Минимальная гарантия оплаты труда в России и её регионах
Minimum Wage Guarantee in Rossiya and Its Regions
Получено 18.04.2019 Одобрено 25.04.2019 Опубликовано 03.07.2019 УДК: 331.215.53 DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10061
МИГРАНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭПНРАН
Еmail: [email protected]
Аннотация
Объект. Оплата труда в Российской Федерации. Предмет. Уровень и динамика МРОТ в России и субъектах Российской Федерации.
Цель. Оценить содержание МРОТ в разные периоды социально-экономического развития страны. Выявить причины различных подходов к установлению МРОТ в регионах. Основные положения. Минимальная заработная плата -социальная гарантия оплаты труда наёмных работников, которая устанавливается в соответствии с трёхсторонним соглашением между государством, работодателями и профсоюзами, представляющими интересы работников. В РФ содержательная оценка МРОТ строится на его соотношении с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. В международных сравнениях для оценки достаточности минимального размера заработной платы, наиболее распространенными статистическими показателями являются отношение МРОТ к медианной заработной плате (индекс Кейтца) и к средней заработной плате. Динамика МРОТ в РФ анализируется по четырём периодам, каждый из которых отражает социально-экономическую ситуацию в стране. Первый - (1992 - 1999 гг.) становление рыночных отношений, сопровождающийся кризисом в экономике и высокой инфляцией. Второй - (2000 г. - до средины 2008 г.) постепенная нормализация социально-экономического положения и рост экономики. В этот период принимаются законы, которые повлияли на ситуацию с МРОТ в регионах в последующие годы. Третий - (конец 2008 г. - начало 2018 г.) характеризуется периодическими кризисами в экономике. Четвёртый - стартовал в мае 2018 г., когда МРОТ на федеральном уровне был установлен в размере 100% к прожиточному минимуму трудоспособного населения РФ во 2 квартала 2017 г. В статье подробно рассматривается ситуация, сложившаяся в эти два года в субъектах РФ с разными природно-экономическими условиями. Делается вывод о необходимости чёткого определения категории минимальной заработной платы в законодательстве и изменении критерия её экономического содержания - прожиточного минимума.
MIGRANOVA, LA.
PhD in Economics, Leading Research Worker, Institute of Socioeconomic Studies of Population, Russian Academy of Sciences
Еmail: [email protected]
Abstract
The Object of the Study: Payment for work in the Rossiykaya Federatsiya.
The Subject of the Study: The minimum wage rate and dynamics in Rossiya and RF subjects.
The Purpose of the Study: Estimating the minimum wage substance in different periods of the socio-economic development of the country and identifying the reasons for different approaches to the minimum wage setting in regions.
The Main Provisions of the Article. Minimum wage is a social guarantee of payment for work of employees that is set according to the tripartite agreement between the State, employers and trade unions representing the interests of employees. In the Rossiyskaya Federatsiya the substantive estimation of the minimum wage is based on its ratio to the amount of the subsistence minimum of able-bodied population. In international comparisons the most common statistical indicator for calculation of the sufficient minimum wage is the minimum wage ratio to median wage (Kaitz index) and average wage.
The minimum wage dynamics in Rossiya is analyzed by four periods. Each of them reflects the socio-economic situation in the country. The first period (1992 - 1999) was characterized by formation of market relations accompanied by economic crisis and high inflation. The second one (2000 - mid-2008) - by a gradual normalization of the socio-economic situation and economic growth. During this period were adopted the laws that in subsequent years affected the situation with minimum wages in regions. The third (late 2008 - early 2018) - by periodically recurring crises in the economy. The fourth one started in May 20l8 when the wage at the Federal level was set at 100% of the subsistence minimum of the able-bodied population of Rossiya in the second quarter of 2017. The authors consider in detail the situation in these years in the RF subjects with different natural climatic conditions. They conclude by saying that the notion of minimum wage in the legislation should be clearly defined as well as the criterion of its economic substance -subsistence minimum-should be changed.
Ключевые слова: минимальная и средняя заработная плата, прожиточный минимум трудоспособного населения, районный коэффициент и надбавки к заработной плате.
Keywords: a minimum and average wage; a subsistence minimum of able-bodied population; a regional wage coefficient and wage increment.
