Таким образом, использование результатов оценочных процедур может позволить администрации школы и руководителям методических объединений внедрить и разработать новые программы, способствующие повышению эффективности преподавания и обучения, способствовать внесению изменений в основную образовательную программу; разработать рекомендации как для отдельных педагогов, так и для всего педагогического коллектива в целом; выявить отстающих обучающихся и предоставить им помощь в освоении предметов во внеурочное время; получить независимую оценку деятельности педагогов и своевременно оказать им необходимую поддержку.
Педагогам же следует использовать полученные результаты для коррекции тематических планирований. В свою очередь учащиеся и родители имеют возможность получить рекомендации, способствующие совершенствованию индивидуального учебного плана. Именно такая всесторонне развитая система контроля позволяет постоянно повышать качетво образования в учебном заведении.
Список использованной литературы:
1. Всероссийские проверочные работы / Департамент образования и науки города Москвы (https://www.mos.ru/donm/function/activities/vserossiiskie-proverochnye-raboty/).
2. ФИОКО - Образцы и описания проверочных работ для проведения в 2021 году (https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2021).
© Жилин Р.С., Корякин М.В., Недобойко И.А., 2021
УДК 371.313
Ю.Л. Каратеев
ВУНЦ ВВС «ВВА» профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
г. Воронеж, РФ А.О. Шебештин в/ч 414767 г. Воронеж, РФ Е.Е. Косырев
ВУНЦ ВВС «ВВА» профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
г. Воронеж, РФ
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос мотивации обучаемых военных вузов к занятиям спортом и возможность ею управлять. Раскрываются мотивы, побуждающие к занятиям физической подготовкой, так как она является составной частью профессиональной деятельности и способствует всестороннему развитию.
Ключевые слова
Мотивы, мотивация, физическая подготовка, спорт, курсант.
Современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса, комфорта, которые являются причинами хронического «двигательного голода», поэтому курсанты образовательных организаций МВД России, в том числе военных авиационных вузов, особенно на начальном этапе обучения, сталкиваются с рядом трудностей, связанных с учебной деятельность курсантов, где можно выделить две взаимосвязанных
составляющих ее функционального состояния - физическую и умственную работоспособность. Каждая из этих составляющих имеет свои особенности, накладываемые спецификой профессиональной деятельности. Так, физическая работоспособность, с одной стороны, определяется степенью развития профессионально значимых качеств и адекватностью временных, пространственных и динамических характеристик физических упражнений, а с другой стороны - способностью противостоять утомлению из-за малоподвижности, монотонности, длительной и низкой сенсомоторной активности.
Как известно, одним из наиболее простых и эффективных способов улучшения самочувствия являются регулярные физические тренировки, участия в спортивных соревнованиях, спартакиадах. Они не только способствуют всестороннему физическому развитию, например, повышению выносливости, силы, ловкости, но и позволяют курсантам быстрее адаптироваться к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнения боевых задач. Многочисленные научные исследования и практика войск свидетельствуют о большой значимости для боевой выучки офицеров фактора физической готовности к перенесению нагрузок.
Причем, не стоит забывать, что физические упражнения и участия в соревнованиях должны доставлять радость, а не быть обузой. Поэтому неслучайно основополагающую роль в данном процессе играет правильно созданная командованием вуза и профессорско-преподавательским составом мотивация.
Поэтому повышение мотивации к занятиям спортом представляет собой одну из фундаментальных задач педагогики и психологии высшей школы. В современной психологии дается такое понятие мотивации: Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека. В состав мотивации входят:
потребности (как состояние нужды в определенных условиях или объектах);
мотивы (как побудительная причина для начала деятельности с целью удовлетворения какой-либо потребности);
цели (результат, который хочет получить человек по итогам своей деятельности).
То есть в теории мотивация составляет основу поведения человека, источник активности и систему побудителей деятельности, а в практическом плане решение вопросов формирования мотивации позволяет создать основу для выявления наиболее эффективных форм воспитательного воздействия на личность курсанта военного вуза как в учебной и профессиональной, так и в спортивной областях его деятельности.
Мотивация изучалась многими учеными (Б.Г. Ананьев, К. Левин, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд). Сложность и многоаспектность проблемы обуславливает множественность подходов к пониманию понятия мотивации, ее природы, структуры и видов.
Учебная мотивация входит в деятельность учения и составляет частный вид мотивации, и поэтому определяется образовательной системой и образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией образовательного процесса, личностными особенностями педагога, кроме того, мотивация обусловлена спецификой учебного предмета.
