Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, профессор Хагай Валерий Сергеевич
Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент,
профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Кудрявцев Роман Анатольевич Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь);
преподаватель Хагай Вадим Валерьевич
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов); кандидат педагогических наук Стрельников Роман Владимирович
Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы привлечения современной молодежи и студентов к занятиям физической культурой и спортом. Проведены исследования влияния регулярной физической активности и занятий физической культурой и спортом на улучшение здоровья и оказания благоприятного воздействия на весь организм человека. А также отмечено, что физическая активность в студенческой среде, особенно в период сессии, на 5-7% улучшает подготовку и сдачу всех экзаменов. Хорошее здоровье обеспечивает молодым людям адаптацию к быстро меняющемуся миру, а также выносливость ко всему, что преподносит им жизнь.
Ключевые слова: физическая культура, занятия спортом, степень нагрузки, пагубные привычки, молодое поколение, двигательная активность.
Annotation. In article questions of involvement of modern youth and students to occupations are considered by physical culture and sport. Researches of influence of regular physical activity and occupations by physical culture and sport on improvement of health and rendering favorable impact on all human body are conducted. And also it is noted that the physical activity in the student's environment, especially during a session, for 5-7% improves preparation and passing all examinations. Good health provides to young people adaptation to quickly changing world and also endurance to everything that life presents to them.
Keywords: physical culture, sports activities, loading degree, addictions, younger generation, physical activity.
Введение. В мире широко пропагандируется физическая культура и физическая активность у детей, подростков и студенческой молодежи. Как заботливые профессионалы, родители, преподаватели должны помочь нашим детям и самому себе изучить навыки и ценности, ведущих к принятию активного образа жизни как позитивного и здорового пути жизни. Жизненная ценность - физическая активность, как неотъемлемая часть жизненного опыта и любого современного человека, должна быть сопоставима с условиями, необходимыми для здорового образа жизни. Физическое воспитание может быть ключевым в продвижении философии активной жизни [3, 5].
Необходимость того, чтобы дети и молодежь занимались регулярной физической деятельностью, рассматривается в качестве одной из предпосылок для достижения оптимального здоровья и качества жизни, потому как огромное количество людей разных профессий излагают свою жизнь на положительном здоровье умеренных физической активности и опасных тенденциях бездействия среди детей и молодежи. Всех объединяет то, что было изучено о физической активности и здоровье, исследования огромного времени показывают основные выводы, которые поддерживают новый взгляд на физическую активность [7].
Формулировка цели статьи. Целью данной работы является представление результатов исследований влияния физической культуры, физической активности и здорового образа жизни молодежи на дальнейшее самовыражение и социальное взаимодействие. Физическое воспитание и регулярные занятия спортом являются одним из способов помочь детям и молодежи, расти здоровыми и крепкими.
Изложение основного материала статьи. Каждый день студенты занимаются учебной работой, и несколько раз в год сдают сессию. Все это проходит с большой нагрузкой на организм и все это требует от студентов больших усилий, хорошего здоровья и психофизической подготовленности. Если студент активно занимается спортом, то учебные нагрузки не составляют больших трудностей для молодого организма. Время на учебные занятия в среднем составляют 6-8 часов в день, самоподготовка в среднем занимает 3-5 часов в день, а в период сессии 8-9 часов. Если сравнивать рабочее время студентов и простого человека имеющего регламентированный рабочий день, то в среднем рабочий день у простого человека занимает 7-8 часов, а учебное время студента составляет 9-12 часов в сутки, что оказывает большую психофизиологическую нагрузку на организм молодого человека. При этом очень важно соблюдать режим труда и отдыха, что часто нарушается студентами. Многие студенты занимаются самоподготовкой к следующему учебному дню в более позднее вечернее время, а зачастую далеко за полночь. Это влечет за собой нарушение режима сна, а недостаток сна влияет на мозговую деятельность, общее физическое состояние и психоэмоциональное состояние. Также важно в это время правильное питание, чем также зачастую пренебрегают студенты. Все эти перегрузки и такое отношение к своему организму плохо сказываются на здоровье молодежи. Это проявляется в пониженной активности в конце семестра, когда больше всего нужны силы и активность для сдачи зачетов и экзаменов. Чтобы успешно сдать экзамены и зачеты к ним нужно хорошо подготовиться и для этого нужно много усилий. В этом может помочь спорт, ведь спорт приучает организм к регулярным нагрузкам и намного легче с ними справляется, как с физическими, так и с умственными. Также период экзаменов - это не только проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека [2, 9].