Введение
Минимальная заработная плата является важнейшим институтом социальной защиты, выступает минимальной социальной гарантией размера трудового дохода для низкоквалифицированного наёмного работника. В РФ содержательная оценка МРОТ строится на его соот-
ношении с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ тр.), по аналогии с советским периодом, когда такой величиной выступал минимальный потребительский бюджет (МПБ). В международных сравнениях для оценки достаточности минимального размера заработной платы наиболее распространен-
ными статистическими показателями являются отношение МРОТ к медианной заработной плате (индекс Кейтца) и отношение МРОТ к средней заработной плате [1]. В России эти индексы использовались достаточно редко, что объясняется низким уровнем оплаты труда и высокой её дифференциацией. Считается, что от МРОТ во многом зависит дифференциация заработной платы и в определённой степени дифференциация денежных доходов и уровень бедности населения. Кроме того, являясь элементом системы оплаты труда, он может воздействовать на динамику занятости и безработицы. Причём это влияние может быть как положительным или нейтральным, так и отрицательным для социально-экономического развития страны и регионов [2, с.142-149].
Динамика МРОТ в Российской Федерации
в постсоветский период
Динамику МРОТ в постсоветский России можно разбить на четыре периода, каждый из которых отражает социально-экономическую ситуацию в стране. Первый - с 1992 г. по 1999 г. - становление рыночных отношений, сопровождающееся кризисом в экономике и высокой инфляцией, результатом которой являлось неоднократное повышение МРОТ в течение года. Так, в 1992 г. до 31 марта действовал МРОТ в 342 руб., с 1 апреля он был увеличен до 900 руб.; в 1993 г. величина МРОТ менялась 4 раза, с 2250 до 14620 руб.; в 1995 г. - 5 раз; в 1996 г. - 2 раза. Поэтому для анализа динамики МРОТ на первом этапе рассчитывалась его среднегодовая величина и использовались среднегодовые значения ПМ тр. и средней заработной платы (таблица 1)
В 1992 г. был утверждён новый минимальный стандарт уровня жизни - прожиточный минимум (ПМ), который по сравнению с дореформенным минимальным потребительским бюджетом (МПБ), существенно изменил свою структуру и в стоимостном выражении был меньше в два и более раз. МРОТ в соотношении со среднегодовым ПМ тр. в этот период в целом по стране составлял 36,2%, а со среднемесячной заработной платой - 12,7%. Но уже в 1995 г. его соотношение с ПМ тр. снизилось в 2,5 раза (до 14,3%), а со средней зарплатой до 9%. Повышение МРОТ в 1997 г. до 83490 руб. ситуацию практически не изменило, а сохранение его величины на том же уровне в последующие два года привело к тому, что в 1999 г. соотношение МРОТ с ПМ тр. упало до 8,3%, а со средней заработной платой - до 5,5% (табл. 1). Таким образом, в 90-е годы наёмные работники РФ лишились социально необходимой минимальной гарантии в оплате труда. Низкий МРОТ стал одной из основных причин
высокой дифференциации в заработной плате. В 1991 г. коэффициент фондов заработной платы составлял 7,8, а в 1999 г. - 32,1 раза. Максимум был зафиксирован Росстатом в 2001 г. - 39,6 раза.
Второй период начался с июня 2000 г., когда был принят Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» №82-ФЗ, и продолжался до начала финансового кризиса в 2008 г., он характеризуется ростом экономики. За этот период МРОТ увеличился со 132 руб. до 2300 руб. или с 9,8% до 54,8% в соотношении с ПМ тр., а со средней зарплатой по РФ - с 5,7% до 16,8%. В 2008 г. федеральный МРОТ не менялся. В этот период существенно снизилось неравенство в заработках - коэффициент фондов в 2007 г. составлял 22,1 раза (таблица 2).
Помимо Федерального закона №82-ФЗ в этот период были приняты и другие нормативные акты, которые существенно изменили ситуацию с минимальной заработной платой в регионах. Так в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 региональные органы власти получили право устанавливать собственные системы оплаты труда в бюджетной сфере и более высокий МРОТ для организаций, расположенных на их территории (за исключением организаций федерального подчинения). Но воспользоваться этим правом могли только те субъекты РФ, которые не получали дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.
В этот период ситуация с МРОТ в регионах существенно не изменилась. По данным мониторинга Минздравсоцразвития РФ за 2005-2006 гг. 9 экономически развитых субъектов РФ, получившие в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 более широкие полномочия, установили для негосударственного сектора более высокий МРОТ, а для бюджетной сферы - надбавки к ставке ЕТС (Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский АО, Белгородская, Пермская, Липецкая, Самарская, Калининградская, Ленинградская и частично Калужская область). В 2006 г. к ним присоединилась Республика Татарстан. Правом устанавливать собственные системы оплаты труда в бюджетной сфере воспользовались С-Петербург (2005 г.) и Тюменская область (2006 г.) [4, с.248].
