Научная статья на тему 'Некоторые аспекты регулирования заработной платы в системе социального партнерства'

Некоторые аспекты регулирования заработной платы в системе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / РАЗЛИЧИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА / ДОСТОЙНЫЙ ТРУД / ДОСТОЙНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФСОЮЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миргород Е.Е.

Заработная плата является основным источником денежных доходов и определяет уровень и качество жизни населения. Низкий уровень, необоснованные и несправедливые гендерные, отраслевые, территориальные и иные различия в оплате труда, широкое распространение скрытой заработной платы, ее задержки и невыплаты являются острейшей социальноэкономической проблемой, препятствующей инновационному развитию российской экономики. В рыночном механизме регулирования заработной платы особая роль принадлежит социальному партнерству, поскольку коллективнодоговорное регулирование дополняет и расширяет возможности регулирования в рамках отрасли, региона, территории, отдельной организации, заполняет «пустоты» в законодательстве, позволяет оперативно урегулировать противоречия, возникающие в социальноэкономических отношениях. Взаимодействие социальных партнеров в сфере оплаты труда должно идти в направлении создания условий для формирования достойной заработной платы как стандарта достойного труда в целях поиска более стабильных и справедливых подходов к проблемам роста и развития. В статье рассматриваются основные направления коллективнодоговорного регулирования заработной платы в РФ. Рассмотрены проблемы, которые должны быть решены в ближайшее время: повышение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, ориентация размеров региональной минимальной заработной платы на величину прожиточного минимума трудоспособного населения региона с установлением более высокого норматива для организаций внебюджетной сферы, переход на почасовой МРОТ для сферы гибкой занятости; модернизация подоходного налога; профсоюзный контроль соблюдения прав работников на своевременную и полную оплату труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты регулирования заработной платы в системе социального партнерства»

Некоторые аспекты регулирования заработной платы в системе социального партнерства

сч

1Л £

Б

а

2 ©

Миргород Екатерина Евгеньевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», mirgorod_e_e@mail.ru

Заработная плата является основным источником денежных доходов и определяет уровень и качество жизни населения. Низкий уровень, необоснованные и несправедливые гендер-ные, отраслевые, территориальные и иные различия в оплате труда, широкое распространение скрытой заработной платы, ее задержки и невыплаты являются острейшей социально-экономической проблемой, препятствующей инновационному развитию российской экономики. В рыночном механизме регулирования заработной платы особая роль принадлежит социальному партнерству, поскольку коллективно-договорное регулирование дополняет и расширяет возможности регулирования в рамках отрасли, региона, территории, отдельной организации, заполняет «пустоты» в законодательстве, позволяет оперативно урегулировать противоречия, возникающие в социально-экономических отношениях. Взаимодействие социальных партнеров в сфере оплаты труда должно идти в направлении создания условий для формирования достойной заработной платы как стандарта достойного труда в целях поиска более стабильных и справедливых подходов к проблемам роста и развития. В статье рассматриваются основные направления коллективно-договорного регулирования заработной платы в РФ. Рассмотрены проблемы, которые должны быть решены в ближайшее время: повышение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, ориентация размеров региональной минимальной заработной платы на величину прожиточного минимума трудоспособного населения региона с установлением более высокого норматива для организаций внебюджетной сферы, переход на почасовой МРОТ для сферы гибкой занятости; модернизация подоходного налога; профсоюзный контроль соблюдения прав работников на своевременную и полную оплату труда.

Ключевые слова: Заработная плата, минимальная заработная плата, различия в оплате труда, достойный труд, достойная заработная плата, социальное партнерство, профсоюзы.

В 1993 году в Конституции Российская Федерация была провозглашена социальным государством, что до сих пор остается лишь декларацией. Модель социального государства предполагает создание для трудоспособного, экономически активного населения условий для наиболее полной реализации трудового потенциала, возможности своим трудом обеспечивать достойную жизнь себе и своей семье, а для социально слабых и малообеспеченных слоев - оказание помощи и поддержки общества в лице государства. Однако на протяжении всего периода мы наблюдаем сначала крайнее обнищание населения в результате политических и экономических преобразований 90-х, а затем некоторый подъем уровня жизни, который, впрочем, не вернул население на дореформенный уровень потребления. В стране сформировалась модель «экономической бедности», когда трудоспособные люди, отрабатывающие полное рабочее время, получают заработную плату на уровне ниже черты бедности и не могут обеспечить даже простого воспроизводства своей рабочей силы. При этом масштабы бедности и степень социального расслоения населения все эти годы находятся за пределами критических для социальной стабильности и безопасности значений, а в последние годы увеличиваются.

