под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, таких как личностные свойства индивида (его характер, мышление). Философ подчеркивает, что каждый художник черпает свои идеи из окружающей его действительности, перерабатывая их средствами искусства, он воспроизводит их в новых своеобразных формах. Аристотель трактовал все виды искусства как «подражание» природе, считал, что они отличаются друг от друга тем, что воспроизводят различными средствами явления и предметы. «...Художники воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни благодаря теории, другие - навыку, а иные природным дарованиям...» [1, с. 158]. Рассуждая о биологических аспектах творчества, Аристотель писал, что подражание - это потребность не только человека, но и всякого живого существа. Древнегреческий ученый подчеркивает также важность формы произведения с точки зрения доступных данному виду искусств средств выразительности, в передаче настроения образа [1, с. 205].
Выводы. Таким образом, развитие и формирование образно-художественного мышления человека эпохи Античности происходило под влиянием разных видов искусства. В данный период времени появились школы как учреждения образования, сформировались первые научные концепции о воспитании подрастающего поколения средствами искусства, которые являются в настоящее время научной методологией, фундаментом для развития педагогики искусства, а античные гуманистические ценности образования оказали большое влияние на становление классической европейской педагогики.
Литература:
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. - М.: Просвещение, 1998. - 1064 с.
2. Асмус В.Ф. Античная Философия / В.Ф. Асмус - М.: Высшая школа, 1976. - 209 с.
3. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: учебное пособие / Л.Н. Воеводина. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 356 с.
4. Духавиева А.В. История зарубежной педагогики и философия образования: серия «Учебники, учебные пособия» / А.В. Духавиева, Л. Д. Столяренко. - Ростов п/Д: Феникс, 2000 - 480 с.
5. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Журавской. - М.: Изд - во АПН СССР, 1963. - 510 с.
6. Ксенофонт. Домострой / Ксенофонт / Пер. С.И. Соболевского // Воспоминания о Сократе. - М.: Наука, 1993. - 204 с.
7. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1 / Платон. - М.: Мысль, 1990. -270 с.
8. Платон. Государство. Законы. Политика / Платон. - М.: Мысль, 1998. -798 с.
9. Фурсенко Т.Ф. Концепция Аристотеля в свете современного развития музыкального воспитания / Т.Ф. Фурсенко // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 1. - С. 255-258.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, профессор Хагай Валерий Сергеевич
Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Мхце Борис Алиевич Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); преподаватель Хагай Вадим Валерьевич
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов); кандидат исторических наук, доцент Агеев Алексей Викторович
Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Аннотация. В статье рассмотрены различные варианты отношения современной молодежи к занятиям физической культурой и спортом в учебных заведениях. Проведен анализ участия юношей и девушек в различных спортивных секциях и проанализирована мотивация молодежи к занятию физической культурой и спортом. Приведены результаты исследований ведущих ученых в этом направлении. Сделаны выводы по проведенным наблюдениям работы различных методик данного направления деятельности. Выдвинуты предложения по улучшению уровня физической активности молодежи и мотивации к занятию физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура, физическое состояние молодежи, физические упражнения, спортивные соревнования, физическая активность, пропаганда физической культуры, укрепление здоровья, мотивация молодежи.
Annotation. In article various options of the relation of modern youth to occupations by physical culture and sport in educational institutions are considered. The analysis of participation of young men and girls in various sports sections is carried out and the motivation of youth to occupation is analysed by physical culture and sport. Results of researches of the leading scientists are given in this direction. Conclusions on the made observations of work of various techniques of this direction of activity are drawn. Suggestions for improvement of level of physical activity of youth and motivation to occupation are made by physical culture and sport.
Keywords: physical culture, physical condition of youth, physical exercises, sports competitions, physical activity, promotion of physical culture, strengthening of health, motivation of youth.
Введение. Урбанизация, климатогеографические и социально-экономические условия проживания подростков влияют на их адаптацию к окружающей среде и на двигательное развитие, что требует дифференцированного подхода к организационно-методическим основам физического воспитания. Поэтому поиск, разработка и использование эффективных форм, средств и методов физического воспитания, которые
способствовали бы укреплению здоровья, развитию двигательных качеств подростков, требуют сегодня особого внимания ученых.
