4. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. Москва: Финансы т статистика, 2003.
5. Малышева Л.А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.
6. Манн Р, Майер Э. Контроллинг для начинающих. Москва: Финансы и статистика, 2004.
7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Перевод с немецкого. Москва: Финансы и статистика, 2005.
8. Соловьева В.К. Построение организационных структур как фактор управления качеством образования в регионе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2012.
References
1. Anan'kina E.A., Danilochkin S.V., Danilochkina N.G. i dr. Kontrolling kak instrument upravleniya predpriyatiem. Pod redakciej N.G. Danilochkina. Moskva: Audit, YuNITI, 2001.
2. Dajle A. Praktika kontrollinga. Moskva: Finansy i statistika, 2003.
3. Karminskij A.M., Fal'ko S.G., Zhevaga A.A., Ivanova N.Yu. Kontrolling. Moskva: Finansy i statistika; INFRA-M, 2009.
4. Karminskij A.M., Olenev N.I., Primak A.G., Fal'ko S.G. Kontrolling v biznese. Metodologicheskie iprakticheskie osnovy postroeniya kontrollinga v organizaciyah. Moskva: Finansy t statistika, 2003.
5. Malysheva L.A. Upravlenie organizacionnymi izmeneniyami na osnove kontrollinga. Ekaterinburg: Institut 'ekonomiki UrO RAN, 2004.
6. Mann R., Majer 'E. Kontrolling dlya nachinayuschih. Moskva: Finansy i statistika, 2004.
7. Han D. Planirovanie i kontrol': koncepciya kontrollinga. Perevod s nemeckogo. Moskva: Finansy i statistika, 2005.
8. Solov'eva V.K. Postroenie organizacionnyh struktur kak faktor upravleniya kachestvom obrazovaniya v regione. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2012.
Статья поступила в редакцию 04.02.21
УДК 376.1/378
Isaeva N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Philosophical and Socio-Economic Department, St. Petersburg Military Institute of National Guard
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Theory and Methods of Continuous Professional Education Department,
St. Petersburg Military Institute of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF TRAINING MOTIVATION ON THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CADETS. The article is dedicated to the formation of general cultural competencies using the potential of the educational system of a military institution, the main aspects of the influence of educational motivation and education of cadets of military institutions to the commander of any unit of the National Guard of the Russian Federation in modern conditions on the formation of solidarity and collectivist qualities, the issues of the professional formation of future officers, depending on the level of development of qualities associated with motivation. The work reveals the authors' view on education issues, which is supported by the statement that the experience gained in the formation of new competencies during the training period will be necessary for young officers to successfully conduct educational work to form a cohesive unit, as well as to increase the efficiency of the performance of training and service-combat tasks.
Key words: motivation, cadets, military university, cohesion, training unit, future officers.
Н.Н. Исаева, канд. пед. наук, доц., Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф. кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского
военного института войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ
Статья посвящена вопросам формирования общекультурных компетенций с использованием потенциальных возможностей системы воспитания военного вуза, рассмотрены основные аспекты влияния мотивации обучения и воспитания курсантов военных институтов в современных условиях на формирование сплоченности учебной группы и коллективистских качеств, рассмотрены вопросы профессионального становления будущих офицеров, зависящие от уровня сформированности качеств, связанных с мотивацией. Авторская позиция в вопросах воспитания подкреплена утверждением о том, что приобретенный опыт по формированию новых компетенций в период обучения будет необходим молодым офицерам для успешного проведения воспитательной работы по формированию сплоченного подразделения, повышения эффективности выполнения учебных и служебно-бо-евых задач.
Ключевые слова: мотивация, курсанты, компетенции, профессиональное обучение, профессиональное становление.
Профессиональное обучение в ведомственных организациях высшего образования в современных условиях имеет ряд особенностей. Качественное выполнение служебно-боевых задач военнослужащими во многом определяется степенью профессиональной подготовки офицерских кадров и эффективностью их профессиональной деятельности [1], прогнозирование успешности которой возможно посредством целенаправленного формирования мотивации профессионального становления в период обучения в военной организации высшего образования. Именно мотивация определяет характер и особенности профессиональной деятельности личности, являясь ведущим регулятором ее активности, в том числе и в период обучения в военном вузе. А поскольку воинская деятельность является коллективной, то формирование коллективистских качеств и повышение мотивации на их развитие у будущих офицеров является неотъемлемой частью высокого профессионализма.
