1. Несмотря на явную актуальность проблемы, применительно к особым категориям людей она разработана недостаточно и в основном построена на модели восполнения дефицита.
2. При этом, видна продуктивная попытка разработать научно- обоснованную технологию наращивания социальной компетентности личности, имеющей разного рода проблемы.
Литература:
1. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. - М., 2004. - 144 с.
2. Макаренко А. С. Марш тридцатого года / Сост. и авт. коммент. В. Г. Бейлинсон. - М., 2008. - 287 с.
3. Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия. / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе -М., 2006. - 219 с.
Педагогика
УДК: 378.2
доцент кафедры социально гуманитарных дисциплин Барсагаева Ирина Владимировна
Северо-Кавказский социальный институт (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, профессор Хагай Валерий Сергеевич Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент,
профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье приведены исследования, связанные с валеологическим здоровьем молодежи. Сделан анализ двигательной активности студенческой молодежи во время занятий и на каникулах, а также приведены результаты двигательной активности абитуриентов и студентов первого курса обучения. В этой связи, становятся актуальными и различные аспекты степени здорового образа жизни. К сожалению, сегодня в эпоху информационных технологий все большие обороты набирает проблема малоподвижного образа жизни. Приверженность молодежи и студентов к компьютерам, планшетам и другим информационным технологиям, все более захватывает современного человека, что неизменно сказывается на его здоровье.
Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, физическая культура и спорт, валеология, здоровый образ жизни.
Annоtation. The researches connected with valeological health of youth are given in article. The analysis of physical activity of student's youth is made during the occupations and on vacation and also results of physical activity of entrants and first-year students of training are given. In this regard, also various aspects of degree of a healthy image of activity of life are staticized economic. Unfortunately, today during an era of information technologies the increasing steam is gained by a problem of an inactive way of life. The commitment of youth and students to computers, tablets and other information technologies, more and more captures the modern person that steadily affects his health.
Keywords: health, physical activity, physical culture and sport, research valueology, a healthy lifestyle are followed.
Введение. В современном мире физическая активность играет важную роль в жизни человека, ведь она является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Проблема формирования физической культуры учащейся молодежи в системе вузовского образования во многом связана с вопросами состояния здоровья в современном обществе, степенью физической подготовленности и двигательной активности подрастающего поколения. Весьма важно делать упор на усиление роли физического развития особенно в системе образования, ведь именно в образовательных учреждениях у учащихся закладываются предпосылки для формирования ориентации на здоровый образ жизни.
Изложение основного материала статьи. Учитывая специфику современного производства и отмечая ее технократическую основу, где технология и техника выступают в роли основных, а человек - в роли вспомогательных средств производства, важно подчеркнуть, что технократический подход становится мощным тормозом в развитии общества, так как уводит его от рационального использования наличных резервов рабочей силы. Вместе с тем передовые страны демонстрируют новый экономический подход к организации производства с гуманистических позиций. В их основе лежит приспособление технологий к функциональным возможностям каждого работника. Поскольку ресурсы, технология, финансы и реализация - это лишь следствие труда человека, то основным решающим фактором в экономике страны является человек. Поэтому валеологические проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи приобретают в научном сообществе особую остроту. Особенно вызывает тревогу уровень физической подготовленности и двигательной активности молодежи. Нестабильная социально-экономическая обстановка в России, снижение уровня жизни, изменение инфраструктуры здравоохранения, образования, проблемы экологии, значительно ухудшили состояние подрастающей молодежи. Такую же закономерность подтверждают как зарубежные исследователи [10, 11, 12], так и отечественные[1, 3]. Научно-технический, социальный и производственный прогресс общества выдвинул совершенно новые, неожиданные проблемы. Одна из них - это тенденция к неуклонному понижению уровня здоровья населения.
Многие ученые отмечают, что компьютеризация быта населения резко ограничивает двигательную деятельность учащихся [5, 6]. В настоящее время более пятидесяти процентов призывной молодежи не имеют надлежащего уровня физической подготовки. До 80% молодых людей призывного возраста не готовы к службе в армии по медицинским показателям. Закончив школу, ребята опять попадают под отрицательное влияние прогрессирующей учебно-производственной гипокинезии[3, 5]. Обобщенные данные исследований ученых свидетельствуют о том, что около 70% учащихся различных общеобразовательных учреждений имеют отклонения физического и психического характера. При этом за время обучения в
общеобразовательной школе здоровье детей ухудшается в 3-5 раз и только 10% детей школьного возраста могут относиться к первой группе здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения, молодое поколение в возрасте от 16 до 29 лет составляют более 30% всего населения в мире. Проведенные исследования здоровья студенчества, установили, что наибольшую распространенность болезней современной молодежи составляют заболевания нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения. При этом от первого курса к выпускному наблюдается прогрессирующая тенденция к распространению различных видов хронических заболеваний [7, 11].