Известно, что уровень жизни определяется возможностями удовлетворения потребностей, исходя из реальных доходов населения. При этом заработная плата в структуре денежных доходов населения занимает главное место и в настоящее время составляет около 65% (включая скрытую оплату труда), в то время как подавляющее большинство занятого населения (93%) составляют наемные работники (см. Таблицу 1) [составлено по: 10, 14].

В условиях рыночной экономики объективно и неизбежно существует противоречие между трудом и капиталом, поскольку работодатель рассматривает заработную плату как существенную часть издержек производства и стремится ее минимизировать, а для работника заработная плата зачастую является единственным источником доходов, который он старается увеличить.

Заработная плата, как экономическая категория, является ценой труда, денежным выражением стоимости товара «рабочая сила». Стоимость рабочей силы зависит от интенсивности труда; уровня социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов, природно-климатических особенностей, культурных традиций и других факторов. На величину и динамику заработной платыдействуют те же факторы, а также конъюнктура рынка труда; уровень развития техники и технологии; уровень организации производства; трудовая мотивация. Общепризнано, что также необходимо и всегда актуально вмешательство государства и профсоюзов на всех уровнях управления.

Государственное регулирование заработной платы направлено на установление ее основных параметров и гарантий и предполагает установление вТрудовом кодексе РФ гарантий и норм, регламентирующих порядок и условия оплаты труда; установление минимального размера оплаты труда; определение параметров заработной платы работников бюджетной сферы; территориальное и налоговое регулирование; установление механизма индексации заработной платы [16, с. 45-46].

Договорное регулирование оплаты труда дополняет и расширяет возможности регулирования в рамках отрасли, региона, территории, отдельной организации, заполняет «пустоты» в законодательстве, позволяет оперативно урегулировать противоречия, возникающие в социально-экономических отношениях. Договорное регулирование осуществляется путем заключения трудовых договоров между конкретными работниками и работодателями (индивидуально-договорное регулирование) и через механизм социального партнерства (коллективно-договорное регулирование).

Под социальным партнерством понимают «цивилизованную систему общественных отношений, обеспечивающую согласование и защиту интересов работников, ра-

Таблица 1

Структура занятых по статусу и доля оплаты труда в денежных доходах населения в Российской Федерации, %

Годы Занятые - а том числе: Удельный вес оплаты

всего работающие по работающие не труда в денежных

найму по найму доходах населения

2006 100 92.5 7.5 65.0

2007 100 92.7 7,3 67.5

2008 100 92,7 7,3 68,4

2009 100 92.6 7.4 67.3

2010 100 93.2 6.8 65.2

2011 100 92,9 7,1 65,6

2012 100 93,1 6.9 65.1

2013 100 92,7 7,3 653

2014 100 92,8 7.2 65,8

2015 100 92,8 7.2 65.6

ботодателей, социальных и профессиональных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений путем достижения компромисса, консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития» [7, С.25]; «социальный диалог между работодателями и наемными работниками, в котором активное участие принимает государство» [13, С.418]. В западном мире и в документах Международной организации труда (МОТ) обычно используется термин «социальный диалог».

В соответствии со ст.23 ТК РФ, «социальное партнерство в сфере труда -система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1].

В механизме социального партнерства выделяют следующие элементы:

- непрерывный процесс переговоров и консультаций между представителями основных его субъектов - профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и государственных структур - на основе установления процедур согласования интересов и позиций сторон;

- постоянно действующие органы по регулированию социально-трудовых отношений (двух- и трехсторонние комиссии; на уровне Федерации создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, такие же комиссии функциони-

руют в субъектах РФ, а на отраслевом и локальном уровнях, как правило, работают двухсторонние комиссии);

- совокупность совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.) всех уровней регулирования; система соглашений включает Генеральное (на федеральном уровне), республиканские, отраслевые (межотраслевые), региональные и территориальные, профессиональные тарифные соглашения, а также коллективные договоры, заключаемые в организациях;

- системы контроля выполнения принятых соглашений и договоров;

- работу экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;

- распространение идей социального партнерства среди широких слоев трудящихся.