Формулировка цели статьи. Тенденция ухудшения физической подготовленности учащихся школ и ВУЗов указывает на наличие этой проблемы и недостаточной разработке программного и методического обеспечения физического воспитания подростков и юношей. Вопрос сохранения и физического развития подростков, сегодня очень актуален, поскольку ухудшение физического, психического, умственного развития именно в молодые годы в настоящее время является особенно выраженным. Тем не менее, социальные и педагогические науки находятся в постоянном поиске новых приемов и методик, которые позволили бы глубже изучить внутренние мотивы данного направления деятельности. Как считает Логутков С.П., очень важным в пропаганде активного досуга является также «поддержка личностной самостоятельности, ответственности, воли и возможностей самовыражения ребенка». Поэтому в условиях современной реструктуризации образования, внедрения инноваций Болонского процесса, новых принципов кредитно-модульной технологии обучения, спецификой которых выступает принцип гуманизации, вопрос решения конфликта в жизни молодежи занимает ведущее место. Образование, выступая центром формирования профессионально и культурно развитой личности, имеет всесторонне развернуть палитру оттенков конфликта - от особенностей его разрушения на психику к формированию таких качеств личности, обладая которыми, она была бы способна эффективно взаимодействовать и влиять на среду.
Изложение основного материала статьи. Гуманистический подход к системе физического воспитания предполагает выбор адекватного содержания, эффективного соотношения средств и учета индивидуальных особенностей каждого подростка. Отдельные авторы определяют физическое состояние как уровень развития аэробных возможностей, которые являются количественной мерой оценки здоровья, другие - совокупность таких взаимосвязанных факторов, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, возраст, пол, физическое развитие, физическая подготовленность. Также физическое состояние определяется как результат взаимодействия различных аспектов двигательной деятельности и, прежде всего, силовых, скоростных, координационных и аэробных; адаптационных и функциональных возможностей организма, которые обеспечивают успешную реализацию двигательных задач; уровень адаптации различных морфофункциональных систем организма. Однако авторы едины в том, что в физическое состояние входят три основных компонента - антропометрические, двигательные и физиологические. Физическое состояние определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, прежде всего физической работоспособностью, функциональным состоянием органов и систем, физическим развитием, физической подготовленностью. Изучение физического состояния позволяет оценить результаты педагогических воздействий и своевременно внести коррективы в учебный процесс [71.
В стремлении достичь вершины научно - технического прогресса и благ цивилизации человек забывает о самом главном - возможности жить и быть счастливым, что дает, прежде всего, здоровье. Сегодня мы смогли освободиться от многих инфекционных болезней, которые ранее уносили жизни сотен тысяч людей. Однако последние статистические данные свидетельствуют о том, что заболеваемость детей 7 -14 лет увеличилась на 35%. Вырос количественный показатель детской инвалидности, каждый шестой из выпускников заканчивает школу нездоровым. Поэтому достаточно остро стоит необходимость принятия конкретных практических действий и решений, которые изменили бы ситуацию к лучшему и дали бы возможность укреплять здоровье детей [81.
Многими учеными, педагогами, физиологами, медиками (М. Амосовым, Г. Апанасенко, И. Варшавским, Е. Булич, Н. Денисенко, А. Маркоросян, И. Муравов и другими) было определено уникальное влияние физической культуры на здоровье подростков. Однако, очевидно, что большинство учеников не верят в значимость средств физического воспитания. Физкультурная активность не является для них основным компонентом жизни.
Именно поэтому, регулярные занятия физическими упражнениями - это широкий спектр форм и методов, способных влиять на индивидуальное состояние личности. Можно утверждать, что по силе потенциала и способности влиять на сохранение и укрепление здоровья, физические нагрузки, различные формы адаптации и оздоровления - значимые и эффективные, потому что какая-либо из ценностей физической культуры в той или иной степени «работает» на здоровье подростков [61. Недостаток движений в жизни людей, недостаточное развитие двигательных функций отрицательно сказываются на общем физическом состоянии. Низкая двигательная активность ухудшает функциональные возможности работы всех систем организма ребенка, в результате чего возникает неадекватная реакция на нагрузку, замедляется физическое развитие в целом [101. Многие врачи считают физические упражнения лучшим природным средством борьбы с депрессией, снятия возбуждения и смягчения мышц. Они помогают укреплять здоровье, продлевать жизнь. Суть физического воспитания заключается в обеспечении подростков свободой выбора вида спорта на занятиях, режимов их интенсивности, планирования результативности, а также возможностью беспрепятственного изменения вида физкультурной деятельности на основе осведомленности о своем физическом состоянии.