Мотивацию можно рассматривать с позиции активного направления каких-либо действий человека при выполнении поставленных задач или осуществлении действий с определенной целевой установкой [2; 3; 4]. Мотивация в таком случае является основой процесса становления и развития человека в целом и молодого специалиста в частности. Обучение будущего офицера в вузе - это сложный динамичный процесс, обеспечивающий формирование профессиональной компетенции военного специалиста посредством формирования мотивационно-целевых установок курсантов, отбора содержания образования с учетом специфики будущей военно-профессиональной деятельности, овладения
необходимыми компетенциями общепрофессионального и профессионального уровня.
Мотивация, являясь внутренним побудителем индивидуума к деятельности, присутствует на каждом из этапов становления личности профессионала. В ходе профессионального становления соотношение «личностного» и «профессионального» имеет неравнозначную целостность в силу того, что на первоначальной ступени данного процесса отправной точкой является уровень личностного развития, а на последующих этапах происходит доминирование «профессионального» над «личностным». В связи с этим можно предполагать, что личностные качества воздействуют на профессиональное становление как позитивно, так и негативно, препятствуя тем самым становлению личности военного профессионала. Одна из причин такого негативного влияния личности на свое профессиональное становление кроется в отсутствии позитивной мотивации к самостоятельной деятельности, что требует сформированности таких качеств, как способность принятия решений, ответственность, самооценка поступков и действий, влияющих на жизнь курсанта в коллективе.
Профессиональное становление обучающегося военного вуза неразрывно связано с коллективом. В коллективе может измениться его жизненная позиция, привычные нормы и правила поведения. Кроме этого, под влиянием мнения ближайшего окружения сокурсников корректируются его действия, связанные с оценкой и самооценкой совершенного действия. В этом случае на одном уровне восприятия находятся понимание, восприятие и мотивация [5]. В период обуче-
ния курсантов происходит процесс формирования не только профессиональных компетенций, но и компетенций общекультурного формата, которые по своей значимости становятся социальными. К ним можно отнести компетенции, связанные с умением находиться в команде, считаться с мнением других, уметь корректно отстаивать свою точку зрения, понимать составляющие поступка, направленного на достижение определенной цели. За счет формирования общекультурных компетенций обучающийся военного вуза в сферу своего внимания и интереса, в том числе и профессионального, включает аспекты, связанные с жизненными позициями своих сокурсников, товарищей по группе или команде. Коллективизм, командообразование помогает будущему офицеру осознать необходимость того, что успешность выполнения поставленных учебных или реальных задач в формате профессиональной подготовки во многом зависит от общих коллективных действий. Курсант приобретает умения и навыки отвечать не только за свои решения и действия, но и за выполнение задач другими членами единой команды. Общекультурные компетенции, способствующие формированию качеств, связанных с умениями без конфликтного нахождения в коллективе, определяются такими понятиями «человековедения», как добро, взаимовыручка, понимание, приятие, дружба, войсковое братство. Данные качества не только на уровне понимания, но и практического восприятия, действия способствуют процессу становления будущего офицера как личности, имеющей гражданскую позицию, в рамках которой курсант осознает свое место в жизни.
Немаловажную роль в профессиональном становлении курсанта военного вуза играет и такое качество, как отношение с сослуживцами в одном коллективе, который рассматривается не только как учебная группа, а как коллектив единомышленников. Степень единомыслия определяется таким качеством, как сплоченность. Данное качество в формате социально-психологической характеристики может рассматриваться как уверенность в действиях не только самого себя, но и товарища, находящегося рядом, разделяющего твою точку зрения или действия, совершенные в определенных условиях. В этом случае можно рассматривать вопросы так называемой групповой динамики для достижения взаимоуважения в коллективе. И в этом случае формирование качеств, связанных со сплоченными действиями коллектива курсантов, определяют стратегические и тактические задачи формирования профессионализма молодых офицеров. Сплоченность является категорией формирования общекультурных компетенций качественного порядка, так как в ходе ее формирования можно выявить степень единства мнений в коллективе, прочность и устойчивость коллективных установок, взаимные симпатии, эмоциональную или психологическую совместимость. Сплоченность не является врожденным качеством, она формируется в ходе продуманных действий воспитательного характера. В данном процессе решаются задачи и выполняются целевые установки, связанные с духовной общностью курсантов одной группы или более крупного воинского соединения. Единение курсантов проявляется в способах и методах решения учебных и практических задач [6].
