Научная статья на тему 'Формирование функциональной физической готовности сотрудников на этапе первоначальной полицейской подготовки'

Формирование функциональной физической готовности сотрудников на этапе первоначальной полицейской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА / INITIAL POLICE TRAINING / ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ / SPORTS METROLOGY / КРОССФИТ / CROSSFIT / ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / THE FORMATION OF FUNCTIONAL PHYSICAL READINESS / REASONS FOR LOW PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харечкин Алексей Николаевич, Тимошенко Леонид Иванович, Малофей Александр Олегович, Малашенко Михаил Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы первоначальной полицейской подготовки в разрезе функциональной физической готовности граждан и возможность модернизации входного тестирования при приеме на службу. Приведены результаты исследований реализации одной из составляющих подготовленности сотрудника физической функциональной готовности. Показана необходимость реализации трех направлений формирования функциональной физической готовности в подготовке слушателей к исполнению их повседневных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харечкин Алексей Николаевич, Тимошенко Леонид Иванович, Малофей Александр Олегович, Малашенко Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of functional physical readiness of employees at a stage of initial police preparation

The article deals with the issues of the initial police training in the context of the functional physical readiness of citizens and the possibility of modernizing the entrance testing when applying for service. Results of researches of realization of one of components of readiness of the employee physical functional readiness are given. Need of realization of three directions of formation of functional physical readiness for training of listeners for execution of their daily duties is shown.

Текст научной работы на тему «Формирование функциональной физической готовности сотрудников на этапе первоначальной полицейской подготовки»

поступить?». Этот метод способствует формированию способности родителей видеть и ошибки и намечать пути их преодоления.

Е.П. Арнаутова [11 предлагает использовать метод игрового моделирования, в процессе которого родители используют свой опыт работы с детьми. Во время игрового тренинга родители применяют как вербальное, так и невербальное общение с ребёнком «Объясните, почему нельзя брать в руки птенца?» Использование активных методов связано с развитием педагогической рефлексии и обогащением опыта взаимодействия с семьёй.

Результатом такой совместной работы должны стать, прежде всего, повышение уровня экологического образования дошкольников, рост педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания собственных детей, сближение родителей с педагогами и между собой, создание оптимальных условий для организации общения родителей с детьми, участия в совместной деятельности.

Выводы. Таким образом, работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников - одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Процесс передачи детям экологических знаний более грамотно реализует педагог в рамках непосредственной образовательной деятельности, однако только совместными усилиями, вместе с родителями возможно воспитание ценностного отношения к природе, формирование навыков экологического грамотного поведения.

Литература:

1. Арнаутова Е.П. Социально-Педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. - URL: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_arnautova-family-kg.pdf

2. Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО» // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1 (13). - С. 33.

3. Курбатова А.С., Ханова Т.Г. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 407.

4. Лифанова Ж.Н., Ханова Т.Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. - Ч. 1. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2018. - С. 204-206.

5. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 70-73.

6. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Мастер-класс как форма подготовки педагога к творческой профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 11(16). - С. 95-99.

7. Сунеева И.В., Сотова И.С., Ханова Т.Г. Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 3.

8. Ханова Т.Г., Мартынова И.Г., Платова А.Г., Курбатова А.С. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. -2018. - № 1(25). - С. 263-272.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук Харечкин Алексей Николаевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Малофей Александр Олегович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); старший преподаватель Малашенко Михаил Сергеевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы первоначальной полицейской подготовки в разрезе функциональной физической готовности граждан и возможность модернизации входного тестирования при приеме на службу. Приведены результаты исследований реализации одной из составляющих подготовленности сотрудника - физической функциональной готовности. Показана необходимость реализации трех направлений формирования функциональной физической готовности в подготовке слушателей к исполнению их повседневных обязанностей.

Ключевые слова: первоначальная полицейская подготовка, причины низкой физической готовности, спортивная метрология, кроссфит, формирование функциональной физической готовности.

Annotation. The article deals with the issues of the initial police training in the context of the functional physical readiness of citizens and the possibility of modernizing the entrance testing when applying for service. Results of researches of realization of one of components of readiness of the employee - physical functional readiness are given. Need of realization of three directions of formation of functional physical readiness for training of listeners for execution of their daily duties is shown.

Keywords: initial police training, reasons for low physical readiness, sports metrology, crossfit, the formation of functional physical readiness.

