3 прожиточных минимумов трудоспособного населения. Последнее указывает на то, что низкая оплата труда по-прежнему остаётся актуальной проблемой в России, а у сокращения дифференциации есть и обратная сторона. Как известно еще по советскому опыту, её низкий уровень (как, впрочем, и высокий) не способствует трудовым стимулам и социально-экономическому развитию территорий.

MIGRANOVA, LYUDMILA ALEKSEYEVNA

Phd in Economics, Leading Research Worker, ISESP RAS Email: [email protected]

POPOVA, RAISA IVANOVNA

Senior Research Worker, ISESP RAS Email: [email protected]

Abstract

The Object of the Study. Wages in Russiya and in its regions The Subject of the Study. Levels and differentiation of wages The Purpose of the Study is examining the impact of raising the minimum wage up to the subsistence minimum level of the able-bodied population in 2018-2019 on the dynamics of the main characteristics of wages at the federal and regional levels. The Main Propositions of the Article. The problem of spatial inequality includes socioeconomic inequality of the population which primarily depends on work remuneration as the main source of monetary income of households. The problems of work remuneration in the post-Soviet period are well-known - low levels, relatively high wage differentiation including cross-sectoral and cross-regional disparities. These were caused to a large extent by the low level of the minimum wage in the country. In May 2018 the minimum wage was raised up to the subsistence minimum level (poverty line) of the able-bodied population. Using the data from the wage surveys conducted by Rosstat in 2017 and 2019 the authors analyse the shifts in wage distribution of workers in Russiya and in its regions. The increase in the minimum wage resulted in a decline in the general differentiation of wages across the country and in the vast majority of regions, in reduction of the intra-industry and cross-regional differences. In 2019 the funds ratio (ratio of mean wages of the upper and the bottom deciles) exceeded 10 only in six regions, while in 2017 there were 29 such regions. In 2017 that ratio was below 8 only in 6 regions, in 2019 - in 45 regions, and in most of them (26) the average wage was 3 times below the subsistence minimum level of the able-bodied population. The analysis has shown that the low level of wages of most employees still remains an urgent problem, and reduction in wage inequality also has the reverse aspect. We know from the Soviet experience that low (as well as high) level of wage inequality does not promote work incentives and socioeconomic development of territories.

Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда (МРОТ); прожиточный минимум; субъекты РФ; низкооплачиваемые работники; уровень и дифференциация зарплаты; межрегиональные и внутрирегиональные различия.

Keywords: minimum wage; subsistence minimum level; regions of Russiya; low-paid workers; a level and differentiation of wages; cross-regional and intra-regional differences.

Введение

С переходом экономики на рыночные отношения одной из основных социально-экономических проблем в России стал низкий уровень заработной платы и её высокая дифференциация. Причиной этого являлось, в том числе отсутствие

в стране минимальной гарантии в заработной плате, которая обеспечивала бы работающему населению социально-приемлемые условия жизни необходимые для его воспроизводства. В постсоветской России динамика минимальной заработной платы (МРОТ) прошла несколько этапов,

обусловленных социально-экономической ситуацией в стране [2; 3. С.27-34]. Последний, четвёртый этап начался с мая 2018 г., когда Указом Президента РФ МРОТ на федеральном уровне был поднят до 100% к прожиточному минимуму трудоспособного населения (ПМ тр.). При этом за основу был принят ПМ тр. за 2 квартал 2017 г. (11163 руб.). В 2019 г. МРОТ повышен на федеральном уровне до 11280 руб. (2 квартал 2018 г.).

Предыдущий третий этап (2007-2017 гг.) начался с принятия Федерального закона №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 20.4.2007 г., который внёс ряд изменений в Трудовой Кодекс РФ. Многие специалисты в области социально-трудовых отношений расценили его как стремление Правительства РФ в обозримой перспективе решить проблему несоответствия минимальной заработной платы требованиям Международной организации труда [например, 11]. В частности была отменена часть 2 ст. 129, которая касалась компенсационных и стимулирующих выплат в составе минимального размера оплаты труда (МРОТ). По действующему ранее законодательству эти выплаты в МРОТ не включались. В новой редакции записано: «Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом».

Такое определение минимальной оплаты труда позволило работодателям и властям ряда регионов по своему усмотрению трактовать содержание МРОТ, включать в его состав стимулирующие и другие надбавки и выплаты, которые должны начисляться сверх величины МРОТ (надбавки за стаж работы на севере, работу в ночное время и т.д.). Это особенно актуально для субъектов РФ, где установлен районный коэффициент к заработной плате и другие надбавки. Анализ региональных нормативно-правовых актов и Трёхсторонних Соглашений о размере МРОТ показал, что в ряде субъектов РФ в состав МРОТ включаются не только компенсационные выплаты (на величину районных коэффициентов), но и надбавки стимулирующего характера (ХМАО, ЯНАО, республики Коми и Бурятия, Магаданская область и др.) [3. С. 27-34]). Такие надбавки - это установленные законодательством индиви-

дуальные выплаты, которые должны начисляться сверх величины МРОТ, так как касаются не всех работников в равной мере и поэтому не могут входить в МРОТ - минимальную государственную социальную гарантию оплаты труда.

Для оценки влияния МРОТ, установленного в 2018-2019 гг., на уровень и дифференциацию заработной платы используются данные двух выборочных обследований заработной платы, проведенных Росстатом на крупных и средних предприятиях (без субъектов малого бизнеса) в апреле 2017 г. и 2019 г. [6, 7].

Методика исследования

Для анализа ситуации с МРОТ в субъектах РФ все регионы были разделены на две группы: регионы с нормальными условиями жизнедеятельности (47) и условиями, отклоняющимися от нормальных (38), где установлен районный коэффициент.

В субъектах РФ, где действуют районные коэффициенты за неблагоприятные условия жизнедеятельности, федеральный МРОТ должен выполнять роль базового значения, а региональный МРОТ устанавливаться с учетом районного коэффициента (РК). Иначе оценка экономического содержания МРОТ на основе прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ тр.) в этих субъектах РФ не имеет смысла. Так, например, в Чукотском АО РК равен 2, а ПМ тр. почти в 2 раза больше среднероссийского (23082 руб. против 12130 руб. во 2 кв. 2019 г.), и федеральный МРОТ с учётом РК (11280x2=22560 руб.) позволяет объективно оценить содержание МРОТ в округе в 2019 г. (97,7% от регионального ПМ тр.).

В некоторых субъектах РФ РК установлен только для отдельных территорий (например, в Республике Дагестан - для высокогорных районов, в Астраханской области - для пустынных и безводных территорий). Однако большинство населения в этих субъектах РФ живут и работают в нормальных условиях, поэтому они включены в состав первой группы.

В данном исследовании для всех субъектов РФ, где установлен РК к оплате труда, использовался единый подход для оценки величины региональной минимальной заработной платы независимо от того, что записано в региональных Соглашениях о МРОТ (учитываются или нет различные индивидуальные стимулирующие надбавки за стаж работы на Севере и т.п.), т.е. федеральный уровень МРОТ увеличивался на величину РК. В субъектах РФ, где в отдельных районах установлены разные РК, региональный МРОТ (и соответственно доля работников с зар-

платой на уровне и ниже МРОТ) рассчитывался по минимальной величине РК на данной территории.

