также в танцевальных и коллективных упражнениях у девушек экспериментальной группы достоверно выше, чем у сверстниц контрольной группы.
Выводы. Реализация модели и учебной программы спортивного образования школьниц, построенной на основе использования средств фитнес-аэробики, обеспечивает повышение показателей физической, спортивно-технической подготовленности учащихся, их функционального и физического здоровья, уровня теоретических знаний.
Литература:
1. Бальсевич, В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 4. - С. 2-6.
2. Борилкевич, В. Е. Экологические проблемы в спорте / В.Е. Борилкевич / III Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» 19-21 апреля 2007г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса / Под ред. В. А. Таймазова. - СПб.: Олимп-СПб, 2007. - С. 26.
3. Бурцев, В.А., Бурцева, Е.В., Данилова, Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 76-79.
4. Золотухина, И.А., Дедловская, М.В. Организация физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в условиях внеурочной работы по спортивным играм // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 3. С. 20-24.
5. Русакова, С.С., Мугаллимова, Н.Н. Методология модернизации системы физического воспитания в вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 3. С. 55-61.
6. Рябышева, С.С., Миннахметова, Л.Т., Миннахметов, Р.Р. Развитие силовых способностей детей среднего и старшего школьного возрастов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2014. С. 470-472.
7. Фонарев, Д.В. Технология управления муниципальной системой спортивно ориентированного физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2. С. 5-12.
8. Черняев, А.А., Фонарева, Е.А. Нравственное воспитание личности в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2014. № 5. С. 75-77.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, профессор Хагай Валерий Сергеевич
Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);
кандидат технических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания
Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); доцент кафедры социально гуманитарных дисциплин Барсагаева Ирина Владимировна Северо-Кавказский социальный институт (г. Ставрополь); преподаватель Хагай Вадим Валерьевич
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы привлечения современной молодежи и студентов к занятиям физической культурой и спортом. Также затронут вопрос развития спортивных баз и стадионов за последнее время и работа Правительства Российской Федерации в этом направлении, а также работа коммерческих организаций по развитию массового увлечения физической культурой граждан в досуговых зонах, зонах отдыха и парковых зонах в городах и в местах отдыха. Затронут вопрос привития детям с детства любви к занятиям физической культурой и необходимости продолжения занятий в любом возрасте. Проведен анализ работы закона о запрещении курения в общественных местах.
Ключевые слова: физическая культура, занятия спортом, степень нагрузки, пагубные привычки, молодое поколение, двигательная активность.
Annotation. In article questions of involvement of modern youth and students to occupations are considered by physical culture and sport. Also will raise the question of development of sports bases and stadiums lately and work of the Government of the Russian Federation in this direction and also work of the commercial organizations for development of mass hobby for physical culture of citizens in leisure zones, recreation areas and park zones in the cities and in vacation spots. It is raised the question of instilling in children since the childhood of love to occupations by physical culture and need of continuation of occupations for any age. The analysis of work of the law on prohibition of smoking in public places is carried out.
Keywords: physical culture, sports activities, loading degree, addictions, younger generation, physical activity.
Введение. Воспитание человека как личности начинается с детства, с семьи, школы и института. Помимо общеобразовательных дисциплин, таких как математика, родной язык, история и др. ребята знакомятся и с таким профилем обучения как физическая культура. Занятия в учебных заведениях способствуют не только разнообразию обыденного рабочего дня, но и таят в себе более глубокую истину, которая становится понятна детям благодаря родителям и учителям. При понимании человеком важности физической активности в жизни, меняются ценности - здоровье становится очень важным фактором для достижения поставленных целей, счастья и благополучия.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является представление результатов исследования пользы занятиями физической культурой и спортом различных категорий граждан, особенно молодежи и студентов.
Изложение основного материала статьи. Физическая культура в основном обладает оздоровительным эффектом, это важно знать именно потому, что число людей с невероятным количеством разных заболеваний постоянно растет каждый день.
Физической культурой и спортом, по возможности, необходимо заниматься всю жизнь с самого начала и до ее конца. В настоящий момент большая часть людей старается заниматься спортом и получает такую возможностью, благодаря вновь открываемым стадионам, дворцам спорта, бассейнам и другим спортивным объектам. В этом направлении очень хорошо видна работа Правительства по оздоровлению спортивно-массовой работы среди населения и особенно его молодой половины. Но, занимаясь физической культурой и спортом необходимо обращать должное внимание подбору степени нагрузки на организм, так как в этом случае, все индивидуально для каждого. Перебор с нагрузкой может наносить вред организму, особенно мало тренированному. Но, к большому сожалению, у определенной части населения, спорт не вызывает желаемого интереса. Такие люди не хотят даже совершить банальную пробежку или ускоренную ходьбу, они предпочтут этому ленивый вечер на диване у телевизора.
