Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Харечкин Алексей Николаевич
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент, профессор
Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат экономических наук Борисов Олег Юрьевич
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Рожков Сергей Юрьевич
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТОВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования мотивации курсантов очной формы обучения, на занятиях по специальной физической подготовке в зависимости от этапов обучения в ВУЗе. Проведен анализ исторического развития интереса у молодежи к занятиям по физической подготовке, в зависимости от стиля и периода жизни. Проведены наблюдения и сделан анализ поэтапного развития интереса у курсантов к занятиям по специальной физической подготовке и применительно к дальнейшей профессии. Предложены некоторые варианты развития мотивации у курсантов.
Ключевые слова: физическая подготовка и спорт, мотивация, приоритеты обучения, некомпетентность бессознательная, некомпетентность сознательная, сознательная компетентность, бессознательная компетентность, смысловые образования.
Annotation. In article questions of formation of motivation of cadets of full-time courses, on classes in special physical training depending on grade levels in higher education institution reveal. The analysis of historical development of interest at youth in classes in physical training, depending on style and the period of life is carried out. Observations are made and the analysis of stage-by-stage development of interest in cadets in classes in special physical training is made and in relation to a further profession. Some options of development of motivation in cadets are offered.
Keywords: physical training and sport, motivation, priorities of learning, unconscious incompetence, conscious incompetence, conscious competence, unconscious competence, meaning education.
Введение. Рассматривая вопросы формирования мотивации в направлениях совершенствования собственных физических возможностей у курсантов на занятиях по специальной физической подготовке нельзя не обратить внимание, что мотивационная составляющая сильно разнится от курса к курсу. За время обучения в ВУЗе у многих курсантов не в полной мере формируются устойчивые мотивы и интерес к систематическим занятиям физической подготовкой и спортом, что ведет к снижению физической подготовленности курсантов в целом, и особенно это характерно для старшекурсников.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является определение мотивов, побуждающих молодых людей к занятиям по специальной физической подготовке и изменения значимости мотивов, зависящих от приоритетов на разных этапах обучения в ВУЗе.
Изложение основного материала статьи. Педагогический процесс физического воспитания в образовательном учреждении МВД России направлен на решение определенных воспитательно-образовательных задач, а именно на формирование:
- мотивационно-ценностного отношения к физической подготовке;
- установки курсантов на ведение здорового образа жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание;
- потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- способов овладения навыками выполнения боевых приемов борьбы и контрольных нормативов, включенных в рабочую программу по дисциплине «физическая культура (физическая подготовка)».
Для развития и совершенствования уже приобретенных умений и навыков, необходимо формировать у будущего сотрудника органов внутренних дел (ОВД) определенные знания в области физической культуры и спорта, направленные на ведение здорового образа жизни, способствующего дальнейшему овладению профессией и направленные на спортивное долголетие. Накопленные в процессе овладения дисциплиной «физическая культура (физическая подготовка)» знания должны реализовываться на практике, обуславливая всестороннее и гармоническое развитие сотрудника ОВД, в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему современным обществом и законодательством Российской Федерации.
Курсанты еще со школьной скамьи хорошо осведомлены о положительном влиянии на здоровье и самочувствие физических упражнений, но, к сожалению, по данным ВЦИОМ за 2017 год около 40% населения страны не занимается физической культурой и спортом, в среднем по стране курит 40% жителей из них 60% мужчин и 20% женщин. Среди сотрудников, можно предположить, что эти цифры будут отличаться не на много. Поступив в образовательное учреждение МВД России, курсант, бывший школьник, обязан овладеть системой знаний, которая ему предоставляется в процессе всего обучения. Первостепенной задачей преподавателей по дисциплине «физическая культура (физическая подготовка)» является развитие интереса у курсантов к самому предмету, посредством вовлечения курсантов в систематические плановые и самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом.