В субъектах РФ, где для внебюджетного сектора минимальная заработная плата установлена в повышенном размере, в данном исследовании за региональный МРОТ принималась минимальная зарплата, установленная для бюджетных организаций (ЯНАО, Хабаровский край, Иркутская, Томская, Тульская Кемеровская и Волгоградская области, республики Кабардино-Балкария, Татарстан, г. Севастополь и др.). Такой методический приём связан с тем, что повышенный МРОТ не распространяется на работников всех организаций в субъекте РФ.

Результаты исследования

С 1 января 2019 г. в соответствии с федеральным законом МРОТ был установлен на уровне 2 квартала 2018 г. (11280 руб.) и по сравнению с 2017 г. (7500 руб.) увеличился на 50,4% не только на федеральном уровне, но и почти во всех субъектах РФ. Так, например, в регионах, где установлен РК к оплате труда, базой служили федеральные уровни МРОТ 2017 г. и 2019 г. и РК в этот период не менялись, поэтому темпы роста МРОТ в этих субъектах РФ были такими же, как по РФ и регионах с нормальными условиями жизнедеятельности (150,4%).

Анализируя динамику региональных МРОТ, прежде всего, следует отметить, что ещё в 2008 г. примерно в половине субъектов РФ с разным социально-экономическим развитием была установлена региональная минимальная заработная плата для внебюджетного сектора выше федерального уровня [4. С. 248]. В 2017 г. региональный МРОТ выше федерального уровня (7500 руб.) был установлен в подавляющем большинстве субъектов РФ с нормальными условиями жизнедеятельности, но он, как правило, касался только внебюджетного сектора. Исключением являлись Москва, С-Петербург и Ленинградская область, где повышенный региональный МРОТ распространялся на всех работников. В 2019 г. количество субъектов РФ, сохранивших повышенный региональный МРОТ хотя бы для внебюджетного сектора, сократилось до 16. Помимо Москвы (19351 руб.), С-Петербурга (18000 руб.) и Ленинградской области (12000 руб.) единый на территории МРОТ был установлен в Калужской (11514 руб.), Московской (14200 руб.), и Калининградской (12000 руб.) областях. Кроме того, в Брянской и Тульской областях для работников бюджетных организаций был установлен МРОТ выше федерального уровня (11300 руб. и 11440 руб., соответственно),

а для внебюджетного сектора ещё выше. Темпы роста МРОТ в этих субъектах РФ (за исключением Москвы), были выше, чем на всех остальных территориях. МРОТ в регионах в апреле 2017 г. варьировался от 7500 руб. до 18742 руб., а в апреле 2019 г. - от 11280 руб. до 22560 руб. Максимальные региональные различия в величине МРОТ за 2 года снизились с 2,5 (с максимумом в Москве) до 2 раз (с максимумом в Чукотском АО). Это соответствует максимальной величине РК на территории России (2 в Чукотском АО).

Экономическое содержание МРОТ в России традиционно оценивается с помощью минимального стандарта потребления, с 1992 г. им является ПМ трудоспособного населения, а к малооплачиваемым относят работников с заработком ниже этого минимума. Во 2 квартале 2017 г. МРОТ в среднем по РФ составлял 67,2% от ПМ тр., в 2019 г. - 93% (или 100% к ПМ тр. за 2 квартал 2018 г.). При этом максимальные региональные различия в величине ПМ тр. в этот период снизились с 2,43 (между Ненецким АО и Белгородской областью) до 2,33 раза (между Чукотским АО и Белгородской областью). Максимальные региональные различия в реальном содержании МРОТ (в соотношении с ПМ тр.) в 2019 г. снизились до 1,78 против 2,37 раза в 2017 г. Региональный МРОТ, представленный в соотношении с региональным ПМ тр., в 2017 г. варьировался в интервале от 0,57 (Московская область) до 1,35 раза (г. С-Петербург), а в 2019 г. - от 0,85 (Республика Карелия) до 1,51 (Республика Алтай). При этом, если в 2017 г. региональный МРОТ был выше регионального ПМ тр. только в 4 субъектах РФ (С-Петербург, Ленинградская область, республики Тыва и Алтай), то 2019 г. - в 58 субъектах РФ и в Москве МРОТ в эти годы был равен ПМ тр. (Приложение 1). Следует отметить, что в республиках Алтай и Тыва районный коэффициент равен 1,4, тогда как величина их ПМ тр. мало отличается от величины ПМ тр. в большинстве субъектов РФ с нормальными условиями жизнедеятельности (Приложение 1). Данный пример свидетельствует о том, что либо РК, либо ПМ тр. в этих регионах не отражают действительность и нуждаются в изменении.

Средняя номинальная заработная плата в целом по экономике РФ в апреле 2019 г. по сравнению с апрелем 2017 г. выросла на 20,6%. Темпы роста средней заработной платы, выраженной в соотношении с ПМ тр., за 2 года были в два раза ниже (10,9%). В регионах номинальная средняя заработная плата росла разными темпами: в апреле 2019 г. по сравнению с апрелем 2017 г. в 38 субъектах РФ темпы роста были выше среднероссийского показателя. Самые высокие темпы (более

130%) были в Костромской области, республиках Дагестан и Северная Осетия, а самые низкие - в ХМАО, ЯНАО и Хабаровском крае (менее 110%). При этом максимальные региональные различия в номинальной средней заработной плате снизились до 4,5 раза в апреле 2019 г. (между ЯНАО и Карачаево-Черкесской Республикой) против 5,4 раза в апреле 2017 г. (между ЯНАО и Республикой Дагестан). Максимальные региональные различия в заработной плате, выраженной в соотношении с региональным ПМ тр., снизились в эти годы между ЯНАО и Республикой Дагестан с 3,7 до 3 раз.

Что касается динамики численности малооплачиваемых работников в субъектах РФ, то, прежде всего, следует отметить, что во 2 квартале 2019 г. в 36 субъектах РФ региональный ПМ тр. был ниже величины федерального МРОТ. Поэтому оценить долю малооплачиваемых работников по критерию ПМ тр. в этих регионах на основе опубликованных Росстатом рядов распределения работников по заработной плате, где первый открытый интервал начинается с 11280 руб., не представляется возможным без наличия первичной информации [6]. Однако вычислить численность работников с заработком ниже ПМ тр. в целом по России (12130 руб.) опубликованные данные позволяют - доля таких работников в 2019 г. сократилась до 4,6% против и 9,3% в 2017 году.

Ввиду того, что в 2019 г. в достаточно большом количестве регионов (36) оценить численность малооплачиваемых работников по критерию регионального ПМ тр. невозможно, то в данном исследовании анализируется динамика численности работников с заработком на уровне и ниже МРОТ. В целом по РФ доля работников с таким заработком увеличилась с 1,8% в 2017 г. до 2,9% в 2019 году. В большинстве субъектов РФ зафиксированы те же тенденции роста, что и по стране в целом (Приложение 1). Исключение составляют 12 регионов, где доля таких работников в 2019 г. сократилась. В эту группу вошли субъекты РФ со сложными условиями жизнедеятельности, где установлен районный коэффициент к заработной плате, а также Москва.

