DOI 10.23859/1994-0637-2018-3-84-17 УДК [377: 93] : 359
Дельвиг Наталья Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Севастопольский государственный университет (Севастополь, Россия) E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ (1783-1917 ГГ.)
© Дельвиг Н.А., 2018
Delvig Natalya Andreevna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia) E-mail: [email protected]
HISTORICAL STAGES OF MARITIME EDUCATION DEVELOPMENT IN THE BLACK SEA FLEET AREA (1783-1917)
Аннотация. Статья посвящена основным этапам исторического развития системы морского образования на юге России, начиная с 1783 г. - даты основания Черноморского флота, до переломного момента в истории морского образования - 1917 г. - периода идеологического пересмотра военно-педагогической концепции. Автор определяет хронологические границы каждого из этапов и раскрывает их особенности. В статье показана логическая взаимосвязь каждого описываемого периода и обосновывается необходимость периодизации процесса становления морского образования на Черноморском флоте.
Ключевые слова: развитие морского образования, содержание обучения, учебная программа, система практических занятий, духовно-нравственное воспитание, военно-педагогическая концепция
Abstract. The article is dedicated to the main stages of maritime education system historical development in the south of Russia, since 1783 - the date of the Black Sea Fleet foundation to a turning point in the history of maritime education - 1917 - the period of ideological change of military pedagogical concept. The author determines the chronological limits of each stage and defines their main features. The article demonstrates the logical connection of each period described and substantiates the necessity of periodization of maritime education foundation process in the Black Sea Fleet area.
Keywords: maritime education development, academic contents, the academic curriculum, training system, the spiritual and moral education, the military pedagogical concept
Введение
Анализ событий, происходящих в определенных хронологических рамках, и рассматриваемых в историко-педагогическом контексте, является важным методологическим средством научного исследования. В данном случае такой анализ позволяет выявить причинно-следственные связи процесса становления и развития морских учебных заведений в Крыму и северном Причерноморье, необходимость в открытии которых была обусловлена активным военно-стратегическим освоением данного региона, связанным с присоединением Крыма к России в 1783 г., что окончательно укрепило господствующие позиции Российской империи на Черном море.
Характерной чертой исследования данной проблемы является то, что на сегодняшний день нет единых взглядов на периодизацию создания морских учебных заведений на территории, находившейся под юрисдикцией Черноморского флота. Кроме того, периодизация нередко пересматривается по мере накопления исторических фактов или смены общественной идеологии. Сам факт становления и развития морского образования на юге России рассматривается как одна из важнейших составных частей кадровой политики русского правительства на Черноморском флоте.
Основная часть
Линия четкой государственной политики развития территории северного Причерноморья и Крыма позволила определить этапы формирования системы морского образования, что, в первую очередь, предполагало создание специализированных военных учебных заведений для обеспечения Черноморского флота квалифицированными кадрами как командного, так и рядового состава, в целях повышения боеготовности и обороноспособности флота. Кроме того, южные регионы России ощущали острую нехватку и гражданских морских специалистов, способных как выполнять свои профессиональные обязанности в сфере морских коммерческих грузовых и пассажирских перевозок, так и проходить службу на судах вспомогательного флота, экипажи которых комплектовались гражданскими моряками.
Проявившееся особенно ярко еще в начале XVIII в. влияние военно-морского фактора на судьбу России, а впоследствии на ход интеграционных процессов на стратегически важных для государства территориях, продолжилось вплоть до начала ХХ века. Анализируя государственную значимость расширения границ России на юге, 22 марта 1764 г. Екатерина II издает Указ о формировании новой административной единицы - Новороссийского края, который исторически объединял пространства юга Российской империи, куда в 1783 г. вошел и Крым.
На наш взгляд, первый этап формирования системы морского образования логично увязать с 1783 г. - годом основания Черноморского флота и присоединения Крыма к России. Верхней границей периода можно обозначить 1854 г. - дату Крымской кампании, до начала которой молодой Черноморский флот интенсивно развивался.
Данный хронологический отрезок характеризуется открытием первых морских учебных заведений в изучаемом регионе, а также формированием содержания морского образования, разработкой учебных планов и программ. Для интенсификации подготовки морских офицеров в 1786 г. по настоянию князя Г.А. Потемкина в Херсоне был открыт Морской кадетский корпус.
Для кадетов была разработана интенсивная учебная программа. Воспитанники изучали навигацию, географию, артиллерию, фортификацию. Большое внимание уделялось и процессу формирования высококультурной личности русского морского офицера. Кадетам преподавали танцы, фехтование, основы дворянского этикета. Всячески поощрялось стремление воспитанников изучать языки, распространенные в Черноморско-Средиземноморском регионе: греческий, турецкий, итальянский [3]. Обязательным считалось знание хотя бы одного европейского языка, который учащиеся могли выбрать для изучения самостоятельно.
