Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Харечкин Алексей Николаевич
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент,
профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель Федорченко Андрей Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); старший преподаватель Гордеев Николай Николаевич
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У КУРСАНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Аннотация. В статье раскрываются проблемы, связанные с развитием познавательного интереса на занятиях по физической подготовке при очевидных разногласиях в получении профессиональных компетенций за весь период обучения и возрастающем интересе к здоровому образу жизни. Проведен анализ формирования интереса к занятиям по «Физической подготовке», «Прикладной физической подготовке», «Специальной физической подготовке» у курсантов на различных курсах обучения. Проведены опросы и сделан анализ заинтересованности курсантов в посещении занятий по физической подготовке на разных этапах обучения. Сделаны выводы по развитию познавательного интереса к физической подготовке и предложены некоторые варианты развития мотивации у курсантов к занятиям физической подготовкой.
Ключевые слова: физическая подготовка, здоровый образ жизни, познавательный интерес, периоды подготовки, мотивационно-ценностное отношение, профессиональное становление.
Annotation. In article the problems connected with development of cognitive interest on classes in physical training at obvious disagreements in obtaining professional competences for the entire period of training at the increasing interest in a healthy lifestyle reveal. The analysis of formation of interest in classes in "Physical training", "Applied physical training", "Special physical training" at cadets on various courses is carried out. Surveys are conducted and the analysis of interest of cadets in visit of classes in physical training at different grade levels is made. Conclusions on development of cognitive interest to physical training are drawn and some options of development of motivation in cadets to occupations are offered by physical training.
Keywords: physical training, healthy lifestyle, cognitive interest, preparation periods, motivational and valuable relation, professional formation.
Введение. В настоящее время достаточно трудно вообразить себе перспективного, энергичного, здорового, успешно работающего сотрудника МВД, но при этом не имеющего интереса к активному образу жизни, с низкой физической активностью и часто испытывающего проблемы со здоровьем (в том числе по причине пристрастия к вредным привычкам). Заниматься различными видами спорта (в спектре от любительского до профессионального уровня) - стало модно, но при этом многие молодые люди при поступлении в ведомственные ВУЗы показывают результаты которые констатируют тот факт, что общий уровень поступающих в сфере физической готовности можно оценить как «средний» [3].
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является представление результатов исследования формирования интереса к занятиям по «Физической подготовке», «Прикладной физической подготовке», «Специальной физической подготовке» у курсантов на различных курсах обучения.
Изложение основного материала статьи. При проведенном тестировании около 15 до 18% абитуриентов в проверяемых группах показали низкий уровень, от 64 до 71% поступающих - средний и всего лишь 12 до 18% в каждой тестируемой группе - высокий [6, 9]. При этом наиболее низкие показатели физического развития были при прохождении кроссовой дистанции - по показателю выносливость, и в ходе выполнения специального комплексного упражнения - по показателю силовая выносливость, что вполне ожидаемо.
Особенно обратил на себя тот факт, что нейтральное и даже отрицательное настроение по отношению к физической подготовке как дисциплине, имеют более 40% абитуриентов. Видя в ней только «обязательную, навязанную», но никак не «важную, необходимую» учебную дисциплину (особенно в плане воспитания и развития профессиональных качеств будущего сотрудника) [1, 4].
Стоит подчеркнуть, что в содержании программ и тематических планов дисциплин «Физическая подготовка», «Прикладная физическая подготовка» и «Специальная физическая подготовка» различных ведомственных вузов отражено, что образовательный процесс не имеет вектора к становлению и развитию познавательного интереса к физической подготовке в целом. И в свою очередь к факту формирования должного отношения к здоровому образу жизни как к одному из основополагающих элементов современного сотрудника (и высококлассного специалиста структуры МВД).
