20/£/з
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова О. Драматизация как метод интерпретации женских образов купеческого портрета // Искусство в школе. -2006. - № 6. - С. 75-78.
2. Булатова Л. Розвиток шзнавалью! активносп учтв на уроках музики // Мис-тецгва та освгга. - 2004. - № 4. - С. 9-12.
3. Предтеченская Л. М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе: пособие для учителя. - М.: НИИ школ, 1987. - 132 с.
4. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
5. Шевнюк О. Л. Теорiя i практика культуролопчно! освгга майбутшх вчите-лiв у вищш школг автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04. - К., 2004. - 47 с.
6. Шульга Р. П. Искусство и ценностные ориентации личности / АН УССР Ин-т философии; отв. ред В. П. Михалёв. -К.: Наукова думка, 1989. - 80 с.
7. Щолокова О. П. Основи професш-но! художньо-естетично! щдготовки май-бутнього вчителя: монографiя. - К.: КДПУ, 1996. - 170 с.
Н. А. Дельвиг
УДК 355.237:355.11:172.4
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К РАБОТЕ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
Становление будущего военного специалиста - сложный, длительный и многогранный процесс, т. к. знания военнослужащего не должны ограничиваться его узкой специализацией.
Учитывая специфику профессиональной деятельности военнослужащих, при необходимости командовать воинским коллективом, этнический состав которого неоднороден, возникает необходимость осознания смыслового поля культуры подчинённого, ознакомления с его национальными и культурными особенностями в целях установления уставных, и в то же время доверительных служебных отношений не только между командиром и подчинённым, но и внутри личного состава. Учитывая тот факт, что неотъемлемой составляющей эффективного взаимодействия на различных уровнях в современной армии является этническая толерантность, чувство патриотизма и уважения к различным национальным культурам должны прививаться ещё в стенах военного вуза.
Над проблемой способов организации нравственно-патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона во все времена работали не только военные педагоги и психологи, но и выдающиеся воен-ноначальники. Первые труды по повышению эффективности работы с многонациональным личным составом были написаны ещё основателем российского флота Петром I. Об объединении народов России во имя служения Отечеству говорили и осно-
ватели Черноморского флота - флотоводцы П. С. Нахимов и В. А. Корнилов. Особое внимание данной проблеме уделял и русский полководец А. В. Суворов. Педагогические аспекты воспитания духовности, патриотизма и морали рассматривали отечественные педагоги и писатели, среди которых были Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ф. М. Достоевский и др. Сегодня проблеме формирования нравственных качеств военнослужащих посвящены диссертации современных российских исследователей А. А. Зубкова, который анализирует пути реализации педагогических условий совершенствования процесса формирования военно-патриотической воспитанности курсантов военного вуза в современном обществе и Г. Х. Мухамедовой, заострившей внимание на особенностях формирования идеи патриотизма молодёжи в условиях полиэтнической среды.
Цель статьи - выявить пути формирования нравственно-патриотических ценностей в ходе подготовки курсантов военных училищ к будущей профессиональной деятельности в условиях полиэтнического региона.
Реформирование Вооружённых сил страны обусловило новые требования к высшей военной школе, подготовке будущих офицеров к службе отечеству, в связи с чем изменились подходы не только к отбору содержания военно-профессионального образования, к методам и средствам обучения и воспитания в военных учебных заведениях, но и к способам организации воспитательной деятельности, к характеру отношений между преподавателями, командирами и курсантами, учитывая этнические и культурные особенности. На первый план стали выдвигаться требования к выпускникам военных вузов быть профессионально и социально компетентными людьми, иметь сформированные социально значимые качества личности, быть подготовленными к работе с полиэтническим личным составом, руководствоваться в своей повседневной жизни ценностями уважительного отношения к каждому человеку, его этническому про-
исхождению и традициям, что представляет собой особую актуальность в условиях полиэтнического региона, каким сегодня является Крымский полуостров.
Сегодня Крым представляет собой один из наиболее этнически насыщенных регионов Российской Федерации. Пути исторического и экономического развития народов Крыма привели к национальному многообразию. Учитывая официальную статистику, население полуострова составляет около 2 миллионов человек, из которых: 58 % русских, 24 % украинцев, 12 % крымских татар. Кроме того, на полуострове проживают белорусы, армяне, евреи, поляки, греки, немцы, болгары, эстонцы, караимы, крымчаки и другие народности. Таким образом, во многом политическая стабильность, благополучие и безопасность нашего государства определяются процессами, происходящими здесь.
