Научная статья на тему 'Становление и развитие морского образования на юге России в конце XVIII - начале ХХ века'

Становление и развитие морского образования на юге России в конце XVIII - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМАНДОВАНИЕ ФЛОТОМ / MARITIME EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / SPECIALIST TRAINING / EDUCATIONAL PROGRAMS / CURRICULA / EDUCATIONAL CONTENTS / ECONOMIC DEVELOPMENT / REFORMS IN EDUCATION / FLEET COMMANDERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дельвиг Наталья Андреевна

Исследуется процесс становления и развития морских учебных заведений в Крыму и Причерноморском регионе в конце XVIII начале ХХ столетия в условиях военно-политических и социально-экономических преобразований, происходивших на данной территории. Цель работы проведение историко-педагогического анализа процесса развития военного и торгового морского образования в регионе. Методологической и теоретической основой исследования стали системный подход, теория социально-общественной обусловленности морского образования, концепция непрерывного профессионального образования и реформирования высшей школы. Показаны влияние педагогических взглядов и идей выдающихся флотоводцев на становление и развитие морского образования в России, необходимость оптимизации и повышения эффективности учебно-воспитательной работы в морских учебных заведениях различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of the naval education in the south of Russia in late XVIII - early XX centuries

Thе article studies the foundation and development of the maritime training institutions in the Crimea and the Black Sea region in the late XVIII early XX century within the military, political and socio-economic changes that occured in the area. The aim of the article is to analyze conduct the foundation and development of both military and commercial marine education in the region in historical and pedagogical perspectives, that allows us to see the evolution of educational concepts and modification of training maritime experts in the context of significant historical events that affected the quality of training of maritime personnel at various stages of the strategic, military, political and cultural development of the region. The methodological and theoretical basis of the study is a systematic approach, the social-conditioning theory of maritime education, the concept of continuous professional education and the higher education reformation concept. The article also demonstrates scientific contribution and the influence of pedagogical views and ideas of outstanding Naval commanders onto the foundation and development of maritime education in Russia.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие морского образования на юге России в конце XVIII - начале ХХ века»

78

УДК. 377.6:359:656.61-051

Н. А. Дельвиг

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Исследуется процесс становления и развития морских учебных заведений в Крыму и Причерноморском регионе в конце XVIII — начале ХХ столетия в условиях военно-политических и социально-экономических преобразований, происходивших на данной территории. Цель работы — проведение историко-педагогического анализа процесса развития военного и торгового морского образования в регионе. Методологической и теоретической основой исследования стали системный подход, теория социально-общественной обусловленности морского образования, концепция непрерывного профессионального образования и реформирования высшей школы. Показаны влияние педагогических взглядов и идей выдающихся флотоводцев на становление и развитие морского образования в России, необходимость оптимизации и повышения эффективности учебно-воспитательной работы в морских учебных заведениях различных уровней.

1Ье article studies the foundation and development of the maritime training institutions in the Crimea and the Black Sea region in the late XVIII — early XX century within the military, political and socio-economic changes that occured in the area. The aim of the article is to analyze conduct the foundation and development of both military and commercial marine education in the region in historical and pedagogical perspectives, that allows us to see the evolution of educational concepts and modification of training maritime experts in the context of significant historical events that affected the quality of training of maritime personnel at various stages of the strategic, military, political and cultural development of the region. The methodological and theoretical basis of the study is a systematic approach, the social-conditioning theory of maritime education, the concept of continuous professional education and the higher education reformation concept. The article also demonstrates scientific contribution and the influence of pedagogical views and ideas of outstanding Naval commanders onto the foundation and development of maritime education in Russia.

Ключевые слова: морские учебные заведения, подготовка специалистов, учебные программы, содержание обучения, экономическое развитие, реформирование образования, командование флотом.

Key words: maritime educational establishments, specialist training, educational programs, curricula, educational contents, economic development, reforms in education, fleet commanders.

Конец XVIII в. в России характеризуется как период кардинальных изменений в сфере экономической и военной политики. Особенно динамично процессы реформации происходили в южных регионах Российской империи, что было неразрывно связано с проводимой Екате-

© Дельвиг Н. А., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 3. С. 78 - 83.