Субъектами социального партнерства являются работники, работодатели и государство, между интересами которых существуют постоянные противоречия. Однако в цивилизованных странах уже давно пришли к пониманию необходимости мирного урегулирования возникающих конфликтов путем переговоров и консультаций. Ведущую роль в осознании и распространении во всем мире идей социального партнерства играет Международная организация труда (МОТ). Этой старейшей международной организацией разработана система минимальных социально-трудовых стандартов в виде конвенций, которые открыты для добровольной ратификации государствами-членами. Российская Федерация своё членство в организации обрела как преемница СССР, который вступил в МОТ в 1934 году.МОТ активно участвовала в рыночных преобразованиях в России: приняла участие в разработке

закона «О занятости населения в Российской Федерации», первого Генерального соглашения между правительством, представителями трудящихся и представителями работодателей на 1992 год, в подготовке и обсуждении Трудового Кодекса Российской Федерации. Многие годы принимаются и подписываются «Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда» в которых отмечаются наиболее актуальные проблемы социально-трудовой сферы и определяются пути их решения на ближайшую перспективу (обычно они разрабатываются сроком на два года).

С 1999 года МОТ занимается продвижением и совершенствованием концепции достойного труда, которая отражает «комплексный подход к достижению полной и продуктивной занятости, социальной защиты, прав в сфере труда и социального диалога - целей, которые отвечают нуждам и потребностям всех работающих мужчин и женщин в мире» [15]. Слово «достойный» означает, что необходимо создавать рабочие места с безопасными условиями труда и достойной заработной платой, поддерживающие уровень охраны жизни и здоровья трудящихся.

В программном документе ФНПР отмечается, что под достойной заработной платой профсоюзы понимают «заработную плату, которая:

- обеспечивает экономическую свободу работающему человеку и его семье;

- создает базовые основы для систем социальной страховой защиты и социального обеспечения;

- может обеспечить человеку свободное развитие, отдых, доступ к достижениям цивилизации;

- отвечает понятию справедливого распределения результатов труда;

- зарабатывается в условиях, не унижающих достоинство человека;

- решает проблему материальной базы для расширенного воспроизводства населения страны, обеспечивает экономику квалифицированными трудовыми ресурсами» [2].

К сожалению, ситуация в России свидетельствует о том, что оплата труда отвечает далеко не всем рассматриваемым критериям.

Согласно статистическим данным, реальная заработная плата с начала 2000-х годов динамично росла, и к концу 2008 года ее покупательная способность, выражаемая количеством прожиточных минимумов трудоспособного населения,

0 3

в

S

г

5

сч

1Л £

Б

о

вернулась на дореформенный уровень. Спад экономики с конца 2014 года привел к замедлению роста заработной платы населения, а в отдельных субъектах РФ - к её снижению. Однако в абсолютном выражении заработная плата российского населения была и остается низкой. В стране расширяются масштабы экономической бедности. Как показано в таблице 2, наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли занятых - с 58,7% в 2002 году до 62,8% в 2014 году - и работающих пенсионеров - с 2,9% до 4,7%, соответственно, среди бедного населения [14]. Занятые в экономике составляют подавляющее большинство малоимущих - 62,8% в 2014 году. Если эту цифру умножить на коэффициент доли наемных работников 0,928 из Таблицы 1, получим долю наемных работников 58,3% в численности бедного населения.

Средние размеры заработной платы, которые рассчитывает Росстат, находятся на низком уровне и составляют от 2,6 (2005 г.) до 3,5 (2016 г.) прожиточных минимумов трудоспособного населения, как показано в таблице 3 [рассчитано по: 12, 14].

Это означает доход на уровне черты бедности, поскольку методика определения прожиточного минимума и, соответственно, его размер на самом деле означают нищету и могут обеспечить индивиду лишь физическое выживание, но никак не простое воспроизводство. Ведь, помимо основных физиологических потребностей, бедному человеку для участия в общественном производстве нужно получать профессиональное образование, поддерживать здоровье, иметь семью и содержать двоих детей.