Важным событием в этот период также стало введение в действие Федерального закона №54-ФЗ от 20.4.2007 г. и изменения в Трудовом Кодексе РФ. В частности была отменена часть 2 ст.129, которая касалась компенсационных и стимулирующих выплат в составе МРОТ. По действующему ранее законодательству эти выплаты в МРОТ не включались. В новой редакции Трудового кодекса в ст. 129 определение заработной платы не изменилось: «Заработная плата (оплата
Таблица 1
Динамика МРОТ в России в 1992-1999 гг. (в среднем за год)
Table 1
Minimum Wage Dynamics in Rossiya in 1992-1999 (average per year)
Показатели 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1999 г.1)
МРОТ, руб. 760 6075 17560 42521 72738 83490 83, 49
ПМ тр., руб. 2100 23100 97400 297200 415600 462400 1002,8
Соотношение МРОТ с ПМ тр., % 36,2 26,3 18,0 14,3 17,5 18,1 8,3
Средняя зарплата, руб. 6000 58700 220400 472400 790200 950200 1523
Соотношение МРОТ со средней зарплатой, % 12,7 10,3 8,0 9,0 9,2 8,8 5,5
Коэффициент фондов, раз. - - 23,4 26,4 24,0 25,0 31,1
1) В 1998 г. была проведена деноминация рубля (1000:1), в 1999 г. показатели приведены в тыс. руб. Источник: Официальный сайт Росстата [12]; расчёты автора.
Таблица 2
Динамика МРОТ в России в 2000-2007 гг. (на дату введения)
Table 2
Minimum Wage Dynamics in Rossiya in 2000-2007 (as of the date of enforcement)
Показатели 7.20001) 7.2001 5.2002 10.2003 1. 2005 9.2005 5.2006 9.2007
МРОТ, руб. 132 300 450 600 720 800 1100 2300
Соотношение МРОТ с ПМ тр., % 9,8 18,1 23 25,6 22,9 24,3 29,6 54,8
Соотношение МРОТ со средней зарплатой, % 5,7 8,9 10,7 10,2 9,8 9,1 10,7 16,8
Коэффициент фондов, раз 34,0 39,6 30,5 30,0 26,4 24,9 25,3 22,1
1) первая цифра перед годом означает порядковый номер месяца в году. Источник: Официальный сайт Росстата [12]; расчёты автора.
труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)». Но одновременно утратило силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже МРОТ (ч. 4 ст. 133 ТК РФ), и в то же время в новой редакции указывается, что они применяются «без учета
компенсационных, стимулирующих и социальных выплат».
Одновременно в ст.133.1 ТК РФ записано: «Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом».
Отсутствие чёткого определения категории минимальной зарплаты в Трудовом Кодексе РФ позволило работодателям и властям ряда регионов по своему трактовать содержание МРОТ, включать в его состав компенсационные и стимулирующие надбавки и выплаты. В результате принцип социальной справедливости был нарушен. Принятие таких изменений в Трудовом кодексе РФ целый
ряд специалистов расценили, как стремление Правительства РФ в обозримой перспективе решить проблему несоответствия МРОТ требованиям Международной организации труда [5].
Эта проблема рассматривалась не раз в судебных инстанциях разного уровня. Она была также предметом разбирательства в Конституционном Суде РФ в 2012 г. и 2017 г. В частности в Постановлении от 7.12. 2017 г. №38-П указывается, что положения статьи 129, 1 и 3 частей статьи 133, частей 1, 2, 3,4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав МРОТ в субъекте РФ районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Понятно, что в субъектах РФ, где действуют районные коэффициенты за неблагоприятные условия жизнедеятельности, минимальная заработная плата должна устанавливаться с учётом этих условий, что по идее и должен отражать прожиточный минимум. Однако, если в субъекте РФ за базовое значение минимальной заработной платы берётся не региональный ПМ тр., а федеральный МРОТ (что получило практически повсеместное распространение в последние годы), то в этих регионах, с нашей точки зрения, минимальная заработная плата должна рассчитываться с учетом районного коэффициента (РК). Что касается других компенсационных и стимулирующих надбавок (например, за стаж работы в условиях севера, за работу в ночное время и т.д.), то это индивидуальные выплаты, которые установлены законодательством РФ и должны начисляться сверх величины минимальной заработной платы, т.к. они не распространяются на всех работников.
Заработная плата за отработанный период и МРОТ - понятия разные и социально-экономические функции их далеко не одинаковые. МРОТ - минимальная социальная гарантия заработной платы касается всех низкоквалифицированных работников, отработавших полный месяц и выполнивших рабочие нормы.