риной II политикой по укреплению южных морских рубежей России и присоединением Крымского полуострова. Акцент развития региона на судостроении, торговом мореплавании и военном деле потребовал от правительства Российской империи и командования Черноморским флотом в кратчайшие сроки решить кадровую проблему, вследствие чего в Причерноморском регионе и в Крыму стали появляться первые морские учебные заведения.

К концу XVIII в. молодой и перспективно развивающийся Черноморский флот уже имел достаточно хорошо укрепленные порты (Николаев, Херсон, Одесса и Севастополь), игравшие одновременно роль как крупных торгово-экономических центров и военно-стратегических баз, что и обусловило целесообразность создания в этих городах морских учебных заведений. В докладе Морского комитета об учреждении морских и штурманских училищ для Балтийского и Черноморского флотов было указано, что «заведения таковые для благосостояния флотов весьма полезны, ибо ученики, находясь в училище, приобретут совершенные и основательные познания в науках к должности каждого и будут иметь со временем искусных штурманов, а Адмиралтейства — кораблестроителей» [11].

Первыми шагами на пути к становлению системы как гражданского, так и военного морского образования стали сформированные в январе 1797 г. по Указу императора Павла I во всех крупных портах Черноморского флота классы для занятий военно-морских специалистов. В Севастополе была создана регулярная конференция — сборы по морской тактике. Указ также предписывал регулярно доставлять информацию о флотских нововведениях и «примечательных морских событиях» [3]. Так, в Указе говорилось, что необходимо «учредить классы для флагманов, капитанов и офицеров, в которых собираться ежедневно всем тем, кто того дня службой занят не будет, и проходить все нужные для морского офицера науки» [13, с. 32].

Тем не менее в этой образовательной системе имелись существенные недостатки. Например, проблемы обучения в первых морских классах заключались в отсутствии единой программы подготовки специалистов, а следовательно, педагоги опирались исключительно на собственный опыт и субъективное представление о методике подготовки специалистов.

После вступления на престол Павла I осенью 1796 г. многое в организации Черноморского флота изменилось. Перемены коснулись и образования моряков. Штат сформированного в Николаеве морского училища предусматривал наличие профессора математики, преподавателей морского дела и корабельной архитектуры из числа штурманов и корабелов. Кроме специальных морских предметов, теории и практики по специальности воспитанникам предстояло изучать русский и английский языки, рисование, черчение, фехтование, что повышало общий уровень подготовки будущих флотских специалистов.

На дальнейшее развитие морского образования в Новороссии существенно повлиял назначенный в 1816 г. на должность главного коман-

79

дира Черноморского флота адмирал А. С. Грейг. По его инициативе в Николаеве было расширено штурманское и создано артиллерийское училище.

Заняв пост начальника штаба Черноморского флота в 1849 г., вице-адмирал В. А. Корнилов обратил внимание на недостатки подготовки командных кадров. Работая над усовершенствованием учебной программы, он обнаружил большое расхождение в системе подготовки штурманских рот в Николаеве и Петербурге и, указывая на недостатки в учебном процессе в Николаевской штурманской роте, писал: «Нет ни успеха наук, ни гимнастики, столь нужной для развития способностей... При осмотре экзаменовал желающих в юнкера: очень мало способных, другие из рук вон как слабо приготовлены...» [5].

Однако зачастую молодые люди, желающие связать свою жизнь с флотом, не имели возможности получить качественную академическую подготовку. Поэтому, чтобы обеспечит ее, на Черноморском флоте усилиями командования была создана специальная Черноморская школа флотских кадетов, осуществлявшая целенаправленную подготовку юношей к поступлению во флотские учебные заведения более высокого уровня. В разработанном В. А. Корниловым положении было записано, что школа должна была дать «однообразное образование в науках, необходимых морскому офицеру» [4, с. 80]. Но обучение там было платным — 150 рублей в год. Через три года после основания школы в 1855 г., с началом обороны Севастополя генерал-адмирал М. Б. Берг докладывал о том, что «школа флотских юнкеров принесла очевидную пользу, но многие офицеры не могут платить за обучение детей, оттого в школе некомплект и не хватает средств на содержание» [8]. Таким образом, учитывая крайне тяжелую политическую обстановку в регионе, связанную с проведением активных боевых действий Крымской кампании, главный командир Черноморского флота адмирал М. Б. Берг предложил принимать детей убитых, раненых и отличившихся на службе черноморских офицеров бесплатно.