Как правило, основной упор, сделан на выработку и становление компетентностей по той или иной специальности, для взращивания сотрудника ориентированного на эффективное решение задач в узко определенной области. А тот факт, что достижение этого невозможно без формирования у будущих сотрудников интереса к физической подготовке и самосовершенствованию в области физического воспитания - нигде не отражен [2]. Сам интерес к здоровому образу жизни, по сути, отсутствует у тестируемых.
Взаимосвязь «интереса» и «профессиональной направленности» личности в ходе вузовской подготовки -неоспорима. Необходимо вспомнить, что «интерес» к физической подготовке можно реализовать через создание и воплощение в жизнь различных спортивно-оздоровительных программ для будущих сотрудников, а также через формирование мотивационно-ценностного отношения и к физической подготовке и к физическому воспитанию в целом [4].
Не малое значение в этом будет иметь совершенствование методик преподавания таких дисциплин как «Физическая подготовка», «Прикладная физическая подготовка», «Специальная физическая подготовка» с усилением работы в секционной и клубной сфере для организации досуга курсантов[5].
Процесс развития познавательного интереса у будущих сотрудников в области физической подготовки будет более продуктивным если:
-в логике непрерывного образовательного процесса будет поэтапно реализовываться ситуативный интерес - интерес к учебной дисциплине - интерес к физически активному и здоровому образу жизни (духовному, физическому и профессиональному развитию);
-для активизации учебной деятельности курсантов, будут созданы такие педагогические условия, которые обоснуют и дадут мотивацию, потребность в здоровом образе жизни и укреплении здоровья как обязательного средства в становлении и гармоничном развитии будущих сотрудников;
-будет реализована действенная и современная система мониторинга процесса формирования интереса к физической подготовке. Выработки необходимых профессиональных компетенций для будущих сотрудников МВД [8].
Познавательный интерес в образовательном процессе как средство обучения проявляется в виде внешнего стимула познавательной активности курсанта, педагогического инструментария преподавателя, предоставляющего возможность сделать процесс обучения привлекательным, выделить в нем те аспекты, которые смогут привлечь внимание курсантов и заставят их активизироваться [7].
Рассматривая мотивационный критерий, только 10% из опрошенных респондентов посещают занятия по «Физической подготовке», «Прикладной физической подготовке», «Специальной физической подготовке» с удовольствием, при этом 64% считают их обязательными при обучении в ведомственном ВУЗе, а 24% считают их напрасно проведенным временем [12].
Опрос старших курсов показал изменение интереса в позиции курсантов к физической культуре и спорту в процессе работы на занятиях по таким дисциплинам как «Физическая подготовка», «Прикладная физическая подготовка», «Специальная физическая подготовка».
Таблица 1
Динамика формирования интереса к занятиям по «Физической подготовке», «Прикладной физической подготовке», «Специальной физической подготовке» у курсантов на различных курсах
обучения
Группы Посещают занятия с удовольствием Считают их обязательными для посещения Считают их ненужными для здоровья
1 К 3К (П) 5К (П) 1К 3К (П) 5К (П) 1К 3К (П) 5К (П)
ПОМБ 1 24 18 -6 9 -9 22 24 +2 17 -7 6 9 +3 10 +1
ПОМБ 2 22 16 -6 8 -8 18 22 +4 17 -5 2 6 +4 11 +7
ПД АД 23 21 -2 15 -6 22 23 +1 19 -4 4 5 +1 8 +3
ПД ОРД 21 17 -4 15 -1 21 21 0 19 -2 4 9 +5 14 +5
ПД АД (ЗФО) 16 15 -1 12 -3 16 16 0 12 -3 6 8 +2 7 -1
Примечание:
1к - исходный контроль (тестирование первого курса);
3к - промежуточный контроль (тестирование третьего курса);
5к - итоговый контроль (тестирование пятого курса);
(П) - перепад «+» или «-»в сравнении с предыдущим курсом обучения.