Занятия по физической культуре имеют положительное влияние на физическое состояние учащихся всех возрастов. Занятия физической культурой и спортом являются важными составляющими полноценного развития и воспитания человека, поскольку способствуют процессу физического и морально волевого становления, выступают залогом здоровья, средством повышения социальной и трудовой активности, способствуют организации содержательного досуга, а также удовлетворяют эстетические и творческие запросы [51. Однако далеко не все осознают важность занятий спортом и выполнения физических упражнений. Более того, из-за пассивности во время досуга и сидячий образ жизни дома, в школе, в ВУЗе у подростков наблюдается общее снижение физической активности. По данным ВОЗ, каждый третий подросток в мире недостаточно активен (имеется в виду отсутствие достаточной подвижности тела, которая производится скелетными мышцами и требует затрат энергии). Такое положение дел негативно влияет, прежде всего, на здоровье человека - низкая физическая активность может стать одной из основных причин развития неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, развитие диабета), а также является четвертым по значимости фактором риска смерти. С другой стороны, из-за пассивности людей страдает сфера экономики, ведь недостаточная физическая активность приводит к значительным расходам на здравоохранение, негативно влияет на продолжительность здоровой жизни [41.
Особенно важна и необходима физическая активность в подростковый период, когда еще продолжается процесс формирования физиологического и социального становления личности. Доказано, что низкий уровень физической активности именно в этот период связан с увеличением шансов к ожирению, развитию сердечно-сосудистых заболеваний и плохого психического здоровья в дальнейшем. Для профилактики этих и других болезней ВОЗ рекомендует детям и подросткам минимум 30 минут ежедневной физической активности умеренной и высокой интенсивности [31.
Учитывая особенности учебных программ, необходимая суточная норма физической активности подростков не может выполняться на занятиях физической культуры. Соответственно, детям в возрасте 10-17 лет нужно заниматься своим физическим развитием во внеурочное время. Подавляющее большинство подростков (93,2-97,3% в зависимости от возраста) занимается различными физическими упражнениями в свободное время. Больше привлеченных к физической культуре подростков в возрасте 13-14 лет, несколько меньше подростков старшего возраста 16-17 лет и гораздо меньше юношей в возрасте 18-23 года. Продолжительность занятий физическими упражнениями увеличивается с возрастом. Если среди 10-летних подростков только 29,7% занимались 4 и более часов в неделю, то среди 14-летних эта доля составляла 37,4%, а среди 17-летних - почти 40%.
Физическая активность девушек несколько ниже, чем ребят: они несколько чаще, чем мальчики, сообщали о том, что никогда не занимались различными физическими упражнениями в свободное от занятий время или они менее систематически занимались физическими упражнениями. Также девушки отводят меньше времени на спортивные тренировки. Эта диспропорция по полу в плане занятий физическими упражнениями существенно увеличивается с возрастом. В подростковом возрасте создаются благоприятные условия для формирования у юношей и девушек морально-волевых качеств и не последнюю роль в этом процессе играет определенный положительный опыт решения данной проблемы средствами физического воспитания.
Сегодня воспитанию интереса подростков к физической культуре в образовательных учебных заведениях уделяется недостаточное внимание. Процесс формирования интереса к занятиям физическими упражнениями предусматривает создание условий для появления познавательного интереса, формирование позитивного отношения к предмету и к деятельности, организацию деятельности, в условиях которой формируется познавательный интерес [11.
Формирование эмоционально-положительного отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом зависит от педагога, который должен помочь каждому подростку поверить в собственные силы, прогнозировать свое движение вперед. Мотивы, интересы, цель занятий физической культурой зависят от образовательных, семейных условий, организации практической и пропагандистской работы в этом направлении. Формирование доминирующих мотивов является мощным фактором, стимулирующим систематическую интегральную физическую и психическую деятельность подростков в области физической культуры и спорта. Отношение личности к физкультурно-оздоровительной деятельности незначительно влияет на оценки мотивов, а, следовательно, и на структуру мотивации в целом [91. В подавляющем большинстве учебных заведений, независимо от их типа, регулярно проводятся внутренние спортивные мероприятия (соревнования, олимпиады, спартакиады и т.д.) [21. Учитывая недостаточный уровень физической активности подростков, существует необходимость в реализации следующих мер:
- усиление работы учебных заведений по развитию и пропаганде физической культуры, разъяснения подросткам роли физкультурных занятий и спорта для жизни и здоровья человека;
- популяризация физкультурных занятий за счет проведения различных олимпиад, спартакиад, соревнований, мастер-классов, встреч со спортсменами, медицинскими и педагогическими работниками, представителями общественных организаций, проведение кратковременных зарядок во время перерывов, популяризация семейных форм спортивных соревнований;
- привлечение к физической активности через различные формы двигательной активности (соревнования, двигательные и спортивные игры) подростков разного возраста и пола, учитывая особенности различных половозрастных групп;
- создание условий для занятий физической культурой не только на занятиях, но и во внеурочное время, организация на базе учебных заведений различных спортивно-массовых секций, развитие спортивной инфраструктуры, приближенной к местам проживания подростков;
- охват до 100% учащейся молодежи занятиями физической культурой и спортом;
- поддержка программ популяризации физической культуры и спорта для всех, восстановление системы любительских соревнований, в том числе по современным неолимпийским видам спорта, популярным в молодежной среде;
- поддержка системы детско-молодежного туризма в пределах Российской Федерации, включая тематические экскурсии, походы выходного дня, спортивно-туристские маршруты;
- на региональном, местном и локальном уровнях осуществить объективную оценку состояния физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг, объектов соответствующего назначения и их целевого использования подростками и молодежью.