В связи с этим возрастает необходимость создания этнокультурной модели регионального образования с учётом особенностей в этнически разнообразной среде, выработки культуры межнациональной подготовки, которая основывается на принципах патриотического и межнационального воспитания, что особенно актуально в процессе воспитания курсантов военных вузов. В «Концепции военно-патриотического воспитания молодёжи» подчёркивается значение формирования у молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовных и социальных ценностей. В Вооружённых силах России такая система представлена в «Концепции воспитания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации». В современном обществе актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических ценностей обусловлена: сложностью политических и экономических преобразований в регионе и в Вооружённых силах России в целом; интенсивностью интеграции Крымского полуострова в экономическое и культурное пространство РФ в связи с вхождением Крыма в состав РФ; коренными изменениями ду-
20/£/з
ховно-нравственной жизни России; реформированием армии и флота; целесообразностью разработки новых взглядов по проблемам формирования гражданственности, патриотизма и готовностью к достойному служению отечеству; необходимостью совершенствования процесса воспитания личного состава Вооружённых сил России.
В системе военного образования основными задачами воспитательной работы являются «воспитание государственного патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооружённым силам и их офицерскому корпусу; дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства» [4, с. 6].
С точки зрения психологической науки патриотизм рассматривается как сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Как социально-нравственный принцип патриотизм заключает в себе идею объединения, сплочения граждан различных народностей, национальностей и конфессиональной принадлежности во имя сохранения и процветания отечества, сохранения исторической социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за её успехи, верности ей в период испытаний, в готовности к защите родного отечества. Военно-патриотическое воспитание молодёжи, в особенности будущего защитника отечества, должно быть чётко ориентировано на определённую форму защиты отечества, направлено на воспитание внутренней готовности и способности каждого, независимо от национальности, к активному участию в военной защите своего отечества.
В наше время современная военная педагогическая наука разрабатывает соответствующую образовательную стратегию с учётом происходящих в мире социокультурных реалий. Задача подготовки военного специалиста к службе в полиэтническом пространстве названа в числе приоритетных в доку-
ментах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Таким образом, одной из важнейших задач военного вуза является не только обеспечение профессиональной подготовки будущего военного специалиста, но и формирования его готовности к управлению многонациональным военным коллективом, используя принципы межэтнической корректности и толерантности, учитывая этнические особенности каждого из подчинённых. В спектр основных обязанностей будущего военнослужащего, командира подразделения входит задача научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимосвязь этносов в сознательную солидарность. В этих целях военное образование должно способствовать воспитанию у курсанта уважения к другим культурам, начиная уже с первого курса обучения в военном вузе.
Таким образом, современное военное образование в поликультурном регионе должно рассматриваться не только как совокупность методических принципов, но также как общественный опыт, помогающий людям не совершать ошибок и эффективно жить и творить в настоящем. В условиях полиэтни-чности России образование и воспитание патриотического долга должно рассматриваться как мультикультурный процесс. В связи с этим, одним из наиболее ярких примеров образовательных регионов, представляющим собой этнически неоднородную среду, является Крым.
По мнению отечественных педагогов концепция мультикультурного образования должна опираться на современное представление о полиэтничности, а полиэтнич-ное общество понимается как общество социального разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства [2].
Таким образом, в этнически неоднородной среде наиболее перспективной образова-
тельной стратегией является полиэтническое образование, которое рассматривается как составляющая содержания современного военного образования, способствующая приобщению обучающихся не только к родной национальной культуре, но и усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях, осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму, формированию готовности и умения жить и выполнять свой воинский долг в полиэтнической среде [6].
В современном мире процесс воспитания протекает при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов, которое, наряду с развитием общенациональной культуры, обогащает как доминирующие, так и малые культуры. Подобная тенденция предполагает формирование культурных ценностей у всех участников межэтнического и монокультурного диалога, создание общего культурного и национального пространства, в пределах которого каждый индивидуум обретает социальный и этнический статус, определяет свою принадлежность к тем или иным языкам и культурам [3].