Среди всех субъектов РФ самая высокая доля работников с заработной платой на уровне и ниже МРОТ наблюдалась в Республике Алтай (в 2017 г. - 15,7%; 2019 г. - 17,2%). Мурманская область в эти годы отличалась самой низкой долей таких работников (0,2% и 0,5%, соответственно). Таким образом, максимальные различия между субъектами РФ в доле работников с заработной

платой на уровне и ниже регионального МРОТ составляли в 2017 г. 78,5 раз, а 2019 г. снизились более чем в два раза - до 34,4 раз. Отметим, что в советское время, когда ЦСУ СССР проводило сплошное обследование заработной платы во всех организациях без исключения, допустимым явлением считалась доля работников с заработком ниже МРОТ не более 5% в общей численности работников [10]. Если ориентироваться на этот показатель, то эта проблема остаётся актуальной в 39 субъектах РФ. Особенно остро она стоит в республиках Алтай (17,2%), Ингушетия (14,8%), Дагестан (12,8%), Чеченская (11,9%), Северная Осетия (11,7%), а также в Алтайском крае, Кировской и Оренбургской областях (более 10%)

Основная причина данных явлений - сложившаяся отраслевая структура экономики и структура занятости. В этих регионах высокая доля работников занята в сферах деятельности с относительно низкой оплатой труда. Так, например, если в среднем по РФ в сельском хозяйстве доля занятых в 2017 г. составляла 7,1%, то в Дагестане и Чечне в этой сфере деятельности занят каждый четвёртый и пятый работник (23,3% и 20,1%, соответственно). Кроме того, все эти регионы отличаются более высокой занятостью в образовании и здравоохранении. При среднероссийском уровне в 13,9% в республиках Чеченская и Алтай доля работников в этих сферах деятельности превышала 20% (21,3%, и 23,4%). В Алтайском крае и Ингушетии каждый пятый работал в торговле. В этих регионах средняя заработная плата по отношению к среднероссийскому показателю в апреле 2019 г. составляла всего 55,4% - 66,8% против 50,8% - 68,1% в апреле 2017 г. Это соотношение снизилось в Чеченской Республике с 57,2% до 55,4% и в Оренбургской области с 68,1% до 65,6%.

Другим фактором выступает сложная ситуация на рынке труда - дефицит свободных рабочих мест. Четыре Северо-Кавказские республики по напряжённости на региональном рынке труда в 2017 г. занимали последние 4 места в стране (ранжирование коэффициента напряжённости проведено Росстатом в порядке его возрастания). Недалеко от них находились Республика Алтай (78 место) и Оренбургская область (72 место). Дефицит рабочих мест позволяет работодателям нередко устанавливать оплату труда на уровне МРОТ и ниже.

Распределение работников РФ по заработной плате в 2019 г. и 2017 г. представлено в таблице 1. Для этого все работники объединены в 6 групп с заработной платой, выраженной в соотношении с ПМ тр. соответствующего периода. В состав малооплачиваемых вошли работники первых двух

Таблица 1

Распределение работников РФ по соотношению заработной платы с ПМ тр.*

в 2017 г. и 2019 г. (%).

Table 1

Distribution of the RF Workers by Wages as Compared to the Subsistence Minimum of the Able-Bodied

population* in 2017 and 2019 (percent)

Годы Малооплачиваемые с заработной платой С зарплатой ниже средней Средне-оплачиваемые С зарплатой выше средней Относительно высоко-оплачиваемые

до ПМ тр. 1-2ПМ тр. 2-3,5 ПМ тр. 3,5-4 ПМ тр. 4-5 ПМ тр. свыше 5 ПМ тр.

2017 9,3 26,9 30,5 6,3 8,2 18,1

2019 4,6 24,8 32,8 7,3 9,9 20,6

*ПМ тр. 2017 г. - 11163 руб., 2019 г. -12130 руб.

Источник: расчёты авторов по данным Росстата [6,7].

групп - с заработной платой до ПМ тр. и от ПМ тр. до 2 ПМ тр. Работники второй группы обозначены нами как малооплачиваемые, у большинства из них заработок лишь частично учитывает иждивенческую нагрузку. В апреле 2017 г. средняя заработная плата в РФ составляла 39839 руб. или 3,57 ПМ тр., а в апреле 2019 г. - 48030 руб. или 3,96 ПМ тр., и заработная плата группы среднеоплачиваемых работников соответствует примерно этим показателям (3,5 ПМ тр. - 4 ПМ тр.). По обе стороны от этой группы находятся соответственно работники с заработком ниже (от 2 ПМ тр. до 3,5 ПМ тр.) и выше среднего уровня (от 4 ПМ тр. до 5 ПМ тр.). Относительно высокооплачиваемыми считались работники с зарплатой больше 5 ПМ тр. - 55,8 тыс. руб. в 2017 г. и 60,6 тыс. руб. в 2019 году.

Снижение доли малооплачиваемых работников первых двух групп на 6,8% сопровождалось одновременным увеличением численности занятых с более высокой заработной платой. Однако существенных изменений в численности работников в этих группах не наблюдается. Самый большой сдвиг произошёл в группе работников с зарплатой до ПМ тр., её доля в общей численности работников в РФ за два года сократилась в два раза.

Повышение МРОТ на федеральном уровне до ПМ тр. сопровождалось снижением дифференциации заработной платы. В целом по стране коэффициент фондов (КХ) в 2019 г. сократился до 13 раз против 14,1 раза в 2017 г. (на 7,8%). В подавляющем большинстве регионов наблюдалась такая же тенденция за исключением Москвы, Се-

вастополя, Московской и Тульской областей, где К^Х несколько увеличился (на 4,8% - 7,5%), а в С-Петербурге и Ленинградской области остался на том же уровне (12 и 9 раз, соответственно).

На общую и региональную дифференциацию заработной платы существенное влияние оказывают отраслевые различия в оплате труда. По данным Росстата максимальные различия в средней заработной плате по видам деятельности в РФ (межотраслевые различия) в апреле 2019 г. увеличились до 4,5 раз против 4,2 раз в 2017 г. В эти годы самая низкая средняя заработная плата была в гостиничном бизнесе и общественном питании, а самая высокая - в финансовой и страховой деятельности, темпы роста которой и привели к росту межотраслевого неравенства. Оплата труда в сфере гостиниц и общественного питания росла темпами несколько ниже среднероссийского уровня (110,2%). Из сфер деятельности с относительно низкой заработной платой более высокие темпы роста в этот период зафиксированы в торговле (115,6%), сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (114,4%), а в образовании и здравоохранении составляли всего 109,3% и 107,9%, соответственно.