В настоящее время те люди, кому сегодня по 18-20 лет, уже крайне скоро станут основными действующими личностями в нашей стране. Вырабатывание привычки вести здоровый образ жизни обязано вырабатываться сначала в своей семье, а затем и в образовательных учреждениях. Пропаганда и призыв к ведению здорового образа жизни в институтах, а также личный пример педагогического состава очень будет помогать воспитывать и сможет очень сильно повлиять на то, чтобы вырастить здоровое юное поколение. В данный период уровень социально-экономического развития людей требует стабильного увеличения физической подготовки студентов. Для того чтобы укрепить здоровье и дать гармоничное развитие человеку, подготовить молодежь к труду, начинает возрастать значение физической культуры, начинается их внедрение в повседневную жизнь. Физическая культура обязана сопровождать человека всю его жизнь. Начиная с детского сада, человеку нужно развивать привычку заниматься спортом. В школе учителя должны поддерживать это, помогая родителям. В институте следить за своим физическим здоровьем должен будет сам студент. Однако преподаватели должны его в этом поддерживать. Надо стараться ставить дело так, чтобы студенты стабильно заботились о личном физическом здоровье и постоянно его совершенствовали, а также располагали знаниями в сфере медицинской помощи, вели здоровый образ жизни.
Любое общество строится на новом поколении, которое выражается в студентах. Как известно, в образовательном процессе основную роль отводят учебной работе, которая связана с высокой умственной нагрузкой. Год от года наблюдается тенденция к увеличению поступления информации, а так же необходимость усвоения этой информации в относительно короткие сроки. Регулярные физические нагрузки в процессе обучения способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности обучающихся и способствуют увеличению успеваемости.
Физическая культура - это одно из самых широких и собирательных понятий, которая включает в себя все достижения, какие-либо были скоплены в процессе общественно-исторической практики. В настоящее время, время высоких технологий, которое сопровождается внедрением компьютеров, различных сотовых телефонов планшетов, люди забывают о своем физическом здоровье, отдавая себя инновациям. Все больше каждое новое поколение забывает о спорте, а развлекается с помощью планшетов и сидя дома за компьютером. И это большая проблема, так как в будущем мы получим людей, болеющих различными заболеваниями. Ведь если не вести здоровый образ жизни организм человека очень сильно слабеет. И чтобы такого не произошло, необходимо усилить роль физического развития, выдвинуть ее на первый план. В системе образования физическая культура является учебной дисциплиной и важнейшим компонентом целостного развития личности и входит в число обязательных дисциплин. Современное содержание образования ориентирует на то, чтобы помимо банальной физической подготовки учащиеся были действительно образованными в физической культуре - в процессе обучения должно происходить развитие таких общих для человека ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие. Но это далеко не последняя роль физической культуры.
Проведенные исследования показали, что двигательная активность студентов в период проведения учебных занятий составляет около 56-65 %, а период экзаменационной сессии - 39-46% от уровня во время каникул. Недостаток движений у многих студентов составляет до 80% времени в течение всего учебного года. Замечено, что к концу учебной недели двигательная активность студента снижается, а ее увеличение происходит в те дни, когда начинаются занятия по физической подготовке. Абитуриенты, как и студенты первого курса, также имеют признаки недостатка двигательной активности, так как они ограничивают себя, ссылаясь на подготовку к вступительным испытаниям. Также хочется отметить низкий уровень физической подготовленности студентов первого курса обучения и неравномерное развитие их физических качеств, а на старших курсах снижение физической работоспособности способствует неблагоприятным изменениям в реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку [8].
Физическая культура - это многофункциональный механизм оздоровления всего населения. Она помогает в самореализации человека, а также его самовыражению и развитию. К сожалению, сегодня в эпоху информационных технологий все большие обороты набирает проблема малоподвижного образа жизни. Приверженность к компьютерам, планшетам и другим информационным технологиям, все более захватывает современного человека, что неизменно сказывается на его здоровье [2]. На самом деле, это является большой проблемой, поэтому весьма важно делать упор на усиление роли физического развития особенно в системе образования, ведь именно в образовательных учреждениях у учащихся закладываются предпосылки для формирования ориентации на здоровый образ жизни. В связи с этим необходимо увеличить роль и место физической культуры и спорта в жизни человека. Это играет очень важную роль, так как в настоящее время идет сильная компьютеризация и развитие информационных технологий, и человек отодвигает физическое развитие на задний план, давая ход технологиям. Поэтому, можно утверждать, что одной из главных задач образовательных учреждений является не только обучение студентов, но поддержание их физической подготовленности, пропаганда им здорового образа жизни [9]. Основным приоритетом государственной политики, направленной на благосостояние страны, должно быть развитие валеологической науки и системы улучшения генофонда, его физиологических качеств и в конечном итоге повышение уровня воспитания, образования и валеологической культуры молодежи.