Например, в данное время, в Черноморском высшем военно-морском училище им. П. С. Нахимова, находящимся в г. Севастополе, обучаются представители практически всех этнических групп, проживающих на территории Крыма. Кроме того, учитывая престиж и специфику данного учебного заведения, в будущем ожидается приток абитуриентов из Ставропольского края, Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и т. д. Безусловно, эти и другие факторы заставляют педагогический коллектив данного учебного заведения вырабатывать свои этнокультурные модели регионального образования, но главное - это должно быть основой подготовки будущего военного специалиста к работе с полиэтническим
личным составом, т. е. уже в процессе обучения будущие командиры должны быть ознакомлены с принципами этнопедагоги-ки, которая в полной мере отражает формы бытия народа, представляет его педагогическую культуру, этнокультурное образование и воспитание [5].
Воспитательная деятельность в многонациональной среде фокусируется на нескольких общих педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высших нравственных качеств, способности сосуществовать с социальными группами различных рас, религий, этносов, готовности к взаимному сотрудничеству; признании взаимной ответственности за положительный характер межэтнического общения.
На наш взгляд, поликультурное образование в военном вузе должно иметь две главные цели: во-первых, удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов, обеспечение комфортного пребывания в учебном заведении курсантов различных национальностей, т. к. они проводят 90 % времени вместе, что связано со спецификой организации обучения в военно-морском вузе и, во-вторых, подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе, а также готовность управлять многонациональным воинским коллективом.
Россия, относясь к поликультурным, полиэтническим сообществам, ощущает необходимость толерантного межэтнического пространства, что предопределяет необходимость национального воспитания.
Этническая толерантность сегодня является основой истинного патриотизма. В условиях, когда в области технологий приветствуется унификация, национальные традиции должны сохраняться, но не противопоставляться друг другу, чтобы не воспитывать национализм. Не допуская пропаганды превосходства своей нации, своего государства над другими нациями и странами, истинный патриот должен уважать и признавать достижения других народов, что особенно актуально в процессе формирования нравственности
20/S/3
будущего офицера, способного выполнять свой патриотический долг не только в Российской Федерации, но и за её пределами.
В военной образовательной сфере особая роль принадлежит преподаванию цикла гуманитарных дисциплин, и в первую очередь, отечественной истории и политологии. Содержание федерального и национально-республиканского компонентов должно определяться установками на формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности, общероссийской идентичности, российского патриотизма.
Сегодня в Крыму проблема нравственно-патриотического воспитания курсантов осложнена тем, что в целом была разрушена система героико-патриотического воспитания молодёжи, воинская служба в силу ряда обстоятельств перестала быть символом воинской чести и славы. Увеличение количества абитуриентов для поступление в ЧВВМУ говорит о положительной динамике, и в связи с этим возрождении традиций духовно-нравственного воспитания в Крыму.
Главная задача общества сегодня - научить новые поколения жить «миром», развивая знания о других народах, их истории, культуре, традициях. Растущая взаимозависимость регионов в современных условиях приводит к необходимости совместного анализа рисков, разумного решения предполагаемых конфликтов и осуществления совместных перспективных проектов.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается необходимость усовершенствования гуманитарной подготовки будущих военно-морских офицеров в связи с необходимостью прохождения военной службы в условиях полиэтнического пространства. Анализируются особенности воинской службы в многонациональном воинском коллективе, а также раскрываются проблемы нравственно-патриотического воспитания.
Ключевые слова: полиэтнический регион, нравственно-патриотическое воспитание, экономические и политические процессы, межэтническая толерантность.
SUMMARY
The article discusses the need to improve future naval officers training humanities in connection with the necessity of military service in a multi-ethnic space. The specialities of military service in the multinational military group, and the problems of moral and patriotic education are discussed as well.
Key words: multi-ethnic region, moral and patriotic education, economic and political processes, inter-ethnic tolerance.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: уч. пособие. - М., 2007. - 224 с.
2. Магометов А. А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: учеб.-метод. пособие. - М.: МПСИ, 2004. - 533 с.
3. Мельников С. И. Образование как целенаправленный процесс формирования личности // Инновации в образовании. -2007. - № 10. - С. 62-74.
4. Молодёжь Ставрополья. Ежегодный аналитический доклад. - Ставрополь, 2009.
5. Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения министерства обороны Российской Федерации: приказ Министра Обороны РФ от 4 января 2000 г. № 10. - М., 2000. - 82 с.
6. Тарасов С. В. Школьник в современной образовательной среде. - СПб., 2001. -144 с.