В этот период ситуация с МРОТ в регионах начала резко меняться. В 2008 г. примерно в половине субъектов РФ с разным уровнем социально-экономического развития была установлена региональная минимальная заработная плата. В 16 субъектах РФ она достигла регионального ПМ тр., в Московской области превысила региональный ПМ тр., а в остальных регионах этой группы
минимальная зарплата превысила федеральный уровень (2300 руб.), в том числе в 11 из них в 2 и более раз (Тверская, Ярославская, Санкт-Петербург, Москва, Калининградская, Мурманская, Кемеровская, Новосибирская, Сахалинская области, Красноярский и Приморский края) [4, с.248].
Третий период начался в самый разгар финансового кризиса 2008-2009 гг. Правительство РФ предприняло ряд мер по социальной защите населения, в том числе с 1 января 2009 г. был повышен МРОТ в 1,88 раза - до 4330 руб. В соотношении с ПМ тр. он вырос до 78,2%, а со средней заработной платой - 25,1%. Результатом такого повышения минимальной заработной платы на федеральном уровне стало резкое сокращение дифференциации как в целом по стране (до 14,7 раза), так и в субъектах РФ. Причём самое большое снижение наблюдалось в регионах с низкой оплатой труда. В 2011 г. неравенство в заработках несколько выросло, а содержательные оценки МРОТ снизились по сравнению с 2009 г.
Очередной экономический кризис, начавшийся в 2014 г. в результате двукратного падения цен на энергоносители и частично из-за санкций западных стран, усилил эти тенденции и в 2015 г. соотношение МРОТ с ПМ тр. снизилось до 57,3% а со средней заработной платой до 19,3%, дифференциация заработной платы сократилась до 14,5 раза. В 2016 г. и 2017 г. МРОТ повышался дважды, но только в январе 2018 г. его соотношение с ПМ тр. превысило уровень 2009 г. (таблица 3). Третий период продолжался до мая 2018 г.
Четвёртый период стартовал с мая 2018 г., когда федеральный МРОТ был установлен в размере 11163 руб., т.е. на уровне ПМ тр. за 2 квартал 2017 г. в среднем по РФ. С января 2019 г. МРОТ был повышен до 11280 руб. - уровня ПМ тр. во 2 квартале 2018 г. Однако его соотношение со средней зарплатой выросло незначительно: в мае 2018 г. оно составляло 25,3%, в январе 2019 г. (по предварительным данным) - 26,7% против 24,3% в январе 2018 г. Можно с уверенностью предположить, что по данным обследования Росстата в 2019 г. дифференциация заработной платы снизится ещё больше. Коэффициент фондов заработной платы равный 14 раз для РФ с её разными природно-климатическими условиями жизнедеятельности не является высоким. В 90-е годы низкий МРОТ в РФ не оказывал влияния на снижение дифференциации заработной платы, что отрицательно сказывалось на стимулировании труда. Однако и снижение неравенства в оплате труда, которое наиболее ярко проявляется в периоды существенного роста МРОТ в отраслях и регионах с низкой зарплатой, может иметь тот же эффект [3]. Известно, чтобы
Таблица 3
Динамика МРОТ в России в 2009 г. - 2018 гг. (на дату введения)
Table 3
Minimum Wage Dynamics in Rossiya in 2009-2018 (as of the date of enforcement)
Показатели 1. 20091) 6. 2011 1. 2013 1. 2014 1. 2015 1. 2016 7. 2017 1. 2018
МРОТ, руб. 4300 4611 5205 5554 5965 6204 7800 9489
Соотношение МРОТ с ПМ тр., % 78,2 65,7 68,2 67,1 57,3 59,0 69,9 87,5
Соотношение МРОТ со средней зарплатой, % 25,1 19,1 19,4 18,8 19,3 19,0 20,5 24,3
Коэффициент фондов, раз2) 14,7 16,1 15,8 - 14,5 - 14,1 -
1) первая цифра перед годом означает порядковый номер месяца в году.
2) С 2007 г. Росстат проводит Выборочное обследование заработной платы раз в два года. Источник: Официальный сайт Росстата [12]; расчёты автора.
неравенство в заработках выполняло стимулирующую функцию, необходимо его соответствие различиям в затратах труда разной квалификации.
Выбор в качестве базового значения для МРОТ величины ПМ тр. за 2 квартал предыдущего года объясняется возможностями российской статистики и требованиями формирования федерального и региональных бюджетов. В 4 квартале текущего года бюджеты на следующий год должны быть сформированы, а госстатистика имеет данные к этому времени о ПМ в регионах и РФ в целом только за 2 квартал текущего года. Отметим, что наше исследование о соответствии МРОТ установленного с 1 мая 2018 г. величине ПМ тр. за 2 квартал 2018 г. показывает, что в целом по РФ оно составляло 99% и в регионах принципиальных отклонений также не выявлено. ПМ тр. во 2 квартале 2018 г. в целом по РФ по сравнению со 2 кварталом 2017 г. увеличился на 1%, а в субъектах РФ он менялся в разных направлениях, в том числе в 37 регионах по данным Росстата зафиксировано его снижение, в Пермском крае остался на том же уровне.
