Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроллинг / стратегический контроллинг / инновационная деятельность педагога / метод анализа стратегических разрывов / управление инновационной деятельностью / controlling / strategic controlling / innovative activity of teacher / method of analysis of strategic gaps / management of innovative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Е. Дудковская, Н.Н. Суртаева

В статье рассматривается вопрос управления инновационной деятельностью педагога в условиях дополнительного образования детей, показаны проблемы и представлен исторический материал вхождения контроллинга в систему управленческой деятельности. Авторы дают обзор существующих вариантов трактовки термина «контроллинг» и называют наиболее значимые исследования, посвященные этой теме; приводят структуру стратегического контроллинга применительно к образовательному процессу учреждения дополнительного образования детей в процессе управления инновационной деятельностью педагогов; анализируют аспект использования метода анализа стратегических разрывов в процессе управления на основе стратегического контроллинга. Проанализированные в тексте статьи проблемы расширяют представления об инновационной работе педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC CONTROLLING AT THE HEART OF THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with the issue of managing the innovative activity of a teacher in conditions of additional education of children, shows problems and presents historical material of introduction of controlling into the system of managerial activity. The authors give an overview of the existing variants of the interpretation of the term “controlling” and make use of the most significant studies on this topic. Te work reveals the structure of strategic controlling in educational process of institutions of additional education for children in the process of management of innovative activity of teachers. The aspect of using the method of analysis of strategic gaps in the management process based on strategic controlling is analyzed. The problems analyzed in the text of the article expand the understanding of the innovative work of teachers of additional education.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

задач, связанных с его взаимодействием с окружающим миром. Это достигается в условиях достижения студентами жизненного успеха, формирования у них социальных компетенций, обеспечения им в ближайшем будущем конкурентоспособности, осознания необходимости социального самоопределения [5; 6]. Именно поэтому социальное воспитание может быть представлено как целенаправленная система, в формате которой получают развитие общественные ценности, жизненные смысловые отношения каждой личности, эмоционально-нравственные отношения социума, соответствия практического опыта и духовного богатства наций и народов. И в таком контексте социальное воспитание может участвовать в формировании социальных компетенций, так как связано с процессами поддержки, помощи и содействия. Следовательно, формирование социальных компетенций студентов художественных вузов должно обеспечиваться не просто воспитательным процессом для всех, а системой социально ориентированной работы с каждым студентом индивидуально в соответствии с его потенциальными возможностями и будущими условиями труда как по заказу, так и в форме самозанятости.

При помощи социального воспитания в условиях художественного вуза можно:

- оказать индивидуальную адресную помощь в межличностных отношениях в сфере культуры и искусства;

- нивелировать конфликтные и спорные ситуации в условиях социального взаимодействия личности художника, участвовать в становлении ее жизненно ценных отношений;

- обеспечить командную творческую поддержку индивидуально-творческих начинаний молодого специалиста, в его психологическом и социальном становлении;

- создать условия общественной защиты авторских прав и социального статуса;

- оказывать содействие в развитии общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетентности творческого человека;

- организовать возможность участия в разносторонней досуговой деятельности практического и индивидуально-творческого характера;

- поддержать успешное взаимодействия творческого человека с окружающим его социокультурным пространством;

Библиографический список

- подготовить молодого специалиста к профессиональной ситуации самоорганизации через различные практики с целью получения социального опыта самостоятельной деятельности;

- оказать помощь в условиях профессионального выгорания, творческого кризиса, профессиональных издержек, сохранить ему при этом чувство собственного достоинства и уважения к себе коллег в творческой среде.

Социальное воспитание в контексте его идей, факторов и условий развития, целеполагающих установок, текущих и перспективных задачи, форм, средств реализации связано с процессами социализации в определенных институциональных условиях, которыми являются управленческие и организационно-педагогические условия современного художественного вуза.

Для процесса формирования социальных компетенций важное значение имеет конкретная художественная творческая среда, в которой находится студент, выпускник, молодой специалист, его приобретенный и накопленный социальный опыт как в вузовской, так и в профессиональной среде. Эта среда чаще всего будет связана с самозанятостью молодого человека творческой профессии.