График 1. Посещают занятия с удовольствием
График 2. Считают занятия обязательными для посещения
График 3. Считают ненужными для здоровья
Ряд 1.1 к - исходный контроль (тестирование первого курса),
Ряд 2.3к - промежуточный контроль (тестирование третьего курса),
Ряд 3.5к - итоговый контроль (тестирование пятого курса) [10,11].
Выводы:
1. Познавательный интерес к физической культуре является одновременно средством повышения эффективности занятий физической подготовкой и спортом, устойчивым профессионально важным качеством личности, проявляющимся в особом эмоциональном отношении к результатам занятий физической подготовкой как к способу сохранения и развития здоровья.
2. Формирование познавательного интереса к физической подготовке есть реализация творческого подхода к содержанию и организации занятий и рейтинговой система оценке учебной деятельности курсантов.
3. Сформированность познавательного интереса к физической подготовке и спорту дает толчок к более продуктивному результату в решении задач по развитию у будущих сотрудников необходимых профессиональных компетенций и установок на здоровый образ жизни, с выработкой потребности в регулярных занятиях спортом.
4. Диагностика сформированности познавательного интереса к дисциплинам по физической подготовке в ведомственном ВУЗе может быть осуществлена только при симбиозе полноты и прочности освоения теоретических и методических знаний по физической подготовке преподавателями, а также деятельностном и осознанном овладении умениями и навыками выполнения физических упражнений курсантами.
5. Потребность в занятиях физической подготовкой проявляется в ходе занятий как мотиватор избирательно направленный на некоторый вид физических нагрузок приносящих максимальное удовлетворение, и под влиянием которого курсант занимается более насыщенно и плодотворно.
6. Целеустремление в развитии познавательного интереса у курсантов ведомственного вуза является необходимым фактором для повышения эффективности учебного процесса в физической подготовке как важнейшему компоненту профессионального становления и развития будущих сотрудников МВД.
Литература:
1. Барсагаева И.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Физическая культура как синтез телесного и духовного единства // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 22-25.
2. Козенко Е.Ю., Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студента. Учебное пособие / Ставрополь, 2017.
3. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и атлетическая гимнастика. Учебное пособие. -Ставрополь, 2016.
4. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и методика развития физических качеств. Учебное пособие / Краснодарский университет МВД РФ. - Ставрополь, 2016.
5. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и основные силовые виды спорта. Учебное пособие. - Ставрополь, 2015.
6. Николаев Д.В. Формирование познавательного интереса к физической культуре у студентов технического вуза. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Саратов, 2008 г.
7. Скорнякова А.Н., Харечкин А.Н. К вопросу о проблемах самоорганизации в деятельности курсанта / Межвузовский круглый стол: Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России. - Ставрополь 2016. - С. 340-343
8. Скорнякова А.Н., Харечкин А.Н. Многоуровневые квест-занятия как комплексный способ реализации профессиональных компетенций / В сборнике: Россия: От стагнации к развитию (региональные, федеральные, международные проблемы), сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. 2017. С. - 118-120.
9. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Барсагаева И.В., Хагай В.В. Физическая культура и спорт в жизни российской молодежи и студентов образования // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-3. - С. 261-264.
10. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-10. - С. 218-224.
11. Харечкин А.Н., Мамонтов Д.Ю. Неявные «скрытые» условия образования в структуре вузовской педагогической системы / В сборнике: Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. - 2017. - С. 330-334.
12. Харечкин А.Н., Москвин М.М, Зубенко С.С Особенности психологической подготовки и обучения слушателей вузов МВД России к несению службы в ОВД с оружием // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 256-261.
13. Харечкин А.Н., Тимошенко Л.И., Борисов О.Ю., Рожков С.Ю. Формирование мотивационной составляющей на занятиях по специальной физической подготовке у курсантов очной формы обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58 - 4., - С. 275-278.
14. Харечкин А.Н., Харечкина Ю.О. Методика формирования подхода к изучению учебной деятельности курсантов в освоении специальных дисциплин с учетом индивидуальных особенностей нервной системы / В сборнике: актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-38.
