Касымжанова Диляра Сапаровна,
научный сотрудник сектора антикоррупционной экспертизы действующих НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
ВЛИЯНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Одна из главных задач Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ) - сближение законодательств государств - участников СНГ.
Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ - это адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты [1].
Международное и внутригосударственное право как независимые правовые системы сосуществуют и активно взаимодействуют в различных формах. Одной из основных и в определенном смысле первичных форм взаимодействия является процесс, в рамках которого международно-правовая нормативная система оказывает влияние на внутригосударственные законодательные процедуры: нормами международного права может предусматриваться как необходимость, так и возможность внутригосударственного нормотворчества, направленного на обеспечение реализации международно-правовых норм. Кроме того, «международное право иногда не ограничивается инициативой создания норм внутригосударственного права. Оно устанавливает рамки такого нормотворчества и даже определяет содержание будущих норм внутригосударственного права» [2, с. 23].
В поисках перспективных направлений гармонизации и унификации национальных правовых систем государства и многие международные организации пришли к выводу о необходимости использования специфичного способа правовой унификации - унификации с помощью международных модельных норм. Напомним, что под международными модельными нормами предложено понимать нормы, управомочивающие или обязывающие государства или других субъектов разработать и принять правовые акты или правовые нормы (международные или внутригосударственные) определенного содержания [3, с.18].
в силу своей специфики в настоящее время наиболее активно процесс модельного нормо-
творчества идет в рамках межпарламентских объединений. важную роль здесь играет такой орган «постсоветской» интеграции, как Межпарламентский комитет, созданный в рамках Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях России, Беларуси, Казахстана и Киргизии от 28 марта 1996 г.
Парламент Республики Казахстан при рассмотрении законопроектов, направленных на совершенствование законодательной базы, постоянно изучает, анализирует и использует нормативные правовые акты Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Их основные положения и нормы, а также предложения и рекомендации Ассамблеи нашли полное или частичное отражение во многих нормативных правовых актах нашей страны. В целом, говоря о механизме разработки модельных нормативных правовых актов, рекомендуемых для принятия за основу и внедрения в национальное законодательство, мы стараемся определить концепции правового регулирования отношений, складывающихся в наших странах в процессе становления и развития государственных и общественных институтов, а также сформулировать основные нормы отраслевого законодательства в целом. Законодательная практика Республики Казахстан показывает, что при разработке норм национальных законов применялись концептуальные положения модельных актов, подготовленных рабочими органами Межпарламентской Ассамблеи, что ключевые аспекты диспозиций модельных правовых норм с учетом особенностей национального законодательства были успешно имплементированы, что принятие либо непринятие тех или иных принципов, заложенных в модельных законах, обусловливалось степенью глубины и качества проведенных экономических и социальных реформ в стране. Следует отметить, что Казахстан по целому ряду преобразований является неоспоримым лидером (примерами могут служить пенсионная реформа, реформа финансовой системы и т.д.) [4, с. 165].
Трибуна молодого ученого
так, Модельные законы и рекомендации Межпарламентской Ассамблеи, принятые по инициативе Постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту, активно использует в своей законотворческой деятельности и Республика Казахстан. так, например положения модельных законов «О музейном фонде и музеях», «Об авторском праве и смежных правах», «Об архивах и архивном фонде», «Об охране археологического наследия» нашли свое отражение во многих национальных законодательных актах.
Основные положения проектов модельных Законов: «О спортивной подготовке», «О физической культуре и спорте», «О студенческом спорте» отражены Закон «О физической культуре и спорте» отражены в Законе РК «О физической культуре и спорте» от 2 декабря 1999 г., который совершенствуется и по сей день.
в эпоху быстрого информационного обмена актуальные положения проекта модельного Информационного кодекса нашли свое отражение в Законе РК от 7 января 2003 г. «Об электронной подписи и электронном документе», РК от 11 января 2007 года «Об информатизации».
Положения модельного закона «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма» были востребованы при подготовке Закона РК от 13 июня 2001 г. «О туристской деятельности в Республике Казахстан». в соответствующих законах и законопроектах Республикой Казахстан учтены положения таких модельных правовых актов МПА, как «Об охране археологического наследия», «О музейном фонде и музеях», «О научно-технической информации», «О меценатстве и благотворительной деятельности», «Об объектах культурного наследия» и т.д.
Пристальное внимание парламентарии Казахстана уделяют совершенствованию законодательства на основе единых принципов правового регулирования. так, результаты законотворческой деятельности
МПА СНГ нашли частичное отражение в законах Республики Казахстан «О культуре», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы», «О системе здравоохранения», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции».
Основы модельного Библиотечного кодекса, «О театре и театральной деятельности», «О музейном фонде и музеях», «Об объектах культурного наследия», «Об архивах и архивном фонде», «Об охране археологического наследия» были имплементированы при подготовке Закона РК от 27 мая 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
«О культуре» и Закона РК от 10 ноября 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах».