По этой причине социальная позиция творческой личности определяется сформированными в условиях обучения социальными компетенциями, которые в течение всей профессиональной деятельности должны подкрепляться систематической рефлексией, обеспечивающей поиск средств, в том числе нестандартных, которые в условиях самозанятости смогут обеспечить профессиональную успешность и профессиональное самоопределение; формирование, развитие и становление новых предметно-профессиональных знаний и конструирование на их основе профессиональной деятельности. Сформированные социальные компетенции в определенной степени окажут влияние на процесс формирования и развития потребности в самообразовании, удовлетворения духовных потребности личности художника в его творческом самовыражении и самосовершенствовании.

Социальные компетенции связаны с процессом адаптация выпускников к меняющимся условиям труда через такие социально-профессиональные качества, как мобильность, информационная культура, стрессоустойчивость, развитие творчества на имеющемся опыте, коллективная и индивидуальная творческая работа в определенной социокультурной среде.

1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2005.

2. Бордовский В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 1998.

3. Аксенова А.И. Социальная педагогика в специальном образовании. Москва: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Дракина И.К. Становление профессиональных умений студентов педагогических колледжей средствами социального воспитания: монография. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2005.

5. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Педагогика, 1999.

6. Колесникова И.А., Барышников Е.Н. О воспитании и воспитательных системах. Санкт-Петербург: ЦПИ, 1996.

References

1. Baryshnikov E.N. Stanovlenie vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbAPPO, 2005.

2. Bordovskij V.A. Organizacionno-upravlencheskie innovacii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 1998.

3. Aksenova A.I. Social'naya pedagogika v special'nom obrazovanii. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.

4. Drakina I.K. Stanovlenieprofessional'nyh umenij studentovpedagogicheskih kolledzhej sredstvami social'nogo vospitaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2005.

5. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. Moskva: Pedagogika, 1999.

6. Kolesnikova I.A., Baryshnikov E.N. O vospitanii i vospitatel'nyh sistemah. Sankt-Peterburg: CPI, 1996.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Dudkovskaya E.E., Deputy Director for Innovation of the Palace of Children's (Youth) Creativity of the Frunzensky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia), E-mail: dud-kovskaya@mail.ru

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Education and Socialization, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

STRATEGIC CONTROLLING AT THE HEART OF THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION. The

article deals with the issue of managing the innovative activity of a teacher in conditions of additional education of children, shows problems and presents historical material of introduction of controlling into the system of managerial activity. The authors give an overview of the existing variants of the interpretation of the term "controlling" and make use of the most significant studies on this topic. Te work reveals the structure of strategic controlling in educational process of institutions of additional education for children in the process of management of innovative activity of teachers. The aspect of using the method of analysis of strategic gaps in the management process based on strategic controlling is analyzed. The problems analyzed in the text of the article expand the understanding of the innovative work of teachers of additional education.

Key words: controlling, strategic controlling, innovative activity of teacher, method of analysis of strategic gaps, management of innovative activity.

Е.Е. Дудковская, зам. директора по инновационной деятельности Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского р-на, г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, E-mail: dud-kovskaya@mail.ru

Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается вопрос управления инновационной деятельностью педагога в условиях дополнительного образования детей, показаны проблемы и представлен исторический материал вхождения контроллинга в систему управленческой деятельности. Авторы дают обзор существующих вариантов трактовки термина «контроллинг» и называют наиболее значимые исследования, посвященные этой теме; приводят структуру стратегического контроллинга применительно к образовательному процессу учреждения дополнительного образования детей в процессе управления инновационной деятельностью педагогов; анализируют аспект использования метода анализа стратегических разрывов в процессе управления на основе стратегического контроллинга. Проанализированные в тексте статьи проблемы расширяют представления об инновационной работе педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: контроллинг, стратегический контроллинг, инновационная деятельность педагога, метод анализа стратегических разрывов, управление инновационной деятельностью.