В период проведения дисциплины «основы профессиональной деятельности» главным фактором развития потребности в ежедневной двигательной активности является:
- ежедневная утренняя физическая зарядка;
- плановые занятия по дисциплине «физическая культура (физическая подготовка)»;
- проведение спортивно-массовых мероприятий по планам выходных и праздничных дней.
Все эти мероприятия способствуют планомерному переходу от простых двигательных действий к сложным технических элементам, которые они должны выполнять в соответствии с рабочей программой. Но данный период перехода затягивается, так как в период проведения дисциплины «основы профессиональной
деятельности» часы на физическую подготовку предусмотрены в недостаточном количестве, а именно всего 6 часов.
Также есть причины, влияющие с отрицательной стороны на процесс овладения дисциплиной «физическая культура (физическая подготовка)». Во-первых, запланированные примерной программой занятия часы на весь период обучения не способны полностью удовлетворить растущий организм в необходимом количестве двигательной активности, которая способствует хорошему физическому развитию, положительной динамике ведения здорового образа жизни и участия в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня. Во-вторых, занятия по дисциплине «физическая культура (физическая подготовка)», которые проводятся не более двух раз в неделю, и планируются по остаточному принципу, не способствуют развитию в должной мере у курсантов основных физических качеств, так как отсутствует ежедневный тренировочный эффект. В-третьих, большой промежуток между практическими занятиями мешает прочному усвоению практических умений и навыков выполнения технических элементов и техники выполнения боевых приемов борьбы.
При проведении практических занятий по дисциплине «физическая культура (физическая подготовка)» преподаватель должен учитывать определенные факторы, влияющие с положительной стороны на процесс развития двигательной активности курсантов и развитие у них интереса к преподаваемому предмету. Во-первых, это психологические качества такие как, чувство воли, уверенность в себе, способность переносить физическую и психологическую нагрузки, преодолевать различного рода «препятствия» на пути к физическому самосовершенствованию. Во-вторых, организаторские факторы, зависящие от способа проведения занятий и их формы. И, в-третьих, внешние факторы, направленные на приверженность круга общения к двигательной активности. Преподаватель должен формировать у курсантов потребность в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, применяя различные современные способы и методы проведения занятий, постоянно их, анализируя и совершенствуя. Курсанты, стремясь освоить дисциплину «физическая культура (физическая подготовка)», получают определенного рода знания.
До последнего десятилетия 20 века, сильным критерием в мотивировании к занятиям физической подготовкой были общественно-значимые мотивы, а также - моральное стимулирование. Само общество диктовало стиль жизни, в том числе и в аспекте физического воспитания студенческой молодежи. Сейчас это уже не так актуально и малоперспективно в реалиях нашего времени [41. Изучение уровня мотивирования курсантов на различных курсах, к занятиям по физической подготовке показало, что преобладающими в настоящее время являются личные мотивы. Развитие интереса к занятиям по физической подготовке не совпадает с общепринятыми представлениями о значимости этой подготовки в будущей профессии, осваиваемой курсантами очной формы обучения по различным специальностям [81. Проведенные исследования показали, что в процессе обучения курсантов в ВУЗе прослеживаются различные изменения значимости мотивов зависящих от приоритетов на разных этапах обучения в ВУЗе.
На первом курсе побуждающими являются мотивы со стороны родителей, курсового звена, преподавателей кафедры физической подготовки, некоторые общественно-значимые и личные мотивы.
На втором-третьем курсе указанные мотивы сохраняют высокое значение только при определенной необходимости увеличения самовыражения, самоутверждения перед родными, самоутверждения в коллективе - через оказываемое влияние на личность со стороны сокурсников [71.
На четвертом-пятом курсе преобладающими становиться личные мотивы и индивидуальные достижения, успехи, завоевания в профессии и спорте. При этом большой вес имеют факторы, включающие в себя и укрепление здоровья, и последовательное развитие в профессии [1]. Общественно-значимые мотивы теряют свои позиции и уходят на второй план.