На фоне роста межотраслевого неравенства существенно снизилась внутриотраслевая дифференциация в большинстве видов деятельности. Именно повышение МРОТ стало причиной такой динамики. В 2019 г. внутриотраслевая дифференциация увеличилась только в 4 видах деятельности за счёт роста неравенства в организациях, находящихся в негосударственной (частной) собственности (транспортировка и хранение, инфор-

Таблица 2

Распределение субъектов РФ по уровню неравенства заработной платы

в 2017 г. и 2019 г.

Table 2

Distribution of the RF Subjects by the Level of Wage Inequality in 2017 and 2019

Годы Число регионов Коэффициент фондов заработной платы KfZ (раз)

До 7 7,1-8 8,1-9 9,1-10 10,1-11 11,1-12 12,1-13 13,1-14 Свыше 14,1

2017 85 - 6 20 30 14 8 4 2 1

2019 85 14 31 26 8 1 4 - - 1

из них: ЦФО 18 2 7 6 1 1 1

С-ЗФО 11 2 2 6 - - 1 - - -

ЮФО 8 1 3 3 - 1 - - - -

С-КФО 7 2 5 - - - - - - -

ПФО 14 3 5 4 2 - - - - -

УФО 6 - 2 - 3 - 1 - - -

СФО 10 3 3 2 2 - - - - -

ДФО 11 1 4 5 - - 1 - - -

Источник: составлена авторами по данным Росстата [6; 7].

мация и связь, финансы и страхование, прочие услуги). Во всех остальных видах зафиксировано снижение и самое большое - в деятельности гостиниц и общественного питания на 17,5% (с 11,4 до 9,4 раз по коэффициенту фондов). Самое высокое неравенство наблюдалось в деятельности по предоставлению прочих услуг (22,7 и 26,1 раза в 2017 г. и 2019 г.), а низкое - в водоснабжении, во-доотведении, сборе и ликвидации отходов (8,4 и 7,9 раза, соответственно). В 6 субъектах РФ, где дифференциация заработной платы выросла или осталась на уровне 2017 г., доля занятых в сферах деятельности, где неравенство увеличилось, превышает 20%, в том числе в Севастополе и С-Пе-тербурге - 30%, в Москве - 40%.

В таблице 2 приведено распределение субъектов РФ по уровню дифференциации заработной платы. В 2017 г. регионов с ниже 7 раз не было, при этом модальный интервал с максимальным числом регионов (30) был на уровне К7 в 9,1-10 раз. В 2019 г. число регионов с К£7 ниже 7 раз достигло 14, причём самый низкий его уровень в 6 раз зафиксирован в Республике Тыва, а модальным стал интервал в 7,1-8 раз по т.

Сокращение неравенства в заработной плате в субъектах РФ происходило разными темпами - от 3,3% в Краснодарском крае и Тюменской

области (без АО) до 42% и 51% в Забайкальском крае и Республике Тыва, что объясняется динамикой доли малооплачиваемых работников и ростом средней заработной платы в первом дециле ее распределения. Так, например, в Республике Тыва и Забайкальском крае доля работников с заработками на уровне и ниже МРОТ за два года сократилась соответственно с 14,3% до 4,4% и с 12,4% до 4,8%. В результате в Республике Тыва снизился с 12 до 6 раз, а в Забайкальском крае - с 13,2 до 7,7 раза. Несмотря на почти повсеместное сокращение неравенства, максимальные региональные различия в уровне увеличились до 2,8 раза (между Москвой и Республикой Тыва) против 2 раз в 2017 г. (между Москвой и Белгородской областью). В 2019 г. всего в 6 субъектах РФ коэффициент фондов составлял более 10 раз, тогда как двумя годами раньше таких субъектов РФ было 29. В 2019 г. в 45 регионах ИХ был на уровне и ниже 8 раз, а в 2017 г. - всего в 6 регионах.

Далее представлена общая характеристика групп субъектов РФ с разным уровнем дифференциации заработной платы в 2019 г. Для сопоставимости средней заработной платы в субъектах РФ использовалось ее соотношение с региональным ПМ тр. Для сравнения приведены аналогичные показатели за 2017 г. (Приложение 2).

Вполне объясним факт низкой дифференциации в 14 регионах, где КХ не превышает 7 раз. За исключением Республики Карелия субъекты РФ этой группы в 2017 г. относились к регионам с низким экономическим развитием (ВВП на душу ниже среднего по РФ в 2 и более раз) и ниже медианного уровня развития. Помимо Карелии и Еврейской автономии все остальные субъекты РФ отличаются занятостью в сельском хозяйстве существенно выше среднероссийского показатель. Во всех регионах (за исключением Пензенской и Псковской областей) доля занятых в образовании и здравоохранении существенно превышает среднероссийский уровень. В экономике 8 регионов ведущую роль играют обрабатывающие производства. В Псковской, Орловской, Пензенской областях, республиках Ингушетия и Мордовия в этой сфере деятельности занят каждый шестой работник, в Кировской области и Чечне - каждый пятый, а в Ивановской области - четвёртый-пя-тый. И, как на всей территории России, важным сегментом рынка труда является торговля, несмотря на то, что в ряде регионов доля занятых этой деятельностью ниже среднероссийского показателя. Именно для этих сфер деятельности характерны низкий уровень заработной платы, высокая доля малооплачиваемых работников, что и стало причиной значительного снижения неравенства в оплате труда в этих регионах при повышении МРОТ в 2019 г. В этой группе по уровню заработной платы выделяется Республика Тыва, что с большой вероятностью объясняется низкой величиной ПМ тр.

Группа регионов с относительно невысоким коэффициентом фондов (от 7,1 до 8 раз) самая многочисленная - 31 субъект РФ. В неё вошли регионы с разным экономическим развитием: с одной стороны, ХМАО, Чукотский АО, Республика Саха, Иркутская и Мурманская области с высоким экономическим развитием (ВВП на душу больше среднероссийского уровня) и высокой средней заработной платой, с другой - республики Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария и Забайкальский край с низким экономическим развитием и низкой средней заработной платой. Как и в первой группе, в большинстве регионов (17) этой группы средняя оплата труда ниже 3 ПМ тр., а самая высокая - в ХМАО (4,26 ПМ тр.), Чукотском АО (4,85 ПМ тр.), Республике Саха (3,84 ПМ тр.). В 2017 г. только Забайкальский край отличался высоким неравенством в оплате труда (13,2 раза) и несколько выше 10 раз КХ был в Чукотском АО, Архангельской (без НАО) и Иркутской областях. Во всех остальных регионах большого снижения дифференциации не зафиксировано.

В двух других группах субъектов РФ, где КХ равен от 8,1 до 10 раз, число регионов со средней заработной платой до 3 ПМ тр. значительно меньше (9 из 34). Экономически средне- и высокоразвитые регионы (ВВП на душу выше медианного уровня и выше среднего по РФ уровня) составляют среди них большинство (24), и только г. Севастополь относится к регионам с низким экономическим развитием.