Проведенные исследования показали, что студенты, которые регулярно занимаются спортом, особенно в период сессии, на 5-7% более успешно подготавливаются и сдают все экзамены. Также для увлеченных спортом студентов сессия проходит более благополучно для здоровья. Не только для студента, но и для каждого человека нужно время для отдыха. Не случайно говорят: «Как отдохнешь, так и поработаешь!», то
есть студенты, которые учатся и при этом не отдыхают - не смогут осилить большой объем информации. Все студенты проводят свое свободное время по-разному: кто-то бездельничает, кто-то зубрит и учится, кто-то занимается спортом и при этом успевает усвоить материал занятий и успешно учиться. Студенты, которые занимаются спортом в свободное от учебы время на 7-9% будут более работоспособны, чем те, кто спортом не занимаются. Ведь у спортсменов есть четкий режим труда и отдыха, в отличии от студентов, которые спортом не занимаются. К тому же у спортивных студентов выносливость намного больше, чем у тех, кто не занимается спортом [1, 8].
Можно сказать, что «спортивные» студенты, для которых важно не только тренироваться, но и следить за своим здоровьем, питанием и, что не мало важно, образом жизни, делают свою жизнь намного лучше и добиваются в жизни более лучших результатов. Следуя правилам здорового образа жизни, спортсмены стараются не нарушать режим сна и питания, часто бывают на свежем воздухе, именно поэтому они намного легче переносят физические и умственные нагрузки. Также спортсменам не нужно рассказывать о вреде курения, алкоголя, наркотиков, они и так прекрасно знают, как все это отражается на их самочувствии, работоспособности и занятиях спортом. При всем этом они на 12-15% реже болеют, чаще всего у них хороший иммунитет, им проще переключиться с одного вида деятельности на другой, а также имеют более высокую психологическую устойчивость к разным стрессовым ситуациям и имеют высокий уровень работоспособности в учебное время [4].
В учебную программу студентов входит также и учебная практика, которая требует от студентов не только конкретных теоретических знаний, но и определенной физической подготовленности, ведь главная задача каждого ВУЗа - это подготовить квалифицированных работников. Так что студенты сталкиваются с необходимостью трудиться в качестве рабочего еще на этапе обучения, такой труд также требует специальной физической подготовки [6].
К большому сожалению далеко не все студенты придерживаются здорового образа жизни, у одних есть вредные привычки, а другие думают, что достаточно отказаться от вредных привычек, чтобы вести здоровый образ жизни. На самом деле это далеко не так. Формирование здорового образа жизни поначалу требует от человека много усилий, но в дальнейшем это входит в привычку и применяемые нагрузки становятся обыденной реальностью. У каждого студента свои цели и задачи в жизни и чтобы их осуществить -необходимо крепкое здоровье. Хорошее здоровье, как правило, обеспечивает адаптацию к быстро меняющемуся миру, а также выносливость ко всему, что преподносит нам наша жизнь. Будь-то нагрузки в быту или ежедневные учебные занятия, чтобы со всем этим успешно справляться, нужно заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм [11].