Инновационные процессы, которые особенно получили интенсивное распространение в образовательной системе, начиная с 90-х г прошлого столетия, не обошли и дополнительные образовательные учреждения. В процессе освоения новаций, разработки и внедрения возникали трудности, порой разрастающиеся до проблемных полей. Среди них можно назвать становление инновационной культуры педагога, создание системы диагностического инструментария, позволяющего качественно оценивать значимость, результативность вводимых новаций, обозначение признаков инновационности и, конечно, изменение системы управления организацией инновационного движения. На современном этапе следует констатировать, что инновационные черты можно обнаружить практически среди всех элементов образовательной системы. Ряд из них носят эпизодический характер, незаметный по последствиям, ряд внесли существенные изменения, в качестве подтверждения этому можно назвать введение системы оценки контроля за результатами образовательной деятельности, которая привела к внедрению масштабного тестового контроля, отбросив на второй план другие виды, имеющие большее образовательное и воспитательное значение. Изменение философии на глубинном уровне административной системы происходит в аспекте инновационной деятельности значительно медленнее, однако данный процесс движется. В ходе проводимого исследования в контексте инновационных преобразований в деятельности учреждения дополнительного образования детей был использован стратегический контроллинг в управлении инновационной деятельностью педагога.

В современных условиях службы контроллинга стали интенсивно распространяться как в крупных, так и мелких предприятиях, и в различных видах образовательных организаций. Эти предприятия и организации могут иметь разнообразные названия, при этом выполняя схожие функции, реализация которых осуществляется при опоре на методологию и основные принципы контроллинга. Интерес к контроллингу растет, однако на современном этапе однозначного подхода к определению данного понятия нет Вопросам контроллинга посвящены работы Е.А. Ананькиной и С.В. Данилочкина [1], А. Дайле [2], А.А. Жевага [3], Н.Ю. Ивановой [3], С.П Фалько [3], А.М. Карминского [3; 4], Н.И. Оленева [4], Л.А. Малышева [5], Р Манн [6], Э. Майер [6], А.П Примака [7], Д. Хана [7].

Термин «контроллинг» имеет английское происхождение от слов контроль, руководство. Несмотря на различные мнения авторов по определению понятия «контроллинг» их мнения практически совпадают в том, что это новая философия управления, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий стремление успешного функционирования институтов образования в организационном формате по принципу «встречных потоков». Приведем некоторые трактовки понятия «контроллинг», предлагаемые авторами.

Одно из них, по мнению А.М. Карминского, является философской категорией, с помощью которой определяется образ мышления руководителей, цель которых - найти рациональное использование ресурсов предприятия в перспективном будущем. [3, с. 8].

Исследователь В.К. Соловьева контроллинг рассматривает с позиции одного из структурных звеньев организации или предприятия, специалисты которого осуществляют контроль над процессами или видами работ [8, с. 9].

В достаточно большом количестве работ последнего десятилетия отмечается так называемая интеллектуальная полезность контроллинга при условии разбивки его на циклы, чтобы обеспечить результативность планирования, получить анализ предполагаемых результатов

Несмотря на различные варианты трактовки термина «контроллинг» в научной литературе, уже идет речь и о различных его видах. В научных источниках можно встретить такие термины, как «стратегический контроллинг», «оперативный контроллинг», «контроллинг обеспечения ресурсами», «контроллинг производства», «контроллинг персонала», «финансовый контроллинг» и др.

При построении образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей акцент делается на стратегическом контроллинге. В ряде исследований мы обнаруживаем, что контроллинг рассматривается как структурный элемент, компонент системы управления. В работе А.М. Карминского, С.П Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Ивановой [3, с. 10 - 14] приводится история вхождения контроллинга.

В ходе изучения истории появления и развития контроллинга большинство авторов приходят к выводу о том, что время его зарождения датируется XV ве-

ком, и территориальным местонахождением является Великобритания. Эволюция продвижения контроллинга от теории к практике приведена в табл.