Группу из 6 субъектов РФ с относительно высокой дифференциацией заработной платы (свыше 10 раз по коэффициенту фондов) составили регионы с высоким экономическим развитием за исключением Астраханской области, которая в 2017 г. относилась к регионам со средним экономическим развитием, и по уровню ВРП на душу населения среди 85 субъектов РФ занимала 31 место [9]. Средняя заработная плата в соотношении с региональным ПМ тр. только в Астраханской, Московской и Тюменской областях (без АО) была ниже 4 ПМ тр., а в остальных (Москва, С-Петер-бург, Республика Саха) - выше 5 ПМ тр.

В России после перехода экономики на рыночные условия проблема высокой дифференциации заработной платы была в центре внимания экономистов и политиков почти четверть века. С ней связывали высокое социально-экономическое неравенство и бедность населения, рост социальной напряжённости в обществе, снижение роли стимулирующей функции заработной платы и, как следствие, низкую производительность труда. Проблема оставалась актуальной для обсуждения даже тогда, когда этот коэффициент снизился в целом по стране до 15 раз (2009 г.). В пример ставили страны Европы, где дифференциация на уровне 10 раз по коэффициенту фондов считается социально опасным явлением, и в большинстве стран она не превышает 7-8 раз [4]. Но Россию с её разными природно-климатическими условиями и отраслевой спецификой в субъектах РФ нельзя сравнивать с европейскими странами, и их критерий социальной напряжённости в обществе к нашей стране не подходит. Выше было показано, что максимальная разница в величине ПМ тр. между регионами составляет более 2,3 раза.

Европейский критерий оценки социальной напряжённости в России может быть применим только к субъектам РФ. Но и здесь не всё так просто. Снижение неравенства при повышении МРОТ может происходить как в случае, когда работодатель повышает заработную плату только неквалифицированным работникам, а у всех остальных она остаётся без изменений, так и в случае высокой численности малооплачиваемых

работников или в результате снижения темпов роста заработной платы у высокооплачиваемых работников.

В России ещё с советских времён накоплен достаточно большой опыт в исследовании проблем дифференциации заработной платы и доходов населения. Впервые глубокое теоретическое обоснование этого социально-экономического явления дано в монографии [5]. Установлено, что, если неравенство в заработной плате не соответствует различиям в количестве и качестве труда, её функция стимулирования эффективного труда не работает. В РСФСР с конца 60-х годов прошлого века распределительные отношения носили уравнительный характер, дифференциация заработной платы по децильному коэффициенту варьировала в интервале 3-4,5 раза, который, как правило, в 2-2,5 раза ниже коэффициента фондов [12. С.335]. И этот факт, в том числе, считался причиной низкой производительности труда и эффективности народного хозяйства.

Снижение в 2019 г. неравенства в оплате труда - это результат высоких темпов роста МРОТ, которые в 2,5 раза выше темпов роста средней заработной платы. Повышение заработной платы низкооплачиваемых работников привело к снижению трудовой дифференциации. Это отчасти подтверждают данные о динамике, так называемой, внутриотраслевой дифференциации, которая в большей степени отражает трудовые различия - в квалификации основного персонала и условиях труда.

Однако это не даёт ответа на вопрос, насколько различия в заработной плате, соответствуют различиям в квалификации труда. Для этого нужно знать дифференциацию заработной платы работников разных квалификационных групп. Основным официальным источником этих данных является выборочное Обследование организаций по заработной плате в разрезе категорий персонала и профессиональных групп (сокращенно ОЗПП), проводимое Росстатом раз в 2 года. Анализ динамики различий в заработной плате работников разных профессиональных групп за период 2007-2017 гг. показал, что повышение МРОТ не привело к серьёзным сдвигам в неравенстве оплаты труда работников разной квалификации. Более существенным фактором был спрос и предложение труда определённой квалификации [13]. Именно этот фактор, как и значительный рост МРОТ, с нашей точки зре-

ния, стали основными в регионах, где дифференциация заработной платы сложилась по Й2 на уровне 6-7,5 раз. Как правило, это субъекты РФ с проблемами на рынке труда и такой отраслевой структурой экономики, которая не позволяет им повысить уровень экономического развития. И как следствие этого - низкая заработная плата, которая даже при низкой дифференциации не может выступать стимулом к труду и способствовать социально-экономическому развитию территорий [5; 14].

Анализ ситуации в области оплаты труда в стране и её регионах показал, что в настоящее время задача снижение неравенства в заработной плате не является актуальной, скорее наоборот. Более важная проблема, которую необходимо срочно решать - низкая оплата труда у большинства работников. По данным обследования работников РФ по заработной плате в 2017 г. 66,7% из них получали заработную плату ниже 3,5 ПМ тр., и с повышением МРОТ их численность за два года сократилась весьма незначительно - до 62,2%. В 38 субъектах РФ средняя заработная плата не превышает 3 ПМ тр. И это при том, что действующий в 2019 г. прожиточный минимум занижен и не отражает современные минимальные потребности населения.

Прожиточный минимум, как минимальный социальный норматив потребления, в соответствии с законодательством России должен был быть пересмотрен в сторону повышения еще с 1 января 2018 г. И в 2019 г. он стал мало пригоден для содержательных оценок - с одной стороны завышает МРОТ, заработную плату и денежные доходы, с другой - занижает численность малооплачиваемых работников и уровень бедности. И, если ПМ будет пересматриваться, главное чтобы он вновь не стал бюджетом «нищеты», не обеспечивающим простого физиологического воспроизводства человека, а отражал бы современные потребности разных социально-демографических групп населения. Специалисты в области уровня и качества жизни разработали минимальный потребительский бюджет, который в стоимостном выражении в три раза больше действующего сейчас прожиточного минимума и соответствует расширенному воспроизводству населения [1]. Принятие его потребует серьёзных финансовых расходов и, прежде всего, на оплату труда работников бюджетной сферы, на что Правительство РФ вряд ли согласится в условиях невысоких темпов роста ВВП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение 1

МРОТ и прожиточный минимум трудоспособного населения в 2017 г. и 2019 г.

Appendix 1

Minimum Wage and Subsistence Minimum of the Able-Bodied Population in 2017 and 2019

Субъекты РФ МРОТ Доля работников с зарплатой до МРОТ, % Прожиточный минимум (ПМтр), 2 квартал, руб.** Соотношение МРОТ и ПМ тр., %