Сплоченность может рассматриваться не только как свойство, но и как фактор, влияющий на формирование устойчивых, имеющих положительную мотивацию качеств членов одной команды. Изучив социальные представления о сплоченности у курсантов, можно сравнить полученные данные и определить групповые и индивидуальные показатели сформированности сплоченности среди курсантов. В дальнейшем это позволит разработать рекомендации по воспитательной работе не только для обучающихся, но и для выпускников как руководство к действию. Данное заключение еще раз подтверждает наше мнение о том, что командообразование, сплоченность являются компетенциями общекультурного плана и имеют социальную направленность.
В военном вузе формирование сплоченности в коллективе курсантов сопряжено с их военно-патриотическим и гражданским воспитанием. Курсанты в ходе обучения выполняют учебные задания, которые без таких качеств, как волевое, нравственное начало любого поступка, политическая и гражданская зрелость, невозможно. Сплоченность, усиленная мотивационной составляющей, становится одним из базовых качеств специалиста воинского подразделения.
Сплоченность формируется как особое качество будущего военнослужащего особенно результативно, если данный процесс происходит в условиях единства. Единство может быть категорией различного плана: мировоззренческого, эмоционального, психологической совместимости, ценностных установок, идеалов нравственного характера. Взаимная симпатия, бесконфликтные межличностные отношения, приверженность одним и тем же идеалам позволяют быть уверенными в определенной степени, что становление будущих офицеров проходит в благоприятной социокультурной среде. Настоящее и будущее профессиональной карьеры курсантов определяется их потребностью окружать себя бесконфликтным пространством, умением находить конструктивное решение в любой ситуации, быть мотивированным на успех и положительное решение большого количества разнообразных задач.
В случае возникновения конфликтных ситуаций, наличия конфронтации между отдельными членами группы профессорско-преподавательскому составу и офицерам-педагогам необходимо усилить работу, направленную на формирование групповой мотивации. Усиление мотивации будет проявляться в следующем: необходимо выявить неформальных лидеров и распределить функции
управления в группе с частичной передачей полномочий этим лидерам, постоянно заботиться о поддержании в группе хорошего морально-психологического климата, правильно использовать вознаграждение за результаты учебы и службы и наказание за срывы выполнения поручений. Эффективным методом сплочения является активное привлечение курсантов к различным учебным задачам, требующим коллективного решения, командным видам спорта, творчеству, коллективным научным исследованиям, совместному изобретательству и самоуправлению (войсковой актив). Объединяют курсантов мероприятия спортивного и культурно-зрелищного характера, организованных на основе общих интересов. Мотивация, связанная с формированием сплоченности коллектива, предотвращает такие действия, которые современным обществом рассматриваются как антисоциальные, находящиеся в группе социальных рисков или даже правонарушений. Сплоченность коллектива, нацеленного на достижение конструктивных целей и решение позитивных созидательных задач, противостоит ситуации психологической несовместимости.
Использование методов повышения мотивации в образовательном процессе военного вуза способствует формированию и правильному сплочению учебной группы, что в результате приводит к повышению его работоспособности и положительно влияет на членов, развивая у них коллективистские качества. По мере сплочения учебной группы повышаются настроение и удовлетворенность курсантов своей деятельностью, улучшаются результаты успеваемости и проявляется синергетический эффект совместной учебно-служебной деятельности.
Формирование значимых качеств для формирования единой команды в среде курсантов, обучающихся в военных вузах, связано с такими условиями, как поддержание традиций, соблюдение воинских ритуалов и празднование значимых памятных дат, уважительное отношение к музейным образцам боевых реликвий. Организация совместных мероприятий воспитательной направленности имеет определенные целевые установки и решает задачи военно-патриотического направления. Это совместные досуговые мероприятия, тематические вечера, встречи с ветеранами и участниками боевых действий, волонтерские акции.
Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы. Система внутриколлективного общения - это совокупность разнообразных контактов между курсантами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т.д. Участники сплоченной группы хорошо мотивированы на коллективную работу.
