Научная статья на тему 'Современные нравственные и патриотические ориентации слушателей военных училищ'

Современные нравственные и патриотические ориентации слушателей военных училищ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ "КОДЕКСЫ" / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ханаху Руслан Асхадович, Костылев Сергей Васильевич

В статье представлены итоги социологического исследования среди слушателей военных училищ. Выявлено, что у курсантов высок мотивационный ресурс патриотических и нравственных представлений. Они чётко связывают свои профессиональные устремления с императивами воинской чести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные нравственные и патриотические ориентации слушателей военных училищ»

УДК 17.022.1:355.233 ББК 87.711.1 Х 19

Ханаху Р.А.

Костылев С.В.

Современные нравственные и патриотические ориентации слушателей военных училищ

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье представлены итоги социологического исследования среди слушателей военных училищ. Выявлено, что у курсантов высок мотивационный ресурс патриотических и нравственных представлений. Они чётко связывают свои профессиональные устремления с императивами воинской чести.

Ключевые слова:

Нравственные идеалы, патриотическое воспитание, толерантность, моральноэтические «кодексы», мотивация.

Сегодня очевидна неотложность решения на всех уровнях власти острейших проблем воспитания патриотизма и нравственности как основы консолидации общества и государства.

В этой связи нравственное и патриотическое воспитание будущей элиты Вооруженных Сил РФ становится чрезвычайно актуальной проблемой. С какими морально - нравственными и патриотическими мотивациями приходят в военные учебные заведения курсанты? Каков уровень этих мотиваций? Что движет слушателями, какие они ставят перед собой цели в жизни? Найти ответы на эти и другие вопросы социологической анкеты было практической целью нашего исследования.

Социологическое исследование было проведено в сентябре-декабре 2008 года. Основным инструментарием при изучении мнения курсантов 6 военных училищ СКВО мы выбрали анкетный метод. Генеральная выборка составила 1.200 человек. В итоге опрошено 1.102 респондента (874 курсанта и 228 эксперта) с соблюдением квот по полу, возрасту, курсу обучения и др. признакам. В соответствии с задачами исследования опрос проводился среди курсантов всех курсов обучения.

Для полной объективности исследования был также проведен опрос экспертов (офицеров), непосредственно работающих с курсантами.

Основная гипотеза исследования была сведена к обоснованию тезиса о том, что нравственные и патриотические предпочтения курсантов существенно отличаются от их гражданских сверстников. Слушатели военных училищ выбирают профессию, которая называется “Родину защищать”, что уже изначально предполагает наличие у будущих офицеров высоких моральных и патриотических мотиваций.

В ходе исследования гипотеза подтвердилась в основных её смыслах.

Нынешнее поколение молодых россиян (17-26 лет) олицетворяет собой первых представителей социальных преобразований постсоветского времени. Как показывают социологические исследования, современной молодёжи сегодня присущ высокий уровень оптимизма1. Это вызвано тем, что становление нынешнего поколения происходило в условиях экономического подъёма (наше исследование проводилось до начала августовского кризиса 2008 г.) и роста доходов населения, а плодами успеха, как показывает практика, пользуется главным образом молодёжь.

Современная молодёжь стала прагматичнее в отличие от своих сверстников прошлого века. Так, на вопрос анкеты “Укажите, пожалуйста, на причину Вашего поступления в военное училище?” почти половина опрошенных в числе первопричин

отметили, “что в будущем эта профессия будет престижной, востребованной и позволит хорошо обеспечивать семью”.

Вторую и третью позиции в причинах своего поступления по рангу заняли близкие друг к другу ответы “желание защищать Родину”(29%) и “семейная традиция”(13%). Четверть опрошенных - это курсанты из семей военнослужащих.