2017 2019 2017 2019 2017 2019 2017 2019

Российская Федерация 7500 11280 1,8 2,9 11163 12130 67,2 93,0

Центральный ФО

Белгородская область 7500 11280 0,3 2,9 8989 10039 83,4 112,4

Брянская область 7500 11300 2,4 6,2 10615 11721 70,7 96,4

Владимирская область 7500 11280 3,2 5,2 10616 11746 70,6 96,0

Воронежская область 7500 11280 2,0 3,3 9292 11917 80,7 113,3

Ивановская область 7500 11280 5,2 7,5 10896 11513 68,8 98,0

Калужская область 7500 11514 1,0 2,7 10390 11917 72,2 94,7

Костромская область 7500 11280 5,4 7,9 10581 11569 70,9 97,5

Курская область 7500 11280 1,3 3,5 9725 10927 77,1 103,2

Липецкая область 7500 11280 2,8 5,3 9580 10515 78,3 107,3

Московская область 7500 14200 0,4 1,0 13146 13844" 57,1 102,6

Орловская область 7500 11280 4,3 7,2 10161 11124 73,8 101,4

Рязанская область 7500 11280 2,5 4,6 10139 11125 74,0 101,4

Смоленская область 7500 11280 4,3 6,0 11178 12088 67,1 93,3

Тамбовская область 7500 11280 3,6 6,9 9433 10524 79,5 107,2

Тверская область 7500 11280 6,0 8,4 11038 11891 67,9 94,9

Тульская область 7500 11440 0,6 1,8 10120 11214" 74,1 102,0

Ярославская область 7500 11280 1,3 4,2 10429 11631 71,9 97,0

г. Москва 18742 19351 4,1 3,7 18742 19351" 100,0 100,0

Северо-Западный ФО

Республика Карелия* 8625 12972 2,8 1,3 13932 15267 61,9 85,0

Республика Коми* 9000 13536 2,2 1,2 13276 14868 67,8 91,0

Архангельская обл. (без НАО)* 9000 13536 1,1 1,5 13022 14294 69,1 94,7

Ненецкий АО* 13500 20304 2,3 3,6 21844 21049 61,8 96,5

Вологодская область* 8625 12972 5,6 4,6 11907 12398 72,4 104,6

Калининградская область 7500 12000 1,2 5,0 11361 12459 66,0 96,3

Ленинградская область 11400 12000 0,3 2 10047 11646 113,5 103,0

Мурманская область* 11250 16920 0,2 0,5 15185 17841 74,1 94,8

Новгородская область 7500 11280 1,8 3,4 11190 12130 67,0 93,0

Псковская область 7500 11280 4,3 7,2 11798 12276 63,6 91,9

г. Санкт-Петербург 16000 18000 0,3 2 11830 12584 135,2 143,0

Южный ФО

Республика Адыгея 7500 11280 4,7 7,5 9837 10103 76,2 111,7

Республика Калмыкия 7500 11280 4,7 7,0 9264 10592 81,0 106,5

Приложение 1

Субъекты РФ МРОТ Доля работников с зарплатой до МРОТ, % Прожиточный минимум (ПМтр), 2 квартал, руб.** Соотношение МРОТ и ПМ тр., %

2017 2019 2017 2019 2017 2019 2017 2019

Республика Крым 7500 11280 2,4 5,4 10634 11512 70,5 98,0

Краснодарский край 7500 11280 0,7 3,4 11141 12030 67,3 93,8

Астраханская область 7500 11280 5,6 8,4 10140 11067 74,0 101,9

Волгоградская область 7500 11280 2,5 5,5 10146 10794 73,9 104,5

Ростовская область 7500 11280 5,0 6,3 10623 11371 70,6 99,2

г. Севастополь 7500 11280 1,3 4,6 11162 12381 67,2 91,1

Северо-Кавказский ФО

Республика Дагестан 7500 11280 11,8 14,9 9922 10363 75,6 108,8

Республика Ингушетия 7500 11280 4,9 12,8 9319 10226 80,5 110,3

Кабардино-Балкарская Респ. 7500 11280 5,3 8,5 11925 12191" 62,9 92,5

Карачаево-Черкесская Респ. 7500 11280 7,3 9,9 9815 10331" 76,4 109,2

Республика Сев. Осетия 7500 11280 8,2 11,7 9911 10226 75,7 110,3

Чеченская Республика 7500 11280 10,5 11,9 9996 10967" 75,0 102,9

Ставропольский край 7500 11280 4,7 6,6 9404 10222 79,8 110,4

Приволжский ФО

Республика Башкортостан* 8625 12972 5,2 5,2 9498 10434 90,8 124,3

Республика Марий Эл 7500 11280 5,5 8,2 10047 10498 74,6 107,4

Республика Мордовия 7500 11280 2,8 4,8 9068 9914 82,7 113,8

Республика Татарстан 7500 11280 0,9 2,6 9142 10085 82,0 111,8

Удмуртская Республика* 8625 12972 4,50 8,8 9468 10608 91,1 122,3

Чувашская Республика 7500 11280 2,2 5,7 9330 10134 80,4 111,3

Пермский край* 8625 12972 2,1 5,2 10804 11338 79,8 114,4

Кировская область* 8625 12972 7,3 10,6 10159 105901 84,9 122,5

Нижегородская область 7500 11280 1,8 3,7 10033 11248 74,8 100,3

Оренбургская область* 8625 12972 7,4 10,3 9269 10221 93,1 126,9

Пензенская область 7500 11280 2,0 4,5 9771 10341 76,8 109,1

Самарская область 7500 11280 2,2 4,0 11072 11969 67,7 94,2

Саратовская область 7500 11280 2,8 7,2 9581 10276 78,3 109,8

Ульяновская область 7500 11280 3,7 5,6 10362 11110 72,4 101,5

Уральский ФО

Курганская область* 8625 12972 10,7 12,1 10428 10559" 82,7 122,9

Свердловская область* 8625 12972 2 3,9 10865 11763 79,4 110,3

Тюменская обл.(без АО)* 8625 12972 1,7 3,4 11212 12069 76,9 107,5

Ханты-Мансийский АО* 12750 19176 1 1,1 15294 16568 83,4 115,7

Ямало-Ненецкий АО* 13500 20304 1 1,7 16751 17707 80,6 114,7

Челябинская область* 8625 12972 4,1 6,3 10608 11083 81,3 117,0

Сибирский ФО

Республика Алтай* 10500 15792 15,7 17,2 10200 10442 102,9 151,2

Республика Тыва* 10500 15792 14,3 4,4 10168 11125 103,3 142,0

Приложение 1

Субъекты РФ МРОТ Доля работников с зарплатой до МРОТ, % Прожиточный минимум (ПМтр), 2 квартал, руб.** Соотношение МРОТ и ПМ тр., %

2017 2019 2017 2019 2017 2019 2017 2019

Республика Хакасия* 9750 14664 2,6 5 9857 11752 98,9 124,8

Алтайский край* 8625 12972 10,9 10,8 10002 10418 86,2 124,5

Красноярский край* 9750 14664 4,3 3,5 12163 13425 80,2 109,2

Иркутская область* 9750 14664 3,3 2 10814 12325 90,2 119,0

Кемеровская область* 9750 14664 6 5,6 9981 11011 97,7 133,2

Новосибирская область* 9375 14100 3,8 5,2 11854 12486 79,1 112,9

Омская область* 8625 12972 6,5 8,6 9683 10864 89,1 119,4

Томская область* 9750 14664 3,5 6,8 11539 12437 84,5 117,9

Дальневосточный ФО

Республика Бурятия* 9000 13536 1,8 3,5 10273 12000 87,6 112,8

Республика Саха * 12750 19176 1,2 2,3 17601 179851) 72,4 106,6

Забайкальский край* 10500 15792 12,4 4,8 11392 12798 92,2 123,4

Камчатский край* 13500 20304 2,4 0,6 20399 21660 66,2 93,7

Приморский край* 9750 14664 1,8 2,4 13191 13958 73,9 105,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хабаровский край* 9750 14664 1 1,7 13807 15260 70,6 96,1

Амурская область* 9750 14664 5 2,5 12184 13009 80,0 112,7

Магаданская область* 12750 19176 0,5 1 18994 20824 67,1 92,1

Сахалинская область* 12000 18048 0,3 0,9 14552 15807 82,5 114,2

Еврейская авт. область* 9750 14664 2,8 3,7 13422 15254 72,6 96,1

Чукотский АО* 15000 22560 1,2 2,2 21396 23082 70,1 97,7

Максимальное значение 18742 22560 15,7 17,2 21844 23082 135,2 151,2

Минимальное значение 7500 11280 0,2 0,5 8989 9914 57,1 85,0

Соотношение, раз 2,5 2,0 78,5 34,4 2,43 2,33 2,4 1,78

* Субъекты РФ, где установлен районный коэффициент к заработной плате.

