Современное образование
Правильная ссылка на статью:
Боброва Г.В., Купцова В.Г. — Анализ влияния соревновательной деятельности на формирование мотивов к занятиям спортом у воспитанников кадетского училища // Современное образование. - 2020. - № 4. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.4.34634 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=34634
Анализ влияния соревновательной деятельности на формирование мотивов к занятиям спортом у воспитанников кадетского училища
Боброва Галина Владимировна
кандидат педагогических наук доцент, кафедра физического воспитания, Оренбургский Государственный Университет
460031, Россия, г. Оренбург, ул. Победы, 13, оф 3-216
Купцова Валентна Григорьевна
кандидат политических наук
доцент, кафедра физического воспитания, Оренбургский государственный университет
460000, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 16, оф 3216
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-8736.2020.4.34634
Дата направления статьи в редакцию:
11-12-2020
Дата публикации:
18-12-2020
Аннотация.
С 2011 года Министерство Обороны Российской Федерации проводит Спартакиаду по видам спорта среди команд суворовских, президентских кадетских, нахимовских училищ, кадетских и казачьих корпусов. Целью данных соревнований является приобщение воспитанников училищ к регулярным занятиям спортом, повышения уровня физической подготовленности обучающихся, формирование военно-прикладных навыков. Соответственно, подобные мероприятия должны являться частью непрерывного военно-профессионального образования, выполняя задачи по физической подготовке обучающихся в военных училищах довузовского образования. Эмпирические методы исследования позволили авторам изучить протоколы соревнований по плаванию,
проводимых в рамках Спартакиады обще-образовательных учреждений Министерства Обороны РФ, проанализировать динамику посещаемости воспитанниками Оренбургского президентского кадетского училища спортивной секции «плавание», выявить мотивы посещения секции кадетами и причины прекращения ими регулярных тренировок. В статье отражаются мотивационные аспекты занятий спортом воспитанников разных возрастов и степень влияния соревновательной деятельности на посещаемость спортивных секций. На основании полученных данных было выявлено, что спортивное мастерство участников Спартакиады довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ ежегодно повышалось, в тоже время по данным исследования, включение соревнований в план физкультурно-спортивных мероприятий Вооруженных Сил РФ и регулярное их проведение не повлияло на массовость занятий спортом среди обучающихся. Вопрос формирования устойчивой мотивации к углубленным занятиям спортом обучающихся в военно-профильных училищах общего образования как ступени непрерывного образования требует поиска дальнейших путей совершенствования структуры физической подготовки военных училищ.
Ключевые слова: военные училища, кадеты, соревновательная деятельность, мотивы, посещаемость, спортивное мастерство, спортивная секция, физическая подготовка, индивидуальные достижения, спартакиада
Современная Российская Армия — это образец построения непрерывного образования, где начальную ступень представляют кадетские президентские, суворовские, нахимовские училища, казачьи и кадетские корпуса, инженерные и спортивные школы. На сегодняшний день в России функционирует 32 образовательных учреждения среднего
общего образования Министерства обороны РФ^8!. Целью обучения для мальчиков и юношей, сделавших выбор в пользу военных училищ — профильно-ориентированная подготовка. Где одним из критериев готовности к поступлению в военные вузы страны является уровень физической подготовленности кандидатов, отвечающий профессиональным требованиям военного специалиста. Поэтому одной из задач образовательной системы училищ с военно-профильной специализацией является подготовка выпускников с сохранением здоровья и высоким уровнем физического развития. Значимость физической подготовки в профильно-ориентированном образовании кадет заставляет искать пути совершенствования структуры физкультурного образования. Как правило в президентских кадетских училищах существует система физической подготовки воспитанников — это урок физической культуры, физкультурные мероприятия в течении учебного дня (утренняя зарядка, физкультурные паузы), спортивно-массовые мероприятия выходного дня и спортивные секции в рамках дополнительного образования.
В целях привлечения суворовцев и кадет к регулярным занятиям спортом, повышения уровня их физической подготовленности с 2011 года Министерством Обороны РФ в план проведения физкультурных и спортивных мероприятий в Вооруженных Силах были включены Всероссийские соревнования по видам спорта среди команд довузовских образовательных организаций. Спартакиада проводится ежегодно по 10 видам спорта и собирает команды со всех военно-профильных училищ страны.
Цель нашей исследовательской работы провести анализ выступлений спортсменов на Спартакиаде довузовских общеобразовательных организаций МО РФ, определить влияние соревновательной деятельности на формирование устойчивой мотивации к занятиям спортом у воспитанников военных училищ.
