ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 4 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
Вопросы регулирования минимального размера оплаты труда в российской Федерации
Ломовцева Н.Н. 1
1 Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Автором рассмотрены некоторые аспекты по государственному регулированию доходов населения в РФ путем установления минимального размера оплаты труда (МРОТ). Проведен анализ законодательной базы МРОТ и ее трансформации за последний период. Рассмотрены вопросы соответствия российского МРОТ критериям международных рекомендаций, минимальному прожиточному минимуму и среднему уровню заработной платы. Выделены недостатки механизма регулирования МРОТ как элемента социальной защиты населения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум трудоспособного населения,заработная плата
Issues of minimum wage regulation in Russian Federation
Lomovtseva N.N. 1
1 Ulyanovsk State University, Russia
Введение
В экономически развитых странах мира государством реализуется право каждого гражданина иметь определенный уровень дохода, который обеспечивает ему необходимый уровень жизни. Реализация этого права происходит путем применения различных методов регулирования доходов населения. В зависимости от модели государственного управления страной данные механизмы могут применяться в разной степени с разным уровнем дифференциации, но цели и задачи в этих случаях одинаковые: обеспечить гражданам определенный уровень благосостояния. В России за время перехода к рыночному механизму регулирования экономики, в том числе и социальных вопросов, методы регулирования доходов населения претерпевали значительные изменения.
Одним из действенных методов регулирования доходов населения является установление минимальной гарантированной государством суммы оплаты труда. Установление минимальной часовой ставки
оплаты труда или минимального размера оплаты труда призваны обеспечить минимальные гарантии по оплате наемного труда для восстановления рабочей силы.
В соответствии с международными стандартами уровень минимальной зарплаты рассматривается как нижняя граница, которая гарантирует удовлетворение основных жизненных потребностей и трудящегося, и его семьи. В Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы, такие как:
• потребности трудящихся и их семей;
• общий уровень заработной платы в стране;
• стоимость жизни и изменения в ней;
• пособия по социальному обеспечению;
• сравнительный уровень жизни других социальных групп;
• экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости [1].
Кроме того, в данной Рекомендации Международной организации труда сказано, что «установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей» [1].
Рассмотрим некоторые аспекты по государственному регулированию доходов населения в РФ путем установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) с
ABSTRACT:_
The author considers some aspects of state regulation of household incomes in the Russian Federation by setting a minimum wage (MW). We have analyzed the legislative base of MWC and its transformation in the recent period. We consider whether Russian minimum wage meets the criteria of international recommendations, of minimum subsistence level and average salary level. We mark out disadvantages of the regulation mechanism of minimum wage as an element of social protection of the population.
KEYWORDS: minimum wage, subsistence level of the working population, wages
JEL Classification: J31, J33, J38 Received: 06.09.2017 / Published: 30.09.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Lomovtseva N.N. ([email protected])
CITATION:_
Lomovtseva N.N. (2017) Voprosy regulirovaniya minimalnogo razmera oplaty truda v Rossiyskoy Federatsii [Issues of minimum wage regulation in Russian Federation]. Ekonomika truda. 4. (3). - 231-242. doi: 10.18334/et.4.3.38327
целью определения, насколько механизм управления МРОТ в России соответствует этим международным рекомендациям.
В России основным законодательным актом, регулирующим вопросы оплаты труда, является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), который определил государственные гарантии по оплате труда. К основным из них, согласно статье 130 ТК РФ, относятся такие гарантии, как:
• величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
• меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
• ограничение оплаты труда в натуральной форме;
• государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и другие [2].
Требования к минимальному размеру оплаты труда определяются Трудовым Кодексом и федеральными законами РФ. В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда [2]. Исходя из этого определения, МРОТ приравнивается к минимальной заработной плате, которая согласно статье 129 ТК РФ включает оклад по основному месту работу, компенсационные и стимулирующие выплаты [2].
За время действия ТК РФ, который был введен с 1 февраля 2002 года, произошла трансформация понятия МРОТ и его структуры.
Например, согласно первичной редакции, сущность МРОТ определялась как «гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда» [3]. В структуру минимального размера оплаты труда не включались доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на террито-
ОБ АВТОРЕ:_
Ломовцева Наталья Николаевна, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления; Почетный работник высшего профессионального образования РФ (epr_nn0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Ломовцева Н.Н. Вопросы регулирования минимального размера оплаты труда в Российской Федерации // Экономика труда. - 2017. - Том 4. - № 3. - С. 231-242. Сог 10.18334М.4.3.38327
риях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты (ст. 133 ТК) [3]. То есть можно говорить о том, что при разработке и принятии ТК РФ МРОТ приравнивался законодателями к минимальному окладу без учета дополнительных выплат.