Источник: **данные Росстата, из них за 1 квартал 2019 на 04.09.2019,1);

МРОТ - [Электронный ресурс] Режим доступа: wwwconsultant.ru. и расчёты авторов

Приложение 2

Распределение субъектов РФ по величине коэффициента фордов заработной платы (Rfz) в 2019 г.

Appendix 2

Distribution of the RF Subjects by the R/P10% Ratio of Wages in 2019

Ранг по Kfz 2019 Субъекты РФ Апрель 2019 г. Апрель 2017 г.

Kfz Средняя заработная плата Kfz Средняя заработная плата

ру<5. в ПМ тр, раз** ру<5. в ПМ тр, раз**

Российская Федерация 13 48030 3,96 14,1 39839 3,57

1 Республика Тыва* 6 36810 3,31 12,2 29617 2,91

2 Республика Мордовия 6,5 27549 2,78 7,7 23604 2,60

Приложение 2

Ранг по К& 2019 Субъекты РФ Апрель 2019 г. Апрель 2017 г.

Юг Средняя заработная плата К& Средняя заработная плата

ру<5. в ПМ тр, раз** ру«. в ПМ тр, раз**

3 Алтайский край 6,5 27027 2,59 9,3 21953 2,19

4 Республика Карелия* 6,6 41080 2,69 10,1 34788 2,50

5 Республика Калмыкия 6,6 27110 2,56 8,5 22046 2,38

6 Республика Алтай* 6,6 32063 3,07 9,7 24825 2,43

7 Еврейская авт. область* 6,6 40276 2,64 8,4 33862 2,52

8 Республика Ингушетия 6,7 26614 2,60 9,3 21346 2,29

9 Чеченская Республика 6,7 26595 2,43 7,8 22768 2,28

10 Ивановская область 6,8 26455 2,30 8,6 22066 2,03

11 Орловская область 6,9 28574 2,57 8,3 23874 2,35

12 Псковская область 6,9 28485 2,32 8,1 22747 1,93

13 Пензенская область 6,9 29468 2,85 7,9 25470 2,61

14 Кировская область* 7 29318 2,77 8,6 24217 2,38

15 Белгородская область 7,1 33617 3,35 7,5 28968 3,22

16 Тамбовская область 7,1 27528 2,62 8,3 23125 2,45

17 Республика Дагестан 7,1 26575 2,56 9,2 20248 2,04

18 Курганская область 7,1 29403 2,78 9,7 24017 2,30

19 Курская область 7,2 32575 2,98 7,9 27162 2,79

20 Республика Адыгея 7,2 28802 2,85 8,4 23029 2,34

21 Удмуртская Республика 7,2 33386 3,15 8,5 28218 2,98

22 Чувашская Республика 7,3 28869 2,85 8,3 23592 2,53

23 Республика Бурятия * 7,3 37949 3,16 8,4 31339 3,05

24 Брянская область 7,4 29056 2,48 8,6 23591 2,22

25 Кабардино-Балкарская Респ. 7,5 26603 2,18 9,3 21188 1,78

26 Республика Марий Эл 7,5 28674 2,73 8,8 23617 2,35

27 Архангельская обл. (без Н АО)* 7,6 48200 3,37 10,1 39140 3,01

28 Карачаево-Черкесская Респ. 7,6 25949 2,51 9,2 22186 2,26

29 Республика Саха* 7,6 68985 3,84 9,7 59357 3,37

30 Владимирская область 7,7 31668 2,70 8,6 27155 2,56

31 Ставропольский край 7,7 30784 3,01 9,1 25751 2,74

32 Ханты-Мансийский АО* 7,7 70582 4,26 9,5 66171 4,33

33 Иркутская область* 7,7 44436 3,61 10,5 35824 3,31

34 Забайкальский край* 7,7 41468 3,24 13,2 33237 2,92

35 Мурманская область* 7,8 64327 3,61 9,5 51789 3,41

36 Республика Крым 7,8 31815 2,76 8,1 25284 2,38

37 Республика Хакасия * 7,8 39745 3,38 9 33384 3,39

Приложение 2

Ранг по К& 2019 Субъекты РФ Апрель 2019 г. Апрель 2017 г.

Юг Средняя заработная плата К& Средняя заработная плата

ру<5. в ПМ тр, раз** ру«. в ПМ тр, раз**

38 Рязанская область 7,9 33809 3,04 9,7 28661 2,83

39 Волгоградская область 7,9 32264 2,99 9 27509 2,71

40 Ульяновская область 7,9 29981 2,70 9,7 25353 2,45

41 Кемеровская область * 7,9 40841 3,71 9,8 31713 3,18

42 Смоленская область 8 31141 2,58 9,9 26158 2,34

43 Республика Северная Осетия 8 27568 2,70 9,9 20938 2,11

44 Саратовская область 8 28428 2,77 9,3 24027 2,51

45 Чукотский АО * 8 111164 4,82 10,2 94719 4,43

46 Новгородская область 8,1 31305 2,58 8,7 27903 2,49

47 Хабаровский край* 8,1 48112 3,15 9,8 44931 3,25

48 Костромская область 8,2 33489 2,89 11,6 24458 2,31

49 Тульская область 8,3 37377 3,33 7,8 30602 3,02

50 Республика Коми * 8,3 54801 3,69 11,6 45568 3,43

51 Омская область 8,3 34617 3,19 9,8 29579 3,05

52 Воронежская область 8,4 33633 2,82 9,1 28035 3,02

53 Вологодская область * 8,4 37228 3,00 11,1 29647 2,49

54 Пермский край * 8,4 37721 3,33 9,1 32565 3,01

55 Амурская область* 8,4 45418 3,49 11,3 35184 2,89

56 Липецкая область 8,5 35132 3,34 9,6 28908 3,02

57 Приморский край * 8,5 44914 3,22 10,3 36660 2,78

58 Ярославская область 8,6 35066 3,01 9,9 29847 2,86

59 Оренбургская область* 8,6 31494 3,08 9,7 27125 2,93

60 г. Севастополь 8,7 33105 2,67 8,3 26302 2,36

61 Республика Башкортостан * 8,7 35841 3,44 10,4 29140 3,07

62 Республика Татарстан 8,7 36837 3,65 10 31874 3,49

63 Калининградская область 8,8 33827 2,72 9,2 31210 2,75

64 Ростовская область 8,8 32769 2,88 11,3 28034 2,64

65 Томская область * 8,8 43029 3,46 10,2 37669 3,26

66 Камчатский край * 8,8 76721 3,54 11,8 66878 3,28

67 Магаданская область * 8,8 93977 4,51 10,2 74258 3,91

68 Тверская область 8,9 32642 2,75 10,4 27063 2,45

69 Краснодарский край 8,9 35663 2,96 9,2 29526 2,65

70 Ненецкий АО* 9 86861 4,13 9,7 76616 3,51

71 Ленинградская область 9 46062 3,96 9 38199 3,80

72 Самарская область 9,1 35408 2,96 10,6 30215 2,73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