Эмпирические методы исследования были направлены на ретроспективный анализ протоколов соревнований, беседы и анкетирования кадет. Исследования проводились в два этапа в период 2016-17 учебный и 2019 год на базе Оренбургского президентского кадетского училища (ОПКУ). Методологическим основанием исследования стал накопленный опыт в сфере психологии спорта о влиянии соревновательной деятельности на формирование спортивной мотивации.
В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что на повышение интереса кадет к углубленному тренировочному процессу в избранном виде спорта может повлиять их участие в соревнованиях различного ранга (первенство курса, училища, города и т.д.) с возможностью попадания в сборную команду училища и выступления на Спартакиаде среди довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ.
Ретроспективный анализ журналов посещаемости спортивных секций показал, что посещаемость кадет имеет сезонную динамику. Так, например, если в начале учебного года (октябрь) списочный состав желающих заниматься в той или иной секции определяется как 100%, то к окончанию второй четверти (декабрь) посещаемость может снизиться до 35 %, а к окончанию учебного года в секции остается 25% от списка на начало учебного года.. Также наблюдается снижение посещаемости спортивных секций от пятого класса к одиннадцатому. В пятом классе регулярно посещают спортивные секции 75% воспитанников курса, в одиннадцатом классе систематически занимаются спортом (по показателям 2014-2015, 2015-16 учебных годов) 24 % обучающихся в
кадетском училище Если рассмотреть сохранность контингента в цифрах (на примере секции плавания), то можно наблюдать устойчивую динамику уменьшения желающих заниматься в спортивной секции от пятого класса, когда начинают посещать секцию 2528 человек к одиннадцатому классу, когда регулярно посещают занятия 3 — 4 человека.
Причинами такого падения посещаемости, как показал мониторинг пропусков, являются: 1) подготовка и сдача промежуточной и итоговой аттестации, 2) простудные заболевания, 3) утомление (не желание посещать спортивную секцию), 4) увлечение другими внутри училищными мероприятиями.
Решением данной проблемы может быть, по нашему мнению, повышение спортивной мотивации кадет, как показал анализ педагогической литературы — спортивная мотивация выступает одним из психологических условий продолжительности и эффективности занятий спортом, побуждая и направляя личность к данному виду деятельности независимо от ситуативных факторов. Ученые выделяют следующие мотивы, заставляющие человека углубленно тренироваться — это удовлетворение потребности в двигательной активности, самореализация, подготовка к профессиональной деятельности, физическое совершенствование, общественное признание, стремление проявить себя в экстремальных ситуациях, к достижению высоких спортивных результатов, чувство ответственности перед тренером и товарищами по
команде —7' 9]. Мотивы спортивной деятельности динамичны в своем развитии и поэтому наблюдается их трансформация в процессе взросления у одного и того же
спортсмена В иерархии мотивов спортивной деятельности, согласно исследованиям Кухтериной А.Н., ведущее место занимают мотивы спортивного успеха — желание стать лучше, выступление на соревнованиях, выполнение разряда, спортивная
самореализация Однако, согласно исследованиям Никитушкина В.Г. и Кондрашова Е, Е. интерес к участию в соревнованиях в чистом виде не является доминирующим мотивационным фактором для углубленного тренировочного процесса, где имеют место базисные составляющие интереса, преимущественно мотивационный, эмоциональный,
познавательный
На основе методики исследования мотивов спортивной деятельности, рекомендованной А.Н. Николаевым нами были изучены доминирующие мотивы, побуждающие обучающихся
в кадетском училище заниматься в спортивных секциях ^^ В исследовании приняли участие 120 кадет - по 20 человек из каждой параллели с 5 по 11 класс. Полученные результаты свидетельствуют, что для различных возрастных групп характерны специфичные группы мотивов, которые и определяют отношение кадет к физкультурно-спортивной деятельности. Вместе с тем, исследования показывают, что у них нет устойчивого интереса к систематическим занятиям спортом. Так, для младшей возрастной группы (кадеты 5 и 6 классов) характерна частая смена спортивной секции, желание овладеть навыками разных видов спорта. На первом месте выступает интерес к занятиям как таковой: если ребенку интересно, он «задерживается» на секции. Только 18 % опрошенных хотели бы достичь высоких спортивных результатов, при этом было отмечено, что они ранее занимались избранным видом спорта и уже достигли определенных успехов. Для кадет, обучающихся в 7 и 8 классах, характерно стремление выполнить спортивный разряд, попасть в сборную команду училища по виду спорта, участвовать на соревнованиях (100 %). В старших 9-11 классах кадеты предпочитают заниматься видами спорта с военно-прикладной направленностью, объясняя выбор подготовкой к поступлению в военные вузы страны. К 11 классу интерес к повышению спортивного мастерства падает - регулярно посещают спортивные секции 16,3 % из числа обучающихся в выпускных классах, как правило, это кадеты — члены сборных команд училища по видам спорта, добившиеся определенных спортивных успехов.