Согласно методике Всероссийского центра уровня жизни, нижняя граница нормативного размера заработной платы работника, необходимого для его вхождения в средний класс, определяется на основе потребительского бюджета среднего достатка, который «вмещает» от 10,6 прожиточных минимумов трудоспособного населения и выше. Таким образом, достойный уровень заработной платы, рассчитанный по методологии ВЦУЖ, составляет от 110622 рублей и более в ценах 2015 года [9, С.23].

Помимо низкого уровня, в стране сложились значительные, необоснованные и несправедливые, диспропорции в оплате труда равной сложности и ценности работников бюджетного и внебюджетного секторов, отдельных отраслей одного сектора, различных организаций одной отрасли и даже внутри одной организации, а также гендерные и террито-

Таблица 2

Распределение малоимущего населения по основным группам по отношению к экономической активности (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

2002 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Экономически

актиеное население 61,2 60,5 6!.4 63,3 64.9 65.6 65,5 64.9 64,4

в том числе:

занятые а экономике 58.7 58,7 59,7 60,7 61,0 63.1 63,2 62.7 62.8

из НИХ работающие пенсионеры 2,9 3.8 4,2 4,3 3,7 4.0 4,2 4,5 4,7

безработные 2.4 1.8 1,7 2,5 3,9 2,5 2,3 2,3 1,6

Экономически

неактивное население 38.8 39,5 38,6 36,7 35.1 34.4 34,5 35.1 35,6

из него неработающие пенсионеры 16.1 15.1 14.3 12,7 11,9 11,6 11.7 11.5 12,0

Таблица 3

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации

Годы Размер средней Величина прожиточного Соотношение средней

заработной платы, минимума заработной платы и

руб. il месяц трудоспособного населения, руб. iî месяц прожиточного минимума, раз

2005 8555 3255 2,6

2006 10634 3695 2,9

2007 13593 4159 3,3

2008 17290 4971 3,5

2009 18638 5572 3,3

2010 20952 6138 3,4

2011 23369 6878 3,4

2012 26629 7049 3,8

2013 29792 7871 3,8

2014 32495 8683 3,7

2015 34030 10455 3,3

2016 36746 10598 3,5

риальные различия.По данным государственной статистики, гендерный разрыв в заработной плате, хотя и сокращается, в 2015 году составил 24,4%. Наиболее низкую заработную плату получают работники Ивановской, Смоленской, Брянской областей Центрального округа, Псковской области и Республики Карелия Северо-Западного округа; Республики Калмыкия - в Южном округе; Республики Дагестан и Кабардино-Балкарии -на Северном Кавказе; Кировской области - в Приволжском округе; в Уральском - Курганская область; в Сибирском - Алтайский край. На Дальнем Востоке к числу отстающих регионов относится Еврейская автономная область.

Такие недостаточные для достойной жизни размеры заработной платы генерируются крайне низким размером минимальной государственной гарантии -МРОТ. В 90-е годы он составлял 8-10%

прожиточного минимума трудоспособного населения, в последние годы его уровень повысился, но до сих пор является крайне низким и имеет тенденцию снижаться - с 78,8% в 2009 году до 59,0% в 2016 году [14]. Неоправданно низкий размер МРОТ приводит к искусственному занижению цены труда и недополучению бюджетами и внебюджетными фондами средств в виде подоходного налога и обязательных страховых взносов. Его повышение будет способствовать увеличению и социальных накоплений, т.к. от размера заработной платы зависят размеры взносов на пенсионное страхование, страхование таких социальных рисков, как временная утрата трудоспособности (оплата больничных листов), потеря работы (величина пособия по безработице), оплата отпусков по беременности и родам, уходу за детьми и т.п.

