ПЕДАГОГИКА
ф Ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 3. С. 25-32.
УДК [359.341:3.085]:316.61
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОЕННО-МОРСКОГО ОФИЦЕРА
Дельвиг Н. А.
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные этапы профессионального становления личности военно-морского офицера. Подчеркивается значимость формирования культуры межнационального общения как одной из ключевых компетенций, реализуемых в ходе подготовки военного специалиста к выполнению своих служебных обязанностей. Необходимость формирования культуры межнационального общения в военной среде, начиная с этапа обучения в военно-морском учебном заведении, подтверждается как анализом современных тенденций в сфере военного образования, так и историческими фактами. Ключевые слова: межкультурная компетенция, профессиональное становление, полиэтническая среда, многонациональный воинский коллектив.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема формирования культуры межнационального общения достаточно актуальна в условиях полиэтнического региона, к которым относится и Крым. Но, учитывая современную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку, особую значимость данная проблема приобретает в военно-морской среде в связи с тем, что флот принимает участие в ликвидации последствий международных вооруженных конфликтов.
Формировать культуру межнационального общения будущих офицеров необходимо начиная с этапа пребывания в мультикультурном социуме еще в стенах военно-морского учебного заведения, так как изначально, являясь субъектом многонационального коллектива, будущий офицер впоследствии становится его руководителем, осуществляющим командование этнически неоднородным воинским подразделением.
Таким образом, целью данной статьи является анализ социальных факторов, позитивно влияющих на формирование культуры межнационального общения в контексте процесса подготовки военно-морского офицера к выполнению своих служебных обязанностей в условиях поликультурной среды.
25
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В условиях реформирования современной системы образования прослеживается тенденция «универсализации» подготовки военно-морского специалиста, что подразумевает необходимость формирования как профессиональных навыков по базовому направлению подготовки, так и ознакомление со спецификой деятельности военного педагога-воспитателя, в обязанности которого входит контроль за психологическим микроклиматом в коллективе, организация мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности.
В связи с этим становится совершенно очевидным, что для полноценной реализации идеи подготовки педагога-воспитателя целесообразно сделать акцент на формировании такой профессиональной компетенции как культура межнационального общения.
Таким образом, период подготовки будущего военного специалиста и процесс прохождения действительной службы необходимо рассматривать как единое целое.
В качестве первичного этапа целесообразно обозначить период обучения в условиях многонационального курсантского коллектива.
По данным, приведенным отделом воспитательной работы Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова (г. Севастополь), составленным по результатам анкетирования, национальный состав учащихся распределяется следующим образом: 80% курсантов - русские; 7% - украинцы; 13 % - татары, крымские татары, марийцы, азербайджанцы, аварцы, казахи и узбеки [1]. Отдельно следует выделить этногруппу курсантов из Экваториальной Гвинеи, которые в количестве 43 человек обучаются в военно-морском училище, согласно заключенному с Министерство обороны РФ договору.
Следует отметить, что обучение в военном учебном заведении принципиально отличается от обучения в гражданском ВУЗе и представляет собой более сложные условия, связанные со строгой регламентацией жизненного уклада (жесткий распорядок дня, ношение военной формы), а также повышенной физической и психологической нагрузкой.
Следовательно, учитывая специфику пребывания на казарменном положении в училище, уровень стрессовости, меру ответственности, повышенную морально-психологическую ответственность, для представителей различных этнических групп это сравнимо с «культурным шоком».
В таких достаточно сложных условиях первоочередной задачей педагогов -воспитателей является поиск таких методов воспитания, которые помогают избежать «обезличивания» курсанта. В условиях гуманизации военного образования важно внедрить такие формы работы, которые будут направлены на раскрытие индивидуальных качеств, при которых будет динамично повышаться уровень мотивации, при этом внешняя мотивация (должен, обязан), будет качественно преобразована по внутреннюю (я стремлюсь, я достигну успеха). Ко всем этим достаточно сложным задачам добавляется еще одна - сохранение этнического стержня в условиях поликультурного и многонационального
26
микросоциума, где мультикультурный коллектив является не чем иным, как сферой взаимодействия различных культур.