Введение. Обучение сотрудников правоохранительных органов, в разделе первоначальной полицейской подготовки, становится все более актуальным, поскольку позволяет слушателям получать базовые знания

необходимые сотрудникам и практические навыки являющиеся основой для формирования в дальнейшем необходимых профессиональных компетенций.

Формулировка цели статьи. Если говорить о целях и задачах решаемых полицией в сфере общественной безопасности становится очевидным многообразие этих направлений деятельности. Ввиду такой разноплановости возникает закономерный вопрос о системе функциональной подготовки, будущих сотрудников в ходе первоначальной подготовки и применении полученных знаний при последующем прохождении службы в органах внутренних дел, т.к. объем знаний, которые им необходимо заучить и освоить по программам обучения оказывается далеко не всем «по плечу».

Изложение основного материала статьи. Особенно учитывая тот факт, что для защиты своих граждан государство наделяет полицию правом применения силы, что предполагает использование средств физического воздействия для утверждения своей воли. В таком аспекте адекватность и компетентность сотрудников - архи важна. Очевидно, что применение силы должно быть законным и пропорциональным, для разрешения ситуации мирно.

Ведь в конечном итоге, выбираемый образ действий базируется на субъективной оценке ситуации отдельно каждым сотрудником полиции, обязанным в ситуации стресса и неопределенности быть приверженцем высоких этических стандартов профессионального поведения [11].

Наивысшим приоритетом полиции всегда должны быть уважение и защита жизни. Поэтому для решения ситуаций такого характера необходима подготовка высококлассных специалистов, которые, сталкиваясь с ситуациями, когда требуется применение силы, будут уверенно, но с большой осторожностью принимать решения о необходимом уровне пропорциональности таких действий. Иными словами, такого объема физического воздействия, который является соразмерным в отношении интенсивности, продолжительности и масштабов, основанный на учете всех факторов, известных на тот момент сотруднику полиции, и направленный на достижение легитимной цели [12, 13]. При этом вопрос личной безопасности сотрудника, когда необходимо защитить себя, не подвергая опасности или угрозе лишения жизни другого человека, остается не менее актуальным.

В связи с вышесказанным необходимо обратиться к одной из составляющих подготовленности сотрудника - физической функциональной готовности. Способам проверки физической подготовленности сотрудника в ходе первоначальной подготовки, последующей тренировке и практике основных методов оборонительной тактики, на этапе выработки набора критериев психологической готовности и как следствие последующей готовности применения силы. Ведь эффективная и функциональная физическая готовность является существенной частью подготовки [4, 5].

Но, как показывает проведенный анализ, далеко не все слушатели (проходящие первоначальную подготовку) достигают необходимого уровня, повышая свою компетентность в ходе занятий по физической подготовке, посредством общих физических упражнений, и освоения основных приемов самообороны (рукопашного боя). Достигнуть необходимого уровня за время первоначальной подготовки - получается далеко не всем. Что отрицательно сказывается в дальнейшем, и даже может, сопровождается последующим регрессом в сфере физической функциональной готовности сотрудника. Вот почему для того чтобы быть готовыми к исполнению повседневных обязанностей сотрудникам, необходимо устранить причины такого положения в физической готовности слушателей еще на этапе первоначальной полицейской подготовки [6].

Основными из них являются:

- низкий уровень физической готовности (либо полное его отсутствие) который был получен в школе, вузе, армии;

- слабое развитие и пропаганда прикладных видов спорта в среде трудоспособной молодежи;

- отсутствие профильных классов подготовки по примеру кадетских корпусов (для ВДВ, ВМФ, ВКС и т.д.) [1];

- ослабление влияния системы ГТО в после студенческом периоде;

- слабая адаптация подготовки к изменяющимся реалиям жизни, новым способам и действия организованной преступности;

- недостаточная работа по сбору и анализу чрезвычайных и нестандартных ситуаций из опыта работы практических органов;

- отбор, проводимый в полицию без учета специальных навыков, знаний и профильных видов спорта, имеющегося опыта по направлениям;

- игнорирование передовой международной практики в составлении программ подготовки сотрудников (и её внедрение в программы);

- закостенелость системы подготовки, приверженность к устоявшимся (догматическим) методам работы;

- недостаточность в инновационных (прогрессивных) практиках при составлении программ подготовки [7].

И это далеко не все аспекты, которые оказывают свое влияние на уровень функциональной физической готовности сотрудников полиции, как до первоначальной подготовки, так и во время её прохождения.