МРОТ в субъектах Российской Федерации
в 2018-2019 гг.
Для анализа ситуации с минимальной заработной платой в субъектах РФ в мае 2018 г. и в 2019 г. все регионы были разделены на две части: регионы с нормальными условиями жизнедеятельности (47) и условиями, отклоняющимися от нормальных (38), где установлен районный коэффициент (РК) к оплате труда. В некоторых регионах РК установлен только для отдельных территорий (в Республике Дагестан - высокогорные районы, в Ростовской области - отдельные приграничные с Калмыкией районы, в Астраханской области - на пустынных и безводных территориях). Однако большинство населения в этих субъектах РФ живут и работают
в нормальных условиях, поэтому они были включены в состав первой группы.
В субъектах РФ с нормальными условиями жизнедеятельности складывалась следующая ситуация с минимальной заработной платой. В мае 2018 г. всего в 7 регионах РФ она была выше федерального МРОТ - 11163 руб. В Москве составляла 18742 руб., С-Пе-тербурге - 17000 руб., Московской области - 14200 руб., Ленинградской области - 11400 руб. и Тульской области - 13000 руб. В Волгоградской и Ростовской областях минимальная зарплата была установлена в размере 1,2 ПМ тр. за 4 квартал 2017 г. в регионе (11228 и 11828 руб., соответственно). Лидером среди них выступал С-Петербург (143,7% к региональному ПМ тр. за 2 кв. 2017 г.), где МРОТ был установлен на уровне не на много ниже, чем в Москве, тогда как ПМ тр. во второй столице в 1,5 и более раз меньше. Кроме того, в С-Петербурге дополнительно была установлена ставка 1 разряда - не менее 13500 руб., которая не менялась и в январе 2019 г., тогда как минимальная зарплата была повышена до 18000 руб. или 149,2% к региональному ПМ тр. во 2 квартале 2018 г. В Волгоградской области для работников бюджетной сферы и некоммерческих организаций минимальная зарплата была установлена на федеральном уровне и по отношению с региональным ПМ тр. она составляла 110%, а во внебюджетном секторе - 120%. В Тульской области минимальная зарплата с 1 мая составляла 13000 руб., а для работников государственных и муниципальных учреждений - 11163 руб., что по отношению к региональному ПМ тр. было равно 128,5% и 110,3%. В январе 2019 г. в этих субъектах РФ минимальная зарплата была увеличена и соотношение с региональным ПМтр. несколько выросло.
Остальные 40 субъектов РФ с нормальными условиями жизнедеятельности установили минимальную заработную плату на федеральном уровне
в мае 2018 г. и с 2019 г. Причём только в 5 из них она в мае 2018 г. была ниже регионального ПМ тр. во 2 квартале 2017 г.: Смоленская область (99,9%), Калининградская область (98,3%), Кабардино-Балкария (93,6%), Новгородская область (98,8%) и Псковская область (94,6% - для бюджетного сектора и 97% - для внебюджетного). В 2019 г. остались только два региона с минимальной заплатой ниже ПМ тр. - Новгородская (99,1%) и Псковская (97,1% для бюджетного сектора и 98,5% для внебюджетного) области. Из 40 регионов в 2019 г. в 14 соотношение минимальной гарантии в заработной плате с региональным ПМ тр. несколько снизилось в результате более высоким темпом ПМ тр. по сравнению с установленным на этот год федеральным МРОТ. Однако в 8 регионах это соотношение составляло более 120%, (республики Мордовия, Татарстан, Чувашия, Ставропольский край, Белгородская, Воронежская, Саратовская и Ульяновская (внебюджетный сектор) области, а всего среди 47 субъектов РФ с нормальными условиями жизни - в 10.
Что касается субъектов РФ, где законодательно установлен районный коэффициент (РК) к оплате труда, то здесь оценить ситуацию с МРОТ не всегда возможно. Во-первых, в 2018 г. в 17 субъектах РФ из 38, где действует районный коэффициент к заработной плате (РК), ПМ тр. был ниже среднероссийского ПМ тр. (в 2019 г. - в 16), что вызывает определённые сомнения в объективности минимального стандарта уровня жизни в этих субъектах РФ.