Министерство Обороны РФ подчеркивая значимость уровня физической подготовленности кандидатов на военную специальность включает спортивные результаты в перечень индивидуальных достижений, дающих дополнительные бонусы при поступлении в высшие военные училища. Наличие спортивного звания или разряда ощутимо прибавляет абитуриентам количество баллов к общей сумме вступительных баллов. Кроме того до 10 баллов прибавляется победителям и призерам Спартакиады
довузовских образовательных учреждений МО РФ^6!. Следовательно, отражением эффективности физической подготовки воспитанников военного училища являются показатели выполнения спортивных разрядов и результативность выступления кадет на соревнованиях Министерства Обороны РФ.
Нами были изучены протоколы соревнований по плаванию проводимых в рамках Спартакиады с 2011 года, как объективному виду спорта позволяющему отследить динамику результативности спортсменов. На протяжении всего проведения подобных соревнований наблюдается динамика роста спортивного мастерства участников соревнований (табл. 1).
Таблица 1.
Table 1.
Результативность участников соревнований по плаванию
The performance of participants in swimming competitions
Год Количество Количество Количество разрядников
училищ участников КМС II II III Юн. б/р
?П1 1 1 6 64 1 3 1
—"" - - - ~ ~ 1 - -
2012 22 88 - - 7 24 52 5
2014 22 88 - 4 14 29 38 3
2016 22 88 - 6 17 32 25 8
2017 24 96 1 7 36 27 22 3
2018 29 116 3 12 46 35 20 -
2019 29 116 1 22 44 34 16 -
Динамика повышения спортивного мастерства также наблюдается у членов сборной команды ОПКУ по плаванию. Если в 2011 году в состав команды (4 человека 15-16 лет) входил 1 спортсмен со вторым спортивным разрядом, 2 с третьим и один пловец имел первый юношеский разряд, то к 2019 году команда состояла из 3 спортсменов имеющих I разряд и одного со вторым спортивным разрядом.
Повторное проведение исследований (2019 г.) посещаемости спортивных секций кадетами ОПКУ не выявило достоверных отличий от ранее проводившихся исследований, показав что повышение спортивного мастерства членов сборной команды не повлияло на посещаемость секции остальными кадетами. Динамика отсева занимающихся осталась прежней — если в пятом классе секцию плавания выбирают 35 кадет из курса, то к 11 классу в секции остается 6 человек 17.14% от начинающих заниматься плаванием в пятом классе (по состоянию на 2019 год).
В ходе беседы выяснилось, что кадеты, прекратившие посещать секцию плавания, не видят для себя перспектив в этом виде спорта. Они перечислили основные причины прекращения занятий — высокие требования к выполнению спортивных разрядов, серьезные тренировочные нагрузки, высокая конкуренция в сборной команде и отсутствие возможности выезда на соревнования, к тому же профильно-ориентированная специфика образовательной деятельности кадетского училища не позволяет увеличивать время учебно-тренировочных занятий за счет других мероприятий училища.
Вывод. Исследования показали, что результатом ежегодного проведения Спартакиады по видам спорта среди довузовских общеобразовательных организаций Министерства Обороны РФ стало повышение спортивного мастерства участников соревнований, но в тоже время эти соревнования не повлияли на сохраненность контингента в спортивных секциях и массовость занятиям спортом среди воспитанников Оренбургского президентского кадетского училища. Следовательно, вопрос повышения уровня физической подготовленности обучающихся в военно-профильных училищах общего образования как ступени непрерывного образования требует поиска дальнейших путей совершенствования структуры физической подготовки военных училищ.
Библиография
1. Боброва, Г.В. Построение системы физкультурно-спортивной подготовки кадет в условиях личностно-ориентированного подхода/ В сборнике: Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества, материалы VII международной научной конференции. ЛГПУ-Санкт-Петербург.-2017.-С. 197-202
2. Климова, Л.Ю. Формирование ценностных ориентаций, мотивов и интересов учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом / Л.Ю. Климова, Г.С. Афонина, О.Б. Парамонова// Физическое воспитание и детско-юношеский спорт.-2016.^о. 1.-С. 34-39К
3. Кухтерина, А.Н. Иерархия и классификация мотивов участия подростков в
тренировочно-соревновательной деятельности/А.Н. Кухтерина // Наука и школа.-2013.-№ 4.-С. 115-119.