Поэтому представляются необходимым реализация трех направлений формирования функциональной физической готовности в подготовке слушателей к исполнению их повседневных обязанностей:

1) разработка эффективной системы подготовки (тренировок) кандидатов и качественно новых критериев отбора в ОВД.

2) использование спортивно - прикладных тренировок, нацеленных на выработку навыков и умений для любых типовых и нестандартных ситуаций.

3) применение эффективной структуры поддержания физической готовности, с анализом применяемых методик и практик.

Все три направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для их реализации имеет смысл учесть и использовать: по первому направлению - положительный (адаптированный) опыт зарубежных систем тестирования кандидата по физической готовности на этапе отбора в ОВД.

Примером может служить - тест на физическую готовность сотрудника полиции в Канаде состоящий из 4-х ступеней (нацеленных на оценку тех физических качеств будущего сотрудника полиции, которые могут понадобиться в последующем при выполнении служебных обязанностей):

1) Бег на скорость и ловкость с элементами полосы препятствий.

Целью является проверка физической координации, ловкости, мышечной выносливости, аэробной способности и способности тестируемого менять направление и интенсивность бега.

Практическим применением является то, что сотрудник полиции должен иметь физические навыки для преследования подозреваемых через множество препятствий с различной интенсивностью бега.

2) Упражнения «Тянуть и толкать».

Целью является протестировать на силовую подготовку верхней части тела, силовую выносливость и координацию сотрудника.

Практическое применение в том, что сотрудник полиции должен иметь возможность физического задержания и удержания подозреваемого разной физической готовности и комплекции (подготовленности).

3) Упражнения «Приседать и перепрыгивать».

Целью является протестировать на ловкость, координацию и общую выносливость.

Практическое применение заключено в готовности сотрудника полиции к поддержанию высокого уровня готовности в различных ситуациях с различными типами нагрузок.

4) Перетаскивание тяжести (по времени и на расстояние).

Целью является проверка силы и силовой выносливости и общей физической готовности сотрудника.

Практическим применением является то, что сотрудник полиции должны иметь возможность поднимать и переносить предметы, подозреваемых, гражданских получивших травмы и т.п.

Аналогичные тесты впоследствии рекомендуется проводить и после трудоустройства, но уже с изменениями исходя из специфики подразделения.

По второму направлению, стоит обратить внимание на новые виды, например кроссфит и использование таковых в физической подготовке сотрудников. В кроссфите существует несколько основных вариаций проведения занятий, они могут использоваться как составляющая часть тренировки физической готовности, так и как самостоятельные тренинги для поддержания и повышения уровня физической готовности и её тестирования:

- WOD (задание на день),

- ЛРЛР (задание на скорость),

- ЛМЯЛР (задание на количество повторов),

- ЕМОМ (задание каждую минуту в течение Ы-минут) [2, 15].

Сами типы нагрузок в кроссфите делятся на 3 вида (тяжелая атлетика, гимнастика, кардио нагрузки) и охватывают все группы мышц и весь диапазон тем по физической подготовке (за исключением боевых приемов борьбы), что вполне удовлетворяет целям которые преследуются при подготовке сотрудника.

Давая в результате высокий уровень именно практической функциональной готовности позволяющей сотрудникам полиции эффективно выполнять свои повседневные обязанности и защищать свою жизнь и жизнь граждан, за которых они несут ответственность [9, 18].

По третьему направлению необходимо оговорить возможность использования долговременных моделей мониторинга с постоянным анализом результатов и статистической обоснованностью методик применяемых в подготовке. На примере технологий спорта высоких достижений, в частности такого раздела как -спортивная метрология.

Ведь во многом функциональная физическая подготовка сотрудника полиции как и спортсмена представляет собой управляемый процесс. Где важнейшим ее атрибутом - выступает обратная связь. Основу её должен составлять комплексный контроль, который даст преподавателям (тренерам) возможность своевременно получать и использовать объективную информацию о положительных и отрицательных отклонениях[8, 17]. Позволяя своевременно вносить необходимые коррективы в процесс обучения.

При этом важным является буквально всё:

- качественное управление процессом подготовки сотрудников;

- выявление систематических и случайных ошибок подготовки;

- обеспечение безопасности, надёжности, информативности, и практической направленности тестов;

- учет актуальности и пригодности норм для различных категорий сотрудников в зависимости от выполняемого ореола задач и т.п.