Помимо учебной деятельности студенты ведут очень интересную и активную жизнь, ведь это прекрасная пора, когда молодые ребята заводят новые знакомства, испытывают массу эмоций, как позитивных так и негативных, с которыми помогает справиться спортивная деятельность. Для этого не обязательно быть именитым спортсменом, в таких случаях может помочь простая пробежка на свежем воздухе, в парке или на стадионе, также занятия в спортивном зале, чтобы развеять негативные мысли и таким образом можно легко «выпустить пар». Спорт отвлекает от негативных мыслей и помогает войти в нормальный жизненный ритм, оставив переживания и проблемы где-то в прошлом. Каждый из нас время от времени бывает в стрессовых ситуациях или просто длительное время находится в стрессе, у спортсменов стресс проходит не то чтобы не заметно, но не так тяжело как у человека, не занимающегося спортом, поскольку тренировки помогают отвлечься от стрессовой ситуации. После спортивной тренировки чувствуется облегчение, поскольку вся негативная энергия выходит через нагрузки. Спорт также формирует позитивное развитие личности и подготавливает молодежь к труду и защите Родины. Нас с детства учили, что нужно заботиться о своем здоровье и физически совершенствоваться. В наше время стало модным вести здоровый образ жизни, следить за питанием, фигурой, ходить на регулярные тренировки. Спорт очень многое решает в жизни человека, в том числе и его внешний вид. Также регулярные занятия спортом приводят к замедлению процесса старения, подтягивают мышцы и человек, занимающийся спортом, выглядит намного лучше нежели те, кто спортом не занимается, не говоря уже о тех, кто имеет вредные привычки [12].
Также хочется отметить, что в регулярных занятиях спортом и дозированных нагрузках нет минусов, это один большой плюс для человека. Хотелось бы перечислить некоторые основные плюсы при занятиях спортом: самый главный плюс для девушек, это, конечно же, снижение веса и подтянутая фигура, развитие легких, хороший иммунитет, повышенная работоспособность, а также тренировки заставляют разумно планировать режим дня и обязательно соблюдать его, а в случаях травм или болезней организм спортсмена намного быстрее восстанавливается. Помимо положительного влияния на здоровье и тело человека спорт также, влияет на самооценку и веру в собственные силы человека. Активные люди чаще добиваются в жизни того, чего хотят, потому что они более выносливы, у них вырабатывается сила воли, а также, что не мало важно - это возможность укреплять веру в себя и потенциал в других сферах деятельности [13].
Люди, которые обычно менее активны, могут улучшить свое здоровье и укрепить тело приобщаясь к занятиям физической культурой и сортом. Но при этом физическая нагрузка не должна быть чрезмерной для достижения какой-то пользы или быстрого результата. При этом более высокая польза для здоровья может быть достигнута за счет увеличения количества (продолжительности, частоты или интенсивности) физической активности.
Проведенные исследования показали, что регулярная физическая активность и занятия физической культурой и спортом улучшают здоровье и оказывают благоприятное воздействие на весь организм человека следующими способами, а именно укрепляют и поддерживают мышцы, кости и суставы, контролируют вес человека, снижают артериальное давление, сокращают риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, снижают риск развития диабета, предотвращают риск преждевременной смерти, снижают риск развития рака толстой кишки, снимают чувство депрессии и беспокойства, способствуют стрессоустойчивости.