Во время обучения для предупреждения случаев отчисления курсантов по причине раннего профессионального выгорания и дальнейшего прохождения военной службы, вследствие неуспеваемости, недисциплинированности проводится постоянная целенаправленная работа по повышению уровня мотивации курсантов. Формирование общекультурных компетенций в интеграции с профессиональными способствует освоению будущей профессиональной деятельности, формированию коллективистских качеств, сплочению учебных групп не только на младших курсах, но и в процессе всего обучения в военном вузе. Практика доказывает, что необходим поиск новых психолого-педагогических методов решения рассматриваемой проблемы посредством внедрения в образовательную среду военного вуза целостной системы мотивационного обеспечения процесса профессионального становления курсантов на этапе их профессиональной подготовки, различных форм воспитательной работы. Немаловажную роль в этом играет сплоченная учебная группа, способная эффективно решать поставленные служебно-боевые задачи.
Таким образом, поведение и профессиональная деятельность курсантов и выпускников военных вузов требует от профессорско-преподавательского состав работы по формированию коллектива на основе общекультурных компетенций социальной направленности. Данный процесс сопряжен с организацией не только учебной, но воспитательной работы. Данное направление деятельности военного вуза направлено на формирование профессионального коллектива курсантов, у членов которого отмечается высокая степень мотивации и сплоченности коллектива.
Формируемая мотивационная основа в действиях личности будущего офицера находит отражение в сознательном отношении к выбранной профессии, профессиональному долгу. Мотивация влияет на согласованность действий коллектива будущих военнослужащих, обеспечивает достижение положительного успеха в теоретическом и практическом обучении с использованием воспитательного потенциала социокультурной среды. Базовой основой такой среды является формируемая сплоченность коллектива в группах курсантов, которая подкреплена поведенческими установками патриотического и гражданского воспитания. Сплоченность коллектива обучающихся направлена на достижение единого результата согласно определенной установке, но без отрицания вклада и роли каждого участника группы через достижение успехов в теории и практике. Большое влияние на процесс профессионального становления курсантов оказывает формирование таких качеств, как дружба и товарищество, ответственность и взаимовыручка, умение принимать совместное решение и уважение мнения каждого в группе.
Библиографический список
1. Концепция морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации на период 2018 - 2021 года и далее до 2025 года. Москва: ГУРЛС, 2018.
2. Военная педагогика. Под редакцией О.Ю. Ефремова. Санкт-Петербург: Питер, 2017.
3. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Формирование системы идеальных стратегий и ценностных предпочтений у будущих офицеров МЧС России. Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017: 158 - 160.
4. Шарухин А.П. Военная педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2017.
5. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач. Ориентир. 2011; № 3.
6. Исаева Н.Н. Сформированные коллективистские отношения курсантов как объективная потребность образовательной практики военных институтов. Бизнес. Образование. Право. 2020; № 2 (51): 397 - 401.
References
1. Koncepciya moral'no-psihologicheskogo obespecheniya sluzhebno-boevoj deyatel'nosti vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii na period 2018 - 2021 goda i dalee do 2025 goda. Moskva: GURLS, 2018.
2. Voennaya pedagogika. Pod redakciej O.Yu. Efremova. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.
3. Mihajlov V.A., Mihajlova V.V. Formirovanie sistemy ideal'nyh strategij i cennostnyh predpochtenij u buduschih oficerov MChS Rossii. Podgotovkakadrovvsistemepreduprezhdeniya i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017: 158 - 160.
4. Sharuhin A.P. Voennaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.
5. Kolosov A. Vzaimootnosheniya v voinskom kollektive kak faktor uspeshnosti vypolneniya sluzhebnyh zadach. Orientir. 2011; № 3.
6. Isaeva N.N. Sformirovannye kollektivistskie otnosheniya kursantov kak ob'ektivnaya potrebnost' obrazovatel'noj praktiki voennyh institutov. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2020; № 2 (51): 397 - 401.