В конце XVIII — начале ХХ в. в России развивались и учебные заведения торгового мореплавания. Одно из таких училищ было основано в Херсоне в 1834 г. по ходатайству генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова [12]. По окончании курса воспитанники поступали на военные транспорты на правах кондукторов корпуса флотских штурманов, где, прослужив три года, увольнялись с воинской службы и получали возможность работать на торговых судах, что в значительной степени решало проблему занятости в регионе.

С целью совершенствования системы преподавания в мореходных училищах России в целом отечественные ученые-методисты не пренебрегали изучением зарубежного опыта, анализируя его и внедряя в практику обучения. Так, на страницах «Морского сборника» в 1858 г. был опубликован ряд статей, освещавших деятельность зарубежных учебных заведений — в частности, немецких мореходных училищ, обучение в которых представляло собой полную противоположность традиционной классно-урочной системе, принятой за основу в России.

Обязательным условием для поступления в мореходное училище было умение бегло читать и писать, а также иметь опыт работы в море (плавательный ценз — не менее 6 лет), что требовалось подтвердить соответствующими документами. Именно это требование и обусловило разновозрастность обучаемых. С одной стороны, это становилось явным препятствием для проведения традиционных аудиторных групповых занятий, с другой — именно по причине разновозрастности и, следовательно, существенной разницы в уровне подготовки в училище была введена система индивидуального обучения, что рассматривалось преподавателями и администрацией как более эффективная по сравнению с традиционной классно-урочной.

На базе училища можно было сдать экзамен на получение штурманского патента на следующих условиях: 1) городские портовые и мореходные власти входят в состав экзаменационной комиссии; 2) допускались только кандидаты, имевшие не менее 6 лет работы в море.

Экзаменуемые опрашивались по следующим разделам: управление судном в различных условиях; прием и передача груза; ведение судовой и грузовой документации; правила стоянки на якоре; арифметика, геометрия, тригонометрия; география и общие сведения из астрономии; работа со штурманским оборудованием; картография; использование и проверка астрономических инструментов; определение широты, долготы и склонения с использованием хронометра; морская география [6, с. 149].

Помимо эффективно организованной системы подготовки штурманов-практиков, в Германии при крупных портах работали и школы для обучения портовых рабочих различных специальностей. Опираясь на зарубежный опыт, 25 июня 1862 г. в Николаеве была основана портовая ремесленная школа, куда принимались дети 13 — 15 лет, умеющие читать и писать. В школе изучались: Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметика, геометрия, черчение, рисование, а также столярное, кузнечное, слесарное и котельное ремесла.

Однако в середине XIX в. стало очевидно, что сама система морского образования становится малоэффективной, перестает удовлетворять потребностям военного и торгового флотов как в количественном, так и в качественном кадровом отношении, что было связано с переходом на принципиально новый технический уровень судостроения.

Реформе морского образования рассматриваемого периода предшествовали события Крымской войны 1853 — 1857 гг., которая показала, что у парусных кораблей нет будущего, и в условиях начинающейся научно-технической революции Россия нуждалась в специалистах морского дела принципиально нового уровня.