Неоспоримым является тот факт, что «...главная задача в становлении военного специалиста - не ломка человека, не бездумное подчинение его армейским порядкам, а воспитание мужественного защитника Отечества, грамотного, образованного офицера, обладающего высокой культурой, способного к самообучению и саморазвитию» [2, с. 380].
Сегодня представители Клуба военачальников России активно обсуждают вопрос приоритетной модели военного образования: европейской (или американской) в сравнении с отечественной. Речь идет о том, целесообразно ли массово заключать контракты с выпускниками гражданских ВУЗов и назначать их на офицерские должности [3].
Так, по мнению большинства, определенная система отбора кандидатов в военные, в частности военно-морские училища, должна быть сохранена. Необходимо возродить и прерванные военные династии, ведь этот урон системе подготовки офицеров России вряд ли удастся восстановить даже в течение десятков лет. Еще Петр Первый в своем Указе сказал: «Военно-морскому образованию -быть!» [4].
В контексте работы с многонациональным воинским коллективом настоящий офицер должен реализовать на практике следующие функции:
1. Аксиологическую функцию - т.к. этнокультура несет ценности, важные и необходимые для жизни этноса и каждого его представителя.
2. Психологическую функцию, что способствует защите душевного равновесия человека, находящего в этнокультурных ценностях точку опоры, спокойствие, устойчивость.
3. Социальную функцию, которая консолидирует различные социальные слои вокруг многовековых, проверенных временем этнокультурных ценностей [5].
Таким образом, к основным характеристикам первичного этапа относятся:
- длительное пребывание в инокультурной среде региона в период обучения;
- постоянное нахождение в условиях многонационального коллектива;
- совместное выполнение поставленных командирами и начальниками задач;
- совместные действия во время прохождения морской практики;
- общий быт;
- участие в составе одной команды на спортивных мероприятиях;
- подготовка к профессиональной деятельности в роли командира. Следующий этап реализации профессиональных качеств целесообразно
определить как промежуточный этап, т.е. период прохождения службы в офицерском звании в многонациональном воинском подразделении.
Военно-морской (в частности Черноморский) флот исторически сложился как многонациональный. Присоединение Крымского полуострова к России, основание Черноморского флота в период правления Екатерины II в 1783 году, появление на флотской службе представителей «инославного исповедания», т.е. лиц, не исповедовавших православие, привело к необходимости более тесного
27
взаимодействия культур Российской империи и народов, населявших Крым еще до его вхождения в российское цивилизационное пространство.
Первый генерал-губернатор Таврической губернии Григорий Потемкин, стремившийся сохранить национальную и этническую самобытность народов, а также территориальную целостность региона, придерживался того принципа, что «глубокое знание психологических особенностей национального характера позволяет разработать оптимальную систему воспитания» [6, с. 140].
Под этим подразумевалась необходимость создания мультиконфессиональной, состоящей из представителей различных национальностей, армии и подразделений флота, дислоцированных как в Крыму, так и за его пределами, на всей территории Черноморского региона.
Следующим важным событием, предопределившим дальнейшее развитие организации флота, были военные реформы, инициированные Морским министром Д.А. Милютиным в 1860-1870-х гг., целью которых было создание массовой армии, когда комплектование войск стало строиться на принципах Всесловности и Всеобщности, что означало возможность призыва на военную службу мужского населения всех сословий, национальностей и вероисповеданий. Таким образом, «моральный дух армии, как никогда, стал зависеть от социально-политической, духовно-религиозной и национальной солидарности общества» [7, с. 93].
История знает немало примеров проявления такой солидарности. Во время Крымской кампании (1855-56 гг.) представители крымско-татарского народа использовали свои жилища как мини-госпитали и выхаживали раненых независимо от их этнической принадлежности в связи с тем, что катастрофически не хватало медицинского персонала и стационарных госпиталей. Это явление действительно приобрело массовый характер. Еще одним ярким историческим примером проявления межэтнической солидарности в действующей армии явилась Русско-японская война (1904-05 гг.). Вся российская общественность следила за ходом войны, ее события активно обсуждались на страницах периодической печати.