15. Харечкина Ю.О., Харечкин А.Н. Особенности построения учебных программ и их функции / Межвузовский круглый стол: Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России. - Ставрополь, 2016. - С. 215.
Педагогика
УДК 377
доктор педагогических наук, директор Харлов Михаил Аркадьевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шадринский политехнический колледж» (г. Шадринск); аспирант Верхотурцев Денис Евгеньевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шадринский политехнический колледж» (г. Шадринск)
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ; СОДЕРЖАНИЕ; ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье обосновывается актуальность исследования проблемы технического творчества студента колледжа в современных условиях. Уточнен понятийно-терминологический аппарат, содержание, формы и методы организации технического творчества во внеучебной деятельности студента колледжа в современном контексте. Представлен положительный опыт организации технического творчества Курганской области ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж».
Ключевые слова: актуальность, техническое творчество, студент колледжа, понятие, содержание, формы и методы организации.
Annotation. The article deals with the relevance of a research of a problem of technical creativity of the student of college in modern conditions. The conceptual terms framework, contents, forms and methods of the organization of technical creativity in extracurricular activities of the student of college in a modern context is specified. Positive experience of the organization of technical creativity of the Kurgan region "Shadrinsk polytechnical college" is presented.
Keywords: relevance, technical creativity, student of college, concept, contents, forms and methods of the organization.
Введение. Профессиональная деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, специалиста-техника, применения самого широкого спектра способностей, специфических личностных качеств, среди которых особое место отводится творчеству, как созданию чего-то нового, как процессу решения профессиональных задач в изменяющихся обстоятельствах. Содержание их труда измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Исследования показывают, что общество, современный работодатель все больше осознают значимость «технического и социального творчества, созидающего техносферу» [4, с. 1243].
Различия в особенностях профессиональной деятельности оказывают влияние на содержание творческого процесса работника, но не меняют его принципиального характера и сути. И в этой связи, в современных условиях все далее уходит в небытие разделение на творческие и нетворческие профессии, должности. Само же творчество становится массовым социально значимым феноменом современного мира.
С учетом такой потребности общества и производства в профессиональных кадрах, готовых к творческой практической работе, возрастают требования к творческой основе среднего профессионального образования, к формированию творческого потенциала студента колледжа.
Формулировка цели статьи. Актуализация социального заказа на творческую личность студента колледжа, в свою очередь, предопределяет необходимость продолжения научных исследований в этой области для разработки новых теоретических, методических и практических подходов в реализации воспитательно-образовательного процесса колледжа, способствующих развитию и совершенствованию творческих способностей их личности. В частности, следует уточнить понятийно-терминологический аппарат, содержание, формы и методы организации технического творчества во внеучебной деятельности студента колледжа в современном контексте, явлению, которое имело самое широкое распространение в отечественной системе среднего профессионального образования в советский исторический период (прежде всего, в 60-70-х годах XX века), но было незаслуженно забыто в начале постсоветского периода.
Изложение основного материала статьи. Накопленный опыт использования технического творчества для развития творческих способностей обучающихся в нашей стране свидетельствует о его значительных потенциальных возможностях и для условий современности.
«Творчество» как объект изучения, является предметом изучения многих наук: философии, искусствознания, психологии, педагогике и других.
Приведем некоторые из определений данного понятия, представляющих интерес для нашего исследования.
С философских позиций «творчество» - это «присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах [5, с. 453]. Этот феномен рассматривается в связи с человеческой деятельностью, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями личности и общества на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики. При этом, «творчество» выступает универсальным способом самореализации личности.
С психологических позиций «творчество» - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1, с. 235]. Исследование этого феномена в психологии основывается на понимании его как психического процесса, как проявление внешней активности субъекта во взаимодействии с объектом, как особой формы человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.
С педагогических позиций «творчество» - это «всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов научения. Новизна и преобразование - две наиболее существенные характеристики творчества» [3, с. 12]. Данный феномен рассматривается