Во-вторых, в регионах с дифференцированной по районам сеткой РК минимальная заработная плата и ПМ должны быть дифференцированными в соответствии с разными условиями жизнедеятельности, но информации о ПМ в районах этих субъектов РФ практически нет, т.к. по действующему законодательству они не обязаны рассчитывать ПМ для районов. Использование для анализа, публикуемого Росстатом среднего для субъекта РФ ПМ, который не отражает минимальные потребности населения на всех территориях с разными природно-климатическими условиями, о чём свидетельствуют установленные для них РК, не имеет смысла. Кроме того, невозможно не только оценить содержание устанавливаемых в регионах размеров минимальных зарплат, но и часто установить алгоритм их расчёта. Например, в Сахалинской области имеются 3 территориальные зоны с РК 1,6; 1,8 и 2. В областном Соглашении о МРОТ на 2019 г. установлены три величины минимальной заработной платы: 23442,3 руб.; 29023,8 руб. и 31256,4 руб., которые существенно выше не только федерального МРОТ, но ПМ тр. во 2 кв. 2018 г. в среднем по области (14261 руб.).
При этом говорится, что «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, производимые в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации, в МРОТ не включаются» [6].
Поэтому в данном исследовании ситуация с минимальной заработной платой оценивалась только по 16 субъектам РФ с единым для всей территории РК. Но и в этой группе она весьма не однозначна. В половине из них ПМ тр. существенно ниже федерального МРОТ установленного в мае 2018 г. и в 2019 г. (Кировская, Оренбургская, Курганская, Челябинская области, республики Удмуртия, Башкортостан, Алтай, Хакассия). Эти регионы с РК равным 1,15 установили минимальную заработную плату на уровне федерального МРОТ. В мае 2018 г. соотношение минимальной зарплаты с ПМ тр. в этих субъектах РФ варьировало от 105,2% в Челябинской области до 120,4% в Оренбургской области, а в 2019 г. - от 108,9% в Курганской области до 120,6% в Оренбургской.
Аналогичный подход к определению минимальной заработной платы использовался в Омской области, но здесь в 2019 г. были установлены две величины МРОТ - 11280 руб. и 11580 руб. (коммерческий сектор за исключением сельского и лесного хозяйства и охотхозяйств, рыболовства и рыбоводства) [7]. В соотношении с региональным ПМ тр. они составляли 115% и 118,6%.
Следует отметить, что в Новосибирской области минимальная заработная плата устанавливалась региональной администрацией с учётом РК (1,25) без надбавок, а базовым значением выступал федеральный МРОТ [8]. В мае она составляла 13954 руб. , а в 2019 г. - 14100 руб. или соответственно 117,7% и 121,4% к ПМ тр.
В Кемеровской области Кузбасским региональным соглашением о МРОТ на 2016-2018 годы минимальная зарплата на 2018 г. была установлена на уровне в 1,5 ПМ тр. в области за 4 квартал 2017 г. и по отношению к ПМ тр. за 2 квартал 2017 г. она в мае 2018 г. составляла 141%. В 2019 г. в соответствии Кузбасским региональным соглашением о МРОТ на 2019-2021 гг. минимальная заработная плата в области устанавливается на уровне «не ниже 1,5 ПМ тр. в области за 2 квартал 2018 г.»: для бюджетных организаций - 14887,5 руб., для остальных - 19353,75 руб. (1,95 ПМ тр.) [9].
Что касается других регионов этой группы (Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Еврейская АО, Магаданская область), где ПМ тр. существенно выше федерального МРОТ, то и здесь в большинстве случаев минимальная заработная плата устанавливается на уровне федерального МРОТ. Это позволяет региональной администра-
ции с помощью РК и процентных надбавок добиваться величины минимальных месячных выплат выше ПМ тр. в регионе, выдавая их за минимальные гарантии. Так, например, в Магаданской области в 2018 г. и 2019 г. администрацией области установлена минимальная заработная плата на уровне 19500 руб. (за исключением Северо-Эвенкийского городского округа) с учётом РК и северных надбавок, что позволило несколько превысить величину регионального ПМ тр. (102,7% и 103,5%). Без надбавок минимальная зарплата в этом субъекте РФ, рассчитанная нами на базе федерального МРОТ и установленного РК 1,7 в 2018 г. составляла бы 18977 руб. и оставалась бы несколько ниже регионального ПМ тр. (99,9%), а в 2019 г. - 19141 руб. (101,6%).