Основатель газеты «Терджиман» (Переводчик), просветитель крымскотатарского народа И.Б. Гаспринский в 1905 году опубликовал заметку на страницах этой газеты, где написал о том, что «события русско-японской войны явились явным подтверждением верности приносимой мусульманами присяги, а на полях и в горах Манчжурии рядом с русскими борцами дерутся тысячи мусульман, они также как и русские послушны долгу, присяге и совести, проливают свою кровь, жертвуют жизнью и несут все тягости повседневной жизни в защиту и во славу отечеству.... Друзья и враги увидят теперь, что русские мусульмане несут не только обыкновенную, но и кровавую и смертную повинность за Родину и Царя» [8, с. 1].
На современном этапе приблизительную статистику этнического состава военно-морского флота РФ представляют составленные на основе анкетирования сведения, свидетельствующие, что среди представителей личного состава 57% составляют русские, 11% - украинцы, 7% - татары, 5% - чеченцы, 2% - осетины, 9% разделили между собой евреи, белорусы, кабардинцы, абхазцы, буряты, черкесы; 9% воздержались от ответа.
28
На Черноморском флоте эта статистика может быть сдвинута в сторону увеличения крымско-татарских представителей, в связи с рекомендацией проходить срочную службу на территории региона проживания для оптимизации процесса адаптации к военной службе, но вместе с тем, по официальной статистике осеннего призыва 2018 года, на Черноморский флот для прохождения срочной службы были направлены 100 человек из города Грозный.
Сегодня военные психологи говорят о некоторой рефлексии проблем гуманитарной подготовки будущего военно-морского офицера. Ведь еще в XIX-начале ХХ вв. на флоте нередко задавались вопросом о том, почему боевые командиры пренебрегали религиозным воспитанием подчиненных. В качестве одной из причин рассматривалось то, что в морских корпусах совершенно не преподавали общей и военной психологии и социологии. Выйдя из корпуса, молодые офицеры «продолжали совершенствовать свои знания материальной части флота, шли в классы, где тщательно изучали все, что относится к орудиям морской войны, изучали стратегию и тактику, чтобы водить эскадру и корабли в бой, но нигде не слышали о «человеке-бойце» [9, с. 50]. Вопрос о том, как стать наставником для подчиненных, «вдохнуть в командира настоящую жизнь» и заставить его заниматься личным составом не формально, а по «совести и призванию» остается открытым и сегодня.
Наиболее сложным с точки зрения реализации профессиональных качеств является этап реализации профессиональной деятельности офицера на международном уровне.
Для полноценного управления многонациональным коллективом офицер должен уметь эффективно организовать повседневную деятельность; создать благоприятный микроклимат в воинском коллективе; воспитать подчиненных в духе дружбы, сплоченности, взаимовыручки, терпимости, взаимоуважения; учитывать национальные особенности при проведении мероприятий индивидуальной воспитательной работы; проводить профилактику неуставных отношений, возникающих на национальной почве. Применительно к военно-морскому флоту, следует отметить, что для морского офицера культура межнационального общения является одним из важнейших факторов эффективного функционирования. Это связано с тем, что военно-морской флот принимает участие в ликвидации причин и последствий международных вооруженных конфликтов (сейчас таким примером является участие корабельных подразделений Черноморского флота в вооруженном конфликте в Сирии, а также участие в международной миссии в районе Сомали), где военнослужащие защищают граждан независимо от их национальности или вероисповедания. Кроме того, они зачастую проходят службу в так называемых смешанных группировках.
Безусловно, офицеру необходимо понимать, что «национальная культура - это совокупность материальных и духовных ценностей нации и, соответственно, он должен знать основополагающие моменты социокультурной специфики различных народов, их историю, чтобы корректно затрагивать тему межнациональных отношений» [5, с. 187].