73 Челябинская область* 9,1 37392 3,37 10,2 32335 3,05

Источники: данные Росстата [8, 9], ** расчёты авторов

* Субъекты РФ, где установлен районный коэффициент к заработной плате.

Благодарности и финансирование

Исследование выполнено в рамках Программы Президиума РАН «Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России» (подпрограмма «Пространственная реструктуризация России с учётом геополитических социально-экономических и геоэкологических вызовов»), проект «Социально-экономическое неравенство населения в регионах России, как фактор пространственных диспропорций».

Продолжение таблицы

Ранг по Kfz 2019 Субъекты РФ Апрель 2019 г. Апрель 2017 г.

Kfz Средняя заработная плата Kfz Средняя заработная плата

ру<5. в ПМ тр, раз** руб. в ПМ тр, раз**

74 Новосибирская область* 9,1 38070 3,05 10,9 32484 2,74

75 Свердловская область* 9,2 40168 3,41 10 34662 3,19

76 Ямало-Ненецкий АО* 9,2 117691 6,65 11,1 109343 6,53

77 Калужская область 9,3 40955 3,44 9,4 32690 3,15

78 Нижегородская область 9,3 35952 3,20 11 30301 3,02

79 Красноярский край 9,6 50863 3,79 12,9 40295 3,31

80 Астраханская область 10,3 37593 3,40 12,3 30942 3,05

81 Московская область 11,4 55097 3,98 10,6 45133 3,43

82 Тюменская область (без АО)* 11,7 47124 3,90 12,1 42284 3,77

83 Сахалинская область* 11,8 81263 5,14 13,8 66901 4,60

84 г. Санкт-Петербург 12 63555 5,05 12 53261 4,50

85 г. Москва 16,4 102907 5,32 15,5 86759 4,63

Список литературы

1. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В., Сафронова А.М. Социально приемлемая потребительская корзина// Уровень жизни населения регионов России. 2019. №2. С. 8-26.

2. Заработная плата в России - эволюция и дифференциация. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007. 575 с.

3. Мигранова Л.А. Минимальная гарантия оплаты труда в России и её регионах // Уровень жизни населения регионов России. 2019. №2. С. 27-34.

4. Мигранова Л.А. Заработная плата в России и мире: сравнительный анализ// Народонаселение. 2018. № 3. С. 52-67.

5. Рабкина Н.Е., Римашевская Н.М. Основы дифференциации заработной платы и доходов населения. М.: Экономика, 1972 г. 288 с.

6. Росстат. Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель 2019 г. (статистический бюллетень). Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gks.ru

7. Росстат. Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель 2017 г. (статистический бюллетень). Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gks.ru

References

1. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova Ye.V., Safronova A.M. Sotsial'no priyemlemaya potrebitel'skaya korzina // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2019. №2. S. 8-26.

2. Zarabotnaya plata v Rossii - evolyutsiya i differentsiatsiya. M.: Izdatel'skiy dom GU VSHE. 2007. 575 s.

3. Migranova L.A. Minimal'naya garantiya oplaty truda v Rossii i yeyo regionakh // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2019. №2. S. 27-34.

4. Migranova L.A. Zarabotnaya plata v Rossii i mire: sravnitel'nyy analiz// Narodonaseleniye. 2018. № 3. S.52-67.

5. Rabkina N.Ye., Rimashevskaya N.M. Osnovy differentsiatsii zarabotnoy platy i dokhodov naseleniya, M.: Ekonomika, 1972 g., 288s.

6. Rosstat. Svedeniya o raspredelenii chislennosti rabotnikov po razmeram zarabotnoy platy za aprel' 2019 g. (statisticheskiy byulleten'). Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: http:// www.gks.ru

7. Rosstat. Svedeniya o raspredelenii chislennosti rabotnikov po razmeram zarabotnoy platy za aprel' 2017 g. (statisticheskiy byulleten'). Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: http:// www.gks.ru

8. Росстат. Социально-экономическое положение России -2019 (январь-май); 2017(январь-май). Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gks.ru

9. Росстат. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gks.ru

10. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни. Под редакцией Н.П. Фе-доренко и Н.М. Римашевской. М.: Наука, 1986. С. 101-111.

11. Социальная поддержка населения. Минимальная оплата труда // Вестник НИИ труда и социального страхования. 2009. №1. С. 73-90.

12. Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России. М.: Издательство Референдум. 2003. 672с.

13. Токсанбаева М.С. Дифференциация заработной платы в контексте стимулирования труда // Управление экономическими системами (электронный журнал). 2018. № 9. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/economika-^иаа/йеш/5079-2018-09-06-06-57-52 (дата обращения 10.06.2019)

14. Токсанбаева М.С. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала. М.: Наука. 2006. 260 с.

8. Rosstat. Sotsial'no-ekonomicheskoye polozheniye Rossii -2019 (yanvar'-may); 2017(yanvar'-may). (Elektronnyy resurs.

- Rezhim dostupa: http://www.gks.ru

9. Rosstat. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli.2018. Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: http:// www.gks.ru

10. Sistema ekonomiko-matematicheskikh modeley dlya analiza i prognoza urovnya zhizni. Eds. N.P. Fedorenko and N.M. Rimashevskaya. - M.: Nauka 1986

11. Sotsial'naya podderzhka naseleniya. Minimal'naya oplata truda // Vestnik NII truda i sotsial'nogo strakhovaniya. 2009. №1. S. 73-90

12. Spravedlivyye i nespravedlivyye sotsial'nyye neravenstva v sovremennoy Rossii. M.: Izdatel'stvo Referendum. 2003. 672s.

13. Toksanbayeva M.S. Sotsial'nyye interesy rabotnikov i ispol'zovaniye trudovogo potentsiala - M.: Nauka.2006. 260s.

14. Toksanbayeva M.S. Differentsiatsiya zarabotnoy platy v kontekste stimulirovaniya truda// Upravleniye ekonomicheskimi sistemami (elektronnyy zhurnal). - 2018.

- № 9. - Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/economika-truda/item/5079-2018-09-06-06-57-52 (data obrashcheniya 10.06.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.