Наши респонденты уверены в том, что романтика военной службы довольно высока среди их сверстников. В индикаторах “высоко” и “скорее высоко, чем низко” она составляет 50% от общего числа ответов на эти вопросы. Несколько меньше эта цифра (40%) в ответах пятикурсников. Противоположного мнения о состоянии романтики военной службы в среде молодёжи - эксперты. По их мнению, “она скорее низка, чем высока”(43%), “низка”(31%). Вместе это составляет 74%. Расхождение мнений

существенное. Чем же объяснить такой разброс мнений? Надо думать, что эксперты в своих оценках более “приземленно”, с учётом жизненного опыта оценили юношеский максимализм. У курсантов романтизм может несколько и завышен, но без него профессиональная служба в армии вскоре может стать постылой и неинтересной, если она и будет высоко оплачиваться. Как показывает наше исследование, для молодого человека романтика военной службы “завязана” на таких высоких понятиях, как: “чувствовать себя настоящим мужчиной” - так думает каждый десятый; “желании защищать свою Родину” -считает каждый третий респондент.

Абсолютное большинство опрошенных (90%) уверены в выборе будущей профессии. Она им очень нравится, но это на первом курсе, затем интерес начинает постепенно снижаться, и к пятому курсу романтизм “исчезает” у 40% курсантов. Однако “исчезающий романтизм” трансформируется в другое определённое состояние. Так, большинство курсантов, особенно пятикурсники, уверенно представляют себе, что будущий офицер должен обладать “высоким профессионализмом”(5-курс- 82%; 1курс -73%), “высокой порядочностью” (5 курс - 53%, 1курс - 37%), ’’уважать и ценить подчинённых” (5 курс - 42%, 1 курс - 40 %).

Результаты социологических опросов исторических представлений, особенно молодых людей, являются инструментом социальной диагностики. Они помогают находить оптимальные варианты повышения эффективности патриотического и нравственного воспитания молодёжи, а в нашем случае курсантов военных училищ.

Большинство наших респондентов (80%) гордятся историей своего Отечества и считают, что нет лучше страны, чем Россия. Гордятся военными успехами России (10%). В своих размышлениях курсанты были весьма критичны. Так, 12% из общего числа опрошенных считают, что стране не хватало умных правителей. По мнению других, после распада СССР гордиться особо нечем, встречались и пессимисты утверждающие, что Россия - разваливающаяся страна (один ответ).

На вопрос анкеты “Какие достижения нашей страны сегодня вызывают у Вас особые патриотические чувства?” все опрошенные на первое место (курсанты-28%, эксперты-31%) поставили победу советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). О том, что это событие стало символом для всех народов и национальностей, всех его слоёв и групп, свидетельствуют и другие социологические опросы. Феномен победы в Великой Отечественной войне в общественном сознании населения страны можно объяснить одним важным обстоятельством. Это историческое событие после распада СССР стало по свой сути той позитивной опорой и символом общенационального единения современных россиян. На второе место респонденты поставили спортивные успехи последних лет (хоккей, футбол и др.) - 25% курсанты и 18%-эксперты. На третье место вышли по значимости политические позиции российского руководства по принуждению грузинских агрессоров к миру - 16%-курсанты (опрос проводился после известных событий 8 августа 2008 г.) и 19%- эксперты, на четвёртое место - достижения в космосе и науке. Меньше всего патриотизма вызывает у наших

респондентов состояние демократических преобразований в стране (2% и 3% -соответственно).

В нашем исследовании курсанты сами оценивали уровень патриотизма среди своих сверстников (однокурсников). Одни считают этот уровень «высоким» -29%, а другие «скорее высоким, чем низким» - 42%. В оценках индивидуального восприятия патриотизма этот показатель очень высокий - 92%. Эксперты несколько ниже представляют патриотическое сознание курсантов - 45%.

Весьма своеобразно выразил свои патриотические чувства один из курсантов, который написал в анкете: “мой патриотизм подпитывается собственными мечтами о переменах к лучшему”.

Процессы, происходящие в нашей стране, изменили не только экономику, политику, культуру, но и наших граждан. Изменились нравственные ориентиры и установки, цели и средства достижения поставленных задач. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утрате нашим обществом и его гражданами «золотого века» морали и о наступлении эпохи равнодушия и эгоизма. Чаще всего в этих “грехах” упрекают молодёжь. Неужели действительно последние 15-20 лет радикально изменили граждан, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы морального бытия? Или ситуация сильно преувеличена? При опросе нам было интересно узнать, как курсанты соотносят сегодня межу собой нравственные нормы и идеалы, которые были в прошлом? Не стали ли они для них анахронизмами?