В 2007 году Федеральным законом были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ по определению сущности и структуры МРОТ [4]. Было исключено само понятие минимального размера оплаты труда.
Сегодня законодательная трактовка МРОТ как минимальной заработной платы позволяет работодателям манипулировать с суммой этой гарантированной государством нормой оплаты труда. Практически во всех регионах РФ практикуется установление окладов работающим, в том числе и имеющим определенную квалификацию, ниже утвержденного МРОТ. Доведение получаемой заработной платы по итогам работы до минимальной суммы происходит за счет установления доплат и надбавок, в том числе стимулирующих. Такая ситуация, на взгляд автора, искажает не только реальный уровень минимальной заработной платы, но и сущность самого принципа по социальной защите труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. С 1 июля 2017 года МРОТ увеличился с 7500 до 7800 рублей [5].
Регионам РФ дано право повышать федеральный уровень МРОТ в зависимости от финансовых возможностей (ст. 133.1 ТК РФ), однако, рассматривая эту ситуацию в субъектах, можно констатировать, что этим правом пользуются далеко не все регионы.
Например, в Приволжском федеральном округе (ПФО) из четырнадцати регионов только шесть использовали это право: Республики Башкортостан и Марий Эл, Пермский край, а также Саратовская, Ульяновская и Нижегородская области (табл. 1). При этом в этих регионах сегодня устанавливаются два минимальных размера оплаты труда: для работников бюджетной сферы на уровне федерального значения и в повышенном размере работникам коммерческих предприятий. Данные вопросы оговариваются Соглашением трехсторонних комиссий, которые включают представителей государственных органов, профсоюзных организаций и работодателей.
Как видно из таблицы 1, во всех регионах ПФО (за исключением Пермского края) работникам бюджетной сферы МРОТ установлен на уровне федерального значения, то есть региональных финансовых возможностей для повышения оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях сегодня не имеется.
Согласно ТК РФ, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей мини-
Таблица 1
Минимальный размер оплаты труда в субъектах РФ ПФО (руб./мес.)
Субъект РФ До 1 июля 2017 года С 1 июля 2017 года
РФ 7500 7800
Республика Башкортостан 8900 7500 - для организаций бюджетной сферы 8900 7800 - для организаций бюджетной сферы
Республика Марий Эл 9251 7500 - для организаций бюджетной сферы 9621 7800 - для организаций бюджетной сферы
Республика Мордовия 7500 7800
Республика Татарстан 7500 8252
Удмуртская Республика 7500 7800
Чувашская Республика 7500 7800
Пермский край Прожиточный минимум Прожиточный минимум
Кировская область 7500 7800
Нижегородская область 9000 7500 - для организаций бюджетной сферы 9360 7800 - для организаций бюджетной сферы
Оренбургская область 7500 7800
Пензенская область 7500 7800
Самарская область 7500 7800
Саратовская область 7900 7500 - для организаций бюджетной сферы 7900 7800 - для организаций бюджетной сферы
Ульяновская область Прожиточный минимум -10000 7500 - для организаций бюджетной сферы Прожиточный минимум - 10342 7800 - для организаций бюджетной сферы
Источник: составлено автором [6].
мальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и сборы [7]. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными органами субъектов РФ.
Анализируя соотношение МРОТ и прожиточного минимума для трудоспособного населения по годам в РФ, можно отметить, что данные величины не соответствовали друг другу (табл. 2). В 2000 году соотношение этих показателей составляло всего 9,8%. В дальнейшем наблюдается постепенный рост МРОТ по отношению к прожиточному минимуму в 2009 году до 78,8%, затем происходит снижение этого показателя (в 2015 году - 57,3%) и в 2017 году опять рост - 70,1%.
Таблица 2
Размеры минимальной оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума для трудоспособного населения (ПМТН) в РФ (руб./мес.)
Год 2000 июль 2002 май 2005 сентябрь 2007 сентябрь 2009 январь 2013 январь 2015 январь 2017 март Темп роста (2017 г. к 2000 г.)