Несмотря на это, спорт все больше начинает входить в моду. Открываются новые спортивные залы, площадки с тренажерами появляются во дворах страны, дети в большем количестве стали ходить в спортивные секции. Сейчас очень хорошо стало заметно то, что на улицах городов все больше появляется людей на велосипедах, причем как одиночно катающихся, так и целыми семьями. Все больше и больше людей пересаживаются с автомобиля на двухколесный транспорт, своим примером вовлекая в ряды велолюбителей все большее количество желающих.
О плюсах дозированной физической нагрузки известно давно. Занимаясь физической культурой и спортом, укрепляется опорно-двигательная система, кости становятся устойчивее к нагрузкам, повышается выносливость, сердечная мышца укрепляется, нормализуется кровяное давление, метаболизм ускоряется, натренированная дыхательная система способствует улучшенному поступлению кислорода в организм [81.
Как известно, общество строится на новом поколении, которое выражается в определенном количестве молодежи и студентов. Здоровье молодежи - залог крепкого продолжения рода человеческого. На плечах студентов лежит большая ответственность по поддержанию себя в надлежащей форме для успешной учебы в ВУЗе и дальнейшем продолжении строительства нового общества. В ходе проведенных исследований, были выявлены высокие показатели активности у студентов, систематически занимающихся спортом. Физическая культура вырабатывает определенный режим дня, повышает тонус жизни, стимулирует к постановке высоких целей. Такие студенты более коммуникабельны, готовы к сотрудничеству, меньше боятся сторонней критики, адекватно понимают свое положение в социуме. Также, можно отметить высокую эмоциональную устойчивость, оптимизм и внутреннюю выдержку. Среди спортивных студентов нередко появляются лидеры, способные удержаться на ведущей позиции. Наработанные данные, несомненно, помогают молодым людям выдерживать нагрузки на производстве, поддерживать множество контактов и находить компромиссы в разрешении различных споров. Физическая культура заставляет работать те участки коры головного мозга, которые, непосредственно, связаны с интеллектуальной деятельностью, и тем самым, стимулируют умственные и творческие способности человека. Несомненно, молодой, и не только, организм человека должен работать как «часы» - исправно и точно. Для соответствующего функционирования системы, нужно давать регулярную физическую нагрузку, питаться правильно, участвовать в активных мероприятиях и находиться в душевной гармонии между телом и разумом.
Интерес к спорту должен прививаться детям родителями с раннего детства. Сейчас начинают широко проводить соревнования «Папа, мама, я - здоровая семья». Дети видят успехи и достижения своих родителей, их волю к победе и сами уже не могут быть хуже своих родителей, поскольку каждый ребенок всегда хочет быть похож на папу или маму. Первые, кто должны зажечь в ребенке эту искру любви к спорту, несомненно, должны быть его родители. Наверное, каждый из нас однажды посещал спортивные секции, кружок танцев или состоял в футбольной команде. Идея любви к физической культуре может иметь различные основания. Занятия спортом способствуют укреплению иммунитета. Если заниматься спортом, то будет красивое подтянутое тело, люди, любящие спорт, живут дольше, а также, находятся основную часть жизни в хорошем настроении. Несомненно, вышесказанное является научно доказанными фактами и неоспоримыми истинами, которые сложно подвергнуть сомнениям [61.
Воспитание любви к физической культуре - неотъемлемая часть тяжелой работы преподавателей и тренеров. Важно не только обучить каким-либо приемам, упражнениям, но и привить самостоятельное стремление к применению полученных спортивных знаний. Задача наставника в спорте - активизировать и направить внутренние силы ученика на получение высокого результата, поставленной цели. В рамках заданной темы, ученик - студент, представитель нового поколения, и его работа в процессе впитывания духа наставничества заключается в том, чтобы сохранить уважение к учителю, к самому себе и к спортивной дисциплине [101.
В современном мире, существует множество видов спорта и возможностей показать себя в одном из них. Преподаватели стимулируют молодежь участвовать в спортивных мероприятиях не напрасно.
Проведенные исследования показали, что можно выделить три весомых аргумента, опираясь на которые, возможно направить студентов к ведению активного образа жизни, занятию физической культурой или спортом:
1) студенческие активы должны выступать на соревнованиях, показывая этим возможности всех учащихся своего ВУЗа;
2) во избежание перегрузки студента во время повседневных занятий, спасением является физическая нагрузка, которая, как известно, компенсирует умственную нагрузку;
3) здоровье и красота студентов - объекты пристального внимания и гордости преподавателей.