4. Никитушкин, В.Г. Соревнование как способ формирования у школьников интереса к физической культуре/В.Г. Никитушкин, Е.Е. Кондрашев// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология.-2019.-№ 2(48).-С. 82-86
5. Николаев, А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности./А.Н. Николаев// Психологические основы педагогической деятельности: материалы 30-й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: СПб ГАФК,-2003.-С. 55-58.
6. Перечень индивидуальных достижений кандидатов, учитываемых при приеме на 1 курс для обучения курсантами. Министерство Обороны Российской Федерации [Электронный рессурс].-Режим доступа: https://vumo.mN.ru/Postupayuschim/Pravila-priema-v-uchilishhe-v-2020-godu/Perechen-individualnyh-dostizhenij-kandi (дата обращения 18.08.2020
7. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности: / Р. А. Пилоян- М.: ФиС,1984 -104 с.
8. Среднее общее образование: Министерство Оброны Российской Федерации [Электронный рессурс].-Режим доступа: http://ens.mil.ru/education/secondary.htm (дата обращения 18.08.2020)
9. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 6 (76). - С. 159-164.
10. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для ВУЗов /А. В. Родионов .М., 2004 - 136 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования в рассматриваемой статье - проблема сохранения мотивации к занятию спортом у воспитанников кадетского училища. Исследование выполнено на базе Оренбургского президентского кадетского училища. Хотя его выводы касаются, главным образом, воспитанников данной организации, аналогичные тенденции прослеживаются автором в большинстве организаций допрофессионального образования Министерства обороны РФ. Методология исследования обозначена автором: в тексте указываются такие эмпирические методы как анкетирование, ретроспективный анализ протоколов соревнований, метод беседы. Исходя из содержания исследования и изложенных его результатов, можно заключить, что автором применены ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение, междисциплинарный анализ литературы, статистических материалов и нормативных документов по проблеме исследования, а также методы включённого наблюдения и математического анализа эмпирических данных. Актуальность темы статьи связана как с необходимостью повышения качества подготовки учащихся учреждения среднего общего образования Министерства обороны РФ, так и с общей задачей всех образовательных организаций страны - повысить вовлечённость детей и молодёжи в физкультурно-оздоровительную деятельность. Научная новизна работы заключается в следующем: - в результате анализа статистических данных и литературы по проблеме исследования выявлены тенденции снижения мотивации к занятиям спортом у
обучающихся в суворовских, нахимовских училищах, в казачьих и кадетских образовательных организациях; - получены новые эмпирические данные о мотивах занятия спортом у данных учащихся, а также о снижении их мотивации к старшим классам; - определены причины, обуславливающие спад контингента в спортивных секциях; - методами количественного анализа обоснована тенденция повышения спортивного мастерства участников Спартакиады довузовских общеобразовательных организаций Министерства Обороны РФ. Стиль статьи полностью отвечает стандартам научной публикации. Текст имеет классическую структуру, включает введение с постановкой проблемы и обозначением цели исследования, изложение материалов теоретического анализа и эмпирического исследования в основной части статьи, выводы на основе приведённых данных. Содержание статьи в полной мере раскрывает заявленную тему исследования. Структура текста логичная, изложение материала последовательное. При этом можно рекомендовать автору внести некоторые коррективы в текст: - расширить выводы, чтобы в них в достаточной мере отразилась гипотеза исследования (она сформулирована, на наш взгляд, очень чётко, содержательно и глубоко); - заменить в последнем предложении словосочетание «военных училищ»на термин из заголовка «кадетских училищ», так как в первом варианте возникает путаница понятий, ведь военными училищами традиционно называют высшие военные командные образовательные учреждения профессионального образования; - исправить несколько неточностей в пунктуации. Можно обратить внимание автора, что сложно сопоставлять мотивацию к внеучебной деятельности у учеников 5-9 классов и старшеклассников. В силу возрастной психологии первые стремятся к максимально широкому общению со сверстниками, записываются часто одновременно в несколько кружков и секций, но впоследствии их интересы сужаются. Учащиеся выпускных классов (также в силу возрастных особенностей) концентрируют свои интересы не столько на деятельности, непосредственно связанной с будущей профессией, сколько с текущими задачами успешной сдачи ЕГЭ. Но данное замечание рецензента не предполагает изменений в тексте статьи. Работа сопровождается развёрнутой библиографией. Источник №8 не отражён в тексте, есть сомнение в целесообразности вклюбчения его в библиографический список. Апелляция к оппонентам отсутствует, что не снижает научной и практической ценности исследования. Статья представляет интерес для специалистов, изучающих проблемы дополнительного образования педагогов и тренеров, работающих в спортивных и иных организациях дополнительного образования, для преподавателей и административных работников довузовских общеобразовательных организаций Министерства Обороны РФ.