Выводы. Таким образом, укрепление здоровья подростков путем оптимизации занятий по физической культуре является одной из актуальных задач. Кроме того требует разработки проблема мотивации подростков к занятиям физическими упражнениями. Отмечается, что занятия физической культурой можно сделать более привлекательными и интересными за счет факультативной (кружковой, секционной) работы. Поэтому исследование влияния факультативных занятий на двигательную подготовленность подростков актуальны и требуют детального изучения. Повышение эффективности системы физического воспитания становится предпосылкой и важным компонентом гуманитарного воспитания, формирования у молодежи патриотических чувств, физического и нравственного здоровья, совершенствования физической и психологической подготовленности к активной жизни и деятельности, особенно в современных условиях и кризисных явлениях в обществе.
Литература:
1. Барсагаева И.В., Хагай В.С. Культура личности студента: состояние проблемы формирования и характеристика компонентов / В сборнике: Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития материалы XXIV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. - 2017. -С. 158-161.
2. Барсагаева И.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Физическая культура как синтез телесного и духовного единства // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 22-25.
3. Голубятникова М.В. Как привлечь студентов к занятиям физической культурой // SCIENCE TIME. -2014. № 9. - с. 72 - 76.
4. Козенко Е.Ю., Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студента. Учебное пособие / Ставрополь, 2017.
5. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и атлетическая гимнастика. Учебное пособие. -Ставрополь, 2016.
6. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и методика развития физических качеств. Учебное пособие / Краснодарский университет МВД РФ. - Ставрополь, 2016.
7. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и основные силовые виды спорта. Учебное пособие. - Ставрополь, 2015.
8. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В. В Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта / сборнике: Актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 262-269.
9. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни / В сборнике: Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 114-117.
10. Хагай В.С., Кульчицкий В.Е., Стрельников Р.В., Литвина Г.А. Формирование физической культуры личности на основе мотивационно-ценностных отношений студентов к занятиям физическими упражнениями // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 128-130.
11. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 55-10. - С. 218-224.
12. Хагай В.С., Хагай В.В. Физическая активность в современном мире и её проблемы / В сборнике: Социально-гуманитарные и естественно-технические науки и вызовы современности Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 832-835.
13. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Барсагаева И.В., Хагай В.В. Физическая культура и спорт в жизни российской молодежи и студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3.,
- С. 261-264.
14. Харечкин А.Н., Тимошенко Л.И., Борисов О.Ю., Рожков С.Ю. Формирование мотивационной составляющей на занятиях по специальной физической подготовке у курсантов очной формы обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 275-278.
15. Харечкин А.Н., Тимошенко Л.И., Федорченко А.М., Гордеев Н.Н. Динамика развития познавательного интереса у курсантов к занятиям по физической подготовке // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 - 4., - С. 321-325.
16. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Физическая культура, физическая активность и здоровый образ жизни молодежи // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 - 4., - С. 315-318.
Педагогика
УДК 37.033
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); заведующий Платова Альбина Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский №319» (г. Нижний Новгород); воспитатель Таранова Татьяна Ильинична
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» (г. Нижний Новгород)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В современных условиях возросла роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Но всё же основы экологической культуры человека закладываются в первую очередь в семье. Именно семья создает ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. В процессе экологического воспитания важную роль играет отношение родителей к природе и интересам детей. Именно в семье в сотрудничестве с детским садом должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. При всей значимости и актуальности работы по экологическому образованию детей педагоги ДОУ недостаточно используют потенциал семьи в экологическом образовании детей, поэтому необходимо изучить особенности и эффективность взаимодействия ДОУ с семьёй в процессе экологического образования старших дошкольников.
Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, взаимодействие с семьями воспитанников, семейное воспитание, экологическая культура, формы организации сотрудничества, нетрадиционные формы общения.
Annotation. In modern conditions, the role of preschool institutions in the ecological education of children has increased, beginning at an early age. But still the foundations of man's ecological culture are laid first of all in the family. It is the family that creates the moral atmosphere that helps to cultivate a caring attitude to nature. In the process of environmental education, the role of parents in the nature and interests of children plays an important role.