Таблица 1

Эволюция вхождения контроллинга в теорию и практику различных сфер жизнедеятельности человека

№ Временной период Содержание происходящего в становлении контроллинга

1 XV век Великобритания. Введение должности контроллинг

2 XVIII в. (1778 г) США. Контроллинг утвержден в ведомстве аудиторского казначейства

3 XIX в. (1880 г) Создана система, впервые контроллинг использован для решения задач управления финансовыми вложениями (США)

4 XIX (1892 г) Впервые вводится должность контролера (США)

5 XX (1929 - 1931 г.) Происходит признание необходимости внедрения на предприятия элементов контроллинга

6 XX (1931 г.) Основан институт «Controllers Institute of America» как профессиональная организация контролеров (США). Преобладает прагматический подход к созданию контроллинга в США и европейских странах

7 XX (1965 г.) Повышение спроса на услуги контроллинга (Германия), где преобладает тенденция академизации контроллинга - стремление сначала создать теоретическую систему

8 XX (1975 г.) Основан Союз контролеров

9 XX (1989 г) Создание журнала «Controller» с целью внедрения идей и философии контроллинга

10 XX (начало 1990 г.) Россия. Контроллинг в банковской сфере, сфере услуг строительстве. В последнее десятилетие применяется в инновационной образовательной сфере

Эволюцию взглядов на контроллинг в России можно обозначить следующим образом:

I этап - контроллинг как учет определенных затрат (90-е годы ХХ в.);

II этап - контроллинг рассматривается как результат учета затрат (конец

XX в.);

III этап - контроллинг используется в контексте бюджетирования (начало

XXI в.)

IV этап - контроллинг представлен с позиции поставщика информации и оперативного ее использования (первая половинаХХ! в.)

Кроме предметного предназначения контроллинг начинает использоваться в сфере образования в системе повышения квалификации [3, с. 13].

В соответствии с целевыми установками контроллинга можно назвать его основные задачи:

- использование разработанной и ставшей общепринятой терминологии;

- тиражирование публикаций, методических рекомендаций по актуальным проблемам контроллинга;

- международное партнерство с профильными союзами и организациями;

- организация дискуссионных площадок по актуальным вопросам контроллинга;

Дайджест основных исследований в области контроллинга позволяет отметить следующие наиболее значимые заключения.

В исследовании В.К. Соловьевой на примере социальных и образовательных организаций контроллинг рассматривается как один из элементов управления. Автор отмечает, что контроллинг является центральным звеном в процессе

эффективного использования имеющихся ресурсов с учетом перспектив развития предприятия или организации. Реализация всех процессов контроллинга регламентируется пакетом документов нормативно-организационного характера. Планирование в рамках контроллинга возможно с использованием технологии «встречных потоков» через три составляющих философского, организационного и научного планов [8, с. 9]. В таком формате контроллинг может быть использован в процессе, связанном с качеством образования.

Авторы А.М. Карминский, С.П Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова отмечают, что контроллинг необходимо рассматривать как информационно-аналитическую систему, которая сопровождает руководство во всех сферах жизнедеятельности различных организаций [3, с. 9]

Исследования Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкина, Л.А. Малышева, А.М. Кар-минского, Н.И. Оленева, А.П Примак, С.П Фалько несмотря на отличие во мнениях по вопросу функций контроллинга едины в мнении о том, что контроллинг по своему функциональному назначению связан с теми управленческими действиями, которые обеспечивают результативность многообразных процессов. В нашем случае результативность связана с инновационной работой в дополнительном образовании детей.

Во многих работах контроллинг рассматривается как постоянно меняющийся процесс, функции, цели, задачи которого меняются постоянно в зависимости от того, в какой социокультурной среде используются его установки. Это мнение нашло подтверждение и в нашем исследовании.

В проведенном исследовании при разработке стратегического контроллинга управления инновационной деятельностью педагога мы выделяем еще ряд функций, таких как выявление возможных рисков при внедрении новаций, обозначение «отдаленных результатов»; изучение возможностей кадрового потенциала, распределения педагогов в различные контроллинги на добровольной основе (организационная), возможностей реализации «встречных потоков» при планировании достижения целевых установок, информационного поиска; обсуждение планируемых новаций по принципу «встречных потоков». Систематизировав их, нами выделены такие группы функций, как информационная, методическая, организационная, технологическая, координационная, консультационная, контролирующая.