Развитие современных технологии сокращает двигательную активность человека за счет производства устройств и услуг, облегчающих жизнь человека. Дети предпочитают смотреть телевизор, работать в Интернете, играть в видеоигры вместо того, чтобы заниматься физической культурой. Обычная активность детей, оберегающая здоровье, присущая образу жизни предыдущих поколений, сейчас упущена. Результатом этого является значительное увеличение ожирения в детском возрасте и увеличение распространения сердечно - сосудистых заболеваний даже в детском возрасте. Даже в странах, которые пропагандируют здоровый образ жизни, не все гладко. У четырех из десяти канадских детей есть, по крайней мере, хотя бы
один фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, снижение здоровья из-за неактивного образа жизни, а шестьдесят процентов канадской молодежи не соответствуют стандартам здоровья. Физическая активность в повседневной жизни молодежи нуждается в хорошо продуманных и качественных программах физического воспитания, которые в свою очередь обеспечивают непрерывный процесс занятий от детского сада до 11 класса, уделяют особое внимание активной жизни детей, предоставляют возможности для ежедневной физической активности, работают с учащимся. В Ассоциации учителей «Дальнейшая политика» говорится: «Обязательное здоровье и ежедневная программа физического воспитания должны существовать». Кроме того, расширенное обучение, улучшение концентрации внимания, улучшение самоконтроля и уверенность в своей физической форме, развитие позитивных установок к участию в физической жизни общества, должны быть прописаны в программах физического воспитания во всех учебных заведениях. Хотя обычно считается, что существующие школьные программы отвечают требованиям деятельности наших детей и молодежи. Но сокращение бюджета, отсутствие и (или) продолжение сокращения необходимых специалистов в области физического воспитания и недостаточное время в школьных расписаниях способствуют снижению физического образование. Многие программы не соответствуют требованиям повышения навыков физической культуры, которые поддерживают здоровый активный образ жизни. Считается, что качественное ежедневное физическое воспитание имеет сбалансированный и содержательный контент, который последовательно и на равных преподается всем учащимся на протяжении всего учебного года как ценная и неотъемлемая часть всего процесса образования [10].
Такая программа включает:
- фитнес и моторные навыки;
- соответствующее оборудование;
- возможности рекреационного конкурентного участия;
- результаты соревнований, честной игры, успеха и социальной осведомленности;
- адекватное время обучения по недельному графику;
- индивидуальная педагогика, ориентированная на учащегося;
- способность удовлетворять разнообразные потребности, способности и интересы всех учащихся.
Выводы. Занятие физической культурой и спортом помогает понять, что физическая культура и
физическая активность помогает людям и способствует их самовыражению и социальному взаимодействию. Физически подготовленные люди понимают и оценивают способности самого себя и других. Они понимают факторы риска, факторы безопасности и свое поведение, связанное с физической активностью и ее воздействие на их физическое, эмоциональное, социальное и духовное благополучие. Физическое воспитание играет жизненно важную роль в системе образования. У нас нет возможности узнать, какие новые социальные структуры появятся в будущем или как существующее будет меняться. Но мы уверены, что физическое воспитание и в дальнейшем будет играть свою уникальную роль при обучении детей и молодежи всех возрастов. Физическая активность нужна, чтобы узнать больше о своем мире и быть активным в нем.
Литература:
1. Барсагаева И.В., Хагай В.С. Культура личности студента: состояние проблемы формирования и характеристика компонентов / В сборнике: Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития материалы XXIV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. - 2017. -С. 158-161.
2. Барсагаева И.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Физическая культура как синтез телесного и духовного единства // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 22-25.
3. Козенко Е.Ю., Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студента. Учебное пособие / Ставрополь, 2017.
4. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и атлетическая гимнастика. Учебное пособие. -Ставрополь, 2016.
5. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и методика развития физических качеств. Учебное пособие / Краснодарский университет МВД РФ. - Ставрополь, 2016.
6. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и основные силовые виды спорта. Учебное пособие. - Ставрополь, 2015.
7. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В. В Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта / сборнике: Актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 262-269.
8. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни / В сборнике: Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 114-117.
9. Хагай В.С., Кульчицкий В.Е., Стрельников Р.В., Литвина Г.А. Формирование физической культуры личности на основе мотивационно-ценностных отношений студентов к занятиям физическими упражнениями // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 128-130.
10. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 55-10. - С. 218-224.
11. Хагай В.С., Хагай В.В. Физическая активность в современном мире и её проблемы / В сборнике: Социально-гуманитарные и естественно-технические науки и вызовы современности Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 832-835.
12. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Барсагаева И.В., Хагай В.В. Физическая культура и спорт в жизни российской молодежи и студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3.