Сам процесс формирования мотивации курсантов к занятиям специальной физической подготовкой можно условно разделить на несколько этапов:
Первый этап (1 курс иногда 2) - некомпетентность бессознательная (начальная адаптация) характеризуется, неопределенностью интересов курсантов, ещё неосознанностью мотиваторов, побуждающих к занятиям. Пример: «Я не знал о существовании приемов рукопашного боя, и меня ничуть не волнует, что я пока не умею их делать».
На втором этапе (2-3 курсы) - некомпетентность сознательная (относительно полная адаптация) происходит осознание курсантами очной формы обучения потребности к занятиям физической подготовкой и спортом. Мотивационно-ценностные отношения приобретают более устойчивый характер, действия по самореализации на занятиях специальной физической подготовкой становятся всё более осознанными [71.
Пример: «Теперь Я знаю о существовании приемов рукопашного боя. И даже знаю, что где-то есть люди (сотрудники), которые умеют их применять на практике, тогда почему же не могу и Я их применять.»
На третьем этапе (3,4 курсы) сознательная компетентность -становление, потребность к физическому совершенствованию, является осознанной и принятой личностью в качестве мотивов, прослеживается устойчивая необходимость в изучении дисциплины, которая реализуются в поведении, деятельности и чётком понимании значимости совершенствования физических качеств по тематике всей дисциплины [91.
Пример: «Мне показали приемы рукопашного боя и объяснили их значение для будущей профессии, разобрали порядок выполнения. Но чтобы их выполнять, Я вынужден каждый раз включать сознательный контроль и концентрировать своё внимание на правильной технике выполнения, порядке выполнения, последовательных действиях, что заставляет меня работать над собой, заниматься самоконтролем и самосовершенствованием».
На заключительном, четвёртом этапе (5 курс) - бессознательная - компетентность, происходит утверждение и закрепление сформировавшихся мотивов в характере человека и преобразование их в свойства личности, приспособление этих мотивов в результате систематически возникающей потребности (даже зависимости) - привычки заниматься спортом [121.
Пример: «Моё умение в применении приемов рукопашного боя стало устойчивым навыком. Я уже способен их сделать, без сознательного контроля движения (автоматически) - теперь необходима только постоянная тренировка и оттачивание мастерства».
Всё выше сказанное можно изобразить в виде схемы 1.
к о м п
Е
Т
н т н о с т ь
4 /Бессознательная 1 компетентность 3 Сознательная \ компетентность \
НЕ компетентность \ Бессознательная 1 ГУ1 \ п Н£ компетентность ( Сознательная / 2 У --- та V
—_ _—
ОСОЗНАНИЕ
Схема 1. Процесс формирования мотивации курсантов к занятиям специальной физической
подготовкой
Поэтому формирование у курсантов мотиваторов и потребностей заниматься во время специальной физической подготовки создает как объективные, так и субъективные предпосылки для внедрения в практику и методику учебно-воспитательного процесса новых (инновационных) форм и способов стимулирования, которые бы обеспечивали действенное, поступательное, позитивное отношение к занятиям специальной физической подготовкой [81.
В качестве мотиваторов для курсантов очной формы обучения можно предложить следующее:
1. Организация занятий по физической подготовке с использованием рейтинговой системы (в том числе и в секционной и клубной работе) [51;
2. Качественная самостоятельная подготовка (и под руководством преподавателя), привлечение -новыми залами (новым оборудованием и тренажерами) и новыми видами тренировок (кроссфит, паркур и т.д) [12],
3. Формирование совместной деятельности, с руководящим составом курсов (становление правильной позиции курсового звена - личный пример, разъяснительная работа),
4. Использование различных систем тестирования (тест Вамеваль, тест Купера, Гарвардский степ-тест и т.п.) как для объективного, беспристрастного контроля за обучением (тренировкой), так и для выявления преимуществ и недостатков применяемых сил, средств и методов обучения,
5. Привлечение большего количества курсантов к спортивно массовой работе, работа через коллектив (командные виды, прикладные виды спорта),
6. Побуждение к занятиям физической подготовкой с использованием мотивирующих образов междисциплинарной связи (обоснование необходимости овладения теми или иными навыками),
7. Применение новых (актуальных) методик и способов подготовки (кинезиологического подхода, вопросы саморегуляции, спортивная метрология и т.д.) [10, 131.