Процесс управления инновационной деятельностью педагогов дополнительного образования на основе стратегического контроллинга нами осуществлялся при опоре на задачный подход, с учетом функций, которые выполняет каждый из видов контроллинга, и принципы философии контроллинга. Стратегический контроллинг в управлении инновационной деятельностью педагога дополнительного образования кроме традиционных ориентирует на поиск новых методов, отвечающих поставленным задачам. Особенно это важно на первом этапе стратегического контроллинга. В качестве такого метода нами использовался метод «анализа стратегических разрывов» - [GAP] (gap - разрыв), который рассматривается как инструмент долгосрочного планирования. Метод «анализ стратегических разрывов» [GAP] служит основой при выработке стратегий, обеспечивающих минимизацию стратегических «разрывов», позволяющий выявлять результаты от внедрения, освоения новаций в отдаленной перспективе, понять, нужны ли полученные результаты от внедрения новаций педагогов в дальнейшей деятельности образовательной организации.

Стратегический контроллинг обеспечивает ликвидацию стратегических разрывов и рассматривает управление новациями как управление ресурсами или поведением людей. Сама инновация рассматривается как результат сочетания различных видов деятельности педагогов в контроллингах стратегического планирования (контроллинг внешней среды, контроллинг персонала, контроллинг обеспечения ресурсами, контроллинг условий среды, контроллинг инновационных процессов, контроллинг образовательных результатов, контроллинг достижений педагогов и детей и т.д.), чтобы сформировать новые способы их влияния на новации и планируемый результат.

Организация деятельности контроллингов происходит на протяжении всего пути внедрения новаций (возникновение и обсуждение идеи, выявление рисков, обсуждение предполагаемых результатов, распределение функций и т.д.). Состав контроллинга не остается неизменным, он меняется в зависимости от новации, вхождение педагогов в контроллинг происходит на принципах добровольности, заинтересованности. Внедрение стратегического контроля в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей можно разделить на несколько фаз: принятие решения на переход использования стратегического контроллинга в управлении инновационной деятельностью педагога, организация - вхождение контроллинга в «двери» педагогического коллектива, «вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия, что предполагает четкое и ясное представление результатов, убедительную интерпретацию этих результатов, предоставление определенной независимости членов контроллинга, готовность к сотрудничеству и упрощение позиций участников и др.

Библиографический список

В задачи стратегического контроллинга входит:

- применение в постоянно меняющемся формате целей образования к изменяющимся стратегического плана применительно к условиям социума;

- соответствие оперативных и стратегических планов имеющимся ресурсным и кадровым возможностями организации;

- координационные действия с целью интеграции оперативных планов;

- информационное сопровождение кадров различных уровней управления в оптимально допустимые сроки;

- соответствие управления организацией современным требованиям в целях обеспечения способности оперативно реагировать на требования социокультурной среды.

Контроллинг позволяет применить в условиях введения профессиональных стандартов технологии, помогающие добиться положительных результатов в работе образовательной организации. Сам по себе процесс использования контроллинга непростой, кроме этого он сопряжен с новыми компетенциями, требующими от педагогов готовности работать в инновационном режиме постоянно.

Контроллинг как технология результативного управления инновационной деятельностью педагогов в учреждении дополнительного образования детей на основе стратегического контроллинга предполагает такую систему управления образовательной организацией, которая направлена на взаимодействие всех структур и контроль за работой каждой структуры. Работа контроллинг-центра организует всестороннее обсуждение и выдвижение стратегических инновационных целей, принятие решений, исполнительскую работу, контроль за выполнением решений (коллективный и административный), оценку достижений стратегических инновационных целей (коллективный, административный, внешняя оценка (признание социумом достижений учреждения). Организация стратегического контроллинга предполагает использование ресурсов сетевого взаимодействия с обоснованием выбора критериев, анализом альтернатив и распределением ресурсов для привлечения педагогов и руководителей в учреждении дополнительного образования детей к различным видам инновационной деятельности, разработку положения о профессиональных конкурсах сетевых образовательных проектов и программ в командно-коллективной работе как инструмента вовлечения педагогов учреждения дополнительного образования детей в инновационную деятельность. В процессе проводимого эксперимента на базе ДДТЮ происходило изменение отношения самих педагогов к педагогическим новациям, изменилось и число участников педагогов в различных контроллингах, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табличном материале.