Представим один из способов использования спортивной метрологии в учебном процессе - это модель контроля и выявления нарушений в ходе подготовки сотрудников (подразделений), по направлениям (График 1).

проверка силы

4р,1 \

проверка боевых приемов

борьбы 0 ^^ 7 проверка выносливости ■ Ряд ]

\ Р щ ■ Ряд 2

проверка скорости'- —' проверка ловкости

График 1

1 ряд - идеальная модель;

2 ряд - показанный результат.

Данная модель позволяет преподавателям (тренерам), видеть общую картину, проводя контрольные тестирования на различных этапах подготовки, своевременно предпринимая надлежащие действия по

внесению необходимых корректировок в учебный процесс. Рекомендуя обучаемым новые методики в тренировках во время самостоятельной подготовки [3, 10].

Выводы:

1) Комплексный контроль, применение передовых практик, использование подготовленности самого сотрудника (его увлечений прикладными и профильными видами спорта), единая система от этапа отбора и до окончания первоначальной полицейской подготовки - являются важнейшими формирующими составляющими в подготовке сотрудника.

2) Использование объективной информации, новых разработок, стабильных и адаптированных к будущей практической деятельности тестов, в совокупности с беспристрастной оценкой результатов должно дать качественный результат в становлении базовых навыков сотрудника. И как следствие, повысить результативность его работы в будущей деятельности.

Литература:

1. Барсагаева И.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В. Физическая культура как синтез телесного и духовного единства // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4., - С. 22-25.

2. Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. История развития физической культуры. Учебное пособие / г. Ставрополь, 2017.

3. Козенко Е.Ю., Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студента. Учебное пособие / Ставрополь, 2017.

4. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и атлетическая гимнастика. Учебное пособие. -Ставрополь, 2016.

5. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и методика развития физических качеств. Учебное пособие / Краснодарский университет МВД РФ. - Ставрополь, 2016.

6. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и основные силовые виды спорта. Учебное пособие. - Ставрополь, 2015.

7. Николаев Д.В. Формирование познавательного интереса к физической культуре у студентов технического вуза. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Саратов, 2008 г.

8. Скорнякова А.Н., Харечкин А.Н. К вопросу о проблемах самоорганизации в деятельности курсанта / Межвузовский круглый стол: Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России. - Ставрополь 2016. - С. 340-343

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Скорнякова А.Н., Харечкин А.Н. Многоуровневые квест-занятия как комплексный способ реализации профессиональных компетенций / В сборнике: Россия: От стагнации к развитию (региональные, федеральные, международные проблемы), сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. 2017. С. - 118-120.

10. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Барсагаева И.В., Хагай В.В. Физическая культура и спорт в жизни российской молодежи и студентов образования // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-3. - С. 261-264.

11. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-10. - С. 218-224.

12. Харечкин А.Н., Тимошенко Л.И., Федорченко А.М., Гордеев Н.Н. Динамика развития познавательного интереса у курсантов к занятиям по физической подготовке // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 - 4., - С. 321-325.

13. Харечкин А.Н., Москвин М.М, Зубенко С.С Особенности психологической подготовки и обучения слушателей вузов МВД России к несению службы в ОВД с оружием // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 256-261.

14. Харечкин А.Н., Тимошенко Л.И., Борисов О.Ю., Рожков С.Ю. Формирование мотивационной составляющей на занятиях по специальной физической подготовке у курсантов очной формы обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4., - С.275-278.

15. Харечкин А.Н., Харечкина Ю.О. Методика формирования подхода к изучению учебной деятельности курсантов в освоении специальных дисциплин с учетом индивидуальных особенностей нервной системы / В сборнике: актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-38.

16. Харечкина Ю.О., Харечкин А.Н. Особенности построения учебных программ и их функции / Межвузовский круглый стол: Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России. - Ставрополь, 2016. - С. 215.

17. Харечкин А.Н., Мамонтов Д.Ю. Неявные «скрытые» условия образования в структуре вузовской педагогической системы / В сборнике: Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. - 2017. - С. 330-334.

18. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Физическая культура, физическая активность и здоровый образ жизни молодежи // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 - 4., - С. 315-318.

Педагогика

УДК 378.9-028.77-025.33

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Хацаюк Наталия Сергеевна

Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация. В статье теоретически обоснованы границы применения понятия «эффективность» для педагогических процессов. Уточнено сущность понятия «эффективность научно-методической работы». Обоснованы критерии и показатели эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым.