В Чукотском АО минимальная заработная плата в округе устанавливается на уровне федерального МРОТ. При этом администрация округа представляет информацию в СМИ не о минимальной социальной гарантии в оплате труда, а о месячной средней минимальной заработной плате, рассчитанной с учётом РК равным 2 и 50 процентной надбавки за стаж работы в условиях Крайнего севера, которая не распространяется на работников, не имеющих достаточный стаж для получения 50% надбавки [10]. В мае 2018 г. она составляла 33 489 руб., а в 2019 г. - 33840 руб. т.е. в размере трёхкратного федерального МРОТ. В то же время ПМ тр. в округе почти в 2 раза больше среднероссийского (21396 и 22273 руб. против 11163 и 11280 руб.) и, если для минимальной зарплаты в округе используется не региональный ПМ тр., а федеральный МРОТ, то с нашей точки зрения, он должен быть взят только с учётом РК, в размере 22326 руб. с мая 2018 г. и 22560 руб. в 2019 г., что больше соответствует величине ПМ тр. В данном случае явная путаница в понятиях минимальная заработная плата, как социальная гарантия для любого работника, и месячная оплата труда работника с учётом его индивидуального стажа работы в районах Севера.
Интересную информацию о минимальной заработной плате на 2019 г. опубликовал Департамент труда и занятости Ханты-Мансийский АО [11], где говорится, что заработная плата в округе устанавливается с учётом РК и процентных надбавок за стаж работы на севере и приводятся различные варианты минимальной заработной платы: а) от 16920 руб. до 24816 руб. для организаций в зависимости «от установленного в организации размера районного коэффициента к заработной плате (1,5, или 1,7) и наличия у работника процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера (от 0 до 50%)»; б) от 16920 руб. до 28000 руб. (с РК 1,5 и 1,7 и процентной надбавкой 0 до 80%); в) от 14664 руб. до 20304 руб. - для орга-
низаций непроизводственных отраслей в южных районах округа с РК 1,3 и процентной надбавки от 0 до 50 %. Нижняя граница в первых двух вариантах равна федеральному МРОТ с учётом РК 1,5, а в третьем - с РК 1,3, что достаточно близко к величине ПМ тр. в округе за 2 квартал 2018 г. - 15551 руб. Таким образом, опубликованный в справочниках территориальный РК в Ханты-Мансийском АО равный 1,7 по факту является дифференцированным. В данном случае, как и в Чукотском АО, минимальная зарплата как социальная гарантия в заработной плате отождествляется с месячной заработной платой, куда включаются и процентные надбавки конкретного работника.
И эти примеры далеко не единственные. В регионах с дифференцированной сеткой районных коэффициентов в условиях отсутствия информации о дифференцированных по территории ПМ, проводить подобный анализ, как отмечалось выше, не имеет смысла. Однако анализ региональных соглашений о минимальной заработной плате и другой доступной информации позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве субъектов РФ минимальная зарплата устанавливается на федеральном уровне и региональные власти не делают разницы между минимальной социальной гарантией и фактически начисленной заработной платой с учётом РК и различных надбавок.
Заключение
Проведенный анализ показал, что установленный на федеральном уровне МРОТ в мае 2018 г. и январе 2019 г. позволил заметно улучшить ситуацию с минимальной социальной гарантией в оплате труда в субъектах РФ с нормальными условиями жизнедеятельности. Всего в 5 регионах в мае 2018 г. и в 2-х - в 2019 г. минимальная зарплата оставалась ниже регионального ПМ тр. В январе 2018 г. среди субъектов РФ с нормальными условиями жизнедеятельности таких регионов было 24 из 47. Это достаточно позитивный результат, если не учитывать того, что критерий, по которому оценивался МРОТ, начиная с 2018 г. должен был быть в соответствии с законом пересмотрен в сторону повышения. Отсюда и такое относительно большое число регионов, где МРОТ существенно (на 15% и более) превышает величину регионального ПМ тр. - в 2018 г. 14 и в 2019 г. 19 из 47 субъектов РФ с нормальными условиями жизнедеятельности.
В регионах с отклоняющимися от нормаль -ных условиями жизни в большинстве случаев за минимальную зарплату принимается федеральный МРОТ. Так, например, из 16 субъектов РФ, где установлен единый районный коэффициент, в половине из них ПМ тр. существенно ниже вели-
чины федерального МРОТ, что в соотношении с региональным ПМ тр. составляло в эти годы от 105,2 % до 120,6%.