Выводы. По сути, весь смысл мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в личности курсанта жизненной установке, основанной на взаимосвязи с реалиями нашего времени и дающей возможность двигаться вперед.
Литература:
1. Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. История развития физической культуры. Учебное пособие / г. Ставрополь, 2017.
2. Козенко Е.Ю., Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студента. Учебное пособие / Ставрополь, 2017.
3. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и атлетическая гимнастика. Учебное пособие. -Ставрополь, 2016.
4. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и методика развития физических качеств. Учебное пособие / Краснодарский университет МВД РФ. - Ставрополь, 2016.
5. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и основные силовые виды спорта. Учебное пособие. - Ставрополь, 2015.
6. Скорнякова А.Н., Харечкин А.Н. К вопросу о проблемах самоорганизации в деятельности курсанта / Межвузовский круглый стол: Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России. - Ставрополь 2016. - С. 340-343
7. Смирнов А.Э., Пискунов А.Р., Яцук К.В. Военно-профессиональная мотивация // Молодой учёный. Международный научный журнал. - 2016. - № 30 (134). - С. 366 - 372.
8. Стоян К.В. Формирование мотивации физической подготовки у курсантов военных вузов. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Краснодар, 2002 г.
9. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-10. - С. 218-224.
10. Харечкин А.Н., Ардышев А.Н., Гапонов Р.В. Экстремальные виды спорта как способ адаптации сотрудников правоохранительных органов к условиям психоэмоционального стресса / Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России. Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 2017. С. 340-346
11. Харечкин А.Н., Мамонтов Д.Ю. Неявные «скрытые» условия образования в структуре вузовской педагогической системы / Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. -2017. - С. 330-334.
12. Харечкин А.Н., Москвин М.М, Зубенко С.С Особенности психологической подготовки и обучения слушателей вузов МВД России к несению службы в ОВД с оружием / Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 256-261
13. Харечкин А.Н., Харечкина Ю.О. Методика формирования подхода к изучению учебной деятельности курсантов в освоении специальных дисциплин с учетом индивидуальных особенностей нервной системы / В сборнике: актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-38.
Педагогика
УДК 378
магистр Хилько Анна Александровна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь), преподаватель
ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна
ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск), ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматриваются направления деятельности профессиональных образовательных организаций, способствующие профессиональной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная социализация, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, профориентационная работа, трудоустройство.
Annotation. The article discusses activities professional educational organizations that promote the professional socialization of persons with disabilities (HIA) and disability.
Keywords: professional education, professional socialization, persons with disabilities and disability, career guidance, employment.
Введение. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года для формирования инновационной экономики необходимым условием является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [4].
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Уровень конкурентоспособности национальной экономики в значительной степени зависит от качества рабочих кадров, уровня их профессионализма, социализации и кооперации. В этом контексте важным условием является разработка мероприятий, обеспечивающих доступность качественного обучения и успешную социализацию молодежи в процессе их профессиональной деятельности. При этом особое внимание уделяется проблеме профессионального обучения и социализации молодых инвалидов, а также других категорий лиц с ОВЗ трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является рассмотрение возможности профессиональной социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Изложение основного материала статьи. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации к категории инвалидов на 1 января 2017 относится 12314 тыс. чел., что на 2,7% меньше, чем в 2015 году. При незначительном сокращении общего числа инвалидов, из диаграммы видим, что по категории «дети до 18 лет» наблюдается рост на 6,44% (на 01.01.2017 их число составило 628 тыс. чел) [5].
Таблица 1
Численность инвалидов за период 2015-2017 гг.
Показатели 2015 год 2016 год 2017 год Отношение 2017/2015 гг.
1 2 3 4 5
Всего инвалидов по основным возрастным группам 12656 12538 12314 97,30
Дети в возрасте до 18 лет 590 613 628 106,44