- С. 261-264.
13. Харечкин А.Н., Тимошенко Л.И., Борисов О.Ю., Рожков С.Ю. Формирование мотивационной составляющей на занятиях по специальной физической подготовке у курсантов очной формы обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 275-278.
14. Богданов И.В. Физическая культура: как мы ее понимаем // Молодой ученый. - 2014. - № 1. -С. 642-648.
Педагогика
УДК 378.037.1
доцент Ханевская Галина Валентиновна
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы современного физкультурного образования студентов в высших учебных заведениях, проанализированы причины их возникновения. Описаны необходимые факторы для улучшения физкультурного образования студентов и разработаны пути решения исследуемых проблем.
Ключевые слова: Физическая культура, воспитание, знания, умения, навыки, студенты, образование, формирование личности, самосовершенствование.
Annotation. This article deals with the problems of modern sports education of stu-dents in higher education, analyzes their causes. We describe the necessary factors for the im-provement of sports formation of students and developed solutions to the issues under inves-tigation.
Keywords: Physical culture, education, knowledge, skills, students, education, personality formation, self-improvement.
Введение. В современном высшем образовании существует гуманитарный элемент, который подразумевает гармонизацию как психологических, так и физических сил и возможностей обучающихся, включающий физическую культуру в качестве ее обязательной составляющей.
На протяжении всей истории человечества в педагогической теории и практике исследовались вопросы физического воспитания и развития. Впервые интерес к данной проблеме привлекли античные идеалы гармонического физического развития, которые впоследствии не потеряли своей актуальности и в эпоху Возрождения.
В результате социально-экономического реформирования в Российской Федерации, изменение образовательных и научных парадигм, привело к переосмыслению значимости и функции физической культуры студентов как здоровьесберегающей концепции, способствующей формированию человеческого возможностей студенческой молодежи. Теперь новые условия подразумевают, что функции физической культуры выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил -трудовых ресурсов. Тогда как, высшая школа (оказалась в ситуации неготовности) «оказалась не готова» к здоровьесбережению будущих специалистов, воспитанию цельно развитой личности. Стабильная тенденция снижения уровня физической подготовленности студентов наравне с потерей отчетливых социально-культурных ориентиров в развитии личности обучаемых, возрастание самодеструкции среди части студенческой молодежи определяют необходимость обоснования и обеспечения эффективного формирования физической культуры личности.
Таким образом, учитывая происходящие модернизации образования в России, проблема педагогического риска особенно актуальна, ведь она затрагивает все аспекты применения инноваций в методиках и способах преподавания на всех этапах получения образования, которого требуют условия постоянно меняющейся обстановки.
Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося. Инновации являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных педагогов и целых коллективов и не возникают сами по себе.
Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории являющихся перспективными с точки зрения обучения.
В понимании сущности этих понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых, как правило, отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее педагогу использовать его в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.
Цели данной статьи: рассмотреть актуальные проблемы современного физкультурного образования и разработать возможные пути решения.
Задачи:
1) раскрытие сущностных характеристик, содержания, структуры, критериев и уровней физической культуры личности студентов;
2) выявление педагогических условий поступательного развития физической культуры личности студентов в образовательном процессе;
3) определить уровни сформированности физической культуры личности в процессе обучения.
Изложение основного материала статьи. Важным фактором в современном мире является осознание
физической культуры как части общей культуры личности и общества. Физическая культура - это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей. Однако наряду с феноменом физкультуры возникает и развивается феномен спорта, приобретая самостоятельный статус. Это достаточно многофункциональное явление, которое трудно вписать в единое понятие. Достаточно сказать, что к спорту обычно относят и катание на яхтах, и игру в шахматы, авиамодельный спорт и многое другое, где ядром деятельности становится соревнование и достижение победы.
Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. С культурой их роднит способ телесного развития человека. Культура в данном случае выступает как