Накануне Первой мировой войны Черноморский флот особенно ощущал нехватку командных кадров, связанную с интенсивным развитием Программы судостроения, что предусматривало и пополнение флота квалифицированными офицерами нового поколения. В связи с этим морской министр И. К. Григорович в докладе Императору писал: «.. .существующий ныне единственный на всю Россию Морской Корпус

81

82

не в состоянии обеспечить флот достаточным числом флотских офицеров, и поэтому на флоте постоянно наблюдается некоторый недокомплект в офицерском составе. В настоящее время, когда решен в утвердительном смысле вопрос о создании мощного флота... единственной целесообразной мерой является выделение общеобразовательных классов Морского Корпуса в самостоятельные морские кадетские корпуса и образование из специальных классов существующего Морского Корпуса особого учебного заведения — морского училища» [1, с. 116]. И в Севастополе был дополнительно открыт Морской кадетский корпус, расположившийся на берегу незамерзающей бухты, что позволяло кадетам круглый год осваивать практику морского дела и знакомиться с боевыми кораблями флота, посещая их. Однако из-за революционных событий, затронувших и Черноморский флот, учебное заведение прекратило свое существование в 1917 г.

Тем не менее накануне Октябрьской социалистической революции на Юге России функционировала стройная система морских учебных заведений, положительными тенденциями развития которой можно назвать следующее:

— увеличение количества морских учебных заведений;

— заинтересованность правительства Российской империи в развитии военного и торгового морского образования;

— возможность повышения квалификации преподавательского состава;

— совершенствование методик, программ обучения, модифицируемых с учетом потребностей времени;

— изменение социального состава учащихся.

Список литературы

1. Бойко В. Н. Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпус в Севастополе. Севастополь, 2013.

2. Высочайше утвержденное положение о школе флотских юнкеров в г. Николаеве с переименованием ее в Черноморскую гардемаринскую роту, № 26170 от 16 апреля 1852 г. // Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗ). Ч. 2, т. 27. СПб., 1853.

3. Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки по истории детского воспитания. СПб., 2009.

4. Захарова Е. Г. Основные тенденции развития системы морского образования в России конца XIX — начала XX века // Морское образование. 2011. № 2. C. 248—255.

5. Золотарев В. А. Военная литература. Военная история. Три столетия Российского флота: XIX — начало XX века. URL: http://militera.lib.ru/h/ zolotarev_kozlov2/11.htmI (дата обращения: 17.05.2017).

6. Несколько слов об училище торгового мореплавания в Гамбурге // Морской сборник. 1859. Т. 39, № 1. С. 149—151.

7. Нохрин В. М. Реформирование системы военно-учебных заведений России: история и современность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 2011. № 19 (236). C. 12 — 16.

8 О дополнении и изменении положения и штата Школы флотских юнкеров в г. Николаеве, № 29612 от 24 августа 1855 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 30. СПб., 1856.

9. О количестве учеников на судах, № 22732 от 12 ноября 1848 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 23.

10. Об учителях в Херсонском училище, № 8429 от 24 сентября 1835 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 10. СПб., 1836.

11. Об учреждении корабельных и штурманских училищ для Балтийского и Черноморского флотов, № 18634 от 20 августа 1798 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 25.

12. Об училище торгового мореплавания в Херсоне, № 6788 от 7 февраля 1834 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 9. СПб., 1835.

13. Скрицкий Н. Первые черноморские морские училища // Морской флот. 2003. № 5. С. 32-33.

Об авторе

Наталья Андреевна Дельвиг — канд. пед. наук, доц., Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь.

E-mail: natad1313@yandex.ru

About the author

Dr Natalya Delvig, associate professor, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simpheropol.

E-mail: natad1313@yandex.ru

83

УДК 372.881.1

М. С. Добривская, Т. Ю. Тамбовкина

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Рассматриваются некоторые проблемы обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. Предлагается методика включения россие-ведческого материала в иноязычный коммуникативный образовательный процесс студентов как одно из перспективных направлений современного образования в России. Также приведены примеры использования информационно-интерактивных плакатов в учебном процессе.

The article discusses some of the issues of foreign language teaching in non-language high schools. The authors propose a method of integration of Russian Studies material in foreign language communicative learning process, as one of the promising areas of modern education in Russia. Informational and interactive posters in the educational process are another example of a new approach.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам в вузе, страноведение, россиеведение, информационно-интерактивный плакат.

Key words: foreign language teaching in high school, country studies, Russian studies, informational and interactive poster.

© Добривская М. С., Тамбовкина Т. Ю., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 3. С. 83-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.