в целях улучшения работы механизмов обороны и экономической безопасности государства, как на внешнем уровне, так и на внутреннем, законодатель брал за основу такие модельные законы как: «О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров», «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом» и т.д.
Ключевую позицию в мировом развитии занимают и вопросы энергетики и энергетической безопасности. Не является исключением и Евразийское экономическое сообщество. От того, насколько взвешенно, прагматично, рационально мы будем подходить к вопросам развития энергетической сферы, организации цивилизованных отношений и цивилизованной торговли энергоресурсами внутри Сообщества, будет зависеть не только уровень нашей интеграции, но и прочность наших межгосударственных отношений вообще [5]. Пока необходимых подходов в этой сфере мы еще не достигли. Между отдельными странами, входящими в Сообщество, периодически возникают недоразумения по вопросам торговли энергоносителями и их транспортировки. Но, как нам представляется, эти вопросы хоть и крайне сложны, но решаемы при наличии доброй воли. Заинтересованность в этом демонстрируют все главы государств ЕврАзЭС и СНГ. Относительно недавно ими была поддержана идея создания общего энергетического рынка в рамках Сообщества, рассмотрены вопросы развития водно-энергетического сотрудничества в Центральной Азии, а также взаимодействия в области атомной энергетики.
в этой связи необходимо отметить, что в Казахстане при разработке проекта Закона «Об электроэнергетике», направленного на обеспечение надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики и защиту прав участников рынка электрической и тепловой энергии, учитывались Концепция Основ законодательства об энергетике государств-членов ЕврАзЭС и законопроектные предложения по Основам законодательства ЕврАзЭС по энергетике.
Законотворческий опыт Европейского союза и многих стран мира в сфере экологии, а также рекомендации авторитетных международных организаций, модельный Экологический Кодекс, разработанный МПА СНГ, учтены нами и при разработке экологических законов Казахстана, сформировавших Экологический Кодекс Республики. Кодекс отражает подходы к комплексному
решению проблем экологии и экологической безопасности, предусматривает бережное, рачительное отношение к природным ресурсам, новые стандарты в экологических требованиях, усиливает систему государственного контроля в этой сфере.
Принятые законодательные акты, свидетельствует о твердой позиции Казахстана в выполнении международных обязательств в соответствии с принципом действенной имплементации норм международного права в национальном законодательстве.
Анализируя последние изменения законодательной базы, очевидно, что модельные Кодексы и Законы вносят ощутимый вклад в формирование общего культурного, информационного и правового базиса государства.
Мониторинг использования модельных законов и рекомендаций, принятых Межпарламентской Ассамблеей СНГ, свидетельствует о том, что потенциал модельного законотворчества далеко не исчерпан. Рекомендательные правовые акты обладают значительным законотворческим ресурсом для создания гармонизированного правового поля Содружества Независимых Государств.
Список литературы
1. http://www.iacis.ru/html/mdex.php?id=85.
2. Суворова В.Я. Реализация норм международного права. - Свердловск, 1992. - С. 167.
3. Безбородов Ю.С. Международные модельные нормы. - М., 2008. - С. 152.
4. Амиров И.А. Об использовании модельных законодательных актов, подготовленных Постоянной комиссией МПА СНГ по правовым вопросам, в законотворческой деятельности Парламента Республики Казахстан. // Вестник Межпарламентской Ассамблеи 1(57), 2012 г. - Санкт-Петербург. - С. 163-168.
5. http://www.ipaeurasec.org/magazine/?data=012007_04.
Бул мащалада автор модельдт зацдардыц улттыщ зацнамага зсергшц кейбгр аспектшерт аша-ды.
Ty^h свздер: пш1нд1 зацдар, Парламент аралыщ ассамблея, талдау.
В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты влияния модельных законов на национальное законодательство.
Ключевые слова: модельные законы, Межпарламентская ассамблея, мониторинг.
The author reveals some aspects of the impact of model laws on national legislation. Keywords: model laws, the Inter-Parliamentary Assembly, the monitoring.
Диляра Сапаркызы Касымжанова,
КР Зац шыгару институтыньщ К^ьщтьщ мониторинг орталыгы ^олданыстагы НК^А-ныц сыбай-лас жем^орлывда ^арсы сараптамасы секторыныц жетекшi гылыми ^KMeraepi ¥лттык; зацнамаFа модельдж зацдардыц ыкпал eTyi
Касымжанова Диляра Сапаровна,
научный сотрудник сектора антикоррупционной экспертизы действующих НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
Влияние модельных законов на национальное законодательство
Kasymzhanova Dilara Saparovna,
research fellow of the sector of anti-corruption expertise of legal acts of the Legal Monitoring Center of Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan
The author examines the impact of model laws on national legislation