На данном этапе также формировалась методика проведения практических занятий как с кадетами, так и с личным составом флота. На значимость практических занятий указывал Г.А. Потемкин в своем докладе Черноморскому Адмиралтейскому правлению, «чтобы воспитанников... употребить в посылку на идущих в море кораблях, где им по малому морю, какова наша более практика нежели теория нужна» [6].
Контролируя процесс организации практики, князь требовал письменного отчета о распределении кадетов от командующего Черноморским флотом и портами Ф.Ф. Ушакова. 20 июня 1790 г. Ф.Ф. Ушаков доложил в Черноморское Адмиралтейское правление: «...воспитанники распределены на корабли и о содержании их как следует командующим от меня предписано» [5]. Впоследствии было принято решение об обязательной практической подготовке кадетов в летний период. Тем самым вся летняя кампания предназначалась для освоения практики мореплавания.
Кроме того, по замыслу командующего, в нем могли обучаться люди различного сословного происхождения, о чем 14 сентября 1790 г. Ф.Ф. Ушаков направил свое предложение в Черноморское Адмиралтейское правление. В рапорте он объяснил необходимость направить на обучение в Херсонское училище лиц низшего сословия для повышения уровня знаний кают-юнг, определяемых во флот из гарнизонных школ: «Посему дабы, они в столь низких званиях не остались в закостенении, прошу Черноморское Адмиралтейское правление, не угодно ли будет приказать определить их ... при Херсоне училище, где они могли после изучения служить Отечеству по достоинству своему» [5]. Всего в первой половине XIX в. на территории Северного Причерноморья было открыто порядка десяти морских учебных заведений.
В целом данный этап характеризуется активным открытием морских образовательных учреждений, оформлением содержания учебного процесса и практических занятий. Но Крымская война явилась переломным моментом, заставившим Россию радикально изменить стратегию технического развития флота. По окончании Крымской кампании Россия полностью утвердилась в необходимости полного перевооружения, что и было переходным моментом от флота пароходофрегатов к флоту броненосному и явилось причиной полного пересмотра концепции подготовки морских специалистов.
Несмотря на короткий отрезок времени, определяемый как второй этап, он явился переломным моментом в истории Черноморского флота, прошедшего через серьезное военное испытание - Крымскую кампанию 1854-1855 гг., в результате чего Россия была лишена права иметь флот на Черном море. В аспекте технической модернизации Россия значительно отставала от потенциальных соперников - Англии и Франции, что и явилось основной причиной поражения России. Второй этап начинается с 1854 г. и продолжается до 1860 г. На этом этапе происходят основные события Крымской войны, за которой последовал период активной реабилитации региона в целях устранения разрушительных последствий боевых действий, что в военно-техническом отношении означало переход от эпохи парусного флота к флоту паро-ходофрегатов и создание флота вспомогательного. Так, период середины XIX столетия явился исключительным по своему значению в развитии флота. Он дал толчок крупному техническому перевороту в мировом судостроении: сначала на смену парусным кораблям пришли паровые, а затем на смену деревянному флоту пришел флот броненосный.
Крымская кампания вскрыла всю техническую отсталость флота России в целом, что было прямым отражением недостатков экономического развития и политического строя, а также явилась одним из крупнейших событий европейской истории середины XIX в., в результате чего произошла своеобразная переоценка ценностей, что не могло не сказаться и на развитии морского образования. В конце 70-х гг. XIX в. известный общественный деятель Б.Н. Чичерин писал: «Восточная война произвела в русском обществе такое возбуждение, которое не может не оставить по себе глубокий след. В настоящую минуту оно только временно затихло» [10, с. 178].
С точки зрения изменения процессов подготовки кадров, Крымская война показала всю важность вопроса качественной подготовки специалистов морского торгового флота. К сожалению, ввиду того, что в период Крымской кампании все усилия командования были направлены на поддержание боевого флота, торговые суда практически полностью пришли в непригодное состояние. По мнению Ю.Д. Филли-пова, коммерческий флот представлял собой «в полном смысле этого слова ничтожную величину» [9, с. 100]. И хотя торговый флот выполнял далеко не второстепенную роль, осуществляя операции по перевозке стратегически важных грузов, эвакуации раненых и т.д., именно этот факт и заставил правительство обратить внимание на подготовку гражданских специалистов - ввести в учебную программу дисциплины, в ходе изучения которых отрабатывались действия моряков в случае участия в военной действиях [2]. Указом императора Александра II был образован «Комитет для развития торгового флота», в обязанности которого входило решение вопросов взаимодействия военного и гражданского морских флотов, в том числе и в аспекте подготовки квалифицированных кадров.