Ключевые слова: научно-методическая работы, критерии и показатели эффективности, общеобразовательная организация.

Annotation. The boundaries of the application of the concept of "efficiency" for pedagogical processes are theoretically justified in the article. The essence of the concept of "the effectiveness of scientific and methodological work" is clarified. The criteria and indicators of the effectiveness of scientific and methodological work in general education organizations of the Republic of Crimea are substantiated.

Keywords: scientific-methodical work, criteria and indicators of effectiveness, general education organization.

Введение. Современный этап развития образования в Республике Крым характеризуется всесторонним обновлением образовательной системы, основные ориентиры которых отражены в Государственной программе развития образования [7]. Сегодня качество образования в республике должно соответствовать, во-первых, запросам населения, учитывая при этом этнокультурные особенности региона, во-вторых, приоритетным задачам развития крымского общества, в-третьих, изменениям инновационной экономики Крыма. В целом, модернизация системы образования республики предполагает глубокие преобразования в организации работы с талантливыми детьми и системы ранней профориентации, развитии инфраструктуры дополнительного образования, дистанционного обучения и системы непрерывного образования в течении всей жизни, а также повышение престижа системы образования региона [6].

Педагогические коллективы общеобразовательных организаций, находясь в инновационном режиме работы, сегодня нуждаются в обновлении структуры управления, развитии творческого потенциала всего педагогического коллектива, формировании современной системы непрерывного обучения педагогов, создании условий для повышения квалификации учителей. Особенно остро, в условиях модернизации образования, стоит вопрос качественной подготовки педагогических работников, в частности учительских кадров республики. Поэтому совершенствование системы научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым, призванной обеспечить профессиональный рост учителя и сформировать готовность к инновационной деятельности, особенно актуально. В связи с этим, на современном этапе важное значение приобретает проблема оценивания эффективности научно-методической работы, определение критериев и показателей с учетом особенностей крымского региона.

Анализ педагогической литературы, нормативных документов, опыта работы по выбранной проблеме свидетельствует о том, что хорошо спланированная и организованная научно-методическая работа способствует обновлению системы среднего общего образования, являясь необходимой предпосылкой развития творческих способностей учителя, интегративным элементом его трудовой деятельности, необходимым условием роста педагогического мастерства. Многочисленные исследования ученых-педагогов свидетельствуют об интересе к проблеме организации научно-методической работы. Так, вопросы эффективности научно-методического обеспечения в общеобразовательных организациях нашли свое отражение в исследованиях ведущих ученых: Ю. К. Бабанского, В. М. Лизинского, М. М. Поташника. Методическая работа становится объектом диссертационных исследований, среди которых наиболее близкими к проблемы исследования являются труды О. Ф. Гагариной «Условия повышения эффективности функционирования методической службы в системе повышения квалификации работников образования» (Ставрополь, 2005), Л. Н. Прониной «Педагогические условия повышения эффективности управления научно-методической работой в лицее» (Тула, 2008), Г. В. Яковлевой «Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении» (Челябинск, 2003).

Таким образом, работы современных ученых в некоторой степени раскрывают вопросы эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях, однако проблема остается в том, что отсутствует исследование, которое бы выделяло и обосновывало критерии эффективности научно-методического обеспечения в образовательных организациях, осуществляющих инновационную деятельность. Таким образом, имеет место противоречие между существующим социальным заказом на создание эффективной системы научно-методической работы в инновационных образовательных организациях Республики Крым и недостаточной разработанностью, и практической необходимостью определения критериев эффективности этой деятельности с учетом особенностей региона.

Формулировка цели статьи. Цель данной статьи заключается в выявлении критериев эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1) теоретически обосновать границы применения понятия «эффективность» для педагогических процессов; 2) уточнить сущность понятия «эффективность научно-методической работы»; 3) обосновать показатели эффективности научно-методической работы в общеобразовательных организациях Республики Крым.

Изложении основного материала статьи. Реформирование общего среднего образования предусматривает реализацию принципа гуманизации образования, методологическую переориентацию процесса обучения с информативной формы на развитие личности человека. Основой качественного развития и совершенствования личностных, профессиональных и деловых качеств педагогичных работников, повышению их педагогического мастерства способствует эффективное функционирование научно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.