Анализ минимальной зарплаты в субъектах РФ с условиями жизнедеятельности, отклоняющимися от нормальных, наглядно показал проблему минимального стандарта уровня жизни - прожиточного минимума, на который по закону необходимо ориентироваться при установлении МРОТ. Во-первых, несмотря на то, что методика расчёта этого социального стандарта не единожды совершенствовалась, во многих субъектах РФ ПМ не отражает условия жизнедеятельности. Не должна величина ПМ в регионах Сибири и Урала быть практически такой же, как в центральных и южных регионах. Во-вторых, в субъектах РФ с дифференцированной сеткой районных коэффициентов невозможно оценить содержание минимальной зарплаты из-за отсутствия информации о ПМ тр. в районах (зонах) с различными природно-климатическими условиями.
Таким образом, чтобы минимальная заработная плата могла выполнять свою основную функцию социальной защиты работника необходимо в законодательных документах и Трудовом Кодексе РФ дать её точное определение, что особенно важно для субъектов РФ с условиями жизни, отклоняющимися от нормальных, где установлены районные коэффициенты и стимулирующие процентные надбавки к заработной плате за стаж работы на севере. Положение ст. 133.1 Трудового кодекса РФ «Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом» в этих регионах позволяет устанавливать минимальную заработную плату на федеральном уровне. В результате социальная гарантия в заработной плате, учитывающая условия жизнедеятельности на данной территории, отсутствует, нарушается принцип социальной справедливости. Региональные власти за минимальную заработную плату, как гарантию для всех низкоквалифицированных работников, выдают месячную заработную плату с учётом РК и индивидуальных надбавок за стаж работы в северных районах. А это две разные категории заработной платы с разными социально-экономическими функциями.
В условиях, когда отсутствует объективный ПМ тр., для минимальной заработной платы может использоваться федеральный МРОТ, как базовое значение, но обязательно с учётом районного коэффициента. Давно назрела необходимость отказаться от такой минимальной социальной гарантии как прожиточный минимум, который в России обеспечивает только физическое выживание населения (даже не простое его воспроизводство), и перейти на более высокий минимальный стандарт уровня жизни, удовлетворяющий не только современные социально необходимые потребности населения, но и обеспечивающий расширенное его воспроизводство.
Благодарности и финансирование
Исследование проведено в рамках НИР по Государственному заданию на 2019 г. «Система оплаты труда и социальная защищённость работника» (№ 0165-2018-0006).
Список литературы
References
1. Заработная плата в мире в 2016-2017 гг. Неравенство в оплате труда на предприятиях. М.: МОТ, 2017. 164 с.
2. Заработная плата в России - эволюция и дифференциация. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007. 575 с.
3. Мигранова Л.А. Оплата труда в России в условиях кризиса // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2016. №1. С. 22-37.
4. Народонаселение современной России: риски и возможности. М.: ИСЭПН РАН, 2013. С. 246-256
5. Социальная поддержка населения. Минимальная оплата труда // Вестник НИИ труда и социального страхования. 2009. №1. С. 73-90.
6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйр:/Дгп. sakhalin.gov.ru
7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mtsr. omskportal.ru
8. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nszn.nso.ru
9. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ы!р://Ье^. org/index.php?do=download&id=14858
10. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.gazeta-unp.ru/articles/52197-mrot-na-chukotke-s-1-yanvarya-2019-goda
11. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// deptrud.admhmao.ru/minimalnaya-zarabotnaya-plata-v-yugre/354448/razmer-minimalnoy-zarabotnoy-platy-v-yugre
12. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/
1. Zarabotnaya plata v mire v 2016-2017g.g. Neravenstvo v oplate truda na predpriyatiyakh. - M.: MOT. 2017 - 164s.
2. Zarabotnaya plata v Rossiyi - evolyutsiya i differentsiatsiya. - M.: Izdatel'skiy dom GU VSHE. 2007 - 575s.
3. Migranova L.A Oplata truda v Rossiyi v usloviyakh krizisa // Nauchnoye obozreniye. Seriya 1 Ekonomika i pravo.2016 -№1. - S. 22-37.
4. Narodonaseleniye sovremennoy Rossiyi: riski i vozmozhnosti. - M.: ISEPN RAN, 2013 - S.246-256.
5. Sotsial'naya podderzhka naseleniya. Minimal'naya oplata truda// Vestnik NII truda i sotsial'nogo strakhovaniya. 2009 №1 - S. 73-90.
6. URL: http://tzn.sakhalin.gov.ru
7. URL: http://mtsr.omskportal.ru
8. URL: https://nszn.nso.ru
9. URL: http://berez.org/index.php?do=download&id=14858
10. URL: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52197-mrot-na-chukotke-s-1-yanvarya-2019-goda
11. URL: https://deptrud.admhmao.ru/minimalnaya-zarabotnaya-plata-v-yugre/354448/razmer-minimalnoy-zarabotnoy-platy-v-yugre
12. URL: http://www.gks.ru/