Отсутствие же физической нагрузки может повлечь за собой ряд последствий, избавление от которых
может стать очень тяжелым, либо вовсе - невозможным. Во время занятия спортом, организм человека получает необходимую дозу кислорода для успешного обогащения клеток полезными веществами. Также, еще одной возможной проблемой молодежи можно считать появление избыточного веса в следствии неправильного питания и малой подвижности. При регулярных тренировках, тело все время находится в состоянии «подтянутости», метаболизм и мышечный тонус не позволяют жировым отложениям появиться в нежелательных местах. Перечисляя последствия отсутствия физических нагрузок в жизни человека, можно перейти к списку заболеваний, которые возникают в этой связи. В первую очередь это заболевания сердечно-
сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, а также нервной системы и эндокринной системы. Плачевными также окажутся последствия простой неподготовленности молодого человека к опасной ситуации, спасением в которой оказалась бы соответствующая физическая подготовка [31.
Государство дает возможность студентам заниматься физической культурой в рамках образовательной программы и не только. Строятся спортивные комплексы, работают высококвалифицированные специалисты, устраиваются соревнования, открываются новые горизонты для развития большого молодежного спорта. Физическая культура формирует достойных личностей, закаляя характер и воспитывая силу воли. Задача студентов, как представителей общества с большими возможностями, принять и целенаправленно использовать знания, достойно переданные им старшим поколением. Также, спорт развивает дух соревнования в молодых людях, мотивирует к достижению высоких результатов и побед. Поддержка родителей и спортивных наставников для них является неотъемлемой частью победы. Стоит заметить то, что спорт для молодого человека - путевка в здоровую, красивую и достойную жизнь [9].
Государству в настоящее время отлично удается культивировать физическую культуру и спорт. Физическая культура - это область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных побед. Благодаря идее развития этих направлений, стало появляться большое количество разных социальных, творческих программ [7].
В то время, как создаются все условия для популяризации физической культуры, осуществляется все, для избавления молодежи от пагубных, вредных привычек. В этом направлении велика и важна роль государства в изменении федеральных законов, нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения. С начала года в России принят новый антитабачный закон. Такие меры принимают, чтобы уменьшить число активных курильщиков. Все это говорит о том, что курение (даже пассивное) повышает риск различных заболеваний любого человека. То есть даже пассивный курильщик находится в зоне риска так же, как и активный. Принятый закон о запрете курения в общественных местах уже дал свои положительные результаты. За последние годы количество курящих среди молодежи снизилось на 22%, а среди лиц старшего возраста на 9% [1].
Улучшение положительного поведения по отношению к физической культуры отмечается поощрениями, дополнительными возможностями для занимающихся спортом. К примеру, сдача норматива «Готов к Труду и Обороне» повышает вероятность поступления во многие государственные организации среднего и высшего образования. Иногда, для распространения идеи физической активности принимают меры, такие как, необходимость прохождения этого экзамена для переаттестации на определенных специальностях. И необходимо отметить, увеличение спонсирования и открытия спортивных государственных учреждений, стадионов, парковых спортивных зон, спортивных уличных площадок [4].
Вклад в физическую культуру так же можно определить масштабным созданием спортивного бизнеса. Предприниматели ежедневно открывают новые спортивные залы, батутные залы, бассейны, залы скалолазания, скейт-парки, вело-парки, площадки, оснащенные турниковыми зонами, немного реже спортивные стадионы, школы, но это потому, что такой бизнес требует больших вложений. Бизнес развивается как благодаря традиционным технологиям поддержания физической культуры, так и большому количеству инноваций. Например, для развития дела в данном бизнесе необходимо знать, что потребитель больше заинтересован в новых методах и разработках. А новых методов поддержания физической культуры сейчас все больше и больше. Акцент при их создании делают на развитие определенных мышц тела, по типу, тренировок «Табата» в специальном массажном костюме. Такая тренировка, будет полезна по самому принципу «Табата», выполнение которой сконцентрировано на небольшом количестве времени и максимальной сложности выполнения упражнений, а новизна состоит в технологии костюма, который стимулирует массажем или током, в зависимости от режима, определенные участки тела. Технологий в настоящее время представлено очень много [5].
В целом, физическая культура и спорт улучшают взаимоотношения между предпринимателями и государством. Первые предлагают нескончаемый поток идей, а вторые полны интереса и помощи, в финансировании, и другой поддержки. Благодаря таким взаимным интересам в отношениях спорта и предпринимательства стали чаще и более с размахом проводиться различные спортивные мероприятия, соревнования для обычных граждан. При этом такие соревнования развивают здоровую конкуренцию между соревнующимися, повышают их интерес к спорту, укрепляют уровень здоровья граждан [2].