Так, в конце апреля 1856 г. комитет выступил с заявлением о важности развития купеческого флота для благосостояния флота военного, в котором предлагалось «подготовить большое число матросов и машинистов для военно-морского флота силами торгового флота; использовать парусные и паровые торговые суда для перевозки грузов, войск и десантных операций» [1, с. 161].
Кроме того, было решено «немедленно закрыть существовавшие в то время училища торгового мореплавания, вследствие их неудовлетворительности, и открыть мореходные школы на совершенно иных основаниях» [4, с. 7].
Несмотря на хронологическую непродолжительность, второй этап характеризуется кардинальными изменениями содержания обучения и реорганизацией системы управления торговым флотом, что повлияло на процесс создания универсальной системы подготовки рядовых специалистов как для военного, так и для торгового флотов.
Значительные перемены происходили и в военной системе. Военный министр Д.А. Милютин инициировал проведение масштабных реформ, начавшихся в 1860 г., что и является хронологическим началом третьего этапа (1860-1905 гг.), который целесообразно обозначить как период модернизации и реформирования системы морского образования как в России в целом, так и в Новороссийском крае. Для данного отрезка времени характерно определение специфики подготовки офицеров флота и дифференциация военно-морских учебных заведений по уровням. Также активно развивалась учебно-материальная база морских учебных заведений (артиллерийских, штурманских, механических); формировалась сеть дифференцированных
по специальностям морских учебных заведений; пересматривалось содержание морского образования. Большое внимание уделялось и работе над морально-нравственной составляющей морского образования, по усовершенствованию системы практических учебных плаваний. К учебному процессу все больше привлекались опытные педагоги и военнослужащие, наблюдалась определенная либерализация обучения. Необходимо отметить, что в данный период в Российской Империи создавалась система последовательной подготовки специалистов, что предусматривало следующую схему: кадетские корпуса - военные училища - офицерские школы - военные академии. Каждая ступень на определенном уровне шлифовала профессиональные качества будущего защитника Отечества.
Таким образом, были предприняты первые попытки к созданию целенаправленной системы подготовки офицерских кадров, в которой особое значение приобрело создание центрального органа управления военно-учебными заведениями Российской Империи - Главного управления военно-учебных заведений в 1863 г. по инициативе военного министра Д.А. Милютина. Впервые появились подготовительные военно-учебные заведения, предназначенные для общеобразовательной подготовки будущих офицеров (военные гимназии и прогимназии). Произошел переворот и в общественной сфере: представители недворянских сословий получили возможность получить офицерский чин, хотя раньше это являлось исключительно привилегией дворян [9].
Еще одним инновационным решением было создание комиссии при Министерстве финансов «для обсуждения мер к преобразованию ныне существующих учебных заведений торгового мореплавания, не соответствующих цели образования у нас опытных шкиперов и штурманов» [7]. Такая комиссия была создана в августе 1864 г. При этом она была наделена полномочиями решать вопросы касательно перечня академических дисциплин во вновь создаваемых мореходных училищах, порядка их учреждения и финансирования, а также процедуры сдачи единого экзамена на судоводительские звания.
Кроме того, «местным купеческим и городским обществам» было дано разрешение, анализируя потребности конкретного региона в морских специалистах, принимать решения об открытии мореходных классов, поскольку они «конечно, лучше всех посторонних лиц знают свои нужды» [4, с. 9]. Обществу, выявившему желание учредить мореходные классы, «из казны отпускалось пособие в размере от пятисот до одной тысячи рублей» [9, с. 31].
Таким образом, была заложена основа для создания новой системы подготовки морских специалистов и для получения судоводительских званий, состоявшая из учебных заведений (мореходных классов) и правительственных испытательных комиссий.
Полную противоположность представлял собой заключительный этап исследуемого периода (1905-1917 гг.), на протяжении которого акцент ставился на создании системы допризывной подготовки молодежи. На Черноморском флоте появились первые революционные кружки, что привело к возникновению революционных настроений. Значительно сократилось и финансирование морских учебных заведений, некоторые из них были полностью закрыты, как, например, Морской кадетский корпус в Севастополе, поводом для закрытия которого послужило не только снижение финансирования, но и полная смена идеологии. Для офицеров были организованы
революционные военно-политические курсы, посещение которых предписывалось должностными инструкциями.