При организации полиэтнического взаимодействия в военной области
29
необходимо учитывать ценностные параметры, т.е. этнокультурный контекст деловых отношений, национально-исторические и религиозные отличия и другие характеристики национальной организационной культур. У различных национальных культур - разные границы поведения, не выходящего за рамки допустимого, различные жестовые коды. Их необходимо знать и учитывать в практике межнационального общения.
Анализируя различия в сфере межкультурной коммуникации, в качестве примера можно привести особенности невербального общения.
Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха - оскорбление. Для грека таким же оскорблением считается поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря «да», грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для большинства европейцев означает «нет». Еще одним жестом, имеющим различные толкования, является большой и указательный пальцы, сложенные в виде кольца, что для американца означает «о'кей», для жителей французского Средиземноморья - «ноль» или «ничто», для тунисца - «я тебя убью», для японца - «деньги».
Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, но ум - в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции, палец у виска -проявление доброжелательности, а для испанца этот жест означает недоверие [5].
Каждый народ и его культура уникальны, есть элементы несовпадений, различий, которые при их взаимодействии на уровне непосредственного общения могут выступать как «смысловые барьеры», что недопустимо в сфере военного сотрудничества или на дипломатическом уровне.
ВЫВОДЫ
В стенах учебного заведения обучить курсанта всем межкультурным тонкостям, безусловно, не представляется возможным, важно научить его предвидеть ситуацию, чему в полной мере способствует его пребывание в полиэтническом социуме.
Сегодня разработан достаточно широкий спектр мероприятий, направленных на сплочение воинского коллектива.
В Севастопольском президентском кадетском училище воспитанники под руководством педагогов выпускают журнал «Мы - морские кадеты президента!» с постоянной рубрикой «Мы - вместе!», а также Литературной страничкой, где курсанты знакомятся с произведениями литературы различных народов.
В Черноморском высшем военно-морском училище им. П. С. Нахимова работает «Творческая рота» и «Военно-исторический Клуб любителей истории отечества». В рамках учебного процесса увеличено количество аудиторных часов для углубленного изучения таких гуманитарных дисциплин, как «Психология и педагогика», «Культурология», «Педагогика высшей школы» и «Психология высшей школы».
Президент Российской Федерации В. В. Путин на совещании в Сочи 20 ноября 2018 года подчеркнул, что «высокий моральный долг и патриотизм во все времена
30
были нравственным стержнем нашей армии и эти традиции нужно возродить» [10].
Таким образом, становление будущего военного специалиста - сложный, длительный и многогранный процесс, а знания военнослужащего не должны ограничиваться его узкой специализацией.
Список литературы
1. Барская О. В. Организация процесса развития личности курсантов Черноморского высшего военно-морского училища им. П. С. Нахимова / О. В. Барская // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53(1). - С.45-51.
2. Сабиров Р. Г. Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров / Р. Г. Сабиров // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17, Вып.1. -С. 379-383.
3. Бессонов В. А. Дилетанты вместо лейтенантов / В. А. Бессонов, С. В. Канчуков // Военно-промышленный курьер. - 2012. - № 30(447). - С. 2-6.
4. Бескровный Л. Г. Армия и флот в XVIII веке / Л. Г. Бескровный. - Москва: Воениздат, 1946. - 460 с.
5. Срибный В. Н. Воинский этикет и культура межнационального общения военнослужащих /
B. Н. Срибный // Классическое университетское образование для XXI века: доступность, эффективность, качество: сб. науч. тр. Шестой Междунар. конф.: в 2 ч. Ч. 2. - Саратов: Изд. Центр «Наука», 2009. - С. 185-189.
6. Крючков А. В. Присоединение Крыма к России и начальный этап его включения в общеимперское пространство (последняя треть XVIII - начало XIX вв.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / А. В. Крючков. - Саратов, 2006. - 218 с.
7. Лубяной В. И. Проблема веротерпимости и свободы совести в Российской армии/ В. И. Лубяной // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во «Наука». - 2011. - № 5. - С. 91-98.