Статья поступила в редакцию 04.02.21
УДК 378
Kuznetsov I.B., Cand. of Sciences (Technology), Director of the Aviation Training Center of the Scientific and Production Association "SPARC"
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
COMPENSATING OF SPECIALIST'S POTENTIAL THREATS AND ERRORS THROUGH THE FORMATION OF SPECIAL CAPABILITIES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING. The article studies the continuation of the study of the humanitarian component of the professional activity of specialists, namely, the disclosure of such a category as human capabilities. It is shown that the need to form certain capabilities in a future serviceman and specialist (punctuality, accuracy, responsibility, commitment, discipline, stress resistance, morality, healthy lifestyle, etc.) is associated with the need to compensate for the natural physiological limitations of a person, which are often the cause of his wrong and illogical actions. The main characteristics of the specialist's capabilities are revealed, their formation is proposed through a special program included in the curriculum, which are implemented on the basis of the educational technologies used in the framework of professional education.
Key words: vocational education, human limitations and capabilities, subject.
И.Б. Кузнецов, канд. техн. наук, директор Авиационного учебного центра ДПО АО «Научно-производственное объединение «СПАРК»,
г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
КОМПЕНСАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ И ОШИБОК СПЕЦИАЛИСТА ФОРМИРОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Настоящая статья посвящена продолжению исследования гуманитарной составляющей профессиональной деятельности специалистов, а именно -раскрытию такой категории, как возможности человека. Показано, что формирование у специалиста определенных качеств (пунктуальности, аккуратности, ответственности, обязательности, дисциплинированности, стрессоустойчивости и др.) связано с необходимостью в компенсации естественных физиологических ограничений человека, часто являющихся причиной его ошибочных и алогичных действий. В статье раскрыты основные характеристики возможностей специалиста, предложено их формирование посредством специальной программы, реализуемой на основе образовательных технологий в рамках профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, потенциальные угрозы, профессиональные компетенции, учебная дисциплина.
Специфическим фактором, характеризующим поведение человека, является общая для всех людей рефлексия, обнаруживающаяся в проявлении физиологических свойств, которые в некоторых случаях могут реализовываться в качестве угроз и ошибок в процессе профессиональной деятельности. Данные естественные свойства любого человека условно можно отнести к категории «ограничений», которые могут проявляться в качестве угроз и ошибок. Гипотетически к ним относятся следующие поведенческие характеристики любого специалиста: потенциальная конфликтность, утомление и усталость, различия в поведении полов, специфические свойства и ограничения каналов получения информации, вероятность ошибочных решений и действий, а также иные специфические параметры деятельности человека. В целях безопасной и экономически эффективной профессиональной деятельности специалиста вышеперечисленные ограничения человека должны как в профессиональной, так и в повседневной социальной жизни компенсироваться соответствующими возможностями, которые приобретаются и отрабатываются сознательно каждым человеком в течение всего жизненного цикла.
В настоящей работе под возможностями человека понимается его осознанная деятельность в противоположность поведению человека по принципам «я чувствую, что так надо поступить», «мне так хочется» или «мне кажется, что это будет верным решением». Возможности человека в контексте профессиональной деятельности мы будем рассматривать как свойство личности, наделенной
особым образом организованным интеллектом, проявляющегося совокупностью всевозможных психических процессов и состояний, позволяющих проводить принудительное внутреннее обдумывание актуального на данный момент времени вопроса, принятие обоснованного решения в противовес интуитивным решениям, продиктованным инстинктами или нежеланием думать, исполняя набор простейших привычных правил и процедур. Принимая тот факт, что ограничения человека в профессиональной деятельности объясняются проявлением базовых инстинктов и физиологической особенностью каждого человека как биологического вида, возможности человека с определенной степенью вероятности можно отнести к антибиологическим характеристикам. Данные действия связаны с волевым усилием индивида над собой и принуждению к необходимому поступку, требующему дополнительного расходования жизненных ресурсов. Он зачастую понижает жизненный тонус, ведет к утомляемости и усталости человека, угнетению иммунитета и иным негативным в отношении жизнедеятельности последствиям. Иначе, под возможностями человека следует понимать развитие на определенном уровне общекультурных компетенций и компетенций профессионального назначения для формирования знаний, умений, навыков в различных направлениях деятельности. Возможности человека базируются на особых чертах и свойствах характера личности, механизм формирования которых сложен и длителен, требует постоянных усилий как конкретного человека, так и всех участников его образовательного и воспитательного процесса. Следует отметить