МРОТ 132 450 800 2300 4330 5205 5965 7500 В 56,8 раз
ПМТН 1350 1960 3288 4197 5497 7633 10404 10701 В 7,9 раз
МРОТ к ПМТН (%) 8 22,9 24,3 54,8 78,8 68,2 57,3 70,1 В 7,2 раз
Источник: составлено автором [8].
Наглядно анализируемые данные можно представить на рисунке 1.
Несмотря на положительную тенденцию рассматриваемых показателей за анал и-зируемый период, можно констатировать невыполнение трудового законодательства в части соотношения необходимого уровня средств для жизнеобеспечения населения и минимального размера оплаты труда за выполненные трудовые функции.
В апреле 2017 года по итогам обсуждения в Государственной думе отчета Правительства о р езультатах работы в 201 6 году было дано поручение Министерству труда и социальной защиты подготовить проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума в течение последующих двух лет [9].
10000
8000
2000
I МРОТ
Рисунок 1. Соотношение размеров минимальной оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума для трудоспособного населения (ПМТН) в РФ (руб./мес.) Источник: составлено автором.
0
2000 г
2005 г
2009 г
2015 г
Министерство труда РФ неоднократно принимало законопроекты о доведении МРОТ до прожиточного минимума к определенным срокам. Например, в 2014 году Министерство труда РФ приняло законопроект, в котором предполагалось довести МРОТ до уровня официально установленного прожиточного минимума к 1 октября 2017 года. С 1 октября 2015 года планировалось упразднить федеральный МРОТ и устанавливать этот показатель для каждого субъекта федерации на уровне регионального прожиточного минимума.
По данным статистики в 2016 году, заработную плату ниже установленного прожиточного минимума получали 19,8 млн человек (25,8% работающего населения). Из них количество работающих с денежным доходом менее 7000 рублей (то есть меньше МРОТ) составило около 1,2 млн человек [10]. Большинство из них (примерно 70%) трудятся в бюджетной сфере. То есть для доведения показателей МРОТ до официального прожиточного минимума необходимо дополнительное ежегодное финансирование за счет средств бюджетов не менее 20 миллиардов рублей, что сегодня для региональных бюджетов не представляется возможным.
Некоторые специалисты говорят не только об экономической составляющей низкого уровня МРОТ, но и о лоббировании этого показателя со стороны крупных предпринимателей. Например, по словам директора Всероссийского Центра Уровня Жизни, Вячеслава Бобкова, занижение МРОТ в России - это сознательная политика Правительства, связанная с затормаживанием роста заработной платы [11]. В условиях снижения производительности труда в основных отраслях экономики за последний период данная точка зрения поддерживается Министерством финансов РФ.
Если сравнивать соотношение рассматриваемых показателей с ситуацией в развитых странах, то там минимальная заработная плата превышает минимальный прожиточный минимум на 10-15% и составляет 30-50% от средней заработной платы (табл. 3). В таких странах Евросоюза, как Португалия, Франция и Словения минимальная зарплата превышает 60% среднего уровня получаемых доходов.
Таблица 3
Соотношение среднемесячной заработной платы в стране и МРОТ по состоянию
за 2015 год (в долларах США)
Страна Средний уровень зарплаты в месяц МРОТ Соотношение МРОТ и среднего уровня зарплаты (%)
Россия 561 100 17,8
Франция 2900 1720 59,3
Великобритания 3100 1540 49,7
США 4400 1320 30,0
Испания 2350 810 34,5
Источник: составлено автором [8].
К недостаткам механизма регулирования минимального дохода в РФ, на взгляд автора, относится и требование налогового законодательства о взимании подоходного налога с МРОТ, что противоречит сути минимальной социальной защиты работающих. Во многих странах минимальный размер получаемого дохода сегодня освобожден от налогообложения.
Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на разночтения специалистов по оценке сущности и значимости минимального размера оплаты труда, положительным законодательным моментом является само наличие федерального МРОТ в РФ как социальной защиты работающих граждан. Особенно это злободневно при неустойчивой социально-экономической ситуации в стране. При этом механизм регулирования заработной платы имеет ряд недостатков:
Минимальная заработная плата по своей сути является нижним гарантированным уровнем оплаты за труд для обеспечения работающего минимальным объемом необходимых товаров, работ, услуг и вследствие этого должна включать только основной оклад работника. Компенсационные выплаты регулируются нормативно-правовыми актами Правительства РФ и в основном являются выплатами, связанными с условиями работы, отклоняющимися от нормальных. То есть это дополнительные гарантированные государством выплаты сверх основного оклада, связанного с выполнением непосредственно трудовых функций. Стимулирование работника, в том числе и в бюджетной сфере, сегодня зависит от его вклада в достижение результата по итогам деятельности организации и не должно отражаться на уровне МРОТ, так как является личностными возможностями каждого работающего и направлено на его материальное стимулирование по итогам труда. Сегодня эти критерии утрачены и не выполняют заданные им функции, так как включаются в минимальную заработную плату и часто являются формализованными выплатами.