Таблица 2

Динамика участников-педагогов дополнительного образования в различных контроллингах в управлении на основе стратегического контроллинга

№ Вид контроллинга % педагогов, участвующих в деятельности контроллинга на начала эксперимента % педагогов, участвующих в деятельности контроллинга в конце эксперимента

1. контроллинг внешней среды 8% 16%

2. контроллинг персонала 3% 7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. контроллинг обеспечения ресурсами 5% 21%

4. контроллинг условий среды 10% 24%

5. контроллинг инновационных процессов 10% 25%

6. контроллинг образовательных результатов 22% 56%

7. контроллинг достижений педагогов 14% 35%

8. контроллинг достижений детей 17% 32%

По итогам проведенного исследования можно отметить, что в период проведения педагогического эксперимента повышение информированности педагогов в области инноватики. Стабилизировался формат знаний инновационных процессов, проходящих в учреждении. Этот результат работы связан с контроллингом непосредственной технологией организации и содержания процесса обучения в учреждении дополнительного образования детей, направленного на повышение инновационной культуры, изменение философии управления.

1. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. Под редакцией Н.Г Данилочкина. Москва: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

2. Дайле А. Практика контроллинга. Москва: Финансы и статистика, 2003.

3. Карминский А.М., Фалько С.Г, Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. Москва: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.

4. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. Москва: Финансы т статистика, 2003.

5. Малышева Л.А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.

6. Манн Р, Майер Э. Контроллинг для начинающих. Москва: Финансы и статистика, 2004.

7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Перевод с немецкого. Москва: Финансы и статистика, 2005.

8. Соловьева В.К. Построение организационных структур как фактор управления качеством образования в регионе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2012.

References

1. Anan'kina E.A., Danilochkin S.V., Danilochkina N.G. i dr. Kontrolling kak instrument upravleniya predpriyatiem. Pod redakciej N.G. Danilochkina. Moskva: Audit, YuNITI, 2001.

2. Dajle A. Praktika kontrollinga. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

3. Karminskij A.M., Fal'ko S.G., Zhevaga A.A., Ivanova N.Yu. Kontrolling. Moskva: Finansy i statistika; INFRA-M, 2009.

4. Karminskij A.M., Olenev N.I., Primak A.G., Fal'ko S.G. Kontrolling v biznese. Metodologicheskie iprakticheskie osnovy postroeniya kontrollinga v organizaciyah. Moskva: Finansy t statistika, 2003.

5. Malysheva L.A. Upravlenie organizacionnymi izmeneniyami na osnove kontrollinga. Ekaterinburg: Institut 'ekonomiki UrO RAN, 2004.

6. Mann R., Majer 'E. Kontrolling dlya nachinayuschih. Moskva: Finansy i statistika, 2004.

7. Han D. Planirovanie i kontrol': koncepciya kontrollinga. Perevod s nemeckogo. Moskva: Finansy i statistika, 2005.

8. Solov'eva V.K. Postroenie organizacionnyh struktur kak faktor upravleniya kachestvom obrazovaniya v regione. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2012.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 376.1/378

Isaeva N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Philosophical and Socio-Economic Department, St. Petersburg Military Institute of National Guard

(St. Petersburg, Russia), E-mail: belyi07@inbox.ru

Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Theory and Methods of Continuous Professional Education Department,

St. Petersburg Military Institute of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: ol1958@mail.ru

THE INFLUENCE OF TRAINING MOTIVATION ON THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CADETS. The article is dedicated to the formation of general cultural competencies using the potential of the educational system of a military institution, the main aspects of the influence of educational motivation and education of cadets of military institutions to the commander of any unit of the National Guard of the Russian Federation in modern conditions on the formation of solidarity and collectivist qualities, the issues of the professional formation of future officers, depending on the level of development of qualities associated with motivation. The work reveals the authors' view on education issues, which is supported by the statement that the experience gained in the formation of new competencies during the training period will be necessary for young officers to successfully conduct educational work to form a cohesive unit, as well as to increase the efficiency of the performance of training and service-combat tasks.