Физическая культура дает молодому человеку возможность полноценного воспроизводства личности в своем телесно-духовном единстве. Сведение ее сущности только к двигательной активности порождает недооценку социальной роли физической культуры при формировании закупочной социальной и культурной политики. В свою очередь эта недооценка в дальнейшем проявляется на таких важнейших социальных пказателях, как элементы уровень здоровья населения, продолжительность жизни, морально-психологический климат в обществе, отношение людей к ценностям физической культуры [6, 12].
Выводы. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о росте актуальности и социальной значимости недостатка двигательной активности студентов вузов как устоявшегося отрицательного явления профессиографической структуры любого образовательного учреждения, а также показывает общность мнений большинства специалистов, неэффективности существующей системы физкультурно-спортивного образования учащейся молодежи, особенно студентов. Ни у кого не вызывает сомнений, что современные условия развития общества требуют и новых подходов в образовательной парадигме, способствующей компенсации дефицита двигательной активности студентов и формированию личностной валеологической культуры в системе вуза. По мнению большинства специалистов, доминирующей является задача формирования здорового образа жизни и физической культуры человека, а также развитие и совершенствование его определенных физических качеств, умений и навыков.
Литература
1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Здоровье. 1989. - С. 84.
2. Барсагаева И.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Физическая культура как синтез телесного и духовного единства // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 22-25.
3. Волков Н.И. Взаимосвязь некоторых физиологических параметров в процессе мышечной работы // Материалы X Всесоюзной научн. конф. по физиологии, биомеханике и мышечной деятельности. — М., 1968. - С. 39.
4. Воробьева Э.И., Ивлев В.И., Засмунович Ф.Н., Валеология: учебное пособие. - Курган, 1998. - 56 с.
5. Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 5. - С. 57.
6. Соколова И. В. Ритмическая гимнастика как фактор здорового образа жизни : дис. на соиск. уч. ст. к. п. н. - СПб., 2000. - С. 34.
7. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Барсагаева И.В., Хагай В.В. Физическая культура и спорт в жизни российской молодежи и студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3.,
- С. 261-264.
8. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Физическая культура, физическая активность и здоровый образ жизни молодежи // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 - 4., - С. 315-318.
9. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 55-10. - С. 218-224.
10. D. Grapentina: Zu einigen Beziehungen von Motin und Verhalten in der Sporthehen Tätigkeit Studienden. TUP der K.K., 1982, № 7- S.523-533.
11. D. Schmidt: Gesundheit und Korperhche seistungtatig-kit in Abhargigkeit vom sportHchen Verhalten pei JugendHchen.
12. V.N. Biesstedt: Zur gesellschafthcher Bedeutung derFrauen imd Famihen sport. TUP der K.K., 1984, № 1 -S. 7-11.
Педагогика
УДК:378:016:802.0
кандидат филологических наук Белорукова Мария Валерьевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Золотова Марина Вианоровна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)
СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕКСТА В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности самостоятельной работы над чтением текста по юридической тематике в неязыковом вузе. Определяется роль самостоятельной работы в учебном процессе, дается описание понятия самостоятельность студентов, на материале опроса первокурсников юридического факультета ННГУ замеряется сформированность умения самостоятельно работать с текстом в начале и конце учебного года, проводится сопоставление результатов. Обосновывается значимость преподавателя в организации эффективного самообучения. Даются рекомендации преподавателям юридического английского по организации самостоятельной работы студентов над учебным текстом.
Ключевые слова: самостоятельная работа, работа над текстом, английский язык, английский язык для юристов, первокурсник, неязыковой вуз, профессиональный английский.
Annotation. The article centers around some aspects of non-linguistic university students' independent work on reading a Law related text. The share of independent learning in university education is defined. The notion of Student independence is termed, followed by first-year law students' survey results, which measure students' independence degree while working on a coursebook text, both at the beginning of the academic year and at the end. The acquired data are compared and certain conclusions are drawn. The teacher's part in creating an effective independent-learning environment is highlighted. University Law English teachers are given practical advice on arranging students' independent work on reading, pronunciation and intonation skills.
Keywords: independent learning, teaching autonomous reading, learning English, English for Lawyers, first-year student, English at university, English for specific purposes, ESP.
Введение. В последнее десятилетие в неязыковых вузах возросло количество часов, отводящихся на самостоятельную работу студентов при освоении дисциплины «Иностранный язык». При этом наблюдается тенденция к сокращению доли аудиторных занятий до половины от общего количества учебных часов, иногда даже меньше.