Не выполняется требование трудового законодательства о соответствии МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного населения, что является не только нарушением Закона, но и не обеспечивает работающему человеку необходимый минимум средств на проживание, что увеличивает уровень бедности в России и, как следствие, социальное напряжение. По данным Росстата, по итогам 2016 года уровень бедности в России достиг 13,5% [10]. В абсолютных числах количество человек, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, составило 19,8 млн человек. Это на 300 тысяч больше, чем было годом ранее. С учетом финансовых сложностей в бюджетах субъектов РФ регулирование этого вопроса необходимо провести централизованно, в том числе с помощью изменения налоговой политики для увеличения поступлений в бюджеты регионов.
Сущность МРОТ сегодня законодательно не определена, что позволяет работодателям манипулировать его составляющей. На взгляд автора, МРОТ должен быть фиксирован, максимально прозрачен и не регулироваться различными дополнительными выплатами, что сегодня практикуется на всех уровнях, как в коммерческом секторе, так и в государственных учреждениях. Такой подход не позволяет выделить оплату за
труд и прочие законодательные и стимулирующие доплаты. Согласно статье 37 (п. 3) Конституции РФ, вознаграждение за труд должно быть не ниже МРОТ, установленного федеральным законом [12]. Основания установления вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат отличаются друг от друга, поэтому необходимо привести все акты трудового законодательства в соответствие с Конституцией РФ. В этом случае целесообразнее перейти на оплату труда по минимальным часовым ставкам, как это принято в цивилизованном мире, что позволит исключить различные толкования понятия и структуры МРОТ.
Заключение
С учетом вышеизложенного можно констатировать, что МРОТ в РФ сегодня не отвечает необходимым правовым, социальным, физиологическим и другим критериям, которые должны быть присущи заработной плате согласно международным рекомендациям. Минимальная заработная плата должна устанавливаться, с одной стороны, с учетом интересов работников и работодателей, с другой - с учетом развития экономики государства. Формально сегодня это реализуется на основании ежегодно принимаемых Соглашений трехсторонних комиссий, но реально уровень минимальной заработной платы не соответствует необходимому жизнеобеспечению работающих, так как в основном зависит от финансовых возможностей государственных и муниципальных бюджетов. Именно от социально-экономического положения страны зависит определение критериев установления минимального уровня основных жизненных потребностей трудящихся. В России этот вопрос еще требует дальнейшей доработки.
ИСТОЧНИКИ:
1. Рекомендация Международной организации труда от 22.06.70 № 135 «Об уста-
новлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» [Электронный ресурс] // Base.garant.ru. - URL: http://base.garant. ru/2560464/#ixzz4rtlJODWA
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ
21.12.2001), (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // Consultant.ru. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 24.07.2002 № 97-ФЗ, 25.07.2002 № 116-ФЗ, 30.06.2003 № 86-ФЗ, 27.04.2004 № 32-ФЗ) [Электронный ресурс] // Zakon.kuban.ru. - URL: http://zakon.kuban.ru/tk/ menu.shtml
4. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Base.garant.ru. - URL: http://base. garant.ru/12153049/#ixzz4rp29MSbu
5. Федеральный закон от 19.12.16 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» [Электронный ресурс] // Consultant.ru. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_209024/
6. Электронный журнал «Российский Налоговый Курьер» - специализированный пра-
ктический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов, июль 2017. - URL: http://e.rnk.ru/
7. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Base.garant.ru. - URL: http://base.garant.ru/172780/#ixzz4rp44CCwd
8. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru
9. Сайт Правительства РФ. - URL: http://government.ru/
10. Россия в цифрах, 2017: Краткий статистический сборник [Электронный ресурс] // Gks.ru. - URL: http://www.gks.ru/
11. Манипуляции цифрами. Занижение МРОТ - это сознательная политика государства. Прожиточный минимум искусственно сильно занижен. Общественно-политический журнал «Эхо России». [Электронный ресурс]. URL: http://ehorussia. com/new/node/6986.
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Consultant.ru. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/