Рассматривая военные образовательные учреждения России можно сказать, что физическая подготовка курсантов занимает важное место, так как она одновременно является и предметом обучения, и обязательным элементом распорядка повседневной жизни, и составной частью служебно-профессиональной подготовки.
Поэтому можно обоснованно предположить, что исследование мотивации учебной деятельности по физической подготовке являются весьма актуальными и позволяют добиться улучшения профессиональной подготовки будущих офицеров и добиться высоких результатах в спортивных соревнованиях и спартакиадах между курсантами разных вузов.
М.Б. Кузнецов выделяет несколько групп мотивов, побуждающих курсантов военных образовательных вузов к занятиям физической подготовкой:
1. Социально-значимые мотивы, отражающие перспективы в физкультурно-спортивной деятельности - высокая социальная значимость. К ним относятся: повышение уровня физической подготовленности;
-( )-
подготовка к будущей профессии, возможность постоять за себя и за близких, достижение результатов в спорте или схожесть с кумиром.
2. Мотивы, заключающиеся в потребности физкультурно-спортивной деятельности - высокая социальная значимость, в том числе: полезно для здоровья, укрепляет характер, волю, дисциплинирует.
3. Мотивы, удовлетворяющие личные потребности в физической активности - средний уровень социальной значимости: хорошее телосложение, для самообороны, освоение навыков и умений, интересно, нравится, гармоничное развитие, способствует повышению мобильности.
4. Группа внешних, случайных мотивов, характеризующихся как социально незначимые: возможность отдохнуть от умственной работы, азартное времяпровождение, обязывают преподаватели, по необходимости.
Автор рассматривает вышеизложенные мотивы как некие этапы, которые необходимо пройти, чтобы занятия физической подготовкой и спортом вошли в привычку. То есть от личных потребностей до потребностей с высокой социальной значимостью.
В исследовании А.Ф. Кузнецова, которые проводились на базе Омской академии МВД России также выделяются личностные и социально значимые мотивы, однако показана их динамика на различных этапах обучения с 1 по 4 курс обучения курсантов. То есть мотивы не имеют определенного вектора развития, а проявляются и становятся доминантными на различных этапах учебно-профессиональной деятельности и связаны с успешностью/неуспешностью непосредственно образовательной деятельности и личностной ценности обучения в военном вузе.
Так если до поступления в ВУЗ 25,6% опрошенных рассматривали занятия физической культурой как средство укрепления здоровья, а 74,4% относились как к дисциплине, от которой будут зависеть успех их профессиональной деятельности, и в дальнейшей жизни, то к 4 курсу тенденция меняется на прямопротивоположную.
Поэтому автор исследования предлагает на 3-4 курсах проводить отработку раздела «Преодоление препятствий» не на стандартных полосах препятствий, а в условиях, приближенных к реальным (специально разработанные маршруты в разрушенных и недостроенных зданиях). Занятия по разделу «Легкая атлетика» и индивидуальные упражнения на повышение выносливости заменить на коллективные действия подразделений и коллективное участие в массовых спортивных мероприятиях.
Уровень мотивации курсанта можно оценивать по показателям, полученным путем постоянного сбора и анализа объективных данных, что может позволить в случае необходимости провести необходимый комплекс мероприятий способных повлиять на потребности, мотивы, цели обучаемого или выработать рекомендации для повышения уровня физической подготовки.
Анализ литературы по проблеме мотивации показывает, что формирование мотивов осуществляется под воздействием внутренних и внешних факторов. В качестве первых выступают интересы, являющиеся потребностями личности, вторые обусловлены условиями (ситуациями) в которых оказывается человек.
Поэтому необходимо продолжать проводить исследования мотивации курсанта к учебной деятельности по физической подготовке и участию в спортивных мероприятиях, и подбирать наиболее эффективные для конкретных этапов образовательного процесса с целью получения высоких результатов, как индивидуальных, так и коллективных.
Список использованной литературы:
1. Кузнецов М.Б. Мотивация курсантов образовательных организаций МВД России к занятию спортом, как основной критерий повышения здоровья и профессиональных качеств. Статья. Орел. 2017.
2. Кузнецов А.Ф. Повышение мотивации курсантов к практическим занятиям по физической подготовке / Журнал в правоохранительных органах №2 (41).2010.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
© Каратеев Ю.Л., Шебешкин А.О., Косырев Е.Е., 2021