8. Гаспринский И. Б. Горы Востока / И. Б. Гаспринский // Переводчик. - 1905. - № 10. - 5 февраля. -
C. 1.
9. Вердеревский Д. О воинском воспитании / Д. Вердеревский // Морской сборник. - 1909. - № 1. -Часть неофициальная. - С. 45-54.
10. Совещание по развитию Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса 20 ноября 2018 года в Сочи [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.1tv.ru/news/ 2018prioritetnye_zadachi_razvitiya_vooruzhennyh_srf
CROSS-CULTURAL COMMUNICATION AS AN INTEGRAL PART OF NAVAL OFFICER'S PROFESSIONALISM
Delvig N. A.
Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article deals with determining the main stages of Naval officer's personality professional development. It emphasizes the importance of developing the cross-cultural communication as one of the main skills in the process of training military specialist fully capable to perform his service duties. The necessity of developing the cross-cultural and interethnic communication skills in the military environment, starting from the stage of being trained in a naval school, is confirmed both by the analysis of modern military education tendencies and by historical facts as well. In the contemporary society the problem of obtaining the cross-cultural skills is quite topical especially within such a
31
multi-ethnic region as Crimea. But, taking the current domestic and foreign political tendencies into consideration, this problem turns into the one of the special importance due to the fact that the Navy is constantly involved in eliminating international armed conflicts consequences. It is necessary to make the future naval specialists acquainted with the cross-cultural communication specialties starting from the stage of being in multicultural society of naval educational establishment, being a part of a multinational team where the future officer is prepared for becoming its leader in future, carrying out the ethnically heterogeneous military unit command and control. Thus, the purpose of this article is the analysis of social factors that positively influence the cross-cultural skills formation within the context of preparing a naval officer for performing official duties in a multicultural environment. In such a way using the axiological and system approaches the author determines the periods of developing the naval officer personality sharing the entire process into three logically connected parts. The first one is represented as the stage of being involved into the micro social environment of the educational establishment where according to the statistics the representatives of several different cultures and ethnic traditions stay together for almost the whole period of studying. The second period is characterized as the stage of performing the military service duties on the primary officer's position being the commander of a multicultural military team. While the third period in the career of a naval officer is determined as the one where the officer performs the diplomatic mission or performs as a member of the international military group for which the cross-cultural skills are vitally important. In conclusion the author proves the fact of the necessity of obtaining the cross-cultural skills by the naval officer which is proved by the contemporary tendencies of military education development.
Keywords: cross-cultural competence, professional development, multi-ethnic environment, multinational military team.
References
1. Barskaya O.V., Organization of the process of personal development of cadets of the Black Sea Higher Naval School P.S. Nakhimov, Modern pedagogical education problems, 1, 53 (2016).
2. Sabirov R.G., Factors and conditions for the professional development of future officers, Bulletin of Kazan Technological University, 1, 17 (2014).
3. Bessonov V.A. and Kanchukov S.V., Amateurs instead of lieutenants, Military Industrial Courier, 30, 447 (2012).
4. Beskrovnyy L.G., Army and Navy in the 18th century, 460 p. (Voyenizdat, Moscow, 1946).
5. Sribny V.N., Military etiquette and culture of inter-ethnic communication of military personnel, Classical university education for the 21st century: accessibility, efficiency, quality, 2 (2009).
6. Kryuchkov A.V., The annexation of the Crimea to Russia and the initial stage of its inclusion in the general imperial space (the last third of the 18th - early 19th centuries): dis. ... candidate of historical sciences: 07.00.02, 218 p. (Saratov, 2006).
7. Lubyany V.I., The problem of tolerance and freedom of conscience in the Russian army, Topical problems of the humanities and socio-economic sciences, 5, 91 (2011).
8. Gasprinsky I.B., Mountains of the East, Translator, 10 (1905).
9. Verderevsky D., On military education, Marine Journal, 1, 45 (1909).
10. Soveshchaniye po razvitiyu Vooruzhennykh sil i oboronno-promyshlennogo kompleksa 20 noyabrya 2018 goda v Sochi [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.1tv.ru/news/ 2018prioritetnye_ zadachi_razvitiya_vooruzhennyh_srf
32