Радикальные изменения произошли в сфере духовно-нравственного воспитания. Положительный опыт преподавания религиозных дисциплин ставился под сомнение идеологами «нового времени». Уже к началу ХХ в. количество часов, отводимых на их преподавание, было резко снижено. Участились случаи бытовой распущенности; дисциплины гуманитарного цикла заменялись дополнительными занятиями по физической подготовке, что приводило к перегрузке воспитанников, вызывало у них нежелание учиться и подчиняться требованиям воспитателей. Ввиду приходившей в упадок системы финансирования флота, появилась тенденция преобладания материальных ценностей над духовными, что неуклонно влекло за собой утрату патриотического отношения к своему делу даже среди представителей военно-морской элиты. К сожалению, накопленные веками военно-педагогические традиции воспитания будущего морского офицера стали подвергаться резкой критике, зачастую осуществляемую людьми, не имевшими педагогического образования. Смена политического строя сугубо отрицательно влияла на качество военно-морского образования. Так, в ходе смены власти, на фоне идеологического контраста, формировавшаяся в течение полутора веков морская образовательная система в Новороссийском крае не только не была сохранена, но, к сожалению, регрессировала на несколько десятилетий.
Выводы
При обосновании периодизации развития системы военного образования мы исходили из того, какие важные изменения и исторические события произошли на определенном этапе как в организационной структуре военной системы в целом, так и в содержании образования. Такой подход к периодизации, на наш взгляд, возможен на основе применения принципов историзма, комплексности и системности, что позволило проанализировать значимость всех этапов развития морского образования.
Литература
1. Барбашев Н.И. К истории мореходного образования в России. М., 1959. 215 с.
2. Вальдемар Х.М. Защита настоящей системы наших мореходных школ. М., 1897. 81 с.
3. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М, 1993. 142 с.
4. Иванов В.Л. Мореходное образование в России и Мореходные классы Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. СПб., 1897. №184. С. 7-12.
5. РГАВМФ. Ф. 243. Оп. 1. Д. 94. Л. 1.
6. РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 133. Л. 41.
7. РГИА. Фонд 40. Всеподданнейшие доклады по части торговли и промышленности и торговые договоры с иностранными государствами. Оп.1. Д.19. Всеподданнейший доклад министра финансов 20 января 1867 года. Л. 13.
8. РГИА. Фонд 95. Отделы торгового мореплавания и торговых портов Министерства торговли и промышленности. Оп.18. Д. 1. Журнал первого собрания Высочайше утвержденного Комитета для развития торгового флота, под председательством управляющего Морским министерством. Л. 1.
9. Филиппов Ю. Д. История русского торгового флота со второй половины XIX века. СПб., 1908. 31 с.
10. Чичерин Б.Н. Воспоминания // Русские мемуары 1826-1856 гг. / сост. Й.И. Подольская. М.: Правда, 1990. С. 166-306.
References
1. Barbashev N.I. K istorii morekhodnogo obrazovaniia v Rossii [On the history of maritime education in Russia]. Moscow, 1959. 215 p.
2. Val'demar Kh.M. Zashchita nastoiashchei sistemy nashikh morekhodnykh shkol [Our Maritime schools present system protection]. Moscow, 1897. 81 p.
3. Volkov S.V. Russkii ofitserskii korpus [The Russian Officer Corps]. Moscow, 1993. 142 p.
4. Ivanov V.L. Morekhodnoie obrazovaniie v Rossii i Morekhodnyye klassy SPb. rechnogo yakht-kluba [Marine education in Russia and the Navigation classes of St. Petersburg river yacht club]. St Petersburg, 1897, no. 184, рр. 7-12.
5. Russian State Naval Archives. F. 243. R.1. Q 94. р. 1.
6. Russian State Naval Archives. F. 245. R.1. Q 133. р. 41.
7. Russian State Historical Archives. F. 40. Official reports on trade, industry, commercial treaties with foreign countries. R.1. C. 19. Official Report of Minister of Finance, Jan. 20, 1867. р. 13.
8. Russian State Historical Archives. F. 95. Merchant shipping and commercial ports o Ministry of Trade and Industry Departments. R.18. C. 1. The first meeting of the Highly approved Committee for the Development of the Merchant Fleet, chaired by the Governor of the Maritime Ministry journal. р. 1.
9. Filippov Iu.D. Istoriia russkogo torgovogo flota so vtoroi poloviny XIX v. [Russian merchant fleet history from the second half of the XIX century]. St Petersburg, 1908. 31 p.
10. Chicherin B.N. Memories. Russkiie memuary 1826-1856 gg. [Memoires of Russia 18261856]. Edited by Podol'skaya. Moscow, 1990, рp. 166-306.
Для цитирования: Дельвиг Н.А. Исторические этапы развития морского образования на Черноморском флоте (1783-1917 гг.) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №3(84). С. 128-134. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-3-84-17.
For citation: Delvig N.A. Historical stages of maritime education development in the black sea fleet area (1783-1917). Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 3 (84), pp. 128-134. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-3-84-17.