Минимальная заработная плата -главный социально-трудовой стандарт в оплате труда, в повышении которого должны быть заинтересованы все стороны социального диалога, поскольку она является «точкой отсчета» в организации оплаты труда и создает предпосылки для формирования достойной заработной платы. У работников повышается уровень социальной защищенности и уровень жизни; работодатели, вкладывая больше средств в человеческий потенциал, получают взамен более качественную рабочую силу; государство заинтересовано в стабильном бесконфликтном развитии и пополнении бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов [8]. Кроме того, в этом вопросе имеются и общенациональные интересы. Минимальный нормативный уровень заработной платы предполагает минимальный нормативный уровень производительности труда. Рост МРОТ должен привести и к росту производительности труда; одинаковые стартовые условия для ведения бизнеса будут препятствовать демпингу стоимости рабочей силы недобросовестными работодателями. Повышение доходов населения ведет и к повышению покупательского спроса, улучшению финансово-экономического состояния российских организаций, росту экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснованное и справедливое требование профсоюзов - в ближайшее время установить размер МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения. В дальнейшем размер этой гарантии следует повышать до уровня минимального потребительского бюджета, который, по оценкам специалистов, по стоимости составляет два-три прожиточных минимума и в действительности является чертой бедности, нижней границей простого воспроизводства рабочей силы.

При определении минимума оплаты труда необходимо исходить из того, что он должен дифференцироваться по регионам, поскольку регионы отличаются по уровню социально-экономического развития и вкладывают разную долю в формирование валового национального продукта [4, с.135]. Следует оценить положительно принятые в 2007 году, с подачи профсоюзов, поправки в ТК РФ, благодаря которым у регионов появилась возможность устанавливать на основе коллективных соглашений собственные региональные размеры минимальной заработной платы с учетом сложившегося уровня жизни, но не ниже установленного размера МРОТ. Однако следует отме-

тить, что далеко не все регионы пользуются такой возможностью. На 1 января 2017 года в 48 регионах минимальная заработная плата установлена на уровне МРОТ и составляет 7500 рублей [11].Меж-ду тем, в России уже несколько лет нет ни одного региона, где прожиточный минимум трудоспособного населения был бы ниже этой отметки. При этом часть субъектов РФ устанавливает два минимума - для бюджетной и внебюджетной сфер, что можно считать положительной мерой, поскольку дополнительные средства, полученные бюджетом, могут быть направлены на повышение оплаты труда бюджетников.

С точки зрения содержания самого минимального норматива, по нашему мнению, включение с 2007 года в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат следует расценивать как отказ от признания различий в труде в нормальных условиях с нормальной интенсивностью, с одной стороны, и в условиях, отличающихся от нормальных, с другой (в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда, в выходные и праздничные дни, в ночное время, в суровых природно-климатических условиях, с повышенной интенсивностью труда). В данной ситуации минимальная заработная плата утрачивает, помимо воспроизводственной, еще и стимулирующую функцию.

Анализируя практику коллективно-договорного регулирования размера региональной минимальной заработной платы, специалисты отмечают, что несправедливо включать в нее выплаты, связанные с особыми климатическими условиями [6].

Для обеспечения принципа равной оплаты за труд равной ценности, как мы считаем, профсоюзам следует добиваться установления почасовой ставки минимальной заработной платы, что позволит использовать этот норматив более гибко в условиях повышения гибкости рынка труда, широкого распространения неполной и неустойчивой занятости, гибких рабочих мест, дистанционной занятости.

Взаимосвязанный с предыдущим вопрос - о модернизации подоходного налога. Теневой сектор экономики уходит от налогообложения, его размер, по оценкам Минэкономразвития и Минфина, может составлять до 5 трлн. рублей [3], а подоходный налог составляет значительную часть государственного бюджета, при этом бюджеты разных уровней испытывают значительную нагрузку в свя-

зи с поставленной в Майских указах задачей повышения средней зарплаты бюджетников. В настоящее время рассматривается несколько вариантов модернизации, но, в любом случае, мы предлагаем направить усилия профсоюзов на установление дифференцированных по регионам ставок путем заключения региональных соглашений.

И еще несколько слов о защитной функции профсоюзов. Помимо обсуждавшейся ранее проблемы теневых зарплат, в последние годы резко обострилась ситуация с невыплатами и задержками заработной платы. В конце 2016 года они составили 4 млрд. руб. и увеличились на 13% по сравнению с маем того же года [5]. В этих услових повышается значение правовых инспекций труда профсоюзов (в первую очередь, ФНПР как наиолее массового объединения трудящихся), учитывая возросшую нагрузку на работников Государственной инспекции труда в связи с обращениями граждан о нарушениях их трудовых прав.