В наше время существует большой выбор спортивных услуг. Профессии связанные со спортом - тренер, массажист, спортивный врач, психолог становятся все более востребованными. Раньше тренер мог способствовать развитию карьеры спортсменов по общеизвестным областям спорта, теперь приветствуются тренеры узкой направленности, а так же тренеры так называемого уличного спорта - воркаут, трейсинг, велоспорт различных видов, скейтбордист, паркурщик, роллер и др. Техники обучения у всех специалистов разные. Поэтому, плюсы так же состоят в том, что рынок труда пополняется. Правда, карьеру спортсмена выбирать все еще рискованно, так как эта сфера очень не стабильна, особенно в последнее время, в связи с политическими течениями и разногласиями.
Выводы. Из данного материала можно сделать следующие выводы:
1. Физическая культура и спорт - мощное средство социального воздействия для становления личности и для совершенствования индивидуальных качеств, как студента, так и любого гражданина. То есть, для полного и всестороннего развития личности, человеку необходимо заниматься физической культурой и спортом, и воспитывать в себе волевые качества.
2. Современное общество возлагает большие надежды на молодое поколение здоровое и энергичное, благодаря занятиям физической культурой и спортом, способное своим трудом преумножать благосостояние государства.
Преподаватели физической подготовки и спорта стараются снизить уязвимость своих «детей» и повышают их работоспособность, а Правительство прилагает большие усилия к приумножению потенциала молодежи в сфере занятия спортом.
Литература:
1. Барсагаева И.В., Хагай В.С. Культура личности студента: состояние проблемы формирования и характеристика компонентов / В сборнике: Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития материалы XXIV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. - 2017. -С. 158-161.
2. Козенко Е.Ю., Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студента. Учебное пособие / Ставрополь, 2017.
3. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и атлетическая гимнастика. Учебное пособие. -Ставрополь, 2016.
4. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и методика развития физических качеств. Учебное пособие / Краснодарский университет МВД РФ. - Ставрополь, 2016.
5. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и основные силовые виды спорта. Учебное пособие. - Ставрополь, 2015.
6. Путин В. В. О спорте. Файл-РФ. 17.08.2014
7. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В. В Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта / сборнике: Актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 262-269.
8. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни / В сборнике: Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 114-117.
9. Хагай В.С., Кульчицкий В.Е., Стрельников Р.В., Литвина Г.А. Формирование физической культуры личности на основе мотивационно-ценностных отношений студентов к занятиям физическими упражнениями // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 128-130.
10. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-10. - С. 218-224.
11. Хагай В.С., Хагай В.В. Физическая активность в современном мире и её проблемы / В сборнике: Социально-гуманитарные и естественно-технические науки и вызовы современности Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 832-835.
Педагогика
УДК: 37.02
преподаватель Халметов Тимур Анварович
Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена внедрением в учебный процесс мультимедийных обучающих комплексов. Цель статьи - определить принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса. Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса по различным логическим основаниям. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов отбора (когерентность, трансдисциплинарность, рациональность, компаративность) и структурирования (нелинейность, кластеризация, каскадность, модульность) учебного материала мультимедийного обучающего комплекса.
Ключевые слова: мультимедийно обучающий комплекс, отбор учебного материала, структурирование учебного материала, рациональность, трансдисциплинарность, нелинейность, кластеризация, каскадность, модульность.
Annotation. The relevance of the study is due to the introduction of multimedia training complexes into the educational process. The purpose of the article is to determine the principles of selection and structuring of educational material of a multimedia training complex. The leading approach to research was the network approach, which allows establishing relationships between the selection and structuring of educational material of a multimedia training complex on various logical grounds. The main results of the research consist in the scientific substantiation of the selection principles (coherence, transdisciplinarity, rationality, comparativeness) and structuring (nonlinearity, clustering, cascading, modularity) of the educational material of the multimedia training complex.
Keywords: multimedia training complex, selection of educational material, structuring of educational material, rationality, transdisciplinarity, nonlinearity, clustering, cascading, modularity.
Введение. Мультимедийный обучающий комплекс, как информационно-методическое средство педагогического управления процессом обучения, представляет собой электронное интерактивное издание, в содержании которого представлен учебный материал, необходимый для решения конкретных образовательных задач, способ взаимодействия с которым устанавливается заданным алгоритмом или самостоятельно составленным обучающимся [4]. Структурообразующие компоненты учебного материала составляют учебная и научная информация, познавательные задачи и упражнения, исследовательские задания. Структурообразующим компонентам учебного материала свойственны целостность и эмерджентность, интеграция которых создает синергетический эффект, обеспечивающий развитие творческого потенциала всех субъектов учебного процесса, а также его оптимизацию [1].
Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса по различным