Key words: motivation, cadets, military university, cohesion, training unit, future officers.

Н.Н. Исаева, канд. пед. наук, доц., Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Санкт-Петербург,

E-mail: Belyi07@inbox.ru

О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф. кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского

военного института войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, E-mail: ol1958@mail.ru

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ

Статья посвящена вопросам формирования общекультурных компетенций с использованием потенциальных возможностей системы воспитания военного вуза, рассмотрены основные аспекты влияния мотивации обучения и воспитания курсантов военных институтов в современных условиях на формирование сплоченности учебной группы и коллективистских качеств, рассмотрены вопросы профессионального становления будущих офицеров, зависящие от уровня сформированности качеств, связанных с мотивацией. Авторская позиция в вопросах воспитания подкреплена утверждением о том, что приобретенный опыт по формированию новых компетенций в период обучения будет необходим молодым офицерам для успешного проведения воспитательной работы по формированию сплоченного подразделения, повышения эффективности выполнения учебных и служебно-бо-евых задач.

Ключевые слова: мотивация, курсанты, компетенции, профессиональное обучение, профессиональное становление.

Профессиональное обучение в ведомственных организациях высшего образования в современных условиях имеет ряд особенностей. Качественное выполнение служебно-боевых задач военнослужащими во многом определяется степенью профессиональной подготовки офицерских кадров и эффективностью их профессиональной деятельности [1], прогнозирование успешности которой возможно посредством целенаправленного формирования мотивации профессионального становления в период обучения в военной организации высшего образования. Именно мотивация определяет характер и особенности профессиональной деятельности личности, являясь ведущим регулятором ее активности, в том числе и в период обучения в военном вузе. А поскольку воинская деятельность является коллективной, то формирование коллективистских качеств и повышение мотивации на их развитие у будущих офицеров является неотъемлемой частью высокого профессионализма.

Мотивацию можно рассматривать с позиции активного направления каких-либо действий человека при выполнении поставленных задач или осуществлении действий с определенной целевой установкой [2; 3; 4]. Мотивация в таком случае является основой процесса становления и развития человека в целом и молодого специалиста в частности. Обучение будущего офицера в вузе - это сложный динамичный процесс, обеспечивающий формирование профессиональной компетенции военного специалиста посредством формирования мотивационно-целевых установок курсантов, отбора содержания образования с учетом специфики будущей военно-профессиональной деятельности, овладения

необходимыми компетенциями общепрофессионального и профессионального уровня.

Мотивация, являясь внутренним побудителем индивидуума к деятельности, присутствует на каждом из этапов становления личности профессионала. В ходе профессионального становления соотношение «личностного» и «профессионального» имеет неравнозначную целостность в силу того, что на первоначальной ступени данного процесса отправной точкой является уровень личностного развития, а на последующих этапах происходит доминирование «профессионального» над «личностным». В связи с этим можно предполагать, что личностные качества воздействуют на профессиональное становление как позитивно, так и негативно, препятствуя тем самым становлению личности военного профессионала. Одна из причин такого негативного влияния личности на свое профессиональное становление кроется в отсутствии позитивной мотивации к самостоятельной деятельности, что требует сформированности таких качеств, как способность принятия решений, ответственность, самооценка поступков и действий, влияющих на жизнь курсанта в коллективе.

Профессиональное становление обучающегося военного вуза неразрывно связано с коллективом. В коллективе может измениться его жизненная позиция, привычные нормы и правила поведения. Кроме этого, под влиянием мнения ближайшего окружения сокурсников корректируются его действия, связанные с оценкой и самооценкой совершенного действия. В этом случае на одном уровне восприятия находятся понимание, восприятие и мотивация [5]. В период обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.