Таким образом, следует отметить ухудшение ситуации в сфере оплаты труда, которое проявляется в крайне недостаточном уровне средней заработной платы, в резкой дифференциации заработной платы, в невыполнении минимальной заработной платой воспроизводственной функции, невыплатах и задержках заработной платы. В условиях ослабления государственного регулирования возрастает роль социального диалога на всех уровнях. Социальным партнерам необходимо объединить усилия, чтобы обеспечить достижение стандартов достойной заработной платы как элемента достойного труда, который является основой благосостояния человека и развития страны.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // [Электронный ресурс], режим доступа: URL: http://consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 18.04.2017).

2. Программа ФНПР «Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны». Новая редакция, утверждена 9 февраля 2015 года постановлением IX съезда ФНПР // [Электронный ресурс], режим доступа: URL: http://fnpr.ru/ n/249/6183.html (дата обращения: 03.03.2017.).

3. «Ведомости» назвали варианты повышения ставки НДФЛ. - 22.02.2017// [Электронный ресурс], режим доступа:

О

3

в

S

г

5

сч ni £

Б

а

2 ©

URL: http://rbc.ru/economics/22/02/2017/ 58ad07c09a7947222931a06f (дата обращения: 03.03.2017.).

4. Галиева Г.М., Шарафутдинов А.Г. Государственное регулирование оплаты труда в региональном пространстве [Текст]: // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 2. №1. с. 135138.

5. Задержки зарплат в России составляют 4 млрд рублей - Медведев.-

25.11.2016. [Электронный ресурс], режим доступа: URL: // https://newizv.ru/ news/economy/25-1 1-2016/249503-medvedev-zaderzhki-zarplat-v-rf-ocenivajutsja-v-4-mlrd-rublej (дата обращения: 25.04.2017.).

6. Лада А.С. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации: тезисы о проблемах // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. на-учн. журн. 2016. № 11(32). URL: http:// 7universum.com/ru/economy/archive/item/ 3840 (дата обращения: 28.04.2017).

7. Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство: теория, политика, практика: Учебное пособие. - М.: Институт экономики, управления и социальных отношений, 2003.

8. Нетеребский О.В. Регулирование оплаты труда через систему социального партнерства. - 05.09.2006. // [Электронный ресурс], режим доступа: URL: http://oprf.ru/ru/chambermembers/ members/user/111/publications/380 (дата обращения: 25.04.2017.).

9. Пироженко Е.А. Труд и окружающая среда: проблемы взаимодействия и регулирования: монография / Е.А. Пироженко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 104 с. -(Научная мысль) // [Электронный ресурс], режим доступа: URL: http://dx.doi.org/ 10.12737/24650 (дата обращения:

15.03.2017.) .

10. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016: Стат.сб./ Росстат. - М., 2016, 146 с. - с. 14 - [Электронный ресурс], режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1139918584312 (дата обращения: 12.04.2017).

11. Размеры минимальной заработной платы по регионам // [Электронный ресурс], режим доступа: URL: https:// yuridicheskaya-konsultaciya.ru/mrot-minimalnyiy-razmer-oplatyi-truda.html#mrot_region (дата обращения: 25.04.2017).

12. Сведения о распределении численности работников по размерам зара-

ботной платы за апрель 2015 года (статистический бюллетень; опубликовано 17.07.2015) // Росстат. - [Электронный ресурс], режим доступа: URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_costs/ (дата обращения: 12.04.2017).

13. Трунин С.Н. Экономика труда: учебник.- М.: «Экономика», 2009.

14. Уровень жизни /Росстат // [Электронный ресурс], режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/level/ (дата обращения: 12.04.2017).

15. Ускова Л.В. 90-летие Международной организации труда и достойный труд. Выдержки из доклада // Управленец. - 2009. - № 3-4 // [Электронный ресурс], режим доступа: URL: https:// CyberLeninka.ru/article/ (дата обращения: 02.03.2017).

16. Экономика труда: Учебник / под ред. проф. А.М. Асалиева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 336с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

Some aspects of regulation of wages in the social dialogue system Mirgorod E.E.