В анкете был такой вопрос: “ Могли бы Вы сегодня считать своим жизненным (т.е. нравственным) кредо наставление отца своему сыну из “Капитанской дочки” А.С. Пушкина: “ Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду!”. В итоге 76% от общего числа опрошенных готовы следовать такому нравственному императиву. Среди пятикурсников таковых - 82%, а среди слушателей первых курсов - 76%. Но с курсантами не согласны их ‘оппоненты” - эксперты. Они считают, что только 32% курсантов способны следовать такому нравственному постулату.

Такое расхождение в оценках можно объяснить различием межпоколенческого понимания того, что есть нравственно, а что безнравственно. Сегодня люди поставлены в такие экономические и социальные условия, что вынуждены постоянно приспосабливаться к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Многие из них, особенно молодёжь, научилась весьма активно и искусно обходить нормы, диктуемые обществом и государством. Она меньше рефлексует по вопросу о моральности или аморальности того или иного поступка. Однако традиционные ценности и смыслы, правила человеческого общежития по - прежнему актуальны среди россиян, в том числе и среди молодёжи.

По ряду вопросов позиции курсантов и экспертов близки друг к другу. Например, на вопрос анкеты: “Важно ли в наше время быть духовно-нравственным человеком?” -78% первокурсников и 80%- пятикурсников ответили “да, необходимо”, “нет”-6% и 5%, “затрудняюсь ответить” - 16% и 14% - соответственно. Среди экспертов “да, необходимо” ответили - 80%, “нет” - 12%, “затруднились ответить” - 8%.

Итак, судя по всему, пессимизм по поводу моральной деградации нашего общества все же преждевременен, хотя бы судя по ответам наших респондентов. Обеспокоенность людей состоянием морально-нравственной ситуации в стране - это понятная обеспокоенность, которая не столько свидетельствует об утрате традиционных корней, сколько, прежде всего, является признаком того, что граждане России осознают необходимость поиска путей из состояния моральной деградации.

В контексте нашего исследования нам было интересно выяснить отношение курсантов к морально-нравственным ценностям народов Северного Кавказа. Ведь межнациональные и этноконфессиональные отношения в России - это область

повышенных социально - политических рисков, где возникшие противоречия легко идеологизируются, а национализм становится способом политической и этнической мобилизации. От того, как будут сегодня выстраиваться отношения между различными национальностями, особенно в таком многонациональном регионе, как Кавказ, зависит очень многое.

Научить жить вместе и уважать друг друга независимо от национальной принадлежности - это одна из сложнейших задач воспитания молодых людей, так как людям свойственно высоко оценивать себя и одновременно предвзято, необъективно относиться к другим. В связи с этим формирование и развитие толерантности по отношению к другим людям, их убеждениям, культурным различиям способствует более полному и осмысленному пониманию своей культуры, традиций, ценностей, что содействует формированию сопричастности к отечественной истории, традициям и достижениям.

Многие исследователи межнациональных отношений отмечают, что в России возникли и всё более широко распространяются среди молодёжи различные формы национализма, самая крайняя из них - движение скинхедов.

Среди четверти курсантов и почти половины опрошенных студентов Магнитогорского государственного технического университета вызывают неприятие представители других национальностей, проживающие в России.2 Социологи называют такое явление «селективным» или «избирательным» национализмом. Появление среди молодёжи такого рода национализма они связывают с реалиями нынешней российской повседневности, например, с межэтнической конкуренцией в разных сферах жизни. Как показал наш опрос, не все курсанты испытывают неприязненные отношения к представителям других этносов. Так, у 69% они нормальные, а у других дружеские и доверительные. Такие отношения возникают, быть может, потому, что Северный Кавказ как многонациональный регион предполагает интенсивность контактов людей и культур. Например, большинство респондентов (66%) отмечают, что им приходилось встречаться с различного рода культурными традициями кавказцев, такими, как морально - этические «кодексы» народов Кавказа (адыгагъэ, апсуара, намыс и др.). Речь идёт о таких культурных комплексах, как: 1) воинском долге и стиле жизни; 2) кавказском

гостеприимстве; 3) хозяйственно - культурном; 4) семейно - брачных отношениях; 5) и др. Они - то и составляют субстанцию этих «кодексов». Выработанные в таких комплексах ценности, их иерархия воплотились в морали, этике, нравах и других элементах культуры народов Северного Кавказа. Они были обусловлены этническими императивами долженствования, закреплёнными у всех автохтонных народов в морально - этических нормах, как адыгагъэ, апсуара, намыс и др.3 Курсанты и эксперты в своих ответах особенно выделили присутствие в них «взаимопомощи и взаимовыручки»(44%), а эксперты выделяют и другую ценность «уважение и почитание старших» (52%). Как этническую ценность обе группы опрошенных отметили - «взаимоотношение между младшими и старшими» (13%-курсанты) и (48% - эксперты). В таких отношениях (младший - старший) некоторые респонденты (в каких-то аспектах) видят уставные отношения между командирами и подчиненными. Такое позитивное отношение к традициям горских народов Кавказа можно объяснить тем, что в условиях российского общества эти культуры показали способность противостоять энтропийным процессам, стали каналом и средством адаптации кавказских народов к современным условиям. В этих культурах востребован не весь традиционный ресурс, а лишь те сегменты, которые могут быть востребованы в нынешней ситуации для приспособления к модернизационным процессам или для обеспечения сохранности ментальной идентичности. Такие часто встречающиеся проявления солидарности, как “взаимовыручка”, ”взаимопомощь” и др., наши респонденты выделили в качестве

2

позитивной ценности. Всё это позволяет, по их мнению, кавказским этносам легче приспосабливаться к изменениям среды и достигать высоких результатов, по сравнению с другими этническими группами, но, с другой стороны, эти же связи активно могут использоваться в криминогенной сфере, а при интенсивной политизации этничности становиться культурной легитимизацией этноцентризма.

Можно утверждать, что все респонденты в оценке наличия этических ценностей у горских народов Северного Кавказа проявили патриотизм, который предполагает толерантность и уважение к культуре и традициям соседних народов, стремление обогатить свою культуру опытом и самобытностью других культур.

Российский патриотизм носит интернациональный характер. Россия - страна многонациональная, но люди независимо от вероисповедования, культуры по праву называют себя россиянами. На вопрос анкеты: “Можете ли Вы, не отрицая своей национальности (русский, адыг, украинец и т.д.), сказать о себе “ я - россиянин”? В итоге: «да» ответило - 95%, «нет» - 3%; «затрудняюсь ответить» - 2%.

Говоря о ситуации в целом, необходимо отметить, что процессы межнациональных отношений в России и, в частности, в таком “проблемном” регионе, как Северный Кавказ, тема очень деликатная и тонкая, требующая к себе постоянного внимания и учёта в воспитательной работе среди молодёжи и не только. К настоящему времени ситуация в межнациональных отношениях выглядит вполне благополучной. Однако вряд ли кто - то может поручиться, что в глубинах российского социума не тлеют очаги напряженности на почве межнациональной неприязни.

Для выстраивания продуктивных человеческих взаимоотношений без оглядки на этническую принадлежность нужна позитивная основа и такой на наш взгляд, основой может стать патриотизм, если под ним понимать стремление российского общества, иметь настоящее и будущее для всех россиян независимо от их национальной принадлежности. Но это не возможно без выстраивания толерантных отношений в обществе. Толерантность предполагает снятие дихотомии «свой - чужой». Как нравственная парадигма она должна проявляться уважительным отношением к другим взглядам, культуре, народам, в том числе и к своей культуре.

Патриотическое и нравственное воспитание в армии более чем необходимо. Наше исследование показало, что курсанты четко представляют себе, что без высоких нравственных и патриотических устремлений они не могут состояться как личности и как профессионалы. Может быть, они у них и завышены, но этот недостаток перекрывает достоинство позитивных мотиваций, найденных нами в ходе исследования. С другой стороны, наличие у молодых людей высоких моральных ориентаций свидетельствует, что в российском обществе морально-патриотические потребности ещё не потеряли своего стержня, своей основы.

Примечания:

1. Молодёжь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: информ.-аналит. сб. / Ин-т социологии РАН. М., 2007. № 4. С. 38-51.

2. Сборник статей регионально-практической конференции. Магнитогорск, 2005. С. 28-31.

3. Молодёжь новой России: образ жизни ... С. 38-39.

4. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов н/Д, 2001. С. 102-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.