Plekhanov Russian University of

Economics Wages are the main source of income and determine the well-being of of the population. The low level, unjustified and unfair gender, sectoral, territorial and other differences in wages, the widespread of hidden wages, its delay and non-payment are the most acute socio-economic problems hampering the innovative development of the Russian economy. In the market mechanism of wage regulation, a special role belongs to social partnership, since collective-contractual regulation complements and expands the regulatory capacity within the industry, region, territory, a separate organization, fills in «emptiness» in the legislation, allows operatively to resolve the contradictions that arise in socio-economic relations. The interaction of social partners in the sphere of labor remuneration should go in the direction of creating conditions for the formation of decent wages as a standard of decent work in order to find more stable and fair approaches to the problems of growth and development. The article examines the main directions of collective-contractual regulation of wages in the Russian Federation. The problems that should be solved in the near future are considered: the increase in the minimum wage to the subsistence level of the able-bodied population;

the orientation of the regional minimum wage to the subsistence level of the able-bodied population of the region; setting a higher standard for organizations in the non-budgetary sphere, switching to an hourly minimum wages for the flexible employment; modernization of income tax; trade union control of observance of workers' rights for timely and full pay.

Keywords: Wages, minimum wages, differences in pay, decent work, decent wages, social partnership, trade unions.

References

1. The labour code of the Russian

Federation of 30.12.2001 N 197-FZ // Available at: URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/ (accessed 18 April 2017).

2. FNPR program «Decent work is the

basis of human well-being and development of the country». The new edition, approved on February 9, 2015 by the decree of the Ninth Congress of the FNPR // Available at: URL: http://fnpr.ru/n/249/ 6183.html (accessed 3 March 2017).

3. «Vedomosti» called options for raising the personal income tax rate .- 22.02.2017// Available at: URL: http://rbc.ru/economics/22/02/ 2017/58ad07c09a7947222931a06f (accessed 3 March 2017).

4. Galiyeva G.M., Sharafutdinov AG.

State regulation of labor remuneration in the regional space // The successes of modern science and education, 2017, vol. 2, no. 1. pp. 135-138/ (in Russian).

5. Delays in wages in Russia amount to

4 billion rubles - Medvedev. -25.11.2016. // Available at: URL: https://newizv.ru/news/economy/ 25-11-2016/249503-medvedev-zaderzhki-zarplat-v-rf-ocenivajutsja-v-4-mlrd-rublej (accessed 25 April 2017).

6. Lada A.S. The minimum wage in the

Russian Federation: theses on problems // Economics and jurisprudence: the electronic scientific journal, 2016, no. 11(32). Available at: URL: http:// 7universum.com/ru/economy/ archive/item/3840 (accessed 28 April 2017) (in Russian).

7. Mikheev VA, Mikheev A.V. Social partnership: theory, policy, practice: Textbook. - Moscow: Institute of Economics, Management and Social Relations Publ. 2003.

8. Neterebsky O.V. Regulation of remuneration through the system of social partnership. - 05.09.2006. // Available at: URL: http://oprf.ru/ru/ chambermembers/members/ user/1 1 1/publications/380 (accessed 25 April 2017).

9. Pirozhenko E.A Labor and the environment: problems of interaction and regulation: monograph. - Moscow: INFRA-M, 2017. - 104 p. // Available at: URL: http:// (accessed 15 March 2017).

10. Labor force, employment and unemployment in Russia (by results of sample surveys of the workforce). 2016. Rosstat. Moscow. 146 p. -p.14. Available at: URL: http://

www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/ doc_1139918584312 (accessed 12 April 2017).

11. The minimum wage by region Available at: URL: https:// yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ mrot-minimalnyiy-razmer-oplatyi-trudahtml#mrot_region (accessed 12 April 2017).

12. Data on distribution of employees by wage rates for April 2015

(statistical Bulletin; published 17.07.2015). Available at: URL: http:/ /www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/labour_costs/ (accessed 12 April 2017).

13. Trunin S.N. Labor Economics: A Textbook. - Moscow: «Economics» Publ. 2009

14. The standard of living Available at: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/

statistics/population/level/ (accessed 12 April 2017).

15. Uskova L.V. 90th anniversary of the International Labor Organization and decent work. Excerpts from the report // Manager, 2009, no. 3-4 Available at: URL: https:// CyberLeninkaru/article/ (accessed 3 March 2017).

16. Labor Economics / under the editorship of Professor A. M. Asaliev]. Moscow. INFRA-M Publ. 2014

О À

В

S

if 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.